Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Анализ финансового состояния предприятия 43

1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ

Цель и сущность анализа. Важнейшее средство оценки финан­совых результатов и финансового положения предприятия в про­шлом и настоящем — это анализ финансовых отчетов и бюдже­тов. Нефинансовые факторы, такие как стиль руководства пред­приятием, его история, помогают определить направление и глубину анализа. Систематическое рассмотрение и оценка инфор­мации для получения достоверных выводов относительно прошло­го состояния предприятия с целью предвидения его жизнеспособ­ности в будущем являются важным моментом для успешного ана­лиза финансовых отчетов. Такой подход позволяет установить существенные характеристики, которые определяют вероятность успеха или банкротства предприятия, а именно:

финансовая структура — активы, принадлежащие пред­приятию, и обязательства, которые оно на себя взяло для при­обретения и поддержания этих активов, в том числе способ­ность реализовать планируемые и не планируемые изменения;

операционный цикл — стадии, которые проходит предпри­ятие, для того чтобы его товары или услуги попали на рынок;

тенденции и сравнительная эффективность — направление развития предприятия путем сопоставления финансовых ре­зультатов за ряд лет и с другими предприятиями отрасли ана­логичных размеров.

Технический и содержательный анализ. Аналитики оценивают имеющуюся у них информацию с помощью методов, основанных на логических и учетных принципах. Выполняются технические операции, включающие расчет коэффициентов, преобразование информации для установления ее достоверности, оценки деятель­ности предприятия в целом, сопоставление статистических дан­ных с данными других предприятий и прогнозирование будущих хозяйственных результатов.

Однако главное в анализе финансовых отчетов — это понять и правильно интерпретировать результаты технической обработки данных. Для этого необходимо принимать во внимание информа­цию, относящуюся к:

1) владельцам предприятия;

2) его руковод­ству;

3) видам деятельности;

4) его конкурентам и рынкам, на которых оно работает;

5) его расходам;

6) характеристике отрас­ли;

7) положению предприятия в отрасли;

8) соответствующим законодательным нормативам;

9) чувствительности предприятия к неблагоприятным изменениям в экономике, демографических тенденциях и вкусах потребителей.

Совокупность полученной информации позволяет аналитику прийти к обоснованному выводу относительно риска, связанного с предприятием.

Анализ риска. Анализ финансовых отчетов — это одно из мероприятий, необходимых для принятия кредитного или инве­стиционного решения, это оценка риска того, что предприятие не сумеет погасить ссуды в соответствии с договоренностью или не обеспечит рост котировок своих акций.

Для оценки риска важно выяснить, сбалансированы ли силь­ные и слабые финансовые стороны деятельности предприятия. Если сильные стороны значительно перевешивают слабые сторо­ны, если это компенсирует очевидную неопределенность, то вза­имодействие с таким предприятием сопряжено с допустимым риском. Такая концепция выражается следующим образом:

(Сильные стороны — Слабые стороны) > Неопределенность = Приемлемый риск.

Некоторые источники риска, обязательно изучающиеся в про­цессе анализа финансовых отчетов, включают:

ликвидность — способность предприятия: а) быстро реаги­ровать на неожиданные финансовые проблемы и возможности; б) увеличивать активы при росте объема продаж; в) возвращать краткосрочные долги путем обычного превращения активов в де­нежные средства;

движение денежных средств — накопление денег для дол­госрочных целей, например для замены основных средств, чис­того увеличения текущих активов и погашения долгосрочных ссуд;

операционную прибыль — доказательство успешной деятель­ности, достаточное, чтобы убедить инвесторов в жизнеспособно­сти и росте предприятия в будущем;

степень задолженности (леверидж) — масштабы задол­женности как источника средств, используемых предприятием, ссуды в сопоставлении с собственным капиталом и колебаниями в движении денежных средств.


2. ПОДГОТОВКА И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ

Приведение отчетов в форму, принятую для проведения ана­лиза конкретной организацией, органом или аналитиком, а так­же, по возможности, для получения дополнительных данных, называется развертыванием отчетов. В сущности, развертывание от­четности — это процесс, с помощью которого информация из финансовых отчетов переносится в аналитические таблицы. Ана­литики используют различные формы аналитических таблиц для отчетов о прибылях и убытках, бухгалтерских балансов и отчетов о движении денежных средств. Использование таких таблиц по­зволяет аналитику проследить данные за ряд лет, выявить тенден­ции, сделать сопоставления.

Участие руководителей в формировании отчетов. Возможность самому подготовить отчет о своей работе ведет к труднопреодо­лимым субъективным оценкам. Поэтому в ходе анализа финан­совых отчетов аналитик должен иметь в виду, что они рассмат­ривают отчеты руководства, а бухгалтеры принимали в их под­готовке участие постольку, поскольку эти отчеты должны отвечать нормативным требованиям. При подготовке отчетов компетент­ные менеджеры располагают путями, благодаря которым отчеты могут выглядеть так, как они того захотят.

Аудит. Аудиторы проверяют финансовые отчеты с целью удостовериться, соответствуют ли они принципам учета и отчетно­сти, установленным нормативными требованиями. Поэтому резуль­таты аудита можно определить как «приемлемые», а не «точные», что предпочли бы аналитики. Отказ аудитора от заключения озна­чает чаще всего, что из-за неопределенности будущего, которую невозможно исключить, либо последствий, которые невозможно оценить, аудиторы не могут дать заключения. Это означает, что аудиторы сами не подвергли данные предприятия независимой проверке, которая является важной частью любого аудита. Отри­цательное заключение аудитора свидетельствует о том, что отчеты неправильно отражают финансовое состояние или результаты дея­тельности согласно действующим нормативным требованиям.

На многих предприятиях финансовые отчеты не составляются внешними бухгалтерами или бухгалтерскими фирмами. Отчеты готовят сами предприятия на основе учетных данных, не про­шедших независимой проверки. Поэтому перед аналитиком мо­гут встать следующие вопросы:

- Насколько опытен или компетентен составитель фи­нансового отчета?

- Насколько достоверной и полной является финансовая до­кументация?

- Все ли обязательства выывлены и учтены?

- Насколько независим составитель отчета? Является ли он постоянным служащим предприятия?

- Может ли составитель отчета быть объективным в отноше­нии стоимости запасов или надежности дебиторской задолжен­ности?

- Может ли оказать на него нежелательное влияние владелец, руководитель предприятия?



3. СТАДИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ

Анализ бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс — это финансовая картина предприятия на определенный момент вре­мени, обычно на последний день финансового года. Базовую структуру баланса можно представить в виде простого уравнения:

Активы = Обязательства + Собственный капитал.

Анализ бухгалтерского баланса предполагает оценку активов предприятия, далее — его обязательств (долгов) и разности меж­ду ними — его собственного капитала.

Анализ отчета о доходах. Затем анализируется отчет о дохо­дах — его именуют также отчетом о прибылях и убытках или от­четом о прибыли. Анализ этого источника информации о предпри­ятии начинают с общих поступлений (или объема продаж); далее рассматривают различные издержки и, наконец, чистую прибыль (или убытки) за данный период. Задача аналитика — проанали­зировать чистую прибыль или чистый доход, оценить имущество и другие активы, созданные предприятием за данный период. Ана­лиз включает рассмотрение достоверности и качества поступле­ний, правильность отражения затрат.

Анализ отчета о движении денежных средств. Это третий важ­нейший финансовый отчет, подлежащий анализу. Из названия отчета следует, что эта модель хозяйственных операций предпри­ятия показывает, как оно получает и использует свои денежные ресурсы без учета начисленных, но невыплаченных (или неполу­ченных) сумм. Отчет о движении денежный средств отражает при­ток и отток денежных средств, подразделяемых на операционные фонды, инвестиционные фонды и финансовые операции. Как и отчет о доходах, этот документ отражает динамику движения средств, обычно за хозяйственный год.

Анализ финансовых коэффициентов. Коэффициенты — это наи­более известный и широко применяемый инструмент анализа финансовой отчетности, но инструмент, который более всего пе­реоценивается и которым чаще всего злоупотребляют. Коэффици­енты позволяют изучить зависимости между различными состав­ными частями финансовых отчетов, например активами и обяза­тельствами или затратами и поступлениями, а также их динамику. Коэффициенты рассчитать легко, но их правильное истолкование может быть проблематично. Специальные коэффициенты, ис­пользуемые в конкретных случаях, могут меняться. Некоторые группы коэффициентов отражают следующие главные аспекты деятельности предприятия и должны рассматриваться в обязатель­ном порядке:

- коэффициенты ликвидности;

- степень задолженности (леверидж) и платежеспособность;

- коэффициент прибыльности и рентабельности;

- рыночная активность.

Анализ тенденций и отраслевые сопоставления. Это два важных и широко используемых аналитических метода. При анализе тен­денций сопоставляют информацию за сравнимые периоды или на сопоставимые даты для одного и того же предприятия. Анализ тенденций используется для изучения благоприятных или неблагоприятных хозяйственных изменений в том виде, в каком они отражаются в доходах, расходах, активах и обязательствах.

Отраслевые сопоставления производятся путем сравнительного анализа. При сравнительном анализе сопоставляют коэффициенты и другую финансовую информацию, относящиеся, по меньшей мере, к двум предприятиям, желательно одинакового размера и одной от­расли. Это позволяет аналитику сравнить эффективность работы этих предприятий. Используя анализ годовых отчетов, можно срав­нить предприятие со многими другими предприятиями и получить статистические выводы.


4. ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ

Проблема достоверности анализа. Возможности анализа финан­совой отчетности ограничены. Во-первых, его успех зависит от достоверности и полноты анализируемой информации. Во-вторых, даже при наличии безоговорочного аудиторского заключения ана­лиз финансовой отчетности — это не точная наука, на основе ко­торой можно прийти к абсолютно верным выводам. Будущее все­гда сопряжено с неопределенностью, и поэтому анализ отчетов больше подходит для формирования вопросов и качественной оценки возможностей предприятия, чем для получения однознач­ных окончательных ответов.

Методы бухгалтерского учета и предоставления финансовой информации в настоящее время не полностью отражают современ­ную экономическую реальность — немало видов инвестиций в не­материальные активы рассматриваются под давлением налоговых систем как текущие издержки. Кроме того, несмотря на регла­ментацию различными нормативными актами, призванными об­легчить сопоставимость данных отчетов, при составлении финан­совых отчетов в рамках принятой предприятием учетной полити­ки возможны многообразные учетные методы.

Например, финансовые отчеты можно составлять на базе при­тока денежных средств или учета на основе принципа начисления, когда запись операций в бухгалтерских книгах происходит с мо­мента совершения сделки. Другими примерами могут служить возможность использовать методы оценки запасов ЛИФО («пос­ледним поступил, первым выбыл») или ФИФО («первым посту­пил, первым выбыл»), а также возможность применять ускорен­ную или линейную амортизацию основных средств. Различия в методах способны затруднить точные сопоставления даже между предприятиями одной отрасли.

Финансовое состояние. При оценке финансового положения предприятия, прежде всего, интересуются активами (чем владеет предприятие), обязательствами (его долгами) и собственным ка­питалом (вложениями собственников). При этом может возни­кать ряд обстоятельств.

Во-первых, активы обычно отражаются по исторически досто­верной (фактической) стоимости, рыночной цене в момент приоб­ретения. В периоды инфляции или дефляции учет активов по фактической стоимости может привести к расхождениям между учетной ценностью и текущей ценностью в реальных экономи­ческих условиях.

Во-вторых, понятие ликвидности означает способность пред­приятия быстро превратить актив в денежные средства (по рыноч­ной или близкой к ней цене) или то, как скоро обязательство сле­дует погасить. Любой вид актива, который можно превратить в денежные средства в пределах нормального операционного цик­ла предприятия, называется текущим (оборотным) активом. К сожалению, определение текущего статуса не базируется пос­ледовательно на операционном цикле; к текущим активам отно­сят большинство активов и обязательств, которые можно превра­тить в денежные средства или которые подлежат уплате в преде­лах года. Это различие ведет к тому, что текущий статус активов и обязательств в финансовых отчетах подлежит интерпретации, что в некоторых отраслях порождает серьезные проблемы.

У большинства предприятий операционные циклы составляют меньше одного года, что осложняет работу аналитика, поскольку текущее состояние анализируется с точки зрения соотношения текущих активов и текущих пассивов. Разность между ними об­разует чистый оборотный капитал.

В-третьих, собственный капитал можно рассматривать двояко:

- с учетной точки зрения — первоначальное и последующие вложения собственника и весь чистый доход, не распределенный на предприятии с момента его образования;

- с финансовой точки зрения — как разность между стоимос­тью активов и долевыми обязательствами.

Последнее определение требует от аналитиков знания рыноч­ной стоимости активов для оценки потенциального дохода, кото­рый способны принести те или иные активы предприятия.

Непрерывность функционирования. Это понятие предполагает, что предприятие функционирует в его нынешней форме в тече­ние периода, достаточного для того, чтобы использовать свои ак­тивы по их прямому назначению и погасить долги в рамках нор­мальной деятельности. Это понятие известно также как концепция действующего предприятия.

Если предприятие не подпадает под такое определение, пе­ред аналитиком встают практические проблемы: нужно опреде­лить, достоверна ли оценка активов фирмы в финансовой доку­ментации, если нет, то не завышен ли собственный капитал. Если предприятие терпит банкротство, активы, возможно, при­дется ликвидировать с единственной целью — немедленно по­гасить задолженность; такие обстоятельства приведут к тому, что результат будет значительно ниже стоимости, указанной в фи­нансовых отчетах.

Полнота информации. Некоторая важная информация отсут­ствует в финансовых отчетах. Например, перечень невыполненных заказов или контрактов на поставки может иметь важное значе­ние, и лишь опытный аналитик, хорошо знающий предприятие, может получить такую информацию. Например, предприятие, производящее разнообразную продукцию, показывает в отчете о доходах только общую сумму продаж. Аналитику же может потре­боваться разбивка продаж и издержек по видам продукции или географическим районам.


5. МЕТОД ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Финансовые коэффициенты применяются для анализа финан­сового состояния предприятия и представляют собой относитель­ные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибы­лях и убытках. Применение финансовых коэффициентов основа­но на теории, предполагающей существование определенных со­отношений между отдельными статьями отчетности.

Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отрас­левых особенностей предприятий, а также их размеров, оценивае­мых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимос­тью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, могут влиять общее состояние экономики, фаза эконо­мического цикла.

Для расчета финансовых коэффициентов финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную аналити­ком форму, называемую аналитической.

Проблема применения метода финансовых коэффициентов. В рос­сийской практике эта проблема состоит в том, что отечественные нормативы бухгалтерского учета и финансовой отчетности пока не полностью соответствуют требованиям международных стандартов, выработанных на основе многолетней практики субъектов рыноч­ной экономики в развитых странах. Это создает определенные труд­ности очистки и реконструкции отчетности в процессе приведения ее в аналитическую форму. Кроме того, статистические данные о финансовых показателях российских предприятий по отраслям и размерам предприятий пока крайне скудны.

Для анализа используют более сотни различных финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.

Преимущества метода коэффициентов. Этот метод:

1) позволяет получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;

2) отличается простотой и оперативностью;

3) позво­ляет выявить тенденции в изменении финансового положения пред­приятия;

4) предоставляет возможность оценить финансовое поло­жение исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий; 5) устраняет искажающее влияние инфляции.

Среди аналитиков нет единого мнения относительно состава, классификации и даже названий коэффициентов, так что отнесе­ние некоторых коэффициентов к той или иной группе достаточ­но условно. Далее рассмотрены наиболее часто употребляемые на практике показатели.

6. ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ

Ликвидность характеризует способность предприятия вы­полнять свои краткосрочные (текущие) обязательства за счет своих текущих (оборотных) активов. Предприятие считается ликвид­ным, если его текущие активы превышают текущие обязательства:

Текущие активы > Текущие обязательства.

Необходимым условием ликвидности является положительная величина чистого оборотного капитала — суммы превышения обо­ротных активов над краткосрочными обязательствами (пассива­ми). Ориентировочно она должна превышать 1/2 суммы текущих активов. На практике используются следующие коэффициенты:

Коэффициент общей ликвидности — это отношение текущих активов к текущим обязательствам:

Текущие активы / Текущие обязательства.

Коэффициент, иначе называемый коэффициентом текущей ликвидности, показывает, в какой степени текущие обязательства, иначе называемые краткосрочными пассивами, покрываются те­кущими, или оборотными, активами. Он показывает, сколько де­нежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Низкий уровень ликвидности мо­жет свидетельствовать о затруднениях в сбыте продукции, о пло­хой организации снабжения и других проблемах предприятия.

Коэффициент, равный 3,0 и более, означает высокую степень ликвидности и благоприятные условия для кредиторов и инвес­торов. Вместе с тем это может означать, что предприятие имеет больше средств, чем может эффективно использовать, что влечет за собой ухудшение эффективности использования всех видов активов. Коэффициент, равный 2,0, теоретически считается нор­мальным, однако для различных отраслей он может колебаться от 1,2 до 2,5.

Коэффициент срочной ликвидности — это отношение легко­реализуемых ликвидных активов к текущим обязательствам:

(Текущие активы — Материальные запасы) / Текущие обязательства.

Этот коэффициент иногда называют быстрым, он определяет способность предприятия выполнять свои текущие обязательства за счет быстрой продажи ликвидных активов. При равном пока­зателе общей ликвидности у двух предприятий финансовое поло­жение предпочтительней будет у того из них, кто имеет более высокую долю денежных средств и ценных бумаг в текущих ак­тивах. Предпочтительной считают величину коэффициента рав­ную 1, допустимой — величину 0,7-1,0. На практике во мно­гих отраслях он значительно ниже, поэтому его следует сравни­вать с отраслевыми нормами.

Высокое значение коэффициента срочной ликвидности явля­ется показателем низкого финансового риска и хороших возмож­ностей для привлечения дополнительных средств со стороны. Некоторые аналитики для измерения данного коэффициента предпочитают использовать следующую формулу:

(Денежные средства + Ценные бумаги) / Текущие обязательства.

Первая формула представляет больший интерес для банков и других кредитных учреждений, вторая — для поставщиков дан­ного предприятия.

Коэффициент абсолютной ликвидности — это отношение абсолютно ликвидных активов к краткосрочным обязательствам:

Денежные средства / Текущие обязательства.

Этот коэффициент характеризует способность предприятия выполнить свои текущие обязательства из абсолютно ликвидных активов, показывает ту часть текущих обязательств, которая мо­жет быть немедленно погашена. Теоретически нормальное значе­ние составляет 0,2- 0,3.

Отношение товарных запасов к текущим активам:

Товарные запасы / Текущие активы.

Показывает долю товарных запасов в текущих активах, удель­ный вес их наименее ликвидной части.

Коэффициент амортизации — это отношение суммы накоп­ленной амортизации к первоначальной сумме долгосрочных ак­тивов:

Амортизация / Долгосрочные активы.

Коэффициент показывает долю долгосрочных активов, уже превратившихся в ликвидную форму.


7. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

Платежеспособность — это способность предприятия выполнять свои внешние краткосрочные и долгосрочные обязательства за счет активов. С помощью этих показателей оценивают финансовый риск, вероятность банкротства. Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства:

Общие активы > Внешние обязательства.

Таким образом, чем больше общие активы превышают внешние обязательства, тем выше степень платежеспособности.

Для измерения платежеспособности используют ряд показателей.

Коэффициент общей платежеспособности, или коэффициент автономии, — отношение собственного капитала к итогу баланса:

Собственный капитал / Итог баланса.

Этот показатель отражает долю собственных средств в пасси­вах предприятия и представляет интерес, как для собственников, так и для кредиторов. Считается, что доля собственных средств в пассивах должна превышать долю заемных средств. Высокий ко­эффициент автономии сокращает финансовый риск и дает воз­можность привлекать дополнительные средства со стороны. Но слишком большая величина может свидетельствовать и о неуме­нии привлекать кредитные ресурсы. Изменения коэффициента могут свидетельствовать о расширении или сокращении деятель­ности предприятия. Предпочтительная величина коэффициента для промышленности — 0,5, или 50% и более.

Коэффициент соотношения заемных и собственны1х средств — отношение собственных средств к внешним обязательствам:

Собственный капитал / Внешние обязательства.

Некоторые теоретики нормальным считают величину коэффи­циента, равную 2,0, при которой 33% финансирования осуществ­ляется из заемных средств. На практике для промышленности достаточна величина, равная 1,0.

Отношение собственны1х средств к долгосрочным обязательствам:

Собственный капитал / Долгосрочные обязательства.

Приведенные коэффициенты платежеспособности объединяют в группу показателей самофинансирования. Напомним, что источ­ники самофинансирования предприятия — нераспределенная прибыль и амортизация.

Коэффициент уровня возврата долгосрочны1х обязательств — это отношение операционной прибыли (прибыли от основной деятельности) к сумме выплачиваемых за год процентов:

Операционная прибыль / Выплачиваемые проценты.

В основу исчисления этого коэффициента положено предпо­ложение о том, что операционная прибыль, т.е. доход от реализа­ции за вычетом переменных и постоянных издержек до оплаты процентов и налогов, может служить основным источником оплаты долгов. Чем больше значение коэффициента, тем более платежеспособно предприятие.

Коэффициент маневренности — отношение разности между собственными средствами и долгосрочными активами к величи­не собственных средств:

(Собственный капитал — Долгосрочные активы) / Собственный капитал.

Коэффициент маневренности показывает, какая доля собствен­ных средств находится в мобильной форме, которая позволяет свободно манипулировать ими, увеличивая закупки, изменяя номенклатуру продукции. Высокая величина коэффициента ослабляет опасность, связанную с быстро устаревающими маши­нами и оборудованием. Считают, что оптимальная величина это­го показателя может приближаться к 0,5 (50%).

Доля собственных средств в долгосрочных активах — отно­шение долгосрочных активов к собственному капиталу:

Долгосрочные активы / Собственный капитал.

Коэффициент показывает, какая часть собственных средств направлена на финансирование долгосрочных активов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — отношение разности между собственными средства­ми и долгосрочными активами к оборотным активам:

(Собственный капитал — Долгосрочные активы) : : Оборотные активы.

Этот коэффициент служит для измерения степени обеспечен­ности собственными оборотными средствами. Для промышленно­сти предпочтительна величина не менее 0,1 (10%).

Коэффициент обеспеченности товарных запасов собственны­ми средствами — отношение разности между собственными сред­ствами и долгосрочными активами к товарным запасам:

Собственный капитал — Долгосрочные активы) / Товарные запасы.

Этот коэффициент служит для измерения степени обеспе­ченности товарных запасов собственными средствами. Пред­почтительная величина — 0,6-0,8.


8. ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Коэффициенты прибыльности и рентабельности могут быть объединены в следующие группы:

1) показатели прибыльности продаж, исчисляемые как отношение соответствующих видов при­были к объему реализованной продукции;

2) показатели рента­бельности активов, исчисляемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов;

3) показатели рен­табельности финансовых источников капитала, определяемые как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной груп­пе обязательств.

К первой группе относятся следующие показатели.

Коэффициент валовой прибыли, или, по немецкой термино­логии, коэффициент покрытия. Это отношение разности между объемом продаж товаров и услуг и их стоимостью, равной прямым переменным издержкам, к объему продаж:

(Продажи — Стоимость продукции) / Продажи.

Этот коэффициент показывает долю валовой прибыли, вало­вой маржи, валового покрытия в объеме продаж и является од­ним из наиболее важных для менеджеров предприятия. Он позво­ляет определить величину, которая остается после вычета из се­бестоимости реализованной продукции переменных издержек на покрытие других видов издержек — операционных, т.е. постоянных издержек, налогов, процентов за кредит, и получение прибыли. Напомним, что деление расходов на переменные и постоянные лежит в основе определения запаса финансовой устойчивости пред­приятия и его порога рентабельности.

Коэффициент операционной прибыли (операционной маржи) — это отношение операционной прибыли, т.е. прибыли от основной деятельности, к объему продаж:

Операционная прибыль / Продажи.

Этот коэффициент показывает величину операционных расхо­дов, приходящуюся на одну денежную единицу продаж.

Рентабельность продаж — отношение чистой прибыли к продажам:

Чистая прибыль / Сумма продаж.

Коэффициент показывает величину чистого дохода, получен­ного предприятием на рубль реализованной продукции.

Вторая группа показателей характеризует рентабельность акти­вов (общих, текущих и долгосрочных) по отношению к различ­ным видам прибыли. Наиболее часто для оценки рентабельности активов используют данные о чистой прибыли.

Рентабельность активов — отношение чистой прибыли к активам:

Чистая прибыль / Сумма активов.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли получено на рубль активов. Если рентабельность активов меньше процентной ставки за долгосрочные кредиты, то предприятие нельзя считать благополучным.

Рентабельность текущих активов — отношение чистой при­были к величине текущих активов:

Чистая прибыль / Текущие активы.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли по­лучено на рубль текущих активов — оборотных средств.

Рентабельность долгосрочных активов — отношение чистой прибыли к долгосрочным активам:

Чистая прибыль / Долгосрочные активы.

Коэффициент показывает, сколько рублей чистой прибыли по­лучено на рубль долгосрочных — внеоборотных активов.

Третья группа коэффициентов характеризует степень доходно­сти средств, вложенных в предприятие.

Рентабельность общих инвестиций — отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосроч­ным обязательствам к общим инвестициям — долгосрочным обя­зательствам и собственному капиталу:

(Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты) / (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал).

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовались инвестированные средства, какой доход получает предприятие на рубль инвестированных средств. Он косвенно ха­рактеризует эффективность управления инвестированными сред­ствами, опыт, компетенцию руководства.

Рентабельность собственного капитала — отношение чис­той прибыли к собственному капиталу:

Чистая прибыль / Собственный капитал.

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал. Он особенно важен для ак­ционеров, так как может оказывать влияние на котировки акций на фондовой бирже.

Коэффициент прибыли на долгосрочные обязательства — отношение чистой прибыли к долгосрочным обязательствам:

Чистая прибыль / Долгосрочные обязательства.

Этот коэффициент косвенно показывает возможности погаше­ния долгосрочных кредитов. Его следует сравнивать со ставками процентов за кредиты.


9. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВА­НИЯ ФОНДОВ

В эту группу коэффициентов входят показатели оборачиваемо­сти и фондоотдачи. Показатели оборачиваемости характеризуют скорость превращения различных средств в денежную форму.

Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных за­пасов — это отношение суммы продаж к сумме товарно-мате­риальных запасов:

Продажи / Товарно-материальные запасы.

Коэффициент показывает количество оборотов, совершаемых товарно-материальными запасами в год.

Высокий коэффициент считается признаком финансового бла­гополучия, так как хорошая оборачиваемость способствует полу­чению более высоких доходов. Но значительное превышение сред­неотраслевых норм может означать рост риска, связанного с не­хваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться при­знаком недостатка свободных денежных средств и сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Нормативная величина коэффициента может колебаться для различных отрас­лей от 4 до 8.

Нередко этот показатель определяется как длительность обо­рота в днях:

(Материальные запасы х 365) / Продажи.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженнос­ти — отношение суммы продаж к сумме дебиторской задолжен­ности (за минусом резервов на сомнительные позиции):

Продажи / Дебиторская задолженность.

Коэффициент показывает, сколько раз в год дебиторская задол­женность превращалась в денежные средства. Высокие значения этого показателя положительно сказываются на ликвидности и платежеспособности. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:

(Дебиторская задолженность х 365) / Продажи.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской за­долженности — отношение объема продаж к кредиторской за­долженности:

Продажи / Кредиторская задолженность.

Характеризует количество оборотов, которое требуется пред­приятию для оплаты долгов. Этот показатель может определяться как длительность оборота в днях:

(Кредиторская задолженность х 365) / Продажи.

Сравнение величин оборачиваемости дебиторской и кредитор­ской задолженности в днях позволяет сопоставить условия крат­косрочного кредитования предприятием своих клиентов с усло­виями кредитования самого предприятия его поставщиками. Если условия кредитования предприятия лучше, чем те, которые оно предлагает своим клиентам, то предприятие получает источник финансирования за счет разницы во времени между платежами.

Показатели оборачиваемости активов характеризуют их отда­чу, которая выражается следующими коэффициентами:

Коэффициент отношения продаж к общим активам харак­теризует уровень эффективности использования всех активов предприятия. Он показывает, сколько рублей реализованной про­дукции приходится в расчете на рубль стоимости активов пред­приятия.

Коэффициент отношения продаж к оборотному капиталу

(текущим активам) является общим измерителем эффективнос­ти использования текущих активов, так как показывает, сколь­ко реализовано продукции в расчете на рубль текущих активов.

Коэффициент отношения продаж к недвижимому имуществу характеризует уровень эффективности использования основных средств, показывает, сколько реализовано продукции в расчете на рубль стоимости основных средств.

Следует обратить внимание на то, что для получения более точных результатов в расчетах используют средние значения по­казателей за период.


10. ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ АКТИВНОСТИ

Наиболее распространенными из них являются:

Стоимость акции — отношение суммы проданных ак­ций к общему количеству акций, находящихся на руках у ак­ционеров:

Акционерный капитал / Количество проданных акций.

Этот показатель позволяет определить продажную цену акции.

Доход на акцию — отношение чистой прибыли к общему количеству акций, находящихся на руках у акционеров:

Чистая прибыль / Количество проданных акций.

Полученный в результате коэффициент дает представление о величине чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

Дивиденд на акцию — отношение объявленных дивидендов к общему количеству акций, находящихся на руках у акционеров:

Сумма объявленных дивидендов / Количество проданных акций.

Этот коэффициент является одним из наиболее важных для акционеров, так как показывает уровень их дохода.

Цена / доход на акцию — отношение продажной рыночной цены акции к доходу на акцию:

Рыночная цена акции / Доход на одну акцию.

Помимо акционеров этот показатель представляет значитель­ный интерес для менеджеров. Он показывает, сколько согласны платить инвесторы за единицу прибыли на акцию.

Дивиденд / прибыль — отношение суммы выплаченных ди­видендов к величине чистой прибыли:

Сумма объявленных дивидендов / Чистая прибыль.

Высокие значения коэффициентов означают выгодное помеще­ние акционерами средств и хорошие возможности привлечения акционерного капитала.


11. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Интегрированные показатели основаны на эмпирических или теоретических взаимосвязях между коэффициентами различных групп. Можно привести типичные примеры таких показателей.

Формула Уилкокса применяется для приближенной оценки ликвидационной стоимости предприятия:

Ликвидационная стоимость предприятия = Денежные средства + Ценные бумаги + Дебиторская задолженность + Товарные запасы + 0,7 х Расходы будущих периодов + 0,5 х Долгосрочные активы — Внешние обязательства.

Следует иметь в виду, что формула Д. Уилкокса предполагает полную реализацию товарных запасов и дебиторской задолженно­сти, что на практике, как правило, редко осуществимо.

Z-счет Альтмана — эмпирическая оценка возможности бан­кротства, часто используемая американскими аналитиками:

Z = 1,2 х (Чистый оборотный капитал / Общие активы) + 1,4 х (Нераспределенная прибыль / Общие активы) + 3,3 х (Операционная прибыль / Общие активы) + 0,6 х (Рыночная стоимость всех акций / Внешние обязательства) + 1,0 х (Продажи / Общие активы).

Полученное значение сравнивают с данными табл.1.

Таблица 1. Оценка возможности банкротства по Альтману

Значение Z-счета < 1,8 1,81-2,7 2,8-2,9 > 3
Вероятность банкротства Очень высокая Высокая Низкая Очень низкая

Следует отметить, что приведенная эмпирическая оценка воз­можности банкротства получена Е. Альтманом в 1968 г. путем анализа отчетов американских компаний.

Для получения подобных показателей используются методы многомерного статистического анализа.


12. ВЕРТИКАЛЬНЫЙ И ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ


Для вертикального анализа отчетность представляется в виде относительных показателей. Все статьи отчета о прибылях и убыт­ках приводятся в процентах к объему выручки от реализации, ста­тьи баланса — в процентах к итогу баланса, что позволяет анали­зировать их структуру.

Факторной анализ по схеме компании Du Pont основан на за­висимости показателя рентабельности собственного капитала от следующих факторов: рентабельность реализованной продукции, ресурсоотдача и финансовый леверидж.

Взаимосвязь показателей рентабельности активов (Return on Assets, RОА), рентабельности реализованной продукции и ресурсоотдачи выражается формулой компании Du Pont:

RОА = Рентабельность продукции х Ресурсоотдача = (Чистая прибыль / Выручка от реализации) х (Выручка от реализации / Сумма активов).

Повышение рентабельности активов, таким образом, может достигаться за счет повышения, как рентабельности продукции, так и ресурсоотдачи.

Рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE) рассчитывается умножением коэффициента ROA на специальный мультипликатор, характеризующий соотношение собственного капитала и авансированных в деятельность компании средств — финансовый леверидж, или финансовый рычаг:

ROE = ROA х Мультипликатор собственного капитала = (Чистая прибыль / Выручка от реализации) х (Выручка от реализации / Сумма активов) х (Сумма активов / Собственный капитал).

С помощью формул компании Du Pont можно изучать, какое влияние на рентабельность оказывают увеличение цен реализации, изменение ассортимента продукции, выход на новые рынки сбы­та. Для бухгалтеров интерес представляют анализ расходных ста­тей и поиск путей снижения себестоимости продукции. Для фи­нансовых аналитиков интересна роль изменения уровня тех или иных видов активов. Опытный аналитик может построить мно­жество формул факторного анализа, подобных формулам компа­нии Du Pont.


Список литературы


1. Л.Е.Басовский, А.М.Лунева, А.Л.Басовский. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.


2. Л.Т.Гиляровская, Д.В.Лысенко. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2006.


25




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Открытие человека как индивидуальности в эпоху возрождения
Реферат Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников
Реферат Организация торгово технологического процесса на предприятии оптовой торговли
Реферат Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе
Реферат Эффективности производства основных видов продукции растениеводства и животноводства с/х предприятия СПК "Щомыслицы"
Реферат Аналіз та способи підвищення конкурентоспроможності товарів на внутрішньому та зовнішньому ринках (на даних підприємства ресторану "Тернопіль" готельного комплексу "Тернопіль-готель" м. Тернополя)
Реферат French Revolution 2 Essay Research Paper There
Реферат Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г
Реферат Проблема разоружения после Второй мировой войны
Реферат Использование данных топонимики в историко-лингвистических исследованиях
Реферат Особенности японского характера и образа жизни
Реферат "Спорт против наркотиков" Учитель обществознания: Чермошенцева Н. В. Цели
Реферат Character Analysis Jay Gatsby Essay Research Paper
Реферат 1980-е
Реферат Очень разные музеи Москвы