Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4
I. Документальное оформление и учет операций по расчетному счету....……7
1.1.Порядок открытия и закрытия расчетного счета……………………………7
1.2. Документальное оформление операций по расчетному счету организации………………………………………………………………………12
1.2.1. Расчеты платежными поручениями ……………………………………..12
1.2.2. Объявление на взнос наличными………………………………………...14
1.2.3. Расчеты чеками……………………………………………………………15
1.2.4. Расчеты по аккредитивам………………………………………………...17
1.2.5. Расчеты по инкассо……………………………………………………….21
1.3. Синтетический и аналитический учет операций на расчетном счете…...25
1.4. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о наличии и движении средств на расчетном счете…………………………………………29
II. Документальное оформление и учет операций по расчетному счету в ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар»………………………...36
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….36
2.2. Особенности учета операций по расчетному счету в ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар»………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Литература……………………………………………………………………….47
Приложение ……………………………………………………………………..49
ВВЕДЕНИЕ
Предприятия постоянно совершают сделки по поводу покупки средств, реализации продукции, работ, услуг. За все приобретенные со стороны товары следует уплачивать деньги и соответственно получать платежи за отпущенную продукцию или услуги. Таким образом, любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Организации осуществляют также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Пока расчеты происходят безналично, т.е. деньги списываются с одного счета и зачисляются на другой счет в банке, в банках создают денежные средства, становящиеся кредитными ресурсами. Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
В условиях рыночной экономики любой бухгалтер должен исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
Следует отметить, что организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения, а также, что большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя, - из чего и вытекает актуальность данной темы.
Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов бухгалтерского учета операций по расчетному счету. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
изучить порядок открытия и закрытия расчетного счета;
рассмотреть документальное оформление движения денежных средств на расчетном счете;
изучить синтетический и аналитический учет операций по расчетному счету;
ознакомиться с раскрытием информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете в бухгалтерской отчетности.
Чтобы правильно вести контроль и управление за использованием денежных средств необходимо не только умение правильно заполнить документы по расчетному счету, но и знание по нормативно-правовой организации расчетного счета, а также требования, предъявляемые к ведению расчетного счета.
В практической части в качестве примера для изучения документального оформления и учета операций по расчетному счету взято ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар», его учетная политика и особенности учета операций по расчетному счету в нем.
При написании данной курсовой работы было использовано множество источников, включая законодательную и нормативную базу (Федеральный закон РФ от 21.11.1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс РФ и др.), а также ряд книг, учебников и практических пособий, журналов, затрагивающих вопросы бухгалтерского учета операций по расчетному счету (Вещунова М.А. «Бухгалтерский учет», Денисов А.Ю.«Самоучитель по бухгалтерскому учету», журнал «Главбух», «Российский налоговый курьер» и др.).
I. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ
1.1. Порядок открытия и закрытия расчетного счета
Денежные средства организации, как собственные, так и заемные, за исключением переходящих остатков денег в кассе, организации обязаны хранить на счетах в банке. Подавляющее большинство поступлений причитающихся платежей и оплату расходов организация осуществляет безналичным путем через счета в банках. Наличие расчетных и других банковских счетов является признаком самостоятельности организации. Юридическое лицо вправе открыть несколько расчетных счетов в различных банках. Расчетный счет является основным счетом организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. Организация вправе открыть расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в течение 7 дней.
Для открытия расчетного счета в банке необходимо представить следующие документы:
Заявление клиента на открытие счета по установленному образцу;
Учредительные документы юридического лица;
Решение о создании организации;
Свидетельство о государственной регистрации;
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
Карточка с образцами подписей главного бухгалтера и руководителя организации (или лиц их замещающих, согласно приказу) и оттиском печати, заверенная нотариально;
Документы, подтверждающие постановку на учет во внебюджетные фонды;
Копия справки из органов статистики о присвоении кодов по ОКПО и классификационных признаков;
Копии приказов о назначении лиц, имеющих право подписи денежных документов;
В случае реорганизации организации в результате слияния, присоединения, разделения, выделения для переоформления расчетного счета представляются все документы заново.
При изменении названия организации или подчиненности в банк передаются заявление об открытии счета, копия решения об изменении, новая карточка с подписями и оттиском печати. На основании этих документов производится переоформление счета.
При изменении характера деятельности в банк представляется копия нового устава организации.
Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются:
стоимость открытия расчетного счета;
стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;
стоимость наличного обращения;
проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.
Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:
банк хранит денежные средства организаций на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения организаций об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;
средства со счетов организаций списываются по распоряжению владельца счетов;
без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;
при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом;
при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования;
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
В соответствии с инструкцией ЦБР от 14 сентября 2006 г. N 28-И
"Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета.
После прекращения договора банковского счета приходные и расходные операции по счету клиента не осуществляются. Денежные средства, поступившие клиенту после прекращения договора банковского счета, возвращаются отправителю.
После прекращения договора банковского счета до истечения семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента остаток денежных средств по счету выдается клиенту либо по его указанию перечисляется платежным поручением банка.
При отсутствии денежных средств на банковском счете указанный счет подлежит исключению из Книги регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения договора банковского счета. При наличии на банковском счете денежных средств на день прекращения договора банковского счета указанный счет исключается из Книги регистрации открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем списания денежных средств со счета.
Расчетный счет может быть заблокирован, если фирма не сдала вовремя налоговые декларации. Заблокировать расчетный счет налоговики вправе только в том случае, если предприятие опоздало со сдачей декларации более чем на две недели. Чтобы разблокировать расчетный счет в такой ситуации, достаточно принести налоговую декларацию инспектору. Не позднее чем через день налоговики обязаны отменить свое решение о приостановке операций по счету. Об этом четко сказано в пункте 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Нередко расчетные счета блокируют и у тех организаций, которые отчитались по налогам вовремя. Это происходит, если фирма отправила декларацию по почте, но налоговики ее не получили. В этом случае следует принести в инспекцию копии деклараций, которые были отправлены по почте, а также почтовые квитанции об отправке письма. На основании этих бумаг налоговики обязаны разблокировать расчетный счет.
Инспекторы имеют право заморозить расчетный счет организации, если она вовремя не заплатила налог в бюджет. Однако сделать это чиновники могут только после того, как вышлют фирме требование об уплате налога. Если организация не перечислит налог добровольно, налоговики вправе выставить инкассовое поручение на списание денег (п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ) и одновременно принять решение о приостановке операций по счету.
Если фирма после этого перечислит деньги в бюджет, налоговики должны расчетный счет разблокировать. Причем сделать это они обязаны не позднее чем через день после того, как банк представит в инспекцию документы, подтверждающие уплату налога. Обмен информацией о приостановке операций по счетам между банками и налоговиками происходит по телекоммуникационным каналам связи. Об этом свидетельствует приказ ФНС России от 17 июня 2005 г. N ЧД-3-24/274. А значит, банки должны оперативно сообщать налоговикам об уплате фирмой налогов и так же быстро инспекторы обязаны принимать решение о разморозке расчетных счетов.
Тот факт, что у фирмы заблокировали расчетный счет, не означает, что никакие операции по нему осуществлять нельзя. Этот вывод можно сделать из пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ. Здесь четко сказано, что инспекторы могут приостановить по расчетному счету только расходные операции. Это означает, что на заблокированный расчетный счет могут приходить деньги (например, от покупателей фирмы).
А вот распоряжаться средствами на замороженном счете получится только в строго определенных случаях.
1.2. Документальное оформление операций по расчетному счету организации
1.2.1. Расчеты платежными поручениями
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:
1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со
счета плательщика и остается в документах для банка;
4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве
расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.
Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика.
При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями и их поставщиками (мясокомбинатами, хлебозаводами, молокозаводами), между торфопредприятиями и электростанциями, производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т. д.
Расчеты плановыми платежами — прогрессивная форма перечисления платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.
После проверки банком правильности оформления поручения производится списание средств со счета плательщика. При отсутствии средств на счете покупателя в день наступления срока планового платежа платежное поручение принимается банком в картотеку неоплаченных расчетных документов.
Плательщик может заблаговременно передавать банку платежные поручения на плановые платежи за предстоящий месяц. В этом случае платежные поручения регистрируются в специальном журнале и оплачиваются в день наступления срока платежа.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.
Платежные поручения могут быть местными (когда счета получателя и плательщика находятся в одном банке), одногородними (когда они находятся в одном городе, но в разных банках) и иногородними (когда плательщик и получатель находятся в разных городах). Иногородние платежные поручения бывают почтовыми и телеграфными.
1.2.2. Объявление на взнос наличными
Когда клиент приходит в банк с целью внести сумму наличными, оформляется объявление на взнос наличными. Объявление на взнос наличными состоит из 3-х частей: объявления, квитанции и ордера.
В объявлении должны содержаться следующие обязательные реквизиты:
1. Номер объявления.
2. Дата объявления (дата должна совпадать с датой внесения наличных).
3. Номер счета, на который зачисляется сумма.
4. Сумма цифрами и прописью.
5. Фамилия, имя, отчество лица, вносящего наличные.
6. Наименование банка получателя средств.
7. Наименование организации получателя средств.
8. Назначение взноса.
9. Подписи вносителя, бухгалтера и кассира, принявшего деньги.
В квитанции содержатся реквизиты:
1. Номер объявления.
2. Дата объявления (дата должна совпадать с датой внесения наличных).
3. Номер счета, на который зачисляется сумма.
4. Сумма цифрами и прописью.
6. Наименование банка получателя средств.
7. Наименование организации получателя средств.
8. Назначение взноса.
9. Подписи бухгалтера и кассира.
10. Печать кассы, которая ставится после внесения денег в кассу банка.
В ордере содержатся реквизиты:
1.Номер объявления.
2.Дата объявления (дата должна совпадать с датой внесения наличных).
3.Наименование банка получателя средств.
4.Наименование организации получателя средств.
5.Назначение взноса.
6.В поле "От кого" пишется "Касса".
7.Указывается счет по дебету и по кредиту.
8.Указывается общая сумма цифрами.
9.Указывается код вносимой суммы.
10.Подписи бухгалтера и кассира.
Объявление остается в кассе, квитанция отдается вносителю на руки, а ордер со штампом операциониста подкладывается к выписке для последующей выдачи владельцу счета. Никаких исправлений в объявлении на взнос наличными не допускается. В противном случае оно не принимается и переделывается.
1.2.3. Расчеты чеками
Данная форма расчетов может быть использованапри осуществлении расчетов во всех случаях, разрешенных законодательством РФ. Дляосуществлениятаких расчетов применяются чеки.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодатель не вправе отзывать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной, — другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные статьей 878 ГК РФ, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством.
Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование «чек», включенное в текст документа;
- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведи платеж;
- указание валюты платежа;
- указание даты и места составления чека;
- подпись чекодателя.
Форма чека определяется банком самостоятельно.
На территории РФ чек может быть выписан сроком на 10 дней, не считая дня его выписки. Заполнение чека допускается без исправлений как от руки, так и с использованием технических средств.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности, учет и хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами ЦБ России.
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями (банками), однако они не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети ЦБ России.
1.2.4. Расчеты по аккредитивам
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств после представления последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее – исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора и предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.
Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяются соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом. Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен исполняющим банком только с согласия получателя средств.
По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка, подтвердившего аккредитив, и получателя средств. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего. Платежи по аккредитивам производятся в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Форму заявления на открытие аккредитива банк-эмитент разрабатывает самостоятельно.
В заявлении на открытие аккредитива плательщик обязан указать следующие сведения:
наименование банка-эмитента;
наименование банка получателя средств;
наименование исполняющего банка
вид аккредитива (отзывный или безотзывный);
условие оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);
дату закрытия аккредитива;
перечень и характеристику документов, предоставляемых получателем средств, и требования к оформлению указанных документов (например, счет, счет-фактура, товарно-транспортные накладные, свидетельствующие об отгрузке материалов, акты о выползни работ или оказании услуг и др.);
период предоставления документов;
наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель и место назначения груза.
Для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву в аккредитиве также указывается номер счета, открытого исполняющим банком для осуществления расчетов по аккредитиву. Указанный счет открывается по запросу банка-эмитента, составленному в произвольной форме на основании заявления на открытие аккредитива. Номер указанного счета доводится исполняющим банком до сведения банка-эмитента, а банком-эмитентом - до сведения плательщика. На основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на бланке формы № 0401063, утвержденной Положением ЦБ России о безналичных расчетах. Исполняющий банк проверяет достоверность и подлинность аккредитива и незамедлительно ставит в известность получателя средств (поставщика) об открытии на его имя аккредитива. Поставщик, исполняя условия полученного аккредитива, осуществляет отгрузку товаров, материалов и т.п. по договору поставки. Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств представляет в исполняющий банк отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Эти документы должны быть представлены в указанный в аккредитиве период, но в пределах срока действия аккредитива. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица, последний обязан представить исполняющему банку доверенность, выданную плательщиком на его имя (если уполномоченным лицом является физическое лицо), либо копию договора (если уполномоченным лицом является организация). Сумма денежных средств, выплачиваемых поставщику по аккредитиву, зачисляется на его расчетный счет платежным поручением исполняющего банка. Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:
- по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
- при отказе получателя средств от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);
- при отзыве аккредитива (в полной сумме или в ее части) банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.
После закрытия аккредитива исполняющий банк отсылает полученные им от поставщика документы банку-эмитенту. Получив документы, банк-эмитент проверяет соблюдение всех условий аккредитива, ставит в известность покупателя и передает ему полученные документы.
1.2.5. Расчеты по инкассо
Данная форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений. Оплата платежных требований может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке). Оплата инкассовых поручений производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскакателя). Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.
Платежные требования применяются организациями получателями средств (взыскателями) для списания денежных средств со счета плательщика и их перечисления на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных договором. Они выписываются поставщиками товаров (работ, услуг) и сдаются в банк. Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Акцепт- это гарантия оплаты или согласие на оплату денежных, товарных или расчетных документов. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пятирабочих дней.
Платежное требование составляется на бланке формы № 0401061. В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «с акцептом». С 1 июня 2003 г. правила исполнения банками платежных требований, предусматривающих акцепт плательщиков, изменились. Раньше при отсутствии согласия на уплату платежного требования акцепт признавали «по умолчанию». В настоящее время необходимо составлять на специальном бланке формы № 0401004 заявление об акцепте или об отказе от акцепта. При отсутствии данного заявления банк вправе вернуть платежное требование с указанием причины возврата: «Не получено согласие на акцепт». При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа. При полном или частичном отказе от акцепта заявление составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.
Безакцептное списание денежных средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также о договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания). В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание денежных средств. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании Договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания. Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
- для взыскания по исполнительным документам;
-в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Инкассовое поручение составляется на бланке формы № 0401071. При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи). При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложение» подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания). Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения. Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.
Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:
- по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания,
- при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
- по иным основаниям, предусмотренным законодательством. В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.
При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.
1.3. Синтетический и аналитический учет операций на расчетном счете
В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению для учета операций расчетного счета предусмотрен активный денежный счет 51 «Расчетные счета». На дебете счета 51 «Расчетные счета» отражают поступления средств на расчетный счет с кредита разных счетов в зависимости от вида поступлений.
Таблица 1
Бухгалтерские записи по поступлению денежных средств на расчетный счет
Дебет | Кредит | Хозяйственные операции |
1 | 2 | 3 |
51 | 50 | Сданы наличные деньги на расчетный счет |
51 | 51 | Отражено перечисление (перевод) денежных средств с одного расчетного счета организации на другой |
51 | 52 | Отражена конвертация валюты (в течение одного операционного дня) |
51 | 55 | Остатки средств на специальных счетах в банке зачислены на расчетный счет (как правило, в конце отчетного периода или года) |
51 | 57 | Зачислены на расчетный счет денежные средства ранее отраженные, как находящиеся в пути (денежные переводы, инкассация выручки и т.п.) |
51 | 58 | Получены на расчетный счет денежные средства по расчетам по договору простого товарищества |
51 | 60 | Возвращены на расчетный счет предприятия авансы, ранее выданные поставщикам товарно-материальных ценностей |
51 | 62 | Зачислена на расчетный счет организации выручка от покупателей за реализованные товары |
51 | 66 | Зачислена не расчетный счет сумма краткосрочного кредита |
51 | 67 | Зачислена на расчетный счет сумма долгосрочного кредита |
51 | 68 | Произведен возврат излишне перечисленных налогов |
51 | 69 | Зафиксирован возврат на расчетный счет организации из государственных внебюджетных фондов излишне перечисленных им сумм |
51 | 71 | Оприходованы не использованные подотчетные суммы, которые возвращены непосредственно на расчетный счет фирмы |
51 | 73 | На расчетный счет зачислены суммы, поступившие в счет погашения займа, выданного работникам организации |
51 | 73 | На расчетный счет зачислены суммы, поступившие в возмещение материального ущерба, нанесенного работниками организации |
51 | 75 | Зачислены на расчетный счет денежные средства в счет вклада в уставный капитал |
51 | 76 | Получены суммы на расчетный счет по удовлетворенным претензиям |
51 | 79 | Отражено получение денежных средств от структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс |
51 | 80 | Участником, ведущим общие дела отражено поступление на расчетный счет денежных средств в качестве вклада товарищей |
51 | 86 | Отражено поступление на расчетный счет денежных средств в счет целевого финансирования |
51 | 90 | Отражены платежи, поступившие на расчетный счет торговой фирмы за реализованные товары |
51 | 91 | Зачислены на расчетный счет доходы по видам деятельности, не относящимся к обычным |
51 | 98 | Выделены на расчетном счете организации доходы, поступившие в счет будущих периодов |
51 | 99 | Получены на расчетный сет денежные средства для ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций |
Таблица 2
Бухгалтерские записи по выбытию денежных средств с расчетного счета
Дебет | Кредит | Хозяйственные операции |
1 | 2 | 3 |
04 | 51 | Оплачена деловая репутация организации |
50 | 51 | Получены наличные деньги с расчетного счета по чеку |
52 | 51 | Отражена конвертация рублей в валюту (в течение одного операционного дня) |
55 | 51 | Отражено перечисление денежных средств на специальные счета в банках |
57 | 51 | Денежные средства направлены на конвертацию в валюту (если конвертация осуществляется в течение периода > 1 операционного дня) |
58 | 51 | Отражено предоставление денежных средств в качестве вклада по договору простого товарищества |
60 | 51 | С расчетного счета погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками |
62 | 51 | Перечислены с расчетного счета суммы, излишне полученные с них |
66 | 51 | С расчетного счета погашена задолженность банку по краткосрочным кредитам |
67 | 51 | С расчетного счета погашена задолженность банку по долгосрочным кредитам |
68 | 51 | С расчетного счета перечислены платежи в бюджет |
69 | 51 | С расчетного счета перечислены платежи во внебюджетные фонды |
70 | 51 | Перечислены с расчетного счета работникам суммы оплаты труда и дивиденды сотрудникам - акционерам |
73 | 51 | Выплачены с расчетного счета суммы займов, предоставленные работникам |
75 | 51 | Отражена выплата с расчетного счета дивидендов учредителям, не являющимся работниками компании |
76 | 51 | С расчетного счета произведена оплата консультационных и информационных услуг |
79 | 51 | С расчетного счета перечислены денежные средства структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс |
80 | 51 | Участником договора простого товарищества, ведущим общие дела, возвращены товарищам с расчетного счета их денежные вклады |
81 | 51 | Выкуплены по безналичному расчету у аукционеров принадлежащие им акции |
84 | 51 | Перечислен спонсорский взнос за счет прибыли прошлых лет |
96 | 51 | Оплачены с расчетного счета затраты, относимые на резервы предстоящих расходов |
99 | 51 | Отражены перечисления с расчетного счета компании, обусловленные расходами, возникшими при ликвидации последствий стихийных бедствий |
Дебетовое сальдо по счету 51 «Расчетные счета» показывает сумму денежных средств на расчетном счете.
Регистром аналитического учета по учету операций на расчетном счете является выписка банка, дающая бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счета и движении средств по счету предприятия. Обязательными реквизитами выписки являются: номер расчетного счета клиента, дата выписки и ее исходящий остаток, суммы, поступившие на расчетный счет или списанные с него.
К банковским выпискам при выдаче их клиентам на руки прилагаются оправдательные документы. Бухгалтер, получив выписку, сверяет суммы по выписке с суммами в оправдательных документах, проставляет на полях выписки корреспондирующий счет со счетом 51 «Расчетные счета» рядом с каждой суммой. Оправдательные документы раскладываются в соответствии с суммами в выписке банка и сшиваются с ней. Проверка и обработка выписок должна производиться в день их поступления. Если бухгалтер выявляет ошибку, об этом сообщают банку в течение 10 дней. Обработанные выписки банка бухгалтер группирует за месяц в сводном учетном регистре (журнал-ордер №2, мемориальный ордер по счету 51 «Расчетные счета» или ведомость В-4). По итогам регистра составляются проводки по счету 51 «Расчетные счета»
1.4. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о наличии и движении средств на расчетном счете
Информация об остатках на расчетных четах в бухгалтерской отчетности отражается прежде всего в бухгалтерском балансе (форма№1) и Отчете о движении денежных средств (форма№4).
В бухгалтерском балансе дебетовый остаток по расчетным счетам отражается во втором разделе актива баланса «Оборотные активы» по строке «Денежные средства». Остаток на начало периода указывается в столбце «Остаток на начало отчетного периода». В столбце «На конец отчетного периода указывается остаток денежных средств на счетах с учетом дебетовых и кредитовых оборотов в течение отчетного периода.
В Отчете о движении денежных средств раскрывают информацию о том, какие денежные поступления были у фирмы в отчетном периоде и на что она их расходовала. То есть в этом Отчете расшифровывают дебетовые и кредитовые обороты за год по счетам учета денежных средств (счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках»). Причем разбивают эти суммы в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Текущей называют деятельность, целью которой является получение прибыли. Как правило, это производство продукции, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг. К инвестиционной относят деятельность по покупке и продаже недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, долгосрочных финансовых вложений. А финансовая деятельность связана с краткосрочными финансовыми вложениями (выпуском и реализацией акции, облигаций краткосрочного характера).
По каждому из видов деятельности организация рассчитывает такой показатель, как «чистые денежные средства». Он равен разнице между поступившими и выбывшими денежными средствами (притоками и оттоками) за отчетный период. Этот показатель свидетельствует о способности организации создавать денежные потоки в результате своей деятельности. И на основе этого можно сделать вывод о том, насколько платежеспособна и кредитоспособна фирма.
Остаток денежных средств на начало года (строка 010). По этой строке в графе 3 указываются остатки денежных средств организации по состоянию на 1 января. Для этого складывают дебетовые сальдо счетов 50 «Касса» субсчет «Касса в рублях», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках». Их можно взять из Главной книги, а если совершались операции в валюте, то нужно взять сальдо в иностранной валюте по счету 50 «Касса» субсчет «Валютная касса» и счету 52 «Валютные счета». После этого следует пересчитать полученную сумму по курсу Центрального Банка РФ на 1 января и потом прибавить к ней дебетовые остатки по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках».
Раздел 1. Движение денежных средств по текущей деятельности.
Средства, полученные от покупателей и заказчиков (строка 020). Отражается дебетовый оборот по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Прочие доходы (строка 050). Здесь отражают суммы прочих поступлений (денежные средства, возвращенные подотчетными лицами, займы, ранее выданные сотрудникам, возмещенные Фондом социального страхования России расходы на оплату больничных).
Денежные средства, направленные:... (строки 150-190). Здесь указывают средства, которые организация перечислила с банковских счетов или выдала из кассы для оплаты расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Все эти показатели отражаются в круглых скобках.
денежные средства, направленные на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов (строка 150): здесь указываются суммы, перечисленные поставщикам и подрядчикам за полученные товары (работы, услуги). Чтобы заполнить эту строку бухгалтеру нужно сложить кредитовые сальдо по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «специальные счета в банках» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в части расчетов за товары, работы, услуги, сырье).
денежные средства, направленные на оплату труда (строка 160): здесь указывают, сколько организация заплатила своим работникам. Для этого нужно сложить кредитовые обороты по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
денежные средства, направленные на выплату дивидендов, процентов (строка 170).По этой строке следует отразить суммы:
- дохода, который был выплачен учредителям. Для этого нужно взять данные по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» субсчет «Расчеты по выплате доходов» в корреспонденции со счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета»;
- процентов, которые были выплачены по выпушенным ценным бумагам. В этом случае рассматривают дебетовый оборот счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» в корреспонденции со счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета»;
- процентов, которые были выплачены по полученным займам и кредитам. Здесь берутся суммы по дебету счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета». Кроме этого, эти данные нужно сопоставить с кредитовыми оборотами счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» вкорреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы».
4) денежные средства, направленные на расчеты по налогам и сборам (строка 180):здесь отражаются суммы, перечисленные бюджету (налоги, сборы, штрафные санкции и т.д.). Чтобы заполнить эту строку, нужно подсчитать оборот по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции со счетом учета денежных средств.
5) денежные средства, направленные на прочие расходы (строка 190):кредитовый оборот по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетами учета прочих расходов
Чистые денежные средства от текущей деятельности (строка 200) - это разница между поступлением и движением денег по текущей деятельности, если получится отрицательная величина, го ее нужно указать в круглых скобках, (строка 020 + строка 050 - строка 150 - строка 1 60 - строка 170 - строка 180 - строка 190).
Раздел II. Движение денежных средств по инвестиционной деятельности.
Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотныхактивов (строка 210) – это дебетовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «валютные счета» в корреспонденции со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на которых отражена выручка от реализации внеоборотных активов.
Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений (строка220) - это выручка от продажи акций, облигаций, векселей и других финансовых вложений, приобретенных на срок менее 12 месяцев (дебетовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на которых учтена выручка от реализации ценных бумаг и прочих финансовых вложений.
Полученные дивиденды (строка 230): дебетовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы», где учитывают полученные дивиденды
Полученные проценты (строка 240) - дебетовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы»,где отражают полученные проценты.
Поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям (строка 250): дебетовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения» субсчет «Предоставленные займы».
Приобретение дочерних организаций (строка 280): кредитовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения» субсчет «Паи и акции».
Приобретение объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов (строка 290): кредитовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками, 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на которых отражена задолженность по приобретенным основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам.
Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений (строка 300)- кредитовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения» субсчет «Долговые ценные бумаги» и «Приобретение дебиторской задолженности».
Займы, предоставленные другим организациям (строка 310): кредитовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения» субсчет «Предоставленные займы».
Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности (строка 340):это разница между поступившими и потраченными средствами на инвестиционную деятельность.
Раздел III. Движение денежных средств по финансовой деятельности.
Поступления от эмиссии акций или иных долевых бумаг (строка 350). Эту строку должны заполнить организации, которые осуществляли эмиссию акций или иных долевых бумаг (дебетовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» субсчет «Расчеты с учредителями по вкладам в уставный капитал».
Поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями (строка 360). По этой строке нужно отразить суммы полученных займов и кредитов. При этом не имеет значения, на какие цели были получены заемные средства. Чтобы заполнить строку 360 следует использовать кредитовые обороты по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Погашение займов и кредитов (без процентов) (строка 390). По этой строке отражаются те суммы займов и кредитов, которые были погашены в этом году. Чтобы заполнить эту строку нужно взять дебетовые обороты по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы процентов по полученным кредитам и займам по этой строке отражены не будут. Поэтому из общей суммы оборота по Дебету счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» нужно вычесть суммы перечисленных процентов.
Погашения обязательств по финансовой аренде (строка 400). Если организация арендует имущество по договору лизинга, то суммы платежей, перечисленные лизингодателю, следует отразить в этой строке (дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по арендованному имуществу», кредитовый оборот счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»).
Чистые денежные средства от финансовой деятельности (строка 410). По этой строке надо указать разницу между поступлением и выбытием денежных средств по финансовой деятельности организации. Чтобы ее найти, следует сложить показатели всех предыдущих строк III раздела без круглых скобок и вычесть показатели этого же раздела, заключенные в круглые скобки.
Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов (строка 420). Для расчета показателя по этой строке нужно сложить величину чистых денежных средств от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Остаток денежных средств на конец отчетного периода (строка 430). Показатель по этой строке должен быть равен сумме соответствующих показателей по строкам 010 и 420.
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю (строка 440). В данной строке записывают, на сколько изменился курс иностранной валюты за год и как это повлияло на составление годовой отчетности.
II. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУСЧЕТУ В ООО «ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД «ЕВРОСТАР»
2.1 Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Инструментально-Механический Завод «Евростар» зарегистрировано Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Чебоксары Чувашской Республики 31.08.2004 г.
Общество осуществляет следующие виды экономической деятельности:
Обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;
Производство инструментов;
Производство прочих готовых металлических изделий;
Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
Деятельность агентов по оптовой торговле живыми животными; сельскохозяйственным сырьем, текстильным сырьем и полуфабрикатами;
Деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами;
Деятельность агентов по оптовой торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи и меха;
Деятельность агентов по оптовой торговле продуктами, включая напитки и табачными изделиями;
Оптовая торговля текстильными и галантерейными изделиями;
Оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;
Оптовая торговля машинами и оборудованием для сельского хозяйства;
Производство общестроительных работ;
Устройство покрытий зданий и сооружений;
Производство прочих строительных работ;
Прочие виды хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенные действующим законодательством и не противоречащие предмету и основным задачам деятельности общества;
Полное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Инструментально-Механический Завод «Евростар».
Сокращенное наименование Общества на русском языке: ООО «ИМЗ «Евростар».
Фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Инструментально-Механический Завод «Евростар».
Фирменное наименование Общества на английском языке: Limited liability company «Mechanoprocessing tools factory «Eurostar».
Местонахождения Общества: 429951, Российская Федерация, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д.73.
Участниками Общества являются четыре физически лица – граждане Российской Федерации.
Участники Общества:
Шаронов Юрий Алексеевич, паспорт серии 97 03 № 967177, выдан 29.04.2003 г. ОВД Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, зарегистрирован по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д.73, кв.135.
Иванова Ольга Николаевна, паспорт серии 97 04 № 020989, выдан 02.08.2003 г. Новочебоксарским ГОВД Чувашской Республики, зарегистрирован по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Южная, д.20, кв.134.
Михеев Андрей Валентинович, паспорт серии 97 01 № 540306, выдан 02.08.2003 г. Ленинским РОВД г. Чебоксары Чувашской Республики, зарегистрирован по адресу: г. Чебоксары, б-р Миттова, д.3, корп.2,кв.32.
Никитин Михаил Михайлович, паспорт серии 97 02 № 50211, выдан Московским РОВД г. Чебоксары Чувашской Республики, зарегистрирован по адресу: г. Чебоксары, ул. Университетская, д.15, кв.19.
Уставный капитал Общества:
Размер уставного капитала Общества составляет 1 000 000 (Один миллион) рублей. Уставный капитал Общества с ограниченной ответственностью «Инструментально-Механический Завод «Евростар» плачен следующим имуществом, принадлежащим участникам на праве общей долевой собственности: бумага писчая Business Xerox в размере 100 рублей за пачку в количестве 100 штук, также денежными средствами в размере 990 000 (Девятьсот девяносто тысяч) рублей.
Размер и номинальная стоимость долей участников в уставном капитале Общества:
1% Уставного капитала Общества номинальной стоимостью 10 000 (Десять тысяч) рублей принадлежит Шаронову Юрию Алексеевичу;
33% Уставного капитала Общества номинальной стоимостью 330 000 (Триста тридцать тысяч) рублей принадлежит Ивановой Ольге Николаевне;
33% Уставного капитала Общества номинальной стоимостью 330 000 (Триста тридцать тысяч) рублей принадлежит Михееву Андрею Валентиновичу;
33% Уставного капитала Общества номинальной стоимостью 330 000 (Триста тридцать тысяч) рублей принадлежит Никитину Михаилу Михайловичу.
На момент государственной регистрации Уставный капитал был оплачен на 100%.
Участники Общества несут ответственность за нарушение обязанности по внесению вкладов в уставный капитал в виде неустойки, размер которой составляет 0,5% от суммы невнесенного вклада за каждый день просрочки.
Бухгалтерский учет ведется вручную, с применением журнально-ордерной формы.
2.2. Особенности учета операций по расчетному счету в ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар»
ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар» имеет открытый расчетный счет в АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО. Между ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар» и АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО заключен Договор банковского счета №20335 от 02 августа 2007 года. Предметом договора является открытие счета в валюте Российской Федерации № 40702810100000020335 и осуществление расчетно-кассового обслуживания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России).
АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО исполняет платежные документы, поступившие от ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар», и другие документы на списание денежных средств с расчетного счета в порядке календарной очередности поступления указанных документов в банк при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету. При недостаточности денежных средств на Счете для удовлетворения предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в очередности, установленной законодательством Российской Федерации. Операции по счету осуществляются банком в пределах остатка денежных средств на счете. Осуществление платежей сверх остатка средств на счете (кредитование счета) осуществляется только по отдельному соглашению. Банк информирует ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар» об исполнении платежных документов путем предоставления выписок по его счету, как правило, на следующий день после совершения операции, но не позднее следующего рабочего дня после его обращения в банк. Выдача выписок и иных документов по счету осуществляется лицам, уполномоченным распоряжаться счетом, и лицам, предъявившим в банк надлежащим образом оформленную доверенность, при их обращении в банк. Расчетно-кассовое обслуживание осуществляется платно в соответствии с тарифами банка. Плата за расчетно-кассовое обслуживание взимается банком без дополнительного распоряжения ООО «ИМЗ «Евростар» (в безакцептном порядке) по истечении каждого месяца либо одновременно с совершением соответствующей расчетно-кассовой операции (оказанием сопутствующей услуги).
В соответствии с Договором банковского счета «Инструментально-Механический Завод «Евростар» обязуется:
предоставить в банк документы необходимые для открытия и ведения счета;
распоряжаться средствами, находящимися на счете, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, нормативных актов Банка России и Договора;
предоставлять в банк надлежащим образом оформленные платежные и иные документы в порядке, предусмотренном Договором;
извещать банк об изменении наименования, организационно-правовой формы, местонахождения и почтового адреса, номеров телефонов, состава лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, оттиска печати и иных сведений, необходимых банку для надлежащего выполнения обязательств по Договору, с предоставлением оригиналов и (или) заверенных в установленном порядке копий подтверждающих документов, в трехдневный срок с момента возникновения либо документального подтверждения в установленном порядке указанных изменений;
предоставлять расчет на установление лимита остатка кассы по установленной форме в течение одного месяца с даты открытия счета, и ежегодно, в течение первого месяца следующего года. Если лимит остатка кассы установлен другой кредитной организацией, предоставлять копию лимита остатка кассы;
соблюдать порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, своевременно сдавать в банк наличные денежные средства сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе;
не позднее, чем за один рабочий день уведомлять банк о намерении получить наличные деньги со счета по;
в течение трех дней после получения выписок по счету письменно сообщать банку о суммах, ошибочно зачисленных (списанных). При непоступлении в банк в указанный срок возражений, совершенные по счету операции и остаток денежных средств на счете считаются подтвержденными;
подтверждать банку ежегодно до 10 января текущего года в письменной форме остаток денежных средств на счете по состоянию на 01 января текущего года. В случае непредставления упомянутого подтверждения в указанные сроки остатки денежных средств на счете по состоянию на 01 января считаются подтвержденными.
В случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших ООО «ИМЗ «Евростар» денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнение указаний ООО «ИМЗ «Евростар» о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить проценты за пользование денежными средствами на сумму этих средств в размере 0,1 % за каждый день просрочки. За неуплату в течение трех рабочих дней после получения выписки по счету и (или) получения от банка требования о возврате ошибочно перечисленных на счет денежных средств, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по оплате оказанных банком услуг, ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар» уплачивает банку за каждый календарный день просрочки неустойку в размере 0,1 % от суммы долга за каждый календарный день просрочки до дня возврата всей суммы долга. Сумму неустойки банк списывает со счета в безакцептном порядке.
В ООО «ИМЗ «Евростар» установлен лимит кассы 2000 руб. Право подписи платежных документов имеют генеральный директор Лукин Владимир Александрович и главный бухгалтер Николаева Марина Степановна.
Задача
Данные об организациях:
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью ООО «Глобус»
Юридический адрес: 428015, г. Чебоксары, пр. Мира, дом 82
Телефон: 55-90-15
ИНН организации: 2122141826
КПП организации: 212701001
Руководитель: директор Воробьев Алексей Петрович
Главный бухгалтер: Иванова Светлана Ивановна
Обслуживающий банк: АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО г. Чебоксары
Расчетный счет организации: 40702810900000000681
БИК банка: 049706725
Корр. счет: 30101810200000000725
Полное наименование организации: ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар»
Юридический адрес: 429951, Российская Федерация, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д.73.
Телефон: 73-00-76
ИНН организации: 2127006825
КПП организации: 212401001
Руководитель: генеральный директор Лукин Владимир Александрович
Кассир: Миронова Анна Леонидовна. Паспортные данные кассира: паспорт выдан Новочебоксарским ГОВД Чувашской Республики 02.06.2004 года, серия 97 04, №235350.
Главный бухгалтер: Николаева Марина Степановна
Расчетный счет организации: 40702810100000020335
Обслуживающий банк: АКБ «Чувашкредитпромбанк» ОАО г. Чебоксары
БИК банка: 049706725
Корр. счет: 30101810200000000725
По счет-фактуре №15 от 10.10.2007 года на склад ООО «ИМЗ «Евростар» от ООО «Глобус» поступили резцы Ф25 в количестве 50 шт. на сумму 12500 рублей (в том числе НДС 18%).
15.10.2007 года резцы Ф25 реализованы за наличный расчет ООО «Финал» в количестве 50 шт. на сумму 15000 рублей (в том числе НДС). В этот же день выручка была сдана на расчетный счет.
15.10.2007 года произведена оплата ООО «Глобус» за поступившие 10.10.2007 года резцы Ф25.
16.10.2007 года с расчетного счета получено по чеку №839900, выданному кассиру, 2000 рублей на ГСМ.
Остаток на расчетном счете на 15.10.2007г. 170000 руб.
Дата | Кор. счетов | Сумма, руб. | Хозяйственная операция | |
Д-т | К-т | |||
10.10.2007 | 41 | 60 | 125000 | Поступили товары от поставщика |
10.10.2007 | 19 | 60 | 2250 | Учтен НДС 18% от стоимости поступивших товаров от поставщика |
15.10.2007 | 62 | 90-1 | 17700 | Предъявлен счет-фактура покупателю за проданные товары |
15.10.2007 | 90-3 | 68 | 2700 | Начислен НДС 18% от стоимости проданных товаров |
15.10.2007 | 50 | 62 | 17700 | В кассу организации поступила выручка от покупателей |
15.10.2007 | 51 | 50 | 17700 | Денежные средства переведены из кассы на расчетный счет |
15.10.2007 | 60 | 51 | 14750 | С расчетного счета погашена задолженность перед поставщиками |
16.10.2007 | 50 | 51 | 2000 | Поступили в кассу денежные средства с расчетного счета |
16.10.2007 | 68 | 19 | 2250 | Возмещен НДС из бюджета |
Оформите:
Объявление на взнос наличными от 15.10.2007 г.
Чек №839900 от 16.10.2007 г.
Платежное поручение №1 от 15.10.2007 г.
Выписки банка №1 и №2 от 15.10.2007 и 16.10.2007 гг.
Журнал – ордер №2 (по счету 51) за октябрь 2007 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по выше отмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. В Российской Федерации форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.
Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщикам и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
В теоретической части курсовой работы были изучены следующие вопросы:
порядок открытия и закрытия расчетного счета;
документальное оформление и учет операций по расчетному счету организации:
расчеты платежными поручениями;
объявление на взнос наличными;
расчеты чеками;
расчеты по аккредитивам;
расчеты по инкассо;
синтетический и аналитический учет операций на расчетном счете;
раскрытие информации в бухгалтерской отчетности о наличии и движении средств на расчетном счете.
В практической части курсовой работы было рассмотрено документальное оформление и учет операций по расчетному счету в ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар», которое включало общую характеристику предприятия и рассмотрение особенностей учета операций по расчетному счету в ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар».
Достигнуты все цели и задачи, поставленные при написании курсовой работы. Получены навыки заполнения основных документов по расчетному счету.
ЛИТЕРАТУРА
Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2. - 6-е изд. - М.: Изд-во «Ось-89», 2000.
Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. - м.: Изд-во «Ось-89», 2004.
О бухгалтерском учёте. Федеральный закон РФ от 21.11.1996 года № 129-ФЗ в редакции ФЗ РФ от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Ось-89», 2000.
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учёт», 1999.
Положение о безналичных расчётах в Российской федерации. Утверждено приказом Центрального Банка РФ от 8 сентября 2000 г. №120-П.
Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/98) (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н).
Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н.
Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (в ред. Приказа Минфина России от 30 марта 2001 года № 27н). Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999г. № 32н.
Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (в ред. Приказа Минфина России от 30 марта 2001г. № 27н). Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн.
План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (Инструкция Минфина РФ № от 31.09.2000 года № 94н).
Бабаев. Ю. А. «Бухгалтерский учет»/ Учебник - М.: Проспект, 2006 г. – 388 с.
Вещунова Н. Л. «Бухгалтерский учет: учебник/ 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006 г. - 670 с.
Гусева Т. М. «Бухгалтерский учет» Москва: Проспект, 2006 г.
Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет» Москва: ИНФРА - М, 2006 г.
Понаморева Г. А, «Самоучитель по бухгалтерскому учету» - М.: Приор-издат, 2006 г. - 160 с.
Корябин Р. В., «Изменения в работе с банками», «Главбух» №22, ноябрь 2006г.
Нестеркина О. Н., «Заполняем форму№4 «Отчет о движении денежных средств», «Российский налоговый курьер» №5, март 2005 г.
Тарасов Д.А., «Как действовать, если налоговики заблокировали расчетный счет?», «Главбух» №24, декабрь 2005 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |