Экономическое
районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные
части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные
экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение
экономических районов.
Концепция
территориального экономического деления страны должна основываться на следующих
базовых критериях:
·
Экономический критерий - район как специализированная часть единого
народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных
отраслей. Специализацию района должны определять отрасли, в которых затраты
труда, средств на производство продукции и на доставку ее потребителю по
сравнению с другими районами будут наименьшими.
·
Национальный фактор характеризует национальный состав населения.
·
Исторический аспект указывает на особенности расселения и освоения края в
рамках различных периодов.
·
Административный критерий должен обеспечивать единство
административно-территориального деления и экономического районирования.
Он означает
следующее: границы экономических районов не должны пересекать границ субъектов
федерации. "Единство административно-территориального устройства и
экономического деления страны является наиболее общим принципом совместной
организации экономического районирования, интегрального территориального
комплексообразования и территориального управления…" - пишет проф. В.К.
Бугаев.
Рассмотрим
эти положения подробнее. В основе экономического районирования лежит учет
специализации. Различные части страны значительно отличаются друг от друга
природными и экономическими условиями. Специализируясь на выпуске одного или
нескольких видов продукции и услуг, каждая территория получает отсутствующие
товары и услуги. Происходит обмен результатами труда. Формируется разделение
труда между отдельными территориями страны, называемое географическим или
территориальным.
Специализация
территории возникает в том случае, если:
· стоимость
производимой здесь продукции ниже, чем в других районах страны;
· эта
продукция может выпускаться в больших объемах, чем необходимо данному району;
· выпуск
данной продукции обеспечен ресурсами;
· выпускаемая
продукция необходима народному хозяйству страны.
Специализация
территорий складывается исторически. Показатель специализации определяется по
формуле К=П/Н, где П - доля продукции района в общем производстве страны; Н -
доля населения района в населении страны. Отрасль считается отраслью
специализации, если коэффициент К больше или равен 1.
Среди
многообразия условий, определяющих территориальную организацию хозяйства стран,
важная роль принадлежит системе общественно -политических факторов. Длительное
время традиционная позиция советских географов заключалась в том, что для
капиталистических стран наиболее типичными чертами территориальной организации
хозяйства следует считать стихийность, непрогнозируемость формирования
пространственных структур, гиперконцентрацию производства и населения на
относительно небольшой территории, наличие районов экономической депрессии и
застоя.
Естественно,
что социалистический строй характеризовался преимуществами и достоинствами,
вытекающими из его природы: общественная собственность на средства
производства, отсутствие эксплуатации большинства меньшинством, распределение
продуктов общественного труда в интересах всего общества, планомерность
развития экономики позволяют рационализировать географию народного хозяйства,
постоянно управлять его территориальным развитием, а значит, и добиться его
равномерного развития. Поэтому считалось, что построение социалистического
общества в Советском Союзе - решающий комплексный фактор, определяющий характер
территориальной организации страны и ее народного хозяйства. На практике
выяснилось, что и социалистическая, и капиталистическая экономики обладают
примерно одинаковыми "родимыми пятнами" в области размещения.
Важнейшим
условием, влияющим на развитие народного хозяйства и его территориальную
организацию, является хозяйственный механизм - совокупность методов и форм
планирования и управления народным хозяйством. Предполагалось, что
территориальное планирование и управление обеспечивают сбалансированное
развитие элементов хозяйства в пределах определенной территории независимо от
их ведомственной подчиненности, способствуют развитию межотраслевых и
межрайонных связей, рациональному использованию ресурсов районов, решению
природоохранных проблем, т. е. способствуют созданию рациональной
территориальной организации.
С 1990-1991
гг. в общественное сознание внедрялись стереотипы прямо противоположного характера.
Весь опыт территориального планирования и управления, вся методология
экономического районирования подвергалась вульгарной критике. Как это часто
бывает, серьезные просчеты, связанные с организацией регионального развития и
экономического управления, посчитали достаточным основанием для разрушения
системы государственного регулирования вообще. Система территориального
планирования и управления за семьдесят лет своего существования "приспособила"
размещение производства и расселения под свои требования. В свою очередь,
изменение системы управления не могло не стать дополнительным фактором
разрушения государства.
Изменения
экономики, в том числе глубокие перемены под влиянием перехода к рынку,
вызывали потребность в существенной перестройке хозяйственного механизма. В
этих условиях главными задачами становятся: совершенствование территориального
управления экономики, проведение нового комплексного экономического
районирования.
В целях
комплексного районирования выделяются следующие факторы, воздействующие на
территориальную структуру народного хозяйства: технико-экономические,
географического положения, природные, исторические, социально-политические.
Как уже
отмечалось выше, территориальная организация народного хозяйства - это не
только размещение его элементов, но их взаимодействие, взаимодополнение,
соподчинение. Факторы размещения связаны с технико-экономическими требованиями
производства к выбору места строительства с их водоемкостью, энергоемкостью,
трудоемкостью, необходимыми масштабами транспортной работы и т. д. Факторы
взаимодействия определяют экономическую эффективность территориального
сближения производств, использующих общее комплексное сырье, общую территорию,
транспорт, трудовые ресурсы, утилизирующие отходы, т. е. оказывают влияние на
характер и интенсивность связей между элемента ми хозяйства.
Для
размещения многих промышленных предприятий разных отраслей оказываются удачными
одни и те же районы. Но ресурсы многоцелевого назначения (водные,
энергетические, трудовые и т. д.) могут иметь ограниченные масштабы, что
лимитирует возможность размещения в районе всех производств
(Центрально-Черноземный и Уральский районы в настоящее время). В то же время
открытие новых крупных месторождений может стать решающим фактором
дополнительного размещения производств в районе. Поэтому можно говорить о
факторах ограничения и факторах активизации размещения в зависимости от
масштаба ресурсов и характера условий района. Таким образом, в каждом районе,
на каждой конкретной территории складываются определенные условия размещения
производств.
Следует
отличать факторы, необходимые для проведения экономического районирования, и
принципы экономического районирования. Принципы - это основные правила
долгосрочной политики, методы хозяйствования, учитывающие закономерности и
факторы. В качестве общих принципов территориальной организации народного
хозяйства нашей страны на современном этапе ее развития можно выделить
следующие:
Общий принцип
экономической и социальной эффективности - необходимость учета конечного народно-хозяйственного
и социального результата при размещении экономики и ее территориальной
организации и соблюдение закона экономии времени и повышения производительности
труда.
С ним связаны
такие принципы, как:
а) принцип
размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и
потребителей конечной продукции;
б) принцип
комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных
ресурсов при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения
наиболее эффективных ресурсов;
в) принцип
выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны.
Принцип учета
требований военной безопасности при размещении производительных сил. Его
содержание лучше всего охарактеризовано в принятой в 2000 г. Концепции национальной безопасности России. В этом документе помимо угроз стратегического
характера выделяются и проблемы региональной безопасности.
Наряду с
этими общими принципами в практике управления должны использоваться принципы,
отражающие базовые направления реконструкции территориальной структуры
экономики. Смещение народного хозяйства на восток - это важнейший принцип,
действующий как минимум с начала века, со знаменитых столыпинских
переселенческих движений. Принцип сдвига народного хозяйства на восток
неизменно подтверждался в решениях партийных съездов, предусматривающих
постоянное повышение доли производства и роли восточных районов в народном
хозяйстве страны. Однако этот процесс происходил с различной степенью интенсивности.
В военные годы он шел особенно активно, затем несколько замедлился. В настоящее
время сдвиг на восток прекратился и фактически экономика "эвакуируется"
с востока, и лишь необходимость использования топливно-энергетических и
сырьевых ресурсов тормозит процесс деградации северных и восточных территорий.
Вместе с тем, не смотря на увеличение доли северных территорий в России по
сравнению с СССР, доля северных территорий в ВВП России постоянно уменьшается.
Наряду с
принципами, отражающими крупные территориальные сдвиги народного хозяйства,
разрабатываются принципы развития локальных, но многочисленных объектов,
например городов разных типов. Так в послевоенные годы был выдвинут принцип
активизации развития малых и средних городов. Обычно его связывают с ограничением
и регулированием роста больших городов. Однако правильней было говорить о двух
принципах: а) ограничения и регулирования роста больших городов; б) подъема и
активизации средних и малых городов. У каждого свои основы и причины, хотя эти
процессы и взаимообусловлены. Принцип активизации развития малых и средних
городов связан с идеей освоения государственной территории, недопущения ее
опустения. Второе - это функция малых городов по управлению сельской
местностью, по ее культурно-бытовому обслуживанию. Кроме того, следует учесть,
что в малых и средних городах сосредоточена значительная часть населения
страны, основное производство легкой и пищевой промышленности. Наконец, особое
значение имеют малые и средние города в обслуживании транспорта, особенно
железнодорожного, в связи, в формировании аграрно-промышленных и
санаторно-курортных комплексов.
Принцип
регулирования роста больших городов связан, во-первых, с тем, что эти города
имеют повышенный жизненный стандарт, и приток сюда населения требует повышенных
капитальных вложений в нематериальную сферу. Во-вторых, он связан с
оптимизацией государственного управления, выполнением столичных функций и т.д.
В-третьих, он действительно перекликается с проблемой малых городов, так как
расширение больших городов усиливает отток населения из малых городов и
сельской местности. Интересно, что десять лет рыночных реформ, в, казалось бы,
новых условиях, должны были снять проблему регулирования роста сверхкрупных
городов, однако и сегодня ограничительные меры фактически применяются в
Санкт-Петербурге и особенно в Москве.
Следует вновь
отметить две особенности действия указанных принципов. Это историческая
изменчивость принципов. Они меняются в связи с изменением
социально-экономической, политической и военно-стратегической обстановки.
Далее, принципы - это, прежде всего политика, т. е. в данном случае выражение
финансового предпочтения одним программам и территориям перед другими.
Советское государство, формируя принципы территориальной организации
производительных сил и придерживаясь их, стремилось реализовать свои
программные цели, о которых уже говорилось. Российское государство
провозглашает в области регионального развития несколько иные задачи, но и
сегодня принципы экономического районирования могут рассматриваться и как
теоретическая база, набор ориентиров управления территориальной организацией
общества.
Подведем
итоги. Нельзя сказать, что в стране раньше отсутствовала стратегия
регионального развития, но в условиях ведомственно разобщенного управления это
развитие зачастую складывалось как сумма отраслевых усилий. Порочная практика
бессистемного принятия все новых и новых региональных программ продолжается и
поныне с той только разницей, что она осуществляется в отсутствии у государства
свободных средств.
На основании
проанализированного материала можно выделить ряд устойчивых особенностей
региональной стратегии СССР. Во-первых, это унаследованный от Российской
империи колонизационный крен, политика сдвига на Восток. Принцип более
равномерного размещения производства и расселения. Плановые органы постоянно
пытались сочетать несочетаемое - выравнивать уровни развития, поднимать
национальные окраины и т. д., повышая эффективность всего народного хозяйства,
совершая заведомо внеэкономические действия. Выдвигалась концепция
комплексности районов, но ее практическое применение в виде
территориально-производственных комплексов, по сути, служило средством ударного
строительства в новых ресурсных ареалах. Во-вторых, центральные планирующие
органы обходили вниманием закономерные процессы вторичной деградации
старопромышленных районов. Из четырех главных объектов региональной политики в
сколько-нибудь развитых странах (слаборазвитые, аграрные, пионерные,
перегруженные столичные и кризисные) советская политика, увлеченная стройками
века, наиболее откровенно игнорировала именно последний. В-третьих, доминировал
унифицированный подход к модернизации крайне разнородных в природном и
культурном отношении регионов. Всюду применялась по существу одна и та же
модель индустриализации, типовое проектирование и администрирование. И теперь
подавляющее большинство регионов привлекает новые, наиболее прибыльные, отрасли
независимо от возможностей их внедрения и успешной работы у себя. В-четвертых,
в региональной, как и в любой другой, стратегии очевидна приверженность к
прямым рычагам централизованного планирования и госбюджетной мобилизации
средств. Средства лобового административного противодействия нежелательным, по
мнению Центра, пространственным тенденциям (например, росту крупных городов) не
давали эффекта. Обычные в практике других стран стимулы или компенсирующие
региональное неравенство выплаты использовались слабо. Поэтому часто считают,
что классическая региональная политика в западном ее понимании у нас вообще
отсутствовала.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |