БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
: “Тактико-специальная подготовка”
для ВУС – 185, 400, 937, 940, 948.
Тема №3 “Марш. Передвижение подразделений железнодорожных войск.”
Занятие 1, 2.
Гомель 2004
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
“УТВЕРЖДАЮ”
Начальник кафедры
специальной подготовки
подполковник П. Палто
“ “ 2004 г.
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
: “Тактико-специальная подготовка”
для ВУС – 185, 400, 937, 940, 948.
Тема №3 “Марш. Передвижение подразделений железнодорожных войск.”
Занятие 1, 2.
Методическая разработка рассмотрена
и одобрена на заседании предметно-
методической комиссии кафедры
специальной подготовки
протокол № от “ “ 2004 г.
Конспект практических занятий предназначен для проведения занятий со студентами факультета, проходящими обучение по программе подготовки младших командиров на военно-транспортном факультете по теме №3 “Марш. Передвижение подразделений железнодорожных войск” по дисциплине “Тактико-специальная подготовка” для ВУС – 185, 400, 937, 940, 948.
1.Общие организационно-методические указания.
Тема:
“Марш. Передвижение подразделений железнодорожных войск”.
Цель:
Изучить организацию перевозки подразделений в в/эшелоне. Изучить организацию погрузки и выгрузки в/эшелона, материалы и способы крепления техники. Изучить способы передвижения подразделений, определение маршрута, его элементы, построение походного порядка на марше.
Состав обучаемых:
студенты 3 курса, обучающиеся по программе подготовки младших командиров на военно-транспортном факультете.
Время:
4 часа.
Место проведения:
учебная аудитория.
2.Материальное обеспечение.
Литература:
1. Единая транспортная система/Под ред. Галабурды В.Г. – М.: Транспорт, 1996. стр. 3-6, 135-166.
2. Устав внутренней службы ВС РБ, Минск 2001 г., стр. 226-238.
3. Наставление по действиям ЖДВ. ГУЖВ, М.: Воениздат-86, стр. 148-170.
4. Пособие по курсу “Тактико-специальная подготовка” “Расчет марша воинских частей ЖДВ”, С.Д. Яроцкий, БелГУТ – 2003, стр. 3-16.
3.Методические указания.
Занятия по данной теме можно проводить в любом учебном классе. Во вводной части дается список литературы, которой должны пользоваться студенты при самостоятельном изучении материала, при этом следует показать рекомендуемую литературу и указать, где ее можно получить.
Практические занятия следует начинать с введения, в котором подчеркивается важность данной темы, значение изучаемого материала.
При изложении материала все основные положения, формулировки и узловые моменты практических занятий следует давать под запись.
В заключительной части необходимо сделать выводы, дать ответы на вопросы и задание на самоподготовку.
4.Учебные вопросы и распределение времени.
№ п/п, вид занятия | Учебные вопросы | Время, мин. | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Занятие №1, практическое 1 2 3 Занятие №2, практическое, п/взвод 1 2 3 | Вводная часть. Проверить наличие личного состава. Объявить тему, цель занятия, учебные вопросы, рекомендуемую литературу. Основная часть. Организация перевозки подразделений железнодорожных войск в воинском эшелоне. Организация погрузки и выгрузки воинского эшелона, транспорта. Материалы и способы крепления техники на открытом подвижном составе. Заключительная часть. Ответить на вопросы студентов. Провести контрольный опрос по изложенной теме. Сделать вывод по опросу и подвести итог занятия. Дать задание на самоподготовку. Итого: Вводная часть. Проверить наличие личного состава. Объявить тему, цель занятия, учебные вопросы, рекомендуемую литературу. Основная часть. Способы передвижения подразделений железнодорож- ных войск. Маршрут, назначение исходного рубежа, рубежей регулирования и привалов. Походный порядок подразделений железнодорожных войск на марше. Заключительная часть. Ответить на вопросы студентов. Провести контрольный опрос по изложенной теме. Сделать вывод по опросу и подвести итог занятия. Дать задание на самоподготовку. Итого: Всего по теме | 10 75 40 15 20 5 90 10 75 15 25 35 5 90 180 |
Занятие №1
1 Организация перевозки подразделений железнодорожных войск в воинском эшелоне
Воинские подразделения, учреждения и военно-учебные заведения предприятия и организации, а также команды большой численности для перевозки железнодорожным, морским и речным транспортом организуются в воинские эшелоны.
Воинским эшелоном
называется организованная для перевозки в одном поезде, на одном судне (в одном буксируемом или толкаемом составе) одно или несколько подразделений, воинская команда большой численности (для перевозки которой требуется предоставление одного или более пассажирских или людских вагонов).
Вооружение и военная техника, следующие под охраной караулов, в отдельных случаях могут перевозиться воинскими эшелонами.
Воинским транспортом
называется единовременная отправка воинских грузов в количестве одного и более вагонов одним отправителем в адрес одного получателя.
Воинской командой
называется группа военнослужащих не менее 3-х человек, возглавляемая старшим (а при 10 и более человек -
начальником),
организованная отправителем для перевозки железнодорожным транспортом.
Каждому воинскому эшелону, воинской команде и воинскому транспорту органам военных сообщений, планирующим перевозку, присваивается номер, который не изменяется от пункта формирования до пункта назначения (в том числе и при перегрузке с одного вида транспорта на другой).
При перевозке в одном поезде, на одном судне нескольких воинских эшелонов (на воздушном судне - нескольких воинских команд) каждый (каждая) из них сохраняет свою организацию и присвоенный номер. В случае перегрузки воинского эшелона в несколько поездов (судов) за его подразделениями сохраняется тот же номер эшелона с добавлением соответствуйте литеры.
Воинский эшелон является учетной организацией оперативных перевозок. В связи с этим каждому эшелону органы ВОСО, планирующие эту перевозку, присваивают пятизначный номер. Первые две цифрыобозначают серий эшелонов, по которой определяется принадлежности к плану (централизованный или внутриокружной), род перевозки, направление перевозки и т.д.
Система нумерации устанавливается Центральным управлением военных сообщений. Номера эшелонов для централизованных перевозок присваиваются Центральным управлением военных сообщений, а для внутри окружных - распоряжением начальника службы военных сообщений округа, отведенных ЗР-ом внутри окружных серий для каждого округа.
Воинский транспорт является: учетной единицей перевозок материальных средств. В связи с этим каждому транспорту органами, планирующими перевозку, присваивается номер, который обозначается дробью с двухзначным или трехзначным числителем и четырех или пятизначным знаменателем (например; 15/1001 или 200/10150).
Воинские транспорты в пути следования в зависимости от рода груза могут сопровождаться и охраняться. Для сопровождения и охраны транспорта назначается караул. В отдельных случаях для охраны особо важных транспортов, кроме караулов, назначаются офицеры-специалисты. Охрана и сопровождение транспорта, как правило, организуется на весь путь следования от станции погрузки до станции выгрузки. Начальник караула отвечает за сохранность воинского транспорта. Перечень воинских грузов, подлежащих охране караулами от воинских частей при перевозке их по железнодорожным и водным путям сообщения, определены приказом Министра обороны.
Ответственность за сохранность остальных грузов возлагается на транспортные министерства.
Караул несёт службу без смены от пункта погрузки до пункта выгрузки. Состав караула назначается в зависимости от количества вагонов в составе транспорта, постов и может усиливаться при перевозке особо важных грузов.
Начальник караула подчиняется комендатурам военных сообщений, железнодорожных участков и станций по пути следования воинского транспорта. Начальник караула должен иметь на руках:
- командировочное удостоверение;
- удостоверение установленной формы о назначении его начальником караула со списком личного состава караула и указанием вида и номеров оружия;
- опись на охраняемый воинский транспорт (2 экз.);
- табель постам;
- постовую ведомость;
- продовольственные аттестаты (отдельно на каждого военнослужащего);
- инструкции и указания о свойствах груза, условиях его перевозки и сдачи;
- опись схемного воинского оборудования;
- перевозочные документы для возвращения в часть.
Если для сопровождения транспорта назначен офицер, то начальник караула подчиняется непосредственно ему и выполняет только его указания. На сопровождающего офицера возлагается сдача транспорта и оформление всех положенных документов. Начальнику караула предоставляется право бесплатного пользования телефоном и телеграфом транспортных министерств для докладов военным комендантам по вопросам охраны и продвижения транспорта.
Органы ВОСОобязаны оказывать караулам всемерную помощь, принимать меры к обеспечению охраны транспорта в случае стихийных бедствий, при чрезвычайных происшествиях и в необходимых случаях - к усилению караула, проверять исправность несения службы караулом и делать об этом отметки в постовой ведомости.
Военный комендант при обнаружении нарушения караулом правил охраны и сопровождения грузов имеет право отстранить начальника или весь состав караула от несения службы. В этом случае новый караул по требованию военного коменданта назначается от местного гарнизона.
На время перевозки войск из состава перевозимых подразделений назначаются должностные лица и суточный наряд, которые необходимы для управления эшелоном, поддержания в нем высокой боевой готовности и дисциплины, своевременной погрузки и выгрузки, быстрой ликвидации последствий нападений противника и прибытия в срок в назначенный район.
В каждом эшелоне приказом командира воинского подразделения назначаются следующие должностные лица:
- начальник воинского эшелона;
- заместитель начальника воинского эшелона по воспитательной работе и кадрам;
- помощник начальника воинского эшелона по боевому обеспечению;
- помощник начальника воинского эшелона по снабжению;
- начальник связи воинского эшелона;
- врач (фельдшер) воинского эшелона.
К должностным лицам воинского эшелона также относятся:
- командиры перевозимых в эшелоне подразделений;
- начальники специальных команд эшелона (погрузочно-выгрузочных, вооружен- ной команды для охраны эшелона с призывниками и уволенными, связи и др.);
- старшие по вагонам.
При небольшой численности личного состава и в некоторых других случаях количество должностных лиц эшелона может быть изменено решением командира части.
Воинский эшелон, как временная воинская организация, создаваемая на период перевозки, начинает свою деятельность с момента отдания приказа по части на воинскую перевозку и о назначении начальника воинского эшелона.
Начальник эшелона назначает начальников погрузочно-выгрузочных команд, а при необходимости и других специальных команд.
Для несения внутренней и караульной службы в воинском эшелоне
назначаются:
- дежурный по воинскому эшелону;
- помощник дежурного по воинскому эшелону;
- дежурные по ротам;
- дневальные по вагонам;
- караул;
- дежурное подразделение;
- дежурный сигналист.
Начальник воинского эшелона, дежурный по воинскому эшелону, его помощник и дежурные по ротам должны иметь на левом рукаве красную повязку шириной 10 см с соответствующими надписями.
Перед отправлением воинского эшелона с места погрузки всему личному составу объявляется воинское звание и фамилия начальника эшелона, а также номер воинского эшелона.
Военнослужащий, отставший от воинского эшелона, обязан прибыть к военному коменданту на путях сообщения, а при его отсутствии - к начальнику станции, доложить о причине отставания, назвать номер воинского эшелона и действовать по указанию военного коменданта или начальника станции.
1)
Начальник воинского эшелона подчиняется командиру войскового подразделения или лицу, формировавшему эшелон, и военным комендантам на путях сообщения. Он является прямым начальником всего личного состава эшелона.
Начальник эшелона отвечает за постоянную боевую готовность, своевременную погрузку, перегрузку и загрузку эшелона, за дисциплину, порядок и соблюдение личным составом эшелона установленных правил перевозок, за организацию всестороннего обеспечения, противопожарных мероприятий, сохранность перевозимого вооружения и военной техники, а также подвижного состава и его оборудования.
2)
Заместитель начальника воинского эшелона по политической части подчиняется начальнику эшелона и является прямым начальником всего, личного состава эшелона.
Он отвечает за организацию и состояние политической работы, дисциплину и порядок в воинском эшелоне.
3)
Помощник начальника воинского эшелона по боевому обеспечению подчиняется начальнику эшелона. Ему подчиняется начальники команд связи, аварийно-спасательной, наблюдательных постов, командиры расчетов и подразделений, выделенных для боевого обеспечения эшелонов, а также дежурное подразделение.
- Он отвечает за состояние охраны и обороны эшелона
4)
Помощник НЭШа по снабжению подчиняется начальнику воинского эшелона и является прямым начальником непосредственно подчинённого ему личного состава.
Он отвечает за своевременное и полное обеспечение воинского эшелона материальными средствами и банно-прачечное обслуживание в пути следования.
5)
Начальник связи эшелона подчиняется НЭШу и отвечает за организацию иработу связи, а такие за соблюдением правил внедрения переговоров по технические средствам связи.
6)
Врач (фельдшер) эшелона отвечает за медицинское обеспечение эшелона.
7)
Командиры перевозимых подразделений подчиняются своим прямым начальникам и начальнику эшелона.
Кроме выполнения своих прямых обязанностей, изложенных в Уставе внутренней службы ВС, командир подразделения обязан:
- подготовить технику к перевозке;
- инструктировать л/с о правилах перевозки, объявить воинское звание и фамилию НЭШ и его заместителей;
- назначить старших по вагонам;
- руководить погрузкой (выгрузкой) подразделений;
- следить за дисциплиной и соблюдением л/с подразделения, установленных правил перевозки;
- проводить занятия и политическую работу;
- проверять состояние крепления техники на стоянках.
8)
Начальник погрузочно-выгрузочной команды подчиняется НЭШ и работает во взаимодействии с командирами подразделений, для обеспечения погрузки которых выделена команда.
Начальник погрузочно-выгрузочной команды должен обеспечить:
- открытие и закрытие бортов платформ;
- установку (переноску) переходных мостков;
- погрузку (выгрузку) несамоходной техники и грузов;
- застройку грузов при погрузи краном;
- установку ограждений для часовых;
- оказание помощи экипажам в креплений техники;
- приведение в порядок погрузочно-выгрузочного места по окончании погрузки-выгрузки.
9)
Старший по вагону подчиняется командиру своего подразделения и дежурному по эшелону. Он обязан:
- иметь список л/с следующего в вагоне и знать количество вооружения, размещенного в вагоне;
- проверить СВО и доложить результаты проверки начальнику эшелона;
- следить за сохранностью СВО;
- руководить посадкой, размещением и высадкой;
- назначишь дневальных по вагону, следить за несением ими службы, следить за соблюдением дисциплины и внутреннего распорядка;
- не допускать выхода личного состава из вагона и выноса оружия и боеприпасов без разрешения;
- проверять наличие людей в вагоне;
- докладывать командиру подразделения и дежурному по эшелону о заболеваниях или отставших и других происшествиях;
- не допускать проезда посторонних лиц;
- назначить на каждую печь по два истопника и следить за поддержанием ими нормальной температуры и соблюдением правил пожарной безопасности; при возникновении пожара принять меры к его тушению и подать сигналы остановки поезда;
- сдать СВО после высадки личного состава;
- проверить, потушена ли печь и все ли имущество взято из вагона.
10)
Дежурный по воинскому эшелону назначается из офицеров и подчиняется НЭШ и командиру перевозимого подразделения. Ему подчиняются суточный наряд и старшие по вагонам.
Дежурный несет службу применительно к обязанностям дежурного по полку, изложенным в Уставе внутренней службы ВС. Кроме того, он обязан:
- проверять наличие л/сг
состояние крепления техники;
- следить за сдачей командирами воинских подразделений техники под охрану караула;
- следить за порядком и дисциплиной, соблюдением правил перевозок и пожарной безопасности;
- объявлять остановки, на которых разрешен выход л/с;
- обеспечить организованное получение пищи, води, топлива, средств освещения.
- не допускать к эшелону посторонних лиц.
11)
Помощник дежурного по воинскому эшелону подчиняется дежурному по воинскому эшелону и выполняет все его указания. Ему подчиняются все лица суточного наряда. Он обязан проверять несение службы суточным нарядом и выполнять все указания дежурного по эшелону,
12)
Дежурный по роте подчиняется дежурному по воинскому эшелону и его помощнику, а в порядке внутренней службы - командиру и старшине роты. Ему подчиняются дневальные по вагонам.
Дежурный по роте, кроме выполнения своих обязанностей, изложенных в Уставе внутренней службы ВС, по указанию командира роты и дежурного по эшелону проверяет крепление и маскировку техники.
13)
Дневальный по вагону подчиняется дежурному по роте, старшему по вагону. Он выполняет обязанности применительно к Уставу внутренней службы ВС.
Кроме того, он обязан:
- перед посадкой в людской вагон или высадкой л/с установить стремянку и убрать дверную закладку, а по окончании посадки или высадки убрать стремянку и поставить на место дверную закладку;
- проверить наличие людей по вагону после посадки и доложить старшему по вагону;
- не разрешать личному составу выход из вагона до подачи установленной команды и не по форме одетому;
- следить за топкой печей и соблюдением правил пожарной безопасности;
- производить уборку вагона;
- следить за сохранностью оборудования и инвентаря;
- следить за командами и сигналами НЭШ и дежурного по эшелону,
не разрешать высовываться из вагона и опираться на дверную закладку;
- не допускать выбрасывание мусора из вагона в не установленных
местах..
14)
Караул.
Начальник караула подчиняется начальнику воинского эшелона, дежурному по воинскому эшелону и его помощнику. Состав караула определяется командиром воинского подразделения в зависимости от состава воинского эшелона и условий перевозки.
Обязанности личного состава караула изложены в Уставе гарнизонной и караульной служб ВС.
Для караульного помещения отводятся отдельные купе в пассажирском вагоне или половина крытого вагона, занятого людьми.
15)
Дежурное подразделение в эшелоне подчиняется НЭШ и несет службу применительно к Уставу внутренней службы ВС. Численность и особые задачи дежурного подразделения определяются НЭШ.
16)
Дежурный-сигналист обязан находиться в вагоне дежурного по эшелону и подавать установленные сигналы по его указанию.
2 Организация погрузки и выгрузки воинского эшелона, транспорта
Воинский эшелон приступает к погрузке по команде начальника эшелона и в соответствии с планом погрузки. Погрузка вооружения и военной техники осуществляется, как правило, на широком фронте с использованием всех имеющихся погрузочно-выгрузочных устройств, приспособлений и механизмов, скрытно, быстро и организованно.
По окончании крепления и маскировки вооружения и военной техники на железнодорожном подвижном составе и оформления транспортных документов на перевозку воинского эшелона погрузка считается законченной.
Вооружение и военная техника и запасы материальных средств воинского эшелона размещается с учётом очерёдности их выгрузки и максимального использования кузовов и прицепов военной техники.
Погрузка военной техники производится только своим ходом, а не самоходом - с помощью тягачей. В отдельных случаях несамоходная техника может грузиться с помощью кранов различных конструкций, лебёдок или вручную.
- закрепить вооружение и военную технику от возможных продольных и поперечных смещений;
- включить стояночные тормоза, низшую передачу (у бульдозеров педаль тормоза и рычаг переключения передач включения пломбируются);
- выключить передний ведущий мост у автомобилей, установленных над сцеплением вагонов;
- проверить крепление погруженных вооружения и военной техники, съемного оборудования (огнетушителей, лопат, лестниц и т.д.) и запасных колес;
- проверить соответствие положения вооружения и военной техники габариту погрузки или требованиям к перевозке негабаритных грузов;
- закрыть и опломбировать люки, двери кабин, предварительно подняв стекла;
- в холодное время слить воду из системы охлаждения;
-закрыть и закрепить запорами борта платформ; в случаях, когда ширина техники не позволяет закрыть боковые борта платформ, закрепить их в открытом (опущенном) положении (металлические борта закрепить за кольца на продольных балках, а при отсутствии колец - увязать проволокой);
-произвести (при необходимости) маскировку погруженных вооружения и военной техники.
После окончания посадки лестницы и стремянки убираются, а в дверных проемах устанавливаются закладки.
Автоматы и карабины в людских вагонах размещаются в ружейных зубчатках, а в пассажирских вагонах - на багажных полках. Другое стрелковое орудие размещается на полу по указанно командира подразделения.
Проверку правильности размещения, крепления и маскировки вооружения и военной техники при погрузке производит начальник эшелона.
Выгрузка эшелона может быть осуществлена как на станции назначения, так и во временных перегрузочных районах.
Подготовка к выгрузке эшелона должна быть начата во время стоянки на одной из ближайших к пункту выгрузки станций или на станции назначения до подачи состава под выгрузку.
Топка печей и людских вагонов должна быть прекращена до прибытия поезда с эшелоном на станцию выгрузки.
Выгрузка начинается по команде начальника эшелона. Личный состав высаживается из вагонов и следует в составе подразделений к местам выгрузки вооружения и военной техники. В людских вагонах, в вагоне-кухне, вагоне-продскладе и вагоне-изоляторе остаются старшие по вагонам для сдачи съемного воинского оборудования. Выгрузка вооружения и военной техники производится с использованием всех имеющихся погрузочно-выгрузочных устройств, приспособлений, механизмов и должна быть закончена в установленные сроки.
Для обеспечения быстрой погрузки воинского эшелона в неподготовленных местах используются табельные и подручные средства.
Погрузка (выгрузка) эшелонов в затруднённых условиях.
В ночное время
особое внимание должно уделяться освещению погрузочно-выгрузочного места и соблюдению техники безопасности при выполнении операций по погрузке (выгрузке ) машин и грузов эшелона.
Погрузка машин в ночных условиях, особенно при слабой освещенности погрузочного места, требует хорошей натренированности водительского состава и руководителей погрузки. Ночью руководитель погрузки плохо видит положение гусениц или колес, а водитель - сигналы руководителя. Поэтому при недостаточной освещенности сигналы водителю подаются с помощью электрического фонаря. Для того, чтобы не ослепить руководителя погрузки, заезжающая машина не должна включать фары. Сообразуясь с условиями погрузки, можно организовать дополнительную подсветку места погрузки фарами других машин, находящихся вблизи места погрузки. Для безопасности погрузки между машинами, движущимися ночью вдоль подвижного состава, соблюдается интервал в одну платформу.
В зимнее время
основное внимание должно уделяться предотвращению или ликвидации обледенения ходовых частей техники, пола платформ и поверхности погрузочно-выгрузочных устройств и приспособлений, для этого силами эшелона организуется их очистка от снега и ледяного покрова, а поверхность погрузочно-выгрузочных устройств, приспособления и пол посыпают песком или мелким шлаком.
При погрузке на перегоне:
основную трудность представляет сооружение погрузочно-выгрузонного устройства и обеспечение погрузки (выгрузки) приспособлениями, материалами, инструментом. В качестве погрузочно-выгрузочных устройств в этих условиях могут быть использованы:
- танковый мостоукладчик;
- келейный механизированный мост (если они есть в составе эшелонов);
- в исключительных случаях четырехосная платформа, у которой выкатывается одна тележка, рама опускается и образуется аппарель.
В остальных случаях для погрузки (выгрузки) эшелона на перегоне необходимо соорудить погрузочно-выгрузочную аппарель или платформу из шпал и рельсов, или использовать секции металлической сборно-разборной аппарели.
Для выгрузки (погрузки) эшелонов на перегоне выбирается горизонтальный участок прямого пути (площадка на прямой), у которой устанавливается сборно-разборная аппарель. Материалы для ее сооружения должны доставляться к месту погрузки (выгрузки) с ближайших станций. В отдельных случаях по специальному распоряжению, передаваемому через органы ВОСО, для сооружения платформы или аппарели могут разбираться участки пути (тупики, подъездные пути, ветви).
Погрузка (выгрузка) эшелона на заражённой местности требует применения средств защиты и соблюдения определенного режима работы.
В зависимости от степени и характера заражения и других факторов применяются конкретные меры предосторожности при выполнении операций по погрузке и выгрузке личного состава, военной техники и имущества эшелона. До выполнения операций по погрузке (выгрузке) эшелона могут выполняться работы по дегазации или дезактивации, при погрузке используются индивидуальные средства защиты личного состава. В зависимости от степени и характера заражения должны соблюдаться соответствующие правила поведения личного состава на зараженной местности. Наставление по перевозкам войск предусматривает увеличение времени на погрузку (выгрузку) воинского эшелона при работе в темное время суток с соблюдением правил светомаскировки, а так же при работе в противогазах на 25%.
3 Материалы и способы крепления техники на открытом подвижном составе
Крепление вооружения и военной техники воинского эшелона на ж.д, подвижном составе производится личным составом экипажей (водителями, расчётами) под руководством командиров подразделений, экипажей (расчетов). В необходимых случаях в помощь водителям автомобилей выделяется личный состав из подразделений воинского эшелона.
Для крепления вооружения, военной техники, других материальных средств воинского эшелона используются приспособления и соответствующие материалы.
К приспособлениям для крепления относятся:
- типовые упорные и боковые деревянные бруски для закрепления колесных машин;
- деревянные вкладыши для закрепления ВГМ;
- табельные растяжки;
- металлические шпоры;
- упорные башмаки;
- струбцины;
- струбцины-растяжки;
- универсальные многобортные крепления (УМК);
Все приспособления используются многократно. В качестве материалов для крепления используется:
- мягкая стальная проволока;
-деревянные упорные и боковые бруски;
- подкладки;
- распорные бруски;
- стойки;
- гвозди;
- строительные скобы.
Потребность в приспособлениях и материалах для закрепления вооружения и техники определяется заблаговременно при составлении расчета воинской части на перевозку.
Проволока для закрепления техники применяется мягкая, термически обработанная (обожженная), круглая, диаметром не менее 4 мм, без трещин, перекруток и других дефектов.
Масса и длина проволоки в нормальном и уменьшенном мотках (бухтах) приведены в таблице 1:
Диаметр проволоки | Масса 1000 п.м. кг | Нормальный моток (бухта) | Уменьшенный моток (бухта) | ||
длина, м | масса, кг | длина, м | масса, кг | ||
4 | 99 | 202 | 20 | 101 | 10 |
5 | 154 | 162 | 25 | 78 | 12 |
6 | 222 | 113 | 25 | 54 | 12 |
Деревянные детали крепления (упорные и боковые бруски, вкладыши, подкладки, прокладки, распорные бруски, стойки) изготавливают только из здоровой древесины.
Запрещается
использовать осину, ольху, липу и сухостойную древесину других пород.
В деталях крепления из твердых пород (дуб, граб и др.) для гвоздей просверливают отверстия.
Упорные бруски (полукругляк, четвертушки поленьев, обрезки шпал к др.) препятствуют перемещению ВГМ и колесных пар вдоль платформ.
Размеры брусков устанавливают в зависимости от массы ВГМ или диаметра колеса.
Длина бруска при прилегании его длинной стороной к гусенице или колесу должна быть не менее ширины гусеницы или несколько больше ширины колеса (при двускатных колесах больше ширины обоих скатов).
Для закрепления колесных машин допускается применение упорных брусков прямоугольного сечения, составленных из двух частей по высоте.
Боковые бруски наряду со скобами препятствуют поперечному перемещению ВГМ на платформе при некоторых способах закрепления и колесных машин, когда борта платформ не могут быть закрыты, а также при расположении их над сцеплением платформ.
Боковые бруски для закрепления ВГМ должны иметь размеры не менее 100x100x2000 мм.
Для колесных машин с диаметром колес до 1200 мм размеры брусков должны быть не менее 75x75x400 мм, при большем диаметре -не менее 100x100x1000 мм.
Типовые упорные и боковые бруски препятствуют продольному и поперечному перемещению колесных машин на платформах и используются многократно.
Изготавливаются они грузоотправителем. Допускается изготовление типовых брусков из материалов, предоставляемых железной дорогой для закрепления техники воинских эшелонов.
В типовых брусках для гвоздей просверливают отверстия.
Деревянные вкладыши применяют при закреплении ВГМ для предотвращения перекатывания опорных катков по нижним ветвям гусениц.
Подкладки, прокладки, распорные бруски применяют для рассредоточения нагрузок, предохранения техники от повреждений и т.д.
Длина поперечных подкладок должна быть равна ширине вагонов, а прокладок - ширине груза. Разрешается выход концов прокладок за погруженный груз до 200 мм при условии обеспечения габаритности погрузки.
Высота подкладок и прокладок должна быть не менее 25 мм, а распорных брусков - 50 мм.
Для закрепления техники используют гвозди, размер которых приведен в таблице 2:
Диаметр стержня гвоздя, мм | Длина гвоздя, мм | Масса 1000 гвоздей, кг | Количество гвоздей в 1 кг, шт. |
5 | 150 | 13,2 | 43 |
6 | 100 | 43,9 | 22-23 |
8 | 250 | 98,6 | 10 |
Гвозди должны иметь длину на 50-60 мм больше высоты деталей крепления и пробивать доски пола платформы. Гвозди забивают вертикально на расстоянии не менее 90 мм от торцов деталей крепления, досок пола платформы или один от другого в направлении вдоль волокон и не менее 30 мм от краев деталей крепления и досок пола платформы или один от другого в поперечном по отношению к волокнам направлении.
Скобы применяют для скрепления деревянных деталей крепления между собой, а также для закрепления ВГМ на платформах.
Растяжки (увязки, обвязки) для закрепления техники могут быть одноразового пользования (проволочные) или многоразового (табельные). Табельные растяжки (стропы механизированные) могут быть тросовые и цепные.
Табельная растяжка представляет собой цепь или трос, снабженные натяжным устройством (талрепом) и двумя звеньями, которые закрепляют за увязочные устройства вагона и машины.
Проволочная растяжка (увязка, обвязка) - это туго натянутые, скрученные нити проволоки, соединяющие увязочные устройства вагона и машины, а также машины между собой. Растяжки закрепляют на машинах за буксирные крюки или петли, мосты, рамы и другие детали, которые обеспечивают прочность закрепления и не могут быть повреждены растяжками или вызвать их срез.
Повторное использование проволоки в растяжках не допускается.
Способы крепления техники.
Закрепление на платформах ВГМ с исправным тормозами можно производить одним из следующих способов:
- универсальными многооборотными креплениями (первый способ);
- металлическими шпорами (второй способ);
- деревянными упорными брусками и проволочными (табельными) растяжками (третий способ);
- металлическими упорными башмаками и деревянными вкладышами (четвертый способ);
- деревянными упорными брусками и вкладышами (пятый способ).
Все способы (кроме пятого способа) закрепления деревянными упорными брусками и вкладышами) применяют при перевозке техники воинскими эшелонами, при этом продольные борта платформ должны быть закрыты.
Перед погрузкой технику приводят в положение для транспортирования по железной дороге.
Закрепление на платформах колесных машин может производиться одним из следующих способов:
- универсальными многооборотными креплениями - (первый способ);
- деревянными упорными брусками и проволочными (табельными) растяжками - (второй способ);
- типовыми деревянными упорными и боковыми брусками - (третий способ).
Первый и второй способы применяют при перевозке в составе воинских эшелонов транспортов колесных машин массой отдельных единиц до 40 т при наличии надежно действующей тормозной системы и исправной ходовой части, второй способ, кроме того, применяют для закрепления машин без тормозов массой отдельных единиц до 40 т.
Третий способ применяют при перевозке на платформах с закрытыми бортами колёсных машин массой отдельных единиц до 12 т при наличии надежно действующей у них тормозной системы и исправной ходовой части и только в составе воинских эшелонов.
Запрещается закреплять по третьему способу прицепы, полуприцепы, автопоезда, автокраны , автомобили с четырьмя и более осями, а также автомобили с резервуарами, залитыми легковоспламеняющимися жидкостями или сжиженными газами, а также с разрядными грузами.
Занятие №2
1 Способы передвижения подразделений железнодорожных войск
В современных высокоманевренных боевых действиях большое значение имеет передвижение войск. Железнодорожные подразделения совершают передвижение для выполнения задач на новом железнодорожном участке восстановления, технического прикрытия или заграждения железных дорог. Для передвижения войска используют железнодорожный, мобильный, а в отдельных случаях – водный и воздушный транспорт.
Основным способом передвижения является марш, который позволяет развернуть работы на широком фронте в отрыве от действующей сети железных дорог и водных путей и обеспечивает высокие темпы восстановительных работ.
Умение командиров всех степеней правильно организовать подготовку и проведение марша в любых условиях, дает возможность выполнить поставленную задачу в срок.
Как правило, марш проводиться ночью или в других условиях ограниченной видимости. Во всех случаях командир должен обеспечить прибытие подразделения в назначенный район на указанный рубеж своевременно и в готовности к выполнению поставленной задачи.
Железнодорожное подразделение должно быть готово к совершению марша в условиях постоянной угрозы применения противником ОМП, воздействия его авиации, воздушных десантов и диверсионно-разведывательных групп, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, разрушенных дорог и переправ. Это требует тщательной подготовки вооружения, штатной техники и личного состава к маршу или перевозкам, высокой моральной дисциплины и выучки личного состава.
Погрузка и выгрузка личного состава, технического вооружения, имущества и материалов должны быть выполнены скрытно и в жатые сроки.
Днем марш совершается только тогда, когда этого требуют условия обстановки, а также в глубоком тылу своих войск. Первостепенное значение имеет организация защиты частей от ОМП, а также охрана и оборона от воздушного и наземного противника.
Железнодорожные подразделения могут совершать передвижение своим ходом (маршем), перевозиться железнодорожным, морским (речным) и воздушным транспортом или передвигаться комбинированным способом, при котором часть перевозиться по железной дороге или другим транспортом, а другая их часть – своим ходом.
Основной способ передвижения подразделений ЖДВ является марш.
Марш может осуществляться:
1) К фронту;
2) Вдоль фронта;
3) От фронта к тылу;
4) Вдоль восстанавливаемого железнодорожного направления;
5) С одного железнодорожного направления на другое;
6) К объектам технического прикрытия в глубине страны.
Железнодорожные подразделения могут совершать марш по фронтовым, а так-же по дорогам и колонным путям, которые оборудуются силами и средствами ЖДВ.
2 Маршрут, назначение исходного рубежа, рубежей регулирования и привалов
Марш
- это организованное передвижение войск по дорогам и колонным путям. Цель марша
- выход в назначенный район своевременно и в полной боевой готовности. Марш совершают с максимально возможной скоростью движения.
Средние скорости движения колонн Таблица 1
Средние скорости движения колонн | ||||
Условия марша | Автомобильные колонны | Смешанные колонны | Пешим порядком | На лыжах |
Днем Ночью | 30-40 25-30 | 20-30 15-20 | 4-5 4-5 | 5-7 5-7 |
Скорость движения на марше зависит от выполняемой задачи, маршевой выучки личного состава, технического состояния машин, состояния маршрута, погоды, времени года и суток, а также от организации и обеспечения марша. Поэтому и установлена средняя скорость движения на марше, которая может поддерживаться в течение длительного времени при сохранении личным составом высокой боевой готовности.
Важным показателем марша является величина суточного перехода - это расстояние по маршруту двоения от исходного пункта до наиболее удаленной точки района (рубежа) назначения.
Величина суточного перехода железнодорожной бригады (полка, батальона) может быть до 400 км для автомобильных колонн и до 300 км для смешанных колонн, величина суточного перехода может составлять 200-250 км в особых условиях (горы, пустыня, сев, районы, лесисто-болотистая местность), зимой и в распутицу, а в отдельных случаях и меньше.
Для марша подразделениями ЖДВ будут представляться, как правило, дорогиII и III классов. Состояние проезжей части и искусственных сооружений на этих берегах не всегда будет удовлетворительным. Отдельные участки маршрута могут оказаться зараженными и загражденными. Разведку такого маршрута, его разграждение, обустройство и ремонт придется выполнять тому подразделению, которое совершает марш..
Для рекогносцировки маршрута подразделение высылает рекогносцировочную группу, которая ведет непрерывную радиационную, химическую, бактериологическую и инженерную разведку.
Задачи рекогносцировочной группе ставит командир подразделения. Он определяет, какие сведения и к какому сроку добыть, на выполнении каких задач сосредоточить основные усилия, какие силы и средства использовать для выполнения задачи.
Непосредственным организатором рекогносцировки является штаб части. Он организует подготовку и высылку рекогносцировочной группы, управление ею и связь, собирает данные, полученные рекогносцировочной группой, делает вывода и докладывает их командиру подразделения. В состав рекогносцировочной, группывключаются специалисты по инженерной, радиационной, химической и бактериологической разведке, возглавляет эту группу офицер штаба.
В отдельных случаях при неясности оперативно-тыловой обстановки рекогносцировочной труппе могут быть поставлены задачи по разведке противника. В этом случае группа должна быть усилена. Рекогносцировочная группа выдвигается на маршрут заблаговременно, с упреждением, достаточным для принятия решения о целесообразности движения по данному участку маршрута или для изыскания его обхода.Примерный состав и оснащение рекогносцировочной группы и отряда обеспечения движения железнодорожной части приведен в таблице 2.
Примерный состав и оснащение рекогносцировочной группы и ООД
Таблица 2
Состав | Рекогносциро-вочная группа | Отряд обеспечения движения | ||
Группа разграждения | Группа прикрытия | Дорожная и мостовая группы | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Минеры, чел. | 2-3 | 7-8 | - | - |
Химики, чел. | 2-3 | 1-2 | - | - |
Мед. персонал | 1 | 1 | - | - |
Дорожники и мостовики | 3-4 | - | - | 20-40 |
Охранение, чел. | 8-10 | - | 20-22 | - |
Бульдозеры, ед. | - | - | - | 1-2 |
Скреперы, ед. | - | - | - | 2-3 |
Автогрейдер ед. | - | - | - | 1 |
Автокран, ед. | - | - | 1 | |
Автомобили ед. | 1 | 1 | 1 | 3-5 |
Автомобильные тягачи с трайлерами, ед. | - | - | - | 1-2 |
Для подготовки маршрута подразделение формирует отряд обеспечения движения (ООД), который осуществляет разграждение маршрута, усиливает или ремонтирует ИССО, устраивает переправы, ремонтирует и улучшает отдельные участи, дороги, ликвидирует негабаритные места, устраивает обходы, обозначает маршрут, обследует и разминирует обочину дороги и местность вместах привалов, отдыха и выгрузки.
ООД состоит из групп разграждения, расчистки и обозначения пути, дорожной и мостовой, прикрытия.
Ему придаются силы и средства для охраны и связи, и выделяются наиболее быстроходные и маневренные машины: путеукладчики БАТ; бульдозеры, самоходные скреперы, автомобильные экскаваторы и краны, автогрейдеры, зимой - снегоочистители и т.д., а также восстановительные материалы.
В своих решениях командир ООД исходит из указанных командиром части предельных весов машин и скоростей движения, из наличия материалов и времени до подхода подразделения.
Построение ООД должно соответствовать характеру решаемой задачи. В летнее время охранение может двигаться вслед за группой разграждения, далее следуют дорожная и мостовая группы. В зимнее время - вслед за группой разграждения и охранения следует отделение, обозначающее ветками разведанную дорогу. Затем идет группа расчистки пути, а за ней остальные подразделения ООД.
В зависимости от характера и объема работ группы либо сосредотачиваются на одном участке, либо рассредоточивается по нескольким объектам.
Исходный рубеж (пункт) назначается для своевременного начала марша. Время прохождения исходного рубежа (пункта) головой колонны главных сил считается началом марша.
Рубеж (пункты) регулирования назначаются для того, чтобы регулировать скорость движения колонн через каждые 2-3 часа движения. Эти рубежи (пункты) каждое подразделение проходит в строго определённое для него время.
Для сохранения сил л/с и сбережения техники устанавливаются малые и большие привалы, дневной (ночной) отдых.
При движении на машинах малые привалы назначаются через каждые 2-3 часа движение на 20-30 мин., а при движении в пешем порядке - через каждые 50 мин. на 10 мин.
На малом привале построение колонн не нарушается. Машины останавливаются на правой обочине на дистанциях не менее 10 м. Личный состав располагается на отдых справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели, дежурные расчеты зенитных средств и радисты командиров.
Большие привалы назначаются вначале второй половины суточного перехода. Подразделения сходят с маршрута и рассредоточиваются вдоль маршрута движения. Привал назначается на 2-3 часа.
Большие привалы не назначаются ночью, зимой и сильные морозы, а также когда протяжённость марша меньше суточного перехода.
Дневной отдых назначается после ночного перехода, ночной - после дневного.
Личный состав располагается поротно в указанном месте, вдоль маршрута движения, используя защитные свойства местности и не допуская скученности.
Командиры подразделений организуют непосредственное охранение, маскировку и техническое обслуживание машин.
3 Походный порядок подразделений железнодорожных войск на марше
Основой для построения походного порядка и планирования движения подразделения является решение командира на марш. Примерная схема построения походного порядка разрабатывается штабом подразделения при заблаговременном составлении погрузочной ведомости.
Если часть на марше имеет 100-120 машин, то исходя из рациональных размеров колонн, походный порядок части должен состоять не менее, чем из трех колонн не-
зависимо от протяженности маршрута.
Если походный порядок части будет иметь 70-90 машин, то при дальности перехода более 200 км целесообразно также формировать три колонны, которые в этом случае будут наиболее подвижны и управляемы. При меньшей величине перехода и аналогичной численности предпочтение следует отдавать построению части в две колонны. При передвижении части в составе 40-60 машин, почти во всех случаях приемлем походный порядок из двух колонн.
Когда походный порядок части состоит из трех колонн, одну из них делают автомобильной, во вторую включают машины и транспортные средства в ограниченной скоростью хода, а в третью сводят тихоходные машины.
В автомобильной колонне следуют подразделения, у которых личный состав, техническое вооружение и имущество перевозятся на автомобилях.
В автомобильную колонну включают также специальные автомобили, автосамосвалы, автомобильные краны и экскаваторы и т.д. Автомобили и машины могут иметь на прицепе возимую технику, не затрудняющую его движение.
Дорожные условия оказывают большое влияние на скорость движения автомобильной колонны
В колонне машин с ограниченной скоростью хода следуют подразделения, на вооружении которых состоит техника, двигающаяся ночью со скоростью 10-15 км/ч, а днем 15-20 км/ч. Эта колонна при двухсменном вождении способна совершить суточные переходы протяженностью до 200 км. В такую колонну включают двигающиеся своим ходом пневмоколесные экскаваторы, краны, автогрейдеры, автомобильные поезда, перевозящие на трайлерах и прицепах тяжелые машины и крупногабаритные конструкции и т.д.
Дорожные условия на скорость этой колонны влияют ограниченно.
Колонна тихоходных машин формируется только в случае недостатка большегрузных прицепов. В этой колонне следуют подразделения, у которых имеются гусеничные экскаваторы и краны, бульдозеры, скреперы, тракторные путеукладчики и дозировщики.
Скорость движения колонны определяется скоростью движения гусеничных тракторов. Она составляет 6-7 км/ч. Суточный переход колонны при односменном вождении машин может быть 60-85 км, а при двухсменном - до 110-120 км.
Дородные условия на скорость движения этой колонны влияния не имеют.
Построение походного порядка части в три колоны позволяет сократить время между началом марша и прибытия первых подразделений в назначенный район. Кроме того, после выгрузки большегрузные автомобили и трайлеры могут быть отправлены навстречу колонне тихоходных машин для погрузки и подвоза техники на повышенной скорости. Такая мера увеличивает средний темп продвижения тихоходных машин до 140-150 км/сут. и сокращает продолжительность марша подразделения на 20-30%.
При протяженности маршрута до 350 км трехколонный походный порядок позволяет к началу вторых суток марша перебросить в назначенный район до 50% личного состава и до 35% технического вооружения подразделения. К концу вторых суток в этом районе сосредотачивается до 60% личного состава и около
70% технического вооружения. Это означает, что в начале третьих суток марша
подразделение уже может развернуть работы.
Когда походный порядок подразделения состоит из двух колонн, то одну формируют как смешанную колонну, а другую как колонну тихоходных машин.
Смешанная колонна - скорость движения во многом зависит от дорожных условий и может быть до 15-20 км/ч ночью и до 20-30 км/ч днем, а суточный переход составляет до 250 км.
Колонна тихоходных машин - включаются машины со скоростью движения до 10-20 км/ч и не способные совершать марш в смешанной колонне. Скорость движения колонны 6-8 км/ч.
Движение большого количества машин с пониженной скоростью против конструктивных возможностей не оказывает большого влияния на продолжительность марша, если его дальность не превышает 100-150 км. Поэтому при наличии в части 70-90 машин марш на такие расстояния более приемлем в составе двух, а не трех колонн. Однако, с увеличением протяженности перехода неполное использование скорости движения машин перерастает в существенный недостаток двухколонного походного порядка подразделения. Возможность развернуть работы на новом участке появляется лишь на четвертые сутки с начала продвижения подразделения (300-350) км.
Многократное использование трайлеров и большегрузных автомобилей становится почти невозможным, т.к. они двинутся с пониженными скоростями, зачастую в одной колонне с тихоходными машинами.
Походный порядок строят исходя из численности колонны и обстановки. Начальник колонны следует в голове колонны. За ним следуют штабные подразделения, знамя части и имущество штаба, затем подразделения, склады, подразделения, а за ними техническое замыкание. Начальник колонны должен иметь схему колонны.
Последовательность выхода колонн на маршрут может быть различной.
Например, если походный порядок подразделения состоит из трех колонн, то целесообразно сначала отправить автомобильную колонну, что обеспечит первоочередное прибытие в новый район сил и средств, необходимых для скорейшей подготовки этого района к размещению подразделения.
Вслед за автоколонной следует отправить колонну тихоходных машин, а за тем колонну машин с ограниченной скоростью хода. В ее составе отправляются силы и средства, которые обеспечивали погрузку и отправку тихоходных машин и громоздкого имущества. В пути эта колонна обгоняет колонну тихоходных из шин. а по прибытии в район назначения подразделения, которые грузили имущество, будут иметь время на подготовку к его выгрузке.
Походный порядок подразделений железнодорожных войск.
Походный порядок подразделения строят с учетом удобства управления, возможности быстрого маневра при изменении обстановки. Он может включать:
- передовой отряд;
- походное охранение;
- отряд обеспечения движения;
- колонны главных сил;
- колонны подразделений технического обеспечения тыла;
- тыловые походные заставы.
Передовой отряд высылается для упреждения противника в захвате выгодного рубежа, разведки (от дивизии - полк; от полка - батальон).
Походное охранение: с фронта - авангард; ГПЗ - 10-15 км; головной дозор; дозорное отделение; танк.
Авангард - усиленный батальон; ГПЗ - усиленная рота; ГД - усиленный взвод; ДО - на удалении зрительной видимости.
На флангах - БПЗ до усиленной роты, на угрожаемых направлениях - НБЗ; с тыла - ТПЗ.
Дистанция между подразделениями - 3-5 км.
Длина походных колонн батальона - 7-9 км.
Длина походных колонн роты-1.5-2 км.
Разработал ст. преподаватель
подполковник С. Яроцкий
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |