1.1.Классификация и оценка материальных запасов. Методы оценки материальных ценностей в текущем учете
Материально-производственные запасы- это часть имущества, используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи (сырье, материалы, готовая продукция, товары)
Классификация материалов:
· Сырьё и основные материалы-предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную основу продукта. Сырьем называют продукцию с/х и добывающей промышленности (зерно, скот),а материалами -продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань)
· Вспомогательные материалы- используются для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств, для ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве)
· Покупные полуфабрикаты- сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся ещё готовой продукцией
· Возвратные отходы производства- остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие свои потребительские свойства исходного сырья(опилки, стружка)
Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.
Для учета производственных запасов применяют следующие синтетические счета:
10 «Материалы»
11 «Животные на выращивании и откорме»
12 «Малоценные и быстроизнашиваемые предметы»
13 «Износ малоценных и быстроизнашиваемых предметов»
14 «Переоценка МЦ»
15 «Заготовление и приобретение материалов»
16 «Отклонение в стоимости материалов»
На малых предприятиях все производственные можно учитывать на одном счете 10.
Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды, сорта, марки. Каждому наименования присваивается номенклатурный номер и записывается в специальном реестре, называющимся номенклатурой – ценником.
Материально – производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по факту себестоимости.
Фактическая себестоимость = сумме фактических затрат организации на приобретение – НДС.
Фактическая себестоимость материально- производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации определяется исходя из их денежной оценки, согласно с учредителями (участниками) организации.
Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте переводится в рубли путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ,действующему на дату принятия к БУ организацией запасов по договору.
1.2.Учет заготовления и приобретения материалов
В соответствии с инструкцией по применению плана счетов, материалы учитываются на счете 10 «Материалы», по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.
Фактическая себестоимость приобретенных(заготовленных) материалов складывается из стоимости по ценам приобретения и расходов по заготовке и доставке этих ценностей на предприятие. Перечень расходов, включенных в состав расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие регулируется составными нормативными актами.
При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретенным ценностям отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов»
Учетные цены применяются на предприятии с большим количеством материалов, широкой номенклатурой.
1.3.Варианты учетной политики по приобретению и заготовлению материалов
Предприятие может выбрать один из двух вариантов учета:
1.без использования счетов 15 и 16 (фактическая себестоимость)
2.с их использования (по учетным ценам)
При выборе первого варианта записи на счетах имеют вид:
Д10 К60, 20, 23, 71, 76 – оприходование приобретенных материалов. Отражается по фактической себестоимости.
При выборе 2 варианта,на основе поступивших документов делаются записи:
Д15 К60, 20,23, 71, 76 – поступление расходных документов на материалы по учетным ценам
Д10 К15 – оприходованы фактически поступившие материалы по учетным ценам
Д16 К15 – в конце месяца выявленный остаток на счете 15 списывается в дебет счета 16.
Д20 К16 – если фактическая себестоимость материалов меньше учетной цены, составляется проводка сторно, если больше составляется обычная проводка.
1.4.Аналитический учет материалов на складе и а бухгалтерии
Учет материалов на складах.
Склады используются для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запчастей и др.материалов.
Кроме центральных заводских складов существуют кладовые, выполняющие функции промежуточных складов.
На складах материалы размещают по секциям. Это обеспечивает быструю приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту)
Учет движения и остатков материалов осуществляется в карточках учета материалов. На каждый номенклатрный номер открывают отдельную карточку. Их открывают в бухгалтерии.
Ведение учета материалов также допускется в книге учета материалов.
В цехах, имеющих кладовые, материально – ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию.
Учет материалов в бухгалтерии.
Все первичные документы по движению материалов со складов поступают в бухгалтерию, где они проверяются и формируются в пачки и передаются затем на вычислительную установку.
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета. Учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении.
При втором варианте все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитывают по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов,записывают в оборотные ведомости, составленные в натуральной и денежной форме по каждому складу отдельно. Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета,поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета.
При сальдовом методе учета материалов используют в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.
Целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором вариант
1.5.Учет и оценка отпуска материалов в производство
Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада непосредственно для изготовления продукции, а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.
При отпуске материалы должны быть измерены в соответствующих единицах измерения(шт., кг,л и т.д.)
В первичных документах на отпуск материалов со складов организации в подразделения указывают наименование материала,количество,цену,сумму,а также назначение (лимитно-заборная карта, требование-накладная). Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе норм расхода материалов.
Исходя из конкретных условий деятельности организации,она ожет использовать другие,самостоятельно разработанные формы учетных документов.
Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов,а также для контроля за соблюдением лимитов. На каждый склад выписывается отдельно в конце месяца и сдается в бухгалтерию.
Отпуск материалов со склада подразделений организации может оформляться путем записи непосредственно к картах складского учета. Следовательно,расходные документы не оформляются. В этом случае карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичных документов.
Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции и статьям расходов, организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов.
Способы определения стоимости использованных материальных затрат,относимых на с/с продукции:
1. Оценка материалов по средневзвешенной фактической с/с (СФС равна отношению суммы фактической с/с остатка на начало месяца и приобретенным в отчетном месяце материальных ресурсов к сумме количества материальных ресурсов на начало месяца(в нат.выражении) и заготовленных за месяц)
2. Оценка метериалов методом ФИФО.
Конкретные методы оценки предусматриваются в учетной политике предприятия.
1.6.Учет продажи и прочего выбытия материальных ценностей
В результате хозяйственной деятельности может возникнуть потребность в продаже части материалов . такая ситуация может возникнуть по разным причинам, например,в связи с необходимостью реализации излишних запасов атериалов.
Задачи учета продажи и прочего выбытия:
· Отражение факта выбытия
· Исчисление финансового результата
Для учета доходов(расходов) для их продажи используют счет 91 «Прочие доходы и расходы»,могут быть открыты субсчета:
91.1- «Прочие доходы»
91.2- «Прочие расходы»
По кредиту этого счета отражают доходы,и по дебиту- расходы.
Д62 К91.1 – отражена вручка от продажи
Д91.1 К68 – НДС
Д91.2 К10 – списана балансовая стоимость
Д91.9 К99 – списан финансовый результат(прибыль)
Доходы и расходы,связанные с продажей (выбытием) материалов, классифицируются для формирования показателей Отчета о прибылях и убытках в качестве операции доходов и расходов.
1.7.Инвентаризация материальных ценностей и отражение в учете ее результатов
ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и др.необходимых данных.
Инвентаризация, как правило, проводится в порядке расположения ТМЦ в данном помещении. После проверки ценностей вход в помещение опломбируется, и комиссия переходит в следующее помещение.
ТМЦ, поступающие во время инвентаризации, принимает материально-ответственное лицо в присутствии членов комиссии и приходуют после инвентаризации.
Эти ценности заносят в отдельную опись (дата, поставщик, №приходного документа, наименование товара, количество, цена, сумма), а на приходном документе с подписью председателя комиссии, делается отметка «после инвентаризации».
При длительном проведении инвентаризации ,материалы могут быть отпущены в производство, при этом они заносятся в отдельную опись- «ТМЦ, отпущенные в производство во время инвентаризации».
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и в ремонт, записываются в отдельную опись на основании ведомостей-накладных.
Тару заносят в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (б/у, новая)
На тару, пришедшую в негодность, комиссия составляет акт на списание с указанием причин.
Сроки проведения инвентаризации и перечень проверяемых материалов устанавливает руководство предприятия.
При выявлении недостачи делаются следующие проводки:
Д94 К10
При обнаружении виновных лиц:
Д73 К94
Если виновные лица не обнаружены, расходы списываются:
Д91 К94
Естественная убыль – это потеря (уменьшение количества товара при сохранении его качества) вследствие естественного изменения биологических или физико-химических свойств тех или иных ценностей. Убыль может быть вызвана, например, усушкой, утруской, процессами испарения. В документе отмечается, что не относятся к естественной убыли технологические и аварийные потери, недостачи по причине брака, потери при ремонте и т. п. Это касается и тех потерь, которые возникают при хранении и транспортировке запасов из-за нарушения стандартов, правил техэксплуатации, повреждения тары.
В настоящее время нормы разработали только два ведомства (Минсельхоз России и Минпромнауки России), и то не для всех товаров.
В таблице представлены виды материально-производственных запасов, по которым нормы уже утверждены:
Вид продукции | Документ |
Зерно, продукты его переработки и семена масличных культур при хранении | Приказ Минсельхоза России от 23.01.2004 № 55 |
Химическая продукция при хранении | Приказ Минпромнауки России от 31.01.2004 № 22 |
Металлургическая продукция при перевозках железнодорожным транспортом | Приказ Минпромнауки России от 25.02.2004 № 55 |
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) | Приказ Минсельхоза России от 16.08.2006 № 235 |
Сливочное масло, упакованное монолитами в пергамент и пакеты-вкладыши из полимерных материалов при хранении | Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 № 266 |
Сыры и творог при хранении | Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 № 267 |
Столовые корнеплоды, картофель, плодовые и зеленные овощи при хранении | Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 № 268 |
Мясо, субпродукты птицы и кроликов при хранении | Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 № 269 |
Продукция и сырье сахарной промышленности при хранении | Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 № 270 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖИНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский учет»
По теме: «Учет материальных ресурсов»
Вариант №20
Выполнила:
студентка группы Т-302
Логинова Дарья
Проверила:
Бурашникова А.Ф.
Дата:_______________________
г.Набережные Челны
2010г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |