СТАТИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ СОГЛАСОВАНИЯ ЕЁ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ
В.М. Красилов,
канд. экон. наук, доцент
Л.А. Мочалова,
ст. преподаватель
Академия труда и социальных отношений (Алтайский филиал)
Своеобразной точкой отсчета и событием, определившим направления и динамику дальнейшего социально-экономического развития как страны в целом, так и потребительской кооперации, стал финансовый кризис августа 1998 г. События 1998 г. существенно ухудшили экономическое положение системы потребительской кооперации, но одновременно сложились условия, когда на федеральном и региональном уровнях государственной власти стал по-новому осмысливаться её социальный потенциал. Под социальным потенциалом мы предлагаем понимать совокупность социальных ресурсов системы - институциональных и материальных – обеспечивающих реализацию социальной парадигмы потребительской кооперации.
Определение социальной парадигмы потребительской кооперации как возможности удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков при условии их членства в потребительском обществе содержится и в Гражданском кодексе Российской Федерации[1]
, и в законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации»[2]
.
Нам представляется важным установить соотнесение социальной парадигмы и социальной миссии потребительской кооперации РФ, реализуемой в настоящее время в системе Центросоюза РФ, как соотнесение стратегии и тактики. Предлагаемый подход позволяет выявить существующую между ними взаимообусловленность и определить область их рассогласования, порождающую сокращение социальной базы потребительской кооперации. И.В. Захаровым ставится вопрос о причинах снижения мотивации у населения и пайщиков к участию в деятельности потребительских обществ[3]
. Очень важным нам представляется выдвинутый автором тезис, что «участие населения в кооперативах, степень заинтересованности людей в их услугах – важнейший вопрос, определяющий состояние и перспективы кооперативного движения»[4]
. Именно степень заинтересованности в услугах, предоставляемых потребительскими обществами своим членам, будет оказывать решающее влияние на расширение или сокращение социальной базы потребительской кооперации.
Наметившаяся в последние годы тенденция снижения численности пайщиков в Российской Федерации и в Алтайском крае носит устойчивый характер. Можно выделить достаточно большое количество причин, породивших сложившуюся ситуацию. Но одной из определяющих, по нашему мнению, является доминирование тактики потребительской кооперации – социальной миссии, - над её социальной парадигмой. Для получения количественных оценок, составляющих обоснование этого предположения, были использованы данные ведомственных статистических наблюдений Алтайского краевого союза потребительских обществ и Центросоюза РФ, а также данные государственных статистических наблюдений социально-экономического положения Алтайского края за период 1998-2002 гг. Агрегированный анализ указанных баз статистических данных позволяет комплексно рассмотреть достаточно специфическую внутрисистемную проблему сокращения социальной базы потребительской кооперации в контексте региональных социально-экономических процессов.
Формирование социальной миссии потребительской кооперации РФ в современном её содержании происходило непосредственно в посткризисный период. Радикальные изменения состояния макроэкономической среды потребовали пересмотра основных положений принятой 30 июля 1998 г. «Программы стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 гг.»[5]
(далее – Программы) в первый же год её реализации. По инициативе Центросоюза РФ в практику кооперативной модели управления был инкорпорирован принципиально новый механизм выработки коллективных решений – Российские научно-практические конференции. Они внесли особый вклад в усиление адаптивных свойств системы потребительской кооперации РФ к меняющимся условиям хозяйствования. За период с 1999 г. были проведены четыре конференции: «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» (1999 г.), «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (2000 г.), «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» (2001 г.), «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации» (2002-2003 гг.)[6]
.
Рекомендации Российских научно-практических конференций сделали возможным оперативно корректировать содержание Программы и определить приоритетные направления развития системы потребительской кооперации. Результатом стало формирование концепции долгосрочного развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г.и разработка новой Программы – на период до 2005 г.[7]
Принципиальными положениями концепции являются: переход организаций потребительской кооперации Российской Федерации к стадии устойчивого роста; активная реализация социальной миссии.
Содержание социальной миссии потребительской кооперации включает в себя:
- создание в кооперативных организациях новых рабочих мест для решения проблем сельской безработицы и повышение уровня жизни сельского населения;
- обеспечение занятости в подсобных сельских хозяйствах;
- развитие инфраструктуры услуг населению в сельской местности;
- установление льготных цен на товары и услуги для ветеранов, инвалидов, многодетных и малообеспеченных семей;
- продажа товаров в долг (с рассрочкой платежа) социально незащищенным слоям населения; учреждениям бюджетной сферы, относящимся к социальной инфраструктуре; а также сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- повышение заработной платы работающим в потребительской кооперации;
- оказание социальной поддержки пайщикам.
Стратегия социальной деятельности потребительской кооперации РФ на современном этапе определяется в её программных документах как борьба с бедностью, и именно это, по нашему мнению, составляет область рассогласования стратегии и тактики.
Практическое воплощение стратегии в хозяйственной деятельности потребительских обществ и их региональных союзов оказывает существенное влияние на финансово-экономическое состояние системы, а также на характер развития внутрисистемных социальных процессов. Это подтверждается данными о социальной деятельности и финансовых результатах Алтайского краевого союза потребительских обществ.
Реализации социальной миссии уделяется особое, неослабевающее внимание в работе Алтайского краевого союза потребительских обществ (АКСПО). Социальная деятельность регионального союза потребительских обществ не может решить все проблемы, с которыми сталкивается население Алтайского края, но является важным вкладом в осуществление региональной социальной политики.
В настоящее время потребительская кооперация Алтайского края представляет собой двухуровневую структуру, состоящую из потребительских обществ и образованных ими организаций, объединенных в Алтайский краевой союз потребительских обществ (АКСПО). По состоянию на 1 января 2003 г. в АКСПО входило 190 организаций: 5 городских потребительских общества; 34 районных потребительских общества; 46 сельских потребительских обществ; 66 потребительских обществ, созданных на базе предприятий потребительской кооперации; 16 районных потребительских союзов; 22 общества с ограниченной ответственностью и одно унитарное предприятие - Барнаульский кооперативных техникум экономики, коммерции и права.
Направления взаимодействия АКСПО и краевой администрации в проведении региональной социальной политики и координация их деятельности осуществляются на основе сложившейся и апробированной практики двухсторонних соглашений. В настоящее время взаимодействие АКСПО и краевой администрации регламентируется «Соглашением о взаимоотношениях администрации Алтайского края с Алтайским краевым союзом потребительских обществ на 2001-2003 гг.» (далее - Соглашение) от 27 февраля 2001 г. В содержание документа впервые были внесены такие обязательства АКСПО по реализации социальной миссии как: создание дополнительных рабочих мест, подготовка (переподготовка) кадров и подготовка работников массовых профессий[8]
. В соответствии с Соглашением, АКСПО заключил договор с Департаментом федеральной службы занятости и ведет систематическую работу по созданию новых рабочих мест (табл. 1).
Деятельность Алтайского краевого союза потребительских обществ
по обеспечению занятости населения
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. человек | 39,6 | 25,7 | 22,9 | 28,6 | 40,2 |
из их числа лица, проживающие в сельской местности, тыс. человек | 18,9 | 12,7 | 12,2 | 15,2 | 23,9 |
Среднесписочная численность работников потребительской кооперации, человек | 11173 | 10034 | 10043 | 10009 | 9443 |
в том числе: | |||||
в сельской местности, человек | 9920 | 8588 | 8210 | 8376 | 8173 |
Создано новых рабочих мест, число мест | …* | 216 | 470 | 384 | 367 |
в том числе: | |||||
в сельской местности, число мест | 182 | 235 | 280 | 254 | |
Численность работников, принятых на временную сезонную работу, человек | … | 920 | 787 | 704 | 532 |
в том числе: | |||||
в сельской местности, человек | 801 | 616 | 623 | 458 | |
Численность работников, принятых на условиях неполного рабочего дня, человек | … | 123 | 128 | 82 | 114 |
в том числе: | |||||
в сельской местности, человек | 76 | 70 | 46 | 82 | |
Численность работников, занятых на общественных работах, человек | … | - | 2 | 288 | 96 |
Среднемесячная заработная плата в потребительских обществах
Алтайского края
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 473 | 654 | 835 | 1301 | 1556 |
в том числе: | |||||
- в розничной торговле, руб. | 459 | 662 | 690 | 1108 | 1307 |
- в общественном питании, руб. | 394 | 492 | 694 | 1113 | 1224 |
- в производстве потребительских товаров, руб. | 487 | 649 | 1004 | 1282 | 1613 |
- в заготовительной деятельности, руб. | 415 | 503 | 602 | 1009 | 988 |
Темпы роста среднемесячной заработной платы по сравнению с предыдущим годом, в процентах | 105,0 | 138,3 | 128,0 | 155,8 | 119,6 |
Соотношение среднемесячной заработной платы в потребительских обществах с величиной прожиточного минимума, в процентах | 109,6 | 84,0 | 96,1 | 100,0 | 106,9 |
Соотношение среднемесячной заработной платы в потребительских обществах с величиной среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве, в процентах | 118,0 | 124,6 | 110,2 | 118,7 | 118,5 |
Для потребительской кооперации Алтайского края в исследуемом периоде характерной особенностью является постоянное сокращение социальной базы (табл. 3). По сравнению с Центросоюзом РФ отток пайщиков из системы в Алтайском крае шел более высокими темпами. Наиболее существенное сокращение имело место в 1998 г., когда численность пайщиков в потребительской кооперации Алтайского края снизилась на 49,8% по сравнению с предыдущим годом. В этот же период потери численности пайщиков в системе Центросоюза РФ составили 8,1%. В целом, численность пайщиков АКСПО за 1998-2002 гг. сократилась в 2,95 раза.
Численность пайщиков потребительской кооперации Алтайского края
на начало периода, тыс. человек
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Центросоюз РФ – всего | 13753,6 | 12643,4 | 11849,5 | 11360,7 | 10432,0 | 9499,7 |
Темпы роста по сравнению с предыдущей датой, в процентах | 92,0 | 91,9 | 93,7 | 95,9 | 91,8 | 91,1 |
По отношению к численности взрослого населения РФ, обслуживаемого потребительской кооперацией, в процентах | 44,5 | 39,8 | 42,0 | 41,8 | 39,3 | 37,5 |
АКСПО – всего | 415,1 | 208,5 | 181,6 | 173,3 | 167,6 | 140,7 |
Темпы роста по сравнению с предыдущей датой, в процентах | 98,8 | 50,2 | 87,1 | 95,4 | 96,7 | 83,9 |
По отношению к численности взрослого населения Алтайского края, обслуживаемого потребительской кооперацией, в процентах | 40,0 | 20,1 | 17,4 | 16,7 | 15,7 | 12,8 |
В Алтайском крае в 1998 г. заметное влияние на динамику численности пайщиков наряду с общей макроэкономической ситуацией оказали специфические региональные и внутрисистемные факторы: ожидаемое введение с 1999 г. единого налога на вмененный доход[9]
; неэффективность процедуры восстановления численности пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1992-1996 гг.
Введение единого налога на вмененный доход на территории Алтайского края способствовало созданию новой институциональной «ниши» для предпринимательской деятельности в более предпочтительных условиях по сравнению с теми, в которых осуществляли свою хозяйственную деятельность потребительские общества. Это предопределило выбор наиболее социально активной части работников потребительских обществ и пайщиков: они вышли из системы потребительской кооперации и организовали собственный бизнес.
Двукратное снижение численности пайщиков, наблюдавшееся в 1998 г. по сравнению с 1997 г. во многом связано с изменением условий, ранее побуждавших население Алтайского края участвовать в деятельности потребительских обществ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г. №795 « О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» были формально, по спискам, восстановлены членство и имущественные права пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1992-1996 гг. На 1 января 1996 г. численность пайщиков потребительской кооперации Алтайского края составляла 169,3 тыс. человек, в результате принятых мер уже на 1 января 1997 г. она достигла 420,0 тыс. человек. Сейчас можно констатировать, что восстановление численности пайщиков, не основанное на личной заинтересованности граждан, не способствовало их дальнейшему участию в деятельности регионального союза потребительских обществ.
Привлекательность потребительской кооперации для пайщиков и населения определяется, прежде всего, теми экономическими выгодами, преимуществами и возможностями, которые она может предоставить. Очевидной является зависимость между общей экономической эффективностью хозяйственной деятельности потребительских обществ и объёмом выплачиваемых пайщикам доходов и предоставляемой различного рода социальной поддержки. Региональная система потребительской кооперации в исследуемом периоде имела низкие показатели рентабельности, что ограничивало её возможности в реализации уставных функций (табл. 4).
Финансовые результаты деятельности
Алтайского краевого союза потребительских обществ
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Прибыль (убыток) отчетного периода – всего | -19430 | -7692 | -6650 | -2602 | -2404 |
в том числе: | |||||
- прибыль (убыток) по розничной торговле и общественному питанию | -17374 | -8940 | -7983 | -2142 | -2055 |
- прибыль (убыток) в производстве потребительских товаров | -1674 | +1201 | +1785 | +517 | +280 |
- прибыль (убыток) в заготовительной деятельности | -970 | -480 | -286 | -362 | -361 |
В структуре убытков по отраслям деятельности наибольшая убыточность отмечается по розничной торговле и общественному питанию. Именно это направление экономической деятельности потребительских обществ находится в теснейшей зависимости от её социальных обязательств по сохранению торговой сети в сельской местности Алтайского края в соответствии с Соглашением от 27 февраля 2001 г.
Для получения количественных характеристик социальной миссии потребительской кооперации на постоянной основе с 2000 г. стали проводиться ведомственные статистические наблюдения («Форма 2 кооп»)[10]
. Программа статистических наблюдений включала: сведения о кооперативных выплатах и привлечении заемных средств; сведения о социальной поддержке пайщиков и населения. В 2001 г. содержание формы ведомственного статистического наблюдения «Форма 2 кооп» было дополнено разделом «Организация досуга пайщиков и сельского населения»[11]
, а в 2002 г. была конкретизирована статья «Бесплатные услуги, оказываемые населению» в разделе «Социальная поддержка пайщиков и населения»[12]
. Анализ выплат и расходов, характеризующих социальную миссию АКСПО за период 2000-2002 гг., позволяет сделать заключение о том, что масштабы этой деятельности постоянно возрастают (табл. 5).
Реализация социальной миссии
потребительской кооперацией Алтайского края
2000 | 2001 | 2002 | ||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | |
Кооперативные выплаты пайщикам – всего | -* | - | 158 | 100 | 126 | 100 |
Льготы по социальной поддержке пайщиков и населения – всего | 25059 | 100 | 35429 | 100 | 38019 | 100 |
В том числе: | ||||||
- доставка товаров в отдаленные пункты | 8683 | 34,7 | 9801 | 27,7 | 9363 | 24,6 |
- реализация хлеба ниже себестоимости | 325 | 1,3 | 636 | 1,8 | 583 | 1,5 |
- содержание планово-убыточных магазинов | 13339 | 53,2 | 19130 | 54,0 | 18820 | 49,5 |
- стоимость товаров, отпущенных в долг населению | 82 | 0,3 | 2908 | 8,2 | 4807 | 12,6 |
- задолженность бюджетных организаций | 2542 | 10,1 | 2327 | 6,6 | 3796 | 10,0 |
- бесплатные услуги, оказываемые населению | 88 | 0,4 | 613 | 1,7 | 650 | 1,8 |
* символом «-» обозначено, что выплаты не производились
Наибольшие расходы в наблюдаемом периоде потребительские общества несли в связи с предоставлением следующих льгот по социальной поддержке пайщиков и населения: содержание планово-убыточных магазинов (от 53,2% в 2000 г. до 49,5% в 2002 г.), доставка товаров в отдалённые пункты (от 34,7% в 2000 г. до 24,6% в 2002 г.) и задолженность бюджетных организаций (от 10,1% в 2000 г. до 10,0% в 2002 г.). По своему содержанию перечисленные выше расходы скорее являются расходными полномочиями субъекта федерации и органов местного самоуправления. Для потребительской кооперации Алтайского края совокупные расходы по данным направлениям составили: 24,6 млн. руб. в 2000 г., 31,3 млн. руб. в 2001 г. и 32 млн. руб. в 2002 г., при соответственно полученных финансовых результатах: - 6,7 млн. руб. в 2000 г., - 2,6 млн. руб. в 2001 г., - 2,4 млн. руб. в 2002 г. Сопоставление величины расходов потребительской кооперации региона в пользу населения, проживающего в сельской местности, с фактически полученными убытками позволяет сделать вывод, что в период 2000-2002 гг. деятельность потребительских обществ могла бы быть безубыточной. В эти годы существовала реальная возможность выплачивать пайщикам паевые выплаты в размерах, представляющих экономический интерес (в 2001 г. и 2002 г. средний размер паевых выплат на одного пайщика составлял менее 1 рубля).
В течении 2000-2002 гг. значительно возросли расходы потребительской кооперации региона на предоставление бесплатных услуг населению, проживающему в сельской местности (табл. 6).
Состав и структура бесплатных услуг, оказываемых
потребительской кооперацией сельскому населению Алтайского края
2000 | 2001 | 2002 | ||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | |
Бесплатные услуги, оказываемые населению – всего | 88 | 100 | 613 | 100 | 650 | 100 |
в том числе: | ||||||
- доставка дров, угля, медикаментов и др. товаров | …* | … | 81 | 12,4 | ||
- доставка крупногабаритных грузов | … | … | 133 | 20,6 | ||
- содержание чайных столов в магазинах потребительской кооперации | … | … | 50 | 7,7 | ||
- вспашка огородов | … | … | 2 | 0,3 | ||
- выписка газет | … | … | 180 | 27,6 | ||
- благотворительность | … | … | 204 | 31,4 |
*символом «…» обозначено то, что данные отсутствуют
Перечень услуг постоянно расширяется, что способствует вовлечению в сферу влияния потребительских обществ большего количества людей из разных социальных и демографических групп.
Обобщение результатов анализа социальной деятельности потребительской кооперации Алтайского края позволяет сделать следующие выводы:
- ведение торговой деятельности для АКСПО сопряжено с дополнительными расходами, в соответствии с Соглашением от 27 февраля 2001 г., по следующим направлениям: содержание сети планово-убыточных магазинов; отпуск товаров в долг населению и бюджетным организациям; бесплатная доставка крупногабаритных грузов, дров, угля, медикаментов и др. товаров;
- перечисленные выше дополнительные расходы потребительских обществ относятся на убытки и не компенсируются бюджетным финансированием;
- убыточность потребительских обществ не позволяет им выплачивать пайщикам доходы на паевой взнос и тем самым снижает экономическую мотивацию для пайщиков и населения по участию в деятельности потребительских обществ;
- социальная миссия потребительской кооперации ориентирована в большей мере на обслуживаемое население в сельской местности, что ещё больше снижает мотивацию пайщиков по участию в деятельности потребительских обществ.
Таким образом, приведенный нами на примере Алтайского края прогноз дальнейшего сокращения социальной базы потребительской кооперации и обосновывающая его аргументация делают необходимым уточнить содержание социальной миссии потребительской кооперации Российской Федерации в контексте её социальной парадигмы.
По нашему мнению, в настоящее время сложились условия для перехода на качественно новый уровень определения содержания социальной миссии потребительской кооперации: от «борьбы с бедностью» – к «примеру достижения благополучия и повышения благосостояния». Основное предназначение потребительской кооперации не может быть подменой социальных функций государства. Вместе с тем, социальная парадигма потребительской кооперации обеспечивает необходимые условия для включения её текущей социальной деятельности как элемента и составной части в реализацию государственной социальной политики на условиях партнерства.
Важным инструментом, обеспечивающим наглядность и сопоставимость вклада как потребительской кооперации, так и исполнительной власти в решение задач региональной социальной политики могут стать программы государственных статистических наблюдений. В них должны отражаться объемы финансирования мероприятий, ставших предметом Соглашений, каждым участником на региональном и на федеральном уровнях.
Опубликовано: «Экономический альманах: статистика, анализ, прогноз» № 1, 2004, Экономический факультет МГУ, с. 54-62.
[1]
Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, ст.116, ч.1.
[2]
О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. №3085-1, ст. 1.
[3]
Захаров В.И. Почему население России слабо использует кооперативную форму организации?// Вопросы статистики. – 2003. - №7. – С. 76-80.
[4]
Там же. – С.76.
[5]
Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 гг. Принята на 119-м общем Собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации 30 июля 1998 г.//Российская кооперация. – 1998. - №34-35. – 15 августа.
[6]
Рекомендации Российской научно-практической конференции «Потребительская кооперация – социально ориентированная система»//Российская кооперация. – 1999. - №47. - 20 ноября;
Рекомендации Российской научно-практической конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии»/ Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации. – М., 2000. – 29 стр.;
Рекомендации Российской научно-практической конференции «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления»//Российская кооперация. – 2001. - №41. - 13 октября;
Рекомендации Российской научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью – стратегия и социальная миссия потребительской кооперации»//Деловой вестник «Российской кооперации». – 2002. - №10. - С. 4-6.
[7]
Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. – Москва: Центросоюз Российской Федерации, 2001. – 112 с.
[8]
«Соглашение между администрацией Алтайского края и Алтайским краевым союзом потребительских обществ о сотрудничестве и взаимоотношениях на 2001-2003 гг.» от 27 февраля 2001 г.
[9]
О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края: закон Алтайского края от 5 февраля 1999 г. №2-ЗС;
Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ;
О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ.
[10]
Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения на 2001 г.: Постановление Президиума Совета Центросоюза Российской Федерации от 15 ноября 2000, протокол №169-Сп.
[11]
О действующих формах ведомственной статистической отчетности за 2001 г. и на 2002 г.: Постановление Совета Центросоюза Российской Федерации от 25 октября 2001, протокол №2-С.
[12]
Об утверждении форм ведомственного статистического наблюдения на 2003 г.: Постановление Президиума Совета Центросоюза Российской Федерации от 21 октября 2002, протокол №143-Сп.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |