ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ГОУВПО)
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «БУАА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Аудит денежных средств»
ВЫПОЛНИЛ: студент 4 курса,
группы РБА-46-05
Шевченко Е.А.
ПРИНЯЛ: Маслакова Е.Н..
Ржев 2010 г.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………. 4
Глава 1. Аудит кассовых операций………………………………………. 5
1.1.Информационная база аудита кассовых операций………………..5
1.2. Перечень вопросов…………………………………………………. 8
1.3. Порядок проведения аудита кассовых операций………………... 9
1.3.1.Соблюдение требований по обеспечению сохранности денежных средств в кассе…………………………….......................................10
1.3.2. Соблюдение правил работы с наличными денежными
средствами…………………………………………………………………. 11
1.3.3. Полнота и правильность документального оформления операций по кассе…………………………………………………………………12
1.3.4. Применение контрольно-кассовой техники
при наличных расчетах…………………………………………………… 14
1.3.5.Наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром организации………………………………………………………… 15
1.3.6. Правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций…………………………………………………………… 16
1.3.7. Наличие в организации действующей системы проведения ревизий кассы………………………………………………………………………………. 16
1.4. Типичные ошибки………………………………………………….... 17
1.5. Ответственность…………………………………………………… 18
Глава 2. Аудит безналичных денежных расчетов………………..20
2.1. Информационная база аудита безналичных денежных расчетов………………………………………………………………………. 20
2.2. Порядок проведения аудита безналичных расчетов……………21
2.2.1. Соблюдения требований гражданского, финансового и налогового законодательства в учете денежных средств на расчетных и валютных счетах…………………………………………………………….. 22
2.2.2. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля……………………………………………………………………… 22
2.2.3. Проверка правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности операций по расчетным счетам………………………………….23
2.3. Типичные ошибки…………………………………………………..27
Глава 3. Оформление отчета по результатам проведения проверки операций с денежными средствами…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………...30
Введение
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
- возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
- зависимость последствий принимаемых решений от качества информации;
- необходимость специальных знаний для проверки информации;
- отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Формирование рыночных отношений в Российской Федерации, базирующихся на хозяйственной самостоятельности экономических субъектов, способствует развитию предпринимательства и в области независимого финансового аудита. Одновременно создаются и развиваются теоретические и правовые основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности, совершенствуются технология и методика его проведения.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей Федерального закона 30 декабря 2008 года№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
Цель аудита - конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора. В данном случае это оценка правильности учета и документального оформления кассовых операций и безналичных денежных расчетов и их соответствия действующему законодательству.
Глава 1. Аудит кассовых операций
Целью аудита кассовых операцийявляется выражение мнения о достоверности ведения кассовых операций в аудируемой организации и соответствии их действующему законодательству.
Для достижения данной цели, которая является конкретной практической целью аудита, необходимо в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, внутренними стандартами аккредитованного профессионального объединения, членом которого является аудиторская организация, и собственными стандартами установить уровень существенности, составить общий план аудита и программу аудита в части кассовых операций. Все действия аудиторов и участвующих в процессе проведения проверки ассистентов должны быть документированы в соответствии со стандартами.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации предназначен счет 50 «Касса», к которому могут быть открыты субсчета 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы». Если аудируемое лицо осуществляет операции с наличной иностранной валютой, то в учете по счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения каждой иностранной валюты.
1.1.Информационная база аудита кассовых операций:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ;
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н;
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № ЗЗн;
Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 г. № 14-П;
Указание ЦБ Российской Федерации «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. № 1050-У;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (с изм. и доп.);
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный приказом ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40;
формы бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (формы № 1,4, 5);
приказ по учетной политике;
Главная книга;
регистры синтетического учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
кассовая книга и отчет кассира;
первичные учетные документы;
договор о материальной ответственности кассира;
договоры с юридическими лицами, в том числе договоры банковского счета, заключаемые предприятием с учреждениями банков;
кредитные договоры, договоры займа, договоры с поставщиками и подрядчиками;
приказы (распоряжения) руководителя организации.
Для изучения и оценки надежности системы внутреннего контроля необходимо ознакомиться с приказом по учетной политике организации, пояснительной запиской к годовой финансовой отчетности, учредительными документами, формами финансовой отчетности (с целью определить масштабы и особенности осуществления кассовых операций аудируемого лица). Необходимо также установить, каким образом ведется кассовая книга: традиционным «вручную» или с использованием систем автоматизации бухгалтерского учета (необходимо учитывать, что при ведении бухгалтерского учета по традиционно журнально-ордерной форме может быть применена программа для ведения кассовых операций); установить, имели ли место операции с наличной валютой (при командировках за рубеж); ознакомиться с порядком документооборота в части кассовых операций, отраженным в организационно-распорядительных документах. Кроме того, необходимо провести тестирование системы внутреннего контроля в части соблюдения кассовой дисциплины; изучить рабочий план счетов (в части кассовых операций), разработанный аудируемым лицом на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, установить его особенности и проверить соответствие применяемых на практике счетов и субсчетов рабочему плану счетов.
1.2. Перечень вопросов
При планировании аудита конкретного предприятия готовится перечень вопросов с целью определения эффективности внутреннего контроля и обеспечения сохранности денежных средств и достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете.
Примерный перечень вопросов для достижения указанной цели:
- установлена ли сигнализация в кассе?
-хранятся ли денежные средства в несгораемом шкафу?
-заключен ли договор на охрану?
-где и у кого хранятся дубликаты ключей?
-инкассируется ли данная организация?
-хранятся ли в кассе денежные документы (бланки ценных бумаг, путевки, билеты и т.д.)?
-сопровождается ли кассир при сдаче и получении денежных средств в банк?
-кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров?
-имеются ли распоряжения руководителя предприятия (организации) о назначении уполномоченного лица ставить подпись на приходных и расходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера?
-своевременно ли производятся записи в отчете кассира? Каков срок сдачи отчета?
-сменялись ли кассиры в проверяемом периоде?
-была ли произведена ревизия при смене кассира?
-назначена ли приказом руководителя предприятия комиссия для производства ревизии кассы?
-заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности?
-в каком размере банком установлен лимит остатка наличности в кассе?
-выдаются ли денежные средства при наличии в расходном кассовом ордере одной подписи (руководителя, главного бухгалтера)?
-проводятся ли внезапные проверки кассы?
-какова периодичность плановых инвентаризаций кассы?
-принимает ли участие в инвентаризации кассы бухгалтер?
-регистрируются ли кассовые ордера в журналах регистрации?
-ведется ли на предприятии кассовая книга?
-проверяются ли бухгалтером отчеты кассира?
-имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию? Установлен ли срок, на который они выдаются?
-составляет ли кассир реестр дополнительных сумм?
-ведется ли на предприятии журнал учета депонентов?
1.3. Порядок проведения аудита кассовых операций
В ходе проверки кассовых операций аудитор должен удостовериться в следующем:
Соблюдение требований по обеспечению сохранности денежных средств в кассе;
соблюдение правил работы с наличными денежными средствами;
полнота и правильность документального оформления операций по кассе;
применение контрольно-кассовой техники при наличных расчетах;
наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром организации;
правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций;
наличие в организации действующей системы проведения ревизий кассы.
1.3.1.Соблюдение требований по обеспечению сохранности денежных средств в кассе.
Аудитору необходимо сверить остатки по счету 50 «Касса» в регистрах бухгалтерского учета, Главной книге и балансе (с учетом данных, отраженных на субсчетах).
Аудитор проверяет соблюдение требований по обеспечению сохранности денежных средств в кассе. Подробный перечень требований Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, технической защите помещения кассы и ее оборудованию средствами охранно-пожарной сигнализации содержится в приложениях 2 и 3 к Порядку ведения кассовых операций. Ответственность за оборудование кассы и обеспечение сохранности денег возложена на руководителя организации. Если по вине руководителя организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Вкассе организации должны храниться только ее наличные деньги и денежные документы. Как правило, наличные деньги и денежные документы должны храниться в несгораемом металлическом шкафу, который по окончании рабочего дня должен быть закрыт ключом и опечатан печатью кассира.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершений операции – заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих организации, запрещено.
Остаток денежной наличности в кассе должен соответствовать данным кассовой книги.
1.3.2. Соблюдение правил работы с наличными денежными средствами
При проверке приходных операций аудитор прежде всего проверяет полноту оприходования денежных средств в кассу.
Поступление денежных средств в кассу возможно в следующих случаях:
1) из учреждений банка (при этом необходимо проверить сохранность чеков и корешков к ним в чековых книжках, сопоставить суммы на корешках чеков, приходно-кассовых ордерах, в отчетах кассира и кассовой книге, выписках банка, ведомости № 1 и журнале-ордере № 2 для исключения преднамеренных искажений данных бухгалтерского учета);
2) от сотрудников своего предприятия в соответствии с приказом по учетной политике: неиспользованные подотчетные суммы (в этом случае производится сверка с авансовыми отчетами и записями по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»); плата родителей за содержание детей в детских садах или квартирная плата (в этом случае производится сверка с лицевыми счетами работника и записями по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»); прочие расчеты;
3) в соответствии со спецификой деятельности от других физических и юридических лиц в виде платы за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.
Расходные операции осуществляются в соответствии с учетной политикой и спецификой деятельности организации и заключаются в следующем:
1) выдача денежных средств на хозяйственные и командировочные расходы;
2) возмещение израсходованных сотрудниками личных денежных средств на нужды предприятия;
3) оплата поставщикам за товары, работы, услуги. Аудитор должен проверить соблюдение организацией предельных сумм расчетов наличными денежными средствами (в настоящее время 60 000 руб. по одной сделке).
При проверке кассовых операций аудитор проверяет соблюдение следующих правил работы с наличными денежными средствами:
- полноту оприходования денежной наличности;
- полноту и своевременность сдачи денег в кассу банка;
- соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе;
- ведение кассовой книги и кассовых документов в установленном порядке.
Соблюдение установленного лимита хранения наличных денег в кассе.
Наличные деньги в кассе организации должны храниться только в пределах лимита, который устанавливает банк. Денежная наличность, поступившая сверх установленного лимита, должна быть сдана в банк.
Наличные деньги сверх установленного лимита могут находиться в кассе организации только для оплаты труда, выплаты социальных пособий, стипендий в течение 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Соблюдение установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами.
Размер лимита расчетов между юридическими лицами не должен превышать 60 тыс. руб. по одной сделке.
1.3.3. Полнота и правильность документального оформления операций по кассе
Кассовые операции должны быть оформлены следующими типовыми межведомственными формами первичной учетной документации, которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88 (по согласованию с Минфином России):
- приходный кассовый ордер (КО-1);
- расходный кассовый ордер (КО-2);
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3);
- кассовая книга (КО-4);
- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5) — для учета движения денежных средств на предприятиях, где работают несколько кассиров.
Аудитор проводит тестирование по проверке фактического их применения и правильности оформления:
1) все реквизиты должны быть заполнены, приходные кассовые ордера должны быть подписаны главным бухгалтером и кассиром, а расходный кассовый ордер должен обязательно иметь разрешительную подпись руководителя организации, подписи получателя и паспортные данные и др.;
2) все приложенные к приходному кассовому ордеру и расходному кассовому ордеру первичные документы должны быть погашены штампом «Получено», «Оплачено»;
3) если денежные средства выдаются по доверенности, то фамилия, имя, отчество лица, которому доверено получение денег, должны быть указаны в расходных кассовых документах;
4) документы должны быть заполнены чернилами или выписаны на машинке;
5) Подчистки, помарки и исправления в документах недопустимы.
Кроме того, аудитор должен проверить, кто и на каких основаниях подписывал кассовые документы в те дни, когда руководитель и главный бухгалтер отсутствовали (отпуск, болезнь, командировка и пр.), и зафиксирован ли факт отсутствия в документах организации.
При проверке журнала регистрации необходимо обратить внимание, нет ли пропусков номеров, чем вызваны исправления и как они оформлены. Необходимо ознакомиться с порядком регистрации кассовых ордеров в журнале (они должны регистрироваться сразу же после выписки документа).
При проверке кассовой книги проверяется правильность ее оформления, ведения и осуществления бухгалтером контрольных функций. Все поступления и выдачи наличных денег должны быть учтены в кассовой книге, записи в которую должны быть произведены кассиром сразу же после получения или выдачи денег.
Если кассовая книга ведется вручную, то она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью.
Общее количество листов кассовой книги (при автоматизированном ее оформлении — за год) должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера.
1.3.4. Применение контрольно-кассовой техники
при наличных расчетах
Важным аспектом при проведении аудиторский проверки является проверка отражения результатов использования контрольно-кассовых машин. В первую очередь аудитору необходимо установить, обязана ли организация использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с действующим в проверяемый период законодательством. При применении в работе контрольно-кассовых машин аудитор должен проверить правильность оформления и ведения книги кассира-операциониста. В организациях, где имеется несколько контрольно-кассовых машин, на каждую из них должна быть заведена отдельная книга, в которой в обязательном порядке должны быть указаны показания счетчика контрольно-кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Записи в книге кассира-операциониста должны производиться в хронологическом порядке, чернилами. Исправления должны быть заверены подписями трех лиц: кассира-операциониста, директора (заведующего), главного (старшего) бухгалтера.
Показатели счетчиков недействующих контрольно-кассовых машин, находящихся в запасе, ремонте, должны актироваться и заверяться подписями бригадира-механика и представителя администрации (см. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, утвержденные приказом Минфина РФ от 30.08.1993 г. № 104).
1.3.5. Наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром организации
При назначении на должность кассира руководитель организации должен под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и заключить договор о полной материальной ответственности.
Кассир должен нести материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный им организации умышленно или по неосторожности.
В случае необходимой временной замены кассира исполнение его обязанностей возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации. С этим работником также заключается договор о полной материальной ответственности.
В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
1.3.6. Правильность отражения в учете и бухгалтерской отчетности кассовых операций.
Для проверки правильности отражения операций в бухгалтерском учете необходимо проводить проверки оборотов и сальдо по счету 50 «Касса» и соблюдения требований законодательства и других нормативных документов.
Поступление денежных средств и денежных документов в кассу и выдача их должна отражаться дебетовыми и кредитовыми оборотами на счете 50.
Денежные документы должны учитываться на счете 50 в сумме фактических затрат на их приобретение. Аналитический учет денежных документов должен вестись по их видам.
Аудитору необходимо сверить остатки по счету 50 «Касса» в регистрах бухгалтерского учета, Главной книге и балансе (с учетом данных, отраженных на субсчетах).
Аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей в кассовых документах, кассовой книге, регистрах бухгалтерского учета. Особое внимание обращается на операции, которые в бухгалтерском учете отражаются непосредственно на счетах затрат или прибылей и убытков, минуя счета расчетов.
1.3.7. Наличие в организации действующей системы проведения ревизий кассы
Проведение ревизий кассы (инвентаризации) обязательно:
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления;
при чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение и пр.);
при реорганизации или ликвидации организации;
при смене материально ответственного лица-кассира.
Кроме того, внезапная ревизия кассы должна проводиться в сроки, установленные руководителем организации.
Для производства ревизии приказом руководителя должна быть назначена комиссия, которая осуществляет пересчет денежной наличности и денежных документов, находящихся в кассе, и сверяет результат с данными учета по кассовой книге и составляет акт. В акте указывают сумму недостачи или излишек ценностей в кассе и обстоятельства их возникновения.
Недостача по кассе должна быть взыскана с кассира (с виновного лица), излишек кассы должен быть зачислен в доход организации.
1.4. Типичные ошибки.
К наиболее типичным ошибкам, выявляемым при проведении аудиторской проверки кассовых операций, относятся:
1) нарушения в оформлении первичных документов: отсутствуют подписи директора, руководителя, главного бухгалтера; не указаны дата, номер документа, код организации; имеются подчистки, исправления; не расшифрована «сумма прописью» и т.д.;
2) неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм (из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);
3) излишнее списание денег по кассе, неоднократное использование одних и тех же документов (чеков, авансовых отчетов и пр.);
4) списание сумм без оснований и по подложным документам;
5) искажение остатка по кассе на начало дня и на конец дня путем неправильного подсчета итогов в кассовых документах и кассовых отчетах;
6) некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического и аналитического учета;
7) присвоение сумм, законно и незаконно начисленных разным лицам и организациям;
8) присвоение депонированной заработной платы и средств по другим основаниям;
9) ведение расчетов суммами наличных денег, превышающими предельную величину;
10) расчеты с начислением наличных денег без применения контрольно-кассовых машин, нарушения правил регистрации их в налоговых органах, нарушения правил эксплуатации контрольно-кассовых машин; превышение лимита остатка денежных средств в кассе;
11) отсутствие подтверждения банка об установленном лимите кассы;
12) отсутствие утвержденной приказом руководителя предприятия инвентаризационной комиссии для проведения инвентаризации кассы;
13) непроведение внезапных ревизий кассы за проверяемый период;
14) отсутствие второго комплекта ключей от кассы и кассового сейфа;
15) не проводилась инвентаризация при смене кассира (например, при уходе в отпуск);
16) не проведена инвентаризация при внезапной болезни кассира и вынужденной замене;
17) отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
18) отсутствие журналов регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
19) несоблюдение правил ведения кассовой книги;
20) при закрытии платежных ведомостей не составляется реестр депонированных сумм.
1.5. Ответственность
Согласно ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.
На руководителей предприятий, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере МРОТ. Кроме того, ст. 7 Закона о контрольно-кассовых машинах за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением установлены следующие штрафные санкции:
- расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин — штраф в 50—100-кратном размере МРОТ (согласно постановлению Конституционного суда РФ от 12.05.1998 г. № 14-П);
- за использование неисправной контрольно-кассовой машины — штраф в 28,6—57,1-кратном размере МРОТ (согласно определению Конституционного суда РФ от 01.04.1999 г. № 29-0);
- другие виды финансовых санкций.
Аудитор должен довести до сведения лиц, заключивших договор на проведение аудиторской проверки, порядок применения мер ответственности. В этом отношении важно хорошее владение аудиторами нормативными документами и знание арбитражной практики.
Глава 2. Аудит безналичных денежных расчетов
Целью аудита безналичных денежных расчетов является установление достоверности во всех существенных отношениях отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций на расчетных и валютных счетах, открытых в кредитных учреждениях, соответствия положений учетной политики в части указанных операций действующему законодательству.
2.1. Информационная база аудита безналичных денежных расчетов
Законодательные и нормативные акты:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от
21.11.1996г.;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от
четности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ № 34н
от 29.07.1998 г.);
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (приказ Минфина РФ М- 94н от 31.10.2000 г.);
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 г.);
О безналичных расчетах в РФ (положение ЦБ РФ № 2-П от
12.04.2001 г.).
2.2. Порядок проведения аудита безналичных расчетов.
На этапе предварительного планирования и разработки плана и программы аудита устанавливаются объем и характер безналичных расчетов аудируемого лица, организация ведения бухгалтерского учета операций на расчетных и валютных счетах (использование систем автоматизации бухгалтерского учета), наличие системы «клиент — банк». Подтверждение правомерности движения денежных средств на счетах 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета» осуществляется при проверке других счетов, корреспондирующих с данными счетами в иных разделах аудиторской проверки. Поэтому счет 51 «Расчетные счета», как правило, отдельно в полном объеме не проверяется. К валютным счетам аудиторы проявляют повышенное внимание, так как учет расчетов валютой значительно сложнее в связи с возникновением суммовых и курсовых разниц.
Бухгалтер аудируемого лица должен предоставить акты о сверке совместно с банком сумм остатков денежных средств на расчетных и валютных счетах по состоянию на 31 декабря. Однако особенно внимательно следует отнестись к наличию корреспонденции счетов 51 и 52 с нетипичными счетами и проверить данные операции в рамках проверки операций по расчетным и валютным счетам. Обязательно необходимо произвести оценку системы внутреннего контроля с помощью процедур, которые позволяют оценить ее эффективность и подтвердить (или не подтвердить) достоверность оборотов и сальдо по счетам 51 и 52.
При аудите денежных средств необходимо подтвердить достоверность учетной информации и в отношении счетов 55 «Специальные счета в банках» (аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета и др.) и 57 «Переводы в пути».
2.2.1. Соблюдения требований гражданского, финансового и налогового законодательства в учете денежных средств на расчетных и валютных счетах.
Рассмотрим процедуры проверки
1.Установить количество имеющихся у предприятия расчетных
и валютных счетов и ознакомиться с договорами банковского счета.
Правовые основы договоров банковского счета регламентированы главой 15 «Банковский счет» Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 845 ГК РФ «по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету». Аудитор должен ознакомиться с содержанием договора, обратив внимание на существенные условия, в том числе на обязанности банка и предприятия как клиента.
2.Ознакомиться с применяемыми на практике формами без
наличных расчетов. Статьей 862 ГК РФ предусмотрены следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также другие формы, предусмотренные законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
2.2.2. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Для изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудитору необходимо.
1.Ознакомиться с рабочим планом счетов, разрабатываемым
организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по
его применению и утверждаемым в приказе по учетной политике
в части счетов, корреспондирующих со счетами 51 «Расчетные
счета» и 52 «Валютные счета».
2.Ознакомиться с организацией ведения бухгалтерского учета
по счетам 51 и 52, порядком ведения аналитического учета по
данным счетам. Выяснить, какие аналитические счета открыты к
счету 51 «Расчетные счета», если предприятие имеет несколько
счетов в разных банках; выяснить, в каких учреждениях банков
открыты расчетные счета. Выяснить особенности использования
каждого из этих счетов, узнать, кто из работников бухгалтерии,
согласно выданным доверенностям, сдает в банк платежные документы и получает выписки с приложением платежных документов. Необходимо уточнить, какие из счетов были открыты или
закрыты в проверяемом периоде, установить причины закрытия
счетов. На этом этапе полезны следующие действия:
1)произвести сверку остатков и оборотов по выпискам банка
с регистрами бухгалтерского учета, данными Главной книги, показателями бухгалтерской отчетности. Проверить подтверждение банком остатка по каждому счету на начало и конец проверяемого периода;
2)произвести расчет уровня существенности.
2.2.3. Проверка правильности отражения в учете и бухгалтерской отчетности операций по расчетным счетам
Рассмотрим процедуры проверки правильности отражения операций в бухгалтерском учете по счету 51 «Расчетные счета».
1.Проверить соблюдение требований к оформлению первичными документами операций по расчетному счету.
Вне зависимости от того, какая форма безналичных расчетов используется на практике, все расчетные документы должны соответствовать требованиям, установленным Банком России. Основанием для отражения операций по движению денежных средств на расчетном счете предприятия являются:
- расчетные документы (в зависимости от формы расчетов);
- мемориальные ордера (внутренние документы банка);
- выписки банка с расчетного счета, оформленные в установленном порядке.
Проверить, правильно ли сгруппированы выписки по счетам за проверяемый период (остаток средств на конец периода в
предыдущей выписке должен быть равен остатку средств на начало периода в следующей выписке) и имеются ли к ним первичные документы.
Выписки банков должны присутствовать за каждый день, в котором производились операции по расчетному счету, денежно-расчетные и платежные документы — по каждой операции.
Платежные документы (счета, счета-фактуры) должны быть надлежащим образом оформлены, данные в них (плательщик, поставщик, содержание операции, сумма) должны соответствовать данным, указанным в денежно-расчетном документе (платежном поручении).
Установить, соответствуют ли суммы по выпискам банка
суммам, указанным в приложенных первичных документах и платежных документах.
Сумма по выписке должна соответствовать сумме в платежном документе, однако в первичных документах могут быть отличающиеся суммы, например в выписанных счетах на оплату может быть сумма больше или меньше той, которая указана в платежном поручении (это может быть следствием наличия дебиторской или кредиторской задолженности аудируемого лица перед контрагентом). Сумма, указанная в выписке банка, может быть меньше суммы, указанной в первичном документе, если по данному документу ранее была произведена частичная оплата.
1.3. Проверить, имеется ли на первичных документах, приложенных к выписке, штамп банка. Если имеются документы без
штампа, то аудитор может сделать запрос в банк (в соответствии
с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 5) с целью подтверждения правильности произведенного
платежа.
2. Проверить законность и обоснованность операций по движению денежных средств на расчетном счете.
Аудитору при выявлении некорректного платежа следует изучить договор и ознакомиться с рабочей документацией, созданной в ходе
анализа договоров.
Провести анализ формулировок платежей, указанных в
платежных документах, обращая внимание на наличие выделения
налога на добавленную стоимость. В том случае, если формулировка платежа нетрадиционна для аудируемого лица, запутана,
непонятна, необходимо провести дополнительные процедуры по
проверке этой операции.
Используя рабочую документацию и результаты проверки
других разделов аудита, проверить основания для перечисления
платежей в пользу третьих лиц (физических) через почтовые отделения или на счета в банках. Например, если перечисляются
удержанные алименты, то сверить суммы с выписками из решений судебных органов, заработную плату — с расчетно-платежными ведомостями, а также достоверность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов (при проверке расчетов с рабочими и служащими). Если в банковской выписке обнаружены исправления, то может быть инициирован запрос в банк.
3. Проверить правильность отражения операций по движению денежных средств на расчетном счете в системе счетов бухгалтерского учета.
Проверить правильность составления бухгалтерских записей по операциям на счете 51 «Расчетные счета». Особое внимание следует обратить на те операции, которые в системе счетов
отражены на счетах затрат (минуя счета расчетов) и прибылей и
убытков. В зависимости от составленного плана аудиторской про
верки аудитор передает информацию о выявленных операциях по
прямой корреспонденции со счетами затрат руководителю аудиторской проверки, который при необходимости вносит корректировку в программу аудита, поскольку требуется проведение дополнительных процедур для проведения детальной проверки.
Проверить сложные хозяйственные операции, которые отражаются в бухгалтерском учете системой бухгалтерских записей. При использовании систем автоматизации необходимо проверить правильность первоначальной настройки типовых проводок в части операций по расчетному счету (учет поступления денежных средств с одно
временным начислением налога на добавленную стоимость). С
целью установления правильности отражения таких операций в
бухгалтерском учете необходимо проверить другие учетные регистры, где зафиксированы данные бухгалтерской записи. Особое
внимание следует уделить учетным операциям по перечислению
или получению предоплаты (аванса).
Установить правомерность использования сторнировочных
записей, произведенных по счету 51 «Расчетные счета».
По операциям, отражаемым через банковские счета, сторнировочных записей в регистрах бухгалтерского учета не должно быть, так как допущенная ошибка по банковским операциям — это или излишне зачисленные или снятые суммы, которые восстанавливаются обратными бухгалтерскими записями, поскольку ошибочное зачисление производится на основе документа. Ошибочно зачисленные платежи подлежат возврату. При снятии со счета ранее ошибочно зачисленной суммы банк составляет мемориальный ордер с указанием причины списания со счета. Именно поэтому наличие сторнировочных записей по расчетному счету в регистрах бухгалтерского учета должны быть особо тщательно исследованы на предмет надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
3.4 Установить наличие операций по переводу денежных средств аудируемым лицом на свои же счета в другом банке, причины этих переводов; установить, не имеется ли переводов денежных средств на счета, укрытые от налоговых органов (может производиться аккумулирование денежных средств, но налоговые платежи не осуществляются).
2.3. Типичные ошибки
отсутствие выписок банка, денежно-расчетных документов, платежных документов;
подчистки и исправления в выписках банка;
оправдательные документы к выпискам банка представлены не полностью;
на документах отсутствует штамп банка о принятии документов для обработки;
осуществление денежно-расчетных операций по платежным документам, оформленным с нарушением установленного порядка
(оплата счета-фактуры несоответствующей формы, оплата счета,
выписанного на другое лицо, оплата счета, выписанного с арифметическими ошибками, и др.);
оформление денежно-расчетных документов (платежных поручений) с текстом, не соответствующим тексту платежных документов.
затраты, производимые в безналичном порядке, списываются непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов;
нарушение порядка покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
Глава 3. Оформление отчета по результатам проведения проверки операций с денежными средствами.
По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.
Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц.
Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса «Денежные средства в кассе», строке 262 баланса «Денежные средства на расчетных счетах», строке 263 баланса «Денежные средства на валютных счетах», строке 264 баланса «Прочие денежные средства» бухгалтерского баланса.
В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.
Заключение
Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы, планирования и составления программы аудита.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации и т.д.
Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Результатом аудиторской проверки операций с денежными средствами является установление соответствия применяемой в организации методики учета операций с денежными средствами действующим в проверяемом периоде нормативным документам РФ для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
На стадии предварительного обследования необходимо обозначить наиболее важные вопросы, дающие ответ на вопрос об объеме операций по счетам учета денежных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с денежными средствами .
В начале проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. Это можно сделать с помощью тестирования, которое даст предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявит наиболее уязвимые участки, определит особенности ведения учета в организации.
Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур.
По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению.
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации- ред. от 28.09.2010г.
Федеральный закон от 21.11.1996 № 129- ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02ю1996)
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Приказ Минфина РФ от 06. 10. 2008 № 106 н.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н).
Положение ЦБ РФ № 2-П от 12.04.2001 г. «О безналичных расчетах в РФ»
Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 г. № 14-П;
Кондраков Н.П.
Бухгалтерский учет: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2005.
Кочинев Ю.Ю. Аудит. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2007 (Серия «Бухгалтеру и аудитору»)
Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА- М, 2009
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |