Федеральное агенство по образованию Министерства образования и науки Российской федерации Государственное образовательное учреждение ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» Филологический факультет Кафедра журналистики Курсовая работа Проект документального фильма о слепых детях Студентки 3 курса Исмаиловой Н.Р. Научные руководители:
Давлетшин Р.Р. Сидякина А.А. Пермь 2010 Содержание Введение Глава 1. Социальная адаптация слепых людей как общественная проблема §1. Отношение общества к слепым людям: история вопроса §2. Незрячие люди в современном социуме Глава 2. Документальное кино о слепых людях Глава 3. Работа над созданием документального фильма о слепых детях §1.
Концепция документального фильма о слепых детях §2. Сценарная заявка Заключение Список источников Приложение: документальный фильм «Видеть душой» Введение В нашей стране живет много разных и непохожих друг на друга людей. Мы вечно куда-то спешим и порой не замечаем тех, кто отличается от нас. А точнее будет сказать, людей с ограниченными возможностями, которым государство присваивает статус
«инвалид по зрению». Тех, кого принято называть слепыми. Эти люди живут точно так же как и мы, зрячие люди. И отличаются от нас лишь тем, что живут в абсолютной темноте. Но это вовсе не означает, что они ущербны или несчастны. Окружающий нас мир также интересен и значим для слепых.
Даже наоборот, для слепого человека окружающий его мир кажется намного прекраснее, так как он недосягаем ему визуально, и незрячему приходится дорисовывать его в своем воображении. Статистика остается неумолимой. «Количество больных с тяжелыми пороками зрения неуклонно растет во всем мире, и сегодня достигает более 400 млн. человек, из них почти 16 тысяч - дети» [Старенькая 2003: ЭИ]. Это целый город. Эта важная проблема была неоднократно затронута в документальном кино.
Документалистика сыграла важную роль в процессе социальной адаптации слепых людей, облегчив их коммуникацию - не столько их с окружающим миром, сколько окружающего мира с ними. Впрочем, взаимно. Справедливо будет сказать, что документальное кино - эффективный инструмент человеческого взаимопонимания. Фильмов, посвященных слепым людям - немного. А они необходимы, так как с их помощью можно показать обществу всю панораму проблемы.
Кто-то после их просмотра сделает для себя определенные выводы, а некоторые и вовсе, начинают смотреть на мир совершенно другими глазами. Так сказать, начинают понимать, насколько прекрасна и беззаботна на самом деле их жизнь, соотнеся ее с жизнью людей с ограниченными возможностями. Просмотренные нами документальные фильмы, посвящённые проблеме людей с ограниченными возможностями, свидетельствуют о том, что фильмов про слепых людей очень мало.
А про слепых детей вообще единицы. Если нам и попадались материалы про слепых детей, то, в основном, в формате передач телевидения. Новизна нашей работы в том, что мы планируем снять фильм о слепых детях, воспитывающихся в пермском специализированном интернате, показав при этом, что они не отверженные и одинокие (этот взгляд преобладает в документалистике), а наоборот - у них есть истинные друзья и поддержка. Объект исследования. В данной курсовой работе объектом кинопублицистического исследования является
проблема социальной адаптации слепых детей. Предмет исследования - история мальчика, воспитанника интерната слепых и плоховидящих детей. Цель курсовой работы. Целью нашей курсовой работы является съемка документального фильма, в котором мы хотим показать, что людям с ограниченными возможностями намного труднее адаптироваться в нашем непростом мире. Но, несмотря на все трудности и преграды, они, переступая через свои страхи и комплексы, добиваются
своих целей и находят свое место в жизни. Нашим фильмом мы хотим показать, что обычные люди порой не замечают тех вещей, которые «видят» слепые люди. Задачи. Поставленная цель предполагает ряд задач, необходимых для её достижения. Они делятся на две группы: теоретические и эмпирические. 1) Задачи теоретического исследования: · Анализ научных и публицистических источников, посвященных
данной проблеме (изучение исторической рецепции проблемы и современного ее состояния) · Просмотр и анализ документальных фильмов, посвященных слепым и слабовидящим людям 2) Задачи эмпирического исследования: · Разработка сценария и написание заявки на фильм · Съемки фильма · Монтаж видео Методы исследования 1) Методы теоретического исследования: анализ литературы по теме вопроса; типологический анализ;
Проблемно-тематический анализ; Анализ экранного текста; 2) Методы и методики сбора эмпирических данных: наблюдение (наблюдение за воспитанниками интерната) свободное интервью (интервью у преподавателей интерната, его воспитанников и т.д.) Структура курсовой работы. Поставленная цель и задачи для её достижения определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка изученной литературы.
В первой главе мы рассмотрим и проанализируем исторический аспект рассматриваемой нами проблемы. А также современное ее состояние. Во второй главе мы дадим краткую характеристику всем просмотренным нами фильмам, и подробно проанализируем некоторые из них. Третья глава посвящена написанию заявки на фильм, непосредственно, его съемке и монтажу. Заключение представляет собой итог проведённой работы.
В списке литературы представлены учебники, пособия, сайты, статьи и рецензии, понадобившиеся для исследования. В приложении будет представлен диск с нашим документальным фильмом. Глава 1. Социальная адаптация слепых людей как общественная проблема §1. Отношение общества к слепым людям: история вопроса Проблеме адаптации слепых людей было посвящено немало научных трудов.
Таких как: «Осязание в процессе познания» А.В.Ярмоленко [Ярмоленко 1959], «Теория ощущений» Л.Н. Ананьева [Ананьев 2002], «Практикум по тифлопсихологии» В.М. Сорокина [Сорокин, 1973], «Пути компенсации слепоты» М.И. Земцовой [Земцова 1956]. Среди этих трудов нельзя не упомянуть работу А.Г. Литвака «Психология слепых и слабовидящих» [Литвак 1998], которая внесла большой вклад в развитие
концепции проблемы адаптации незрячих людей. В его работе говорится о задачах реабилитационной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе и установлению/восстановлению социальных связей (что, несомненно, важно для слепых людей). С целью понимания истории вопроса нами найдено и проанализировано несколько из упомянутых источников. В почти уже классической работе А.В Ярмоленко «Осязание в процессе познания» дана общая характеристика проблемы слепых людей [Ярмоленко 1959].
Изучив ее, нам стало известно, что общественная рефлексия на предмет незрячих людей имеет не такую уж давнюю историю - долгое время их проблеме не уделялось никакого внимания. Слабовидящие и незрячие были отрезаны от общества, в котором, по общему мнению, они не имели никакого статуса и прав. Однако в XIX веке все начало меняться благодаря известному французскому благотворителю, автору алфавита для слепых, Валентину Гаюри. Гаюри был приглашен
Александром I для создания специализированных школ для незрячих. Слепые стали получать образование, находить себя в ремеслах, музыке, порой, не уступая зрячим людям. В исследовании А.В. Ярмоленко говорится и об огромном вкладе в развитие просвещения слепых, который внес Луи Брайль, тактильным шрифтом которого пользуются до сих пор. Этому человеку также принадлежат труды в области тифлотехники.
В современном мире эти особые способности слепых людей стали востребованы. Так федеральная полиция Бельгии объявила набор слепых и слабовидящих граждан в подразделение по оперативному прослушиванию телефонных разговоров и записей с аудио-носителей. “В службу «прослушки» набрали около 30 человек, которые прошли специальный курс обучения. Этим фактом открывается дополнительная возможность обеспечения занятости среди инвалидов по зрению,
которые обладают особенным, чутким слухом” [Ярмоленко 1959: 89]. В исследовании Ярмоленко практически ничего не говорится об истории проблемы слепых людей в России и Советском Союзе. Лишь только то, что в начале ХХ века в Санкт-Петербурге стало усиливаться общественное движение слепых, основной целью которого была борьба за право на труд. А также в 1881 году в Санкт-
Петербурге было создано первое общество, объединившее слепых, которое существует по сей день. Исследование М.И.Земцовой «Пути компенсации слепоты» также поднимает историю вопроса [Земцова 1956]. По ее данным, впервые в дореволюционной России проблема слепых получила обсуждение в конце XIX века, что было связано с появлением значительного числа военноослепших в ходе русско-турецкой войны. “Царское правительство вынуждено создать общественную благотворительную организацию «Попечительство
о слепых». Пожертвование царя в размере миллиона рублей было не столько комплексной мерой поддержки слепых, сколько способом откупа от заботы от несчастных. Включение графы о слепоте в перепись населения России в 1897 году позволило выявить количество незрячих, и показала, что в России насчитывалось 250 тыс. тотально слепых, слабовидящие тогда не учитывались” [Земцова 1956: 42]. Царское правительство не вело никакой борьбы со слепотой, делегировав заботу о них
общественной благотворительности. Никаких льгот и преимуществ по законам дореволюционного времени слепые не имели. За 37 лет своего сосуществования Попечительство открыло 24 приютских училища, в котором обучалось 900 незрячих детей из 28 тыс. подлежащих обучении. Училища работали по специальным программам в объеме начальной школы для зрячих, затем воспитанники осваивали щеточное и корзиночное ремесла. По окончанию училища, слепого отправляли домой на попечение родных.
Системы организованного труда взрослых слепых не было. Мало было сделано «Попечительством о слепых» и в области создания печатного слова для незрячих. Книги по системе Брайля закупались за границей очень низким тиражом. Также в данном исследовании можно обнаружить множество заметок из книги «Воспитание и образование для слепых» А.И. Скребицкого. В ней профессор Скребицкий свидетельствует о коррумпированности «Попечительства
для слепых», сравнивания цифры затрат на учебные пособия и содержание канцелярии, чиновничьи разъезды и печатание годовых отчетов. За 13 лет эта цифра составила 1600 руб. и 87202 руб. Также Скребицкий приводит и такой пример бесцеремонного расхищения пожертвований «на благо слепых» с народа. “…дача для нужд слепых, купленная за 300 руб. и благоустроенная за 17 600 руб была продана одному из деятелей «Попечительства…» за 90 тыс. рублей” [Земцова 1956: 87].
Что касается послереволюционного времени, то в монографии Земцовой говорится, что Советская власть принялась за искоренение буржуазных предрассудков (просить милостыню на паперти стало антиобщественным занятием) - слепых активно привлекают к работе на предприятиях и фабриках для выполнения простых работ. Теперь их зарплата намного выше пенсии по инвалидности. В 1930-е появляются первые слепые стахановцы. Стоит упомянуть также работу
В.М. Сорокина «Практикум по тифлопсихологии» [Сорокин 1973], в которой описываются наблюдения за психическими феноменами слепых людей, а также методики процедур исследований. Там говорится о том, что исходя из многолетних исследований, можно наблюдать следующую тенденцию - со временем, незрячие люди стали более депрессивными, несмотря на созданные для них всевозможные условия. Это, следуя работе Сорокина, результат изменившихся взглядов и отношения к незрячим людям.
Что же касается исторической справки о проблеме слепых в России, то она дается в книге Л.Н. Ананьева «Теория ощущений» [Ананьев 2002]. Из нее мы узнали, что впервые в России школа для слепых детей открылась в Санкт-Петербурге в начале XIX века. Тогда слепыми числилось 248 тысяч взрослых людей и около 40 тысяч детей. В первых школьных книгах рельефные буквы повторяли очертания обычных.
Читать было очень сложно - требовалось слишком много осязающих движений пальцами. По настоящему освоить эту науку слепые смогли освоить лишь спустя десятилетия, когда появилась система рельефно-точечного чтения Луи Брайля. Много времени в школах для слепых уделялось физическому и трудовому воспитанию. Среди незрячих было немало профессиональных портных и скорняков. Детей учили ткать, шить одежду, плести корзины. Продукция слепых охотно раскупалась.
Особое значение предавалось музыке. Оркестры слепых исполнителей всегда был очень популярны. Но основной задачей школ для слепых была и остается подготовка к жизни среди зрячих людей. Также в данной книге затрагивается тема слепых во время Великой Отечественной войны. “В годы войн тыл захлестнула волна военно-ослепших, которых было необходимо в кратчайшие сроки обучить доступной профессии, оказать элементарную психологическую поддержку.
Сформированное к тому времени общество слепых объявило о готовности к действию. Во время Великой Отечественной войны общество слепых согласилось оказать помощь и направить на службу ее участников. В блокадном Ленинграде впервые в истории российской армии незрячие люди были призваны на воинскую службу «слухачами» и связистами” [Ананьев 2002: 248]. В послевоенные 1950-е годы вокруг некоторых предприятий возникают целые поселения незрячих.
Периодом расцвета Всероссийского общества слепых стали 70-е годы. Программы реабилитации незрячих были расписаны на годы вперед. На слабовидящих и слепых людей работало более сотни санаториев, профилакториев, домов отдыха. Два раза в год, выезжая на отдых, слепые получали возможность общаться, развлекаться, заниматься спортом наравне со зрячими людьми. В 1990-е годы в России большинство медицинских учреждений, в том числе клиники
глазных болезней, перешли на коммерческую основу. “Стоимость одной операции по восстановлению зрения составляет примерно от 1 до 10 тысяч долларов. Тех средств, которые выделяет Министерство здравоохранения России на социальные программы для слепых и инвалидов, явно недостаточно. Сегодня своей очереди на операцию ждут 200 тысяч слепых” [Ананьев 2002: 250]. Таким образом, мы видим, что, начиная с XIX века и заканчивая
XX, для слепых людей начали появляться всевозможные льготы условия. С годами для них открывалось все больше возможностей и перспектив для улучшения их жизни. Незрячие люди начали осознавать свое место в обществе и перестали чувствовать себя ущербными, никому не нужными. А как обстоят дела с нынешним состоянием проблемы адаптации слепых? Об этом мы поговорим во втором параграфе данной главы. §2.
Незрячие люди в современном социуме Что же касается современного состояния проблемы, то сейчас инвалидам по зрению, относительно, намного проще. Для слепых и плоховидящих людей создаются различные организации, рабочие предприятия, появилось множество школ, библиотек, санаториев и даже видов спорта (таких уже 16). В наше время слепому человеку не составит особого труда стать мастером спорта. Стоит упомянуть о тех случаях, когда совершенно слепые люди совершали прыжки с парашютом или самостоятельно
управляли штурвалом самолета. В Америке не так давно придумали новый способ для ориентации слепого человека в пространстве - эхолокацию, причём собственную, "природную", не требующую применения никаких технических приспособлений. Разработчик данной методики Дэниел Киш также является слепым. Теперь, незрячий человек, обучившись этому методу передвижения, может даже кататься на велосипедах или роликовых коньках, не говоря уже о многих других вещах. «Кажется невероятным,
но использовать эхолокацию люди могут, в общем-то, так же, как ею пользуются животные, вроде летучих мышей или дельфинов. Человека можно научить распознавать звуковые волны, отражённые окружающими объектами, определять положение, удалённость и даже размер объектов, находящихся поблизости» [Естественная эхолокация помогает слепым людям: ЭИ]. К сожалению, в России данный метод пока не пользуется большой популярностью, в связи с недоверием людей в правдивость данного метода, и элементарным страхом человека к такому необычному
способу перемещения (большинство незрячих боятся шагнуть в «зрячий» мир, из-за стеснения своего «недостатка»). Но, постепенно к методу эхолокации возникает все больший интерес. Кто знает, может быть со временем, незрячие люди только и будут передвигаться таким способом. С появлением специальных программ речевого доступа к экрану компьютера перед незрячими открылись новые горизонты. Теперь такие люди могут работать программистами, операторами
ПК, диспетчерами, секретарями, бухгалтерами и т.д. Несомненно, нужно сказать об общественной организации «ВОС» (Всероссийское общество слепых), о котором вскользь уже упоминалось ранее. Оно было основано в 1925 году и существует по сей день. «ВОС» приобщает людей с недостатками зрения (слепых, слабовидящих) к труду, повышает уровень их общеобразовательных и профессиональных знаний. Что касается СМИ, то о слепых людях было снято множество передач и телепрограмм,
о них очень часто показывают спец. материалы по новостям разных телеканалов. Как мы выяснили, больше всего материалов было показано по первому каналу и НТВ. Первый канал, в основном, показывает новые изобретения для упрощения жизни незрячих людей и какие-то выдающиеся достижения инвалидов по зрению (спортсменов, музыкантов и других незрячих выдающихся личностей). Так, к примеру, 27 января 2009 года можно было увидеть сюжет, о новом электронном устройстве для чтения
книг и газет, предназначенный для слепых и плоховидящих людей. В видеоматериале говорилось о том, что в скором времени нуждающиеся в этом устройстве люди смогут его пробрести (правда, цена его будет не всем доступна - от 3 до 9 тысяч долларов). Четвертого декабря 2009 года был показан сюжет о слепом юристе, который смог не только обучится своей профессии, но добиться в ней колоссальных успехов (безупречно одерживает победу в судебных разбирательствах).
В сюжете от 7 января 2010 года был показан дуэт глухонемой девушки и слепого парня, которые объединились и теперь выступают с концертами по всей России. А 10 марта 2010 года был показан сюжет о выдающемся таиландском слепом боксере. В сюжете говорилось о многочисленных победах незрячего спортсмена и его силе воли к победе. 26 апреля 2010 года на «первом» был показан сюжет о съемках кинофильма в Израиле, авторы которого совершенно слепые люди. В сюжете говорилось о том, что авторы-дебютанты учатся
делать кино прямо на съемочной площадке, в буквальном смысле вслепую. О том, что лишенных зрения кинематографистов не пугает, что результат своей работы они не смогут увидеть никогда. То есть, можно проследить тенденцию - хотя бы раз в месяц по первому каналу появляется сюжет, о достижениях незрячих людей. На канале НТВ акцент сделан на другом - тут в основном затронута обыденная жизнь слепых людей. Показано то, как они живут и справляются со всеми препятствиями на их жизненном
пути. Так, например, в одном из выпусков программы Кирилла Набутова «Один день. Новая версия», вышедшем 12 июня 2009 года, зрителю показан ровно один день (с самого раннего утра до поздней ночи) слепых людей. Было показано то, как одна из героинь решила купить себе собаку-поводыря и со сколькими трудностями, в связи с этим, ей пришлось столкнуться. В сюжете от 15 октября 2009 года рассказывается о слепых людях,
проживающих в Казани. Там в местной мечети открылась специальная комнатка для незрячих людей. В данном видеоматериале показана духовная сторона жизни слепых людей. В сюжете от 16 ноября 2009 года была показана жизнь слепого звонаря Николая Игнатова, которого знает вся округа в одном из московских районов. Ослепнув в месячном возрасте, он всю жизнь проводил так, как обычные люди.
Даже поехал в Америку и получил диплом, но в один прекрасный момент понял, что его призвание - быть звонарем. То есть слепые показаны как совершенно обычные люди, с такими же мечтами, планами, проблемами. Некоторые видеоматериалы с этих телеканалов можно просмотреть на сайте «Мой мир@мейл.ру» [ http://video. mail.ru/mail/ysov05/19/20.html], а также на официальных сайтах этих телеканалов, которые представлены в списке интернет-источников. Можно отметить, что на канале
НТВ тема слепых людей не так часто затрагивается, как на первом канале, но о ней тоже не забывают говорить. Как мы видим, в наше время слепым и людям с остаточным зрением намного проще жить в современном мире, нежели несколько веков назад. Для них создаются всевозможные учреждения, школы, санатории и т.д. О них снимают фильмы и передачи. Для них придумывают новые изобретения, для того чтобы им было чуточку легче в этом непростом мире. В общем, все, о чем только мог мечтать незрячий человек в прошлое время.
Радует то обстоятельство, что слепых людей теперь не считают ущербными, как это было принято раньше. Теперь обществу становится ясно, что они ничем не отличаются от обычных людей и имеют те же права, что и остальные. Но, как бы то ни было, есть одно «но». Что бы там не изобретали и не придумывали нового для незрячих людей, большинство из них (рано или поздно) остаются одинокими, если в свое время не могут обрести друзей.
Если слепым детям, имеющих родителей или, по крайней мере, интернат, еще хоть как-то проще с помощью и поддержкой (имеется в виду моральной), то взрослому слепому надеяться не на кого. Да, как уже упоминалось ранее, для них создают всевозможные предприятия, учреждения, санатории и т.д. Но одинокому человеку все это не заменит человеческого внимания и общения. Поэтому, как мы уже говорили, эта проблема не должна оставаться в стороне, о ней должны знать.
А как сделать это проще всего? Конечно же самым доступным способом «достучаться» до общества становится документальное кино. Документалистика, несомненно, играет важную роль в процессе социальной адаптации слепых людей, облегчив коммуникацию окружающего мира с ними. Так как документальное кино - это эффективный инструмент человеческого взаимопонимания. Глава 2. Документальное кино о слепых людях Чтобы составить представление о том, как проблема социальной
адаптации слепых людей отражалась в кинодокументалистике разных лет, мы предприняли поиски документальных фильмов на данную тему. Мы провели поиск документальных фильмов про слепых людей в интернете, с помощью нескольких поисковых систем (Google, Bing, Yandex, Rambler). Далее нами был составлен список документальных фильмов посвященных проблеме слепых людей. Какие-то фильмы нам удалось найти и просмотреть в интернете, какие-то мы нашли через частные контакты.
Одним из источников стала фильмобаза Пермской Синематеки. В целом список найденных нами фильмов не так уж велик. Это говорит о том, что в документалистике данной социальной проблеме уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Может быть, слепые люди потому и одиноки, что общество не знает об их проблеме изнутри? Может быть, если таких фильмов было больше, то и людей, обративших на это внимание, стало бы больше.
Фильмы о слепых людях, которые нам удалось отыскать, разнообразны по тематике. При этом их объединяет тема одиночества. Незрячие люди оказываются в центре киноповествования, и проблематика в каждом из фильмов показана с разных сторон, но большинство героев документальных фильмов о слепых - одиноки. Яркими примерами этого являются фильмы Геральда Дегальцева «Кто косит ночью» (СССР, 1990 г) и «В темноте»
Сергея Дворцевого (Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г). Да, у их героев есть определенный круг общения, и, в некоторых случаях, даже друзья. Но постоянного общения в этих фильмах, как такового, мы не наблюдаем. Действительно ли все так, как показано в этих фильмах? Неужели все так плачевно, и слепые люди абсолютно никому не нужны и завести себе друзей составляет
для них множество усилий? Это дает повод задуматься - если это действительно так, то правильно ли мы поступаем, забывая о таких людях. Но нельзя брать все фильмы под одну гребенку, и говорить, что если фильм о слепом человеке, то он должен быть обязательно одиноким. Нет, проанализировав остальные фильмы, мы поняли, что это совсем не так. Есть и совершенно противоположные киноповествования, опровергающие данную позицию некоторых режиссеров.
Так, например, в фильме Алексея Романова «Цветы в воспоминаниях и снах» (Россия, 2002г) показана жизнь слепого художника Мансура Закирова, который продолжает рисовать, радоваться жизни, несмотря на свой «недуг» У него есть и друзья и поддержка. Что касается остальных фильмах, то к примеру фильм Аркадия Когана «Все дети рождаются зрячими» (Россия,
2005г) - о взаимоотношениях слепого отца и зрячего сына. Здесь в качестве темы поднимается противопоставление и одновременно сближение незрячего мира с зрячим. В этом фильме показана жизнь Александра, потерявшего зрение в 12 лет. Лишившись зрения, он обострённо ощущает мир во всех остальных проявлениях. Саша живёт полной жизнью и радуется ей. Он старается справляться со своими трудностями сам.
У него есть любимая работа, много друзей, жена и трёхлетний зрячий сын, которого он учит видеть мир. Видеть не глазами, а сердцем. Герои фильма Гульбахор Мирзоевой «Бог сохраняет все» (СССР, 1991г) - также слепые люди, работающие на ковровом комбинате в одном из городов Таджикистана. Здесь присутствует особая атмосфера общения, не всегда понятная для зрячих: отсутствие зрения во взаимоотношениях слепых компенсируется чем-то иным, трудно уловимым для других
людей. В фильме Олеси Фокиной «Чудеса и тайны» (Россия, 2004г) мы видим, как автору удалось показать зрителю не покидающую радость жизни слепых людей, живущих около монастыря. Здесь показан духовный аспект человеческой жизни. Вера помогает этим людям не только не падать духом, но и радоваться всему прекрасному вокруг них, хоть они этого и не могут увидеть. Также запомнился фильм
Люка Боланда «Письмо к Лу» (Бельгия, 2005г). Здесь мы видим жизнь маленького мальчика Лу, который может видеть мир только своим сердцем…. Он слеп от рождения и очень отличается от своих сверстников. Родителям нелегко с больным ребенком. Но, несмотря на все трудности, это веселый и непоседливый мальчуган. Фильм позволяет зрителям увидеть шесть первых лет жизни
Лу глазами его отца, режиссёра фильма. С целью формирования мотивно-образной основы собственного фильма, проанализируем более подробно ряд документальных картин о слепых людях. «Земля безмолвия и тьмы». Реж. Вернер Херцог. Германия, 1971 г. "Земля безмолвия и тьмы"- документальный фильм В. Херцога, один из первых в его кинематографической карьере. Главный герой фильма - Фини Штраубингер, женщина, в подростковом возрасте потерявшая зрение и слух.
После 30 лет депрессии и изоляции она нашла в себе силы вернуться к "нормальной" жизни. Фини отправляется в путешествие по Баварии с целью разыскать и постараться хоть как-то помочь таким ослепшим и глухим людям. Первые слова, которые приходят в голову после просмотра фильма - это "тяжелый" и "страшный". В первом эпизоде фильма три глухие и слепые женщины сидят на скамейке и в течение невыносимо долгих пяти минут рассказывают о своем посещении зоопарка.
Невозможно не поймать себя на мысли, что если бы столкнулся с чем-то подобным в жизни, то наверняка вежливо отошел бы в сторонку или отвел бы глаза. Дальше - страшнее. Празднование дня рождения Фини, во время которого люди пытаются узнать друг друга на ощупь. Экскурсия в ботанический сад. Посещение больниц и безуспешные попытки пробиться к людям, медленно отказывающимся от человеческой речи и надежды хоть как-то вписать в окружающую действительность.
Посещение детских домов, где слепым и глухим от рождения детям пытаются объяснить, что такое счастье. В одном из самых запоминающихся эпизодов Фини пытается объяснить, что значит быть глухой и слепой. Оказывается, что это вовсе не умиротворяющая тишина, а (в лучшем случае!) постоянный сводящий с ума шум. А тьма - вовсе не черная, а состоящая из множества разъедающих цветовых пятен. В интернет-форуме сайта «КиноЗал ТV» нашлось несколько мнений и споров об этом фильме.
Вот наиболее запомнившееся: «Фини Штраубиндер - совершенно поразительная женщина, сумевшая не только выжить сама, но и нашедшая в себе силы помогать другим. И обретшая в этом смысл жизни. Особенно цепляет фраза, когда она говорит людям в приютах, больницах: "Я такая же, как вы". А значит, и вы можете ЖИТЬ, да, пусть в тяжелейших условиях, но жить. Это фильм не только о том, как страшно быть слепо-глухим,
но прежде всего о силе человеческого духа» [Hannah22, http://kinozal.tv/comment.php?action=add &tid=450062]. Фини становится, своего рода, проводником между миром красок и миром звуков. Не думаю, что многие могут похвастаться способностью почувствовать музыку на концерте по касаниям на ладони и установить очень теплый человеческий контакт с мальчиком, которого большинство считает животным. «Кто косит ночью». Реж. Геральд Дегальцев. СССР, 1990 г.
Главный герой идет, подняв голову, словно всматриваясь вдаль. Большие жилистые руки правильно держат косу: взмах, еще взмах - ровным полотном ложится трава. Солнце опускается за горизонт, темнеет. А он как будто не замечает этого. Он снова продолжает свою работу. Обычный крестьянский труд, но не совсем обычный косарь. Василий Филиппович ослеп, когда ему было всего 5 лет.
Рано умерли родители, и бедный больной сирота был почти обречен сгинуть. Но он выстоял. «Кто косит ночью». Уже само название фильма является метафорическим, указывая тем самым, на состояние слепого человека вечно находящегося в темноте. Итак, в данном фильме представлены будни слепого старика, для которого слепота не является приговором. Несмотря на то, что он является инвалидом по зрению, старик не окружен ни заботой, ни вниманием со
стороны государства. Хотя, по его словам, он неоднократно писал письма в вышестоящие инстанции. Как одно из средств помощи ему как-то предлагался дом престарелых. Но он не хочет зависеть от кого-либо, осознавая, что слепота дает повод другим насмехаться и обделять его. Старику в тягость ждать подачек со стороны государства. Старик не хочет мириться со слепотой, решив доказать себе и окружающим, что незрячие люди наряду с
нами являются полноценными людьми: живет в маленькой деревушке, ведет собственное хозяйство, не обращая внимания на опасности и преграды, которые подстерегают его на каждом шагу (рубит дрова, лезет на крышу дома, чтобы залатать дыру). Все это и доказывает его самостоятельность, самодостаточность. Ключевым образом данного фильма, как нам кажется, является образ дома старика. Его дом, как и он сам - одиноко стоит вдали от остальных, он почти заброшен и забыт, как и его хозяин.
Но, несмотря на все сложности (ветер, дождь и т.д.) он стоит и не рушится. Так и герой фильма, несмотря на все преграды жизни, стойко держится и живет. Да, живет хоть и бедно, но достойно, считая милостыню унижением. Режиссер Геральд Дегальцев четко и ясно показал те моменты, которые касаются ориентации слепого человека в пространстве. На наш взгляд, целью автора явилось доказать то, что и слепые люди могут найти свое
место в жизни, приспособившись к ней. На сайте «Энциклопедия отечественного кино» в рецензии кинокритика Виктории Белопольской было сказано: «Своим фильмом Кто косит ночью Герасим Дегальцев совершает тихую революцию в позднесоветской документалистике конца 1980-х гг. Это фильм о сосуществовании природных стихий и человека. Дегальцев трактует человека вместе со всей его хозяйственной деятельностью как часть «элементарного»
мира в то время как остальному неигровому кинематографу конца 1980-х гг. он важен только в своих социальных проявлениях. В этом фильме деревенский житель предстает не жертвой драматических обстоятельств, а человеком, проживающим обычную судьбу» [Белопольская: ЭИ]. Мы считаем, что автору фильма удалось показать, что слепым людям все дается во стократ сложнее, нежели обычному человеку. И чтобы добиться хоть чего-то в жизни, им приходится немало трудиться и работать, причем, совершенно
не жалуясь судьбу. «В темноте». Реж. Сергей Дворцевой. Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г. Данный фильм получил много критики в свой адрес. Так, например, все на том же сайте «Энциклопедия отечественного кино» кинокритик Зара Абдуллаева пишет: «Далеко не лучшая работа Дворцевого. Может быть, он слишком долго ее строил, не знаю. Удивляет банальность взгляда на бедного человека,
который плетет авоськи, а потом на улице пытается хоть кому-нибудь, хоть бесплатно их всучить. А «равнодушные люди» бегут мимо, не удостаивая униженных и оскорбленных… Впрочем, иной раз самый банальный документ может так взволновать, что никакие «изыски» не сравнятся с ним по силе пробужденного впечатления. Но здесь такого чуда или вдруг оторопи не случилось» [Абдуллаева ЭИ]. Другой отзыв - критика Бориса Рогинского, все с того же сайта: «Заранее предвижу неудовольствия:
показывать одинокого слепого старика так это у всех слезу вышибет, прием в кино ниже пояса; это не искусство, а публицистика, да еще и устарелая ее или в «Телекурьер» конца 80-х, или на Запад, им такое нравится» [Рогинский ЭИ]. Еще одно мнение об этом фильме мы нашли в журнале «Сеанс», в котором Александр Дерябин пишет: «авторский замысел простирается гораздо шире, и проясняет его только и исключительно присутствие в кадре самого режиссера.
Сергей Дворцевой появляется на экране всего один раз: он буквально врывается в кадр, чтобы помочь Ивану Николаевичу собрать бумаги, рассыпанные кошкой. Не правда ли, несколько нетипичный способ существования режиссера в кадре? Впрочем, так кажется только на первый взгляд. На самом деле модель режиссерского поведения выглядит продуманной, даже концептуальной, особенно если учесть, каких обвинений пришлось наслушаться
Дворцевому после выхода на экран его фильма «Хлебный день» (1998)» [Дерябин ЭИ]. Но, как говорится, на вкус и цвет - товарищей нет. Для нас, эта картина, безусловно, выдающаяся, уводящая от частного случая к широким философским обобщениям, открыто не высказанным, но как бы закодированным в структуре картины. Главным героем фильма является пенсионер Иван Николаевич
Скоробогатов. Этот одинокий слепой старик живет тем, что плетет авоськи, которые затем раздает на улице первым встречным просто так, бесплатно. А белая непоседливая кошка, хоть и скрашивает его одиночество, постоянно мешает старику: то бумаги рассыплет, то запутает клубки. Проходят дни, недели и месяцы, а Иван Николаевич все плетет и плетет свои авоськи, не рассчитывая на благодарность. Если авоськи никто не берет, он горько плачет: и в присутствии киношников, и тем более,
когда остается один. В конце фильма бездонность его одиночества становится до головокружения осязаемой: словно сочувствуя хозяину, кошка тоже рыдает. Да-да, именно рыдает, как человек. Камера долго показывает старика на среднем плане, затем "выглядывает" на улицу, как бы взывая к сочувствию Мира. Тщетно: зеницы-окна соседнего дома пусты и равнодушны. Белый свет, в котором рождается картина Сергея Дворцевого, словно противостоит заявленной в титуле
темноте. О белом весь фильм: белесые осенние новостройки, только что выпавший снег, белые мотки пряжи, белая кошка, белые листы бумаги, которые она сбросила со шкафа, белый свет из окна, красота белых рук слепого в быстрой работе, его белая трость, и, наконец, «сумочки, беленькие, мяконькие, для лука, для картошки, для капусты, возьмите, даром отдаю». Их никто у старика не берет. Один мужик замечает: «Такие уже никому не нужны».
Да, все ходят с полиэтиленовыми пакетами, авосек не видно. Вернувшись, старик плачет и утирается одной из своих «беленьких, мяконьких». Зачем он их плетет? Зачем пытается бесплатно раздать людям? Почему ни разу ни одного слова обиды и горечи мы не слышим от него? Посмотрев этот фильм, мы понимаем, что он о свете, который несет в себе человек сквозь темноту. «Город
слепых». Реж. Александр Сидоров. Россия, 2005 г. Композиция фильма Александра Сидорова «Город слепых» схожа с книжной: фильм разбит на пролог, главы, эпилог. Вероятно, такое членение - прием контраста, ведь мы, зрячие, привыкли книги именно читать. А здесь ее можно и слышать. Большую роль играет дикторский текст, благодаря которому мы узнаем предысторию каждого героя, статистические факты… В «Городе слепых» несколько конфликтов.
Во-первых, конечно, конфликт между мирами: миром видящих глазами и миром видящих душой. Во-вторых, проблема адаптации невидящего человека к окружающей обстановке (поиск работы, семья, досуг и др.). Кроме того, можно увидеть конфликт между поколениями, а также между государством (да и народом) и незащищенными «другими», к категории которых относятся слепые. В фильме есть кадры из дореволюционной и затем советской истории: цех, где работают слепые, «слепой»
оркестр, незрячие стахановцы… Некоторые кадры из современной съемки - и ситуация, в какой-то момент, может даже показаться хуже, чем в дореволюционное время (к примеру, недостроенный реабилитационный центр в Русиново). Чередование черно-белой и цветной пленки передают конфликтность ситуации. В фильме много выразительных образов. Один из центральных - образ дороги. Слепые неуверенно ходят на прогулке, идут на работу на комбинат, едут на электричке…
Расшифровать этот образ можно так: дорога - это жизненный путь человека, слепому очень трудно идти по дороге твердым и решительным шагом, и жизнь ему приходится «прощупывать» также осторожно, потихоньку. Далее, это образ подземного перехода. Он связан, на наш взгляд, с темнотой, с некоторым отчаянием, безвыходностью, даже тупиком. В фильме прозвучала фраза о том, что подземный переход не отпускает, затягивает. Еще один образ, правильнее даже тема - слепой и музыка.
Слепые музыканты в переходах, оркестр из незрячих, семья Балашовых, Диана Гурцкая…Музыка и творчество показаны, как вернейшее средство от депрессии и один из способов реабилитации. Лейтмотивом является тема счастья. Как для зрячих, так и для слепых счастье - это дети, семья, любовь, возможность работать и отдыхать, самоутверждаться. Несмотря на тематику, в общем, весьма серьезную и печальную, фильм жизнеутверждающий.
Показаны примеры успешных незрячих людей (депутат Смолин, мастер спорта Вика Потапова, певица Диана Гурцкая). Остальные герои фильма надеются на лучшее, т. е. на операцию, несмотря на множество преград. Надежда не умирает последней - она вообще не умирает. «Слепая любовь». Реж. Юрай Лехотски. Словакия, 2007 Бывает любовь нежная, бывает смешная и даже слепая….
Картина рассказывает о чувствах незрячих. По словам создателей ленты, "найти свое место в жизни непросто и людям с хорошим зрением, поэтому даже трудно представить, насколько труднее это сделать слепым". Их взгляд на многoе - простой и чистый, часто очень веселый, остроумный. Они открывают «невидимые глубины» того, что же такое счастье. В фильме четыре героя - незрячие люди, каждый со своей историей любви.
Петер работает учителем музыки в школе и готовит ребятишек к ежегодному выступлению, изо дня в день, репетируя с ними песню "Мистер Вальс". Придя домой, он обнимает жену, которая весь день вязала ему бирюзовый свитер. Они ставят чайник, включают радио и рассказывают друг другу обо всём, что произошло за день. Картина счастливой жизни двух пожилых людей? Пожалуй, да, если бы не одно но - они оба слепые.
Марко - импозантный мужчина за сорок, по происхождению - цыган. Он влюбляется в молодую девушку Монику, у них завязывается роман. Он называет её самой красивой девушкой на земле, она говорит, что не верит ему, на что он отвечает "Я же вижу". В итоге Моника беременеет, и ей приходится рассказать о своей связи родителям, на что те выдвигают ультиматум "или мы, или он".
И всё потому, что он цыган. История любви, которая перебарывает любые обстоятельства, несмотря на то, что оба влюбленных слепы. Елена - домохозяйка, у неё есть любящий муж и большие планы на будущее. У них с мужем скоро должен родиться ребёнок, и она размышляет о том, где поставит кроватку, как купит маленький комбинезончик, и как будет учить своё дитя приспосабливаться в этой суровой жизни. Но есть одно но - она ещё думает о том, что будет, если ребенок тоже родится незрячим, ведь если оба
родителя не видят, то это часто передаётся и детям. Сюзанна - обычная девочка-подросток. Она немного замкнутая, и ей очень трудно сходиться с новыми людьми, но у кого не было таких же проблём в её возрасте? У неё есть друг по переписке, которому она доверяет все свои тайны. Она мечтает с ним встретиться, и только одно её беспокоит, как он воспримет то, что она не может видеть.
Четыре очень простые истории, в которых самое важное - это человеческие чувства и отношения. Каждая из них - это в меру трагичное отражение кипящей вокруг жизни, и, казалось бы, что нет никакой связи между ними, но есть одно но. Если человек лишается одного из чувств, то остальные обостряются. Человек начинает лучше чувствовать других, и путь к взаимопониманию становится чуть короче. И эти четыре истории как раз об этом, о том, что люди, которым ежедневно приходится противостоять враждебной
среде, не теряют способности верить, надеяться и любить. А этому, пожалуй, стоит поучиться многим из зрячих. Метафора этой борьбы - это вода, которая в том или ином качестве появляется в каждой их новелл. Вода как будто отделяет героев от окружающего мира, оставляя их наедине со своими проблемами. Тема жизни слепых людей интересна тем, что позволяет заглянуть в их тайны.
Рождение человека «в темноте» вызывает много экзистенциальных вопросов. Самый главный вопрос - где же для них источник счастья. Их мир обделен зрением, но, возможно, он более духовный… И именно они находят истинное счастье. Таким образом, мы видим, что героями всех просмотренных нами фильмов являются слепые люди, но проблема в них рассматривается с разных граней, сторон.
В одних - это тема взаимоотношений, в других преодоление трудностей, встречающихся на пути незрячих людей. Но, в основном, в этих фильмах затронута тема одиночества. Конечно, каждый автор видит своего героя по-своему, и пытается донести до зрителя свое видение проблемы. Одно можно сказать точно, что каждый из режиссеров делает это только с одной целью - чтобы обществу стало ясно, что слепые люди такие же, как мы, и порой им не хватает понимания и простой человеческой
теплоты, но ни в коем случае жалости. Незрячий человек не ищет ее, он не хочет чувствовать себя ущербным, ущемленным, а просто быть обычным человеком, только немного иным. Хочется отметить, что просмотр данных фильмов прошел не впустую, и дал нам определенных знаний (как технических, так и жизненных). Мы поняли, какие моменты будут наиболее интересны зрителю (усердное стремление мальчика в каких-либо делах), и какие моменты делать и снимать не стоит (нельзя давить и расспрашивать
именно о «дефекте»). Для нас стало очевидным, что именно будет «сухим» материалом, то есть то, что уже и так много раз снимали, а что наоборот нужно «поймать». Да и вообще, нам стало более понятно, как нужно общаться и вести себя рядом с незрячими людьми. Самым главным здесь, как мы считаем, нельзя ни в коем случае проявлять к слепым чувство жалости, как к ущербному человеку (это только оттолкнет вас от слепого).
Нужно всем своим присутствием показывать, что вы держите их на своем уровне, ничем их не отделяя от себя, не чертя границу между собой и ими. Мы считаем, что просмотр документальных фильмов и работа над съемками дали нам определенный багаж знаний и, в каком-то смысле, опыт. Глава III. Работа над созданием документального фильма о слепых детях. §1. Концепция документального фильма о слепых детях Какие ассоциации у нас вызывает слово «слепой»?
Традиционный ассоциативный ряд: калека, инвалид, беспомощный, нищий, тросточка, просящий милостыню, неработающий, униженный… Но в настоящее время представлять себе подобным образом инвалида по зрению, по меньшей мере, неправильно. Зачастую, люди не знают о том, что незрячие люди - прекрасные, ответственные работники. Да, пусть их надо по-другому учить, да, учить немного дольше и работу они выполняют медленней, но ведь выполняют же качественно, профессионально.
Своим фильмом мы хотим опровергнуть широко распространившийся миф о том, что инвалиды по зрению ничего не умеют делать самостоятельно: не стирают, не гладят, не готовят, не совершают покупок. Главный герой нашего фильма воспитанник школы-интерната. Это удивительный и талантливый мальчик 11 лет, завоевавший, благодаря своему прекрасному голосу, немало наград в нескольких городах нашей страны. Сила его духа поражает - за его короткую жизнь с ним успело
произойти несколько трагических событий. В семимесячном возрасте его родители обнаружили, что их сын слепнет и множество операций этого не предотвратили. Кроме того, пока мы начали вести съемки нашего фильма, его мама скончалась. Разумеется, это стало очередным ударом для Артема. Все это тяжело для мальчика такого возраста, но он находит в себе силы справляться с ними.
Он говорит, что в этом ему помогает музыка и недавно появившиеся друзья (до поступления в школу-интернат у него абсолютно не было друзей, он не общался со сверстниками, так как те предпочитали его избегать из-за его «недуга»). Его сила духа настолько велика, а поддержка друзей и надежда не оставляют места сомнению, что в итоге он наверняка сможет справиться с любыми неприятностями. Нашим фильмом мы хотим опровергнуть стереотип, сложившийся после просмотра документальных фильмов,
в которых показано, что слепые люди совершенно никому не нужны, совершенно одиноки и не интересны как личности. Прежде всего, в фильме мы хотим показать, что слепые люди, а в нашем случае дети, ничем не отличаются от обычных детей. Они также переживают из-за оценок, также резвятся во дворе, имеют много друзей, влюбляются и, самое главное, учатся делать все это своим сердцем. Конечно, они сталкиваются с рядом возникших проблем (в связи со своей физиологией), но это их не особо
тревожит, и уж тем более, не огорчает. Они верят в свое светлое и радостное будущее, зная, что рядом всегда найдется дружеское плечо. §2. Сценарная заявка Перед тем, как приступить к съемкам нашего фильма, мы написали сценарную заявку. В ней мы описали важные моменты, которые будут использованы при съемке, то есть то, что мы хотим снять и что хотим показать зрителю. Опишем главных героев, эпизоды, которые хотим поймать в кадр т.д.
Сценарная заявка на фильм «Видеть душой» В нашей стране живет много разных и непохожих друг на друга людей. Мы вечно куда-то спешим и порой не замечаем тех, кто отличается от нас. А точнее будет сказать, людей с ограниченными возможностями, которым государство присваивает статус «инвалид по зрению». Тех, кого принято называть слепыми. Эти люди живут точно так же как и мы, зрячие люди.
И отличаются от нас лишь тем, что живут в абсолютной темноте. Но это вовсе не означает, что они ущербны или несчастны. Окружающий нас мир также интересен и значим для слепых. Главным героем нашего фильма будет Артем Батуев, воспитанник школы-интерната г.Перми. Это удивительный и талантливый мальчик 11 лет, завоевавший, благодаря своему прекрасному голосу,
немало наград в нескольких городах нашей страны. Сила его духа поражает - за его короткую жизнь с ним успело произойти несколько трагических событий. В семимесячном возрасте его родители обнаружили, что их сын слепнет и множество операций этого не предотвратили. Мы планируем снять фильм о слепом ребенке, воспитывающемся в пермском специализированном интернате, показав при этом, что он не отвержен и не одинок (этот взгляд преобладает в документалистике), а наоборот
- у него есть истинные друзья и поддержка. Своим фильмом мы хотим опровергнуть широко распространившийся миф о том, что инвалиды по зрению ничего не умеют делать самостоятельно. Мы хотим показать, что людям с ограниченными возможностями намного труднее адаптироваться в нашем непростом мире. Но, несмотря на все трудности и преграды, они, переступая через свои страхи и комплексы, добиваются своих целей и находят свое место в жизни. А 11-летнему мальчику дается это с двойным усердием.
Да, все что делает Артем, дается ему тяжело и некоторые вещи даются ему далеко не с первой попытки, но он находит в себе силы справляться с ними. Он говорит, что в этом ему помогает музыка и недавно появившиеся друзья (до поступления в школу-интернат у него абсолютно не было друзей, он не общался со сверстниками, так как те предпочитали его избегать из-за его «недуга»). Его сила духа настолько велика, а поддержка друзей и надежда не оставляют места сомнению, что в итоге
он наверняка сможет справиться с любыми неприятностями. Нашим фильмом мы хотим показать, что обычные люди порой не замечают тех вещей, которые «видят» слепые люди. И что, имея настоящих друзей, раскрасить мир под силу даже тому, у кого вся жизнь проходит в темноте. Фильм будет снят методом длительного наблюдения. Так как нашего фильма слепой, то особое внимание будет уделено звукоряду. Метраж фильма 43 минуты. Начало формы
Заключение В данной курсовой работе мы провели обзор источников, посвященных истории отношения общества к слепым людям, а также обозначили современное состояние проблемы. Для этого мы проанализировали и сопоставили научные источники и журналистские публикации (сюжеты ТВ), указав, на какие моменты проблемы слепых людей обращают внимание их авторы. Мы просмотрели документальные фильмы, по интересующей нас проблеме.
Некоторым из них мы дали небольшую характеристику, указали, какие именно аспекты проблемы затронуты в них. Несколько фильмов мы подробно проанализировали, указали на их образы, лейтмотивы, пытались понять, что авторы хотели донести до зрителя. Также нами были просмотрены рецензии, мнения, отзывы и критика на данные фильмы. Перед тем, как начать съемку нашего фильма, мы написали сценарную заявку, чтобы заранее понять - что именно мы хотим снять в этом фильме, и что хотим с помощью него донести до зрителя.
Далее нами была проведена сама съемка фильма, которая производилась в стенах (и не только) школы-интерната для слепых и плоховидящих детей. Так как герой нашего фильма слепой, то в большинстве случаев, он даже не знал, когда съемка велась, а когда нет. Поэтому в фильме нет никакой наигранности, и мальчик вел себя абсолютно естественно. И, непосредственно, был смонтирован фильм. Эта работа, как мы считаем, имеет перспективу. Так как проблема, которую мы рассматриваем, является
очень актуальной в наше время и ей было уделено не так много внимания со стороны документалистики. На наш взгляд, ценность этого проекта определяется его социальной значимостью. Список источников Библиография 1) Абдуллаева З. Критики о фильме «В темноте» // Энциклопедия отечественного кино. ЭИ: http://www.russiancinema.ru/template.php ?dept_id =15&e_dept_id=1&e_person_id=257 2) Ананьев Л.Н. Теория ощущений Л.:
Изд-во ЛГУ, 2002. 455 с. 3) Белопольская В. Выходит фильм Герасима Дегальцева «Кто косит ночью»// Энциклопедия отечественного кино. ЭИ: http://www.russiancinema.ru/template.php ?dept_id=3&e_dept_id=5&e_chrdept _id=2&chr_year=1990&e_chr_id=315 4)Дерябин А. Судный день. Об этике в документальном кино, и не только //
Журнал «Сеанс», № 25/26. ЭИ: http://www.seance.ru/n/25-26/vertigo/sud nyj-den 5) Земцова М.И. Пути компенсации слепоты М.: Просвещение, 1956. 187 с. 6) Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие СПб. : Изд-во РГПУ, 1998 271 с. 7)Рогинский Б. Критики о фильме «В темноте» //Энциклопедия отечественного кино. ЭИ: http://www.russiancinema.ru/template.php ?dept_id= 15&e_dept_id=1&e_person_id=257 8)
Сорокин В.М. Практикум по тифлопсихологии ЗЛ.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. Згл 9) Старенькая И. Работа по защите слепых и слабовидящих нуждается в совершенствовании // Здоровая Украина, №81 за октябрь 2003г ЭИ: http://health-ua.com/articles/418.html 10) Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания М.: Изд-во АПН Фильмография ь Боланд Л. «Письмо к Лу» (Бельгия,
2005г) ь Вернер Х. «Земля безмолвия и тьмы» (Германия, 1971 г) [http://rutracker.org/forum/viewtopic.ph p?t=914503] ь Дворцевой С. «В темноте» (Россия, Финляндия, Великобритания, 2004 г) [http://rutube.ru/tracks/2503833.html?v= ] ь Дегальцев Г. «Кто косит ночью» (СССР, 1990 г) ь Когана
А. «Все дети рождаются зрячими» (Россия, 2005г) [http://www.akogan.ru/movie.html] ь Лехотски Ю. «Слепая любовь» (Словакия, 2007г) ь Мирзоева Г. «Бог сохраняет все» (СССР, 1991г) ь Романов А. «Цветы в воспоминаниях и снах» (Россия, 2002г) [http://rutube.ru/tracks/308432.html] ь Сидоров А. «Город слепых» (Россия, 2005 г) [http://arni-dokvideo.ucoz.com/news/film /2010-01-16-732] ь
Фокина О.«Чудеса и тайны» (Россия, 2004г) [http://files.tvspas.ru/popup.php?flv=/V ideo/Святыни, чудеса/Чудеса и тайны.flv&hd=1] Интернет-источники · «Мой Мир@мейл.ру» · «LiveJournal.com» · «Permcinema.ru» · «Здоровье Украины» · «Кinozal.tv» (обсуждения на форуме «Понравился ли вам фильм Вернера Херцога "Земля безмолвия и тьмы") http://kinozal.tv/comment.php?action=add &tid=450062] · www.1tv.ru (официальный сайт Первого канала) · www.ntv.ru (официальный сайт телекомпании
НТВ) · «Medportal» («Естественная эхолокация помогает слепым людям») http://medportal.ru/mednovosti/news/2009 /07/06/echo/]
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |