Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета

Содержание





Введение



1. Бухгалтерский и налоговый учет на
предприятии



1.1 Понятие бухгалтерского учёта, его
место и роль в экономике страны



1.2 Понятие метода бухучета и его
взаимосвязь с налоговыми органами



1.3Содержание и задачи налоговых
инспекций



1.4Основные принципы налогообложения



2. Налоговый и бухгалтерский учет.
Проблемы взаимосвязи и перспективы развития



Заключение



Список использованной литературы







Введение





Бухгалтерский
учёт тесно связан с органами налоговой инспекции и налоговой системой в целом.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она
выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства,
определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим,
необходимо, чтобы налоговая система была адаптирована к новым общественным
отношениям, соответствовала мировому опыту.



Говоря о
взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, необходимо отметить
следующее: разрыв между этими двумя видами учета является довольно серьезной
проблемой не только для бухгалтеров-практиков, но и работников налогового
ведомства. Налоговое законодательство должно быть нейтрально по отношению к
бухгалтерскому, т.е. независимо от изменений в бухучете налоговая база должна
оставаться постоянной и рассчитываться исходя из норм, установленных в
налоговых законах.



Однако в
реальной жизни наблюдается обратная ситуация, и вступление в силу новых
бухгалтерских стандартов заставляет изменять методику исчисления налогов. Так,
например, когда вышли ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, регламентирующие учет доходов и
расходов организации, возникла необходимость внесения изменений в нормативные
акты по налогу на прибыль, и пришлось в середине года Департаментом методологии
налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС РФ
подготовить Инструкцию "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
прибыль предприятий и организаций".



Цель
данной работы: проанализировать взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета,
выявить проблемы и перспективы развития.



Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка
использованной литературы. Общий объем работы 14 страниц.







1. Бухгалтерский и налоговый учет на
предприятии



 



1.1 Понятие бухгалтерского учёта, его
место и роль в экономике страны





Бухгалтерский
учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения
информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их
движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех
хозяйственных операций. Объектам бухгалтерского учёта является имущество
организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые
организацией в процессе ее деятельности.



Основными
задачами бухгалтерского учёта являются:



1.
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее
имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской
отчетности - руководителям, участникам и собственникам организации, а также
внешним, т.е. инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской
отчетности.



2.
Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при
осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, а
также за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными
нормами, нормативами и сметами.



3.
Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации
выявление, обеспечение внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой
отчетности.



Характерные
черты бухгалтерского учёта: сплошной порядок отражения операций, его
документальность, что даёт возможность получить точные и обоснованные сведения.



Бухгалтерский
учёт должен вестись на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм
собственности и сферы деятельности. Данные бухгалтерского учёта представляются
в установленные сроки по согласованной системе показателей и по форме,
установленной действующим законодательством.



 



1.2 Понятие метода бухучета и его
взаимосвязь с налоговыми органами





Метод бухгалтерского
учёта обусловлен особенностями его предмета, а также теми задачами, которые
стоят перед ними и теми требованиями, которые предъявляются к бухгалтерскому
учёту.



 Отдельные приёмы и
способы называются элементами метода, к ним можно отнести следующие элементы:
документация, бухгалтерские счета и двойная запись, калькуляцию,
инвентаризацию, бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчётность. Все элементы
метода бухгалтерского учёта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одним из
специфических элементов метода бухгалтерского учёта является бухгалтерский баланс - это обобщённое отражение
средств предприятия, их источников в денежном выражении на определенную дату
(чаще всего баланс составляется на 1-ое число отчётного периода – месяца,
квартала, года, но может составляться и на любую дату). Баланс состоит из 2
частей: актива и пассива.



Затем текущий бухгалтерский учет заканчивается составлением
бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность
- это система показателей финансово-хозяйственной деятельности и имущественного
положения предприятия. Бухгалтерская (финансовая) отчетность имеет большое
значение для внутренних и внешних пользователей.



Внутренние пользователи (руководитель, служащие предприятия)
на основании отчетности производят анализ финансово-хозяйственной деятельности,
ищут резервы по ее совершенствованию, повышению рентабельности, финансовой
устойчивости.



Внешние пользователи используют отчетность предприятия при
заключении договоров для определения платежеспособности предприятия и
ликвидности его имущества. К внешним пользователям относятся инвесторы,
поставщики, кредиторы, банки, налоговые органы и другие. Для того чтобы
правильно составить отчетность МФ РФ утверждает инструкцию о порядке ее
заполнения. В последствии вся составленная отчётность передаётся в налоговые
органы. Потребность в налоговом учёте возникла в связи с тем, что налоговое
законодательство вынуждает использовать показатели, отсутствующие в готовом виде
в системе бухгалтерского учёта, всё это усложняет учёт и соответственно
взаимоотношения с налоговой системой и госбюджетом.



 



1.3
Содержание и задачи налоговых инспекций





Налоги
представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на
удовлетворение государственных потребностей. Они призваны ограничивать
стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной
и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.



Одним
из важных условий стабилизации финансовой системы является обеспечение
устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.



Успешное
соблюдение этих условий определяется единой системой контроля за правовыми
нормами налогового законодательства, правильности исчисления, полнотой и своевременным
поступлением налогов в бюджетную систему и платежи во внебюджетные фонды.



Сущность
контроля означает «проверка», а также «наблюдение» с целью проверки. С целью
контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и
эффективности задачи, а также законность операций, действия и привлечения к
ответственности налогоплательщиков.



Таким
образом, контроль направлен на соблюдение налогового законодательства
налогоплательщиками. Этот контроль осуществляется налоговыми органами в
различных формах:



1.
Налоговая проверка, а также проверка данных учета и отчетности.



2.
Постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах.



3.
Получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчисление
и уплатой налогов.



4
.Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).



Контрольная
работа налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты предусмотренных
законодательством налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в
налоговых органах.



 



1.4
Основные принципы налогообложения





В
налогообложении предпринимателей встречается не мало проблем, но важно
определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для
налогообложения любой страны и заключаются в следующем:



1.
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть
прогрессивным.



2.
Налогообложение доходов носило однократный характер.



3.
Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у
налогоплательщика в неизбежности платежа.



4.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.



5.
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся
общественно-политическим потребностям.



6.
Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть
эффективным инструментом государственной экономической политики.



Этими
принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой
системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.



Ключевым
звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста,
обеспечения цивилизованного уровня жизни граждан является создание эффективно
работающей налоговой системы.







2.
Налоговый и бухгалтерский учет



 



Проблемы взаимосвязи и
перспективы развития



Многочисленные авторы, а
также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом учете
существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним
систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный
закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и
в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве
отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как
дополняющей последний.



На мой взгляд, проблема
состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и
предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально
и требует дополнительных временных и материальных затрат.



Для начала необходимо
отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:



1)  обязательность ведения: бухгалтерский
учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый – Налоговым кодексом РФ
(гл.25);



2)  используемые измерители – денежное
выражение (рубли);



3)  объект учета – организация в целом
(если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные
операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода);



4)  периодичность составления в
предоставлении отчетности;



5)  обязательное документальное
подтверждение всех хозяйственных операций;



6)  «исторический» характер, т.е.
отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов;



7)  пользователи информации как
внутренние, так и внешние.



Цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые –
формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних
пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.



 



Основные различия между бухгалтерским и налоговым
учетом







































































































Бухгалтерский учет Налоговый учет
Вариант Основание Вариант Основание
Способ (метод) начисления
амортизации объектов основных средств

Линейный способ



Способ уменьшаемого остатка



Способ списания стоимости по сумме
чисел лет срока использования



Способ списания стоимости
пропорционально объему продукции (работ)



Применение одного из способов
начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств
производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих
в эту группу.


п. 18 ПБУ 6/01

Линейный метод



Нелинейный метод (кроме объектов
основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы)



Выбранный метод начисления
амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления
амортизации по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении
объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации,
определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.


п.1-5 ст.259 НК РФ
Порядок учета затрат на ремонт
объектов основных средств

Сразу включается в себестоимость
продукции, товаров, работ, услуг.



Предварительно учитываются в
составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в себестоимость
продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени
(квартал, полугодие, год)



Учитываются в составе предстоящих
расходов, образуя при этом ремонтный фонд.



п.26, 27 ПБУ 6/01


План счетов, п.72 Положения по
ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ



Признаются в размере фактических
затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.



Учитываются в составе резерва
предстоящих расходов на их ремонт


п.1, 3 ст.260, п.2, ст.324 НК РФ
Способ (метод) оценки
материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином
выбытии, а также на конец отчетного периода

По себестоимости каждой единицы:


-включая все расходы, связанные с
приобретением запаса


-включая только стоимость запаса по
договорной цене (упрощенный вариант)



По средней себестоимости



По каждой группе (виду)
материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется
один способ оценки. Для 2-4 способов существуют следующие варианты:


по взвешенной оценке,


по скользящей оценке.


п.16, 21, 22, ПБУ 5/01 п.73-78
Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов

По стоимости единицы запасов (товаров)



По средней стоимости



ФИФО



ЛИФО


п.8 ст.254, подп.3 п.1 ст.268 НК РФ
Порядок признания (списания)
управленческих расходов (общехозяйственных расходов)

Признаются полностью в
себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве
расходов по обычным видам деятельности



Признаются частично в себестоимости
проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по
обычным видам деятельности


п.9 ПБУ 10/99

Отсутствует вариантность способа



Управленческие расходы (косвенные
расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме
относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода


п.2 ст. 318 НК РФ
Продолжение таблицы
Порядок признания (списания)
коммерческих расходов (расходов на продажу)

Признаются полностью в
себестоимости проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве
расходов по обычным видам деятельности



Признаются частично в себестоимости
проданных в отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по
обычным видам деятельности


п.9 ПБУ 10/99

Отсутствует вариантность способа


Для организаций, не осуществляющих
торговую деятельность


Коммерческие расходы,
осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам
текущего отчетного периода.



Для организаций, осуществляющих
торговую деятельность


Коммерческие расходы,
осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего
месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся к остаткам
товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы не
включаются в цену приобретения товаров)


п.2 ст.318, ст.320 НК РФ
Порядок отражения в учете
незавершенного производства

В массовом и серийном производстве:


по фактической производственной себестоимости,


по нормативной (плановой)
производственной себестоимости,


по прямым статьям затрат,


по стоимости сырья, материалов и
полуфабрикатов



При единичном производстве
продукции:


по фактически произведенным затратам


п.64 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

Отсутствует вариантность способа


Для организаций, у которых
производство связано с обработкой и переработкой сырья.
Сумма прямых расходов
распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей
доле таких остатков в исходном сырье, за минусом технологических потерь.



Для организаций, у которых
производство связано с выполнением работ (оказанием услуг).
Сумма прямых расходов
распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально
доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца)
заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в
течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг)



Для прочих организаций. Сумма прямых расходов
распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле
прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.


Оценка остатков незавершенного
производства на конец текущего месяца производится на основании данных
первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном
выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим
производственным подразделениям) организации и данных налогового учета о
сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.


п.1 ст319 НК РФ
Продолжение таблицы
Порядок отражения в учете готовой
продукции

По фактической производственной
себестоимости – в единичном и мелкосерийном производстве, а также в массовом
производстве с небольшой номенклатурой готовой продукции.



По нормативной (плановой)
производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям затрат) – в
массовом и серийном производстве с большой номенклатурой готовой продукции.



По договорным ценам – при
стабильности таких цен



По другим видам цен


п.59 Положения по ведению бухучета
и бухгалтерской отчетности в РФ, План счетов, п.203-205 Методических указаний
по бухучету материально-производственных запасов

Отсутствует вариантность способа



Оценка остатков готовой продукции
на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых
затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца,
увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в
текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток
незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на
отгруженную в текущем месяце продукцию.



Оценка остатков готовой продукции
на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на
основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках
готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых
расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых
расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.



п.2 ст.319 НК РФ
Порядок отражения в учете
отгруженной продукции (сданных работ, оказанных услуг)

По фактической полной себестоимости



По нормативной (плановой) полной
себестоимости



В полную себестоимость наряду с
производственной себестоимостью включаются затраты, связанные с реализацией
(сбытом) продукции, работ, услуг и возмещаемые договорной (контрактной)
ценой.


п.61 Положения по ведению бухучета
и бухгалтерской отчетности в РФ

Оценка остатков отгруженной, но
нереализованной на конец текущего месяца продукции определяется
налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на
остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего
месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную
продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на
остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на
реализованную в текущем месяце продукцию.



Оценка остатков готовой продукции
на складе на конец текущего месяца проводится налогоплательщиком на основании
данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой
продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов,
осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов,
относящуюся к остаткам незавершенного производства.


п.3 ст.319 НК РФ




Как можно увидеть в
таблице, далеко не тождественны определения в бухгалтерском и налоговом учете
первоначальная стоимость активов, а также существенно отличаются друг от друга
понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)»,
используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только
не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и
невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.



Возьмем, к примеру, оценку остатков незавершенного
производства. Конкретный, понятный, а главное, экономически обоснованный
алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства
отсутствует и в новой редакции гл.25 НК РФ, представленной Федеральным законом
от 25.05.02 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ».
Отсутствует и точное определение нормативной себестоимости. Таким образом,
применение способов оценки остатков незавершенного производства для целей
налогового учета на практике весьма проблематично.



Как было показано выше, существует масса разногласий
между налоговым и бухгалтерским учетом, что создает огромное количество проблем
финансовым службам предприятия. Но пути решения есть.



Конечно, на предприятии в структуре финансово-бухгалтерской
службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового
учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской
службы. Но в целом, взаимодействие двух систем учета нерационально уже потому,
что реализация этого варианта на практике обязательно приведет к дополнительным
расходам.



Другой выход из ситуации – максимальное сближение
налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая
методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее
рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида
учета.







Заключение





Таким
образом, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот и так
далее, несомненно, играет отрицательную роль, а так же препятствует
инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой
системы на сегодняшний день – главная проблема налогообложения. Жизнь показала
несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы:
обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую
базу и уменьшая налоговую массу.



Взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым
правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К
сожалению в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм
налогового законодательства над нормами иных отраслей права.



Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного
состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию
создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия
на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше
нарушить».









Список использованной литературы



 



1. 
Налоговый кодекс
РФ (с изм. и доп.).



2. 
Положения по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
приказ Минфина России от 29.07.98 №34н (с изм).



3. 
Бухгалтерский и
налоговый учет: проблемы взаимодействия // Бухгалтерский учет. - 2002. - №13.



4. 
Комментарий к
новому плану счетов бухгалтерского учета / Под. ред. А.С.Бакаева. - М: ИПБ -
Бинфа, 2001.



5. 
Кондраков Н.П.
Бухгалтерский учет. Учебное пособие / Н.П.Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2006.



6. 
Левкович И.П.
Бухгалтерский учёт / И.П.Левкович. – Минск: БГЭУ, 2004.



7. 
Налоговый и
финансовый учет // ЭКО. - 2001. - №12.



8. 
Учетная политика
бухгалтерская и налоговая: организационный, методический и технический аспекты /
Под ред. Е.А.Нестеровой. - М.: ФБК Пресс, 2003.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :