Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Ревизия финансовых результатов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Сущность, виды и основные задачи ревизии………………………………………………….

Задачи проверки и документы, используемые при проведении ревизии

Методы и техника контрольно-ревизионной работы

Ревизия финансовых результатов………………………………………………..5

Список литературы………………………………………………………………..


Введение

Функционирование предприятий в современных условиях требует новых подходов к управлению. Организациям предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой, что влечет укрепление отношений собственности и рост ответственности собственников, менеджеров, акционеров, бухгалтеров организаций за результаты финансово- хозяйственной деятельности. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Основным назначением контроля является обеспечение законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово- хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Наряду с контролем, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности организации важное значение представляет ревизия как инструмент контроля. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии, образует контрольно-ревизионный процесс.

Ревизия и контроль как научная и учебная дисциплина – это система специальных знаний о принципах и методах изучения законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций и процессов в организациях всех форм собственности на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Сущность, виды и основные задачи ревизии

Одним из важнейших видов контроля являются ревизии. Слово “ревизия” (от лат. revision) означает пересмотр. Действительно, документальная ревизия представляет собой контрольный пересмотр, изучение документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность ревизуемой организации, с точки зрения законности, правильности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Ревизии обеспечивают систематический контроль за сохранностью, рациональным использованием материальных и денежных ресурсов.

Предметом ревизии, так же как и бухгалтерского учета, является производственная и хозяйственно-финансовая деятельность организаций и предприятий. Документальная ревизия по времени осуществления относится к последующему контролю и проводится путем сплошного или выборочного просмотра первичных документов, учетных регистров, форм отчетности, правильности записей в н их за определенный промежуток времени, а также проверки совершения хозяйственных операций. Она объединяет в себе фактический и документальный контроль. От других методов контроля документальная ревизия отличается регулярностью и определенной периодичностью. Она позволяет наиболее полно и глубоко проверять результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, эффективность использования находящихся в их распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Перед документальными ревизиями ставятся различные задачи. Ревизии отличаются по характеру проверки, полноте охвата первичных документов и учетных регистров и т.д. В связи с этим документальные ревизии классифицируются по различным признакам.

В зависимости от того, какие органы назначают ревизии, они делятся на ведомственные и вневедомственные. Ревизии, проводимые контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерства, ведомства, концерны, тресты и т.д.) в подведомственных им предприятиях, организациях и учреждениях, называются ведомственными, а проводимые органами Комитета государственного контроля, Министерством по налогам и сборам и другими государственными органами управления, — вневедомственными.

Ревизии, проводимые контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации не более одного раза в год. Ревизии, не предусмотренные планом, относятся к внеплановым. Как правило, внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям вышестоящей организации для проверки поступивших с мест сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, хищениях, а также по требованию судебно-следственных органов. Комитета государственного контроля и др. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений имущества, документальная ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

По охвату проверяемых объектов различают ревизии сплошные и выборочные. Сплошные ревизии предусматривают проверку всех объектов учета за весь проверяемый период. Выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и документов не за весь ревизуемый период, аза время, заранее намеченное ревизором. Однако и при выборочной ревизии отдельные операции подвергаются сплошной проверке.

По характеру и перечню проверяемых хозяйственных операций ревизии могут быть полными и частичными. Полная ревизия предусматривает проверку всей предпринимательской деятельности организации за весь ревизуемый период. При частичной ревизии проверяется только определенная часть предпринимательской деятельности организации.

По глубине проверки, объему и составу ревизующих различают ревизии комплексные, некомплексные (тематические) и сквозные. При комплексной ревизии проверяются все стороны предпринимательской деятельности организации. Они, как правило, проводятся бригадами, в состав которых, кроме бухгалтеров-ревизоров, включаются специалисты, хорошо знающие экономику н технологию производства, организацию труда и другие вопросы предпринимательской деятельности.

Некомплексные (тематические) ревизии назначаются для проверки отдельных вопросов одновременно в нескольких подведомственных организациях. Они обычно проводятся для детального изучения каких-либо вопросов и разработки конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Например, такие ревизии могут производиться для проверки обеспечения сохранности имущества, правильности использования фонда заработной платы и др.

Сквозными называются ревизии, в процессе которых проверяется деятельность не только объединения, но и подведомственных ему организаций.

Ревизии могут быть также повторными и дополнительными. Они проводятся, если предыдущие проверки не позволили вскрыть некоторые факты хищений и злоупотреблений, и если необходим дополнительный материал для привлечения виновных к ответственности. Обычно причиной повторной ревизии являются некачественное проведение контрольно-ревизионных работ.

Задачи документальной ревизии предусматривают следующее:

■ изучение действующей у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

■ проверка документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций;

■ проверка действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ;

■ сопоставление данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

■ сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другими операциями;

■ проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

■ проверка соблюдения установленного порядка ведения организации бухгалтерского учета денежных средства и материальных ценностей, организации их сохранности, состояния пропускной системы;

■ проверка состояния внутрихозяйственного контроля;

■ другие вопросы, определенные программой ревизии.

Основные цели ревизии — выявление резервов предпринимательской деятельности, повышение ее эффективности и качества работы; усиление режима экономии в использовании денежных средств и материальных ценностей; укрепление негосударственной дисциплины; устранение причин и условий образования потерь, недостач и т.д.


Задачи проверки и документы, используемые при проведении ревизии

Приступая к проверке предпринимательской деятельности организации, ревизор должен определить задачи проверки, т.е. то, что он должен установить в процессе изучения документов, учетных регистров, форм отчетности и т.д.

После определения задач проверки ревизору надо получить документы для проведения ревизии, т.е. источники информации, а также нормативные документы, которыми ревизору необходимо руководствоваться при проверке. При документальной ревизии используются следующие источники информации; первичные документы (выписки банка, наряды, товарно-транспортные накладные и путевые листы на работу автотранспорта, справки о стоимости выполненных работ и др.); материалы проверок, проведенных контрольными органами, инвентаризаций; журналы-ордера; вспомогательные ведомости; разработочные таблицы; машинограммы и другие регистры бухгалтерского и статистического учета. К источникам информации относятся также договоры с поставщиками, заказчиками, проектными организациями; акты проверок; письменные заявления работников, сигнализирующие об отдельных фактах недостатков и нарушений, допущенных в ревизуемой организации. Эти данные способствуют выявлению имеющихся недостатков в предпринимательской деятельности организации.

Начиная проверку того или иного вопроса, ревизор должен иметь основные нормативные документы, которые регламентируют организацию бухгалтерского учета, ценообразование, налогообложение и другие вопросы, относящиеся к предпринимательской деятельности.


Методы и техника контрольно-ревизионной работы

Методы контроля — это совокупность способов и технических приемов, с помощью которых ведется документальная ревизия. Выбор способов зависит от характера объекта, вида проверки и условий ее проведения. В практике и теории контрольно-ревизионной работы применяются способы фактического и документального контроля. Способы фактического контроля обеспечивают проверку правильности использования и фактического наличия имущества организации, К способам фактического контроля относятся инвентаризация, контрольный обмер объемов выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство, экспертиза и лабораторные анализы.

Важнейшим способом контроля за фактическим состоянием и наличием основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов является инвентаризация. Инвентаризация дает возможность ревизору проверить, как обеспечена в организации сохранность ее имущества. Инвентаризация, как правило, должна проводиться вначале ревизии, внезапно. Контрольный обмер объемов выполненных работ делается при сигналах о завышении объемов выполненных строительно-монтажных работ, завышения в оплате труда и списаниях строительных материалов на производство, Обмер осуществляется комиссией с участием ревизора, и результаты оформляются актом.

Контрольное обследование проверяемого объекта производится непосредственно на месте, если проверяются условия сохранности и состояния организации складского хозяйства, состояния трудовой дисциплины и т.д.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство применяется для проверки обоснованности действующих норм расхода сырья и материалов на производство продукции, норм потребления топлива и электроэнергии, а также для других целей.

Экспертиза и лабораторный анализ делаются для определения качества проектно-сметной и технической документации, материалов и т.д. Результаты таких проверок оформляются соответствующими заключениями или актами, которые составляют экспертные организации, специальные лаборатории или отдельные сотрудники. В практике контрольно-ревизионной работы встречаются и другие способы фактического контроля. Характерной особенностью способов фактического контроля является то, что проверки проводятся непосредственно на месте совершения хозяйственных операций в присутствии материально ответственных лиц, результаты их оформляются актами, подписываемыми этими лицами.

Документальный контроль — это проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности и документации. В процессе такой проверки устанавливаете насколько объективна отражена в этих документах информация, соответствуют ли проверенные операции требованиям законов и других нормативных акте)в, а также дается оценка системы внутреннего контроля проверяемого субъекта хозяйствования.

Основными способами документального контроля являются: проверка первичных документов и учетных регистров: встречная проверка; анализ показателей деятельности строительно-монтажной организации; получение письменных объяснений и справок по результатам проверок; изъятие документов.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах, установление достоверности документов, законности и целесообразности операций может проводиться сплошным и выборочными способами. При сплошном способе предусматривается проверка хозяйственных операций по всем документам и записям в регистрах бухгалтерского учета за весь ревизуемый период (например, кассовым и банковским операциям, расчетам с подотчетными лицами и др.). При выборочном способе проверяется только определенная часть первичных документов за каждый месяц ревизуемого периода или за несколько месяцев. Методы и способы проверки документов определяются ревизором в зависимости от характера и объема операций, порядка хранения документов и т.д. Если в процессе проведения выборочной проверки установлено, что имеются серьезные нарушения или злоупотребления по какому-либо виду операций (использование материалов, фонда заработной платы и т.д.), документы подвергаются сплошной проверке.

Документы проверяются в хронологическом или систематизированном порядке. Хронологическая проверка предусматривает изучение документов за весь ревизуемый период в том порядке, в каком они хранятся или сброшюрованы в папках. Этот способ прост (однако ревизору приходится анализировать много разнообразных операций) и, как правило, используется при проверке организации с небольшим объемом документации,

Систематизированная проверка проводится по однородным хозяйственным операциям (кассовым, банковским, расчетам с подотчетными лицами и др.) и является основной, так как дает возможность более глубоко и последовательно изучить отдельные виды хозяйственных операций, выяснить взаимную связь документов и форм отчетности, обобщить нарушения и правильно обосновать выводы. Документы проверяются в определенной последовательности: сначала с точки зрения его формы, затем содержания. Процесс проверки документов предусматривает установление законности и целесообразности хозяйственных операций, подлинности и достоверности документов; арифметическую проверку правильности таксировки и подсчетов итогов в документах; встречную проверку достоверности и правильности совершенных операций. При контроле законности и целесообразности операций устанавливается соответствие хозяйственных операций законам и нормативным актам.

При изучении документов на предмет подлинности и достоверности надо обратить внимание на правильность заполнения в них реквизитов, наличие разрешительных подписей, штампов, росписи в получении и т.д. Если в документах имеются подчистки и исправления цифровых данных, дописки измененным почерком, другими чернилами, их необходимо детально проверить. В случае необходимости ревизор обязан подпись работника в документе сравнить с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение его подписи. При проверке форм документов следует знать, какие требования предъявляются к тем или иным видам и формам документов. Например, в кассовых и банковских документах не допускается никаких исправлений, в другие документы можно вносить исправления с оговоркой, отдельные документы действительны только при наличии на них печати и т.д. При арифметической проверке определяется правильность количества, цен (расценок), таксировки, подсчетов частных и общих итогов и т.д. Встречная проверка — это способ установления достоверности документов и доказательства имеющихся нарушений. Если какие-либо документы, полученные от других предприятий (платежные требования, счета фактуры и др.), вызывают сомнение, ревизор обязан выехать на место или сделать письменный запрос и произвести встречную проверку в той организации, на пред приятип, в учреждении, с которыми связаны эти операции. При встречных проверках первичные документы и учетные данные ревизуемой организации сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися у поставщиков, покупателей и заказчиков.

Результаты встречных проверок по внешним хозяйственным операциям, как правило, должны оформляться промежуточными актами. Разновидностью встречной проверки является взаимная проверка документов. Она проводится по внутренним (взаимосвязанным) операциям данной организации. Например, оприходование денег по кассе сопоставляют с записями в выписках банка по расчетному счету, сведения по заработной плате (наряды и другие документы) сверяют с объемами выполненных строительно-монтажных работ и т.д.

Если какие-либо документы не в полной мере раскрывают причины растрат, хищений, злоупотреблений, порчи материальных ценностей и т.д., ревизор обязан потребовать письменные объяснения от должностных и материально ответственных лиц. При наличии в объяснениях возражений или отрицания фактов нарушений ревизор должен внимательно разобраться в правильности объяснений и вторично проверить обоснованность доводов и возражений виновных лиц. Если документ необходимо приобщить к акту ревизии в качестве доказательства нарушения или злоупотребления, копии или подлинные документы изымаются, на их изъятие составляется акт или опись.

В процессе ревизии приходится проверять огромное количество документов, анализировать хозяйственные операции. Материалы о выявленных нарушениях, недостатках в работе надо накапливать и систематизировать для использования их при составлении акта ревизии, С этой целью целесообразно вести рабочую тетрадь (дневник) ревизора, в которой делать записи по разделам акта ревизии.

При проверке учетных регистров следует установить, соответствуют л и записи в аналитическом учете данным синтетического учета; подкреплены ли записи документами и расчетами, основанными на документах; правильность и обоснованность составления записей на счетах бухгалтерского учета; правильность сделанных исправлений и исправительных записей на счетах бухгалтерского учета; соответствие данных синтетического учета; соответствие данных синтетических счетов Главной книге, балансу и формам отчетности. Методика проверки хозяйственных операций, отраженных в учетных регистрах, зависит от форм учета.

Документы, учетные регистры и формы отчетности можно изучать двумя способами: от записи к документу, от документа к записи. При первом способе за основу берут учетные регистры, и записи в них проверяют по документам, при втором — документы, и проверяют правильность записей в учетных регистрах. На практике, как правило, используется второй способ.


Ревизия финансовых результатов

Финансовый результат ревизуемой организации рассматривается как суммарный результат по основному виду деятельности, операционных, внереализационных и других операций хозяйствующего субъекта. Структура доходов и расходов представлена в форме отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Финансовый результат по основному виду деятельности формируется на синтетическом счете 90 «Продажи», в корреспонденции со счетами 20, 26, 40, 41, 43, 44, 62, 68, 99 и др.

Финансовый результат от других операций формируется на синтетическом счете 91 «Прочие доходы и расходы», в корреспонденции со счетами 01, 04, 10, 26, 44, 58, 60, 62, 68, и др.

При проведении ревизии в первую очередь проводится сбор доказательств по следующим критериям:

1. Существование. Необходимо убедиться в том, что действительно существующие доходы и расходы по всем операциям отражены в отчетности.

2. Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что при формировании учета и отчетности учтены все обязательства и права организации, документально подтверждены переход права собственности, а также, что права и обязательства не ограничены правами третьих лиц.

3. Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции имели место и отражены в том отчетном периоде, в котором возникли.

4. Стоимостная оценка. Ревизору необходимо убедиться в том, что:

права и обязательства отражены в учете и отчетности в правильной оценке;

способ оценки прав и обязательств не противоречит учетной политике предприятия;

финансовый результат отражен в учете и отчетности в правильной оценке.

5. Представление и раскрытие. Необходимо убедиться в том, что:

права и обязательства правильно классифицированы в отчетности;

операции и сальдо по счетам должным образом отражены в бухгалтерском учете, в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

вся существенная информация о правах и обязательствах раскрыта в отчетности;

финансовый результат классифицирован по видам хозяйственных операций.

Сбор доказательств осуществляется посредством проведения процедур, которые осуществляются в три этапа:

1. Процедуры подготовки и планирования проверки:

проверка оборотов и сальдо по счетам возникновения прав и обязательств;

проверка соответствия аналитического, синтетического и сводного учета и бухгалтерской отчетности, требованиям законодательства, регламентирующего организацию учета и отчетности;

оценка применимости выбранной учетной политики, анализ правильности и последовательности ее применения;

тестирование системы внутреннего контроля (СБУ и СБК);

выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности ревизуемой организации.

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу (процедуры, перечисленные в данном разделе, выполняются раздельно для каждого вида операций, определяющих финансовый результат):

а) проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности финансового результата от основного вида деятельности.

б) проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности финансового результата от операционной деятельности.

в) проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности финансового результата от внереализационной деятельности.

г) проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности финансового результата от других видов деятельности.

д) проверка на непротиворечивость данных учета и отчетности.

ж) проверка на непротиворечивость данных различных форм отчетности.

3. Заключительные процедуры:

анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности;

формирование мнения ревизора о тождественности данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ревизия учета финансовых результатов выполняется в следующей последовательности:

1. Процедура - анализ применяемого порядка отражения операций по учету финансовых результатов.

Источники информации:

- данные синтетического учета по счету 90;

- данные синтетического учета по счету 91;

- регистры бухгалтерского учета (аналитический и синтетический учет) по счетам, корреспондируемым со счетами 90 и 91;

- Учетная политика.

Порядок выполнения: На основании данных учетных регистров и регистров сводного учета (гл. книги) проводится сопоставление с данными формы 2. На основании данных учетных регистров и регистров сводного учета (гл. книги) проводится сопоставление с данными других форм отчетности. Оценка на непротиворечивость информации, содержащейся в разных формах отчетности. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе ревизора.

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу:

а) Процедура - проверка правильности оформления финансового результата.

Источники информации:

- Учетная политика;

- данные по счетам учета 90, 91, 99;

- формы отчетности (1,2-5).

Порядок выполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе ревизора.

б) Процедура проверки полноты раскрытия информации в финансовой отчетности.

Порядок выполнения: проанализировать представленную бухгалтерскую отчетность. Убедиться, что:

1. данные учета и отчетности тождественны;

2. данные отчетности разных форм тождественны;

в) Процедура анализа ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Порядок выполнения: на основании данных отчетных документов сгруппировать по категориям выявленные нарушения, оказывающие влияние на формирование бухгалтерской отчетности.

г) Процедура формирования мнения ревизора о тождественности и достоверности показателей в бухгалтерской отчетности.

Порядок выполнения: сформулировать краткие выводы по проведенной проверки (краткое изложение по учету и отчетности данного объекта проверки), оформить рабочий документ.


Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : НОРМА ИНФРА, 2007.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : ПРИОР, 2007.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М. : Информэкспо, 2007 г. – 200 с.

4. О бухгалтерском учете : федер. закон РФ от 21 ноября 1996 г., № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июля 1998г.).

5. Белобжецкий И. А. Ревизия и контроль в промышленности. – М. : Финансы и статистика, 2006.

6. Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. – М. : Финансы и статистика, 2006.

Контроль и ревизия : учеб. пособие / под ред. М. Ф. Овсийчук. – М. : КНОРУС, 2005.

8. Маренков Н. Л. Практика контроля и ревизии : учеб. пособие / Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова. – М. : КНОРУС, 2005.

9. Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль : учеб. пособие / под ред. М. В. Мельник. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.

10. Носова С. С. Экономический контроль: Сущность и формы проявления. – М. : Экономика, 2006.

11. Терехов А. А., Терехов М. А. Контроль и аудит: основные методические приемы и технологии. – М. : Финансы и статистика, 2006.

12.Федотова Е. С. Контроль и ревизия : учеб.-метод. комплекс. – М. : Экзамен, 2004.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.