Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет доходов и расходов 2

Введение

Вся хозяйственная жизнь предприятия складывается из двух групп фактов хозяйственной жизни – это доходы и расходы.

Доходы и расходы – это те факты хозяйственной жизни, которые с экономической, юридической и бухгалтерской точек зрения изменяют финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

С экономической точки зрения доход – это поступление средств в распоряжение (хозяйственный оборот) предприятия.

Расход – в экономической трактовке – это любое выбытие средств (активов) из распоряжения предприятия, т.е. расход – это уменьшение актива.

С юридической точки зрения доходом признается поступление вещных активов или нематериального имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств дебиторов, не связанное с возникновением обязательств перед кредиторами.

С юридической точки зрения расходы определяются как выбытие вещных активов или нематериального имущества (интеллектуальной собственности), а также возникновение обязательств перед кредиторами, не связанное с возникновением обязательств дебиторов перед предприятием.

Бухгалтерское определение доходов и расходов имеет целью раскрытие способов их отражения в учете и демонстрацию данных о них в бухгалтерской отчетности предприятия. В основе его лежит синтез экономической и юридической трактовок доходов и расходов. Порядок их бухгалтерского учета в настоящее время определяется двумя нормативными документами: ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 2 ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

ПБУ 10/99 определяет расходы организации как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Исходя из вышеизложенного, можно дать несколько более упрощенные бухгалтерские определения доходов и расходов, согласно которым под доходом понимается бухгалтерская оценка фактов хозяйственной жизни, увеличивающих финансовый результат деятельности предприятия, а под расходом – уменьшающих его финансовый результат.

В связи с этим тема актуальна.

Основная задача бухгалтерского учета сводится к определению величины доходов и расходов. Но именно эта задача и считается самой трудной в экономической науке. Ее решение проходит три этапа: выбор фактов хозяйственной жизни, идентифицируемых как доходы и расходы, т. е. определение момента возникновения (признания) доходов и расходов; отнесение доходов и расходов к отчетным периодам, за которые исчисляется финансовый результат; оценка доходов и расходов.


Характеристика ООО «Ремстрой-4»

Историческая справка организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Ремстрой – 4» учреждено на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона РФ от 8 февраля 1998 года №14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в соответствии с Протоколом Общего собрания учредителей от 9 ноября 2001 года.

ООО «Ремстрой – 4» находится в городе Смоленске, полный почтовый адрес общества: 214000, г. Смоленск, ул. Реввоенсовета, д. 9.

Общество создано в целях более полного удовлетворения потребностей населения, предприятий, организаций и учреждений в товарах, услугах и получения прибыли в интересах его учредителей. Для достижения этих целей ООО «Ремстрой – 4» осуществляет строительство зданий и сооружений 2 уровня ответственности, монтаж легких ограждающих конструкций, изоляционные работы, отделочные работы и т. д.

Срок деятельности ООО «Ремстрой – 4» не ограничен.

На предприятии ООО «Ремстрой – 4» работает 6 человек. Штатное расписание общества с ограниченной ответственностью представлено на рисунке 1.


Рис. 1. Штатное расписание на ООО «Ремстрой - 4»


На рисунке 1 видно, что во главе предприятия ООО «Ремстрой – 4» стоит директор. Ему подчиняется его директор, главный бухгалтер, а также главный инженер. Главный бухгалтер руководит бухгалтерией. И, наконец, производителям работ, то есть линейным персоналом, руководит главный инженер.


Учетная политика организации в части признаков доходов и расходов

Согласно положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008:

учетная политика организации определяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемыi. Так как выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей, то при ознакомлении с фактами и примерами хозяйственной деятельности ООО «Ремстрой-4» мы можем проследить линию выбора именно этих, а не иных позиций учетной политики.

Бухгалтерский учет в ООО « Ремстрой-4» ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете и другими действующими нормативными документами в области бухгалтерского учета с учетом изменений и дополнений в них.

Бухгалтерский учет в 000 « Ремстрой-4» осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением (службой) организации, возглавляемой главным бухгалтером.

Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с использованием компьютерной техники и бухгалтерской программы l-С Бухгалтерия версия 7.7.

Организация использует рабочий план счетов, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. № 94-н.

Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены Госкомстатом РФ. Хозяйственные операции, по которым не предусмотрены типовые первичные учетные документы, оформляются бухгалтерскими справками.

Инвентаризация основных средств, проводится один раз в три года.

В бухгалтерском учете имущественные объекты признаются основными средствами, в случае их соответствия пунктам 4 и 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Основным инвентарным объектом основных средств, признается имущество, которое может использоваться только в комплексе с другими, но жестко не привязано к какому-либо определенному объекту основных средств.

Стоимость книг, брошюр и т.д. списываются на расходы.

Объекты основных средств, стоимостью более 20 000 рублей и сроком полезного использования более 12 месяцев относятся к основным средствам внеоборотного имущества.

Объекты основных средств, стоимостью менее и равным 20 000 рублей и сроком полезного использования более 12 месяцев списываются на статьи расходов в момент ввода в эксплуатацию.

По основным средствам, приобретенным после 01.01.2002 года, срок полезного использования, определяется в соответствии с Классификатором основных по амортизационным группам от 01.01.02г. № 1.

Амортизация основных средств, начисляется линейным методом.

К нематериальным активам относятся объекты соответствующие всем признакам, установленным п. 3 ПБУ 14/20000 «Учет нематериальных активов».

Нематериальные активы в бухгалтерском учете амортизируются линейным способом. Амортизация нематериальных активов в бухгалтерском учете отражается на отдельном счете «05».

Срок полезного использования нематериальных активов определяется предприятием самостоятельно, утверждается приказом руководителя предприятия, а также исходя из срока действия право устанавливающих документов-патентов, свидетельств и других документов.

Фактическая стоимость приобретаемых материалов, формируется в соответствии с требованиями п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом Минфина России от 09.06.01 г № 44-н. Предприятие не использует для учета материально-производственных запасов счета 15 и 16.

Фактическая стоимость МПЗ при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих запасов.

Оценка списанных для производственных и управленческих нужд материально-производственных запасов осуществляется по средней себестоимости.

Оценку стоимости финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при их выбытии производить по первоначальной стоимости единицы финансовых вложений.

Расходы будущих периодов списываются в бухгалтерском учете равномерно в течение периода, к которому они относятся, в качестве которых организация учитывает расходы на предстоящую оплату отпусков работникам; подписку на периодические издания; расходы на страхование имущества; расходы на добровольное медицинское страхование сотрудников по дням действия договора; программы для ЭВМ и другие, требующие равномерного списания в течение установленного срока пользования ими.

Налог на имущество общества отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Все расходы организации, связанные с оказанием услуг, соответствующих исключительной деятельности, относятся па счет 20 по статьям затрат. ООО «Ремстрой-4» формирует полную себестоимость, оказываемых услуг. Для общехозяйственных расходов используется счет 26.

Сроки проведения инвентаризации имущества и денежных обязательств регулируются ст.12 Закона РФ от 29.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете и отчетности отдельной статьей и учитываются на счете 98 «Доходы будущих периодов», путем включения в результаты хозяйственной деятельности при наступлении периода, к которому они относятся.

Затраты на ремонт основных средств, списываются непосредственно на себестоимость в период их возникновения, без отнесения на расходы будущих периодов.

Периодичность и порядок распределения дивидендов определяется общим собранием участников.

Налоговым периодом по налогу на прибыль в соответствии с п. 1 ст.285 Налогового Кодекса РФ признается календарный год.

Налоговый учет ведется бухгалтерией ООО «Ремстрой-4», возглавляемой главным бухгалтером.

Методом признания доходов и расходов для целей налогообложения прибыли организация признается метод начисления.

Срок полезного использования объектов основных средств, не предусмотренных Классификатором основных средств по амортизационным группам, определяется техническим специалистом организации по согласованию с главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Для целей налогообложения расходы на ремонт ОС учитываются в фактических размерах без формирования резерва.

Для целей налогообложения прибыли устанавливается линейный метод начисления амортизируемого имущества.

Для целей налогообложения к прямым расходам относятся все расходы, связанные с производственной деятельностью.

Организация учитывает расходы на ремонт основных средств в размере фактических затрат в том отчетном периоде, когда они были осуществлены.

Для целей налогообложения прибыли предоставление за плату во временное пользование (аренду) имущества, и расходы, связанные с этим признаются, соответственно, внереализационными доходами и расходами.

Организация применяет регистры налогового учета, предусмотренные программой 1С версия 7.7, а также собственные регистры налогового учета, организованные с помощью программы EXCEL.

Налог на добавленную стоимость организация осуществляет по методу «отгрузки».

Налоговым периодом для целей исчисления налога на добавленную стоимость является квартал.

Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц ведется с применением программы «Камин»

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, списываемых в производство, определяется и осуществляется по средней себестоимости.

Технико-экономические показатели

На любом предприятии главным критерием оценки его состоятельности являются такие технико-экономические показатели, как выручка от реализации продукции, себестоимость продукции, среднесписочная численность персонала организации, фонд оплаты труда, прибыль, рентабельность, а также заработная плата на одного работника в год. Данные показатели для ООО «Ремстрой - 4» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели ООО «Ремстрой - 4»

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год
Выручка от реализации продукции (тыс.руб) 9401 12769 3481
Себестоимость (тыс.руб) 9234 12512 3256
Среднесписочная численность персонала 6 6 6
Прибыль (тыс.руб) 167 257 225

За исследуемый период на предприятии ООО «Ремстрой – 4» наблюдаются резкие скачки выручки от реализации продукции. За период с 2007 по 2008 года выручка растет, а с 2008 по 2009 наоборот уменьшается. Спад экономических выгод объясняется тем, что в 1 квартале года (в частности декабрь, январь) объемы работ уменьшаются в связи с погодными условиями, следствием чего работники берут административные отпуска и на предприятии реализуется минимальная затрата рабочей силы.

Себестоимость же продукции в 2009 году также уменьшилась. Это положительное явление. Однако нужно изучить причины, которые повлияли на падение себестоимости. Если предприятие закупало более дешевые строительные материалы, то это отрицательно сказывается как на качестве готовой продукции (строительстве), так и на спросе на данные услуги.

Среднесписочная численность персонала за исследуемые периоды является стабильной.

Прибыль от реализации продукции периодически варьируется - в 2008 г. Увеличивается, а в 2009 г. уменьшается. Спад - это негативное явление. Это связано с уменьшением выручки от реализации продукции. На это могут влиять плохая маркетинговая деятельность, недостаточное внимание рекламе, плохая оценка конкурентов и, как следствие, падение спроса на продукцию данной строительной организации.

В списках контрагентов ООО «Ремстрой – 4» фигурируют такие крупные смоленские организации как ООО «Фирма Подряд», ООО «Жилстрой-1», ООО «Консоль».


Документальное оформление полученных доходов и произведенных расходов


Все операции хозяйственной деятельности организации оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации (кассовыми ордерами, платежными ведомостями, счета-фактуры и др), которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с ЦБ и МФ РФ. Касательно кассового ордера — это документы, удостоверяющие законность поступления денег в кассу предприятия и их расходования по целевому назначению. Кассовые ордера выписываются только чернилами в бухгалтерии и передаются кассиру на исполнение. В ордерах указывается основание для их составления, и перечисляются прилагаемые к ним документы. В ордерах не допускается никаких исправлений и подчисток. Поступление денег в кассу оформляется приход кассовым ордером, в котором указывается сумма, от кого (за что) они поступили и другие необходимые данные. Расходование денег из кассы предприятия оформляется расходным кассовым ордером. При приеме или выдаче денег кассовым ордером подписываются кассиром, а документы, приложенные к ним, погашаются штампами «Оплачено» или «Получено». Приходные и отдельно расходные кассовые ордера нумеруются в хронологической последовательности, с начала и до конца года. На основании этих ордеров и приложенных к ним документов кассир производит записи в кассовой книге.

. Прием наличных денег в кассу производят по приходному кассовому ордеру (ф.№ КО- 1), подписанному гл. бухгалтером. Приходный кассовый (ПКО) и квитанцию к нему заполняет бухгалтер в одном экземпляре. В первой строке пишется наименование организации далее по порядку в установленных местах: порядковый номер ордера (нумерация ПКО производятся по порядку, начиная с первого января до конца года), дата поступления денежных средств. В графе “Корреспондирующий счет, субсчет” указывается кредитуемый в операции счет, т.е. фиксируется бухгалтерская проводка. При необходимости проставляется шифр аналитического учета и шифр целевого назначения поступивших средств. Далее заносится сумма числом. Ниже в строке “Принято от” указывается ФИО физического лица (наличии - и наименование юридического лица)

После полного заполнения ПКО и квитанции к нему бухгалтер регистрирует его в “Журнале регистрации приходных, расходных кассовых ордеров и платежных ведомостей” (ф.№ КО-З).

В строке “Основание” указывается источник поступления наличных денег, приходуемых в кассу, т.е. отражается содержание финансово-хозяйственной операции. Это может быть: вклад в уставный капитал; выручка от реализации услуг, продукции, товаров; заем от физического лица; остаток неиспользованного подотчета; спонсорский взнос; наличные из банка, оплата за коммунальных услуги; погашение ссуд, недостач, хищений и т. д. Далее указывается сумма прописью.

В строке «Приложение» указываются первичные документы, оформляющие хозяйственную операцию. Это может быть: заказ-наряд; накладная; счёт-фактура; договор на заём; выписка из решения собрания учредителей; бухгалтерская справка с расчетом; письмо клиента; выписка из решения профкома или распоряжение руководителя; банковский чек; личное заявление работника и т.д.

Категорически запрещено выдавать приходные кассовые ордера на руки лицам, вносящим деньги. Приходный кассовый ордер бухгалтер непосредственно передает для исполнения в кассу, где кассир проверяет правильность оформления и полноту заполнения ордера, наличие и подлинность подписи главного бухгалтера. В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Затем принимает деньги, подписывает приходный кассовый ордер и квитанцию. В подтверждение сдачи денег, кассир отрывает квитанцию от приходного ордера и вручает лицу, внесшему деньги. На квитанции должен стоять штамп кассира “Получено” для физических лиц или печать предприятия для юридических лиц, или оттиск кассового аппарата, если он имеется в организации и подписи кассира и гл. бухгалтера.

Деньги по кассовым ордерам принимают только в день их составления. При поступлении наличных денег в кассу из банка также составляется приходный кассовый ордер. Сдатчиком выступает главный бухгалтер, которому кассир и передает квитанцию. Квитанцию прикладывают к выписке банка.

Выдача наличных денег из кассы оформляется только расходными кассовыми ордерами (ф.1 КО-2) с приложением в необходимых случаях надлежащем оформленных других документов (платежных, расчетно-платежных ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др.). Расходный кассовый ордер выписывает в одном экземпляре только бухгалтер, которому по должностной инструкции предписано это оформление. В первой строке пишется наименование своей организации, далее по порядку в установленных местах: номер ордера, дата заполнения, корреспондирующий счет, аналитический счет (при необходимости), сумма числом.

В строке “Выдать” пишется Ф.И.О. плательщика.

В строке “Основание” указывается целевое назначение выдачи: выручка для сдачи в банк: в подотчет на хозяйственных расходы согласно служебной записки: “ командировочные расходы; за год”; услуги по счету; заработная плата по ведомости, трудовое соглашению, договору подряду, далее сумма прописью.

В строке “Приложение” указывается докумёнт, на основании которого выполняется данная операция: Квитанция банка; служебная записка; приказ; расчетная ведомость. Соглашению договор-подряд. Возможно будет приложена доверенность, квитанция из банка, личное заявление работника; письмо от организации; договор и др. Передача денег из кассы инкассаторам для последующего зачисления на расчётный счёт оформляется копией препроводительной ведомости к сумке с рублёвой наличностью, прикладываемой к Расходному Кассовому Ордеру.

Если на документах, прилагаемых к Расходному Кассовому Ордеру, имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, то его подпись на расходном ордере (на выдачу депонированной зарплаты) не обязательна Выдача Расходного Кассового Ордера на руки лицам, получающим деньги, не допускаются.

При выдаче денег – отдельному лицу кассир имеет право потребовать предъявления паспорта или удостоверения личности, записывает в Расходный Кассовый Ордер наименование и номер документа, кем и когда он выдан и получает расписку получателя. Предъявление документов, удостоверяющих личность, обязательно и при получении денег по одному платежному документу, выписанному на нескольких лиц, если кассир сомневается личности работника. Лицам, не состоящим в списках предприятия, деньги из кассы выдают только по расходным кассовым ордерам. Деньги из кассы могут быть выданы только лицу, указанному в расходном кассовом ордере. Если деньги получают по доверенности, то в ордере бухгалтер указывает по порядку ФИО получателя и ФИО лица, которому доверено получение денег. Если же деньги выдают по доверенности, но по общей ведомости, то перед распиской в получении денег кассир делает надпись: “По доверенности”. Оформленная доверенность прикладывается к расходному ордеру или к платежной ведомости. В платежной ведомости против каждой, не вы данной, суммы кассир от руки вписывает слово: “Депонировало” и не выданные суммы, заносит в Реестр депонированных сумм, а в установленном месте на титульной стороне ведомости делает отметку о суммах вы плаченных и депонированных.

Какие - либо исправления, хотя они и оговорены, в кассовых ордерах не допускаются. Если в кассовом ордере обнаружена ошибка, то его оформляют заново. На исполненный расходный кассовый ордер ставится штамп “Оплачено”, он подписывается кассиром и регистрируется в кассовой.

При получении или выдаче денег по каждому кассовому документу кассир делает записи в кассовую книгу (форма 1 КО-4). Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Эта книга должна быть прошнурована и опечатана печатью организации, страницы в ней должны быть пронумерованы. Записи в кассовой книге обычно производятся кассиром в двух экземплярах через копировальную бумагу сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или документу. Ежедневно в конце дня кассир подсчитывает итоги операций за день по графам приход», выводит остаток (сальдо) по кассе, и переносит его на следующий лист на первую разницу по графе «приход». Внизу каждого листа кассир указывает количество приложенных приходных и расходных кассовых ордеров и расписывается.

После этого одна половина листа кассовой книги отрывается и с приложенными документами как «отчет кассира» передается под расписку главному бухгалтеру. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

Приходные и расходные кассовые документы, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и кассовая книга могут вестись ручным или автоматизированным способами.

По окончании месяца путем сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца, которое сверяется с остатком в кассовой книге.


3. Аналитический и синтетический учет доходов и расходов


Движение наличных денежных средств учитывается на счете 50 Касса Сальдо счета указывает на наличие свободных средств в кассе предприятия на начало и конец месяца; оборот по дебету — суммы, поступившие наличными в кассу, по кредиту — суммы, выданные наличными. Кассовые операции, записываемые по кредиту счета 50, отражаются в журнале-ордере № 1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах, а также в ведомости № 1. Основанием для их заполнения служат отчеты кассира.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50.1 «Касса организации»;

50.2 «Операционная касса»;

50.3 «Денежные документы»;

50.4 «Касса в иностранной валюте»;

и др.

На субсчете 50.1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Хранение наличных средств ведется в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации. Банк контролирует такое целевое использование средств (на корешке чека указывается предназначение получаемых из банка сумм). Превышение лимита в кассе не должно быть более трех дней для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий. Организации, имеющие ежедневную денежную выручку, по согласованию с банком могут использовать ее на собственные нужды, например на выдачу заработной платы, хозяйственные расходы и командировки. Для ведения кассовых операций предусматривается должность кассира. При малом объеме операций эти обязанности может выполнять по поручению руководителя любое должностное лицо или главный бухгалтер. При этом руководитель обязан ознакомить его под расписку с порядком ведения кассовых операций и заключить договор о полной материальной ответственности.

На субсчете 50.2 «Операционная касса» учитываются средства, получаемые организацией при расчетах с населением. Если организация кроме расчетов с собственным персоналом производит расчеты с населением, она обязана использовать и регистрировать в налоговых органах контрольно-кассовые машины (ККМ).

На каждой кассовой машине имеется свой заводской номер, который обязательно указывается во всех документах, относящихся к данной машине (кассовом чеке, отчетной ведомости, паспорте, книге кассира-операциониста), а также в документах, отражающих перемещение кассовой машины (например, отправку в ремонт, передачу другой организации). Ключи от контрольно-кассовой машины (кроме ключей для перевода секционных денежных счетчиков на нули), паспорт кассовой машины, книга кассира-операциониста, акты и другие документы хранятся у директора организации, его, заместителя или главного бухгалтера.

В конце рабочего дня кассир должен подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру, а последний — инкассатору.

Правительством России утвержден перечень отдельных категорий организаций, которые в силу специфики своей деятельности либо местонахождения могут не использовать контрольно - кассовые машины. Приход денежных средств оформляется одним приходным кассовым ордером в конце дня с приложением к корешку квитанций. Суммы приходных документов должны соответствовать вывешенным ценникам, прейскурантам на продаваемые товары и оказываемые услуги.

На субсчете 50.3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации денежные документы, ценные бумаги (бланки трудовых книжек, оплаченные курортные путевки, оплаченные авиабилеты, почтовые марки, акции, облигации, векселя), выпускаемые самой организацией или приобретенные на стороне. Для их учета открывается отдельная кассовая книга, а на каждый вид документов— отдельные страницы. Учет поступления денежных документов осуществляется по накладной. Выписывает ее кассир в двух экземплярах при приеме денежных документов.

Выдача денежных документов из кассы осуществляется на основании требования, которое выписывается бухгалтером. Учет денежных документов ведется по номинальной стоимости. При движении денежных документов составляется отдельный кассовый отчет и передается бухгалтеру.

Основные хозяйственные операции по счету 50 «Касса»:

В кассу поступила выручка от продажи товаров:

Дебет сч. 50 «касса»

Кредит сч. 90.1 «выручка»

В кассу поступили паевые взносы пайщиков:

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 80.2 «Паевой фонд»

В кассу поступил платеж за товары, проданные в кредит:

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 73.1 «Расчеты по предоставленным кредитам и займам»

В кассу поступили проценты за товары отпущенные в кредит:

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

В кассу поступили деньги в погашения недостачи товаров:

Дебет сч. 50 «Касса»

Кредит сч. 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Оплаченные наличными деньгами путевки в санатории отражаются бухгалтерской записью:

Дебет сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами», сч. 76 «Прочие дебиторы и кредиторы»

Кредит сч. 50 Касса субсчет 50.1 «Касса организации»;

Дебет сч. 50 Касса субсчет 50.3 «Денежные документы»

Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами», сч.76 «Прочие дебиторы и кредиторы»

При выдаче путевок персоналу бесплатно или с частичной оплатой делают запись:

Дебет сч. 50. «Касса» субсчет 50.1 «Касса организации» — на сумму частичного платежа, внесенного работником,

Дебет сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на суммы, оплаченные организацией.

Кредит сч. 50 «Касса» субсчет 50.З «Денежные документы».

Из кассы выдано пособие на рождение ребенка:

Дебет сч. 69.1 «Расчеты по социальному страхованию»

Кредит сч. 50 «Касса»

Из кассы выплатили материальную помощь работнику:

Дебет сч. 84 «Нераспределенная прибыль»

Кредит сч. 50 «Касса»

Из кассы выданы деньги в под отчет на командировку:

Дебет сч. 70 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит сч. 50 «Касса»

Из кассы сданы деньги на расчетный счет:

Дебет сч. 51 «расчетный счет»

Кредит сч. 50 «Касса»

Приобретенные почтовые марки и проездные билеты ( Дебет сч. 50.З. Кредит сч. 50.1, 51, 76) списываются по мере их расхода, стоимость их в зависимости от характера расходов включается в соответствующие издержки ( Дебет сч. 20, 23, 25, 26, 44. Кредит сч. 50-З), либо в состав прочих расходов ( Дебет сч. 91. Кредит сч. 50.З), либо погашаются за счет средств целевого финансирования (Дебет сч. 86. Кредит сч. 50.З).

Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта) учитываются на забалансовом счете 006 . «Бланки строгой отчетности».


3.1. Учетрасчетов по оплате труда.

Синтетический учет расчетов с персоналом как состоящем, так и не состоящем в списочном составе организации по оплате труда, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту счета 70 отражаются начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, дивидендов и других аналогичных сумм. По дебету счета 70 отражаются удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выплаченных сумм заработной платы, премий, пособий и других удержаний. Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной, но не выданной заработной плате. В синтетическом счете используются мемориальные ордера, оборотные ведомости, главная книга, журналы-ордера.

Учет расчетов по оплате труда с каждым работником ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника. Для идентификации персонала каждому работнику присваивается табельный номер, который указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда. В лицевых счетах учет расчетов по оплате труда ведется нарастающим итогом в течение года, хранятся лицевые счета в архиве организации в течение 75 лет.

Для учета НДФЛ для каждого работника открывается налоговая карточка №1-НДФЛ. Начисление заработной платы и других видов оплат представляет с одной стороны определение суммы долга организации работникам, а с другой – определение соответствующих счетов, на которые должны быть отнесены заработная плата и другие виды оплат. Отнесение заработной платы и других видов оплат на счета по направлению затрат называется распределением.

Начисление и распределение заработной платы производится на основании первичных документов, которые группируются по направлениям затрат и по ним ежемесячно составляется ведомость распределения заработной платы. Начисление дивидендов работникам, являющимися акционерами организации, производится на основании решения общего собрания акционеров. Пособия по временной нетрудоспособности начисляются на основании листков временной нетрудоспособности.

Для правильного отражения начисления заработной платы бухгалтер выбирает тот счет по учету издержек производства и обращения, который соответствует ее виду деятельности организации и структуре производства.

Д20, 23, 25, 26, 29, 28, 44 К70 – начислена оплата труда основным производственным рабочим, рабочим вспомогательного производства, цеховому персоналу, административно-управленческому персоналу, работникам обслуживающих производств, работникам, занятым исправлением брака, работникам торговли и сферы обращения.

Д10 К70 – отражено начисление заработной платы по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов.

Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по де­бету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» и кредиту счета 70.

Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам, производимым за счет средств целевого финансирования и в процессе получения внереализационных или операционных доходов, отражают по дебету счетов 91 «Прочие до­ходы и расходы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисление отпускных отражается на тех же счетах учета затрат, что и начисление заработной платы: Д20, 23, 25, 26, 28, 29,44 К70.

Выплата заработной платы производится из кассы. По просьбе отдельных работников выплаты могут производиться путем безналичных перечислений оплаты труда на банковский счет работника.

Д70 К50 – отражена выплата заработной платы из кассы

Д70 К 51 – отражено безналичное перечисление на счет работника в банке.

В соответствии с Трудовым Кодексом допускается по письменному заявлению работника производить оплату труда в неденежной (натуральной) форме. Передача готовой продукции в качестве заработной платы для организации признается реализацией этой продукции (товаров), поэтому у организации при передаче готовой продукции, товаров в качестве заработной платы возникает обязанность по начислению и уплате НДС. Кроме того, по факту реализации продукции формируется финансовый результат. По окончании отчетного периода возникает обязанность по уплате налога на прибыль.

Выдача заработной платы в натуральной форме отражается:

Д20, 23, 25, 26, 29, 44 К70 – начислена заработная плата работникам организации

Д70 К90-1 – отражена стоимость выданной работникам в натуральной форме заработной платы (готовая продукция по продажным ценам включая НДС)

Д90-3 К43 – списана фактическая себестоимость выданной готовой продукции в качестве заработной платы

Д90-3 К68 – начислен НДС к уплате в бюджет с продажной стоимости выданной готовой продукции в качестве заработной платы.

Д90-9 К99 – определен финансовый результат (прибыль) от продажи продукции.


3.2. Учет доходов будущих периодов

Для учета доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам, используют пассивный счет 98 "Доходы будущих периодов". По кредиту счета учитывают доходы, относящиеся к будущим периодам, предстоящие поступления задолженностей, доходы, возникающие вследствие превышения взыскиваемых с виновников недостающих ценностей над их балансовой стоимостью. По дебету счета отражают списание доходов будущих периодов на счета учета имущества, расчетов, счет 91 "Прочие доходы и расходы".

К счету 98 "Доходы будущих периодов" могут быть открыты следующие субсчета:

98-1 "Доходы, полученные в счет будущих периодов";

98-2 "Безвозмездные поступления";

98-3 "Предстоящие поступления задолженностей по недостачам, выявленным за прошлые годы";

98-4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей" и др.

На субсчете 98-1 учитывают доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, - арендная и квартирная плата, плата за коммунальные услуги, пользование средствами связи и др. Полученные или начисленные суммы доходов отражают по кредиту счета 98, субсчет 1, и дебету счетов учета денежных средств и расчетов; списание доходов на расходы наступившего отчетного периода - по дебету субсчета 98-1 и кредиту соответствующих денежных или расчетных счетов.

На субсчете 98-2 учитывают стоимость безвозмездно полученных активов. Безвозмездно полученные активы отражают по рыночной стоимости по дебету счетов учета имущества (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и др.) с кредита субсчета 98-2. Сумма бюджетных средств, направленных коммерческой организации на финансирование расходов, записывается в кредит субсчета 98-2 и дебет счета 86 "Целевое финансирование".

Суммы, учтенные на кредите счета 98, списывают в дебет этого счета с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы":

по безвозмездно полученным основным средствам - по мере начисления амортизации;

по иным безвозмездно полученным материальным ценностям - по мере их списания на производство или при продаже.

На субсчете 98-3 учитывают предстоящие поступления, задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы. По кредиту субсчета 98-3 отражают выявленные в отчетном году за прошлые годы суммы недостач, признанных виновными лицами или присужденные к взысканию с них судебными органами, в корреспонденции со счетом 94 "Недостачи от потери и порчи ценностей". Одновременно на эти суммы кредитуют счет 94 и дебетуют счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

По мере погашения задолженности по недостачам кредитуют субсчет 73-2 и дебетуют счета учета денежных средств или другого имущества. Одновременно оплаченную задолженность отражают по дебету счета 98, субсчет 3, и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".

На субсчете 98-4 учитывают разницу между взыскиваемой с виновных лиц суммой за недостающие ценности и их учетной стоимостью. Выявленную разницу отражают по кредиту счета 98, субсчет 4, и дебету счета 73, субсчет 2. При погашении задолженности по выявленной разнице кредитуют субсчет 73-2 и дебетуют счета учета денежных средств или другого имущества. Одновременно погашенную часть разницы списывают в дебет субсчета 98-4 и кредит счета 91.

Аналитический учет по счету 98 осуществляют:

по субсчету 1 - по каждому виду доходов;

по субсчету 2 - по каждому безвозмездному поступлению ценностей;

по субсчету 3 - по каждому виду недостач;

по субсчету 4 - по видам недостающих ценностей.

3.3. Учет расходов будущих периодов

Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме того, к расходам будущих периодов относят: расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд); расходы по оплате аренды объектов основных средств или их отдельных частей (помещений); расходы на рекламу; на приобретение лицензий; расходы, связанные с оплатой услуг телефонной и радиосвязи, перечисляемой за последующие периоды, и др.

Учет расходов будущих периодов осуществляют по дебету активного счета 97 "Расходы будущих периодов" с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 50, 51, 69, 70, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями. Например, расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года на счете 97, списывают ежемесячно либо пропорционально объему производства по месяцам, либо пропорционально плановым затратам на ремонт основных средств, либо равномерно по месяцам.

Из общего состава расходов будущих периодов отдельной калькуляционной статьей по счету 20 "Основное производство" отражают лишь расходы по подготовке и освоению производства. Остальные расходы будущих периодов списывают со счета 97 в дебет собирательно-распределительных (25, 26) или других счетов.

Расходы на рекламу, относящиеся к будущим периодам, также учитываются по дебету счета 97 и кредиту счета 76, с последующим списанием расходов с кредита счета 97 в дебет счетов учета затрат на производство и расходов на продажу.

ПБУ 14/2000 не включает в состав нематериальных активов расходы, связанные с приобретением лицензий. В связи с этим расходы по приобретению лицензий целесообразно учитывать на счете 97 в качестве расходов будущих периодов. С кредита счета 97 стоимость лицензий в течение срока их действия списывается равномерно по месяцам на счет 26 "Общехозяйственные расходы" или 44 "Расходы на продажу".

3.4. Учет прибылей и убытков

Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 "Прочие доходы и расходы". К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

91-1 "Прочие доходы";

91-2 "Прочие расходы";

91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

На субсчете 91-1 "Прочие доходы" учитывают поступления активов, признаваемых прочими доходами (за исключением чрезвычайных).

На субсчете 91-2 "Прочие расходы" учитывают операционные и внереализационные расходы, признаваемые прочими расходами (за исключением чрезвычайных).

Субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91-1 и 91-2 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-1 и кредитового оборота по субсчету 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, на отчетную дату счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо не имеет.

По окончании отчетного года субсчета 91-1 и 91-2 закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.

3.5. Учет операционных доходов и расходов

Состав операционных доходов и расходов определен ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия имущества, кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров), и от участия в других организациях: поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль или убыток от участия в совместной деятельности.

Учет доходов и расходов от продажи активов (за исключением готовой продукции и товаров). При выбытии амортизируемого имущества вследствие продажи, списания в связи с окончанием срока полезного использования и по другим причинам, безвозмездной передачи сумму амортизации основных фондов и нематериальных активов списывают в дебет счетов 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов" с кредита счетов 01 "Основные средства" и 04 "Нематериальные активы". Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов списывают с кредита счетов 01 и 04 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". В дебет счета 91 списывают также все расходы, связанные с выбытием амортизируемого имущества (включая НДС по проданному имуществу).

При выбытии материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие продажи, списания в связи с порчей, безвозмездной передачи их стоимость списывают в дебет счета 91. Сумму задолженности покупателей за проданное имущество отражают по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 91.

Учет прочих операционных доходов и расходов. При осуществлении операций по вкладам в уставные капиталы других организаций и по вкладам участников простого товарищества в общее имущество товарищей неденежными средствами обычно возникает разница между стоимостью передаваемого имущества и согласованной оценкой вклада. Эта разница отражается в зависимости от ее значения по кредиту или дебету счета 91 (превышение согласованной стоимости над учетной отражается по дебету счета 58 "Финансовые вложения" и кредиту счета 91; обратное соотношение - по дебету счета 91 и кредиту счета 58).

Доходы от участия в других организациях можно учитывать:

1) по фактическому поступлению денежных средств;

2) по предварительному начислению доходов и записи на счетах.

При первом варианте по мере поступления денежных средств дебетуют счета 50, 51, 52, 55 и кредитуют счет 91 "Прочие доходы и расходы".

При втором варианте начисленные доходы оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму доходов от вкладов в уставный капитал других организаций, арендной платы и дивидендов

Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" - на всю сумму начисленных доходов

Поступившие платежи по доходам отражают по дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 76.

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, оформляют бухгалтерскими записями в том же порядке, как и доходы от участия в других организациях. Проценты, уплаченные за предоставление в пользование денежных средств организации, обычно списывают в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" с кредита счетов учета денежных средств.

Отчисления в оценочные резервы (под снижение стоимости материальных ценностей, под обеспечение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам) отражают по дебету счета 91 и кредиту счетов 14 "Резервы на снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" и 63 "Резервы по сомнительным долгам". Неиспользованные резервы в периоде, следующем за периодом их создания, списывают в дебет счетов 14, 59 и 63 с кредита счета 91.

3.6. Учет внереализационных доходов и расходов

В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 внереализационными доходами и расходами являются:

штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, полученные и уплаченные;

активы, полученные и переданные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение и возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы кредиторской, депонентской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки и уценки активов;

перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

прочие внереализационные доходы и расходы.

Поступления от уплаты штрафов, пеней, различных неустоек и других видов санкций отражают по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" и дебету счетов учета денежных средств и расчетов с дебиторами.

Уплаченные организацией суммы штрафов, пеней, неустоек и суммы от других санкций отражают по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" с кредита счетов учета денежных средств. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов по внереализационным операциям не включают, а относят на уменьшение прибыли по счету 99 "Прибыли и убытки".

Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", убытки оформляют обратной бухгалтерской проводкой.

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списывают в дебет счета 76 и кредит счета 91. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается с кредита счета 76 на счет средств резерва сомнительных долгов (63) или в дебет счета 91.

Положительные курсовые разницы в зависимости от объекта учета оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 58 "Финансовые вложения" - на разницу по операциям с финансовыми вложениями

Дебет счетов 50 "Касса", 52 "Валютный счет" - на разницу по денежным средствам в валюте

Дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (по операциям выдачи валюты под отчет) и других счетов

Кредит счета 91

По задолженности перед поставщиками и подрядчиками положительную курсовую разницу отражают по кредиту счета 91 и дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Отрицательные курсовые разницы оформляют обратными бухгалтерскими проводками по отношению к положительной курсовой разнице.

Суммы дооценки активов списывают с кредита счета 91 в дебет счетов учета активов, сумма уценки активов оформляется обратной бухгалтерской записью.

В дебет счета 91 с кредита различных счетов списывают расходы, связанные с благотворительной деятельностью, осуществлением следующих мероприятий: спорта, отдыха, развлечений, культурно-просветительского характера и иных аналогичных.

Прочие внереализационные расходы и потери списываются с дебета или кредита соответствующих счетов в момент их выявления на счет 91. Например, затраты по аннулированным производственным заказам списывают в дебет счета 91 с кредита счетов 20 "Основное производство" (на стоимость неиспользованных полуфабрикатов, деталей и узлов), 97 "Расходы будущих периодов" (на сумму затрат по подготовке производства, относящихся к аннулированным заказам) и др.

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

3.7. Учет чрезвычайных доходов и расходов

К чрезвычайным доходам ПБУ 9/99 относит поступления, возникающие как последствия обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, приходуют по дебету материальных, расчетных и других счетов с кредита счета 99 "Прибыли и убытки". Например, стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания пришедшего в негодность по чрезвычайным обстоятельствам имущества, приходуют по дебету счета 10 "Материалы" с кредита счета 99.

В соответствии с ПБУ 10/99 в составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Потери и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, списываются в дебет счета 99 с кредита счетов материальных ценностей (утраченных или израсходованных при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств), расчетов с персоналом по оплате труда (по работникам, занятыми ликвидацией последствий стихийных бедствий), денежных средств и т.п.

При списании стоимости имущества, утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств, амортизируемое имущество относят в дебет счета 99 по остаточной стоимости (с кредита счетов 01 и 04), а остальное имущество - по фактической себестоимости (с кредита счетов 08, 10, 11, 20, 21, 23, 29, 41, 43, 50, 58 и др.). При этом организации, учитывающие материалы по учетным ценам, к бухгалтерской записи по списанию материалов по учетным ценам (дебет счета 99, кредит счета 10) составляют дополнительную бухгалтерскую запись на списание отклонений, приходящихся на утраченные материалы. Суммы отклонений списывают на счет 99 со счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" принятым в организации способом.

В дебет счета 99 списывают не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев (со счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"), а также стоимость животных, павших или забитых в связи с эпизоотией, стихийными бедствиями и иными чрезвычайными обстоятельствами (с кредита счета 11 "Животные на выращивании и откорме").




3.8. Назначение и структура счета 99 "Прибыли и убытки"

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:

а) финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);

б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов.

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 "Продажи". Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".

Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы", с которого затем ежемесячно списывают на счет 99.

Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

Кроме того, по дебету счета 99 отражают начисленные платежи на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам". Платежи по перерасчетам по налогу на прибыль также отражаются на счетах 68 и 99.

По окончании отчетного года счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84.

Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.


Список используемой литературы:

Бухгалтерский учет / Учебное пособие / Кондраков Н.П. – «ИПБ-БИНФА», 2002 г.

Бухгалтерский (финансовый) учет / Учебное пособие / В.П.Астахов – М.- Ростов н/Д, 2004 г.

Федеральный з-н «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ

Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г.)

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению.

Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2003

Бухгалтерский учет / Основные документы. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2002 г.

Бухгалтерский учет / Практ. пособие по бух. учету, финансам и налогообложению: Инжиниринго-Консалтинговая компания «ДеКА», 2001 г.

Бухгалтерский учет / Учеб. для вузов / Под ред. П.П. Новиченко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003

Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Ю.А.Бабаева.- М.: Вузовский учебник, 2003.

Теория бухгалтерского учета / Учебное пособие/Попова Э.А. – М., 2006 г.

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая, гл. 25 ст. 248-255) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ принят ГД ФС РФ 19.07.200 г. с изм. и доп., вступившими в силу с 08.07.2006 г.


i Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-23). ПБУ 1/2008, гл. 1, 2.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.