яющих услуги.
Содержание
Введение
1. Сущность и значение бухгалтерского управленческого учета и его нормативное регулирование
1.1 Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учета
1.2. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом и функции бухгалтера-аналитика
2. Теоретические основы бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
2.1. Классификация затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг)
2.2. Организация бухгалтерского учета затрат
2.3 Цели и задачи калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
3. Организация бухгалтерского учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (на примере организации)
3.1 Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг
3.2. Документальное оформление и учет материальных затрат, учет расходов на оплату труда в организации
3.3 Методика калькулирования себестоимости услуг и работ
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривается управленческий учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции на предприятиях, предоставляющих услуги.
С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
Значение калькулирования себестоимости продукции также возрастает в современных условиях. Менеджеров интересует информация о продажных ценах, затратах на производство, спросе, конкурентоспособности, рентабельности продукции, а для этого необходим правильный выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Он позволит получить информацию о затратах, которая наилучшим образом может быть использована для принятия решений.
Организация учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются важным инструментом в системе управления затратами. Учет позволяет изучить тенденции изменения уровня себестоимости, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.
Всеми перечисленными факторами обусловлена актуальность темы работы. Целью работы является изучение управленческого учёта затрат и калькулирование себестоимости продукции на предприятиях, предоставляющих услуги.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Первая задача – изучить сущность и значение бухгалтерского управленческого учета и его нормативное регулирование.
Вторая задача – изучить характеристику информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом и функции бухгалтера-аналитика.
Третья задача – изучить организацию бухгалтерского учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (на примере организации ОАО Толочинский МСЗ).
Объектом исследования является ОАО Толочинский МСЗ, а предметом исследования организация ОАО Толочинский МСЗ.
В 1 главе раскрывается сущность и значение бухгалтерского управленческого учета и его нормативное регулирование, понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учета, Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом и функции бухгалтера-аналитика.
Во 2-й главе рассматриваются теоретические основы бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), классификация затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг), организация бухгалтерского учета затрат, Цели и задачи калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
В 3-й главе исследуется организация бухгалтерского учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (на примере организации), учет затрат и калькулирование себестоимости услуг, Методика калькулирования себестоимости услуг и работ.
В условиях перехода к рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета. Если раньше учету издержек особое внимание уделяли лишь на крупных предприятиях, то сейчас в условиях рыночной экономики, вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов это направление учета становится все более актуальным для малых и средних предприятий и организаций. Все большее значение для предприятия приобретает решение таких задач как: информационное обеспечение процесса принятия решений; обеспечение базы для ценообразования; контроль экономической эффективности деятельности предприятия; получение данных о результатах деятельности; расчет стоимостной оценки для статей баланса и другие.
1. Сущность и значение бухгалтерского управленческого учета и его нормативное регулирование
Сущность управленческого учета
Управленческий учет — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимом аналитическом разрезе, которая необходима для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Цели управленческого учета:
*выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;
*обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений.
Основные задачи управленческого учета:
*выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации;
*сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности;
*подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью;
*анализ полученных результатов;
*передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией;
*калькулирование продукции;
*планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации;
*составление отчетов для контроля;
*предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией;
*прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации.
Система управленческого учета позволяет:
*иметь объективную и качественную информацию о себестоимости каждого вида продукции, выпускаемой предприятием;
*анализировать отклонения от запланированных результатов и выявлять причины отклонений;
*выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации;
*обеспечивать контроль наличия и движения имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
*использовать достаточно гибкую систему ценообразования с учетом информации о таких же видах продукции, выпускаемых другими производителями;
*производить конкурентоспособную продукцию, цена которой может быть уменьшена за счет снижения определенных видов издержек;
*принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, позволяющие значительно увеличить прибыль предприятия за счет снижения доли издержек и т.д.
Центральным методологическим центром, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Министерство финансов РФ. В настоящий момент складывается четырехуровневая система законодательных актов по бухгалтерскому учету.
1-й уровень— Законодательный уровень . Это :
Гражданский кодекс РФ, где законодательно закреплены важные вопросы бухгалтерского учета;
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (действует с даты его официального опубликования — 28 ноября 1996 года);
Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»;
Налоговый кодекс РФ
и другие законы, указы, постановления.
2-й уровень - система национальных бухгалтерских стандартов.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время утверждено и действует 16 ПБУ, регламентирующие отдельные участки бухгалтерского учета.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (с последующими изменениями и дополнениями).
3-й уровень
Различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе и отраслевую специфику.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2001г. № 94н ,
Приказ Министерство финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций»от 13 января 2000г. № 4н и др.
4-й уровень — внутренние рабочие документы организации.
1.1.Понятие, цели и задачи бухгалтерского управленческого учета.
Управленческий учет - это система планирования, финансирования, расходования и контроля за этими процессами с помощью инструментов учета и отчетности.
Главной целью управленческого учета является обеспечение руководителей и менеджеров необходимой информацией для принятия решений и эффективного управления предприятием.
Основные задачи управленческого учета, решаемые в рамках поставленной цели: планирование; определение затрат и контроль; принятие решений.
Планирование - процесс определенных действий, которые должны быть выполнены в будущем. В основе планирования лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование в рамках управленческого учета называется бюджетным планированием - самое детализированное планирование.
Определение затрат (учет затрат и калькулирование себестоимости продукции) представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции, услуг предприятием. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат.
Система контроля, как установление обратной связи, должна обеспечивать, с одной стороны, планирование затрат, взаимосвязанное с реальной деятельностью, прошлыми и будущими событиями в организации. с другой стороны, система контроля обеспечивает четкое отслеживание исполнения планов, учет отклонений фактических показателей от запланированных ранее, а также анализ данных отклонений.
Принятие решений является конечной, итоговой задачей ведения управленческого учета, именно на обеспечение возможности принимать верные решения направлен управленческий учет.
Таким образом, среди задач управленческого учета можно определить следующее: разработка и реализация финансовой политики организации с использованием различных финансовых инструментов; принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизация и выработка методов реализации; оценка инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций) в учебнике выделяется информационное обеспечение — составление и анализ финансовой отчетности по фирме в целом и ее центрам ответственности; финансовое планирование и контроль . Из этого следует, что задачи менеджмента подменяются задачами бухгалтерского управленческого учета.
Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители и менеджеры определяют основное направление развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Управленческий учет позволяет правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения, обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри фирмы.
1.2. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом и функции бухгалтера-аналитика
Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования. Целью бухгалтерского управленческого учета является обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных целей.
К бухгалтерской управленческой информации, созданной и подготовленной для использования руководством, предъявляются другие требования, нежели для информации, предназначенной для внешних пользователей. В управленческом учете возможно использование как количественной информации (слухи, результаты социологических опросов и т.п.), так и количественной, которая в свою очередь делится на учетную и неучетную. Принцип документальной обоснованности учетной информации в управленческом учете может игнорироваться, в связи с чем используются как фактические, так и прогнозные оценки.
Для принятия оперативных управленческих решений может применяться полная или неполная информация об объекте исследования. Неполная информация, которая подвергается быстрой обработке, в ряде случаев оказывается достаточной.
К информации бухгалтерского управленческого учета предъявляются следующие требования:
• адресность. Внутрипроизводственная учетная информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с уровнем их подготовленности и иерархии;
• оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение, в противном случае она малопригодна для целей управления;
• достаточность. Информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения. В то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения;
• аналитичность. Информация, используемая для внутренних управленческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени;
• гибкость и инициативность. Конкретный блок информации должен отвечать вышеназванным принципам и обеспечивать всю полноту информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена.
• полезность. Информация должна привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия;
• достаточная экономичность. Затраты по подготовке внутрифирменной информации не должны превышать экономического эффекта от ее использования.
Учетная информация составляет 20—30% всей информации управленческого учета, на долю экономического анализа приходится 70—80%. Для сравнения отметим, что в финансовом учете соотношение иное: 40—50% всей информации составляет учетная информация, а на долю анализа приходится 50—60%.
Как правило, информация бухгалтерского управленческого учета носит конфиденциальный характер и требует защиты.
На малых предприятиях, где число ПЭВМ невелико и не используются локальные вычислительные сети, защита компьютерной информации состоит из установки паролей для получения доступа определенного пользователя в компьютере и к необходимым программам.
На крупных предприятиях защита информации управленческого учета от несанкционированного доступа должна осуществляться „комплексно, как с помощью организационных мероприятий так и ~i, программно-техническими средствами. Г Во-первых, необходимо четкое разделение персонала с выделени-^ ем помещений или расположением подразделений компактными ^- группами на некотором удалении друг от друга. Это разделение производится в зависимости от решаемых задач: так проще реализовывать встроенные во все одноранговые сети средства защиты от несанкционированного доступа.
Во-вторых, ограничение доступа в помещения посторонних лиц или сотрудников других подразделений. Необходимо их опечатывать при сдаче под охрану после окончания работы, что позволит предотвратить факт несанкционированного проникновения в помещение.
В-третьих, жесткое ограничение круга лиц, имеющих доступ к каждому компьютеру.
В-четвертых, требовать от сотрудников в перерывах выключать компьютер или использовать специальные программы —хранители экранов, которые позволяют стереть информацию с экрана монитора и закрыть паролем возможность снятия режима хранителя экрана.
К программно-техническим мероприятиям следует отнести использование встроенных аппаратных средств защиты компьютера от несанкционированного доступа, использование специальных программных средств закрытия информации, а также установку аппаратных приспособлений для шифрования информации или ограничения доступа к компьютеру.
К встроенным возможностям относится функция по установке пароля для входа в компьютер. Эта функция присутствует в каждой машине и является самым простым аппаратным способом защиты.
Из дополнительно устанавливаемых аппаратных средств можно выделить две разновидности — устройства закрытия доступа к компьютеру и устройства шифрования информации.
При наличии локальной вычислительной сети для несанкционированного доступа к информации нужен уже не конкретный компьютер, а возможность входа в систему с определенными правами. Сделать это можно практически на любой рабочей станции.
Каждая сетевая операционная система требует идентификации пользователя по имени и паролю. В сети необходимо проводить еще одно организационное мероприятие — своевременную смену паролей с фиксированием их подписью в журнале паролей администратора сети. Это немаловажное мероприятие должно проводиться не реже чем один раз в месяц.
Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками (бухгалтерами-менеджерами).
В организационной структуре любого предприятия между его отдельными подразделениями возможны линейные и нелинейные (штабные) производственные отношения. Линейные отношения предполагают дачу указаний подчиненным лицам. Например, начальники цехов подчинены руководителю производства, что свидетельствует о наличии линейных отношений. Главный бухгалтер-аналитик отвечает за работу всей бухгалтерской службы, следовательно, здесь также присутствуют линейные отношения.
Нелинейные (штабные) производственные отношения возникают тогда, когда один отдел предоставляет услуги другим отделам (например, отделы кадров, снабжения, проектирования, финансового обеспечения). В этом смысле функции бухгалтера-аналитика также носят штабной характер, так как подчиненная ему бухгалтерская служба консультирует, обслуживает и координирует остальные подразделения предприятия.
Остановимся подробнее на функциях бухгалтера-аналитика. Как известно, управление складывается из планирования, контроля и стимулирования.
Планирование. Этому предшествует формирование итогов за отчетный период, их обобщение и анализ. Сформулированные выводы используются в дальнейшем планировании и прогнозировании.
На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия (подробнее см. гл. 5), которые затем сводятся им в общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. При разработке производственного бюджета (производственной программы предприятия) благодаря деятельности бухгалтера-аналитика обеспечивается сопряженность в работе отдельных цехов, участков и бригад, предотвращается появление так называемых узких мест в производственном процессе. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по капитальным вложениям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Современный бухгалтер-аналитик в равной мере должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и финансового планирования.
Контроль. Данный процесс также невозможен без участия бухгалтера-аналитика. По окончании отчетного периода он составляет отчеты об исполнении бюджета (плана) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и плановыми показателями, определяются причины этого, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. Отчеты, подготовленные бухгалтером-аналитиком, с одной стороны, позволяют объективно оценить деятельность руководителей центров ответственности, а с другой — информируют менеджеров и руководство о том, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.
Стимулирование. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность персонала предприятия. Ведь бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.
Благодаря профессиональной деятельности бухгалтера-аналитика на предприятии налаживается обмен информацией и отчетностью между отдельными службами. С его помощью менеджеры знакомятся с разработанными для них планами, уясняют стоящие перед ними задачи.
Своей деятельностью бухгалтер-аналитик создает основу для повышения эффективности управления предприятием. Порой он сравнивается со штурманом корабля, прокладывающего курс и информирующего капитана о том, насколько успешно он реализуется. Штурман оказывает помощь капитану, но право командования остается за последним.
Таким образом, бухгалтер-аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов их работы. Поэтому он должен сочетать свою независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием.
2. Теоретические основы бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Способы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
В управлении затратами предприятия важная роль отводится способам калькулирования себестоимости продукции. Их существует несколько:
♦ нормативный способ калькулирования;
♦ способ прямого расчета;
♦ способ суммирования затрат;
♦ способ исключения затрат на побочную продукцию;
♦ способ пропорционального распределения затрат;
♦ комбинированный способ калькулирования.
Нормативный способ калькулирования является состав-Ной частью нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Предпосылками применения этого способа являются: наличие норм и нормативов затрат; составление нормативной калькуляции себестоимости единицы выпускаемых изделий; достоверное документирование и учет затрат по действующим нормам и отклонениям от них.
Способ прямого расчета заключается в том, что себестоимость продукции определяется на основе прямого учета затрат, а себестоимость единицы изделия исчисляются делением общей величины затрат по этой продукции на ее количество.
Исчисление себестоимости этим способом используется тогда, когда объекты учета затрат совпадают с объектом калькулирования.
Способ суммирования затрат заключается в том, что себестоимость продукции определяется путем суммирования затрат по отдельным частям изделия или процессам его изготовления. Этот способ, как правило, применяется в производствах, где для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется попередельный (по-процессный) метод.
Способ исключения затрат на побочную продукцию заключается в том, что продукция подразделяется на основную, побочную и отходы. Чтобы определить себестоимость основной продукции, побочные продукты и отходы исключаются из общих затрат по заранее определенным ценам.
Способ пропорционального распределения затрат применяется для калькулирования себестоимости продукции в условиях одновременного производства нескольких видов изделий, прямое отнесение затрат на которые невозможно. Этот способ наиболее приемлем в производствах сопряженных продуктов, когда одновременно получают несколько видов продукции в одном технологическом цикле. Сводный учет затрат организуется по группе выпускаемых изделий, а затраты внутри групп распределяются на отдельные виды продуктов пропорционально экономически обоснованной базе.
Комбинированный способ калькулирования представ-* ляет собой сочетание нескольких перечисленных выше способов, если применение каждого из них в отдельности невозможно или не обеспечивает обоснованного исчисления себестоимости. Например, в растениеводстве способом исключения затрат определяют себестоимость основной и сопряженной продукции, после чего, используя способ пропорционального распределения затрат, исчисляют себестоимость каждого вида продуктов. Калькулируется себестоимость единицы основной продукции способом прямого расчета.
2.1. Классификация затрат для определения себестоимости продукции (работ, услуг)
Для определения себестоимости и полученной прибыли затраты классифицируются следующим образом:
входящие и истекшие;
прямые и косвенные;
основные и накладные;
входящие в себестоимость продукции и внепроизводственные;
одноэлементные и комплексные.
Входящие затраты - это те ресурсы, которые были приобретены и имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. Входящие затраты в балансе отражаются как активы в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров.
К истекшим относятся ресурсы, израсходованные для получения доходов в настоящем и потерявшие способность приносить доход в будущем. Истекшие затраты отражаются в составе затрат на производство реализованной продукции, то есть входящие затраты перешли в истекшие.
Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет важное значение при исчислении прибыли и убытков, оценки активов предприятия.
В зависимости от способов отнесения на себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямыми называют затраты, которые связаны с производством конкретных видов продукции, выполнением конкретных работ (услуг) и могут быть прямо включены в их стоимость (материальные затраты и прямые затраты на оплату труда). Размер прямых затрат на единицу продукции практически не зависит от объема производства.
К косвенным относят затраты, которые носят общий характер для производства нескольких видов продукции и в момент совершения их невозможно отнести на конкретный вид продукции (работ, услуг). Такие расходы распределяются между отдельными видами продукции косвенным путем в зависимости от выбранной предприятием базы распределения. К косвенным затратам можно отнести общепроизводственные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческие расходы и т. д. Особенностью косвенных затрат является их неизменность в пределах масштабной базы (определенный интервал объема производства, при котором затраты остаются постоянными).
По своему назначению издержки делятся на основные и накладные.
Основными называют затраты, непосредственно связанные с производством продукции (оказанием услуг, выполнением работ). Это стоимость сырья, материалов, амортизация основных производственных фондов, оплата труда производственных рабочих.
К накладным относятся расходы по обслуживанию и управлению производством (общепроизводственные) и обслуживанию и управлению предприятием (общехозяйственные).
К общепроизводственным расходам можно отнести затраты на содержание оборудования, содержание аппарата управления производственных подразделений и т. д. К общехозяйственным относят административно-управленческие расходы, оплату консультационных услуг, оказываемых сторонними организациями, и т. д.
Классификация затрат на основные и накладные имеет важное значение при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство.
В себестоимость выпущенной продукции должны включаться только производственные затраты, и с этой целью затраты группируются на затраты, входящие в себестоимость продукции, и внепроизводственные затраты.
К затратам, входящим в себестоимость продукции, относят только производственные затраты, т.е. связанные с производством готовой продукции и незавершенным производством до момента реализации (прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные затраты).
Внепроизводственные затраты (затраты отчетного периода) не учитываются при оценке запасов. Размер внепроизводственных расходов зависит в основном от длительности периода, в котором они возникли, а не от объемов производства. К ним относят затраты непроизводственного характера: коммерческие (связаны со сбытом продукции) и административные.
Такая классификация отвечает требованиям международных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми для оценки запасов произведенной продукции в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты.
Также затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.
Одноэлементными называют однородные затраты на производство. По этому признаку затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизационные отчисления; прочие затраты.
Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Примером служат общепроизводственные расходы, которые включают практически все элементы.
2.2. Организация бухгалтерского учета затрат
Учет затрат на производство ведется по объектам учета затрат, к которым относятся:
единица продукции или ее вид, полуфабрикат, объект строительства, вид работ или услуг и т.п., которые, как правило, могут быть измерены в количественном и стоимостном выражении, а также могут быть отделены от других таких же объектов и самостоятельно проданы или переданы; этапы производственных процессов; субъекты производства (места возникновения затрат), к которым относятся цеха, участки, подразделения организации, виды производства, производители продукции (работ) и т.п.
Одновременно с учетом затрат по объектам в организации осуществляется калькулирование их себестоимости. К объектам калькулирования, которые определяются организацией самостоятельно, могут, в частности, относиться: вид продукции в натуральном выражении (штуки, квадратные метры, кубы, киловатт - часы и т.п.); вид работ в стоимостном выражении (строительные работы, монтажные работы, геолого - разведочные работы и т.п.); объект строительства в стоимостном выражении; вид услуг в натуральном (тонно - километры, часы и т.п.) и стоимостном выражении и другие виды объектов учета затрат.
Выбирая учетную политику по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирования себестоимости, организация определяет:
*методы учета затрат и калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);
*состав производственной себестоимости объекта учета затрат - в размере всех затрат на его производство, включая предвидимые затраты (полная производственная себестоимость); в размере прямых (стандартных) затрат; в размере стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;
*состав косвенных расходов и методов их распределения;
*порядок группировки затрат - по статьям или элементам.
Методы учета затрат на производство классифицируются:
*по отношению к технологическому процессу - на позаказный, попередельный, попроцессный и др.;
*по объекту калькулирования - деталь, узел, изделие, группа изделий, процесс, передел, производство, заказ;
*по способу предварительного контроля - на нормативный метод и текущий учет затрат.
Позаказный метод применяется в индивидуальных производствах, выпускающих сложные виды машин и оборудования, выполняющих научно - исследовательские работы, строительство объектов и т.п. виды работ по отдельным договорам. На каждый объект учета открывается отдельный заказ, по которому фактические затраты в размере, установленном учетной политикой (полной производственной себестоимости, прямых затрат и т.п.), учитываются на счете 20 "Основное производство" нарастающим итогом до окончания работ по договору и сдачи объекта покупателю - заказчику. По сдаче отдельных видов продукции (работ, объектов) их фактическая себестоимость списывается с кредита счета 20 в дебет счета 90 "Продажи".
При выполнении заказов для одного покупателя - заказчика организация может вести учет затрат и калькулирование себестоимости методом накопления по группе объектов, если работы выполняются по одному проекту, а сдача объектов производится отдельно. В этом случае фактическая себестоимость продаваемых объектов (работ) определяется расчетно исходя из процента, исчисленного как отношение фактических затрат по производству работ, находящихся на начало отчетного месяца в незавершенном производстве и выполненных в отчетном месяце, к их договорной стоимости.
Попередельный метод применяется в производствах, в которых сырье перерабатывается в готовую продукцию последовательно на отдельных производственных стадиях. При этом на всех переделах, за исключением последнего, осуществляется выпуск полуфабрикатов собственного производства. Данные полуфабрикаты, как правило, используются организацией в следующих по технологии переделах, на последнем из которых получается готовая продукция. Наряду с этим полуфабрикаты после определенных переделов могут быть проданы как самостоятельный вид готовой продукции.
Учет затрат по переделам ведется на счете 20 "Основное производство". По окончании работ по переделу затраты в части стоимости полуфабриката списываются с кредита счета 20 в дебет счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства" либо в дебет счета 90 "Продажи" - в части готовой продукции при ее продаже на сторону.
Порядок учета себестоимости производства продукции и калькулирования себестоимости единицы продукции при данном методе зависит от характера производственного процесса - простого или комплексного.
В простом производстве перерабатывается (выпускается), как правило, один или несколько основных видов продукции. При этом себестоимость одного вида продукции, выпускаемого в ходе процесса, определяется прямым способом - в размере всех затрат на его производство, деленных на количество готовой продукции.
При комплексном производстве - выпуске нескольких видов основной продукции их себестоимость определяется как сумма расходов на использованное в производстве сырье, полуфабрикаты, а также затрат по обработке, относящихся к данному процессу. Первые распределяются при наличии калькуляций непосредственно на продукцию, к которой они относятся, либо пропорционально выработке или их весу. Затраты по обработке распределяются по видам основной продукции, как правило, пропорционально количеству тонно - часов работы установки по производству этой продукции (как произведение выработанного количества тонн каждого вида продукции на продолжительность технологического цикла производства в часах).
Попроцессный метод применяется в организациях с небольшой номенклатурой продукции, где, как правило, отсутствует незавершенное производство. В данном случае учет затрат ведется не по видам продукции, а по местам возникновения затрат в разрезе каждого отчетного месяца.
Нормативный метод основан на создании и утверждении в организации системы нормативов и норм, на основании которых составляют калькуляции нормативной (стандартной) себестоимости продукции (работ, услуг), выявляют и учитывают затраты, связанные с отклонением от действующих нормативов и норм.
Основные элементы нормативного метода:
составление нормативных калькуляций по изделиям с учетом изменений норм на начало текущего месяца;
раздельный учет производственных затрат по нормам и отклонениям от них;
учет изменений норм, составление отчетных калькуляций.
Отклонения подразделяются на положительные и отрицательные (экономия или перерасход, например, сырья и материалов). Если в документах, где зафиксированы отклонения, указаны коды причин и инициаторов (виновников), то это помогает лучше управлять затратами и совершенствовать затратный механизм.
Аналогичными признаками обладает система учета, используемая в странах с рыночной экономикой, называемая "стандарт - кост".
В странах с рыночной экономикой применяется также система учета затрат "директ - кост", которая состоит в определении только прямых или переменных расходов. Косвенные расходы не включаются в себестоимость объектов учета, а списываются непосредственно на счет учета прибылей и убытков.
При этом во всех случаях организация может вести учет затрат с их группировкой по местам возникновения.
2.3 Цели и задачи калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Основные задачи калькулирования на предприятиях:
♦ достоверное исчисление фактической себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ, услуг;
♦ контроль за уровнем себестоимости и соблюдением действующих норм и нормативов затрат;
♦ определение рентабельности продукции и факторов, влияющих на ее уровень;
♦ оценка эффективности работы предприятия и отдельных внутрипроизводственных структур (производств, цехов, участков, бригад) путем сравнения затрат с результатами;
♦ выявление и использование резервов снижения себестоимости продукции и др.
Целью калькулирования себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг) является формирование информации о величине издержек на всех стадиях изготовления этой продукции для определения выгодности производства, контроля за затратами, изыскания резервов экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявления результатов хозяйственного расчета.
3. Организация бухгалтерского учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (на примере организации)
Методику калькулирования себестоимости услуг и работ вспомогательного производства ОАО Толочинский МСЗ рассмотрим на условном примере.
1. Начислена зарплата:
рабочим основного производства Д-т 20- Кт 70 - 2 730 тыс.руб.( в т.ч. 1530 тыс. руб. рабочим, занятым на производстве сыра и 1200 тыс. руб. - производстве творога)
рабочим цехов Д-т 25 - К-т 70 - 700 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 - К-т 70 - 510 тыс.
2. Начислены взносы в ФСЗН (35% от ФОТ):
рабочим цехов Д-т 25 - К-т 69 - 245 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 - К-т 69 - 179 тыс.руб.
3. Начислена амортизация:
здания цеха Д-т 25 - К-т 02 - 161 тыс.
здания и оборудования ремонтной мастерской Д-т 23 - К-т 02 - 60 тыс. руб.
4. Приняты к оплате счета поставщиков за э\энергию, воду,:
здания цеха Д-т 25 - К-т 60 - 15 тыс. руб.
здания ремонтной мастерской Д-т 23 - К-т 60 - 50 тыс. руб.
5. Списаны материалы, использованные:
В цехах Д-т 25 - К-т - 10 - 45 тыс. руб.
В ремонтной мастерской Д-т 23 - К-т 10 - 21 тыс.руб.
6. В результате распределения списываются общепроизводственные расходы на содержание основного производства Д-т 20 - К-т 25 - 1156 тыс. руб.
7. В результате распределения списываются расходы вспомогательного производства на содержание основного производства Д-т 20 - К-т 23 - 820 тыс. руб.
3.1. Краткая организационная и экономическая характеристика предприятия
Краткая экономическая характеристика исследуемой организации
Данная курсовая работа будет рассмотрена на примере ОАО Толочинский маслодельно-сыродельный завод. Завод расположен по адресу: г. Толочин,
Предприятие основано в 1957 году, в 1996 году было преобразовано в открытое акционерное общество.
ОАО Толочинский МСЗ производит и реализует:
- сыры твердые сычужные;
- мороженое;
- сливочное масло;
- цельномолочная продукция;
- мягкие и плавленые сыры;
- майонезы, соусы томатные, горчица;
- молоко сухое обезжиренное;
- сыворотку молочную сухую;
- молочный сахар-сырец;
- заменитель цельного молока
По данным предприятия, в январе текущего года Толочинский маслодельно-сыродельный завод увеличил объем производства продукции в сопоставимых ценах на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 829 млн. В частности, произведено 61,1 т жирных сыров, а также 345 т цельномолочной продукции.
Продукция ОАО Толочинского МСЗ хорошо известна на территории Республики Беларусь. Партнерами предприятия являются более 600 организаций из всех регионов республики. Это крупные торговые предприятия областных городов, предприятия потребительской кооперации, комбинаты общественного питания, индивидуальные предприниматели. Предприятие работает и на международном рынке с такими странами, как Российская Федерация, Польша и др.
В январе предприятием реализовано 41,6 т жирных сыров, 0,6 т полутвердых сыров, а также 10,2 т животного масла, 5 т обезжиренной и 342,4 т цельномолочной продукции.
Кроме того, сыр, животное масло и часть цельномолочной продукции экспортируется в Россию (в Москву, Санкт-Петербург, Смоленскую область). В первом месяце текущего года на экспорт предприятие поставляло только цельномолочную продукцию. Так, в Смоленскую область было реализовано 275,9 т цельномолочной продукции. Подтверждением высокой гарантии стабильного качества выпускаемой ОАО Толочинский МСЗ продукции является работа всего коллектива в системе менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000.
Управление в обществе осуществляют:
-Общее собрание акционеров;
-Наблюдательный совет,
-Директор.
Собрание акционеров является высшим органом управления общества.
Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью общества в период между собраниями акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет директор. (Приложение 1)
Всю производственную деятельность можно представить в виде двух составляющих: основное производство и вспомогательное производство.
В свою очередь, они подразделяются на следующие цеха и отделы:
Основное производство:
Цех по производству масла и цельномолочной продукции.
Участок по производству сухого молока.
Цех по выработке и уходу за сыром.
Приемно-аппаратный участок
Участок фасовки.
Тарный участок.
Лаборатория по контролю производства.
Вспомогательное производство
Компрессорная.
Котельная.
Очистные сооружения.
Ремонтно-строительный участок.
Служба КИП и А.
Служба электриков.
Механическая мастерская.
Транспортный цех.
Цеха основного производства и 1,2, 3 вспомогательного производства возглавляют начальники.
Другие службы возглавляют:
мастерскую - главный механик;
службу КИП и А- главный метролог;
службу электриков - главный энергетик;
ремонтно-строительный участок, транспортный цех - мастер.
За 2009 год поступило молока от заготовок 118895 тонн, в том числе от населения 39852 тонн, что составляет 33,5% в общем объеме молока. По сравнению с 2004 годом объем закупа молока увеличился на 8089 тонн или на 7,3% за счет общественного сектора.
В среднем рентабельность на предприятии составляет 7,1%. Данные таблицы свидетельствуют о том, что наиболее рентабельной продукцией являются сырки (15,4%), напитки из сыворотки (15,3%), йогурт (14,9%), сырки глазированные (12,9%). Эта продукция пользуются спросом у потребителей, и дает возможность предприятию выжить в сложных условиях. (Приложение 2)
Финансовые показатели ОАО Толочинский МСЗ приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1 Сравнительные финансовые показатели ОАО Толочинского МСЗ за период 2008-2009гг.
2008год | 2009 год | % | |
Выручка от реализации, млн. руб | 58825 | 64643 | 110 |
Себестоимость РП, млн. руб | 36309 | 38124 | 105 |
Прибыль от реализации продукции, млн. руб | 3920 | 4508 | 115 |
Прочая прибыль | |||
В том числе | |||
Внереализац.прибыль, млн. руб | 56,4 | 66 | 117 |
Балансовая прибыль, млн. руб | 4041 | 4526 | 112 |
Рентабельность производства % | 6,96 | 7,1 | 102 |
Налоги из прибыли, млн. руб | 17797 | 19043 | 107 |
Прибыль остающ. в распоряж. предпр., млн. руб | 1762 | 2130 | 121 |
Из нее: | |||
В фонд накопления и пополнения | 814 | 1001 | 123 |
СОС | |||
В фонд потребления | 895 | 1065 | 119 |
Создание резервного фонда | 53 | 64 | 121 |
Данные таблицы свидетельствуют о незначительном увеличении финансовых показателей работы завода, в первую очередь это связано с влиянием инфляционного фактора. На 115% увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль от реализации продукции. На 121% увеличилась прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Рентабельность производства практически не изменилась.
По итогам работы за 2009 год балансовая прибыль составила 4526 млн.р., в том числе
от реализации продукции 3230 млн.р.
от фирменной торговли 316 млн.р.
от прочей деятельности 980 млн.р.
Фонд накопления и пополнения СОС забирает 47% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, 50% направляется в фонд потребления, незначительная часть идет на создание резервного фонда -- 3%.
Готовая продукция, созданная в процессе производства, должна быть реализована. Для этого в составе предприятия создается коммерческая служба по реализации - служба сбыта, организующая и осуществляющая поставку продукции к потребителю.
В новых условиях хозяйствования вопросы изучения рынка сбыта приобретают на предприятии первостепенное значение: это способствует не только формированию реальных планов сбыта продукции, но и является основой разработки стратегии развития предприятия. В связи с этим все большее значение находит система маркетинга.
Уровень реализации продукции за март 2009 г. Представлен в таблице 1.2
Таблица 1.2. Удельный вес реализованной продукции в общем объеме реализации за март 2009года на ОАО Толочинский МСЗ.
Реализовано | Реализовано в оптовых ценах, млн. руб | Удельный вес,% |
г. Минск | 13183,1 | 81,53 |
По областям РБ | 1733,4 | 10,72 |
В т.ч. Жлобин | 84,5 | 0,52 |
Брест и Брестская область | 130,5 | 0,81 |
Витебск и Витебская область | 333,2 | 2,06 |
Полоцк, Новополоцк | 135,1 | 0,84 |
Гродно и Гродненская область | 65,5 | 0,41 |
Гомель и Гомельская область | 392,8 | 2,43 |
г. Червень | 29,3 | 0,18 |
Могилев и Могилевская область | 278,8 | 1,72 |
г. Бобруйск | 283,7 | 1,75 |
Прочая реализация | 824,1 | 5,1 |
Экспорт | 429,4 | 2,66 |
Всего | 16170 | 100 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2009году реализовано продукции на сумму 16170 млн.руб. Из них прочая реализации составила 5,1%; экспорт- 2,66%.
В связи с политико-экономической ситуацией в республике, улучшением материального благосостояния населения, стабильной работой предприятий и широким ассортиментом выпускаемой продукции, конкуренция растет с каждым днем все больше. Это говорит о том, что предприятие- изготовитель должно очень строго отслеживать качество выпускаемой продукции, постоянно расширять ассортимент, удивлять новыми оригинальными видами продукции, красочной, стильной упаковкой. В целом увеличение объема продаж в 2010 году планируется осуществить за счет еще более гибкой ценовой политики предприятия, разработки и ввода в производство новых видов продукции, постоянном удержании на высоком уровне качества выпускаемой продукции. Данный курс развития предприятия будет базироваться именно на данной маркетинговой политике и в последующие пять лет.
3.1. Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг
Стоимость выполненных работ и оказанных услуг вспомогательного производства ОАО Толочинский МСЗ в течении отчетного периода (месяц, квартал) относится на затраты основных производств по соответствующим объектам учета затрат исходя их объемов выполненных работ, оказанных услуг и фактической себестоимости единицы этих работ.
Учет затрат и калькулирование себестоимости услуг вспомогательного производства рассмотрим на примере ремонтного цеха Толочинского МСЗ.
Объектами учета затрат в ремонтно-механических мастер-ских являются отремонтированные объекты (автомобили, оборудование и др.) или изготавливаемые изделия.
Затраты мастерских Толочинского МСЗ делятся на прямые и цеховые. В состав прямых затрат включаются: оплата труда с отчис-лениями на социальные нужды рабочих, занятых ремонтом объектов или изготовлением изделий, стоимость израсходо-ванных запасных частей, ремонтных материалов, топлива» смазочных материалов, затраченных на ремонт и изготовле-ние объектов.
Прямые затраты группируют в журнале учета затрат на ана-литических счетах по видам ремонтов (работ) и изготовляемым изделиям на основании ведомостей дефектов машин, лимитно-заборных карт, накладных, нарядов по каждой ремонтируемой машине и прочим работам по изготовлению изделий и инвента-ря. Здесь же учитывают и затраты по ремонту и техническому обслуживанию, произведенному непосредственно в бригадах, за-траты на ремонт, выполняемый в сторонних организациях.
В течение года фактические (прямые и цеховые) затраты собираются в дебетовой части счета 23 субсчета «Ремонтно-механические мастерские».
Предварительно цеховые расходы мастерских ОАО Толочинский МСЗ собираются на отдельном аналитическом счете. К ним относят оплату труда с отчислениями на социальные нужды цехового персонала (за-ведующего мастерской, механика, бухгалтера), расходы на ре-монт, износ основных средств мастерской (здания, оборудования).
3.2. Документальное оформление и учет материальных затрат, учет расходов на оплату труда в организации
Техника, поступающая в мастерскую ОАО Толочинского МСЗ для ремонта (трактора, автомобили, станки), подвергаются тщательному осмотру в присутствии инженера-механика и заведующего ремонтной мастерской. В необходимых случаях проводится разборка соответствующих узлов и агрегатов. В результате этого определяется степень износа отдельных деталей и узлов, устанавливается сложность ремонта, объем работ, потребность в запасных частях и ремонтных материалах.
На основании такого осмотра составляется ведомость дефектов на ремонт машины. В этом документе дается краткая характеристика состояния основных узлов и агрегатов машины, приводится объем ремонтных работ, указываются потребность в запасных частях и исчисляется сметная стоимость ремонта машины. Стоимость запчастей и ремонтных материалов устанавливается исходя из их фактической себестоимости. Затраты на оплату труда определяют на основе действующих норм и расценок.
Ведомость составляют в 2 экземплярах: один передается заведующему складом для подбора и выдачи деталей и материалов, необходимых для ремонта машины; второй остается в ремонтной мастерской как сметный документ для проведения ремонта.
На основании ведомостей дефекта выписывают наряды на выполнение ремонтных работ. Отпуск со склада запасных частей и ремонтных материалов производится на основании ведомостей на получение запасных частей или требований - накладных, которые выписывают по данным дефектной ведомости. При этом имеют место дублирующие записи. В ведомости дефектов приводится перечень и указывается количество, стоимость необходимых для ремонта запасных частей и ремонтных материалов. Все эти данные из ведомости дефектов переносятся в ведомость на получение запасных частей и ремонтных материалов. Затем в ведомости на получение запасных частей и ремонтных материалов указывают количество фактически отпущенных запасных частей и ремонтных материалов. После этого в ведомости дефектов опять записывается фактическое количество и стоимость израсходованных (поставленных на машину) запасных частей и ремонтных материалов.
В дебет счета 23 в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств ОАО Толочинского МСЗ с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов (10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 28 “Брак в производстве”, счетов 02, 05, 10,15,16, 23, 50, 60, 69,76 и др.).
Расходы по обслуживанию производства можно накапливать на счете 23 без предварительного накапливания на счете 25.
По окончании месяца затраты вспомогательных производств ОАО Толочинского МСЗ распределяют пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции в соответствующих единицах измерения.
При журнально-ордерной форме учета затрат по каждому цеху вспомогательных производств осуществляют в ведомости учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (форма № 13). В них затраты учитывают по отдельным видам продукции (услуг) и статьям затрат. Месячные итоги ведомостей переносят в журнал-ордер № 10.
Фактическую себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг списывают со счета 23 в дебет счетов:
20 “Основное производство”-- при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности,
90 “Реализация”-- при выполнении работ и услуг для сторонних предприятий;
29 “Обслуживающие производства и хозяйства”-- при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам,
других счетов (08, 10, 15, 43 и др.).
В бухгалтерских записях движение полуфабрикатов не отражают, а контроль за их движением от одного цеха к другому осуществляет бухгалтерия по данным оперативного учета в натуральном выражении. В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.
При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляют бухгалтерскими записями и калькулируют себестоимость полуфабрикатов после каждого предела. При этом бухгалтерские записи на счете основного производства столько раз повторяют ранее учтенные производственные затраты, сколько фаз обработки проходят сырье и основные материалы. Такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, возникает необходимость очистки сводных показателей предприятия о затратах на производство от внутризаводского оборота. Вместе с тем этот вариант позволяет выявлять себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях его обработки и тем самым обеспечивает более действенный контроль за процессом формирования себестоимости продукции.
В ОАО Толочинский МСЗ применяется смешанный, или частично полуфабрикатный вариант, при котором полуфабрикаты отражаются в учете на первых стадиях по полуфабрикатному, а на последующих стадиях -- по бесполуфабрикатному варианту.
Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты -- предварительной (арендная плата и др.) или последующей (оплата отпусков рабочих и др.).
При журнально-ордерной форме учета сводный учет затрат на производство осуществляют в журнале-ордере № 10.
Журнал-ордер № 10 составляют на основании итоговых ведомостей учета затрат цехов (форма № 12), учета затрат обслуживающих производств и хозяйств (форма № 13), учета потерь в производстве (форма № 14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов (форма № 15) и др.
Указанные ведомости составляют на основании ведомостей и разработочных таблиц распределения сырья и материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств и непромышленных хозяйств, расчетов по амортизационным отчислениям, листков-расшифровок но прочим денежным расходам.
В статью «Оплата труда рабочих вспомогательного производства» учитывается оплата труда рабочих, занятых на вспомогательном производстве (в ремонтных мастерских) включаются:
- оплата работ по сдельным нормам и расценкам, а также повременная оплата труда;
- доплаты по сдельным и повременно-премиальным и другим системам оплаты труда;
- все виды доплат рабочим вспомогательного производства за сверхурочные часы работы, работы в ночное время, совмещение профессий и другие;
- выплаты, предусмотренные законодательством о труде за непроработанное на производстве (неявочное) время, оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков, оплата времени, связанного с выполнением государственных и общественных обязанностей, и другие виды выплат, включаемых в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, и других целевых поступлений). Сюда относятся доплаты в случае временной утраты работоспособности до фактического заработка, установленные законодательством, затраты по назначенному возмещению утраченного заработка работником (нетрудоспособным иждивенцам работника в случае его смерти) в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей, при осуществлении выплат в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, в том числе и выплачиваемые субъектом хозяйствования как правопреемником в соответствии с законодательством (при этом не имеет значения, работает получатель у нанимателя - причинителя вреда либо вообще прекратил трудовую деятельность), другие виды оплат;
- выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов. В эту же калькуляционную статью включаются премии производственным рабочим.
По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются отчисления по установленным нормам от сумм оплаты труда рабочих вспомогательного производства (кроме тех выплат, на которые отчисления не производятся) в соответствии с нормативными правовыми актами.
3.3 Методика калькулирования себестоимости услуг и работ
Методику калькулирования себестоимости услуг и работ ОАО Толочинский МСЗ рассмотрим на условном примере.
1. Начислена зарплата:
рабочим основного производства Д-т 20- Кт 70 - 2 730 тыс.руб.( в т.ч. 1530 тыс. руб. рабочим, занятым на производстве сыра и 1200 тыс. руб. - производстве творога)
рабочим цехов Д-т 25 - К-т 70 - 700 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 - К-т 70 - 510 тыс.
2. Начислены взносы в ФСЗН (35% от ФОТ):
рабочим цехов Д-т 25 - К-т 69 - 245 тыс.руб.
рабочим ремонтных мастерских Д-т 23 - К-т 69 - 179 тыс.руб.
3. Начислена амортизация:
здания цеха Д-т 25 - К-т 02 - 161 тыс.
здания и оборудования ремонтной мастерской Д-т 23 - К-т 02 - 60 тыс. руб.
4. Приняты к оплате счета поставщиков за э\энергию, воду,:
здания цеха Д-т 25 - К-т 60 - 15 тыс. руб.
здания ремонтной мастерской Д-т 23 - К-т 60 - 50 тыс. руб.
5. Списаны материалы, использованные:
В цехах Д-т 25 - К-т - 10 - 45 тыс. руб.
В ремонтной мастерской Д-т 23 - К-т 10 - 21 тыс.руб.
6. В результате распределения списываются общепроизводственные расходы на содержание основного производства Д-т 20 - К-т 25 - 1156 тыс. руб.
7. В результате распределения списываются расходы вспомогательного производства на содержание основного производства Д-т 20 - К-т 23 - 820 тыс. руб.
Порядок распределения вспомогательных расходов по видам продукции отражен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Расчет распределения общепроизводственных и расходов вспомогательного производства по видам продукции за июнь 2009.
№ п\п | Показатели | Ед. измер. | Всего | В том числе по видам продукции | |
Сыр | Творог | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Заработная плата производственных рабочих | Тыс. руб | 2730 | 1530 | 1200 |
2. | Удельный вес заработной платы по видам работ | % | 100 | 56 | 44 |
3. | Общепроизводственные расходы | Тыс. руб | 1156 | 647 | 509 |
4. | Вспомогательное производство | Тыс. руб | 820 | 459 | 361 |
В течение года ежемесячно цеховые расходы в плановых размерах (пропорционально прямой зарплате рабочих) спи-сываются на себестоимость выполненных работ в ремонтно-механических мастерских (кредит аналитического счета «Це-ховые расходы»), а в конце года плановый размер цеховых расходов корректируется до фактических затрат, при этом часть их относится на незавершенное производство.
Следовательно, аналитический счет «Цеховые расходы» закрывается первым в составе субсчета «Ремонтные мастер-ские».
В течение года фактическая себестоимость законченного ремонта или изготовленного объекта в ремонтной мастерской списывается на те производства, для которых выполнялись работы, и оформляется записью: дебет счетов 20/1, 20/2, 20/3, 25, 26 и другие кредит счета «Ремонтно-механическая мас-терская ».
В связи с этим объектами калькуляции в ремонтно-механических мастерских являются отремонтированные объекты и изготовленные изделия, калькуляционной единицей -- 1 шт. Метод калькуляции -- простой.
Фактическую себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия можно определить по формуле 2.1:
Фс = Пз + Пц +(-) Оц (2.1)
где Фс -- фактическая себестоимость отремонтированного объекта или изготовленного изделия;
Пз -- фактические прямые затраты в течение года;
Пц ,-- плановый размер цеховых расходов в течение года;
Оц -- отклонения фактических цеховых расходов от пла-новых в конце года.
Например, по данным журнала учета затрат в ремонтной мастерской, затраты на ремонт станка составили 12800 тыс. руб., в том числе затраты на оплату труда -- 3200 тыс.руб. Плановый размер цеховых расходов мастерской по отношению к прямым расходам на оплату труда равняется 10% . Следовательно, на ремонт станка следует отнести 320тыс. руб. (3200 : 100х10) цеховых расходов. Это оформляется за-писью: дебет счета «Ремонтная мастерская» и кредит счета «Цеховые расходы». Фактическая себестоимость ремонта станка составит 13120 тыс.руб. (12800 + 320), которая по окончании ремонта списывается: дебет счета 20 «Основное производство», кредит счета 23 «Ремонтная мастерская».
В конце года на тех же потребителей услуг мастерской от-носят отклонения фактических цеховых расходов от плано-вых методом дополнительного списания или сторнирования.
После чего субсчет «Ремонтная мастерская» закрывается и сальдо не имеет.
Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
В современной жизни важнейшей категорией становится прибыль. Прибыль предприятия обусловлена ею доходами и расходами, причем в условиях рыночной доходы в значительной степени зависят от конъюнктуры, а расходы- в существенно большей степени от работы самого предприятия, деятельности его администрации и усилий трудового коллектива. Поэтому учет затрат и калькуляция себестоимости продукции вспомогательного производства, а также аналитические методы нахождения оптимальных управленческих решений выдвигаются в центр внимания теоретиков и практиков учета.
Сегодня существуют две проблемы учета затрат. Первая - заключается в переориентации отечественной теории и накопленной в этой области практического опыта на решения новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений в Беларуси.
Вторая, не менее важная проблема- изучение зарубежного опыта организации управленческого учета, создания новых нетрадиционных систем получения информации об издержках производства (в том числе вспомогательного) отечественных предприятий, применение современных подходов к калькулированию себестоимости продукции, определению финансовых результатов, а также использование этой информации для контроля, анализа, прогнозирования и регулирования производственной деятельности.
В зарубежной теории и практике учета в настоящее время самой точной считается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.
Поэтому в целях совершенствования методики принятия управленческих решений был разработан учет переменных затрат (директ-костинг).
При системе директ-костинг определяется ограниченная себестоимость, включающая в себя только сумму переменных затрат. Этот показатель сравнивается с выручкой за период и определяется маржинальный доход за отчетный период (брутто прибыль, сумма покрытия). Нетто-прибыль предприятия представляет собой разницу между полученной величиной и суммой постоянных затрат, которые не распределяются между изделиями, а списываются общей суммой на финансовые результаты отчетного периода (одноступенчатый учет сумм покрытия): Выручка от реализации - Переменные производственные затраты (распределены по носителям затрат) - Переменные управленческие и сбытовые затраты (распределены по носителям затрат) = Маржинальный доход по носителям затрат - Постоянные затраты = Нетто-результат за отчетный период (прибыль).
Относительно составления точных калькуляций. Не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость. Если смотреть с этих позиций, то наиболее точной является калькуляция по прямым (переменным) расходам, которая получается при использовании западной системы "директ-костинг", то есть при втором подходе к учету затрат.
В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия.
Важным достоинством системы директ-костинг является возможность детального и качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами, маржинальным доходом и прибылью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены основные моменты управленческого учёта затрат и калькулирование себестоимости продукции на предприятиях, предоставляющих услуги.
Управленческий учет — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимом аналитическом разрезе, которая необходима для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Цели управленческого учета:
*выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;
*обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений.
Основные задачи управленческого учета:
*выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации;
*сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности;
*подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью;
*анализ полученных результатов;
*передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией;
*калькулирование продукции;
*планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации;
*составление отчетов для контроля;
*предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией;
*прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации.
Система управленческого учета позволяет:
*иметь объективную и качественную информацию о себестоимости каждого вида продукции, выпускаемой предприятием;
*анализировать отклонения от запланированных результатов и выявлять причины отклонений;
*выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации;
*обеспечивать контроль наличия и движения имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
*использовать достаточно гибкую систему ценообразования с учетом информации о таких же видах продукции, выпускаемых другими производителями;
*производить конкурентоспособную продукцию, цена которой может быть уменьшена за счет снижения определенных видов издержек;
*принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, позволяющие значительно увеличить прибыль предприятия за счет снижения доли издержек и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет. – Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2009
2. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н)
4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (с изменениями от 18 мая 2002 г.)
5. Букач Е. Расходы на НИОКР // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2009. - № 19
6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО
«Финстатинформ»,2009.
7. Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит затрат на производство // Аудиторские ведомости, 2009. - № 1
8. Вагапова А. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции // Финансовая газета, 2009. - № 51
9. Воробъева А. Особенности учета косвенных расходов //Финансовая газета, 2008. - № 3
10. Волкова О. И. Экономика предприятия. Учебник / –М.:ИНФРА –М 2009 г.
11. Горелова М.Ю. Бухгалтерский учет прямых и косвенных расходов // Российский налоговый курьер, 2009. - № 19
12. Гуккаев В.Б. Изменение налогового законодательства в части формирования и распределения прямых расходов // Консультант бухгалтера, 2008. - № 1
13. Гуккаев В.Б. Учет незавершенных заказов // Консультант бухгалтера, 2000. - № 7
14. Ефремова А.А. Учет ремонта запасных частей, бывших в употреблении // Финансовые и бухгалтерские консультации, 2009. - № 1
15. Илюхина Н.А. Калькулирование себестоимости: современные методы учета затрат // Аудиторские ведомости, 2009. - № 4
16. Исаева И. Оценить незавершенку по-новому // Расчет, 2009. - № 1
17. Илюхина Н.А. Оценка незавершенного производства в промышленности // Аудиторские ведомости, 2009. - № 3
18. Каверина О.Д. Управленческий учет. М.: «Финансы и статистика», 2008.
19. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. М.: «ИНФРА-М», 2009.
20. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебн. Пособие. М.: «ИНФРА-М», 2009.
21. Кондратова Н.Г. Основы управленческого учета. М.: «Финансы и
статистика», 2009.
22. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. – Питер: Издательский дом «Питер»., 2009.
23.Макаров В. Г. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М: Финансы и статистика. 2009
24. Платонова Н. Формирование себестоимости в системах учета затрат // Финансовая газета, 2009. - № 42
25. Платонова Н. Затраты и их классификация // Финансовая газета, 2009.
26. Палий В. Ф., Палий В. В. Финансовый учет: Учебное пособие: В 2 ч. –М.:
ФБК-ПРЕСС, 2009.
27. Рей Вондер Вил. Управленческий учет. М.: «ИНФРА-М», 2009.
28. Соколов Я.В. Себестоимость отдельных изделий или услуг // БУХ.1С, 2009. - № 9
29. Хоружий Л.И. Управленческий учет затрат // Аудиторские ведомости, 2009. - № 4
30. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.:ИНФРА-М, 2009
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |