Введение.3
Глава 1. Затраты и их классификация в управленческом учете.4
1.1 Понятие, классификация затрат в управленческом учете.4
1.2 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.12
Глава 2. Учет затрат на калькуляционных счетах.17
Глава 3. Учет затрат на калькуляционных счетах на практике.23
Заключение.27
Список используемой литературы:28
Управленческий учет затрат направлен на изучение динамики затрат и описание их поведения. Объективно описать поведение затрат можно, изучив их зависимость от объемов производства, т.е. разделив затраты на постоянные и переменные, что и было сделано в моей курсовой работе.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение классификации затрат, отражение затрат на калькуляционных счетах бухгалтерского учета.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
· Изучение классификации затрат в управленческом учете
· Изучение калькуляционных счетов
· Рассмотрение отражения затрат на практике.
В первой главе своей курсовой работы я рассмотрела понятие затрат и издержек, классификацию затрат в управленческом учете. Были рассмотрены методы распределения затрат, изучено понятие дискретных расходов.
Во второй главе были рассмотрены калькуляционные счета бухгалтерского учета, а именно счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 29 «Обслуживающие производства», счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Так же была дана их краткая характеристика.
Третья глава является практической. На конкретных примерах было рассмотрено распределение затрат на калькуляционных счетах. Глава 1. Затраты и их классификация в управленческом учете.
1.1 Понятие, классификация затрат в управленческом учете.
Содержание термина «расходы» определено в международных стандартах финансовой отчетности и практически полностью соответствует определению этого термина, данному в Положении по бухгалтерскому учету
«Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (с изменениями и дополнениями): расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Значит, расходы оказывают непосредственное влияние на прибыль и уменьшают капитал хозяйствующего субъекта.
Затраты– стоимостная оценка использованных ресурсов. Затраты приводят к уменьшению одних активов и к равновеликому увеличению других активов, т.е. не уменьшают капитал субъекта и не оказывают непосредственного влияния на прибыль. Затраты приводят к образованию активов или расходов.
Издержки– обобщающий показатель, который отражает совокупность затрат, связанных с определенным процессом. Так, издержки обращения – это затраты, связанные с процессом обращения товаров, издержки производства – совокупность затрат живого и овеществленного труда на изготовление продукта.
Таким образом, термины «затраты» и «издержки» близки по содержанию и взаимозаменяемы, а к употреблению термина «расходы» следует относиться внимательно.
Рассматривая данную тему, остановимся на производственных затратах. Затраты на производство – это затраты, понесенные в связи с выпуском продукции и включаемые в ее себестоимость, например, материалы, заработная плата основного производственного персонала, амортизация основных производственных средств.
Основные задачи финансового учета затрат на производство – учет фактических затрат на производство, учет объема, ассортимента и качества выпускаемой продукции (работ, услуг), контроль за выполнением плана и за использованием ресурсов. К задачам управленческого учета следует отнести организацию оперативного учета нормируемых, планируемых и фактических затрат с целью выявления отклонений, причин и лиц, виновных в их появлении, а также определение направлений действий по устранению негативных моментов в производственной деятельности. При этом очень важно определить направления учета затрат, выделить области деятельности, требующие обособленного учета затрат. Примером направлений учета затрат могут быть: учет затрат на содержание отдела, учет затрат для определения стоимости запасов продукции, учет затрат на производство и т.п.
Сбор и обработка информации в управленческом учете ведутся с целью удовлетворения потребностей при решении различных задач. Значит, в зависимости от поставленных задач должны формироваться и подходы к процедуре сбора и обработки информации. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на классификацию затрат.
Классификация калькулируемых затрат:
• по экономической роли в процессе производства – основные и накладные;
• по составу – одноэлементные и комплексные;
• по отношению к объему производства – постоянные и переменные;
• по способу включения в себестоимость – прямые и косвенные;
• по периодичности возникновения – текущие и единовременные;
• по участию в производственном процессе – производственные и коммерческие;
• по эффективности – производительные и непроизводительные.
Управленческий учет затрат направлен на изучение динамики затрат и описание их поведения. Объективно описать поведение затрат можно, изучив их зависимость от объемов производства, т.е. разделив затраты на постоянные и переменные. Переменные затраты имеют определенную зависимость от объемов производственной деятельности или от степени загрузки производственных мощностей. Переменные затраты изменяются пропорционально общему объему деятельности организации или пропорционально выбранному конкретному фактору затрат. Постоянные затраты не имеют четкой зависимости от объемов производства, они более привязаны к временному фактору. Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема деятельности организации или конкретного фактора затрат. В таком случае можно использовать формулу:
Y
= a + b X
, (1)
где Y
– совокупные затраты; а
– постоянные затраты в определенный промежуток времени; b
– переменные затраты на единицу продукции; X -
объем производства.
Правильного деления затрат можно достичь путем наблюдения, измерения фактически произведенных затрат. На практике очень часто пользуются более простым методом разделения затрат на постоянные и переменные – методом высшей и низшей точек (метод мини – макси). Его сущность заключается в том, что исследуются данные за определенное время, в котором выделяются периоды с максимальным и минимальным объемами производства и определяется отклонение в объемах производства по формуле:
ΔX = Xmax − Xmin , (2)
где X
max, X
min – объем производства соответственно в максимальной и минимальной точке. Затем рассчитывается отклонение в затратах на производство в тех же периодах (максимального и минимального объемов производства) по формуле:
ΔЗ = Зmax – Зmin, (3)
где Зmax, Зmin – затраты соответственно в максимальной и минимальной точке. Рассчитав данные величины, можно определить ставку переменных расходов на единицу продукции:
С = ΔЗ/ΔХ
, (4)
где С – ставка переменных расходов на единицу продукции.
Зная ставку переменных расходов на единицу продукции, объем производства (максимальный или минимальный) и совокупные затраты в исследуемом периоде, можно найти усредненное значение постоянных затрат
в данном периоде
a
= Y
– b X
, (5)
где а
– постоянные затраты в определенный промежуток времени; Y
– совокупные затраты в исследуемом периоде; b
– переменные затраты на единицу продукции (ставка переменных расходов на единицу продукции); X
– объем производства в исследуемом периоде.
Подставляя рассчитанные значения постоянных, переменных затрат и различные значения объема производства в формулу (1), можно получать информацию о предполагаемом размере совокупных затрат, которые должно произвести предприятие, чтобы выпустить запланированный объем продукции. На основе этой же формулы можно построить график зависимости совокупных затрат от объема производства, что позволит более наглядно увидеть перспективы производства. Особенность построенного графика состоит в том, что он пересекает ось, показывающую изменение затрат, в точке, соответствующей значению постоянных затрат. Но не следует забывать, что, используя в исходных расчетах изменения объемов производства и затрат, мы будем получать приблизительные данные о совокупных затратах.
При разделении затрат на постоянные и переменные следует помнить, что переменные затраты изменяются пропорционально уровню деловой активности. Значит, увеличение объема производства в несколько раз повлечет увеличение размера переменных затрат в такое же количество раз. Но важно понимать и то, что совокупные переменные затраты зависят от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции – это постоянная величина.
При принятии решений необходимо рассчитать размер затрат, которые будут произведены хозяйствующим субъектом. Следует выделить затраты, которые зависят от принимаемого решения, они носят название релевантных затрат. При выборе арендуемого помещения размер арендной платы, затраты на содержание помещения являются релевантными затратами. При принятии решения о выборе поставщика стоимость продукции, доставки, качество продукции также будут релевантными затратами. Таким образом, релевантность затрат зависит от обстоятельств, и при планировании следует учесть, каким образом они влияют на принятие решения.
Вне зависимости от любого решения суммы амортизационных начислений по основному средству не меняются, что определено нормативным документом. В пункте 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н отмечается, что применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Одной из особенностей управленческого учета можно считать наличие категории воображаемых затрат, которые называются вмененными затратами. Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то альтернативного курса действий требует отказа от другого. Выделение таких затрат позволяет получить более качественную информацию о затратах для целей управления, например, вмененный расход на управление дочерним предприятием, вмененный процент на вложенный капитал.
Разделение затрат на планируемые и непланируемые способствует оперативному выявлению и устранению причин, повлекших возникновение сбоев, а также осуществлению мер, направленных на их предупреждение.
К планируемым затратамотносятся расходы хозяйствующего субъекта, обусловленные его хозяйственной деятельностью. Непланируемые затратывозникают вследствие некоторых нарушений и не являются неизбежными, к таким затратам следует отнести потери от брака, простоев и т.п.
Структура многих хозяйствующих субъектов включает в себя как производственные, так и обслуживающие (непроизводственные) подразделения. Чаще всего учет затрат ведется по местам возникновения. Для того чтобы получить информацию о полной себестоимости выпущенной (реализованной) продукции по видам изделий, необходимо произвести несколько расчетов, перераспределив затраты непроизводственных подразделений между производственными.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции производственные предприятия используют группировку затрат по статьям калькуляции. Данная группировка используется при составлении калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции). Калькуляция позволяет определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации обусловлена тем, что расчет себестоимости по экономическим элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также характер этих затрат в отдельных видах услуг. Номенклатуру статей каждое предприятие может устанавливать для себя самостоятельно с учетом своих специфических потребностей. Их примерный перечень установлен отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:
1. “Сырье и основные материалы”;
2. “Полуфабрикаты собственного производства”;
3. “Возвратные отходы” (вычитаются);
4. “Вспомогательные материалы”;
5. “Топливо и энергия на технологические цели”;
6. “Расходы на оплату труда производственных рабочих”;
7. “Отчисления на социальные нужды”;
8. “Расходы на подготовку и освоение производства”;
9. “Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования”;
10. “Цеховые расходы”;
11. “Общехозяйственные расходы”;
12. “Потери от брака”;
13. “Прочие производственные расходы”;
14. “Коммерческие расходы”.
Итог первых тринадцати статей образует производственную себестоимость, а итог всех четырнадцати статей — полную себестоимость продукции.
Дискретные расходы - расходы сверх жизненно необходимых; расходы фирмы, производимые по усмотрению собственников, а не по нормативам, правилам, принятым обязательствам. Примерами дискретных расходов могут служить расходы на ремонт, замену старого оборудования, расходы на рекламу и стоимость обучающих программ. Изменения в этих затратах являются результатом деловых решений, принимаемых не бухгалтером, а руководством компании. И сокращение дискретных расходов, и отнесение их на будущие периоды может положительно отразиться на прибыли компании в текущем периоде, но оказать вредное влияние на будущие доходы.
У предприятий торговли обязательно имеются дискретные расходы, размер которых может устанавливаться достаточно произвольно в зависимости от политики предприятия. Неоправданное сокращение дискретных расходов означает снижение качества прибыли, так как такие расходы необходимы для развития бизнеса. С другой стороны, сокращение этих расходов может играть положительную роль, если проводимая ранее политика дискретных расходов не соответствовала требованиям положения предприятия на рынке.
Дискретные расходы, как правило, с учетной точки зрения являются расходами будущих периодов, которые зависят в большей степени от оценки вероятности событий в будущем, чем другие активы. Этот факт снижает качество прибыли, так как вероятность, что надежды на будущее не оправдаются, достаточно высока.
1.2 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
На производственных предприятиях учет затрат и калькулирование себестоимости продукции можно организовать различными методами. Всю их совокупность можно классифицировать по следующим признакам: оперативности контроля затрат, отношению к производственному процессу, полноте включения их в себестоимость продукции.
По оперативности контроля затрат выделяют учет по фактической, нормативной и плановой (прогнозной) себестоимости.
При использовании учета по фактической себестоимости величина фактических затрат отчетного периода определяется по формуле:
Зф = Qф * Цф,
где Зф — фактические затраты;
Qф — фактическое количество использованных ресурсов;
Цф — фактическая цена использованных ресурсов.
Достоинство этого метода состоит в простоте расчетов. К недостаткам этого метода можно отнести следующие причины:
-отсутствие нормативов для контроля количества использованных ресурсов и цен на них;
-невозможность определения и анализа мест, виновников и причин выявления отклонений;
-невозможность расчета затрат в ходе производственного процесса: расчет может проводиться только в конце отчетного периода и др.
Учет по нормативной себестоимости по сравнению с учетом по фактической себестоимости позволяет оценить не только какими были затраты, но и какими они должны были быть.
Под нормативными понимают текущие (действующие) нормы затрат с поправками на изменение технологии и т.п. В практической деятельности используют различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и ценам одновременно.
При использовании нормативов только по количеству применяется следующая формула:
3=Цф х (Qн +
Oq)
где Оq — отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением количества использованных ресурсов.
При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется следующая формула:
3 = (Цн +
Oц,) x Qф
где Оц — отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением цен.
При использовании нормативов и по количеству и по ценам использованных ресурсов применяется следующая формула:
3 = (Цн +
Оц) х (Qн +
Оq)
Учет по нормативной себестоимости в целом, по сравнению с учетом по фактической себестоимости, более эффективно решает задачу управления затратами. Основные достоинства этого метода заключаются в следующем:
-возможность контроля над затратами центров ответственности путем разработки бюджетов;
-возможность контроля затрат путем сопоставления фактических значений с нормативными;
-возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;
-возможность оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не только в конце отчетного периода и др.
К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонению от них.
При организации учета методом плановой (прогнозной) себестоимости за основу берутся допустимые затраты на продукцию и единицу изделия исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии, заработной платы и других затрат с учетом передового опыта технологии и организации производства, а также имеющихся резервов. Главное преимущество этого метода состоит в том, что плановые затраты основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозе будущего. При этом используется технологическая документация, сведения о ценах поставщиков на следующие периоды, экспертные оценки и др. Позаказный метод управленческого учета можно применять в индивидуальных и мелкосерийных производствах, а также опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах.
Сущность позаказного метода заключается в том, что учет затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. Для этого на каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения.
Прямые затраты учитываются в разрезе цехов и заказов на основании первичных документов. Первичная документация по учету таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятой на предприятии базе распределения.
В течение срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное производство. После окончания заказа он закрывается и подсчитываются затраты на его выполнение, которые за вычетом возвратных отходов, окончательного брака и возврата неиспользованных материалов на склад становятся фактической себестоимостью произведенной по заказу продукции. Если в соответствии с заказом изготавливалось несколько одинаковых изделий, себестоимость единицы определяется делением суммы затрат по статьям калькуляции на количество выработанной продукции.
В большинстве случаев в практической деятельности организаций и предприятий используют гибридные (смешанные) системы, сочетающие элементы как попередельного (попроцессного), так и позаказного методов управленческого учета затрат. Такие системы используются в серийном и поточном производствах: при производстве кондитерских изделий, в швейной промышленности и т.д. В частности, одной из наиболее перспективных гибридных систем является пооперационный учет, при использовании которого основным объектом отнесения затрат является операция. Затраты на каждую операцию распределяют по единицам продукции, прошедшим данную операцию, пропорционально средней величине добавленных затрат. Затраты на основные материалы относят на определенный вид продукции аналогично позаказному методу. Преимущество пооперационного учета состоит в “привязке” калькуляции к технологическому процессу.
Производственные предприятия в зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции могут организовать управленческий учет затрат либо по полной себестоимости, либо по сокращенной (цеховой).
При методе управленческого учета затрат по полной себестоимостив себестоимость продукции включаются все издержки предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата производственных рабочих, производственная себестоимость и др.
Метод учета по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия. Например, предприятие занимается выпуском изделия “А”, и его затраты на производство единицы этого изделия составляют 28.9 руб. Если цена изделия — 35 руб., то прибыль, получаемая предприятием от реализации единицы изделия “А”, составит 6.1 руб.
Следует отметить, что этот метод широко распространен в нашей стране и соответствует сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Однако метод учета по полной себестоимости не учитывает одного важного обстоятельства: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска — себестоимость растет.
В современных условиях хозяйствования преимущество необходимо отдать методу управленческого учета затрат по сокращенной себестоимости,
в соответствии с которым на продукцию списывают не все издержки предприятия, а только их часть — переменные затраты (цеховую себестоимость). Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. Маржинальный доход — это часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. При использовании этого метода постоянные затраты в себестоимость продукции не включают и относят на уменьшение прибыли того периода, когда возникли такие затраты.
Калькуляционные счета предназначены для отражения производственных затрат, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг, а также затрат, связанных с приобретением внеоборотных активов — основных средств и нематериальных активов.
К калькуляционным относятся следующие активные счета:
20 «Основное производство»;
23 «Вспомогательное производство»;
29 «Обслуживающие производства»;
08 «Вложения во внеоборотные активы».
Счет 20
“
Основное производство
”
Счет 20 "Основное производство" предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации
Схема калькуляционного счета 20 «Основное производство» :
Дебет | Кредит |
Сальдо начальное — незавершенное производство, стоимость незаконченных работ на начало месяца | |
Оборот по дебету — фактическая производственная себестоимость продукции, работ, услуг | Оборот по кредиту — себестоимость продукции, списанной из производства на склад, себестоимость выполненных работ и услуг |
Сальдо конечное — незавершенное производство, стоимость незаконченных работ на конец месяца |
Существуют три способа списания затрат со счета 20 "Основное производство":
1. Прямой способ
В течение отчетного периода счет 20 "Основное производство" кредитуется на сумму отпускаемой на склад готовой продукции. Поскольку фактическая себестоимость в момент отпуска неизвестна, постольку применяются условные цены, в качестве каковых выступают, как правило, плановая себестоимость, т.е. запись:
Дебет 43 "Готовая продукция" - Кредит 20 "Основное производство".
Сопровождаются оценкой по плановой себестоимости и все готовые изделия, которые должны на складе учитываться всегда по этим же условным (плановым) ценам.По этим же плановым ценам готовая продукция будет списываться со счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 90/2 "Себестоимость продаж" или 45 "Товары отгруженные".
И только после того, как по счету 20 "Основное производство" будет выявлено сальдо, бухгалтер сможет определить фактическую себестоимость готовой продукции, которую он должен был списать в дебет счета 43 "Готовая продукция".
2. Промежуточный способ
Все сложности учета затрат на производство связаны с невозможностью вести текущий учет по фактической себестоимости, как это требуют основополагающие принципы бухгалтерского учета.Придавая такое огромное значение возникающим в таком случае отклонениям, бухгалтеры разработали вариант, связанный с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" при котором со счета 20 "Основное производство" списывается готовая продукция уже по фактической себестоимости, т.е. в отличие от предыдущего варианта и по дебету, и по кредиту счет показывает теперь обороты в одной оценке, он перестает быть смешанным, когда по дебету фиксировались фактические затраты, а списание по кредиту проводилось по плановой себестоимости.
Общая сумма отклонений списывается сразу же (в соответствующих долях) и на счет 43 "Готовая продукция", и на счет 90.2 "Себестоимость продаж".
3. Прямая реализация готовой продукции и услуг
При этом варианте готовая продукция не складируется, а продается прямо из цеха основного производства. (Что касается услуг, то они, естественно, реализуются и учитываются именно таким способом.) В этом случае возникает только одна запись, которую делают по окончании отчетного периода, когда уже исчислена фактическая себестоимость проданной готовой продукции и/или оказанных услуг:
Дебет 90/2 "Себестоимость продаж" - Кредит 20 "Основное производство".
Счет 23 “Вспомогательное производство”
На счете 23 «Вспомогательное производство» ведется учет затрат вспомогательных служб предприятия, которые обслуживают основное производство, например, цеха по изготовлению инструментов, запасных частей, ремонтная служба, автобаза, котельная, а также учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.
Счёт 23 "Вспомогательные производства" возник вследствие того, что само производство делится на основное (то, что производится на продажу) и вспомогательное (вырабатывается то, что в основном должно идти на нужды основного производства). Однако сложность заключается в том, что часто продукция вспомогательных производств может, так же как и продукция основного производства продаваться на сторону, и границы между ними стираются. С чисто бухгалтерской точки зрения счёт 23 "Вспомогательные производства" основан на методике, принятой при учёте счёта 20 "Основное производство".
Главное отличие счета 23 "Вспомогательные производства" от счета 20 "Основное производство" заключается в том, что счет 20 "Основное производство" корреспондирует по дебету с кредитом счета 26 "Общехозяйственные расходы", если учетной политикой предусмотрено включение общехозяйственных расходов в себестоимость произведенной в данном отчетном периоде продукции. Счет 23 "Вспомогательные производства" по общему правилу со счетом 26 "Общехозяйственные расходы" не корреспондирует. Иными словами общехозяйственные расходы не распределяются между продукцией, произведенной цехами вспомогательного производства. Это обусловлено экономией трудозатрат на осуществление учетного процесса, так как себестоимость продукции вспомогательных цехов, в свою очередь, включается в себестоимость основной продукции.
Исключения из данного правила возникают в том случае, если продукция, работы, услуги вспомогательных цехов реализуются на сторону. При определении фактических затрат на производство продукции (работ, услуг) вспомогательных цехов отпущенных на сторону учитываются общехозяйственные расходы.
Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
На счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» ведется учет затрат на предприятиях, имеющих на балансе объекты непроизводственной сферы, к которым относятся, например, общежития, столовые, дома отдыха, спортивные комплексы и т.д.
Особенностью счёта считается то, что на нём могут учитываться только прямые расходы, непосредственно связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств. Все эти затраты собираются по дебету счёта 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Списание с кредита этого счёта относится на дебет счетов:
- 43 "Готовая продукция" - если произведенные ценности обслуживающих производств и хозяйств складируются вместе с продукцией основных производств. Следует подчеркнуть, что в отличие от счёта 23 "Вспомогательные производства", затраты по которому относятся в дебет счёта 20 "Основное производство", затраты, собранные по дебету счёта 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" списывают прямо на счёт 43 "Готовая продукция", минуя счёт 20 "Основное производство". Но это теоретическая предпосылка. На практике, конечно, могут возникнуть и часто возникают ситуации, при которых часть продукции обслуживающих производств и хозяйств передается или прямо в цеха основных производств - и тогда дебетуют счёт 25 "Общепроизводственные расходы", или на нужды заводоуправления, и тогда дебетуется счёт 26 "Общехозяйственные расходы". А иногда одно обслуживающее производство передает (иногда и "продает") продукцию другому обслуживающему подразделению, что оформляется проводкой:
Дебет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"
Кредит 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Если же продукция продается на сторону, то делаются записи:
Дебет 90.2 "Себестоимость продаж"
Кредит 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
Счёт 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" может иметь дебетовое сальдо, которое так же определяется путем инвентаризации незавершённого производства, как это было изложено при описании счёта 20 "Основное производство"
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется учет затрат в объекты, которые будут приняты к учету в качестве основных средств или нематериальных активов. Процесс приобретения основных средств и нематериальных активов, как правило, сопровождается затратами, связанными с их доставкой, монтажом и прочими расходами, которые необходимы для того, чтобы довести эти средства до рабочего состояния и начала эксплуатации.
Счет 08 имеет следующие субсчета:
08.1 «Приобретение земельных участков»;
08.2 «Приобретение объектов природопользования»;
08.3 «Строительство объектов основных средств»;
08.4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;
08.5 «Приобретение нематериальных активов».
Сальдо на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» показывает стоимость незавершенных строительных работ или незавершенного процесса приобретения средств.
Пример 1. Ведение учета на калькуляционном счете 20 «Основное производство».
На начало месяца незавершенное производство на счете 20 составило 18000 р. В течение месяца отражены производственные затраты, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Содержание операции | Сумма, р. | Дебет | Кредит |
1 . Списаны материалы в производство | 24000 | 20 | 10 |
2. Начислена заработная плата за изготовление продукции | 80000 | 20 | 70 |
3. Начислен социальный налог на эту заработную плату | 28400 | 20 | 69 |
4. Начислена амортизация оборудования | 5000 | 20 | 02 |
5. Списаны расходы будущих периодов | 1000 | 20 | 97 |
6. Отражены затраты для создания резерва на ремонт | 1400 | 20 | 96 |
7. Списаны общепроизводственные расходы | 17500 | 20 | 25 |
8. Списаны общехозяйственные расходы | 13200 | 20 | 26 |
9. Списана готовая продукция на склад | 181000 | 43 | 20 |
Задание. Определить сумму незавершенного производства на конец месяца и рассчитать себестоимость одного изделия, если на склад списано 160 ед. готовой продукции.
Для того чтобы определить стоимость незавершенного производства, необходимо собрать счет 20 и определить конечное сальдо.
Счет 20 «Основное производство»
Дебет | Кредит |
Сн = 18000 | |
1) 24000 2) 80000 3) 28400 4) 5000 5) 1000 6) 1400 7) 17500 8) 13200 | 9) 181000 |
Од = 170500 | Ок = 181000 |
Ск = 7500 |
Незавершенное производство на конец месяца определяется по следующей формуле:
Ск
= Сн
+ Од
- Ок
= 18000 + 170500 - 181000 = 7500 (р.)
Чтобы определить себестоимость единицы готовой продукции, нужно себестоимость сданной на склад продукции разделить на количество готовых изделий:
181000 :160 = 1131,25 (р.)
Пример 2. Ведение учета на калькуляционном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Приобретен объект основных средств, отражены затраты, связанные с его приобретением (табл. 2).
Задание. Определить стоимость автоподъемника, по которой он будет числиться на балансе предприятия, т.е. на счете 01 «Основные средства», рассчитать амортизацию автоподъемника за месяц.
Таблица 2
Содержание операции | Сумма, р. | Дебет | Кредит |
1 . Оплачен счет за автоподъемник | 45000 | 60 | 51 |
2. Получен автоподъемник | 45000 | 08 | 60 |
3. Акцептован и оплачен счет за доставку автоподъемника | 1000 | 08 | 60 |
1000 | 60 | 51 | |
4. Оплачено из кассы за разгрузку автоподъемника | 500 | 08 | 50 |
5. Акцептован и оплачен счет за монтаж и установку автоподъемника (10 % покупной стоимости) | 4500 | 08 | 60 |
4500 | 60 | 51 | |
6. Введен в эксплуатацию автоподъемник по балансовой стоимости | ? | 01 | 08 |
7. Через месяц после ввода в эксплуатацию начислена амортизация автоподъемника за месяц (срок службы 8 лет) | ? | 20 | 02 |
Балансовая стоимость приобретенных основных средств включает в себя покупную стоимость этих средств, а также все затраты, связанные с приобретением и вводом этих средств в эксплуатацию, которые первоначально отражаются на дебете счета 08. Поэтому для определения балансовой стоимости автоподъемника необходимо собрать и закрыть счет 08. Ввод основных средств в эксплуатацию после доведения их до рабочего состояния оформляется следующей проводкой:
ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Дебет | Кредит |
Сн0 = 0 | |
2) 45000 3) 1000 4) 500 5) 4500 | 6) 51000 |
Од = 51000 | Ок = 51000 |
Ск = 0 |
Балансовая стоимость автоподъемника составила 51000 р. Для расчета амортизации автоподъемника за месяц нужно знать его балансовую стоимость и срок службы, выраженный в месяцах.
Ам
= 51000 : (8 -12) = 531 (р.)
Учёт затрат на производство, ведётся на основе группировки затрат, входящих в себестоимость продукции, по калькуляционным статьям.
Обеспечивает полное и своевременное выявление всех затрат на производство; контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости, за соблюдением норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.; выявление резервов снижения себестоимости продукции и работ.
Затраты на производство подразделяются на прямые и косвенные. Существуют разные методы учета затрат на производство. и калькулирования себестоимости продукции.
Управление затратами — одна из текущих задач финансового директора. Важно правильно определить, сколько потрачено на содержание того или иного подразделения, какова себестоимость выпускаемой продукции и как ее снизить без потери качества. Для этого потребуется сгруппировать все затраты, разработать план счетов для управленческого учета и формы отчетности.
Для того чтобы создать систему учета, позволяющую получить достоверные данные о затратах компании на производство продукции, на содержание подразделений, а также на выполнение различных бизнес-процессов, необходимо последовательно выполнить следующие шаги:
1.определить источники информации о затратах компании;
2.сгруппировать однородные затраты;
3.разработать план счетов для управленческого учета;
4.создать типовые формы отчетности.
1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждено приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №115н);
2. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (ред. от 30.03.2001) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99"
3. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01
4. Молчанов С.С. Управленческий учет. – М,: Эксмо, 2009
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник М.: ИНФРА_М. 2009 г.;
6. Врублевский Н. Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.
7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. – М,: Юристъ. 2003
8. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008
9. Карпова Т. П. «Основы управленческого учета», - М.; ИНФРА-М, 2003
10. Интернет - ресурс БСС «Система Главбух» www.1gl.ru
11. Интернет - ресурс: «Консультант Плюс» www.consultant.ru
12. Интернет – ресурс «Клерк» www.klerk.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |