Реферат по предмету "Журналистика, издательское дело и СМИ"


Книга. Основные функции и свойства

Книга. Основные функции и свойства Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет гуманитарного образования Кафедра философии и социальных коммуникаций Специальность Издательское дело и редактирование КУРСОВАЯ

РАБОТА на тему: Книга. Основные функции и свойства по дисциплине Книговедение Выполнил(а) студент(ка) группы Очной формы обучения № зачетной книжки Руководитель: Дата сдачи: «4» мая 2010 г. Дата защиты: «25» мая 2010г. Оценка: (подпись руководителя) Оглавление Введение Глава 1. Определение понятия «книга» Глава 2. Функции книги

Глава 3. Свойства книги Заключение Библиографический список Введение Книга с древнейших времен сопровождает и подталкивает мыслительную деятельность человека. На раннем - рукописном - этапе книга обладала информационной и когнитивной функциями, позволяя передать накопленную информацию потомкам. После изобретения печатного станка книга получает новый виток развития. Теперь становится возможным выпускать большее количество книг, выходит на новый уровень книжная торговля

и в целом книжное дело. В связи с этим дефиниция понятия «книга» расширяется, сама книга приобретает новые функции и свойства. Важным обстоятельством для формирования понятия «книга» стало появление понятия «документ». Сравнение функций и свойств документа и книги позволило выявить специфические функции и свойства книги. Книгу в различных ее аспектах изучают множество дисциплин. В данной работе будет рассматриваться книга с позиции книговедения как системной науки о сущности,

способах, формах и закономерностях существования, движения и развития книги как объективного явления социальной действительности. Цель работы - рассмотреть и проанализировать функции и свойства книги. Соответственно задачами работы являются: · рассмотрение существующих определений понятий «книга», · анализ и сравнение функций книги и документа в историческом контексте, · анализ и сравнение свойств книги и документа в историческом контексте. Основная проблема данной темы заключается в том, что несмотря

на свою многовековую историю книга как явление по-прежнему вызывает много дискуссий. Нет общепринятого определения понятия «книга», ее функции и свойства исследователи выделяют в зависимости от направления изучения книги. Из этого следует, что степень значимости функций и свойств исследователи определяют по-разному. В данной работе будут рассмотрены точки зрения таких известных специалистов в области книговедения, как А.И. Барсук, И.Е. Баренбаум,

К. Мигонь, Г.Н. Швецова-Водка, Н.Н. Кушнаренко, М.П. Ельников. Анализу подвергаются статьи исследователей по заявленной теме с привлечением учебных, научных, официальных, справочных материалов. В ходе сравнения выявляются общие представления о книге, о ее функциях и свойствах. 1.Определение понятия «книга» Несмотря на то, что книга как явление человеческой жизни существует уже давно, до сих пор нет точного определения этого понятия.

Это связано с тем, что понятие многозначно, на протяжении истории менялось, а границы, отделяющие его от дефиниций других средств передачи информации, подвижны и не окончательно установлены. Сотни лет предпринимаются попытки научного определения понятия «книга». Отправной точкой служило восхваление книги как носителя человеческой мысли, произведения искусства, нередко имеющих материальную ценность. Часто при определении книги исследователи отталкивались от двух

основных аспектов книги - материальных и содержательных ее признаков. В одной западногерманской энциклопедии дается такое определение книги: «Книга с точки зрения своей функции представляет собой графическую материализацию духовно-нематериального содержания в целях его сохранения, передачи и распространения в обществе» [10, с.33]. Советский книговед А.И. Барсук дает развернутое определение: «Книга - это произведение письменности

и печати (или определенная их совокупность), являющееся продуктом общественного сознания, идейно-духовной жизни общества, одним из основных средств сохранения, распространения и развития всех форм идеологии, орудием социальной борьбы, воспитания, организации и формирования общественного мнения, орудием научного и технического прогресса» [цит. по: 10, c. 33]. При интерпретации явления книги используется и понятийный аппарат и методы семиотики. Книга с точки зрения теории знаков обсуждалась в 1974 году на

II Всесоюзной научной конференции по проблемам книговедения. А.А. Гречихин определил понятие так: «Книга - это не только форма, семиотическая (знаковое произведение определенного жанра) или материально- конструктивная (документ, произведение печати), но и содержание (социальная информация во всех ее разновидностях). Вернее, книга - это диалектическое единство, всегда единство содержания и семиотической и материально-

конструктивной формы» [10, c.34]. Е.Л. Немировский в своем определении также придерживается семиотической концепции: «Книга является одной из форм существования и распространения семантической информации, способом организации производства индивидуального сознания в знаковую систему для ее восприятия другими индивидами» [11, c. 493]. И.Е. Баренбаум обратил внимание на недостаточный учет в семиотической концепции многофункциональности книги (которая является не только средством информации) и ее ориентации на читателя.

Он предложил и собственное определение: «Книга - это произведение письменности или печати, имеющее любую читаемую знаковую форму, зафиксированную на любом материале, выполняющее одновременно ряд функций и адресованное реальному или абстрактному читателю» [цит. по: 10, c. 34]. А.А. Беловицкая и С.Л. Омилянчук дают такое определение понятия «книга»: «Книга - способ организации словесного, музыкального или изобразительного произведения в издания; способ, актуализированный

средствами книжного дела как процесс и преходящий промежуточный результат организации текста литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в такую форму произведения печати, как книжное издание» [цит. по: 14, с. 281]. При этом А.А. Беловицкая выделяет сущностную характеристику книги: «Книга есть одна из форм существования информации» [3]. Рассматривая вышеизложенные определения,

К. Мигонь отмечает, что все эти определения более или менее удачно очерчивают сферу понятия «книга», но они не в состоянии отделить его от других, таких, как «газета», «журнал», «листовка», то есть от печатного слова вообще. Поэтому он дает рекомендации, которые должны быть учтены при определении понятия «книга»: определение должно отражать сущность книги как общественного явления; оно должно основные характеристики явления; определяемый объект и определяющая его часть должны быть адекватны; следует отразить двойственный

характер книги - ее материальную форму и идейное содержание [10, c. 35]. В целом советское книговедение опиралось на вывод, что сложность или невозможность решения той или иной научной проблемы не означает невозможность ее решить в будущем. Поэтому советские книговеды старались выработать основные подходы к определению понятия «книга». Так, А.И. Черняк высказывал мысль о том, что большое значение для характеристики книги представляется

целесообразным разделить определение понятия «книга» на две части: формальную и функциональную. В соответствии с этим он предложил следующее определение: «Книга - средство семантической информации, произведение письменности или печати, представляющее общественный интерес; она служит орудием идеологической борьбы, формирования общественно-политических, научных и эстетических взглядов, инструментом накопления и распространения знаний, научно-технического прогресса» [ цит. по:

7, c. 31]. Функциональный подход, определяемый А.И. Барсуком как «подход к произведению печати с позиций читателя» [2, c. 3], присущ и определению книги в энциклопедическом словаре «Книговедение»: «Книга - важнейшее средство информации, орудие политической и идеологической борьбы, распространения знаний, образования и воспитания» [ цит. по: 7, c. 32]. Но в данном определении отсутствует характеристика книги как материального носителя

социальной информации. А.М. Иоффе в своем определении пытается объединить функциональный и семиотический подходы, а также уделить внимание содержанию книги: книга - это «документально зафиксированная семантическая информация, существующая в виде текстового сообщения или изображения и функционирующая в обществе в исторически обусловленной форме структурно организованного и пространственно развернутого произведения письменности или печати» [7, c. 34]. В современном книговедении понятие «книга» рассматривается в соотношении

с понятием «документ». Еще П. Отле рассматривал книгу как разновидность документа и дал ей такое определение: «Книга - носитель определенного размера из определенного материала, который в случае необходимости может быть подвергнут сгибанию или свертыванию, на который нанесены знаки, представляющие некоторые интеллектуальные данные» [12, c. 257]. Г.Н. Швецова-Водка берет за основу коммуникационно- информационный подход, в котором книга, как и документ, рассматривается

с точки зрения теории социальной информационной коммуникации. Г.Н. Швецова-Водка отмечает, что наиболее широкое значение понятия «книга» с материальной и знаковой сторон приравнивается к понятию Документа IV, то есть книга - это любая запись информации на специальном носителе любым изобретенным человеком способом [14, c. 249]. Но существуют и другие определения, сужающие объем понятия «книга», приравнивая его к тому или

иному виду документа по разным признакам. Она рассматривает понятие «книга» с учетом особенностей материального носителя информации. При этом разные значения понятия «книга» обозначим таким образом: Книга I (равно Документу IV), Книга II (документ бумажный), Книга III (документ бумажный листовой), Книга IV (документ бумажный листовой, собрание листов), Книга V (документ бумажный листовой, собрание листов, блочный),

Книга VI (документ бумажный листовой, собрание листов, блочный, определенного объема), Книга VII (документ бумажный листовой, собрание листов, блочный, определенного объема, непериодическое издание). В значении Книга I особенности материального носителя не учитываются. Главное его качество: носитель должен быть таким, чтобы на нем можно было записать информацию любым изобретенным человеком способом. Значение Книга II охватывает только документы на бумажном носителе,

все другие документы не относятся к понятию «книга». Значение Книги III предусматривает, что к «книге» относятся документы на бумажных носителях, но обязательно на листах бумаги. Значение Книга IV указывает, что это - документ, составленный из нескольких листов бумаги (собрание листов). Книга V приравнивается к документу бумажному блочному, в котором листы бумаги соединяются в корешке. Книга VI - документ бумажный, блочный, определенного объема.

В ГОСТе 7.60 - 2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» объем книги определяется «свыше 48 страниц». В том же ГОСТе указывается непериодичность книги [4, c. 18], что дополнительно сужает объем понятия «книга» и отражено в значении Книга VII. По особенностям знаковой формы и способа восприятия человеком понятие «книга» также определяется по-разному. Самое широкое значение - Книга 1 (равно значению

Документ IV). Более узкие значения: Книга 2, Книга 3, Книга 4, Книга 5, Книга 6. С точки зрения каждого их этих значений все другие (более широкие) не относятся к объему понятия «книга». Книга 2 - документ человековоспринимаемый, непосредственно воспринимаемый. Если человек воспринимает содержание документа с помощью технических устройств, то этот документ уже не считается книгой в данном значении. Книга 3 - документ человековоспринимаемый, непосредственно воспринимаемый,

визуальный. Если человек воспринимает документ при помощи слуха или тактильных ощущений, то этот документ не является книгой в данном значении. Стоит отметить, что долгое время в книговедении существовала проблема: относятся или нет к Книге документы аудиальные и аудиовизуальные. В качестве аргументов, обосновывающих Книгу как особую категорию, выдвигались фиксированность информации (М.Ф. Яновский писал: «Читающий всегда имеет возможность вернуться к прочитанному…

Слушающий лишен этой возможности») и способ функционирования (М. Червинский отмечал, что аудиальные и аудиовизуальные документы наличиствуют в единственных экземплярах в информационных центрах, тогда как книга доступна для широкого потребителя) [цит. по: 15, с. 75]. Но дальнейшее техническое усовершенствование позволило тиражировать такие документы в больших количествах и возвращаться к их содержанию. Более существенным аргументом

Г.Н. Швецова-Водка считает тот, что книга - средство передачи логической (словесной) информации), аудиальные и аудиовизуальные документы не обладают такой характеристикой [15, c. 75]. В значении Книга 4 книгой считается только документ символичный, то есть записанный абстрактными знаками, не подобными тому объекту, который отображается. Значение Книга 5 соответствует документу, предназначенному для чтения, а

Книга 6 - документу вербальному письменному, литературному или текстовому, с учетом всех предыдущих ограничений объема понятия «книга». Наименьшее по объему значение - документ непосредственно воспринимаемый, визуальный, символичный, предназначенный для чтения, вербальный, письменный (литературный или текстовой). Н.Н. Кушнаренко рассматривает понятие «книга» еще уже: «Книга - текстовый документ, документ вербально-письменный, человекочитаемый, непосредственно воспринимаемый, не требующий применения каких-либо технических

средств, визуальный, опубликованный, печатный, полиграфический, бумажный, блочно-кодексовый, непериодический» [8, c. 220]. Г.Н. Швецова-Водка делает вывод, что разные современные определения понятия «книга» относят книгу к разным видам документа по особенностям материального носителя информации, ее знаковой формы и способа восприятия человеком. Также она отмечает, что убедительных аргументов в пользу того, чтобы ограничить объем понятия «книга» тем или иным значением, не найдено [14, c.

254]. Нельзя сказать, какой именно определенный вид документа (с точки зрения классификации) является книгой, потому что в определениях книги учитываются самые разнообразные признаки. Для того чтобы понять отличие книги от других документов, Г.Н. Швецова-Водка рассматривает место книги в социальном коммуникационно- информационном процессе. Этот процесс состоит из трех главных элементов: коммуниканта, документа как канала информационной связи,

реципиента [14, c. 255]. Для того, чтобы «документ» превратился в «книгу», на пути от коммуниканта к реципиенту нужна деятельность коммуникационных посредников (КП), которые превращают документ исходный, созданный автором, в книгу и способствуют ее поступлению к получателю информации. Место книги в социальном коммуникационно-информационном процессе можно показать таким образом: Автор - Документ исходный - Коммуникационный посредник-1 (КП-1) -

Документ производный (книга) - Коммуникационный посредник-2 (КП-2) - Получатель (потребитель) информации. В предложенной схеме Автор - это коммуникант или создатель информации, готовящий документ исходный, в котором фиксируется первоначальная информация. Документ исходный - рукопись или первоначальный вариант сообщения на единичном носителе. КП-1 - издательство или редакция сериального издания, центр депонирования документов, фирма

грамзаписи, видеозаписи и т.д. Документ производный - издание или публикация, депонированный документ, опубликованный документ. КП-2 - учреждения системы книгораспространения и книгоиспользования, которые доводят опубликованный документ до его пользователя, делают его доступным для многих. Это сферы книжной торговли и подписки на периодические издания, библиотечного дела и научно-информационной деятельности. Получатель информации - читатель, слушатель, зритель.

Таким образом, исходя из понимания места книги в социальном коммуникацинно-информационном процессе, Г.Н. Швецова-Водка дает такое определение: книга - это документ, создаваемый в результате деятельности КП-1 (книгоиздательской или редакцинно-издательской организации) и попадающий к получателю информации в результате деятельности КП-2 (учреждений систем книгораспространения и книгоиспользования) [14, c. 256]. Данное определение подчеркивает, что в отличие от любого документа исходного книга с момента

ее создания предназначается для неопределенного круга лиц или для абстрактного читателя (потребителя информации). Для этого исходный документ превращается в издание, то есть в опубликованный документ. Из этого следует, что книга по своей функциональной сущности является документом опубликованным, независимо от формы опубликования (издание или депонирование), особенностей материального носителя информации, знаковой системы ее передачи и канала ее восприятия человеком.

Для превращения документа в книгу обязательной является деятельность КП-1 и КП-2. В связи с этим Г.Н. Швецова-Водка дает такое итоговое определение книги: «Книга - это документ опубликованный, изданный или депонированный, предоставляемый в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки» [14, c. 258]. Г.Н. Швецова-Водка с целью уточнения понятия «книга» рассматривает место книги в реальной системе документальных коммуникаций в целом, то есть в сравнении с функционированием

(способом предоставления к использованию) документа первоначального и документа архивного [14, c. 259]. Документом первоначальным называется такой документ, который создается коммуникантом для использования в ближайшее время именно для передачи информации реципиенту. Такой документ может быть передан от коммуниканта реципиенту как при их непосредственном общении, так и через разнообразные средства связи (КП-3). Документ первоначальный может быть использован для подготовки

документа исходного в процессе создания книги. С помощью КП-1 и КП-2 документ исходный превращается в книгу и попадает к потребителю информации через систему книжного дела. Но в другом случае документ первоначальный может быть либо уничтожен после выполнения им тех функций, для которых он создавался, либо может попасть в специальные хранилища - архивы или музеи, где он из документа первоначального функционально превращается в документ архивный.

Физически такой документ остается тем самым, который был создан коммуникантом, но функции его в обществе изменяются, он становится документом архивным. В архивах сохраняются не все документы, а наиболее важные в правовом, научном или художественном отношении. Для сохранения и организации использования архивных документов нужна деятельность КП-4 - архивов или музеев. Также важным для определения понятия «книга» является исследование соотношения понятий «документ»,

«книга», «издание», «произведение печати», «литература», «публикация». Значение понятия «документ» зависит от контекста его использования. Это может быть наиболее широкое значение, приравниваемое к Документу I и охватывающее все виды документов. Г.Н. Швецова-Водка заостряет внимание на том, что наряду с обобщающим понятием термин «документ» можно использовать

для обозначения любого явления, которое может быть названо «документом» в том или ином значении. Термином «документ» можно называть любую вещь, представляющую собой единство социальной информации и материального носителя [14, c. 260]. «Книга» как понятие в наиболее широком значении охватывает объекты, относящиеся к объему понятия Документ IV (за исключением тех, которые определяются как Документ VI, VII, VIII, а также неопубликованных документов со значением

Документ IV). Любую книгу можно назвать «документом», но не каждый документ - «книгой». Документом можно считать как отдельное явление, относящееся к объему понятия «книга», так и часть документа-книги, если она имеет определенную самостоятельность (статья из сборника, статья из газеты). Термином «издание» обозначается как процесс, так и результат деятельности книжных, журнальных и газетных издательств или издающих организаций, которые обеспечивают официальное опубликование и тиражирование

специально подготовленных документов. В ГОСТе 7.60 - 2003 термин «издание» определяется так: документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения» [4, c. 6]. Таким образом, как отмечает Н.Н. Кушнаренко, книга уже, чем издание [8, c. 221].

Г.Н. Швецова-Водка заостряет внимание на том, что понятие «издание» не может заменить понятие «книга», так как книга «объемлет как издания, так и документы, опубликованные в виде части издания» [14, c. 263]. Совокупность изданий составляет наибольшую часть объема понятия «книга» в его широком значении (остальные - депонированные документы). Каждый экземпляр издания является отдельным документом. Кроме того, самостоятельными документами можно считать части изданий, которые отделяются физически

(например, том из многотомного издания) или по содержанию (статьи, заметки). Среди изданий преобладают печатные. Грампластинки, аудио- и видеокассеты тоже являются изданиями, если они отвечают обязательным требованиям к изданиям. Издание может быть осуществлено также в виде машиночитаемого документа, содержание которого не может быть изменено или уничтожено в процессе потребления информации (например, компакт-диски CD-ROM) [14, c. 264-265].

Особую категорию составляют электронные издания: электронные газеты, журналы, непериодические издания. В электронном издании «издательский оригинал» существует в виде записи в памяти компьютера, а потребителю информации выдается его «копия» на экране монитора, которую можно зафиксировать на собственном машиночитаемом носителе или отпечатать на бумаге с помощью принтера [14, c. 265]. Печатные издания можно также называть произведениями печати.

Кроме того, произведением печати является любой отдельный документ, который входит в состав печатного издания. По знаковой природе информации произведения печати могут быть текстовыми и нетекстовыми: изографическими, картографическими, нотными. Текстовые произведения печати называются также литературными произведениями, а их совокупность - литературой. Понятие «литература» охватывает как текстовые документы, опубликованные в виде произведения печати (изданий), так и депонированные и неопубликованные текстовые документы.

Это значение используется, когда говорят о текстовых (литературных) документах по определенной отрасли знания или об определенных типах литературы по социальному назначению (научно-популярная, справочная и т.п.). В узком значении этот термин используется для обозначения только художественной литературы. В книговедении термин «литература» чаще всего используется в широком значении [14, c. 265]. Произведения литературы - это текстовые документы, которые могут быть опубликованы в виде отдельного

издания, его части, совокупности изданий, депонированных документов или остаться неопубликованными. Литература - это собирательное понятие для документов, являющихся литературными произведениями. Применяют в книговедении и документоведении термин «публикация» в значении «процесс и результат опубликования документов». «Публикация» как результат опубликования документа - это отдельный документ, опубликованный в идее издания или его части. Этот термин не охватывает депонированных документов, хотя по закону они

тоже считаются опубликованными [14, c. 265]. Таким образом, определение понятия «книга» является одной из основных книговедческих проблем. Начиная с момента появления книги как продукта человеческой деятельности и по сей день, даются различные определения книги, учитывающие ту или иную ее характерную черту. На современном этапе книговедение рассматривает книгу как разновидность Документа IV; в связи с этим понятие «книга» имеет много значений, отличающихся друг от друга по разным

признакам. Так, по особенностям материального носителя информации можно выделить шесть значении понятия «книга», из которых более широкое приравнивается к Документу IV, а наименьшее означает документ бумажный, листовой, блочный, определенного объема (свыше 48 страниц). Другая классификация - по особенностям знаковой системы записи информации - приписывает наиболее широкое значение понятию «книга» как Документа IV, а наименьшее - как документ человековоспринимаемый,

непосредственно воспринимаемый, визуальный, символичный, предназначенный для чтения, вербально-письменный (литературный или текстовой). Используемые коммуникационно-информационный подход позволяет определить книгу как документ опубликованный, изданный или депонированный, предоставляемый в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки. Определение места книги в системе документальных коммуникаций позволяет найти отличия между книгой, первоначальным документом и архивным документом (отличие заключается в различных

действиях коммуникационных посредников). Такие понятия, как «документ», «книга», «издание», «произведение печати», «литература», «публикация» не противоречат друг другу и могут использоваться по отношению к тем явлениям, которые они обозначают, как взаимозаменяемые. 2. Функции книги При определении сущности книги в книговедении рассматривают функции книги. Следует отметить, что с течением времени (при смене подхода к определению понятия «книга») список выделяемых

функций книги изменялся, специалисты-книговеды выделяли различные функции в качестве основных. В советском книговедении ведущую позицию занимал функциональный подход как при определении понятия «книга», так и при изучении функций книги. Основные представители этого подхода - И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук - в качестве основной выделяли идеологическую функцию книги. И.Е. Баренбаум отмечал, что эта функция не только поддерживает книгу в общественном обиходе, но формирует

и трансформирует книгу как произведения письменности и печати. Таким образом на первый план выступает идейное содержание произведения [1, c. 26]. Универсальной функцией И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук считали коммуникативную (книга как средство передачи информации). Неразрывно с ней связана познавательная функция, но она в большей степени относится к учебной, справочной,

научной, производственной книге. Также эти исследователи выделяли эстетическую и этическую функции. Эстетическая функция книги заключается в том, что книга как материальная и духовная ценность воздействует своей внешней и внутренней формой на читателя. При выполнении этической функции книга воздействует на чувства читателя, определенным образом дисциплинирует личность, влияет на ее поведение, то есть выступает в роли воспитателя моральных ценностей. Тех же позиций, как

И.Е. Баренбаум и А.И. Барсук, придерживается Малыхин. Для него главная сторона книги - это содержание. Основная функция книги заключается в нравственном и идейном воспитании личности, а выполнить эту функцию книга может прежде всего своим идейным внутренним содержанием [9, c. 156]. А.М. Иоффе при рассмотрении функций книги отталкивается от того, что книга - прежде всего общественное явление; значит, сущность книги реализуется в ее социальных функциях.

Он также дает определение функции применительно к книговедению - «роль, выполняемая книгой относительно потребностей общества или интересов составляющих его (общества) классов, социальных групп и индивидов» [7, c. 36]. Роль в обществе у книги неоднозначна, так как ей присущи различные социальные функции. Книга является орудием научно-технического и культурного прогресса, источником знания и просвещения, орудием социальной борьбы. Книга выступает и как идейно-эстетическая ценность, и как ценность материальная,

как важнейший предмет духовного потребления, значение которого усиливается по мере развития общества, роста его социально-экономического, политического, культурного, научно-технического уровня. Отсюда следует, что книга многофункциональна. А.М. Иоффе при определении функций книги отмечает, что книга возникла в ответ на потребность общества закрепить, сохранить, передать информацию, воспроизвести ее в целях освоения опыта, знаний, представлений.

Таким образом, книга с самого начала выступает прежде всего как источник социальной информации, средство передачи информации и развития накопленных человечеством знаний [7, c. 37]. В связи с этим Иоффе выделяет следующие функции в качестве всеобщих, внутренних функций книги, заложенных в ее природе: 1) информационная - воплощение, закрепление в тексте смысловой информации; 2) коммуникативная - передача (распространение) информации во времени и пространстве и установление

на этой основе интеллектуальных связей и общения как между отдельными членами общества, так и между социальными группами; 3) кумулятивная - накопление, концентрация, сохранение, организация в определенную систему духовных ценностей; 4) репродукционная - воспроизведение, воссоздание накопленной информации. Но в числе важнейших функций книги А.М. Иоффе выделяет идеологическую функцию книги, заключающуюся в формировании идеологии определенного класса и идеологическом воздействии на другие классы или общество

в целом. С идеологической функцией книги тесно связана ценностно- ориентирующая функция - формирование ценностных структур личности и общества. Также А.М. Иоффе относит к числу основных социальных функций книги агитационно-пропагандистскую, организаторскую, познавательную, образовательную, воспитательную, эстетическую, этическую, гедонистическую [7, c. 37]. Важным выводом в работе А.М. Иоффе является то, что в процессе исторического развития книги происходит

расширение ее функций и их дифференциация [7, c. 37]. В зависимости от конкретно-исторических условий те или иные из них могут выдвигаться на первый план, приобретать доминирующее или второстепенное значение. В целом же, выделяя те или иные функции, необходимо учитывать, что книга воздействует на читателя всей совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих функций.

Современное книговедение рассматривает книгу с позиции документоведения. Отсюда особый подход к выделению функций книги. Если при функциональном подходе функции книги рассматриваются сами по себе, вне связи и без сравнения с функциями документа, то современные исследования опираются на взаимосвязь документа и книги. Предлагается выяснить, присущи ли книге функции документа, какие у книги есть специфические функции. Г.Н. Швецова-Водка отмечает, что главная функция документа - социально-

коммуникационно-информационная - определяется его местом в системе социальных коммуникаций, где он является каналом передачи информации [14, c. 268]. Эту функцию называли также при характеристике книги, но она получала разные названия. Как уже отмечалось выше, И.Е Баренбаум и А.И. Барсук говорят о коммуникативной функции книги. Позднее И.Е. Баренбаум выделял единую «информационно-коммуникативную функцию книги.

В.Н. Ляхов подчеркивал, что «самые общие и существенные стороны природы книги, порожденные ее назначением в жизни: служить средством для хранения и передачи информации, для общения между людьми». Отсюда главная - коммуникативная - функция книги как формы организации текстового сообщения [ цит. по: 14, c. 268]. В работах А.А. Беловицкой, А.А. Гречихина и С.П. Омилянчука подчеркивалась социально-коммуникационная природа книги, но соответствующая функция

книги называлась ими «коммуникативной»; в характеристике книги делался акцент на ее принадлежность к сфере общения или к сфере массовой коммуникации [цит по: 14, c. 269]. Также коммуникативность в качестве основной функции рассматривал К. Мигонь, поскольку книга является прежде всего инструментом социального общения; специальные функции книги - сохранение духовного наследия человечества, распространение его во времени и пространстве, служение

развитию науки, техники, литературы, опора для религиозной, политической и общественной деятельности [10, c. 31]. У Н.Н. Кушнаренко главной функцией книги является хранение и передача информации во времени и пространстве. Общими функциями книги она называет информационную, коммуникативную и кумулятивную [8, c. 217]. Понятие социально-коммуникационно-информационной функции охватывает более широкий спектр, показывает принадлежность книги к системе социальной информационной коммуникации.

Сущностный характер данной функции книги проявляется в том, что все другие ее функции могут быть охарактеризованы как социальные, информационные или коммуникационные. Функции фиксирования информации и ее сохранения, свойственные документу и обусловленные его материальной формой, характерны также и для книги. На это обращал внимание Е.Л. Немировский: «Функциональное предназначение книги состоит в фиксировании с целью хранения и передачи

- во времени и пространстве - какой-то вполне определенной информации» [цит. по:14, c. 269]. Другие функции документа, направленные на выполнение его роли в обществе, также свойственны книге: · познавательная - способность документа служить источником получения и средством передачи знаний о природе и обществе; · культурная - способность документа выступать средством закрепления и передачи культурной традиции и ритуалов, оказывать содействие развитию общей культуры общества, привитие членам

общества эстетических норм и принятой системы ценностей; · мемориальная - способность документа увековечивать и передавать последующим поколениям наиболее значимые или крайне необычные поступки и события в истории человека и общества; · управленческая - способность документа организовывать, упорядочивать и обеспечивать функционирование управленческо-бюрократических процессов в обществе, а также управлять ими; · функция свидетельства - способность документа служить средством доказательства, подтверждения каких-либо фактов

или сведений [5, c. 16-17]. Эстетическую функцию (содействие развитию искусства, удовлетворению эстетических вкусов и чувств человека), гедонистическую функцию (предоставление наслаждения от «общения» с книгой), рекреативную функцию (содействие отдыху, возобновление духовных и физических сил человека), выделяемые в разных характеристиках книги, можно рассматривать как подфункции или разновидности проявления культурной функции. Эти подфункции в большей степени свойственны определенным видам книги, а не всем книгам.

Воспитательная, популяризаторская, учебно-образовательная функции книги формируются как сочетание и проявление культурной, познавательной, управленческой функций документа, то есть как усиление этих функций при одновременном выполнении всех других. Относительно книги обычно не называлась, однако их характеристики этой функции документа видно, что она свойственна и любой книге, поскольку книга выполняет социально-коммуникационно-информационную функцию. Существуют и определенные виды книги, в которых управленческая

функция выдвигается на первый план: публикации управленческих, нормативно-производственных, регламентирующих и других документов. Идеологическую функцию Г.Н. Швецова-Водка относит к проявлениям управленческой функции [14, c. 270]. Если широко понимать функцию свидетельствования, то становится очевидным, что она присуща книге. Любая книга так же, как и документ, прежде всего является свидетельством, подтверждением существования

деятельности, направленной на ее создание. Так, для писателя выход в свет его книги будет подтверждением его творческой деятельности. Кроме того, книга «свидетельствует» не только о деятельности ее авторов, но и всех лиц и учреждений, принимавших участие в ее издании. Правовой аспект книга также имеет. Названные в книге автор, редактор, редакционная коллегия, издающее учреждение несут ответственность за содержание книги, его соответствие правовым нормам общества (отсутствие

плагиата, инсинуаций, наличие научно достоверных данных и т.п.). С другой стороны, конвенция об авторском праве предусматривает правовые гарантии автору книги со стороны общества за использование его интеллектуальной собственности. Таким образом, в целом все функции документа (в широком значении) присущи и книге; это является подтверждением того, что книга - это документ. Но книга и документ отличаются друг от друга как видовое и родовое понятия,

что связано с особым местом книги в социальном коммуникационно- информационном процессе. Книга - это документ, который создается в результате деятельности коммуникационного посредника-1 (издательского или редакционно-издательского дела) и поступает к получателю информации в результате деятельности коммуникационного посредника-2 (системы книгораспространения). Следует учитывать и ограничения объема понятия «книга» по характеру знаков, которыми зафиксирована запись, по информации и материальной форме носителя информации.

С позиции С.П. Омилянчука отмечается, что «рукописная книга рассматривается как исторически конкретное синкретическое единство контекста и текста книги, контекста и текста издания и конкретной (единичной) формы их выражения» [цит. по: 14, с. 281], то есть как особая форма издания. Это подтверждает особое функционирование книги в социальном коммуникационно-информационном процессе. Из этого следует, что Книга в сравнении с Документом

IV приобретает специфические функции. Во-первых, это функция распространения информации, или широкого распространения, в отличие от конкретно адресованной передачи информации предварительно определенному адресату. Процесс подготовки документа к опубликованию рассчитан на то, что получателем информации будет не какой-то один (определенный) человек, а некая аудитория, представляющая определенные социально-демографические или профессиональные группы. Тираж, то есть количество экземпляров опубликованного документа, не имеет

принципиального значения. Главное - это возможность получить доступ к опубликованному документу любому потребителю информации, которая обеспечивается книгой. Во-вторых, это функция преобразования общественного сознания, связанная с активной ролью книги в формировании общественного сознания: идеологии, науки, искусства, морали, общественного мнения и т.д. С этой функцией книги связан тот факт, что ее содержанием может быть только произведение литературы

(или произведение общественного сознания), науки, искусства и т.д. во всех его формах. Как правило, содержанием книги становятся произведения, специально подготовленные для этой цели. Но и любое другое произведение может войти в содержание книги, если это вызвано общественной потребностью. Г.Н. Швецова-Водка, рассматривая вопрос о роли произведений в книге, говорит о том, что книга в целом сама является произведением, поскольку она является продуктом труда, творчества не только ее авторов,

но и лиц, которые занимались подготовкой авторских произведений к изданию, их полиграфическим воспроизведением и т.д. Книга как произведение представляет общественный интерес, иначе она просто не была бы создана [14, c. 287]. Функция превращения общественного сознания позволяет книге более эффективно выполнять познавательную, культурную и управленческую функции, свойственные любому документу. Если документ (в узком значении) рассматривается как «первоисточник» знаний, «неисчерпаемый источник

новых данных», то книга - это «проводник» знаний, главная цель которого - их распространение среди как можно большего количества людей. Книга в большей степени выполняет эстетическую функцию, чем документ. Среди некнижных документов эта функция присуща преимущественно произведениям художественного творчества (литературным, изобразительным, музыкальным неопубликованным документам). Среди книг практически каждая книга-издание должна быть выполнена по законам эстетики, законам искусства

книги. Этическая функция книги является особым аспектом культурной и управленческой функций. Многие выдающиеся деятели прошлого и современности отмечали облагораживающий характер влияния книги; некоторые разновидности книг негативно влияют на читателей. Важно отметить, что такое влияние существует, его изучением занимается специальное направление книговедческих исследований - читателеведение. В-третьих, еще одной специфической функцией книги является товарная.

В отличие от книги не всякий документ является товаром. Книга занимает особое место в системе документальных коммуникаций; есть целая группа лиц, принимающая участие в создании книги и доведении ее до читателей; существует необходимость разделения общественного труда и оплаты трудовых усилий лиц, принимавших участие в создании книги. Так как общество заинтересовано в наилучшем использовании книг, то есть освоении заложенной в них информации,

то оно организует использование книг в библиотеках, как правило, общедоступных и бесплатных для пользователей в современном обществе. Но это не означает, что книга перестает быть товаром и не имеет стоимости, это значит, что общество в целом берет на себя заботу о доведении книг до читателей. Одновременно существует возможность приобретения книг в личную (частную) собственность; в этом случае наблюдается яркое проявление товарных свойств книги.

Г.Н. Швецова-Водка отмечает еще один аспект товарной функции книги. Раньше говорили о том, что книга является товаром, потому что она является материальным продуктом духовно-материального производства, то есть вещью-товаром. Сейчас сама информация рассматривается как товар, изучаются возможности ее функционирования в товарно-денежных отношениях. Не всегда покупателем должен быть непосредственно потребитель информации.

Его доступ к информации могут обеспечить разные общественные институты, финансируемые обществом в целом или его отдельными представителями, потому что это соответствует потребностям общества [14, c. 289]. М.П. Ельников рассматривает книгу как продукт человеческой психики и выделяет в связи с этим особую функцию книги - энергетическую. Читая книгу, человек осуществляет интеллектуально-духовную деятельность и преобразует энергию дионов (термин, введенный М.П.

Ельниковым; обозначает две сущности книги: воздействующую сущность автора и преобразующую сущность читателя) в энергию психо-мыслительного процесса [6, c. 63]. Таким образом, при определении функций книги исследователи отталкиваются от определения сущности книги и выявляют с этой точки зрения наиболее сущностные характеристики книги. Советское книговедение признавало главным содержание книги, поэтому главной ученые называли идеологическую

функцию. Современное книговедение подходит к определению функций книги с точки зрения документоведения, то есть исследователи сравнивают функции книги с функциями документа, выделяя общие и специфические. Было выявлено, что книге присущи все функции документа, что подтверждает принадлежность книги к документу. Разные авторы выделяют в качестве главной разные функции книги, но наиболее всеобъемлющей следует признать позицию Г.Н. Швецовой-Водки (главная функция книги - социально- коммуникативно-информационная).

Также выяснено, что в сравнении с документом вообще книга приобретает такие новые функции: широкого распространения информации; преобразования общественного сознания или усиленного влияния на него, в связи с чем в книге значительно активизируются познавательная, культурная и управленческая функции, а также этическая подфункция; товарную функцию (предназначение для продажи). 3. Свойства книги Свойства книги обусловлены ее функциями.

Соответственно, если рассматривать книгу в социальном коммуникационно-информационном процессе, то выявляется, что книги присущи как свойства Документа IV, так и специфические свойства. Одно из самых важных свойств книги - знаковость. Об этом свойстве писали еще в 20-е годы XX века, но понимали по-разному. М.Н. Куфаев понимал книгу «как вместилище всякой мысли и слова, облеченных в видимый знак», или «вместилище мысли и слова человека, взятых в их единстве и выраженных видимыми

знаками» [цит. по: 14, c. 272]. При этом в объем понятия «книга» включались не только издания словесных произведений, но и книга с иллюстрациями, и нотные издания, и фонографические валики и граммофонные пластинки. С оживлением семиотических исследований возрос интерес к знаковой природе книги. Семиотический подход стал широко применяться в исследованиях языка и словесных произведений. Новым проявлением семиотического подхода к книге стало ее рассмотрение в целом как знаковой системы.

В 70-е годы XX века появилось определение книги как «знаковой системы, в которой для обмена семантической информации между двумя другими материальными системами, например автором и реально существующим миром или автором и читателем, используется совокупность визуально воспринимаемых шрифтовых знаков или графических изображений», как отмечал Е.Л. Немировский [цит. по: 14, c. 273]. Таким образом, знаковость свойственна книге не только в той же мере, что и любому

Документу IV, но и в большей степени, потому что сама книга как материальный предмет выполняет функцию знака, что аналогично знаковости Документа III - созданный человеком материальный объект, специально предназначенный для передачи зафиксированной в нем информации в обществе [13, c. 20]. Свойство знаковости определяет свойство семантичности книги. Семантика - раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средство выражения содержания.

Воспринимаеимая человеком информация является семантической, потому что она выражает определенное содержание. К. Мигонь отмечал, что книга является стабильным средством передачи информации, дающим возможность концептуализации содержания [10, c. 32]. Таким образом, свойство семантичности, присущее для Документа, характерно и для книги. Присуще книге и такое свойство как отражение (запечатление) мыслительной деятельности человека, что отмечалось многими исследователями.

Было замечено также, что в книге запечатлеваются и передаются не только мысли (знания), но и чувства, эмоции и т.д. Г.Н. Швецова-Водка отмечает, что содержание книги следует рассматривать не только как воплощение мысли отдельных людей, но и по определению А.И. Барсука как «продукт общественного сознания» [2, c. 6], идейной жизни общества, форму существования идеологии, а также общественного сознания в целом (науки,

искусства, права, морали и т.д.) [14, c. 278]. Общественное сознание в целом и индивидуальное сознание формируются как результат отражения объективной действительности. Книга, фиксируя в материальной форме произведения индивидуального сознания, тоже является отражением объективной действительности, но не непосредственным, а опосредованным через сознание. Такое свойство Документа как дискретность также присуще книге.

Но книге свойственно также стремление к интеграции, объединению, непрерывности. Оно сказывается уже в материальной форме книги, которая является совокупностью соединенных тем или иным способом материальных объектов, на которых зафиксирована запись. С момента появления полиграфической промышленности существует также стремление к объединению издаваемых книг в серии. Это объединение может осуществляться по признакам содержания, авторства, читательского

и целевого назначения и другим, причем между книгами одной серии образуется сходство или единство, и по другим признакам (материальной формы, художественного оформления и т.п.). Еще более выражено стремление к единству в такой форме книги, как периодические и продолжающиеся издания, которые можно определить как единство прерывного и непрерывного. В содержании книг также проявляется стремление к интеграции и непрерывности.

Они не только внешне совмещают произведения разных авторов, но и в содержании отдельных произведений выполняют функцию интеграции и организации имеющегося знания, что в наибольшей степени характерно для учебников, хрестоматий, справочников, энциклопедий. Интеграцию наблюдаем и в научной книге, одним из обязательных требований к которой является учет мыслей, идей, взглядов предшественников, причем не только в содержании основного текста работы, но и в форме

точных ссылок на предшествующие работы. М.Ф. Яновский писал: «Если можно говорить о рождении книги, то отцами каждой из них следует признать множество других книг» [цит. по: 14, c. 279]. При всей индивидуальности авторского труда создается впечатление, что все авторы, в конечном итоге, пишут одну большую книгу, состоящую из многих отдельных и разнообразных произведений. Сохранение как содержания, так и материальной формы книги при ее потреблении - такая же обязательная

черта книги, как и документа вообще. Одно из свойств документа заключается в том, что любой документ можно охарактеризовать по формуле характеристики коммуникационного сообщения (формула Лассуелла: «Who says, what, in which channel, to whom, with what effect», то есть «кто, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом сообщает») [цит. по: 14, с. 280]. Соответствие этой формуле также присуще книге.

На вопросы, которые содержатся в этой формуле, как правило, отвечает издательское оформление книги (титульный лист, содержание, обложка, выходные сведения в издательской продукции). На эти же вопросы отвечает библиографическая характеристика книги, очень коротко - библиографическое описание, более обстоятельно - аннотация, реферат, рецензия. Для ответа на вопрос - «с каким эффектом осуществлена социальная коммуникация?» - проводятся исследования

чтения и читательской аудитории, разрабатываются специальные научные дисциплины - психология и социология чтения, читателеведение. Книга обладает еще одним свойством, которым обладает документ. Это деятельностный характер, определяющий документ как результат деятельности его творцов (что касается книги - то это деятельность автора, издателя, полиграфиста и т.д.). Специфические свойства книги, как и ее специфические свойства, обусловлены особенностями книги как

видового понятия Документа IV. С функцией распространения информации тесно связано такое свойство книги как адресованность достаточно широкому, или, точнее, неопределенному (неограниченному) предварительно кругу читателей (потребителей информации). Прежде всего это свойство отмечалось у книги в тех случаях, когда ее сравнивали с делопроизводственными текущими и архивными документами. Г.Н. Швецова-Водка заостряет внимание на том, что в предназначении книги широкому, неопределенному

предварительно кругу читателей, большое значение имеет не только установка автора, с которой создается документ, исходный для книги, но и условия создания книги (то есть деятельность КП-1) и условия распространения и использования книги (то есть деятельность КП-2). Система книгораспространения (книжной торговли) способна распространить множество экземпляров издания среди неизвестного предварительно круга лиц; библиотеки обеспечат использование одного или нескольких

экземпляров издания наибольшим числом читателей [14, c. 284]. Именно указание на неопределенность получателей, которым передаются книги как источники информации, сближает понятие книги с понятием средств массовой коммуникации (но само понятие средств массовой коммуникации остается достаточно неясным). Нет точного ответа на вопрос: можно ли научную коммуникацию считать массовой? В информатике принято различать такие виды социальной информации: массовую и специальную, или массовую,

специальную и личную. В том и другом случае научная информация относится к специальной, а массовая включает «публицистическую, эстетическую и обыденную» или «общественно-политическую, обыденную, научно-популярную». Оптимальным объяснением характера читательского адреса книги как средства коммуникации Г.Н. Швецова-Водка считает, что должно быть рассмотрение книги как средства ретиального коммуникационного процесса. В коммуникационной системе сигналы могут быть направлены либо точно известным адресатам, либо

к их некоторому вероятностному множественному числу. Характер этой направленности является основанием деления коммуникационных процессов на аксиальные и ретиальные. Аксиальный коммуникационный процесс предполагает передачу сообщения четко определенным (конкретное лицо, группа) получателям информации. Ретиальный коммуникационный процесс имеет место тогда, когда передача сообщения осуществляется для неопределенного количественно и неизвестного качественно множества реципиентов.

Ретиальным системам коммуникации присуща анонимность адресата [14, c. 285]. Также среди специфических свойств книги следует назвать конкретно-исторический характер книги. Книга создается автором в ответ на потребность общества на том или ином историческом этапе его развития; ее появление становится возможным только в результате общественного признания ее ценности. Во-первых, это признание ценности исходного документа, допуск его к воплощению в издание в результате

оценки со стороны редакторов, рецензентов и т.п. Во-вторых, это издательское сопровождение публикуемого произведения. Даже в том случае, когда публикуется один и тот же документ в разных исторических ситуациях, его издательское сопровождение - предисловие, комментарии - способно изменить общую направленность, идеологический характер издания. Важное свойство книги - ее доступность. Учитывая материальную форму, доступность обеспечивают портативность и способность к перемещению (транспортабельность).

Но доступность не всегда достигалась ее портативностью и транспортабельностью. Н.Г. Малыхин отметил, что «массовость обслуживания может быть достигнута разными средствами, например, установлением книги для чтения в местах массового скопления народа» [9, c. 160]. К числу важнейших свойств книги относится также ее включенность в духовное и материальное производство (через посредство читателя, потребителя информации).

Распространение научного знания, система образования, развитие художественной литературы, производственная и культурно- просветительная деятельность и много других сфер жизнедеятельности общества были бы невозможны без книг. Н.Н. Кушнаренко также придерживается позиции, что книге присущи все свойства документа, а в качестве специфических она выделяет следующие: атрибутивность - наличие неотъемлемых слагаемых, без которых книга не может существовать (информационных и материальных), функциональность - предназначенность

книги для передачи информации в пространстве и во времени, структурность - тесная взаимосвязь элементов и подсистем как текстовой, информационной (предисловие, основной текст, послесловие), материальной составляющей (обложка, переплет и т.п.) [8, c. 226]. Таким образом, при сравнении свойств документа и книги было выявлено, что книга обладает всеми свойствами документа, а именно: знаковостью, семантичностью; способностью отражать умственную деятельность человека и общественное сознание в целом, а также отражать объективную

реальность; дискретностью и непрерывностью; способностью сохранять как содержание, так и материальную форму книги при ее использовании; соответствием формуле коммуникационного сообщения; деятельностным характером. Книга является видовым понятием родового понятия «документ», поэтому она обладает специфическими свойствами. Но исследователи выделяют разные специфические свойства книги в зависимости от выявленных функций книги. Так, Н.Н. Кушнаренко отмечает свойства атрибутивности, функциональности, структурности.

Но наиболее оптимальной представляется позиция Г.Н. Швецовой-Водки, рассматривающей книгу в социальном коммуникационно- информационном процессе. Она выделяет такие свойства книги, как адресованность неопределенному кругу читателей, конкретно-исторический характер, доступность с точки зрения материальной формы (способность легко перемещаться в пространстве), активное включение в духовное и материальное производство (в распространении научного знания, образования,

развитие искусства и т.д.). Заключение Книга является одним из древнейших средств коммуникации. На протяжении долгого периода времени человек пытался дать определение этому понятию. Научные определения понятия «книга» долгое время учитывали лишь какую-либо одну или несколько сущностных характеристик книги. При рассмотрении книги с позиции коммуникационно-информационного подхода Г.Н. Швецовой-Водкой были выявлены отличительные признаки книги по сравнению с документом и дано такое

ее определение: «Книга - это документ опубликованный, изданный или депонированный, представленный в общественное пользование через книжную торговлю и библиотеки, в том числе фонотеки, видеотеки и медиатеки». После анализа основных определений понятий «книга» данное определение следует признать наиболее полным на современном этапе развития книговедения. При изучении функций книги исследователи опирались на представление о роли книги в обществе. Но подобная точка зрения выявила множество функций книги, так как исследователь

опирался на свое субъективное представление о роли книги. При рассмотрении книги в социальном коммуникационно- информационном процессе и при сравнении функций книги с функциями документа были отмечены функции документа, которыми обладает и книга, а также специфические функции книги. Свойства книги обусловлены ее функциями. Коммуникационно- информационный подход дал основания для выявления общих свойств документа и книги,

а также специфических свойств книги. Таким образом, выполнив сравнительный анализ нескольких точек зрения на поставленную проблему, можно прийти к выводу, что на современном этапе развития книговедения коммуникационно-информационный подход является наиболее перспективным при дальнейшем изучении книги. Библиографический список 1. Баренбаум, И.Е. К вопросу о методах книговедческих дисциплин / И.Е. Баренбаум // Книга: исслед. и материалы 1974 Сб.

29 С. 26-31 2. Барсук, А.И. К определению понятия «книга» / А.И. Барсук // Издательское дело. Книговедение: научно-информационный сб. ЦБНТИ по печати 1970 №6(12). 3. Беловицкая, А.А. Общее книговедение: учеб. Пособие [Электронный ресурс] / А.А. Беловицкая М.: Книга, 1987 Режим доступа: http:// www.hi-edu.ru свободный.

4. ГОСТ 7.60 - 2003. Издания. Основные виды. Термины и определения: Введ. 2003-05-22. М.: Изд-во стандартов, 2004 41 с. 5. Документоведение: учебник / Н.Н. Куняев, Д.Н. Уралов, А.Г. Фабричнов; под ред. проф. Н.Н. Куняева М.: Логос, 2008 352 с. 6. Ельников, М.П. Феномен книги (теоретико-гносеологический аспект) /

М.П. Ельников // Книга: исслед. и материалы 1995 Сб. 71 С. 43-62. 7. Иоффе, А.М. Введение в книговедение / А.М. Иоффе М.: МГИК, 1984 74 с. 8. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение: учебник для вузов 4-е изд стереотип. / Н.Н. Кушнаренко Киев.: Знання, 2004 459 с. (Высшее образование

XXI века) 9. Малыхин, Н.Г. Общественное значение книги / Н.Г. Малыхин // Книга: исслед. и материалы 1960 Сб. 3. 10. Мигонь, К. Наука о книге / К. Мигонь М, 1991 198 с. 11. Немировский, Е.Л. Книга / Е.Л. Немировский // Библиотечная энциклопедия М.: Изд-во «Пашков дом», 2007

С. 493-495 12. Отле, П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / П. Отле М 2004 256 с. 13. Швецова-Водка, Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: исслед. и материалы М.: Терра, 1994 Сб. 68 С. 19-37 14. Швецова-Водка, Г.Н.

Общее документоведение / Г.Н. Швецова-Водка Киев.: Знання, 2009 488 с. 15. Швецова-Водка, Г.Н. Функциональная сущность и свойства книги / Г.Н. Швецова-Водка // Книга: исслед. и материалы М.: Терра, 1995 Сб. 71 С. 69-96



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.