Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях 2

Содержание


1.Место бухгалтерии в структуре управления организации………………….. 3


2. Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях……………….6


3.Взаимодействие бухгалтерской службы с собственниками организации…..9


4.Раскрыть сущность принципа бухгалтерского учета - имущественная обособленность…………………………………………………………………..11


5.Критерии признания обязательств организации………………………..…...12


Список используемой литературы...………………….………………………...14


1.Место бухгалтерии в структуре управления организации


Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов РФ и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.


Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.


Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.


При изучении специфики функционирования организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие видов производств, видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации.


При организации бухгалтерского учета необходимо установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.


Рациональное распределение труда между работниками бухгалтерии означает составление перечня учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление норм времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета.


Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.


Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.


Функции, выполняемые бухгалтерскими службами, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определяемых законом «О бухгалтерском учете». Они состоят из:


1. Ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.


2. Организация документооборота и обмена данными бухгалтерского учета и отчетности с целью обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ.


3. Оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и отчетности с целью выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.


Кроме того, в обязанности бухгалтерских служб входит:


1. Контроль за правильным и экономным расходованием денежных средств, материальных и трудовых ресурсов.


2. Обеспечение сохранности денежных средств в процессе их получения, хранения и использования.


3. Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и эксплуатации.


4. Формирование рациональной схемы документооборота со структурными подразделениями организации, выделенными на обособленный баланс.


5. Начисление и выплата в установленные сроки оплаты труда работникам, проведение расчетов с работниками по иным основаниям.


6. Своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности.


7. Своевременное проведение расчетов с налоговыми органами.


8. Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.


9. Проведение инструктажа материально-ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.


10. Широкое применение современных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ.


11. Составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности.


12. Ведение массива нормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся к компетенции бухгалтерских служб.


13. Хранение документов в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.


2. Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях


Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложно­сти и численности работающих.


На ма­лых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйствен­ных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуще­ствляться по упрощенной форме учета.


При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разрабо­танными министерствами и ведомствами на основе типовых по со­гласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.


Для организации учета по упрощенной форме учета малым пред­приятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов.


В связи с переходом на сокращенный план счетов малым пред­приятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый по­рядок учета производственных ресурсов, затрат на производство про­дукции и финансовых результатов.


При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1 — табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитичес­кого учета — следующие ведомости: учета основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений (ф. №В-1); учета производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям (ф. № В-2); учета затрат на производство (ф. № В-3); учета денежных средств и фондов (ф. № В-4); учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5); учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка)); учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7); учета оплаты труда (ф. № В-8); шахматную (ф. № В-9).


Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведо­мости учета заработной платы является обязательным, остальные ве­домости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только син­тетического, но и аналитического учета.


Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый ме­сяц, или- в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и про­нумерована.


Ведомости ф. № В-1 — В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают пока­затели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец пе­риода.


Запись в учетные регистры производят на основании должным об­разом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с По­ложением о документах и документообороте) на второй день после со­вершения хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельнос­ти, а после этого — в соответствующие ведомости.


При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма № ОС-6). На основании ито­говых данных карточек учета движения основных средств (№ ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 “Основ­ные средства” в ведомости по форме № В-1. Начисление амортизаци­онных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице № 6 или 7 журнально-ордерной формы учета.


По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обо­роты по каждому счету и выводят конечное сальдо.


Данные о начальных и конечных остатках по каж­дому синтетическому счету используют для составления бухгалтерс­кого баланса.


При использовании ведомостей в качестве регистров аналитичес­кого учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шах­матную) по форме № В-9.


Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По за­вершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота. Который должен быть равен дебетовому обороту в соот­ветствующей ведомости.


Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.


Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчиты­вают сальдо.


В соответствии с Федеральным законом для малых предприя­тий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.


3.Взаимодействие бухгалтерской службы с собственниками организации


Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.


В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском
учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в
организациях, а также за соблюдение действующего законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни несет ее руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, порядка формирования и представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.


Организационная структура бухгалтерской службы зависит, прежде всего от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.


При наличии у организации обособленных подразделений должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ. Это должно быть отражено как одна из составных частей организационного аспекта учетной политики:


• при централизованной форме вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т.е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские регистры, а в установленные графиком сроки документооборота сгруппированные первичные документы
передаются в центральную бухгалтерию;


• при децентрализованной форме в подразделениях создаются собственные учетные службы (отделы бухгалтерского учета), которые ведут бухгалтерские регистры и составляют обособленные балансы данных подразделений.


Численность бухгалтерского аппарата и организационная структура бухгалтерии зависят от условий организации и технологии производства, объема учетной работы, форм учета. Предполагаются три типа организации работы бухгалтерского аппарата: линейная (иерархическая); по вертикали (линейно-штабная); комбинированная (функциональная).


При линейной организации бухгалтерского аппарата все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру.


При организации работы по вертикали учет ведется
в разрезе промежуточных звеньев (отделов, групп, бюро), которые возглавляют старшие бухгалтеры, подотчетные главному бухгалтеру.


Вертикальная организация работ бухгалтерии применяется на средних и крупных предприятиях. На крупных предприятиях также могут выделяться группы учета по основным средствам, денежным средствам, расчетам с поставщиками и подрядчиками.


При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета или по функциям персонала в процессе обработки данных и формирования отчетности.


4.Раскрыть сущность принципа бухгалтерского учета имущественная обособленность


В настоящее время принципы бухгалтерского учета являются
составной частью методологических приемов.


Отечественные учетные принципы, называемые требованиями и допущениями, закреплены законодательно в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденном приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.


Сущность принципа имущественная обособленность заключается в том что, имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других юридических лиц. Нормативной базой для этого принципа является, П. 2 ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете» и подп. 1 п. 6 ПБУ 1/98.


Принцип имущественной обособленности организации. Бизнес отличен от его собственника. Закон рассматривает организацию как юридическое лицо, отдельное от его владельцев. Организация может от своего имени приобретать активы, брать в долг, заключать договоры или контракты. Если активов оказывается недостаточно для покрытия долгов (пассивов), организация может обанкротиться. В этом случае владельцы организации обычно не могут быть привлечены к уплате долгов из своих собственных или личных средств. Долги не являются долгами учредителей (собственников), а являются долгами организации. Но другая ситуация, если бизнес осуществляется частным предпринимателем (индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) или группой предпринимателей (полным товариществом). В этом случае, с точки зрения законодательства Российской Федерации, долги по бизнесу могут быть переложены на личное имущество граждан, занимающихся бизнесом. Бухгалтер в процессе работы должен регистрировать факты хозяйственной жизни в строгом соответствии с принципами бухгалтерского учета.


5.Критерии признания обязательств организации


Бухгалтерская отчетность – система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.


Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России дает следующее определение обязательств.


Обязательство – существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием совершившихся проектов ее хозяйственной деятельности.


Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение обязательств приводит к оттоку активов организации.


Формы погашения обязательств:


- оплата денежными средствами;


- передача других активов или услуг;


- замена обязательства одного вида на другой;


- преобразование обязательства в капитал;


- снятие требования со стороны кредитора.


Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России установлены два критерия признания обязательств бухгалтерском балансе:


когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способных приносить экономические выгоды;


когда величина этого требования может быть измерена с достаточной степенью надежности.


Таким образом, под обязательством понимается кредиторская задолженность организации, то есть задолженность перед другими юридическими или физическими лицами и государством.


Обязательства в учете могут быть классифицированы по срокам погашения, экономическому содержанию, степени обеспечения и другим принципам. Основным признаком классификации обязательств является срок их погашения:


- долгосрочные (кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной);


- краткосрочные (кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты).


Краткосрочные и долгосрочные обязательства подразделяются на срочные, просроченные и отсроченные.


Срочным обязательством считается задолженность, срок погашения которой не наступил.


Просроченным обязательством считается задолженность с истекшим сроком погашения.


Отсроченным обязательством считается задолженность, срок погашения которой продлен (пролонгирован) в установленном порядке.


По экономическому содержанию обязательства подразделяются на обязательства, возникшие за поставленную продукцию и оказанные услуги, полученные кредиты и займы, выданные векселя и выпущенные облигации, выполненную работу, обязательства по налогам и сборам, по авансам полученным, по выплате доходов и другим объектам возникновения обязательств.


По степени обеспечения различают обязательства, обеспеченные и необеспеченные залогом, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором.


Список используемой литературы


1. Безруких П.С., Ивашкевич В.Б. и др. Бухгалтерский учет / Учебник,


под ред. П.С. Безруких. Бухгалтерский учет. 2004


2.Орлов М.П. Крейнина М.В. Современная организация бухгалтерского учета на предприятии. СПб.: ООО «КАДНС». 2002


3.Закон РФ "О бухгалтерском учете". Утвержден приказом Минфина РФ №129 от 21.11.96.


4.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.


5.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.


6.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности В РФ. №34Н от 27.07.98 (в реакции приказов Минфина).


7.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации ПБУ 1/98.


8.Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов)
на капитальное строительство " ПБУ 2/94 №167.


9.Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте " ПБУ 3/00


10.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации "ПБУ" 4/99.


11.Положение по бухгалтерскому умету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01.


12.Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.


13.Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты " ПВУ 7/98.


14.Соколов Я.В. Основы теории Бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2008.


15.Шевченко И.Г. Управленческий учет - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2009-112с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.