Министерство образования и науки Челябинской области
Реферат
по дисциплине: «Регионоведение»
тема: «Регулирование занятости в регионе»
Выполнил:
студентка гр. 308-у
Проверил:
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1) Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………………………………..6
2) Глава 2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН……………………………………………………………………...9
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономических процессов в современном российском обществе, связанными, прежде всего, со становлением рыночных отношений в сфере занятости. Как показал российский опыт последнего десятилетия, нельзя надеяться на то, что рынок без участия государства сам расставит все на свои места. Особенно опасно целиком полагаться на рыночную стихию сегодня, когда безработица все более приобретает скрытый характер, растет теневая занятость и т.п. В создавшихся условиях государственное регулирование занятости и безработицы приобретает большое значение.
При осуществлении политики занятости государству приходится сегодня не столько управлять социально-трудовыми отношениями, сколько заниматься вопросами их урегулирования. Поэтому необходимо делать акцент не на государственном управлении, а на регулировании, которое предполагает высокую степень самоорганизации объекта воздействия. Отсюда вытекает потребность в корректировке государственной политики занятости в целом. Необходимо выработать такой механизм управления трудовыми ресурсами, который предполагает наличие не только централизованного воздействия государства, но и адекватного рыночной ситуации процесса саморегуляции.
В настоящее время в России наблюдается все больший перекос в сторону регионального регулирования занятости и безработицы, поскольку этот уровень власти способен максимально приблизить предпринимаемые меры по социальной защите безработных и совершенствованию системы занятости к особенностям того или иного региона.
Республика Татарстан во многом проявила самостоятельность и новаторство в разработке основных направлений государственной политики в сфере занятости, что выразилось в более стабильном, по сравнению с российским, положении экономически активного населения на рынке труда. Однако и в Татарстане существует немало проблем, наличие которых актуализирует необходимость совершенствования процесса государственного воздействия на занятость и безработицу. Среди них, прежде всего, сложности с трудоустройством социально уязвимых слоев населения, среди которых особой поддержки требует молодежь; несоответствие между уровнем образования экономически активного населения и его востребованностью на рынке труда и т.д.
Объект исследования: занятость и безработица в Республике Татарстан. Предмет исследования: механизм осуществления государственного регулирования занятости и безработицы в регионе.
Степень разработанности темы. Характер работы, осуществляемой на стыке различных научных направлений, обусловил необходимость обращения к широкому кругу литературы, посвященной как общим, так и специальным аспектам государственной политики занятости, формирования рынка труда, безработицы как социального феномена. Использовавшаяся в работе литература может быть разделена на несколько групп.
Первую и наиболее обширную группу составляют работы экономического характера. Так, анализ переходного периода, связанного со становлением рыночных отношений, предпринят в работах А.В. Бузгалина, А. Дубоносова, Б.А. Еремина, АЛ. Лившица, В.И. Марцинкевича, К.И. Микульского, И.В. Соболевой и др., исследовавших процессы становления рыночных отношений в сфере труда сквозь призму макроэкономического анализа. Ценность этих работ состоит, прежде всего, в изучении динамики спроса и предложения рабочих мест, движения экономически активного населения, становления частного сектора, развития производственных отношений в России как необходимых факторов формирования рыночных отношений в сфере занятости
Вторую группу составляют работы, содержащие анализ социальных аспектов становления рыночных отношений: процессов адаптации граждан на рынке труда; гендерных особенностей незанятости; защиты прав занятых в нетрудовой сферы.
Данные работы внесли значительный вклад в разработку теоретико-методологических подходов к исследованию рынка труда, выявлению социальных последствий безработицы. Однако за пределами внимания авторов остался анализ методов государственного регулирования, механизма воздействия на рынок труда, его комплексная оценка. До сих пор в подобных работах не делалась попытка охарактеризовать составляющие механизма государственного регулирования занятости и безработицы во взаимосвязи с процессами саморегуляции рынка труда.
Особую подгруппу составляют исследования, посвященные анализу моделей социальной политики. Значимыми для изучения зарубежного опыта социальной защиты на рынке труда стали работы таких зарубежных авторов, как А. Дейкен, П Идин, А. Карлинг, Т. Кизельбах, К. Лайкам, С. Мадер, Дж. Морган, А. Муроган, В. Риестер, В. Супян, А. Харкман, Б. Хомлаланд, Ф. Хоффер, Л. Шродер3.
Эти работы можно условно разделить на две подгруппы. Первая из них представляет собой по существу комментарии нормативно-законодательных актов в области осуществления государственного регулирования занятости и безработицы в РФ, прежде всего, положений КЗоТ, вступившего в силу в феврале 2002 года. Появились работы, посвященные сравнительному анализу старого и нового кодифицированных источников.
Вторая подгруппа посвящена анализу ситуации, сложившейся в области нарушения трудовых договоров. Здесь следует выделить исследования о роли профсоюзов в деле защиты социальных прав работников, в урегулировании социально-трудовых конфликтов, как на государственных, так и на частных предприятиях.
Особую группу составляют работы, посвященные анализу регионального аспекта функционирования рынка труда, в частности, татарстанского. Первые попытки осмысления специфики осуществления государственного регулирования социальных процессов на рынке труда РТ были предприняты Ф.И. Гайнуллиной, Б.Ф. Захаровым, Ю.Ю. Комлевым, Ю.Р. Хайруллиной и др.
Анализ литературы позволяет заключить, что, хотя проблема регулирования занятости и безработицы получила определенное освещение, состояние разработанности темы нельзя признать удовлетворительным. Особенно ощущается дефицит специальных исследований, в которых разрабатывались бы методологические проблемы государственного воздействия на рынок труда, выявлялась региональная специфика регулирования занятости и безработицы. Дополнительных усилий, на наш взгляд, требует изучение вопроса о взаимодействии федерального и регионального уровней государственного регулирования рынка труда в области занятости и безработицы, рассмотрение отраслевых и территориальных приоритетов занятости, научное обоснование мер государственного регулирования, обеспечивающих эффективную занятость и минимизацию безработицы.
За пределами внимания исследователей пока остается изучение занятости и безработицы во взаимосвязи с другими социальными проблемами. К сожалению, многие работы грешат описательностью, отсутствием серьезного анализа деятельности государственных органов по регулированию процессов занятости и безработицы населения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплексное социологическое изучение проблемы государственного регулирования занятости и безработицы на региональном уровне не нашло должного отражения в научной литературе, что делает данное исследование особенно актуальным.
Цель диссертационной работы: выявление региональной специфики процессов государственного регулирования занятости и безработицы.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
- анализ и обоснование теоретико-методологических подходов к изучению государственного регулирования занятости и безработицы;
- изучение механизма воздействия государства на процессы занятости и безработицы в регионе;
- анализ моделей государственного регулирования занятости и безработицы;
- исследование правовых основ регулирования занятости и безработицы;
- выявление специфики организационной структуры государственного регулирования занятости и безработицы в РТ;
- изучение системы социальных гарантий в сфере занятости и безработицы;
- рассмотрение основных экономических мер государства, воздействующих на занятость и безработицу в Республике Татарстан;
- выработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственного регулирования занятости и безработицы.
Хронологические рамки исследования охватывают временной период 1991-2002 гг., изучение которого предоставляет возможность проследить процесс трансформации системы государственного регулирования занятости и безработицы на региональном уровне.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Концептуальные основы понятий "занятость*' и "безработица". Теоретическое осмысление процесса государственного регулирования
Состояние, которое сложилось сегодня в социально-трудовой сфере, является последствием целого ряда системных кризисов в экономике Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. Рынок труда является сосредоточением огромного числа социальных проблем, нерешенность которых сдерживает общее хозяйственное развитие региона. Для сохранения темпов преобразований необходимо формирование эффективной системы государственного регулирования процессов занятости и безработицы населения республики, которая способна обеспечить рациональную занятость и функционирование гибкого механизма социальной поддержки населения .
Чтобы понять сущность процесса государственного регулирования занятости и безработицы, нужно дать представление о характере воздействия субъекта на объект. В последнее время в литературе термин "регулирование" часто употребляется как синоним термина "управление". Управление — процесс достаточно сложный и многогранный. Существует множество позиций и подходов, отражающих разнообразное отношение к этому явлению. Так, например, правоведение трактует управление как воздействие на общество с помощью законов. В свою очередь, политология понимает управление как воздействие на общество со стороны государства политическими методами. С позиции менеджмента, управление - это процесс проектирования и инновации социальных организаций, мотивации людей к деятельности для достижения целей организации. Психология рассматривает управление как особое поведение человека при принятии и реализации управленческих решений3. Для экономики характерен бессубъективный подход к управлению безличностными элементами хозяйственного механизма. Экономисты понимают под управлением способ получения экономического результата при наименьших производственных издержках.
Кроме этого, следует отметить, что феномен управления - не исключительно экономическое, политическое, социальное явление воздействия на объект. Успехи биологических наук и исследования при создании сложных технологических систем еще в 50-е годы расширили видимую сферу действия управленческих процессов. А.И. Опарин, Т.Г. Миллер, X. Кун, П.К. Анохин и др. показали, что механизм управления не придуман людьми, а сформировался в процессе эволюции живой природы, целенаправленно преобразуя информацию для сохранения стабильной устойчивости управляемого объекта. В.Г. Поляков характеризует управление как "преобразующую и направляющую деятельность, осуществляемую субъектом (управляющей системой) по отношению к объекту управления, обеспечивающую движение к заданной цели". Ю.А. Булыгин определяет управление похожим образом, выделяя при этом потоки информации как необходимый источник управления. Он рассматривает феномен управления как "процесс воздействия субъекта управления на объект управления, в результате которого от субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) - информация обратной связи (после использования команды)". Командная информация подается от субъекта в целях достижения определенных поставленных целей, решения задач. Получение результата, естественно, зависит, прежде всего, от качества, способа подачи информации. Таким образом, человек только высоко организует механизм управления в процессе своей жизнедеятельности. Определение роли, места человека как объекта воздействия является основополагающим для всего управленческого процесса на любой стадии его реализации.
Интересующее нас понятие "регулирование" представляется многими учеными как функция управления и ставится в единый ряд с другими функциональными проявлениями управления: анализом, планированием, прогнозированием, организацией дела и контролем, что дает чрезмерно узкое представление об исследуемом процессе.
1.2. Теоретические и методологические основы исследования.
Важнейшим методом исследования явился системный анализ, применяемый при анализе механизма государственного регулирования занятости и безработицы в регионе как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Системный анализ позволил рассмотреть процесс государственного регулирования социальных отношений во взаимосвязи с саморегулированием рынка труда и выявить его специфику по сравнению с государственным управлением, не предполагающим самостоятельности самого объекта воздействия.
Сам феномен государственного регулирования занятости и безработицы рассматривался также с точки зрения структурного подхода, то есть с учетом его двухуровневости в Российской Федерации и необходимости разделения обязанностей между отдельными органами власти.
В работе нашел применение также метод сравнительного анализа при сопоставлении фактов становления и развития системы занятости и процессов минимизации безработицы в Республике Татарстан с подобными явлениями на уровне Российской Федерации в целом.
Автор опирался на следующие концепции и теории:
- концепцию государственного регулирования рыночной экономики Дж. Кейнса;
-теорию самоорганизации, обоснованную А. Богдановым;
- концепцию "гибкой занятости" Дж. Аткинсона;
- теорию контрактных отношений между агентами рынка М. Грановеттера, Дж. Стиглера;
- теорию социальной дискриминации на рынке труда Г. Беккера;
- концепцию "социальных сетей" М. Грановеттера.
Исследование опирается также на прогностический метод, метод проектирования, статистический метод, методы вторичного социологического анализа, анкетного опроса, экспертного опроса, анализа документов.
Источниковая и эмпирическая база исследования включает следующие группы источников. Это, прежде всего, нормативно-правовые акты в области осуществления государственной политики занятости; программы развития и совершенствования системы занятости Российской Федерации и Республики Татарстан; данные государственной и ведомственной статистики; данные социологических исследований, проведенных в целом по стране и по региону, в частности, за период 1991 -2002 гг.
Кроме этого, эмпирическую основу исследования составили материалы СМИ о спросе и предложениях на рабочую силу. Был проведен контент-анализ двух городских - Москвы и Казани - изданий газеты "Работа сегодня", позволивший оценить саморегулятивные процессы на рынке труда данных городов. Исследовались публикации газеты за период с марта по август 2002 г. Основная выборочная совокупность формировалась из расчета одно печатное издание в месяц, В результате получены качественные данные относительно предложения частными агентствами рабочих мест и вида услуг, предоставляемых негосударственными организациями по трудоустройству, как работодателям, так и желающим найти работу.
Репрезентативность исследования достигалась также путем проведения экспертного опроса 23 работников Министерств и Ведомств, осуществляющих системное регулирование занятости и безработицы в РТ, служащих Центров занятости населения и работников образовательных учреждений, принимающих участие в распределении выпускников по имеющимся рабочим местам.
Также в качестве метода исследования был использован контент-анализ Ведомостей Государственного Совета Республики Татарстан с целью выявления значимости проблемы правового регулирования занятости и безработицы в Республике Татарстан. Основную аналитическую выборку составили издания Ведомостей за период с января 1998 года по март 2002 год.
Эмпирическую базу диссертации составили также два анкетных опроса безработных граждан, проведенных автором в марте месяце 2000 и 2002 годах. Из всех обратившихся в районные центры занятости населения города Казани нами было опрошено 113 и 115 человек соответственно. В основу определения объема выборки исследования были положены квоты по полу, возрасту, образованию. Исследования носили пилотажный характер и проводились в целях выявления основных тенденций в работе центров занятости населения и развития социальных процессов на рынке труда. Так как рынок в настоящее время чрезвычайно динамичен, то полученные результаты мы распространяем лишь на безработных города Казани и на тот период времени, в течение которого проводились исследования.
Научная новизна работы определяется как постановкой самой научной проблемы, так и полученными результатами.
Глава 2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Данная работа представляет собой одно из первых специальных социологических исследований, в котором дается комплексный анализ механизма государственного регулирования занятости и безработицы в Республике Татарстан. Элементы новизны заключается в следующем:
- дана конкретизация ключевых понятий, описывающих процесс государственного регулирования занятости и безработицы;
- теоретически обоснована целесообразность применения термина "государственное регулирование социальных процессов рынка труда" как альтернатива понятию "государственное управление" в виду развернувшихся процессов саморегуляции рынка;
- обоснован подход к государственному регулированию занятости и безработицы как к единому, самостоятельному процессу, поскольку любые мероприятия по регулированию занятости тем или иным образом затрагивают процесс государственного регулирования безработицы;
- исследован механизм государственного регулирования занятости и безработицы в Республике Татарстан в разрезе его составляющих;
- выявлена роль саморегулирования рынка труда в формировании системы занятости региона;
- введен в научный оборот новый эмпирический материал, характеризующий масштабы развернувшихся процессов саморегуляции;
- выработаны практические рекомендации по совершенствованию организационной структуры государственного регулирования занятости и безработицы, прежде всего, центров занятости населения.
Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, позволили сформулировать следующие положения, которые выносятся на защиту:
1. Социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан такова, что жесткое управление социальными процессами на рынке труда изжило себя в виду становления саморегулятивных процессов в сфере занятости. Сегодня актуально такое воздействие государства, которое позволит осуществить реформу рынка труда, не вступающую в противоречие с его тенденциями к самоорганизации и саморегуляции.
2. Государственное регулирование занятости и государственное регулирование безработицы пересекаются в той области, в которой государство стремится создать рациональную систему занятости, то есть такую занятость, которая будет максимально сочетаться с естественным уровнем безработицы — все желающие работать будут удовлетворены в своей потребности быть востребованными на рынке труда. Поэтому государственное регулирование занятости и безработицы должно представлять собой единый процесс, а, следовательно, и обладать едиными формами, общими целями и способами осуществления своих задач.
3. Государственное регулирование занятости и безработицы предполагает наличие механизма своего осуществления, который состоит из четырех составляющих, а именно: правового и организационного обеспечения рынка труда, системы социальных гарантий, предоставляемых государством занятым и безработным гражданам, и экономических мероприятий.
4. Каждый элемент механизма государственного регулирования занятости и безработицы должен непременно соотноситься с саморегулятивными процессами рынка труда. Наиболее широко эти процессы развернулись в организационном элементе механизма, наглядным примером которых стала развернувшая свою деятельность, в том числе и в Республике Татарстан, система частных агентств по трудоустройству населения. Эти агентства не стали конкурентами государственной системы трудоустройства, поскольку они действуют на разных сегментах рынка труда.
5. В правовом механизме процессы саморегуляции выступают в виде соглашений и договоров. В Республике Татарстан создана достаточно развитая правовая основа для осуществления саморегулятивных процессов рынка труда, но она практически не имеет реальной силы из-за низкого качества исполнения обязательств сторон.
6. Социальные гарантии и экономические мероприятия как самостоятельные элементы механизма государственного регулирования занятости и безработицы в регионе не обладают свойством саморегуляции и являются предметом исключительного ведения государства.
Практическая значимость работы. Практическая значимость исследования определяется самой актуальностью проблемы занятости и безработицы в условиях современного российского общества. Содержащиеся в диссертации выводы и научные рекомендации могут служить концептуальной основой для разработки стратегии социальных реформ в Республике Татарстан, поскольку они непосредственно связаны с оценкой адекватности политики, проводимой на рынке труда, сложившимся условиям и интересам долгосрочного экономического и социального развития региона. Выводы и рекомендации, полученные в ходе проведения исследования, будут полезны в деятельности региональных служб занятости, которые помогут им разработать нормативно-правовые документы в области организации мероприятий по обеспечению занятости безработных.
Кроме того, материалы исследования могут найти применение в преподавании специальных дисциплин по социологии управления, социологии труда, экономической социологии, социальной политике для специальностей высшего профессионального образования: "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом", других специальностей социально-экономического и гуманитарного профиля, в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в 11 публикациях. Они были положены в основу докладов и выступлений автора на научных конференциях Казанского государственного технологического университета: Дни науки социально-экономического факультета (1996, 1997, 1998 гг.); межвузовских научно-практических конференциях: «Кадровое обеспечение рынка преобразований» (1997 г.), «Актуальные проблемы жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы города Казань» (1999 г.), «Экономические, социальные и правовые проблемы современного российского общества» (2003 г.); межрегиональных научно-практических конференциях: «Общественное согласие в Российской Федерации: реальность и перспективы» (1997 г.), «Гражданское общество, государственная власть и местное самоуправление» (2001 г.), «Государственное и муниципальное управление: история, теория и практика» (2002 г.), «Социальное управление и регулирование в трансформирующемся обществе» (2003 г.).
Струюура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и 6 приложений. Библиографический список включает 309 наименований. Объем диссертации составляет 203 страниц компьютерного текста.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |