Содержание
№ | Стр. | |
Введение. | 3 | |
1. | Понятие формы бухгалтерского учета. | 5 |
2. | Принципы построения мемориально- ордерной формы бухгалтерского учета. | 8 |
3. | Характерные преимущества и недостачи мемориально – ордерной формы учета. | 13 |
Заключение. | 15 | |
Список используемой литературы. | 16 | |
4. | Задача 4. | 17 |
Введение.
В условиях рыночной экономики существенно возрастает потребность в своевременном получении достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.
Объективная и своевременно полученная информация о деятельности предприятий (фирм) необходима владельцам этих предприятий для принятия управленческих решений, обеспечивающих повышение эффективности их работы; коммерческим банкам и другим заимодавцам – для компетентной оценки платежеспособности предприятий и вероятности возврата кредитов; государственным органам – для получения гарантий полной оплаты отгруженных товаров и оказанных услуг; потенциальным инвесторам – для избежания риска при вложении своих капиталов.
Бухгалтерский учет, охватывая все стороны производственной и хозяйственно – финансовой деятельности предприятия, является основным поставщиком управленческой информации. Только владея объективной и своевременно полученной бухгалтерской информацией, можно пользоваться в условиях рыночной экономики новыми формами и методами управления хозяйственно – финансовой деятельностью предприятия (фирмы). В соответствии с законом Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности предприятия вправе выбрать самостоятельно приемлемую для него форму учета. Одной из таких форма является Мемориально-ордерная форма учета. Она возникла в 30 – х годах и до настоящего времени в различных вариантах применяется на небольших предприятиях и организациях. В ней используются книжные и карточные учетные регистры. Сущность этой формы заключается в следующем: на каждую хозяйственную операцию, оформленную первичным документом, или несколько хозяйственных операций, объединенных в сводном документе составляется специальный учетный документ – мемориальный ордер.
В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь принят ряд положений по бухгалтерскому учету (об основных средствах, о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов и др.), новый План счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г., №89 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №1004.8/9975).
Целью написания курсовой работы является изучение процесса производства, а также совокупность технологических операций, связанных с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
К основным задачам написания курсовой работы связанных с процессом производства являются:
1.
Понятие формы бухгалтерского учета.
Используемые на предприятиях первичные документы подлежат регистрации, группировке и обобщению в системах синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. Для этого используют различные учетные регистры: карточки, книги, журналы, ведомости, свободные листы, машинограммы.
Строение учетных регистров, их взаимосвязь, порядок и последовательность оформления в них записей определяются формой бухгалтерского учета.
Под формой бухгалтерского учета следует понимать определенную структуру и порядок сочетания различных видов учетных регистров, последовательность и способы производства учетных записей в них.
Формы бухгалтерского учета постоянно совершенствуются и развиваются от простейших ручных до современных автоматизированных систем учета на основе персональных ЭВМ и комплексов АРМ бухгалтера. В соответствии с законом Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности предприятия вправе выбрать самостоятельно приемлемую для него форму учета:
Мемориально-ордерную, журнально-ордерную, автоматизированную, упрощенную. Однако с течение отчетного периода применяемая форма учета не должна изменяться.
Формы бухгалтерского учета находятся в постоянном развитии. Это объективный процесс, так как невозможно разработать и практически использовать всего одну форму бухгалтерского учета для всех видов деятельности и типов предприятий. В основе развития форм и их применения лежит процесс дробления учетных записей и регистров. До начала ХХ в. учетные регистры бухгалтерского учета велись в книгах, в этом смысле учет был книжным. При постепенном дроблении учетных книг и записей в них формировались различные формы учета, начиная от так называемой старой итальянской формы, имевшей две книги, до форм, при которых возможно получать информацию по нескольким направлениям запроса.
В начале ХХ столетия с целью облегчения труда счетных работников стал бурно развиваться процесс замены учетных регистров в виде книг регистрами на отдельных листах (карточках). Возник целый ряд карточных форм, при которых в одних случаях происходит замена книг карточками путем механического разделения книг на отдельные листы (карточные формы), в других – записи в карточки производятся с применением копирования (копировально-карточная форма, или «копир-учет»), в третьих – карточка используется для записи одной хозяйственной операции, а последующая систематическая раскладка карточек заменяет записи в учетные регистры.
Позднее получили развитие «ручные» формы, такие как мемориально-ордерная, основанная на ордерах, а затем – журнально-ордерная. Необходимо при этом оговориться, что термин «ручные формы» будет несправедливо понимать буквально: при современном уровне технического оснащения учета при любой «ручной» форме используются в различной степени те или иные ЭВМ. В чистом виде «ручные» формы в России практически не существуют.
Научно-технический прогресс обусловил качественно новое техническое обеспечение обработки учетной информации и вместе с этим
Появление машиноориентированных форм бухгалтерского учета. Сначала это была таблично-перфокарточная форма учета, для которой характерен перенос данных с обрабатываемого документа на перфорационные карточки путем прибивки отверстий в определенной зашифрованной колонке цифр.
С появлением автоматизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтера происходит процесс совершенствования машиноориентированных форм бухгалтерского учета. В основу последних заложены принципы ранее действовавших систем, а самым положительным фактором каждой обновленной системы является повышение быстродействия при суммировании и расчете сальдо на заданную дату.
В связи с появлением и развитием небольших организаций (малых предприятий) получила распространение упрощенная форма учета, отличительными чертами которой являются:
· Сокращение трудоемкости и временных затрат на обработку информации;
· Контроль качества полученной информации, обнаружения и исправления ошибок;
· Наглядность и аналитичность учетных показателей на всех стадиях учета.
Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид, сочетание и взаимосвязь регистров синтетического аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры, степень использования средств вычислительной техники, связь учетных показателей регистров с отчетностью.
Развитие и рационализация бухгалтерского учета характеризуются совершенствованием применяемых форм учета. Необходимость перехода от одной формы бухгалтерского учета к другим, более совершенным, обусловливается развитием организации. Чем сложнее и разнообразнее выполняемые организацией операции, тем совершеннее должна быть форма бухгалтерского учета.
2.
Принципы построения мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета.
Сущность мемориально-ордерной формы учета состоит в том, что на основе документов, сгруппированных в накопительных ведомостях, составляются мемориальные ордера, в которых указывается корреспонденция счетов. К мемориальному ордеру прилагаются все документы, на основании которых он составляется.
Для сокращения учетной работы целесообразно применять накопительные ведомости. Когда же число однородных документов незначительно, составление группировочной или накопительной ведомости нецелесообразно. В этом случае мемориальный ордер составляется на каждый отдельный документ. (РИС. 1)
МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОРДЕР № ____
за __________________ 200 __ г.
Содержание записей (документ, дата) | Корреспонденция счета | Сумма, тыс. руб. | |
Дебет | Кредит | ||
ВСЕГО |
Рис.1. Форма мемориального ордера
Накопительные ведомости могут составляться как по дебетовому, так и кредитовому признаку. Например, составляется накопительная ведомость приходных кассовых ордеров на поступившие в течение месяца денежные суммы в кассу организации, накопительная ведомость на расходные операции по расчетному счету и т.п. В конце месяца путем суммирования записей в этих ведомостях определяется общая сумма выданных или поступивших денежных средств.
Применение накопительных ведомостей позволяет значительно сократить количество записей в учетных регистрах. При введении таких ведомостей все кассовые операции за месяц отражаются в учете двумя записями (одна по приходу, другая по расходу). При оформлении мемориальными ордерами каждой кассовой операции потребовалось бы составить столько ордеров (следовательно, сделать столько же записей в учетных регистрах), сколько было кассовых документов.
Мемориальные ордера после их составления записываются в регистрационный журнал (РИС.2). При этом на мемориальных ордерах проставляются порядковые номера, под которыми они зарегистрированы в регистрационном журнале. Нумерация ордеров ежемесячно начинается с № 1 и за ними закрепляются постоянные номера.
Регистрационный журнал
за _______________ 200 __ г.
