на тему:
"Годовая бухгалтерская отчетность организации, порядок составления и анализ ее основных показателей"
Пермь 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Содержание и составление бухгалтерской отчетности 5
Основные требования, предъявляемые к составлению отчетности. 7
2.Характеристики основных форм отчетности. 10
3.Учетные процедуры для составления бухгалтерской отчетности. 14
4.Новые бухгалтерские стандарты автоматизации учета. 18
1.1.Круг пользователей бухгалтерской отчетности. 20
Список использованной литературы: 22
Основные нормативные документы. 22
Список литературы 23
Введение
Отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положениях предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Она содержит сведения о реализованной продукции, затратах на производство продукции, состоянии хозяйственных средств и источниках их образования.
Основная задача отчетности - изыскание резервов дальнейшего роста и совершенствования деятельности предприятия, стабильности на рынке. По данным отчетности руководитель предприятия отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями, государством.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, и является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Предприятие обязано составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Ежемесячная отчетность составляется только для внутренних потребителей, без представления ее в установленные адреса, и состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках.
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны храниться на предприятии не менее пяти лет.
По видам отчетность подразделяется на налоговую, бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Налоговая отчетность содержит свод финансовых результатов по уплате налогов.
Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятий как в натуральном, так и стоимостном выражении, и составляется по данным статистики, бухгалтерского и оперативного учета.
Состав, содержание и сроки представления отчетности утверждаются Минфином Российской Федерации. В состав бухгалтерской отчетности входят:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о прибылях и убытках;
- Пояснительная записка;
- Приложения, предусмотренные нормативными актами;
- Пояснительная записка к балансу;
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
Основными документами, определяющими порядок формирования показателей отчетности, являются:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. №34н, с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина РФ от 30 декабря 1999г. №107н, от 24 марта 2000г. №31н, от 18 сентября 2006г. №116н, от 26 марта2007г. №26н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ/ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06 июля 1999г. №43н, с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 18 сентября 2006г. №115н;
- приказ Минфина РФ от 22 июля 2003г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» с изменениями, внесенными приказом Минфина РФ от 18 сентября 2006г. №115н.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете в РФ» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ, все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результат хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
Данные отчетности используются внешними (для данного предприятия) пользователями для оценки ликвидности, эффективности деятельности предприятия, при выборе партнеров.
Отчетность необходима также и для оперативного руководства хозяйственной деятельностью, для принятия правильных управленческих решений. Отчетность должна быть достоверной и своевременной. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении предприятия, финансовые результаты его деятельности и изменениях в его финансовом положении.
Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Изучение отчетности раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности имеют возможность:
• принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;
• избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;
• оценить целесообразность приобретения активов того или иного предприятия;
• правильно построить отношения с имеющимися заказчиками;
• оценить финансовое положение потенциальных партнеров;
• принять в расчет возможные риски предпринимательства.
При составлении годового отчета предприятия руководствуются следующими принципами ведения бухгалтерского учета:
• соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики исходя из порядка, установленного законодательством.
• Изменение в учетной политике по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено объяснительной запиской к годовому отчету;
• полнота отражения за отчетный год всех хозяйственных операций;
• правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду;
В бухгалтерских отчетах не допускается никаких подчисток и помарок. В случае исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяются лицами, подписавшими отчет, с указанием даты исправления.
Надежность выводов, полученных внешними пользователями на основе публичной бухгалтерской отчетности, во избежание неправильного информирования публикуемые в отчетах сведения предварительно проходят проверку на соответствие действующим требованиям. Эта работа выполняется бухгалтерами-аудиторами, имеющими лицензии, на проведение бухгалтерских проверок. В аудиторском заключении дается общая оценка публикуемых отчетных данных и финансового положения предприятия.
Достоверность является другим важнейшим признаком качества учетной информации, гарантирующим ее пользователям. Объективное описание деятельности предприятия, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений. Она означает, что сведения, приводимые в отчетности, должны быть обоснованы и подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации. На достоверность оказывают влияние следующие факторы:
• правдивость представляемых данных. Для обеспечения достоверности требуется, чтобы информация отражала именно те явления, для которых она предназначена;
• преобладание содержания над формой. Иногда операции, представленные в бухгалтерских отчетах, допускают различное толкование. Предприятиям в своих отчетах следует особо выделять экономическое содержание операций;
• нейтральность. Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям;
• осмотрительность. В момент подготовки отчетов точно определить последствия невозможно, поэтому составителям отчетов при оценке последствий необходимо проявлять осмотрительность;
• сопоставимость. Позволяет пользователям проводить анализ хозяйственной деятельности предприятия. Кроме требования достоверности, отчетность должна отвечать следующим основным требованиям.
• Своевременность — предполагает представление отчетности в соответствующие инстанции в установленный срок. Все организации (за исключением бюджетных) обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала, годовую — в течение 90 дней по окончании отчетного года.
• Полнота — отчетность должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самой организации, так и филиалов, представительств и иных структурных подразделений.
• Доступность — отчетность должна быть доступна всем заинтересованным юридическим и физическим лицам.
• Тождественность данных синтетического и аналитического учета — подтверждается первичной документацией, на основе которой составляется бухгалтерская отчетность.
• Сопоставимость отчетных и плановых показателей, отражаемых в отчетности. В целях обеспечения сопоставимости данных изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При отсутствии сопоставимости данные за период, предшествовавший отчетному, подлежат корректировке.
Таким образом, требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности, в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к формированию текущего бухгалтерского учета.
Таким образом бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются МинфиномРФ.
Министерства и ведомства РФ, республик, входящих в состав РФ, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ.
Организация составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.
В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская
отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ.
Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества этих организаций и источники его формирования.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по организациям, по которым на них возложены координация и регулирование деятельности.
Объединения юридических лиц, созданные на добровольных началах организациями (союзы, ассоциации), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном в учредительных документах этих объединений.
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.
Отчетность — система взаимосвязанных показателей бухгалтерского учета, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период времени.
Отчетность составляется на основании данных всех видов текущего учета — бухгалтерского, статистического и оперативного и потому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности предприятия. Она является завершающим этапом учетной работы. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы предприятия, а также для проведения экономического анализа на самом предприятии. Кроме того, отчетность необходима для руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
Отчетность может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах.
Между бухгалтерским учетом и отчетностью необходима такая связь, при которой получаемые в учете итоговые данные входят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.
Предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ по единой форме. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам.
Отчеты предприятий подразделяются по трем основным признакам: по объему сведений, включаемых в отчеты; целям, для которых составляются отчеты; периодам, охватываемым отчетностью.
По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность.
Частная отчетность включает информацию о работе предприятия на одном участке его деятельности.
Общая характеризует хозяйственную деятельность предприятия в целом.
По назначению отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей — заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении предприятия. В соответствии с международной практикой она обязательно подлежит опубликованию, по этому ее называют «публичной».
Внутренняя вызывается потребностью самого предприятия. В зависимости от периода отчетность подразделяется на текущую и годовую.
Периодическая (текущая) отчетность составляется на внутригодовую дату. Периодические отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют: ежедневную, еженедельную, месячную, квартальную, полугодовую и за 9 месяцев.
Годовой отчет составляется по окончании года. Он представляется собственникам, налоговой инспекции, органам государственного управления. Срок представления годового отчета — до 1 апреля следующего за отчетным года, квартального — не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
Квартальная бухгалтерская отчетность состоит из баланса организации (ф. № 1) и отчета о прибыли и убытках (ф. № 2).
Сведения в отчете представляются в валюте РФ. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому виду, а затем производится перерасчет по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. В настоящее время ф. № 2 отчета включает разделы:
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
2. Расшифровка отдельных прибылей и убытков.
Годовая бухгалтерская отчетность включает: а) типовые формы:
бухгалтерский баланс (ф. № 1);
отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
N3 "Отчет об изменениях капитала ";
№4 "Отчет о движении денежных средств";
№5 "Приложение к балансу";
№6 Целевое использование полученных средств;
Расчет чистых активов акционерного общества;
б) специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;
в) пояснительную записку к годовому отчету (за исключением субъектов малого предпринимательства);
г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с законодательством она подлежит аудиту.
Содержание типовых форм бухгалтерской отчетности и порядок их заполнения изложены в Приказе Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н, (ред. от 19.09.2006).
В соответствии с данными рекомендациями в пояснительной записке приводятся краткая характеристика деятельности организации, основные ее показатели, факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты, а также решения по итогам рассмотрения годового бухгалтерского отчета и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации.
При изменении вступительного баланса на начало года в пояснительной записке объясняются причины изменений.
В пояснительной записке должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике и их последствия в стоимостном выражении.
Головная организация, имеющая дочерние и зависимые общества, в пояснительной записке приводит сведения об их наличии, месте нахождения, наименовании и виде деятельности.
В основных показателях деятельности организации могут быть приведены характеристика отдельных видов имущества, динамика и причины их изменений, влияние этих изменений на финансовые показатели.
При оценке финансового состояния организации на краткосрочную перспективу приводятся показатели оценки структуры баланса и платежеспособности (текущей платежеспособности, восстановления и утраты платежеспособности, обеспеченности собственными оборотными средствами), а на длительную перспективу - характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и т.п.
Целесообразно в пояснительной записке привести также показатели деловой активности организации (широта рынков сбыта продукции, репутация организации, показатели эффективности использования ресурсов, степень выполнения плановых заданий и др.), ближайшую и отдаленную перспективу.
Малые предприятия вправе представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной процедуре и формам отчетности.
В состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только ф. № 1 "Бухгалтерский баланс" и ф. № 2 "Отчет о прибыли и убытках". Пояснительная записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется.
Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и
аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные предприятия являются сложными объектами учета себестоимости продукции. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов отраслей и производства, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности: исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счета Организация представляет в обязательном порядке годовую бухгалтерскую отчетность:
учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;
государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре). Представление бухгалтерской отчетности в другие адреса и с иной периодичностью производится в случаях, предусмотренных налоговым и иным законодательством РФ или учредительными документами.
Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую отчетность – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской отчетности устанавливают участники (учредители) организации.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель этой организации и специалист, ведущий бухгалтерский учет,
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным годом и квартальную - не позднее 60 дней по окончании отчетного периода.
В состав публикуемой бухгалтерской отчетности включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
Министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти РФ представляют сводную квартальную бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых на них возложены координация и регулирование их деятельности, не позднее 45 дней по истечении отчетного периода, в годовую - не позднее 25 апреля следующего за отчетным года Министерству экономики РФ, Министерству финансов РФ и Госкомстату РФ.
Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме форм, установленном Министерством финансов РФ для юридических лиц в соответствии с ПБУ,
При составлении сводной годовой бухгалтерской отчетности основное общество, имеющее вклады в дочерние и зависимые общества, руководствуется следующим:
показатели активов и пассивов балансов дочерних обществ необходимо складывать. В случае когда участие основного общества в уставном капитале дочернего общества менее 50%, показатели активов и пассивов баланса такого дочернего общества складываются исходя из доли участия в уставном капитале;
показатели баланса, отражающие взаимные расчеты и обязательства основного и дочернего общества, в сводную отчетность не включаются;
прибыль дочерних обществ необходимо суммировать; показатели отчета о прибылях и убытках, отражающие взаимные объемы реализации между основным и дочерним обществом, и затраты, приходящиеся на них, а также прочие взаимные доходы и расходы, в сводную отчетность не включаются;
дивиденды, выплачиваемые дочерним обществом основному обществу, в сводной отчетности не отражаются. В отчетности показывают только дивиденды, выплачиваемые (начисленные) основным обществом;
инвестиции основного общества в дочернее общество и, соответственно, уставный капитал дочернего общества в части, внесенной основным обществом, в сводную отчетность не включаются;
показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную отчетность основного общества за отчетный период начиная с даты регистрации дочернего общества.
Основное общество, имеющее вложения в зависимое хозяйственное общество, не включает в сводную бухгалтерскую отчетность показатели бухгалтерской отчетности зависимых обществ. В составе пояснительной записки к сводной бухгалтерской отчетности основное общество в разделе, посвященном финансовым вложениям, делает расшифровку своих вложений относительно каждого зависимого общества. В расшифровке приводятся данные о наименовании зависимого общества, его юридическом адресе, величине уставного капитала, доли в общей сумме вклада, а также изложены намерения о дальнейшем участии.
Закон "Об акционерных обществах" определяет обязанность создания резервного фонда, а также фонда акционирования работников АО, который используется исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами для размещения впоследствии среди своих работников. Как видим, Законом не предусмотрена возможность расходования прибыли на мероприятия, определяемые исполнительным органом (дирекцией) организации. Руководство организации ведет хозяйственную деятельность, которая анализируется, с одной стороны, государственными органами с точки зрения соблюдения налогового законодательства,
а с другой - собственниками с точки зрения рационального использования вверенных им средств. Для государственных органов важно знать, правильно ли рассчитана налогооблагаемая база по любому налогу (на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость) и сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Для собственников важно правильно определить не только себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ, услуг, но и направления использования средств, остающихся после уплаты налогов: на расширение производства, на увеличение товарооборота, причины убытков и т.п. Деловых партнеров (кредиторов, поставщиков) при заключении контрактов интересует фактическое финансовое состояние организации: наличие неиспользованной прибыли, свободных денежных средств, ликвидность активов и т.д., а также оценка деятельности организации специалистом - независимым экспертом.
В качестве такого эксперта выступает аудитор (аудиторская фирма), который подтверждает достоверность финансовой отчетности. Получив обоснованное аудиторское заключение собственник сможет более точно и компетентно оценить действия исполнительного органа.
Для того, чтобы эффективно провести автоматизацию, следует, в первую очередь, хорошо представлять себе что же такое автоматизированный бухучет. На первый взгляд все просто и даже такая постановка вопроса кажется несколько надуманной, потому что автоматизированный бухучет - это просто когда бухучет ведется на компьютере. Вот такое заблуждение и служит причиной большого количества неудачных попыток автоматизации. Следует осознать, что внедрение бухгалтерской программы эффективно только тогда, когда следствием внедрения является повышение эффективности и улучшение качества ведения бухучета на предприятии. Это может выражаться в:
Упорядочении бухучета. Если при бумажной бухгалтерии для получения какой-либо информации, например специфической выборки оборотов по субсчету счета 60, требовалось несколько часов работы, то на компьютере – выбрав необходимого контрагента мы увидим все обороты за необходимый период деятельности.
Увеличении количества информации, получаемой из бухучета. Раньше можно было увидеть аналитику по 41 счету только в каком-нибудь одном разрезе, сейчас, на компьютере - в нескольких.
Снижение числа бухгалтерских ошибок. Это очень важный фактор, если учитывать величину штрафов и пеней за сокрытие налогооблагаемых величин, причиной которого, как правило являются именно бухгалтерские ошибки, а не некий злой умысел.
Повышение оперативности бухучета. Если раньше, при бумажном бухучете, бухгалтера не поспевали за первичкой и делали проводки с опозданием, а квартальный и годовой отчет сдавался в последний момент, то сейчас это прекратилось.
Другие факторы, зависящие от специфики каждого конкретного предприятия.
На сегодняшний день без автоматизации и компьютерных программ не обойтись. Бухгалтерия, которая раньше была перегружена текущей работой, сейчас, "при компьютерах", работы не становится меньше, «компьютер» - это только свод деятельности предприятия.
Таким образом, можно сказать, что автоматизация бухучета - это процесс, при котором в результате перевода бухгалтерии на компьютер повышается эффективность и улучшается качество ведения бухучета на предприятии. Значит перед тем как принимать решение об автоматизации бухучета следует выделить, что и как эта автоматизация должна в бухгалтерии улучшить, это и будет целью автоматизации.
Подготовка к автоматизации.
Еще одним распространенным заблуждением является то, что автоматизация бухучета начинается с покупки программы и затем происходит "введение данных в программу". Для того, чтобы перевод бухгалтерии на компьютер был эффективен и дал результат, о котором говорилось в предыдущем разделе, начинать необходимо с подготовки, которую условно можно разбить на пять этапов.
Этап I. Оптимизация бухучета.
Как уже отмечалось, автоматизация имеет смысл лишь тогда, когда она что-то улучшает в бухгалтерии, поэтому начинать надо с выявления того, как и что можно улучшить.
Дело в том, что все хорошие современные пограммы по автоматизации бухучета - очень гибкие системы, они позволяют настраивать на нужды конкретного предприятия буквально все, начиная от плана счетов и кончая формами отчетности в налоговую инспекцию. Проводится анализ имеющейся на предприятии системы бухучета, а именно:
1. Применяемый план счетов и использование конкретных счетов.
2. Применяемая аналитики по различным счетам.
3. Использующиеся типовые проводки для отражения типовых хозяйственных операций.
4. Формы и содержание первичной документации.
5. Формы учетных регистров.
Анализ производится на предмет того, что можно изменить для улучшения бухгалтерского учета (см. предыдущий раздел). Вот конкретный пример. Если организация оказывает услуги и реализацию учитывает по оплате, то при получении на расчетный счет реализации можно сразу же автоматически начислять не только НДС, но и налоги на пользователей автодорог. В результате в любой момент можно будет посмотреть кредитовый остаток по счету 68. Информативность бухучета улучшилась. Ясно, что для проведения такой оптимизации требуется высококвалифицированный и опытный специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, каким является, например, аудитор или опытный главбух.
Предприятия (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) представляют в обязательном порядке квартальную и годовую отчетность следующим пользователям:
собственникам (органам, уполномоченным управлять государственным имуществом; участникам, учредителям в соответствии с учредительными документами);
органу государственной налоговой инспекции;
другим государственным органам, на которые в соответствии с действующим законодательством возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности;
органу государственной статистики.
Пользователей бухгалтерской отчетности можно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.
Администрацию организации представляют Совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.
Представители администрации - одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия, например, больше всего интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.
Сторонние пользователи бухгалтерской отчетности с прямым финансовым интересом - сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.
Сторонние пользователи информации о бухгалтерской отчетности с непрямым (косвенным) финансовым интересом - налоговые органы, казначейство, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).
Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией предприятия, необходимой для проверки правильности уплаты (федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость (НДС) и на заработную плату, акцизов.
Представителям Пенсионного фонда предоставляется декларация по страховым взносам в ПФР, Фонда социального страхования представляется расчетная ведомость по средствам ФСС, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.
Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.
Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния предприятия). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.
1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170).
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. №56 и рекомендованы для применения на территории Российской Федерации письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 18-5; с изменениями, утвержденными приказами Министерства финансов России от 28 декабря 1994 г. №173 и от 28 июля 1995 г. №81).
3. "О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности и указаниях по их заполнению в 1995 году". Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 168.
4. "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год". Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 1995 г. № 115. Приложения 1, 2, 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 1995 г. № 115.
5. "О порядке отражения в бухгалтерской отчетности организации данных о движении денежных средств". Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 29.
6. "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности". Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. № 399.
7. "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)". Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 817.
1. Астахов В.П. Экспортные и импортные операции. - М.: Экспортное бюро, 1994.
2. Балабанов Н.Т. Валютные операции. - М.: Финансы и статистика, 1993. -144 с.
3. Безруких П.С., Кондраков II,П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник /Под. ред. П.С. Безруких. - М.: Бухгалтерский учет, 1999.
4. Крайнева Э.А. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами. - М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Макарьева В.И., Григорьев Ю.А. Альбом бухгалтерских проводок рублевых и валютных операций. - М.: Издательский дом "Консультант", 1999.
6. Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1998.
7. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета: Методическое пособие/ Рук. авт. колл. А.С. Бакаев. - М.: Инвест-Фонд, 1999.
8. Хабарова Л.П. Бухгалтерский учет и налогообложение операций с ценными бумагами: Практическое пособие. - А/О "Бизнес-школа", "Интел-Синтез", 1999.
9. Шнейдман Л.З. Учет новых видов имущества и операций. - М.: Бухгалтерский учет, 1997.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |