Реферат по предмету "Журналистика, издательское дело и СМИ"


Как воздействует журналистский текст на аудиторию

КАК ВОЗДЕЙСТВУЕТ ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ НА АУДИТОРИЮ? Оглавление Вводное слово Как слово наше отзовется? Практическая часть Заключение Список использованной литературы Вводное слово Продуктом журналистского творчества является текст, который носит характер системного образования. Он может быть представлен как продукт и средство реализации коммуникативной задачи - установить

контакт между адресантом (автором) и адресатом (читателями). Эффективность журналистского текста напрямую зависит от его включенности в практическую сферу, в контекст развития общественного сознания. Аудиторию следовало бы охарактеризовать как «неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ» [Корконосенко 2002: 144]. Документальная природа журналистских сообщений позволяет сделать вывод

об объективности как главной характеристике журналистского текста. Пресса более предрасположена к развитию мыслительной, аналитической деятельности, чем другие СМИ. Ценность любой информации может уменьшаться в зависимости, например, от «старения» сообщения. Проверяемость и многократность использования информации мы относим к ее динамическим свойствам. Тиражируемые во времени и пространстве журналистские тексты включены в единую систему регулярного информационного

обслуживания населения. Система информационного обслуживания тем эффективнее, чем больше учитываются информационные потребности аудитории. Как слово наше отзовется Информация обладает свойством управления. В этом ее сущность: она — «управляющая связь» и всегда действует как сигнал к изменению поведения объекта, поскольку несет в себе сведения об изменении его среды. Журналистский текст несет в себе особый вид информации — журналистскую информацию.

Она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакций на публикации. Таких типов зафиксировано три: ♦ реакции вовлечения — действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям; ♦ реакции исполнения — действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом; ♦ реакции социальной гарантии — действия (готовность

к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации. Есть так же комплекс свойств информации, способный вызывать реакции на журналистские материалы. Во-первых, журналистская информация характеризуется общим для всей информации свойством действительности: будучи воплощением связи человека с окружающим миром, она одновременно есть объективно необходимый действительный инструмент воздействия на этот мир.

Во-вторых, журналистской информации присуще общее свойство всей массовой информации — универсальность. Состоит оно в том, что эта информация «срабатывает» далеко за пределами отдельных ситуаций, вызывая ускорение или торможение социальных процессов. Третье свойство журналистской информации присуще именно ей, является ее специфической чертой: она отмечена идеолого-этической направленностью, т.е. способностью с той или иной мерой императивности поставить адресата информации перед выбором собственной линии поведения

(отношения) в контексте соответствующих идеолого-этических ценностей, в частности, представлений о добре и зле, благе и смысле жизни. Дезинформация – это не отсутствие информации. Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов она создает в аудитории ложную систему ориентаций, формирует неверную картину действительности, искаженные ценности и цели. Формируемое таким образом неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления

и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора. Не зависимо от жанра, направляющий, подсказывающий характер рабочей идеи журналистского произведения всегда сохраняется, выступая как ее устойчивый признак. В последнее десятилетие расширился круг проблем; стали отражаться зоны действительности, прежде закрытые для журналистики, изменился подход к воспроизведению конкретных реальных ситуаций.

Процессы демократизации в нашей стране, ориентация на плюрализм взглядов, мнений, форм собственности и организации поставили журналистское произведение в контекст новых общественных ожиданий. Отзываясь на них, журналистика должна была: ♦ резко улучшить информирование общества о событиях, происходящих во всех сферах действительности (включая такие, о которых раньше вообще не было речи, скажем, жизнь церкви), о деятельности всех без исключения социальных институтов (в том числе тех, что

прежде были официально закрыты для прессы, например, органы государственной безопасности); ♦ возложить на себя обязанности общественного контролера за деятельностью властных структур и одновременно принять посильное участие в пробуждении творческой энергии, предприимчивости, активности членов общества; ♦ перейти от жестко направленного воздействия на массовое сознание к созданию возможности для самостоятельных духовных поисков членов общества и стимулировать эти поиски; ♦ обеспечить

возможность свободного выражения разных мнений; ♦ увеличить посреднические усилия в процессах массового общения, направленных на реализацию межгосударственных, межнациональных, межинституциональных, межгрупповых, межличностных контактов, создавая условия для укрепления взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи на всех уровнях. Практическая часть Существует точка зрения, что сегодня время «реакций исполнения» и «реакций социальной гарантии» прошло, действенность журналистских выступлений падает.

Тут есть над чем подумать. Действенность публикаций в том смысле, какой она имела в советской журналистике, действительно снизилась. Многие серьезные, глубокие критические журналистские выступления оказываются незамеченными в системе управления. Но вот качественно иные примеры. Интерактивные телевизионные передачи включают в себя немало эпизодов, когда телезрители обращаются в редакцию с оперативной просьбой о помощи. А возьмите акции, которые предпринимают газеты, рассчитывая

на отклик читательской аудитории. Ведь практически всегда читатели на предложения редакции отзываются! Факты убеждают: есть журналистские материалы — и есть реакция на них. Анализ текста «Выпускники в числе злостных уклонистов» Прочитав текст, сразу улавливаешь: журналиста действительно интересует проблема призыва в армию. Главное для него в том, что план по набору призывников в республике и городе сокращается.

Невольно понимаешь, что автор считает военную службу важной, обязательной, неоспоримой и резко критикует тех, кто от неё уклоняется. Идея текста, таким образом, складывается их двух положений. Одно представляет собой авторское кредо, на основе которого оценивается ситуация. А второе содержит в себе подсказку читателям: высшее образование – не повод уклоняться от армии. Данный материал вызывает у аудитории сразу все три типа реакций:

1. реакция вовлечения – так как проблема призыва актуальна для молодых людей и их семей; 2. реакция исполнения – так как прочтение текста непременно натолкнёт на какие-либо действия: или положительного характера, или отрицательного; 3. реакция социальной гарантии – так как ответственность за необходимые последствия публикации берёт на себя военный комиссар Центральных и Военных префектур города Набережные Челны.

Выполняется такая схема взаимодействия журналистского текста и адресата информации, как «прими к сведению и действуй по усмотрению». Таким образом, присутствует специфическая черта журналистской информации – её идеолого-этическая направленность. Кроме того, ясно видно свойство, присущее всей информации – свойство действительности, которое проявляется в воздействии текста статьи на читателя. А так же свойство универсальности – рассматриваемая проблема является общей и вместе с тем в каждой

конкретной семье к ней относятся по-своему. В полной мере выполняются такие функции журналистики, как: 1. коммуникативная; 2. непосредственно-организаторская 3. идеологическая. Заключение Главная «подвижка» в механизме взаимодействия журналистского текста и адресата информации в настоящий момент заключается в том, что рабочая идея материала, стала вариативной. В целом сегодня в отечественной журналистике можно выявить несколько устойчивых ее разновидностей.

Пожалуй, наиболее распространены сейчас пять из них. Обобщенно они могут быть обозначены так: ♦ «прими к сведению и действуй по усмотрению» (вариант —«и делай выводы»); ♦ «действуй, как они, если подходят условия»; ♦ «не допускай повторения подобного»; ♦ «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»; ♦ «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам».

Надо сказать, что чаще всего журналистский текст содержит в себе «пакет» рабочих идей, направленных разным категориям читателей. Адресат информации осознает их в зависимости от своей позиции по отношению к проблеме, через которую рассматривается ситуация. В некоторых изданиях обозначилась тенденция увязывать рабочую идею с прогнозом развития ситуации. В этих случаях она обретает приблизительно такой вид: «Если действовать так, ситуация повернется этак;

если предпринять нечто иное, она изменится соответственно». Иногда при этом дается развернутая рекомендация по поводу того, что следует предпринять. Однако чаще просто прочерчивается связь конкретных действий и последствий. Рабочая идея вообще чаще всего двунаправлена — и широкой читательской аудитории, и конкретному социальному институту. Чем она конструктивнее, отчетливее и доказательнее выражена, тем более эффективным, полезным

обещает быть журналистский материал. Список использованной литературы 1. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 287 с. 2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов / Г. В. Лазутина. – 2-е изд перераб. И доп. – М.: Аспект

Пресс, 2004. – 240 с. 3. Олешко В. Ф. психология журналистики: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А 2006. – 240 с. 4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – 2-е изд исправ. И доп М.: Изд. РИП-Холдинг, 1998. – 310 с. 5. Свитич Л. Г. Профессия: журналист:

Учебное пособие / Л. Г. Свитич. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 255 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.