Содержание
Введение | 3 |
1 Теоретические основы управленческого учета издержек обращения | 4 |
Сущность издержек обращения, их номенклатура и классификация | 4 |
1.2 Задачи управленческого учета издержек обращения | 11 |
2. Управленческий учет издержек обращения в ОАО «Оренбургоптторг» | 13 |
2.1 Краткая характеристика предприятия | 13 |
2.2 Организация управленческого учета в ОАО «Оренбургоптторг» | 17 |
3 Совершенствование учета и анализа основных статей издержек обращения | 22 |
Заключение | 28 |
Список использованных источников | 29 |
Приложения | 31 |
Введение
Переход к рыночной экономике вызвал коренное изменение организационных видов торговли в стране, возникли новые организационные формы коммерческой деятельности в торговом предпринимательстве в лице различных организаций и предприятий, имеющих правовой статус юридического лица (малые предприятия, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Коммерческие операции всё больше становятся объектом труда многих категорий торговых работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, отделов сбыта производственных и совместных предприятий в акционерных обществах и хозяйственных товариществах, на товарных биржах, торговых домах и в других коммерческих структурах, как внутренне экономической, так и внешнеэкономической сфер деятельности.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что в условиях рыночной экономики возрастает роль коммерческой деятельности и ее эффективности, за счет снижения издержек обращения.
Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, - у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем. Однако не все их затраты могут быть отнесены к издержкам обращения. Расходы, отражающие перераспределение средств (часть налогов, штрафы, пени) либо вызванные недостаточностью контроля и учета (списание дебиторской задолженности), а также убытки, произошедшие по случайным причинам (стихийные бедствия), и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и списываются за счет прибыли торгового предприятия.
Целью курсовой работы является рассмотрение учета издержек обращения на конкретном предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить теоретические основы управленческого учета издержек обращения;
- определить сущность издержек обращения, их номенклатура и классификация
- рассмотреть управленческий учет издержек обращения в ОАО «Оренбургоптторг»;
- дать краткую характеристику предприятия;
- организация управленческого учета в ОАО «Оренбургоптторг»
- определить направления совершенствования учета и анализа основных статей издержек обращения.
Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «Оренбургоптторг» (г.Оренбург).
1 Теоретические основы учета издержек обращения
1.1. Сущность издержек обращения, их номенклатура и классификация
Издержки - это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) определяет издержки обращения (торговые издержки) как денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.
Затраты торгового предприятия (экономические издержки торгового предприятия) стандарт определяет как денежную оценку суммарной величины затрат торгового предприятия, как относимых на издержки обращения, так и не учитываемых в их составе.
Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, по- этому его издержки выступают в виде издержек обращения.
Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Затраты предприятия — это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли,
При этом издержки обращения и финансовые затраты и расходы являются затратами в чистом виде, а средства предприятия, израсходованные на закупку товаров, не затрачиваются окончательно, а лишь авансируются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов, поэтому постоянно находятся в обороте.
Помимо затрат на осуществление текущей хозяйственной деятельности, предприятия производят и капитальные вложения в развитие основных фондов, функционирующих в течение длительного времени, что позволяет отнести эти затраты к долговременным. Их следует включать в состав совокупных затрат.
Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.
По участию в образовании стоимости все издержки делятся на чистые и дополнительные.
Чистые издержки обращения — это затраты торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, но по своей сути они непроизводительны и не создают потребительную стоимость, не увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п.
Рисунок 1 - Структура затрат торгового предприятия
Дополнительные издержки обращения — это затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость. Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки — за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.
В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей их сумме возрастает, что диктуется требованиями рынка к повышению культуры обслуживания покупателей и конкурентоспособности предприятий.
По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.
Прямые издержки обращения — это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.
Косвенные издержки обращения невозможно напрямую без предварительных расчетов распределить между товарными группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате торгово-оперативных работников и т.п.).
Данный способ классификации издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или; товарной группе), что, в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп.
По составу различают простые и комплексные издержки обращения.
К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда). Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, износ нематериальных активов, налоги и обязательные платежи и другие расходы).
В Налоговом кодексе ч.2 ст. 252. «Расходы. Группировка расходов», говорится, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса РФ часть 2, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией.
Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25.
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
В Налоговом кодексе ч.2 ст. 253. «Расходы, связанные с производством и реализацией» говорится, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
а) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
б) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
в) расходы на освоение природных ресурсов;
г) расходы на научные исследования и опытно - конструкторские разработки;
д) расходы на обязательное и добровольное страхование;
е) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
ж) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.
Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение. Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение товарно-материальных ценностей.
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.
К расходам на оплату труда относятся:
а) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;
б) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
в) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);
д) стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);
е) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде и др.;
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.
Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционнные контракты).
По группировке затрат по экономическим элементам в каждый элемент включаются расходы на конкретный вид ресурсов. Группировка затрат производится по следующим экономическим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
В ОАО «Оренбургоптторг» разрабатывается номенклатура статей издержек обращения (для торговли). Все затраты, предусмотренные гл. 25 НК РФ могут быть включены в издержки обращения. Тем самым предприятие получает реальное представление об истинной величине затрат и прибыли. Однако некоторые виды затрат государство по-прежнему регулирует путем их нормирования. К их числу относятся:
- затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков. На приобретение товаров;
- командировочные расходы;
- представительские расходы;
- расходы на рекламу;
- расходы на подготовку кадров.
По этим статьям суммы затрат относятся в полном объеме на издержки обращения, однако превышение фактических затрат над нормативами не должно уменьшать налогооблагаемую прибыль, т.е. на сумму превышения затрат налогооблагаемая прибыль увеличивается.
Номенклатура издержек обращения представляет собой совокупность издержек в разрезе отдельных статей. Действующая в настоящее время на предприятиях оптовой, розничной торговли и общественного питания номенклатура статей издержек обращения определена Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат и включает следующие статьи издержек обращения:
1. Транспортные расходы.
2. Расходы на оплату труда.
3. Отчисления на социальные нужды.
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
5. Амортизация основных средств.
6. Расходы на ремонт основных средств.
7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и др.
8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
10. Расходы на рекламу.
11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.
12. Потери товаров и технологические отходы.
13. Расходы на тару.
14. Прочие расходы.
Расходы на оплату труда включают выплаты заработной платы работникам списочного и несписочного состава за фактически отработанное время по действующим на предприятии формам и системам оплаты труда, выплаты стимулирующего и компенсационного характера (компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми определенного законодательством возраста, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда).
Кроме того, в состав расходов на оплату труда включаются выплаты и за неотработанное время (оплата отпусков, льготных часов подростков, оплата времени, занятого выполнением государственных обязанностей, оплата вынужденного прогула и т.п.).
Отчисления на социальное страхование включают отчисления во внебюджетные государственные фонды: фонд социального страхования, Пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования. Эти отчисления обязательны для всех предприятий и производятся в процентах от расходов на оплату труда по ставкам, устанавливаемым законодательным органом.
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря включают плату за текущую аренду зданий, помещений, оборудования и инвентаря, причитающуюся арендодателю; расходы на содержание в чистоте помещений и прилегающих территорий, оплату коммунальных услуг, пожарной и сторожевой охраны.
По статье «Амортизация основных средств « отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов. С 1 января 1998 г. предприятиям предоставлено право самостоятельно определять сроки предстоящего полезного использования основных средств и методы начисления амортизации. По сроку полезного использования основных средств рассчитывают норму амортизации.
Транспортные расходы по экономическому содержанию представляют собой оплату услуг других отраслей народного хозяйства. Поэтому на данную статью относится оплата услуг по погрузке, выгрузке и перевозке товаров наемным транспортом. Если доставка и погрузка-выгрузка осуществляются своими транспортом и работниками, то эти расходы включаются в соответствующие статьи издержек обращения (амортизация основных средств, расходы на оплату труда, прочие расходы).
Расходы на ремонт основных средств включают затраты на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств.
Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд имеют место на предприятиях общественного питания. На эту статью относят стоимость электроэнергии, газа, пара и других видов топлива, израсходованных на технологические и иные производственные нужды (приготовление пищи, подогрев воды и т.п.).
В статью «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» включают стоимость материалов, израсходованных на фасовку и упаковку товаров, расходы на содержание холодильного оборудования, плату за услуги сторонних организаций по фасовке, упаковке, хранению товаров, другие расходы на создание условий для хранения товаров.
На статью «Расходы на рекламу» относят стоимость печатных рекламных изданий, рекламных мероприятий через средства массовой информации, расходы на наружную рекламу, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов товаров. Статья нормируемая.
Затраты по оплате процентов за пользование займом включают платежи по процентам за кредиты банкам, по кредитам поставщиков и другие расходы по оплате процентов за пользование займами в порядке, установленном законодательством. Статья нормируемая.
На статью «Потери товаров и технологические отходы « относят потери продовольственных товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Утвержденные нормы являются предельными, списание потерь на издержки обращения производится исходя из фактической недостачи товаров, но только в пределах установленных норм. На эту статью относят также и нормируемые отходы, неизбежные при подготовке и реализации продовольственных товаров (обрезки колбас, потери от зачистки масла и т.п.).
Расходы на тару включают сумму износа тары-оборудования и расходы на ее ремонт; расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары; разницу в ценах между приемными и сдаточными ценами, а также другие расходы на тару.
«Прочие расходы»— комплексная статья, на которой отражаются:
- затраты по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и в специальные внебюджетные фонды, производимые за счет издержек обращения в соответствии с установленным законодательством порядком;
- износ по нематериальным активам;
- расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
- расходы по ведению кассового хозяйства;
- оплата консультационных, информационных услуг, услуг связи и банков;
- командировочные, представительские расходы;
- другие затраты, подлежащие включению в состав издержек обращения, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям.
1.2 Задачи учета издержек обращения
Расходы, производимые торговыми предприятиями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются издержками обращения.
Основными задачами учета издержек обращения предприятий торговли являются обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденным Комитетом РФ по торговле 20.04.95 за № 1-550/32-2, в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в предприятиях общественного питания.
В затраты включаются расходы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. На себестоимость относятся в полном объеме все затраты предприятия производственного характера, но при этом в целях налогообложения прибыли к расходам относятся некоторые расходы в пределах утвержденных норм: компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; затраты на содержание служебного автотранспорта; представительские расходы; затраты на служебные командировки; плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями, а также за предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
При этом расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются отдельно как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на издержки производства или обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение срока, к которому они относятся.
К расходам будущих периодов относятся: затраты по неравномерно производимому ремонту основных средств (когда предприятием не создается фонд или резерв для ремонта основных средств); арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств; расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования; расходы по оплате услуг телефонной, радио- и других видов связи; другие аналогичные расходы.
В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства отчетного периода предприятия торговли могут создавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». За счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год; фонд или резерв на ремонт основных средств.
Образование резервов производится за счет отчислений, включаемых в издержки обращения и производства в сроки, обоснованные специальными расчетами, утвержденными руководителем предприятия.
В конце отчетного года в случае превышения фактически начисленного резерва над суммой расчета, подтвержденного инвентаризацией, производится сторнировочная запись издержек обращения и производства.
В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется.
По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам.
Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения и производства того месяца, в котором они произведены.
Также не относятся на затраты предприятия расходы капитального характера (соответствующие затраты включаются в издержки посредством начисления амортизации) и расходы, не связанные с торговой (производственной) деятельностью.
2 Учет издержек обращения в ООО «Оренбургоптторг»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Оренбургоптторг»
Открытое акционерное общество «Оренбургоптторг» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральным законом РФ «Об акционерных обществах», другими правовыми актами.
Учредителем Общества является Комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области.
Общество является правоприемником всех прав и обязанностей Государственного областного оптово-розничного предприятия «Общепит», в том числе прав пользования землей.
Общество является коммерческой организацией и юридическим лицом, свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, и указание на место его нахождения. Общество имеет штампы и бланкисо своим наименованием, другие средства визуальной идентификации.
ОАО «Оренбургоптторг» является открытым акционерным обществом.
Место нахождение Общества: 460019,г.Оренбург, Шарлыкское шоссе,4.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, в том числе:
- осуществляет оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю
- продовольственными и непродовольственными товарами;
- обеспечивает оборудованием и инвентарем предприятия торговли и
- общественного питания;
- осуществляет посредническую деятельность;
- осуществляет производственную деятельность;
- оказывает услуги торгового и коммерческого характера юридическим и физическим лицам;
Уставный капитал общества составляет 3578 руб. Он составляется из номинальной стоимости размещенных акций Общества, в том числе: 2683 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль; 895 штук привилегированных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль.
Основные коммерческо-финансовые показатели ОАО «Оренбургоптторг» в 2007-2009 гг. представлены в таблице 1 в фактических ценах.
Анализ данных табл. 1 показывает, что розничный товарооборот в 2009 году возрос на 88,97% по сравнению с 2007 годом или на 90352 тыс. рублей и на 128,36% по сравнению с 2008 годом или на 42398 тыс. рублей.
Валовая прибыль от реализации в 2009 году возросла на 123,67% по сравнению с 2007 годом и на 14,47% по сравнению с 2008 годом или на 2814 тыс. рублей и на 1859 тыс. рублей соответственно.
Коммерческие расходы возросли в 2009 году на 29,12% по сравнению с 2007 годом и на 37,81% по сравнению с 2008 годом или на 3332 тыс. рублей и на 4054 тыс. рублей соответственно.
Прочие доходы возросли в 2009 году на 30,80% по сравнению с 2007 годом и на 237,51% по сравнению с 2007 годом или на 1858 тыс. рубля и 5553 тыс. рублей соответственно.
Прочие расходы возросли в 2009 году на 144,09% по сравнению с 2008 годом и снизились на 19,42% по сравнению с 2007 годом или на 3010 тыс. рубля и 1229 тыс. рублей соответственно.
Налоги в 2009 году составили 53,54 тыс. рублей, что на 50% меньше, чем в 2008 году и на 46,46%, чем в 2007 году.
Чистая прибыль снизилась на 4 тыс. рубля в 2009 году по сравнению с 2007 годом и возросла на 23 тыс. рубля по сравнению с 2008 годом.
Рентабельность возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,02 процентных пункта, а по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,02 процентных пункта.
Уровень прибыли составил в 2009 году 0,032%, что на 0,02 процентных пункта ниже, чем в 2007 году, и на 0,01 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Но этот уровень очень низкий.
В таблице 2 приведены основные показатели ОАО «Оренбургоптторг» в сопоставимых ценах.
Оптовый товарооборот составил в 2009 году 70909 тыс. руб., что на 30648 тыс. руб. меньше, чем в 2007 году или на 30,18% и по сравнению с 2008 годом меньше на 53788 тыс. руб. или на 43,13%.
Себестоимость и издержки обращения снизились в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 годами, что явилось следствием снижения товарооборота.
Валовой доход составил в 2009 году в сопоставимых ценах 5432 тыс. руб., что на 6456 тыс. руб. меньше по сравнению с 2007 годом или на 54,30% и меньше на 5280 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом или на 49,29%.
Убыток в 2009 году составил 27 тыс. руб., но положительный результат прочих операций позволил предприятию получить чистую прибыль в 2009 году в размере 10,35 тыс. руб.
В результате анализа можно сделать вывод, что предприятие работает нестабильно. В ОАО «Оренбургоптторг» велики издержки обращения и операционные расходы.
2.2 Организация управленческого учета издержек обращения в ООО «Оренбургоптторг»
Синтетический учет расходов в ОАО «Оренбургоптторг» ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». При частичном списании в торговых организация подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
В учете издержки обращения собираются по дебету счета 44 «Расходы на продажу», при этом с данным счетом корреспондируют различные счета в зависимости от источника расходов и затрат:
Kт 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»- начисляется износ по основным средствам, нематериальным активам;
Kт 10 «Материалы»- списываются материалы, израсходованные, например, при хранении товара;
Kт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», - получен счет за услуги производственного характера (по охране объектов, по осуществлению транспортировки, за информационные, консультационные и прочие услуги и т. д.);
Kт 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начисляются налоги и отчисления, относящиеся на издержки обращения (земельный и др. налоги);
Kт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»- начисляется заработная плата сотрудникам торговли и общественного питания;
Kт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - начислено единого социального налога на оплату труда и выплаты, относящиеся на издержки обращения;
Kт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»- списываются командировочные, представительские расходы, отнесенные к производственным, по авансовым отчетам сотрудников;
Kт 96 «Резервы предстоящих расходов» - образование резервов на оплату отпусков, ремонт.
Kт 97 «Расходы будущих периодов» - отнесение данных расходов к расходам отчетного периода при наступлении его.
Собранные на счете 44 расходы на продажу списываются в части реализованных товаров на счет учета реализации, что отражает проводка:
Дт 90 «Продажи» Kт 44 «Расходы на продажу».
Кроме того, отметим, что данные расходы могут быть списаны как недостающие - дебетуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи, ценностей», а также при стихийных бедствиях отнесены на счет 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и каждой статье расходов. В целях планирования, учета и отчетности издержек обращения в ОАО «Оренбургоптторг» в 2008-2009 гг. применяют статьи издержек обращения представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Номенклатура статей издержек обращения ОАО «Оренбургоптторг»
Наименование статьи расходов | 2008 г. | 2009 г. |
Амортизация основных средств | 649625,11 | 779000 |
ЕСН | 1210111,25 | 1601000 |
Информационно-консультационные услуги | 243794,93 | 82780,74 |
Канцелярские принадлежности | 122056,58 | 15389,94 |
Командировочные расходы | 144128,45 | 144957,69 |
Потери товара при транспортировке от поставщика | 1905,95 | 1504,08 |
Почтовые расходы | 3256,53 | 5589,29 |
Предпродажная подготовка | 49586,71 | 66950,08 |
Посреднические расходы | 411405,16 | 510144,8 |
Представительские расходы | 36364,77 | 6005,64 |
Приобретение книг, газет, журналов | 30288,24 | 58646,3 |
Расходы на аренду имущества | 180000 | 11374,17 |
Расходы на ГСМ | 898771,97 | 151158,52 |
Расходы на доставку до покупателя | 248112,4 | 384975,63 |
Расходы на мероприятия по охране труда | 973,98 | |
Расходы на оборудование | 184214,46 | 9583,33 |
Расходы на обучение | 1062,5 | 14620,00 |
Расходы на оплату труда | 3436090,5 | 4252003 |
Расходы на оргтехнику | 44426,8 | |
Расходы на освещение | 209579,36 | 296468,38 |
Расходы на отопление | 95105,96 | 70123,6 |
Расходы на охрану | 233896,36 | 1383,33 |
Расходы на рекламу | 179869,71 | 250000 |
Расходы на реализацию | 98715,47 | 34228,21 |
Расходы на содержание и ремонт зданий | 272494,52 | 319721,33 |
Расходы на содержание территории и помещений (базы) | 50189,25 | 70649,45 |
Расходы на спецодежду | 20123,21 | 25653,29 |
Расходы на страхование имущества | 156328,2 | 180667,3 |
Расходы на страхование работников | 52144,36 | 6023,35 |
Расходы на транспорт - содержание и ремонт | 438817,52 | 83908,15 |
Расходы на услуги связи ГТС | 309632,53 | 239797,07 |
Расходы на хозинвентарь | 28159,4 | 52364,97 |
Расходы по уплате налогов | 136709,9 | 11446,00 |
Расходы, не подлежащие налогообложению | 1648,01 | - |
Транспортные расходы | 1037216,08 | 545320,25 |
Услуги аудиторов | 120030 | 150000 |
Услуги инкассации | 13533,39 | 13123,34 |
Услуги информационные | 95308 | 150000 |
Прочие | 72753,48 | 79323 |
Итого | 11473000 | 10721282 |
Таким образом, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» постепенно накапливаются все производственные расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца еще не проданными.
Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров.
При расчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы (для торговых предприятий), расходы по заготовке. Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты.
В таблице 4 представлена структура издержек обращения ОАО «Оренбургоптторг» в 2008-2009 годах.
Таблица 4 - Структура издержек обращения ОАО «Оренбургоптторг» в 2008-2009 гг.
Наименование статьи расходов | 2008 г. | Удель-ный вес, % | 2009 г. | Удель-ный вес, % | Отклонение (+,-) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Амортизация основных средств | 649625,11 | 5,66 | 779000 | 7,27 | 1,60 |
ЕСН | 1210111,25 | 10,55 | 1601000 | 14,93 | 4,39 |
Информационно-консультационные услуги | 243794,93 | 2,12 | 82780,74 | 0,77 | -1,35 |
Канцелярские принадлежности | 122056,58 | 1,06 | 15389,94 | 0,14 | -0,92 |
Командировочные расходы | 144128,45 | 1,26 | 144957,69 | 1,35 | 0,10 |
Потери товара при транспортировке от поставщика | 1905,95 | 0,02 | 1504,08 | 0,01 | -0,003 |
Почтовые расходы | 3256,53 | 0,03 | 5589,29 | 0,05 | 0,02 |
Предпродажная подготовка | 49586,71 | 0,43 | 66950,08 | 0,62 | 0,19 |
Посреднические расходы | 411405,16 | 3,59 | 510144,8 | 4,76 | 1,17 |
Представительские расходы | 36364,77 | 0,32 | 6005,64 | 0,06 | -0,26 |
Приобретение книг, газет, журналов | 30288,24 | 0,26 | 58646,3 | 0,55 | 0,28 |
Расходы на аренду имущества | 182003 | 1,59 | 11374,17 | 0,11 | -1,48 |
Расходы на ГСМ | 898771,97 | 7,83 | 151158,52 | 1,41 | -6,42 |
Расходы на доставку до покупателя | 248112,4 | 2,16 | 384975,63 | 3,59 | 1,43 |
Расходы на мероприятия по охране труда | - | - | 973,98 | 0,01 | 0,01 |
Расходы на оборудование | 184214,46 | 1,61 | 9583,33 | 0,09 | -1,52 |
Расходы на обучение | 1062,5 | 0,01 | 14620,00 | 0,14 | 0,13 |
Расходы на оплату труда | 3436090,5 | 29,94 | 4252003 | 39,66 | 9,72 |
Расходы на оргтехнику | 0,00 | 44426,8 | 0,41 | 0,41 | |
Расходы на освещение | 209579,36 | 1,83 | 296468,38 | 2,77 | 0,94 |
Расходы на отопление | 95105,96 | 0,83 | 70123,6 | 0,65 | -0,17 |
Расходы на охрану | 233896,36 | 2,04 | 1383,33 | 0,01 | -2,03 |
Расходы на рекламу | 179869,71 | 1,57 | 250000 | 2,33 | 0,76 |
Расходы на реализацию | 98715,47 | 0,86 | 34228,21 | 0,32 | -0,54 |
Расходы на содержание и ремонт зданий | 272494,52 | 2,37 | 319721,33 | 2,98 | 0,61 |
Расходы на содержание территории и помещений (базы) | 50189,25 | 0,44 | 70649,45 | 0,66 | 0,22 |
Расходы на спецодежду | 20123,21 | 0,18 | 25653,29 | 0,24 | 0,06 |
Расходы на страхование имущества | 156328,2 | 1,36 | 180667,3 | 1,69 | 0,32 |
Расходы на страхование работников | 52144,36 | 0,45 | 6023,35 | 0,06 | -0,40 |
Расходы на транспорт | 438817,52 | 3,82 | 83908,15 | 0,78 | -3,04 |
Расходы на услуги связи ГТС | 309632,53 | 2,70 | 239797,07 | 2,24 | -0,46 |
Расходы на хозинвентарь | 28159,4 | 0,25 | 52364,97 | 0,49 | 0,24 |
Расходы по уплате налогов | 136709,9 | 1,19 | 11446,00 | 0,11 | -1,08 |
Расходы, не подлежащие налогообложению | 1648,01 | 0,01 | - | 0,00 | -0,01 |
Транспортные расходы | 1037216,08 | 9,04 | 545320,25 | 5,09 | -3,95 |
Услуги аудиторов | 120030 | 1,05 | 150000 | 1,40 | 0,35 |
Услуги инкассации | 13533,39 | 0,12 | 13123,34 | 0,12 | 0,00 |
Услуги информационные | 95308 | 0,83 | 150000 | 1,40 | 0,57 |
Прочие | 72753,48 | 0,63 | 79323 | 0,74 | 0,11 |
Итого | 11475000 | 100,00 | 10721282 | 100,00 | 0,00 |
Сумма издержек обращения на остаток товаров исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3) отношением определенной в подпункте I суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в подпункте 2) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;
5) определяется сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), списываемых в отчетном периоде на реализацию.
Издержки обращения (в части транспортных расходов) на остаток товаров на 01.04.2009 году составили 200 тыс. руб.; общая сумма издержек обращения за отчетный период составила 9000 тыс. руб., в том числе транспортные расходы и расходы по уплате процентов за банковский кредит - 3000 тыс. руб. Всего за отчетный период реализовано товаров на 24000 тыс. руб.; остаток товаров на конец отчетного периода определяется суммой в 8000 тыс. руб. Требуется определить сумму издержек обращения, списываемых на реализацию и приходящихся на остаток товаров на конец отчетного периода.
1. Определяем средний процент издержек обращения:
200 + 3000
Ср. проц. = ----------------------------- х 100% = 10%.
24000 8000
2. Определяем сумму издержек обращения, приходящихся на остаток товаров:
Изд. обр. на ост. тов. = 8000 х 10 : 100 = 800 тыс. руб.
3. Определяем сумму издержек обращения, списываемых в отчетном периоде на реализацию:
Списыв. изд. обр. = 200 + 3000 - 800 = 2400 тыс. руб. Кроме того, списываются издержки обращения за отчетный период по другим статьям расходов: 9000 - 3000 = 6000 тыс. руб.
Всего в отчетном периоде будет списано издержек обращения: 6000 + 2400 = 8400 или 200 + 9000 - 800 = 8400 тыс. руб.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 893 для предприятий торговли, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и осуществляющих завоз продукции (товаров) в эти районы, сохранен порядок исчисления, предусматривающий включение в расчет суммы издержек обращения и производства на остаток товаров только транспортных расходов (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 07.10.94 № 137 «Об исчислении издержек обращения на остаток товаров»).
Кроме того, следует отметить, что транспортные и иные аналогичные им расходы могут быть включены предприятием в стоимость приобретенных товаров (применяется при отражении в учетной политике).
Предприятию торговли при осуществлении закупок товаров самостоятельно (включая по импорту и по товарообменным операциям) разрешается при исчислении покупной стоимости поступающих товаров включать наряду с ценой, предусмотренной в договоре, транспортные расходы, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке. По импортным товарам стоимость определяется исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре (контракте), на дату оприходования на предприятии торговли.
3 Совершенствование учета и анализа основных статей издержек обращения
В торговых организациях все расходы по содержанию предприятия рассматриваются как расходы на продажу. Организации, осуществляющие торговую деятельность, учитывают затраты на продажу продукции, товаров, выполненных и сданных работ, оказанных услуг на активном балансовом счета 44 "Расходы на продажу".
По дебету счета 44 ''Расходы на продажу' накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
При формировании расходов на продажу (коммерческих расходов) в учете делаются следующие записи.
Д 44 - К 10 - израсходованы материалы на упаковку
продукции на складе;
Д 44 - К 23 - списаны расходы вспомогательных производств по изготовлению тары , доставке товаров на станцию (пристань) отправления;
Д 44 - К 02, 10, 70, 69 - в расходы на продажу включены расходы на ремонт и амортизацию оборудования, используемого при погрузке продукции в транспортные средства ситами самого предприятия;
Д 44 - К 76 начислены коммерческие сборы (отчисления);
Д 44 - К 60, 76 - в расходы на продажу включена стоимость услуг транспортных организаций за доставку продукции на станцию (пристань) отправления, счета подрядчиков за отгрузку продукции в вагоны (суда), рекламных агентств, хранителей по договорам хранения и др. (без НДС);
Д 44 - К 70, 69 начислены заработная плата, единый социальный налог и другие отчисления на заработную плату рабочим за упаковку, затаривание готовой продукции на складе, погрузку ее на транспортные средства;
Д 44 - К 71 отнесены расходы подотчетных лиц по транспортировке готовой продукции, ее выгрузке, представительские расходы;
Д 44 - К 76 по экспортируемым товарам суммы экспортных таможенных пошлин и таможенных сборов включены в состав коммерческих расходов;
Д 44 - К 76/"Расчеты по имущественному и личному страхованию" отчисления на страхование готовой продукции, товаров и др.
В составе расходов, связанных с продажей, учитываются также дополнительные расходы поставщика при возникновении ситуации, указанной в ст. 496 ГК РФ. Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрено условие, заключающееся в том. что покупатель принимает товар, который в определенный договором срок не может быть продан другому покупателю. Неявка покупателя, а также отказ от получения товара в определенный договором срок являются отказом покупателя от исполнения договора что влечет за собой расходы поставщика на обеспечение передачи товара другому покупателю. Эти расходы продавца являются для него расходами на продажу и включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором Проблемы бухгалтерского учета в торговых организациях.
При установлении цены продажи продукции на условиях их доставки до пункта назначения за счет поставщика расходы по доставке до пункта назначения включаются в нее и учитываются поставщиком в составе расходов на продажу. Счет-фактуру и накладную на поставленную продукцию поставщик выставляет с учетом транспортных расходов в цене поставки.
Продажа товаров (продукции) по отпускной (договорной) цене, в которой предусмотрены расходы на доставку товаров (продукции) до пункта отправления, предполагает, что расходы по доставке товаров (продукции) от пункта отправления до пункта назначения оплачиваются покупателем. Соответственно расходы, компенсируемые покупателем, в продажные цены товаров и в выручку у поставщика не включаются. В накладных и счетах-фактурах, выставленных продавцом, сумма транспортных расходов указывается отдельно с выделением отдельной строкой налога на добавленную стоимость.
В этом случае в учете продавца делаются записи:
Д 76 - К 60 отражена стоимость транспортных расходов, возмещаемых покупателем;
Д 51 - К 76 отражено получение от покупателя денежных средств в возмещение транспортных расходов согласно условиям договора.
По правилам бухгалтерского учета расходы на продажу (коммерческие расходы) включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (пп. 5 и 7 положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗ-н; с изм. и доп.) Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗ-н; с изм. и доп.. Накопленные на счете 44 суммы списываются на себестоимость продаж в дебет счета 90 «Продажи» полностью или частично в зависимости от варианта, предусмотренного учетной политикой организации.
Расходы на упаковку и транспортировку, учитываемые в расходах на продажу, включаются в себестоимость отгруженных товаров (продукции) или других показателей, предусмотренных учетной политикой организации. Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права собственности на отгруженную продукцию от предприятия к покупателю (например, по оплате продукции), то в этом случае в организации по отгруженной в отчетном месяце продукции не может быть признана в установленном порядке выручка от продажи и в учете делается запись: с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные". Учтенные за этот месяц расходы на упаковку и транспортировку распределяются между продукцией отгруженной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 45, и реализованной, списанной с кредита счета 43 в дебет счета 90.
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, списываются ежемесячно на себестоимость проданной продукции - в дебет счета 90, субсчет ''Себестоимость продаж".
Для целей обложения налогом на прибыль все суммы расходов на продажу, осуществленные предприятием в течение отчетного (налогового) периода (согласно ст. 318 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ), относятся к косвенным расходам и в полном объеме списываются на уменьшение доходов от реализации этого отчетного (налогового) периода.
В соответствии с главой 25 НК РФ расходы признаются в целях налогообложения только в том случае, когда они экономически оправданы, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определение экономически оправданных затрат дано в Методических рекомендациях по применению главы 25 'Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. приказом МНС России от 26.02.02 № 5Г-3-02/98. Это затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
Наряду с рассмотренным выше способом списания расходов на продажу на себестоимость организациями может применяться и другой способ. В соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
При переходе организаций с начала отчетного года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания расходов на продажу (коммерческих и управленческих расходов) полностью в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году расходы на продажу подлежат включению в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг на начало отчетного года.
Организация имеет право принять решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (например, квартала, полугодия) (п. 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. приказом Минфина России от 28.06.00 № 60н).
Если в учетной политике в целях бухгалтерского учета будет предусмотрено включение расходов на продажу в себестоимость проданной продукции полностью, то в этом случае данные бухгалтерского и налогового учета совпадут.
Эти расходы принято обособленно показывать и в отчете о прибылях и убытках (п.23 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99) .
В соответствии с ПБУ 10/99 организации торговли имеют право выбрать один из двух вариантов списания расходов по продажам:
полностью в текущем отчетном периоде;
пропорционально стоимости реализованных товаров.
В бухгалтерском учете и в целях налогообложения подлежат только транспортные расходы. Издержки обращения распределяются следующим образом:
При первом способе, после перехода права собственности на отгруженные товары к покупателю в бухгалтерском учете отразиться записью:
1) Отражена выручка от продажи товаров
Дебет 62 кредит 90-1
2) Списана фактическая себестоимость проданных товаров
Дебет 90-2 кредит 41
3) Списаны расходы на продажу
Дебет 90-2 кредит 44
4) Начислен НДС с выручки от продажи
Дебет 90-3 кредит 68
В конце месяца определяется финансовый результат от продажи ( прибыль или убытки):
Прибыль от продажи товаров
Дебет 90-9 кредит 99
Убыток от продажи товаров
Дебет 99 кредит 90-9
При втором способе расходы на продажу со счета 44 "Расходы на продажу" списываются на счет 90 "Продажа" пропорционально стоимости товаров, проданных в отчетном периоде, таким способом могут списываться только расходы на транспортировку товара. Сумму транспортных, которую нужно списать, рассчитывают по формуле :
Тр 1 + Тр 2 - Тр 3 = Тр 4 , где (2)
Тр 1 - расходы на упаковку и транспортировку продукции составляющие сальдо по счету 44 на начало месяца;
Тр 2 - коммерческие расходы, произведенные за отчетный месяц;
Тр 3 - расходы на упаковку и транспортировку продукции остающейся не реализованной на конец отчетного месяца;
Тр 4 - расходы на продажу, подлежащие списанию в отчетном месяце на реализованные товары.
Конкретные решения по управлению ресурсами предприятия могут быть приняты на основе анализа издержек по статьям и элементам расходов. Анализ издержек по статьям начинается с оценки структурных сдвигов в составе издержек,по результатам которого выявляются статьи, являющиеся объектом наиболее пристального внимания управленцев и предпринимателей и оказывающие наибольшее влияние на совокупное отклонение издержек от сметы издержек или в динамике. Алгоритмы аналитических расчетов по отдельным статьям различаются по причине их разной зависимости от товарооборота. Поэтому, прежде всего, следует сгруппировать статьи издержек по степени их зависимости от товарооборота.
При анализе условно-переменных издержек определяется отклонение издержек в сумме и по уровню, а также отклонение издержек под влиянием товарооборота в сопоставимых или текущих ценах под влиянием цен на услуги и прочих факторов. При анализе условно-постоянных издержек, кроме отклонений, рассчитывается изменение издержек под влиянием цен на услуги и прочих факторов.
Влияние товарооборота рассчитывают как разность между суммой издержек, пересчитанных на отчетный товарооборот, и издержками за базисный период; влияние прочих факторов может быть рассчитано тремя способами:
- как разность издержек за отчетный период и издержек, пересчитанных на отчетный товарооборот;
- как произведение величины изменения уровня издержек на отчетный товарооборот;
- как разность между отклонением издержек и величиной влияния товарооборота на издержки.
Влияние прочих факторов составляет сумму относительной экономии или перерасхода издержек. В ОАО «Оренбургоптторг» относительный перерасход издержек допущен по статьям «транспортные расходы», «расходы на рекламу», «прочие расходы». Перерасход свидетельствует, что рост издержек по этим статьям обусловлен не только увеличением товарооборота, но и влиянием других факторов. Рост транспортных расходов может быть следствием влияния факторов, не зависящих от деятельности предприятия, например, увеличением транспортных тарифов. Перерасход, допущенный по статье «расходы на рекламу», свидетельствует о низкой эффективности программы рекламных коммуникаций.
При анализе условно-постоянных издержек рассчитывают отклонение издержек в сумме и по уровню. Считается, что изменение суммы и уровня издержек происходит под влиянием прочих факторов. Анализ условно-постоянных издержек по статьям также позволяет установить, по каким статьям допущен перерасход или достигнута наибольшая экономия.
В рассматриваемом примере перерасход допущен по статье «аренда и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» и по статьям «износ малоценного инвентаря» и «прочие расходы». Перерасход издержек по аренде и содержанию основных средств в сумме сопровождается снижением уровня издержек, что говорит о повышении эффективности использования арендуемого помещения, т. е. рост товарооборота опережает рост расходов по этой статье.
На абсолютную сумму и относительный уровень издержек обращения торговых предприятий оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды. Традиционно из всей совокупности факторов, влияющих на издержки обращения, выделяют наиболее значимые:
- изменение объемов товарооборота;
- изменение состава и структуры товарооборота;
- изменение времени и скорости товарного обращения;
- изменение цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материальные ресурсы;
- изменение производительности труда торговых работников;
- эффективность использования материально-технической базы;
- развитие и применение прогрессивных торговых технологий;
- изменение условий завоза товаров, совершенствование процесса товародвижения;
- организационно-структурные изменения в составе торговых предприятий.
Дальнейшее углубление анализа требует совершенствования постановки учета издержек по отдельным товарным группам.
Результатом анализа издержек по отдельным товарным группам является разработка гибкой ценовой политики, обоснованное применение методов стимулирования сбыта, формирования ассортимента.
Заключение
В целом анализ структуры издержек обращения в ОАО «Оренбургоптторг» показал рост расходов на оплату и единому социальному налогу, на амортизацию, на посреднические услуги, а снижение доли наблюдалось по транспортным и другим расходам.
Чистая прибыль В ОАО «Оренбургоптторг» снизилась на 4 тыс. рубля в 2009 году по сравнению с 2007 годом и возросла на 23 тыс. рубля по сравнению с 2008 годом.
Рентабельность возросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 0,02 процентных пункта, а по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,02 процентных пункта.
Уровень прибыли составил в 2009 году 0,032%, что на 0,02 процентных пункта ниже, чем в 2007 году, и на 0,01 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Но этот уровень очень низкий.
Оптовый товарооборот составил в 2009 году 70909 тыс. руб., что на 30648 тыс. руб. меньше, чем в 2007 году или на 30,18% и по сравнению с 2008 годом меньше на 53788 тыс. руб. или на 43,13%.
Себестоимость и издержки обращения снизились в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 годами, что явилось следствием снижения товарооборота. Валовой доход составил в 2009 году в сопоставимых ценах 5432 тыс. руб., что на 6456 тыс. руб. меньше по сравнению с 2007 годом или на 54,30% и меньше на 5280 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом или на 49,29%.
Убыток в 2009 году составил 27 тыс. руб., но положительный результат прочих операций позволил предприятию получить чистую прибыль в 2009 году в размере 10,35 тыс. руб.
В результате анализа можно сделать вывод, что предприятие работает нестабильно. В ОАО «Оренбургоптторг» велики издержки обращения и прочие расходы.
Синтетический учет расходов в ОАО «Оренбургоптторг» ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» собираются все производственные расходы, а по кредиту осуществляется их списание. При этом дебетовое сальдо показывает остаток издержек обращения на остаток товаров на конец отчетного периода. В конце отчетного периода издержки обращения, приходящиеся на реализованные товары, списываются на счет 90 «Продажи». При частичном списании в торговых организация подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
В ОАО «Оренбургоптторг» бухгалтерский учет автоматизирован, используется программа 1С: Торговля и 1С: Зарплата и кадры.
В качестве рекомендаций для повышения качества учета издержек обращения предприятию необходимо приобрести и внедрить программу фирмы 1С – «Управление торговлей», в которой автоматизированы как учетные, так аналитические торговые операции.
Список использованных источников
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальный текст по состоянию на 1 октября 2009 года. – М.: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА – ИНФРА –М), 2010 . – 112 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Официальный текст.– М.: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2010 . – 144 с.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф.
Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" // Консультант Плюс: Версия Проф.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н. //Консультант Плюс: Версия Проф.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99, введенный с 1 января 2003 г.// Консультант Плюс: Версия Проф.
Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»// Гарант
Приказ Министерства финансов РФ «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации» № 94н от 31.10.2001г. /Консультант Плюс: Версия Проф.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ Минфина №44н от 9.06.2001г.// Консультант Плюс: Версия Проф.
1С: Бухгалтерия для пользователей. - М.: Фирма «1С», 2008.
Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. – 272 с.
Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко А.Н. Основы коммерции: Учебник. - М.: ТОО «Люкс-Арт», 2007. - С. 10.
Акчурина Е.В., Солодко Л.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 416 с.
Аникина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. -М.: Издательство ПРИОР, ИВАКО Аналитик, 2010, 64 с.
Балабайченко Е.Е., Муштоватый И.Ф. Компьютер для бухгалтера. Серия «Самоучитель». Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 320 с.
Вахрушина М. Управленческий анализ поведения затрат// Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». -2010. - № 21. - С. 4-8
Глушков И.Е Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. – М.: «КНОРУС»; Новосибирск: «Экор-Книга», 2009. – 808 с.
Друри К. Управленческий и производственный учет: пер. с англ.; Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 1071 с.
Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. –350 с.
Палий В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. – М.: Бератор-Пресс, 2010. – 216 с.
Постатейный комментарий к главе 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций. – М.: Изд. «Статус-Кво 97», 2009. – 656 с.
Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. Проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2009. -560 с.
Управление затратами на предприятии: Учебник/ В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев и др.; Под общей ред. Г.А. Краюхина. - СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010. - 277 с.
Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФКБ-ПРЕСС, 2008. – 512 с.
Финансовый учет: Учебник / Под ред. проф. В.Г. Гельтмана. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 640 с.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н.Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 295 с.
Экономика торгового предприятия/Под ред. А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2009.- 256 с.
Приложение А
Таблица 1 - Пересчет основных показателей ОАО «ОренбургОптТорг» в 2007-2009 гг.
Наименование показателя | Ед. изм. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
в фактических ценах | в сопоставимых ценах | в фактических ценах | в сопоста-вимых ценах | |||
1. Оптовый товарооборот | Т.р. | 101557 | 149512 | 124697 | 191909 | 70909 |
2. Товарооборот на 1 работника | Т.р. | 1016 | 1438 | 1199 | 1279 | 473 |
3. Себестоимость | Т.р. | 89669 | 136668 | 113985 | 177207 | 65477 |
4. Валовой доход | Т.р. | 11888 | 12844 | 10712 | 14702 | 5432 |
5. Уровень валового дохода | % | 11,71 | 8,59 | 8,59 | 7,66 | 7,66 |
6. Издержки обращения | Т.р. | 11473 | 10721 | 8942 | 14775 | 5459 |
7. Уровень издержек обращения | % | 11,30 | 7,17 | 7,17 | 7,70 | 7,70 |
8. Прибыль | Т.р. | 415 | 2123 | 1771 | -73 | -27 |
9. Чистая прибыль | Т.р. | 2 | 2 | 2 | 28 | 10 |
10. Рентабельность | % | 0,002 | 0,001 | 0,001 | 0,016 | 0,016 |
11. Численность всего | Чел | 100 | 104 | 104 | 150 | 150 |
12. Фонд оплаты труда | Т.р. | 2484 | 3436 | 2866 | 4252 | 1571 |
13. Среднемесячная заработная плата | Руб. | 12070 | 12753 | 12296 | 12362 | 12873 |
Пересчет показателей произведен при помощи индексов потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги по Оренбургской области.
Индекс цен 2008 г. = 1,101; Индекс цен 2009 г. = 1,132
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. в % к | Отклонение (+,-) | ||
2007 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||||
1. Розничный товарооборот, тыс. руб. | 101557 | 149511 | 191909 | 188,97 | 128,36 | 90352 | 42398 |
2. Себестоимость, тыс. руб. | 89669 | 136668 | 177207 | 197,62 | 129,66 | 87538 | 40539 |
3. Валовая прибыль от реализации, тыс. руб. | 11888 | 12843 | 14702 | 123,67 | 114,47 | 2814 | 1859 |
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. | 11443 | 10721 | 14775 | 129,12% | 137,81 | 3332 | 4054 |
5. Проценты к получению, тыс. руб. | - | - | 4 | - | - | 4 | 4 |
6. Проценты к уплате, тыс. руб. | - | 2036 | 2377 | - | 116,75 | 2377 | 341 |
7. Прочие доходы, тыс. руб. | 6114 | 2344 | 7922 | 169,07 | 854,18 | 1808 | 5578 |
8.Прочие расходы, тыс. руб. | 6428 | 2320 | 5395 | 376,58 | 372,23 | -1033 | 3075 |
9.Налоги, тыс. руб. | 99 | 106 | 53 | 53,54 | 50,00 | -46 | -53 |
10. Чистая прибыль, тыс. руб. | 32 | 5 | 28 | 87,50 | 560,00 | -4 | 23 |
12. Рентабельность, % | 0,04 | 0,004 | 0,02 | - | - | -0,02 | 0,01 |
13. Уровень прибыли, % | 0,032 | 0,003 | 0,015 | - | - | -0,02 | 0,01 |
Наименование показателей | Ед. изм. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение (+,-) 2009 от | Темп роста 2009 г. в % к | ||
2007 г. | 2008 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
1. Оптовый товарооборот | Т.р. | 101557 | 124697 | 70909 | -30648 | -53788 | 69,82 | 56,87 |
2. Товарооборот на 1 работника | Т.р. | 1016 | 1199 | 473 | -543 | -726 | 46,55 | 39,43 |
3. Себестоимость | Т.р. | 89669 | 113985 | 65477 | -24192 | -48508 | 73,02 | 57,44 |
4. Валовой доход | Т.р. | 11888 | 10712 | 5432 | -6456 | -5280 | 45,70 | 50,71 |
5. Уровень валового дохода | % | 11,71 | 8,59 | 7,66 | -4,04 | -0,93 | - | - |
6. Издержки обращения | Т.р. | 11473 | 8942 | 5459 | -6014 | -3482 | 47,58 | 61,05 |
7. Уровень издержек обращения | % | 11,30 | 7,17 | 7,70 | -3,60 | 0,53 | - | - |
8. Прибыль | Т.р. | 415 | 1771 | -27 | -442 | -1798 | -6,50 | -1,52 |
9. Чистая прибыль | Т.р. | 2,00 | 1,67 | 10,35 | 8,35 | 8,68 | 517,29 | 620,23 |
10. Рентабельность | % | 0,002 | 0,001 | 0,016 | 0,01 | 0,01 | - | - |
11. Численность всего | Чел | 100 | 104 | 150 | 50 | 46 | 150,00 | 144,23 |
12. Фонд оплаты труда | Т.р. | 2484 | 2866 | 1571 | -913 | -1295 | 63,25 | 54,82 |
13. Среднемесячная заработная плата | Руб. | 12070 | 12296 | 12873 | 803 | 577 | 106,65 | 104,69 |
Приложение Б
ОАО «ОРЕНБУРГОПТТОРГ»
ПРИКАЗ
12 января 2010 г. № 01
Об учетной политике предприятия на 2010 год
На основании Федерального закона от 21.11.96 г. .№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской ответственности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.99 № 107н, от 24 03.2003 № 31н), Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и в соответствии с ними
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. При осуществлении бухгалтерского учета применять рабочий План счетов организации согласно Приложению № 1.
2. Формы первичной документации, их периодичность и порядок составления определять в соответствии с прилагаемым к учетной политике графиком документооборота (Приложение № 2).
3. Лимит стоимости средств в обороте считать равным не более 50 МРОТ.
4. Первоначальную стоимость ОС погашать по установленным нормам в течение их нормативного срока службы.
5. Первоначальную стоимость малоценных быстроизнашивающихся предметов погашать с применением процентного способа путем начисления амортизации в размере 100% при передаче средств труда в эксплуатацию.
6. Первоначальную стоимость нематериальных активов погашать линейным способом, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного использования.
7. Учет процесса приобретения материалов осуществлять в оценке по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы».
8. Товары в учете отражать по стоимости их приобретения.
9. При продаже (отпуске) товаров их стоимость списывать с применением метода оценки запасов ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретений).
10. Учет затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, включаются в состав издержек обращения (ПБУ 5/01) (п.6, 12); МР № 1-550/32-2 № 2.2 ст. 20.04.05 г.
11. Затраты на ремонт ОС включать в себестоимость отчетного периода, в котором были проведены ремонтные работы.
12. Коммерческие расходы признавать в себестоимости проданных товаров (работ, услуг) полностью в отчетном году их признания.
13. Расходы будущих периодов списывать равномерно.
14. Не создавать из своей прибыли фондов специального назначения.
Приложение В
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |