Реферат по предмету "Государство и право"


Социалистический тип государства

Министерство общего и профессионального
образования



Российской Федерации





Ессентукский институт управления,
бизнеса и права





Кафедра
_______________________________________________











КУРСОВАЯ  РАБОТА


По дисциплине ________________________________________



Тема
_________________________________________________



______________________________________________________



Выполнил студент
_____________________________________



                                                      
(фамилия, имя, отчество)



________ курса ________ группы
__________ отделение ________ шифр







дата представления _____________________



Руководитель _____________________________________



Оценка _____________________________________________







Ессентуки 2000


План:



 



 



Введение. 3



Глава 1.
Понятие и признаки социалистического государства. 4



Глава 2.
Возникновение и развитие социалистического государства. 10



Глава 3.
Государство и право в условиях кризиса социализма. 21



Заключение. 34



Список
литературы.. 35



 







Введение

 



Данная курсовая работа посвящена Социалистическому
типу государства. В ней будут рассмотрены следующие основные вопросы понятие и
признаки социалистического государства, истории его возникновения и причинам
кризиса.



Новый этап в развитии
государства и права России свя­зан с Октябрьской революцией. 25 октября 1917
года в 10 утра Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и
солдатских депутатов в обращении «К гражданам России» провозгласил: «Временное
правитель­ство низложено. Государственная власть перешла в руки органа
Петроградского Совета рабочих и солдатских депу­татов Военно-революционного
комитета, стоящего во гла­ве Петроградского пролетариата и гарнизона... Да
здравст­вует революция рабочих, солдат и крестьян». Так нача­лась история
советского государства и права.



Победа пролетарской революции в России привела к установлению
диктатуры пролетариата. К.Маркс и Ф.Энгельс считали парламентарную республику
лучшей формой диктатуры пролетариата при переходе к социа­лизму. В.И. Ленин на
основе изучения опыта Парижской коммуны, революций 1905 - 1907 гг. и
Февральской 1917 года в России, сделал вывод, что для России лучшей фор­мой
диктатуры пролетариата будет не парламентарная республика, а республика Советов
рабочих, батрацких и крестьянских депутатов. В России диктатура пролетариата и
была установлена в форме республики Советов.



Революция в России победила под руководством Рос­сийской
социал-демократической партии (большевиков), которая стала правящей партией в
стране. Она определяла стратегические направления развития государства и права.



Создание советского государства и права проходило в сложной
внутренней и внешней обстановке. В мире шла первая империалистическая война. Со
всей остротой вста­ла перед новым государством проблема выхода из войны. 3
марта 1918 г. был подписан Россией с Германией, Авст­ро-Венгрией, Болгарией и
Турцией грабительский Брест­ский мирный договор.



Внутри страны резко обострилась классовая борьба, приняв
самую ожесточенную форму - форму гражданской войны. Уже в конца октября 1917
года новой власти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского
-
Краснова, а в самом Петрограде ликвидировать вы­ступление юнкеров. В
1918-1920 гг. новому государству пришлось отражать нападение как внутренних
противни­ков советской власти, так и войск Англии, Франции, Япо­нии США,
Польши, чехословацкого корпуса. Положение порой складывалось критическое для советского
государ­ства. Так к осени 1918 года внутренние и внешние проти­воборствующие
против советской власти войска захватили три четверти территории страны,
отрезав ее от важнейших экономических районов. На освобождаемых от советской
власти территориях они создавали свои государственные структуры: Временное
правительство Северной области, Сибирское правительство. Правительство Юга
России и др.



В годы гражданской воины и иностранной военной ин­тервенции
советское государство проводили политику по­лучившую название политики военного
коммунизма. Его основу составляла продовольственная разверстка, монопо­лия
государства на торговлю хлебом, национализация не только крупной, но даже
средней и мелкой промышленно­сти, всеобщая трудовая повинность.







Глава 1. Понятие и признаки
социалистического государства.

Украинский Советский Энциклопедический Словарь даёт
следующее определение Социалистическому государству: «Социалистическое
государство -  качественно новый исторический тип государства, организация
политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, основное орудие
защиты революционных завоеваний, творческие преобразования экономической и
духовной жизни общества с целью постепенного перераспределения социалистической
государственности в общественное коммунистическое самоуправление.
Социалистическое государство возникает как государство диктатуры пролетариата.
Вторым этапом социалистического государства является этап общенародного
государства».



Социалистическая правовая семья (или социалистические
правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью
правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовые
системы стран, входящих в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к
романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма
права здесь всегда рассмат­ривалась и рассматривается как общее правило
поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология
юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и вос­ходящая
к римскому праву.



При значительном сходстве с континентальным правом
правовые системы социализма имели существенные особенности, обусловленные явно
выраженным классовым характером. Единственным источником социалистического
права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже —
нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают
волю трудящихся, подав­ляющего большинства населения, а затем — всего народа,
руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической рево­люции
связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой
социалистической революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся
нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные
(секретные и полусек­ретные приказы, инструкции и т. д.), фактически выражали
прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного
аппарата.



Господствовало узконормативное понимание права.
Частное право уступало господствующее место праву публичному. Для советской пра­вовой
системы оставались чуждой идея господства права и мысль о том, что надо
изыскивать право, соответствующее принципу справедливости, основанному на
примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило
императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной
политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и
принудительной силой правоох­ранительных (карательных) органов.



В теории исключалось возможность для судебной практики
высту­пать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого
толкования права. Это принципиальная позиция в какой-то мере под­креплялась и
отсутствием в стране судебной касты, которая претендо­вала бы на то, чтобы
стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней.
Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только
закону, суд оставался инструментом в руках господствующего класса (группы),
обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть
не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти. В
СССР было трудно найти что-либо подобное контролю за конституционностью
законов.



На социалистические правовые системы Европы, Азии и
Латинской Америки, составляющие «социалистический лагерь», существенное вли­яние
оказала первая правовая система, считавшаяся социалистичес­кой, — советская.
Национальные правовые системы зарубежных социа­листических стран являлись и
являются (Китай, Северная Корея) разно­видностями социалистического права.



В настоящее время можно констатировать существенные
изменения в правовой системе России и других государств, относившихся к социа­листической
правовой семье. Россия провозгласила движение по пути формирования правового,
демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это
позволяет прогнозировать сбли­жение ее правовой системы на новом качественном
уровне, при со­хранении специфики, с романо-германской правовой системой как
наиболее родственной, а также восприятие некоторых достоинств пре-цедентного
права, присущих системе «общего права». Осуществляется комплекс мероприятий по
обновлению законодательства, обеспечению господства права и верховенства
закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от
произвола властей, взаимной ответственности государства и личности. Идет
судебная реформа. На­бирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии,
т. е. суще­ственно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.



В большинстве изданных в прошлые годы работ,
посвященных госу­дарству, его сущность рассматривается однозначно с классовых
пози­ций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса.
Напротив, в западных теориях государство показано как над­классовое
образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий,
представляющий интересы всего общества.



Сущность государства — то главное в этом явлении, что
определяет его содержание, цели, функционирование, т. е. власть, ее
принадлежность.



Государство, как это было показано выше, возникает
тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором су­ществовавшая
на протяжении многих тысячелетий система уравнитель­ного распределения
общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего
развития общества необходимо выделе­ние определенного элитарного слоя,
занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе),
либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному
рас­слоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам,
приобрела политический характер, стала осуществляться в ин­тересах прежде всего
привилегированных социальных групп, классов.



Однако зарождение социального неравенства, социальной
неспра­ведливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще
крайне низкой производительности труда появляется хотя бы у части людей
возможность освободиться от повседневного тяжелого физичес­кого труда. Это
приводит не только к существенному улучшению соци­ального управления, но и к
возникновению науки и искусства, к замет­ному росту экономического и военного
могущества такого общества.



Итак, возникновение государства всегда связано с
изменением харак­тера публичной власти, с превращением ее в политическую
власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интере­сах
главным образом привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает
богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения
сущности государства.



Однако характер государственной власти не всегда
одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений
не вызывает. Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, ко­торые
являются собственниками и основных средств производства (зем­ли), и самих
производителей — рабов. Последние не только не участву­ют в осуществлении
государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются
«говорящими орудиями». Анало­гично положение власти и в феодальном обществе.
Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников. Крестьяне не
имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридичес­ких прав и
нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в
рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство
и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.



Более сложна оценка, характера власти в буржуазном
государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами,
что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактичес­ки же в
раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям уста­навливают
имущественный, образовательный и иные цензы, ограни­чивающие избирательные
права молоимущих слоев населения. Тем са­мым обеспечивается реальная
принадлежность власти экономически господствующему классу — буржуазии.



В восточных государствах власть находилась в руках
бюрократичес­кого чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она
также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а
соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях
эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от
других слоев общества и особым местом в системе распределения об­щественного
продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам
производства, становясь фактически их реаль­ными собственниками, закабаляя и
самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства»,
хотя формально они свободны и являются собственниками земли.



Подобное всевластие государственного (а иногда и
партийно-госу­дарственного) аппарата может иметь место и в обществе с
господству­ющей частной собственностью на основные средства производства.
Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную
самостоятельность», становится во многих случаях практически от об­щества
независимым'. Это может достигаться, в частности, за счет балансирования между
антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело
место во Франции при бонапартист­ском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же
результат нередко получа­ется посредством осуществления жестких мер подавления
любого ина­комыслия, любого противодействия правящей верхушки. Такое поло­жение
было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных
или авторитарных режимов стран Латинской Америки.



Значит, классовый подход дает возможность выявить
существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные проти­воречия.
Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых
классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась
государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны
в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение
рабочих и т. п.



Тем не менее установление классового (сословного)
характера госу­дарственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства,
и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности
научного познания государства и политической власти.



Во-первых, власть в государстве может находиться в
руках срав­нительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной
мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих
собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бю­рократические
режимы).



Во-вторых, во многих странах, освободившихся от
колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни
один из социальных классов не обладает достаточной силой и
организо­ванностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенаци­ональных
интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры)
возникает власть блока различных классов и не­классовых социальных групп,
включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,
ремесленников, мелких торговцев и пр.



В-третьих, при определенных условиях может возникнуть
государст­во, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему
народу, поскольку общенародные интересы станут преобладать над более узкими
классовыми или групповыми.



И наконец, самое важное! Общество всегда едино,
несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не
может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов.
Условием существования чиновничьего аппарата в «вос­точном» государстве
является труд общинников и т. д. Поэтому сто­ящий у власти класс (или
социальная группа) всегда вынужден забо­титься в какой-то мере об угнетенных
классах, об эксплуатируемых слоях населения.



Значит, любое государство должно осуществлять (и
всегда осущест­вляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего
общес­тва. И любое государство не только является орудием подавления, машиной
господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все
общество, является средством его объединения, способом его интеграции.



Общесоциальная роль государства также является его
сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким
образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются
узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего
общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических
условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению
другой.



В наибольшей степени превалирует классовая сторона
государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав,
возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующе­му классу.
Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни,
принудительном характере труда, беззащит­ности от любого произвола, видимо,
преувеличено. Низкая производи­тельность труда неизбежно приводила к тому, что
число рабов много­кратно превышало число свободных. При этом раб, занятый на
сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу,
вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть
основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали
и иные методы воздействия: идеологические, в том числе религиозные, разжигание
национальной и социальной розни (по­ложение рабов не было одинаковым. В Афинах,
например, рабы выпол­няли обязанности полицейских), и, несомненно,
экономические мето­ды — материальная заинтересованность раба в результатах
своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т. п.). В
оп­ределенной степени рабы были защищены юридически — как и любое ценное
имущество. Все это указывает на большую, чем обычно счита­лось, общесоциальную
роль рабовладельческого государства.



Значение общесоциальной стороны государственной
деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму,
от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном
западном обществе: высокие налоги на прибыль пред­принимателей, государственное
регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ
привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия,
снижа­ется необходимость в мерах подавления классовых противников, кото­рых,
естественно, становится меньше, повышается политическая ста­бильность общества.
Таким образом, одновременно с увеличением со­циальной составляющей
государственной деятельности снижается доля его классового содержания.



Итак, для полного и объективного познания государства,
понимания его сущности, недостаточно только классового подхода, — следует ис­пользовать
положения и других теорий государства — элитарной, тех­нократической,
плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. .



Функции государства — главные направления его
деятельности, вы­ражающие сущность и назначение государства в обществе.



В западной науке вопрос о функциях государства
практически не рассматривается, речь обычно идет о целях и задачах государства.
В на­шей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые
осуществляются внутри страны и связаны с реализацией поли­тической власти, и
внешние, которые связаны с отношениями между данным государством и другими
странами.



Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою
очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные,
общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах
господствующих классов (охрана существующего государст­венного и общественного
строя, господствующей формы собственнос­ти, подавления сопротивления
эксплуатируемых классов и т; п.). Дополнительные же функции государства
реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующего, и
подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных и иных общественных
сооруже­ний, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ
и т. п.). Главной внешней функцией эксплуататорских госу­дарств признавалась
функция захвата чужих территорий, наряду с кото­рой выделялись функции обороны
и внешних отношений (дипломати­ческая).



Применительно к социалистическому государству
выделялись следу­ющие внутренние функции: хозяйственно-организаторская,
культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, право­охранительная,
природоохранительная, социального обслуживания на­селения. Указывалось и на то,
что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления
эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией
этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, обороны
страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь раз­вивающимся
странам, внешние сношения.



Рассматривая данные вопросы, необходимо учитывать
следующие обстоятельства.



1. Деление функций на внутренние и внешние во многом
является условным. Ведь деятельность государства внутри страны — в сферах
экономики, политики, культуры и других — зависит, а нередко и в зна­чительной
степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей.
Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие
образования, как Европейское Со­дружество, Содружество Независимых Государств,
и т. п. Здесь раз­личить внешние и внутренние функции зачастую невозможно.



2. Не всегда можно различить классовые и общественные
функции. Естественно, что социальные силы, стоящие у власти, осуществляют
деятельность , которая направлена на удержание власти и использова­ние ее в
своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет
классовый характер. Так, во многих государствах «восточ­ного» типа стоящий у
власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а
представляет собой узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь
место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и
тоталитарных режи­мах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются
как классовые, приобретают скорее групповой, кастовый характер.



3.
Вряд ли всегда можно различить функции социалистического и эксплуататорского
государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет
функции, подобные тем, которые от­носятся исключительно к социалистическому
государству, в частности связанные с организацией экономики, развитием науки,
культуры, об­разования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населе­ния.
Особенно это относится к современным западным государствам.







Глава 2. Возникновение и развитие
социалистического государства.

Формирование
социалистического права



Формирование основ нового права началось
с изда­нием первых декретов Второго Всероссийского съезда советов,
сформировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых зако­нов,
если они противоречили «революционному правосознанию». Последнее и стало
главным источником пра­ва при отсутствии новых писаных норм. В местных
судах в ка­честве источника продолжали действовать нормы обычного права.
Постепенно стала складываться новая судебная прак­тика. Революционное
правотворчество осуществляялось сами­ми судебными органами, высшими органами
власти (съезд, ВЦИК, СНК), руководящими органами политических партий (ЦК) и
даже местными советами. Приоритет «революционно­го правосознания» в качестве
источника права, основывался на господстве в первые годы революции психологической
тео­рии права,
считавшей важнейшим аспектом правовой реально­сти именно
правосознание, а не норму и не правоотношение.



Одной из первых сфер, в которой было
осуществлено зако­нодательное нормирование, были брачна-семечные отношения (семья
— ячейка общества, и при перестройке последнего обя­зательно подвергается
воздействию первая). В декабре 1917 г ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие
всякие ограни­чения (разрешение родителей на брак, различие в вероиспо­ведании
брачующихся и пр.), узаконивающие только граждан­скую форму брака,
устанавливающие свободу развода. В сен­тябре 1918г. ВЦИК принял Кодекс
законов об актах граждан­ского состояния,
брачном, семейном и опекунском
праве. В ко­дексе подчеркивалось, что церковный брак не порождает ни­каких
юридических последствий; переезд одного из супругов не влечет обязанности
другого следовать за ним; отменялся принцип общности имущества супругов.
Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, а не
как их частное дело. Провозглашался принцип раздельно­сти имущества родителей и
детей, запрещалось усыновление Законодатель опасался скрытой
«социально-экономической эксплуатации трудящихся» под видом старых правовых
отно­шений (наследования, завещания, усыновления, опеки и т.п.)



В декабре 1917 г. ВЦИК принял положение
«О страховании на случай безработицы» и декрет «О страховании на случай бо­лезни».
Эти меры социальной защиты обеспечивались из фон­дов предприятий. Весной 1918г.
было сформирована новая инс­пекция труда, избираемая профсоюзными
организациями.



В декабре 1918г. был принят первый Кодекс
законов о труде РСФСР,
разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и
обобща­ющий все предшествующее советское законодательство о труде. Действие
кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах
хозяйства (государственном, кооператив­ном, частном). В кодексе закреплялись
нормы труда (продолжи­тельность рабочего дня для разных категорий трудящихся и
для различных условий труда) и отдыха (отпуска, выходные дни), ус­танавливались
льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и
отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему
социаль­ного страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального
обеспечения
(выплат из централизованных фондов государства), что было
связано со структурными измене­ниями в экономике — сплошной национализацией производст­ва
и централизацией управления и финансирования. КЗоТ вво­дил также трудовую
повинность
для лиц от 16 до 58 лет.



Сфера нового гражданского права
формировалась в ходе процессов национализации. Кроме объектов промышленно­сти,
транспорта и финансов национализация охватила и сфе­ру жилья. ВЦИК в апреле
1918 г. принял декрет «Об отмене наследования», по которому все виды
наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограни­чивалась
суммой в 10 тысяч рублей (все остальное имущество переходило в собственность
государства) и поступала родст­венникам умершего в виде «меры социального
обеспечения» на праве управления и распоряжения. Тем самым законода­тель
стремился перекрыть еще один источник «нетрудового обогащения». Ту же цель преследовал
майский 1918 г. декрет ВЦИК «О дарениях», запретивший всякое
«безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сум­му
свыше десяти тысячи рублей».



Произошло резкое сокращение торгового
оборота, из кото­рого были изъяты национализированные имущества, ценные бу­маги
(акции, купоны). Государственные монополии на хлеб, тек­стиль, нефть, спички и
т.п. предельно сократили товарооборот Система «главкизма» исключала
товарно-денежные отношения между предприятиями, монополия внешней торговли — из
сфе­ры экспортно-импортных отношений частных лиц и частные ка­питалы.
Натуральный продуктообмен вытеснил денежные отно­шения, на правовом уровне
происходило соответствующее вы­теснение гражданско-правовых норм
административно-право­вым регулированием. Нормативное запрещение частной торгов­ли
привело к тому, что областью торговых отношений стал со­хранившийся подпольный
«черный рынок», где эти отношения были деформированы и искажены.



В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие
начала по уголовному праву РСФСР,
ставшие первой попыткой обобщения
практики судов и трибуналов. Согласно получившей широкое распространение в этот
период теории «социальных функций права», новое уголовное право должно было
основываться на принципе целесообразности, который
противопоставлялся принци­пу законности. В законодательном
корпусе проявились тенден­ции к отказу от особенной части кодекса.
Предполагалось, что суды, руководствуясь «социалистическим правосознанием» и
принципом целесообразности, будут решать дела на основе лишь норм общей
(декларативной) части кодекса.



На этой идее базировалась структура
Руководящих начал. Они состояли из введения, разделов о сущности уголовного
права, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях
совершения преступления, о соучастии, о видах на­казания, об условном
осуждении, о пространстве действия уго­ловного права. Законодатель отказывался
от исчерпывающего и полного нормирования всех отношений, полагаясь на «со­циальное
чутье пролетарского суда»: «В интересах экономии сил, согласования и
централизации разрозненных действий пролетариат должен выработать правила
обуздания своих клас­совых врагов». Кодекс понимал под правом систему (порядок)
общественных отношений. При назначении наказания суд должен был учитывать степень
и характер социальной опас­ности преступника и его социальную принадлежность.
При этом наказание должно основываться на целесообразности его применения.



Формы вины, необходимая оборона, крайняя
необходи­мость не расшифровывались в кодексе. Недостаточное внима­ние к
трактовке субъективной стороны преступления приво­дило к усилению принципа объективного
вменения,
когда сте­пень наказания связывалась с результатом
преступления, но не с его мотивами. На меру наказания влияли социальная при­надлежность
преступника («принадлежащий к имущему клас­су» или «неимущий») и социальная
направленность деяния («в интересах угнетающего класса»). К смягчающим
обстоятель­ствам относились принадлежность к «неимущим классам», со­стояние
голода, нужды, невежество и несознательность.



Практика судебного правотворчества
получила в Руководя­щих началах поддержку в виде принципа аналогии:
при отсут­ствии конкретной нормы в законе, разрешающей конкретный казус, к нему
могли применить аналогичную норму, и решить его по аналогии с другим казусом,
урегулированным этой нор­мой. Свобода толкования на практике вела к произволу.



Система наказаний, предусмотренных
кодексом, включа­ла: внушение, общественное порицание, принудительное изу­чение
курса политграмоты, бойкот, исключение из коллекти­ва, возмещение
ущерба, отстранение от должности, конфиска­цию имущества, лишение политических
прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы,
объявление вне закона, расстрел. В период «военного комму­низма» многие из этих
мер применялись в административном и внесудебном порядке (органами ВЧК). Такая
мера как объ­явление вне закона применялась как к отдельным лицам, так и целым
организациям (в ноябре 1917 г. партия конституци­онных демократов была
объявлена «партией врагов народа»). Свободный выбор наказании предоставлялся
ревтрибуналам постановлением Наркомюста в июне 1918г.



В феврале 1919 г. ВЦИК издал положение
«О социалисти­ческом землеустройстве номерах перехода к социалистическо­му
земледелию».
Вся земля определялась в качестве единого го­сударственного
фонда. Фонд находился в непосредственном заведовании и распоряжении
соответствующих наркоматов. Создаются совхозы, коммуны, общества по совместной
обра­ботке земли. Все формы единоличного землепользования рас­сматриваются как
отживающие. Целью ставится создание единого производственного хозяйства и
обобществление землепользования.



Разработка отдельных отраслей,
институтов и норм права происходила на основе складывающейся судебной практики
и быстро формирующейся законодательной базы (декреты СНК и постановления ВЦИК).
Прежде всего законодатель стремился решить наиболее важные и актуальные
(социальные, политические, экономические) проблемы. Однако в процессе
законотворчества формировалась единая система права, нуждавшаяся в конституционной
основе.



Создание нового
социалистического федеративного государства



Декларация прав народов России в 1917г.
провозгла­сила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные
обстоятельства (географическое поло­жение, международное окружение, уровень
нацио­нального самосознания и пр.) создавали разные ус­ловия для реализации
этого права.



Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь
на политиче­скую подддержку западных государств, отошли от группы на­циональных
государственных образований, возникших на тер­ритории бывшей Российской
Империи, стали играть роль «са­нитарного кордона» для Запада, отделяя его от
советской Рос­сии.



В феврале 1919 г. на съездах советов
Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению со­юза
помешала интервенция Польши.



В апреле 1918г. была провозглашена
Закавказская респуб­лика, но через месяц она распалась на три независимых госу­дарства.
Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Арме­нии вторгаются турецкие войска,
на несколько месяцев неза­висимость этих республик была утеряна. Позже в
Закавказье появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской
войны. В апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил
муссаватистское правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В
ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г.
Красная Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования
конфликтов между грузинами и ар­мянами) и здесь была провозглашена советская
власть.



Декларация прав народов России не
сформировала идеи го­сударственного устройства (унитарное или федеративное) бу­дущего
государства. Провозглашался «добровольный и чест­ный союз народов России», и «
говорилось, что «Советская Рос­сийская республика учреждается на основе свободного
союза свободных наций, как федерация Советских национальных ре­спублик».
Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению
национальных различий и к мировой революции.



С 1918 г. по 1922 г. развитие союза
республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР
и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между не­зависимыми
республиками и РСФСР.



В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку
сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую
республику. В мае 1920 г. огромная территория ре­спублики была разделена на две
автономные республики с ог­раниченными правами.



В 1920-1922 гг. автономия
предоставлялась киргизам, ма­рийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам,
крым­ским татарам и пр. Наиболее широкая автономия была предо­ставлена
Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Во­стока, наметивший
стратегию национально-государственно­го строительства в этом регионе мира, К
концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать
автономных областей. В конце 1922г. правительство Дальневосточной республики
сложило с себя полномочия и передало их Нацио­нальному Собранию. В ноябре 1922
г. дальневосточные тер­ритории присоединились к РСФСР, что было декретировано
постановлением ВЦИК РСФСР.



Система двусторонних межреспубликанских
договоров на­чала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан
договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объе­динение ведомств и
функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта,
финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР
и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и
Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.



В 1921-1922 гг. были ликвидированы
таможенные границы между республиками и торговое пространство стало рассмат­риваться
как внутригосударственное и единое. На общих прин­ципах строилось налоговое
законодательство. Республики осу­ществляли совместное финансирование многих
хозяйствен­ных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего
бюджета. Законодательство РСФСР с согласия респуб­лик действовало на их
территориях.



Одну из альтернативных форм объединения
республик дал опыт Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Со­вет
республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов,
внешних связей, управления эко­номикой и транспортом трех республик (Грузии,
Армении, Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедера­ция), имевший
своим высшим органом Конференцию цент­ральных исполнительных комитетов
республик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в
Закавказскую со­ветскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР).
Высшими органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению
с РСФСР) форма феде­рации, в которой составляющие ее союзные республики, об­ладали
более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного
строительства, вопросах граж­данства и т.п.)



В августе 1922 г. для разработки модели
новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК
компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомаца
предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в
состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («проект
автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября.
Однако, В.И.Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант:
федеративные органы власти ставились над республиками, а в федерацию
объединялись равноправные, а не подчинённые РСФСР республики. В октябре новый
проект был одобрен ЦК РКП(б). Утверждённые в конце ноября «Основные пункты
Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на
обсуждение в союзные республики.





Деформация
политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.



На рубеже 20-30-х гг. в стране
формируется тоталитар­ная система власти. Предпосылкой ее возникнове­ния стала
монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918г., когда в стране
осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть
становится бесконтрольной (даже специаль­но созданный государственный
контрольный орган — РКИ, по­зже объединенный с партийным контрольным органом, —
не был в состоянии контролировать деятельность ЦК этой партии). Внут­ри самой
партии после 1921 г. была запрещена деятельность вся­ких фракций. В 1924 г. Н.
Бухарин заявил: «Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру,
необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой
гвар­дии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как
властного учреждения». Такая иерархия власти неизбеж­но предполагала появление
единоличной диктатуры вождя.



Партийная власть быстро срасталась с властью
государст­венного аппарата и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры пар­тии — это
командный состав партии, а так как наша партия сто­ит у власти — они являются
также командным составом руко­водящих государственных органов». Руководители
партии од­новременно занимали руководящие государственные должно­сти. Партия
милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден
меченосцев».



В сложившейся административно-командной системе го­сударственные
и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в
рамках централизован­ного управления ведомственного аппарата. Сформировался
привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских,
военных, хозяйственных, репрессив­ных и иных органах.



Борьба в руководстве партии вела к
укреплению единолич­ной власти. В 1923 г. для уничтожения троцкистской «левой»
оп­позиции был создан политический блок: Сталин, Зиновьев, Ка­менев. В 1925 г.
Сталин поддержал «правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил
«новую оппозицию». В ап­реле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и
Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было пестрым
по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и др.), его
лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом, предупреждение о
«термидоре», о преда­тельстве бюрократией революции). Оппозиционеры создавали
сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 г. лидеры оп­позиции,
напуганные нарастанием «левого» радикализма, обра­тились к руководству партии с
покаянным заявлением. Пленум ЦК и состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция,
однако, су­рово осудили их действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую
атаку: она опубликовала свою программу реформ и ор­ганизовала в ноябре контрдемонстрации
в Москве и Ленингра­де. За проведение этих акций большая часть оппозиционеров
бы­ла исключена из партии, а отдельные ее члены (во главе с Троц­ким) были
подвергнуты ссылке.



В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил
«правый» уклон в пар­тии и лидеры «правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский)
отмежевались от течения. В 1929 г. ЦКК и органы ГПУ прове­ли большую чистку в
рядах партии. В ноябре 1929 г. на плену­ме ЦК оппозиция подвергла себя
самокритике и после длитель­ного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с
представителями предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в рус­ло
«партийной линии».



В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде
партии позиции Сталина окончательно укрепились, а «партийная линия» пре­вратилась
в догму. К этому времени усиливаются политические репрессивные меры,
завершается коллективизация индивиду­альных крестьянских хозяйств,
устанавливается уголовная от­ветственность для семей репрессированных и т.п.
После убий­ства в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции.
В 1935 г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.



Еще в 1924 г. Сталин сформулировал
лозунг о «построении социализма в одной стране». На Четырнадцатом съезде партии
в 1925г. из этого лозунга был сделан практический вывод: СССР должен завоевать
экономическую самостоятельность, чтобы пре­вратиться из «страны ввозящей машины
и оборудование», в стра­ну, их производящую. Это была идеологическая
предпосылка ин­дустриализации. Начинался период «великого перелома».



На Семнадцатом съезде партии было
отмечено, что поли­тические и другие проблемы обусловлены разрывом между «ди­рективами
партийного руководства и тем, как они выполня­ются». И. Сталин дал своеобразную
классификацию виновни­ков такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманываю­щие
свое руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные
руководить», «люди, ставшие вельможами ...которые считают, что партийные и
советские законы писа­ны не для них». Для преодоления разрыва требовалось «уже­сточение
контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительст­вом». Съезд объявлял, что
главная цель — «построение социа­лизма достигнута», а трудности — только
результат некомпе­тентности или вредительства. Власть была готова к проведе­нию
массовых репрессий. Установившийся режим личной вла­сти Генерального секретаря
партии, ставшего одновременно главой государства, будет характерным признаком
советской политико-государственной системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в
1929 г. И. Сталин назывался самым «выдающимся теоретиком ленинизма»,«Лениным
наших дней».



Основные
тенденции развития советского права в 30-е гг.



На основе Конституции СССР вся полнота
власти сосредотачивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей
отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль от­водилась
закону. Закон в формальном смысле — вся­кий акт, принятый представительным
органом, в материаль­ном смысле — это акт, который не обязательно исходит от за­конодательной
власти, но содержит в себе нормы общего зна­чения, устанавливающие определенные
правила поведения. По смыслу Конституции 1936 г. формальный и материальный
аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Вер­ховный Совет
делегирует свои функции (на период между сес­сиями) Президиуму. СНК также
принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих
законов. Процесс делегирования законодательной власти от одного ор­гана другому
облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы
партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое
активное участие в их формировании. С 30-х гг. все больше по­становлений
правительства стало приниматься совместно с ру­ководящим партийным органом (ЦК
ВКП(б)). Партийные ре­шения приобретали фактически характер нормативных актов.
Та­кая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об
инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались
наиболее серьезные поли­тические акции, например коллективизация сельского
хозяйст­ва, исходили из двух источников: правительства и ЦК).



Доктрина «социалистической законности»,
сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию,
исходила из нормативистского представления о праве. Перво­начальные
психологическая и социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа
нормативизма, однако, не оз­начала установления верховенства закона:
сохранялись прин­ципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. На
практике имели место многочисленные нарушения закон­ности. Вместе с тем
советское право носило императивный ха­рактер, требуя толкования закона в
строгом соответствии с на­мерениями его авторов, а не свободного или
буквального тол­кования (как в западном праве).



Процессы концентрации политической
власти внутри уз­кого круга партийных и государственных чиновников (номен­клатуры)
сопровождались сужением гражданских прав для ос­новной массы населения. В
сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.



Введение паспортов и института прописки усиливало
адми­нистративный контроль над населением. Сельские жители, час­то не
получавшие паспортов, были фактически привязаны к ме­сту проживания и
ограничены в праве передвигаться по стране.



В сфере сельского хозяйства был
принят ряд мер, направлен­ных на усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК
ВКП(б) и СН К СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель
колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные зем­ли в установленных
пределах и ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В
январе 1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной
поставке шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и
закупок сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена
система сельхозналога, включавшая про­грессивно-подоходное обложение
приусадебных участков и ос­вобождение от налога получаемых колхозниками
трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с ко­личества
земли), стимулирующий более интенсивное использо­вание колхозами земельных
владений. Одновременно с этими ме­роприятиями в апреле 1939 г. принимается
постановление «О за­прещении исключения колхозников из колхозов». Государство
стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в кол­хозном производстве.



Схожие процессы происходили в сфере
промышленного тру­да.
В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли
поста­новление «О мероприятиях по упрочению трудовой дисципли­ны...», в
котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения,
зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно
правительство вво­дило на производстве трудовые книжки, в которых фиксирова­лись
занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагае­мые на работника. В июле
1940 г. Указом Президиума Верховно­го Совета СССР была повышена обязательная
мера труда: вме­сто существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня уста­навливался
восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной ра­бочей недели — шестидневная
рабочая неделя. Через месяц но­вым Указом запрещался самовольный уход
работников с пред­приятий и учреждений, а также переход с одного предприятия
(уч­реждения) на другое. К нарушителям применялись уголовные на­казания. В
октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Сове­та СССР наркоматам было
предоставлено право переводить ра­бочих и служащих с одного предприятия на
другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном поряд­ке.
В то же время принимается указ «О государственных трудо­вых резервах», на
основании которого разворачивается сеть ре­месленных училищ и
фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих.
Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном
рас­поряжении правительства.



Рядом правовых актов определялась
политика государства по отношению к «подрастающему поколению». В апреле 1936 г.
вводится институт патроната: дети-сироты и дети, отобран­ные у родителей по
постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне
1936 г. принимается постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, уве­личении
материальной помощи роженицам, установлении го­сударственной помощи
многосемейным, расширение сети ро­дительных домов, детских яслей и детских
садов, усилении уго­ловного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых из­менениях
в законодательстве о разводах».



В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и
СНК СССР уста­навливается уголовная ответственность за тяжкие преступления
(убийство, изнасилование, нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних
двенадцатилетнего возраста; за все ос­тальные преступления (по майскому 1941 г.
Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.



Развитие права в
конце 40-50-х гг.



В послевоенный период в сфере правового
регулиро­вания экономикой договор вновь становится одним из важнейших стимулов,
делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В
апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял по­становление «О заключении
хозяйственных договоров»,
в кото­ром закреплялась двойная система
договоров: генеральные за­ключались между хозяйственными системами и отраслями,
ло­кальные — между предприятиями. Договоры должны были со­держать ряд
обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки
исполнения и формы от­ветственности сторон.



В мае 1955 г. был принят Указ Президиума
Верховного Со­вета СССР, расширявший права руководителей ведомств в об­ласти
распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные
с февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону
оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зда­ний и
сооружений). Эти изменения в правовом режиме госу­дарственного имущества
совпали с передачей в 1958 г. сель­скохозяйственной техники от государственных
МТС колхозам.



Произошли изменения в области трудового
законодательст­ва. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным
органам власти и руководителям предприятий вменялось в обя­занность срочное (в
течение месяца) предоставление работы де­мобилизованным военнослужащим.
Потребность в большом ко­личестве рабочей силы потребовала восстановления
организован­ного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссозда­вались
специальные органы по вербовке рабочей силы.



С февраля 1947 г. было возобновлено
заключение коллек­тивных договоров между хозорганами и профсоюзами. В ап­реле
1956 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную
ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась
дисципли­нарной ответственностью. В январе 1957 г. принимается но­вое Положение
о порядке разрешения трудовых споров, на ос­нове которого на предприятиях
создавались комиссии по тру­довым спорам (по вопросам увольнения, перевода,
оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском
комитете, а затем в суде.



В 1954 г. при правительстве создается
Комитет по вопро­сам труда и заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг.
ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокра­щается продолжительность
рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих
подростков в течение всей недели, увеличивается продолжительность отпу­сков по
беременности и родам.



В июле 1958 г. Президиум Верховного
Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комите­та
профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль за выполне­нием администрацией
предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за
работой предприятий торг­овли и общественного питания, за правильной оплатой
труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации мог­ло
осуществляться только с согласия фабзавкома.



В июле 1956 г. был принят Закон о
государственных пенси­ях, установивший единые критерии для назначения пенсий:
возраст (для мужчин 60 лет, для женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет,
для женщин 20), среднемесячный размер зарп­латы. (При назначении пенсий по
инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании
воз­раст и стаж работы не учитывались.) Закон установил мини­мум и максимум
пенсионных выплат, для категорий низкооп­лачиваемых работников пенсионные
ставки повышались.



В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946
г. постановление «О мерах по ликвида­ции нарушений Устава сельскохозяйственной
артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им зе­мельных
массивов и предотвращение перехода этих земель в ин­дивидуальное пользование.
Для контроля за выполнением Уста­ва сельхозартели при правительстве был создан
Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается другое постановление пра­вительства
«О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению
оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную
единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную брига­ду в
качестве основной формы организации труда в колхозе. В марте 1955 г. новым
постановлением правительства «Об измене­нии практики планирования сельского
хозяйства» отменялся ста­рый порядок детализированного планирования в колхозах
(МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до
колхозов только общие показатели по объему заго­товок и натурой, конкретное
планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.



В марте 1956 г. Совет Министров СССР и
ЦК КПСС приня­ли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и
дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного
производства и управления делами артели», в кото­ром колхозникам на их
общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения
Устава сельхозар­тели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадеб­ных
участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать
минимум трудодней, принимать в ар­тель и исключать из нее. При этом общие
принципы Устава (не­делимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в
силе. С 1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязатель­ные поставки
сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки
сельхозпродукции государством. Од­новременно с этим были изменены принципы
оплаты труда в кол­хозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и фор­ма
денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.



В области уголовного права
послевоенные изменения выра­зились в изменении круга субъектов, изменении видов
нака­зания, в отмене чрезвычайных положений закона и пр. В июле 1945 г. был
принят указ Верховного Совета СССР «Об амни­стии в связи с победой над гитлеровской
Германией», освобо­дивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осуж­денным
за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались
полностью). С большого числа осуж­денных (на срок до одного года) снималась
судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены админист­ративные
взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. В мае 1947 г.
была отменена смертная казнь (е 1950 г. она была восстановлена в исключительных
случаях).



Одновременно усиливалась ответственность
за хищение го­сударственного и общественного имущества: в июне 1947г. за эти
виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению
свободы приговаривались также лица, винов­ные в недоносительстве по этим
преступлениям. В кодексах бы­ли отменены статьи, предусматривавшие
дифференцированные виды хищений общественной собственности и соответствующие им
виды наказаний, произошла унификация состава данного пре­ступления, что привело
к возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных
решениях. Уголов­ная ответственность была усилена также по ряду других
составов: в июне 1947 г. за разглашение государственной тайны и утерю до­кументов,
содержащих тайну; в апреле 1948 г. за изготовление и продажу самогона; в январе
1949 г. за изнасилование.



В Указе Президиума Верховного Совета
СССР (март 1953 г.) об амнистии была сформулирована идея замены уголовной
ответственности за некоторые виды должностных, хозяйствен­ных, бытовых
преступлений административной и дисципли­нарной ответственностью. В 1954 г.
отменяется уголовная ответственность за производство абортов (само запрещение
абор­тов отменяется только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самоволь­ный уход с
работы и др. С января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения
(за некоторые из них устанав­ливаются исправительно-трудовые работы), которые
выводят­ся из под действия июньского Указа 1947 г.



В области уголовного процесса особых
изменений не про­изошло, были отменены некоторые чрезвычайные процедуры,
действовавшие в условиях военного времени.



В декабре 1958 г. принимаются новые Основы
у головного зако­нодательства Союза ССР и союзных республик,
а также законы
об уголовной ответственности за государственные и воинские пре­ступления. В
качестве главной задачи Основы провозглашали «ох­рану советского и
государственного строя, социалистической соб­ственности, социалистического
правопорядка, личности и прав граждан». Преступным признавалось общественно
опасное дея­ние, прямо предусмотренное законом. Отменялся ранее дейст­вовавший
принцип аналогии. Закон, устанавливающий наказу­емость деяния или усиливающий
наказание за него, не имел об­ратной силы, т.е. не распространялся на деяния,
совершенные до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индиви­дуализации
наказания и связь уголовной ответственность со сте­пенью вины; отменялся
принцип объективного вменения, со­гласно которому наказание применялось без
учета факта винов­ности (клицам, признанным «социально опасными», к родствен­никам
обвиняемого и т.п.). Наказание, согласно Основам, могло применяться только по
приговору суда, учитывающего все объ­ективные и субъективные обстоятельства
дела. Был повышен воз­растной предел для наступления уголовной ответственности
(с 14 до 16 лет), прежний продолжал действовать в случаях наиболее тяжких
преступлений (разбой, изнасилование и др.). Исключа­лись некоторые виды
наказаний: объявление «врагом народа», удаление из СССР, поражение политических
прав по суду. Со­кращен максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет).
Закон допускал полное освобождение лица от уголовной ответ­ственности в
случаях, когда совершенное им деяние или само дан­ное лицо потеряли
«общественно опасный характер». Устанав­ливался порядок условно-досрочного
освобождения осужденных (после отбытия ими половины или двух третей срока в
зависимо­сти от тяжести преступления), проявивших «хорошее поведение и честное
отношение к труду».



В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР
принял новый Уголовный кодекс РСФСР, разработанный с учетом Основ
уго­ловного законодательства.



В декабре 1958 г. были приняты Основы
уголовного судопроиз­водства Союза ССР,
закрепившие такие принципы:
осуществле­ние правосудия только судом на началах равенства граждан пе­ред
законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и
их подчинение только закону, гласность судебного разбирательства, обеспечение
обвиняемому права на защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли сле­дователи
прокуратуры, по особо опасньм государственным пре­ступлениям — следователи
органов госбезопасности. Следовате­ли прокуратуры получали право давать
обязательные указания ор­ганам дознания. Защита получала право принимать
участие в про­цессе с момента объявления обвиняемому об окончании предва­рительного
следствия, по делам несовершеннолетних — с момен­та предъявления обвинения.



Кодификационная работа велась весьма
интенсивно. В декаб­ре 1958 г. были Приняты Основы законодательства в области
су­доустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декаб­ре 1961 г.
принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского
судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и
Основ законодатель­ства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и
уго-ловно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые
гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ
законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот
процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои
граждан­ские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ при­менительно к
конкретным условиям республик.



Подзаконными актами, принимаемыми
высшими органа­ми Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиу­ма
Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Законы, закономерности управления
Реферат «искусство как средство эстетического воспитания младших школьников»
Реферат Конкурентная карта сетей розничных продаж бытовой техники г. НАБ. Челны и разработка стратегии конкурентной борьбыдля компании ООО «ВАШ ДОМ»
Реферат Автоматизация информационных систем для туристической фирмы ООО "Акварели"
Реферат Задачи и методы организации исследования плоскостопия
Реферат Логистический менеджмент в системе менеджмента фирмы
Реферат Особливості системи оподаткування ВАТ Острозький молокозавод та її вплив на фінансові результати
Реферат Лебедь-шипун 2
Реферат Історичний розвиток передумов сучасного менеджменту
Реферат Габаритный расчет пакета и металлические материалы для пакетов магнитострикционных преобразователей
Реферат Взаимодействие хлорида неодима (III) с метагерманатом калия в этаноле
Реферат Hindu View Of The Environment Essay Research
Реферат Теневая экономика в современном мире
Реферат Порядок начисления пенсий за выслугу лет
Реферат Философия всеединства В.С.Соловьева