Порядковые номера мемориальных ордеров | Даты ордеров | Суммы по мемориальным ордерам |
Итого |
Рис. 2 Форма регистрационного журнала
Регистрационный журнал предназначен для контроля над сохранностью мемориальных ордеров путем их порядковой нумерации и для определения общей суммы всех операций за отчетный месяц. Сверка этой суммы с суммой «Итого оборотов» в оборотной ведомости по синтетическим счетам за месяц позволяет убедиться в правильности записей.
После регистрации бухгалтерских записей в регистрационном журнале производится запись мемориальных ордеров в Главной книге (РИС. 3). Для каждого синтетического счета в Главной книге отводится отдельный развернутый лист, в левой стороне которого отражается запись по дебету счета, в правой – по кредиту с указанием в колонках сумм по соответствующим корреспондирующим счетам. Каждый мемориальный ордер отражается в Главной книге дважды: по дебету и кредиту соответствующих счетов.
Главная книга
Счет __________________
Дебет Кредит
Дата | № мемориаль-ного ордера | С кредита счетов | Итого по дебету | Дата | № мемориаль-ного ордера | В дебет счетов | Итого по кредиту | ||||
Остаток на 01.01.200 __ г. Остаток на 01.02.200 __ г. | Остаток на 01.01.200 __ г. Остаток на 01.02.200 __ г. |
Рис. 3. Форма Главной книги
Итоги дебетовых и кредитовых оборотов переносят из главной книги в оборотную ведомость синтетических счетов, используемую в дальнейшем для составления баланса на первое число.
Аналитический учет при этой форме учета может быть организован как на карточках, так и в специальных книгах (книга учета расчетов по оплате труда, книга учета расчетов с организациями и др.)
После записи хозяйственных операций в аналитические счета на мемориальных ордерах и приложенных к ним документах отмечается номер карточки или страницы Книги аналитического учета, в которую записана оформленная ими операция.
В конце отчетного месяца на основании записей в карточках или книгах составляются оборотные ведомости по счетам аналитического учета. Записи в Главной книге служат основанием для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. После взаимной сверки оборотных ведомостей аналитического учета с оборотной ведомостью по счетам синтетического учета (последняя должна быть предварительно сверена с итогом регистрационного журнала) составляется баланс.
Мемориально-ордерная форма учета представлена на РИС. 4
Условные обозначения:
______________________ запись информации
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ сверка записей
Рис. 4 Мемориально-ордерная форма учета.
Как видно из РИС. 4, в этой форме используются мемориальные ордера, регистрационный журнал, карточки (книги) аналитического учета и Главная книга.
3
. Характерные преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета.
Характерными преимуществами мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета являются:
· Оформление бухгалтерских записей мемориальными ордерами – мемориальные ордера записывают в хронологическом порядке в регистрационный журнал, что обеспечивает контроль за их сохранностью и позволяет получить контрольные суммы оборотов по дебету и кредиту счетов.
· Разделение синтетического учета на хронологический (регистрационный журнал) и систематический (Главная книга) – итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги переносят в Оборотную ведомость по счетам синтетического учета. При этом производится проверка полноты и правильности записей хозяйственных операций, итоги оборотов по дебету и кредиту счетов сверяются с итогами по регистрационному журналу и выводятся остатки по счетам и на конец отчетного периода.
· Ведомость аналитического учета в основном в книгах и карточках – на основании данных аналитических счетов составляют оборотные ведомости аналитического учета, итоги которых сверяют с данными оборотной ведомости по синтетическим счетам.
· Особое построение Главной книги, раскрывающее корреспонденцию счетов, что повышает возможность анализа и контроля за правильностью записей – на основании оборотной ведомости по счетам и регистров аналитического учета (карточек, книг, ведомостей) составляют баланс и другие формы отчетности.
Мемориально-ордерная форма учета отличается простотой, однако ей присущи такие недостатки, как:
· Многократность записей каждой хозяйственной операции, что увеличивает трудоемкость учета и возможность появления ошибок при переписывании данных – при использовании мемориально – ордерной формы учета на каждый первичный документ или на группу однородных документов. Т.е. на каждую хозяйственную операцию составляется мемориальный ордер, в котором указывается корреспонденция счетов, его номер, краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма операции.
· Отрыв аналитического учета от синтетического, так как для целей учета используются различные регистры, которые требуют взаимной сверки;
· Трудности в выявлении ошибочных записей, так как регистры учета достаточно сложны по построению и несут в выявлении ошибочных записей, так как регистры учета достаточно сложны по построению и несут в себе итоговые записи.
Данная форма учета рассчитана в основном на использование ручного труда и практически не приспособлена к автоматизации, что является недостатком этой формы, (рис. 5).
Рис. 5 Порядок заполнения форм бухгалтерского учета по мемориально – ордерной форме.
Заключение.
В бухгалтерском учете для регистрации хозяйственных операций используется большое количество разнообразных учетных регистров (книги, карточки, сводные листы и т.д.), записи в них могут производиться в различной последовательности и сочетании, а для учета и обработки могут применяться различные технические средства вычислительной техники.
Основными отличительными чертами, определяющими форму бухгалтерского учета, являются строение и количество регистров, их назначение и содержание, взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записи в них, а также использование средств автоматизации в учете.
Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета и технологию обработки учетной информации, закрепляя это в учетной политике.
При использовании мемориально – ордерной формы учета на каждый первичный документ или на группу однородных документов, т.е. на каждую хозяйственную операцию составляется мемориальной ордер, в котором указывается корреспонденция счетов, его номер, краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма операции.
Данная форма учета рассчитана в основном на использование ручного труда и практически не приспособлена к автоматизации.
Список использованной литературы.
1. Теория бухгалтерского учета: Учеб./И.Н.Белый, П.Я. Папковская, А.П. Михалкевич; - Мн:.ООО «Мисанта», 1997. – 154 с.
2. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учеб. Пособие для студентов неэкон. специальностей с. – х. вузов:2 – е изд., доп. И перераб./А.С.Чечеткин. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 470 с., ил.
3. Альбом типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов: Рекомендации по разработке и составлению / В.Е. Ванкевич, А.К. Лапин, Т.В. Ревицкая, А.Н. Сушкевич. Мн., 2004. 55 с.
4. Теория бухгалтерского учета: Учеб. для вузов / Ю.А. Бабаев / М., 2003. 307 С.
5. Бухгалтерский учет в промышленности: Учеб. пособие. / Н.И. Ладутько. Мн., 2005. 688 с.
6. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: Учеб. для нач. проф. Образования / Р.Н. Расторгуева, А.В. Расторгуева, А.В. Казакова, А.Н. Павличев и др. / Под ред. Р.Н. Расторгуевой. М., 2002. 416 с.
7. Бухгалтерский учет и налогообложение: Учеб. пособие / Л.А. Чайковская. М., 624 с.
8. Бухгалтерский учет на предприятиях АПК: Учеб. пособие / Л.И. Стешиц, Г.И. Гринман, М.И. Стешиц и др.; Под ред. Л.И. Стешиц. Мн., 2001. 548 с.
9. Бухгалтерский учет: Пособие для начинающих. 4 – е изд., перереб. И доп. / В.Я. Кожинов. М.. 2003. 832 с.
10. Бухгалтерский учет: Учеб. / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др. М., 2002. 719 с.
11. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств: о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добовленную стоимость // Бухгалтер. учет и анализ. 2004.
12. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь //Бухгалтер. учет и анализ. 2001. №7.
13. План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях: Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях. Мн., 2004. 244 с.
14. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и материальных активов. Мн., 2002. с.22-32.
ЗАДАНИЕ 7.5. | Составить ведомость распределения расходов по содержанию и эксплуа- | ||||||
тации оборудования | |||||||
Таблица 9. Ведомость распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования | |||||||
Вид продукции | По норме | Удельный вес, % | Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, руб. | ||||
"А" | 97 980 | 41 | 96 772 | ||||
"В" | 143 380 | 59 | 141 613 | ||||
ИТОГО | 241 360 | 100 | 238 385 | ||||
Коэффициент распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования опреде- | |||||||
ляется отношением суммы расходов к сумме расходов по утвержденным нормам: | |||||||
Крсо= | ∑рсо | , | |||||
∑рн | |||||||
где Крсо - коэффициент распределения расходов по содержанию и эксплуатации обо- | |||||||
рудования; | |||||||
∑рсо - сумма расходов по содержанию и эксплуатации оборудования; | |||||||
∑рн - сумма расходов по норме. | |||||||
Коэф.распр.= | 238 385 | =0,988 | |||||
241 360 |
Таблица 10. Ведомость распределения цеховых и общезаводских расходов | |||||
Вид продукции | База распределения | Коэффициент распределения цеховых расходов | Цеховые расходы | Коэффициент распределения общезаводских расходов | Общезаводские расходы |
"А" | 123 000 | 0,4871 | 59 912 | 0,3141 | 38 621 |
"В" | 245 000 | 119 338 | 76 929 | ||
ИТОГО | 368 000 | 179 250 | 115 550 |
Коэффициент распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов определяется отношением суммы указанных расходов к сумме заработной платы рабочих (базе распределения):
Копр= | ∑опр |
∑з/пл |
,
где Копр – коэффициент распределения общепроизводственных расходов;
∑опр – сумма общепроизводственных расходов;
∑з/пл – сумма заработной платы.
Аналогично определяется коэффициент распределения общехозяйственных расходов:
Кохр= | ∑охр | , |
∑з/пл |
где Кохр – коэффициент распределения общехозяйственных расходов;
∑охр – сумма общехозяйственных расходов.
Коэф.опр.= | 179 250 | =0,4871 |
368 000 |
Коэф.охр = | 115 550 | =0,3141 |
368 000 |
Таблица 10. Ведомость определения разниц между нормативно-прогнозной и фактической себестоимостью продукции | ||||||
Вид продукции | Себестоимость продукции, руб. | |||||
Нормативно-прогнозная | Фактическая | Отклонение (+,-) | ||||
всего | ед. | всего | ед. | всего | ед. | |
"А" | 610 000 | 2000 | 713 955 | 2000 | 103 955 | - |
"В" | 980 000 | 4000 | 1 109 330 | 4000 | 129 330 | - |
ИТОГО | 1 590 000 | 6000 | 1 823 985 | 6000 | 233 285 | - |
ЗАДАЧА 7.10. Составить расчет списания разницы между фактической и нормативно – прогнозной
себестоимостью по каждом виду продукции.
Таблица . Расчет по фактической себестоимости товарной продукции по изделию «А».
расходов Наиме- нование показателей | Сырье, материалы | Основная зарплата производственных рабочих | Отчисления от зарплаты в ФСЗН (31%) | Амортизация | Электроэнергия | Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | Общецеховые расходы | Общезаводские расходы | Остаток НЗП на нач. мес. | Остаток НЗП на кон. мес. | ИТОГО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1. Затраты по Д-ту сч.20 | 222 000 | 123 000 | 43 050 | 20 000 | 104 000 | 96 772 | 59 912 | 38 621 | 707 355 | ||
2. НЗП на начало месяца | 6 600 | 6 600 | |||||||||
3. НЗП на конец месяца | - | - | |||||||||
4. Фактическая себестоимость товарной продуции | 222 000 | 123 000 | 43 050 | 20 000 | 104 000 | 96 772 | 59 912 | 38 621 | 6 600 | - | 713 955 |
Таблица . Расчет по фактической себестоимости товарной продукции по изделию «В».
расходов Наиме- нование показателей | Сырье, материалы | Основная зарплата производственных рабочих | Отчисления от зарплаты в ФСЗН (31%) | Амортизация | Электроэнергия | Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | Общецеховые расходы | Общезаводские расходы | Остаток НЗП на нач. мес. | Остаток НЗП на кон. мес. | ИТОГО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1. Затраты по Д-ту сч.20 | 318 000 | 245 000 | 85 750 | 16 000 | 99 000 | 141 613 | 119 338 | 76 929 | 1 101 630 | ||
2. НЗП на начало месяца | 11 400 | 11 400 | |||||||||
3. НЗП на конец месяца | 3 700 | 3 700 | |||||||||
4. Фактическая себестоимость товарной продукции | 318 000 | 245 000 | 85 750 | 16 000 | 99 000 | 141 613 | 119 338 | 76 929 | 11 400 | 3 700 | 1 109 330 |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |