Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Коммерческая деятельность в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ


Введение...............................3


1.Коммерческая деятельность в современных условиях............5


1.1. Сущность, содержание коммерческой деятельности...........5


1.2. Тенденции развития торговли в Республике Беларусь...................7


1.3. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях


розничной торговли........................15


2.Экономико-организационная деятельность


ЗАО «Универсам Волгоград»....................18


2.1. Краткая характеристика торговой организации...........18


2.2. Анализ основных экономических показателей.............23


3.Коммерческая деятельность на предприятии.............26


3.1.Взаимоотношение торговой организации с поставщиками товаров...26


3.2. Коммерческая деятельность розничной торговой организации


и пути повышения её эффективности....................29


Заключение...........................33


Список использованных источников..................35


Приложения.............................37


ВВЕДЕНИЕ


В современных экономических условиях Республики Беларусь необходимо


проведение разумной экономической политики выживания каждого субъекта


хозяйствования, развитие торговли на качественно новой основе, достижение


высокого уровня конкурентоспособности по всем направлениям деятельности


торгового предприятия и, прежде всего, коммерческой – важнейшей его функции.


Под коммерческой деятельностью следует понимать деятельность торгового


предприятия, направленную на получение максимальной прибыли на основе


изучения спроса на избранном сегменте рынка, налаживание хозяйственных


связей, создание торгового ассортимента товаров с соответствующим уровнем цен


и качества, а также создание условий для реализации этих товаров и получения


прибыли от всех других видов деятельности.


В данном случае коммерческая деятельность осуществляется путем выполнения


коммерческих операций и является важнейшим механизмом управления


экономическим отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во


всех сферах экономики, в процессе обмена товарами, услугами, научно-


технической информации, средствами производства, сырьем и т.д. и ведут к


развитию договорных отношений между ними.


Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через


удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре обслуживания -


требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке.


Целью работы является разработка направлений повышения эффективности


коммерческой деятельности на основе теоретических основ оценки


эффективности и анализа деятельности ЗАО «Универсам Волгоград».


Объектом исследования является коммерческая деятельность ЗАО «Универсам


Волгоград».


Предметом исследования являются проблемы эффективности коммерческой


деятельности розничной торговой организации.


В процессе работы проведены следующие исследования:


1. изучены сущность и содержание коммерческой деятельности;


2. проведен анализ развития торговли в Республике Беларусь;


3. проведен анализ эффективности коммерческой деятельности ЗАО «Универсам


Волгоград»;


4. обоснованы направления повышения эффективности коммерческой деятельности


ЗАО «Универсам Волгоград».


При написании данной работы широко использовалась литература по исследуемой


проблеме, законодательство Республики Беларусь, периодические издания и


показатели деятельности ЗАО «Универсам Волгоград».


1.КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


1.1. Сущность, содержание коммерческой деятельности


Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности с появлением товарно-


денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли


относят к VIII-IX вв. В XIX — начале XX вв. коммерческая деятельность была


основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почётным


сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России


достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-


коммерсанта, провозглашавший твёрдость и нерушимость купеческого слова,


необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым


сделкам, честное и добросовестное служение своему делу [6, с. 19].


Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие после


Октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой


деятельности складывалось по-разному, но, в основном, резко отрицательное.


Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных


отношений, полного хозрасчёта и самофинансирования способствовали появлению


нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и


покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе,


самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в


рыночных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.


Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на


основе принципа полного равноправия торговых партнёров по поставкам товаров,


хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой


материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых


обязательств.


Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую


направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые


можно назвать целями функционирования [6, с. 22].


В переходный период к рынку, когда возрастает роль коммерческой деятельности


торговых предприятий, требуется более полное раскрытие её сущности и


содержания. В монографии профессора Ф.Г. Панкратова и профессора Т.К.


Серегиной прослеживается объективный подход к коммерческой деятельности. Суть


рассматриваемой проблемы сформулирована следующим образом: «Коммерческая


деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения


спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников


поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных


связей с поставщиками, включая разработку и представления им заявок и заказов


на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учёта и


контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств» [23, с. 39].


Вместе с тем, коммерческую деятельность в торговле авторы выделяют отдельно и


характеризуют её следующим образом: «Коммерческая работа представляет собой


обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и


предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для


удовлетворения спроса населения и получения прибыли». Такой подход


конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой


деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до


потребителя и продажей их конечному покупателю [23, с. 40].


Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор


Б.А. Райберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться


расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды


предпринимательской деятельности» [6, с. 40]. Далее автор конкретизирует, что


при простой формуле торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги -


товар» при покупке — реальная картина коммерческого бизнеса более сложная.


При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту её


часть, которая взаимосвязана с рынком, а именно с торгово-денежным обменом в


условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От


коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной


ситуации, что способствует устойчивому положению торговой организации на


рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговая


организация любой формы собственности существует для потребителей и благодаря


потребителям. Следовательно, всё внимание и средства коммерческой


деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов


покупателей. Итак, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие


потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где


происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует


понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением


спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек


обращения и получением прибыли.


Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном


деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой


деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от


производителя до покупателя [23, с. 41].


Цели коммерческой деятельности определяют её содержание:


· установление хозяйственных и партнёрских связей с субъектами рынка;


· изучение и анализ источников закупки товаров;


· обеспечение связи производства с потреблением товаров,


ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объём и обновление


продукции);


· осуществление купли и продажи товаров с учётом рыночной среды;


· глубокое проникновение на существующие рынки и перспективное


развитие целевых рынков товаров.


По мере развития рыночных отношений, составляющие элементы коммерческой


деятельности будут подвергаться качественным изменениям. С переходом к рынку


усиливается значимость овладения работниками торговли знаниями в области


теории и практики коммерческой деятельности [23, с. 42].


Коммерческая деятельность в розничной торговле включает следующие основные


элементы:


- детальное изучение потребителя, его требований к товару, мотивов покупки и


особенностей покупательского поведения;


- определение объема и структуры спроса на товары и услуги;


- формирование конкурентоспособного ассортимента и управление им;


- организацию процесса продажи и стимулирование объемов реализации;


- рекламно-информационную деятельность;


- услуги, сервисное обслуживание.


Таким образом, можно сказать, что коммерческая деятельность – это, прежде


всего, интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека,


который, владея какими-либо материальными ценностями использует их для


организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель


действует на благо общества.


1.2. Тенденции развития торговли в Республике Беларусь


Состояние потребительского рынка - важнейший критерий эффективности


социальной политики государства - в полной мере отражает уровень жизни людей,


высвечивает нерешенные проблемы в области повышения благосостояния народа.


Основным показателем состояния потребительского рынка являет­ся прирост


розничного товарооборота.


Политика либерализации цен и открытости экономики, которую Республика


Беларусь проводит вслед за Россией с 1992 г., а также и другие факторы


оказали сильнейшее влияние на состояние потребительского рынка. Хотя до 1995


г. снижался физический объем розничного товарооборота, рост цен опережал


доходы населения. Но освобождение цен, развитие мелкого бизнеса,


открытость границ позволили решить проблему дефицита практически по всем


товарам.


Таблица 1.1. Основные показатели развития общего объема розничного


товарооборота Республики Беларусь за 2001—2004 гг.


Показатели 2001 2002 2003 2004


1.Розничный товарооборот, млрд. руб 8171 11910 15170 19534


2. Розничный товарооборот на душу населения, тыс.руб. 819,5 1200,0 1536,4 1988,3


3. Продовольственных товаров, в % 60,7 61,6 60,1 56,3


4. Непродовольственных товаров, в % 39,4 38,4 39,9 43,7


Примечание. Источник: [30]


Данные таблицы 1.1 показывают, что в 2001-2004 гг. наблюдается постоянный


рост общего объема розничного товарооборота, который, включая все каналы


реализации, в 2003 году составил 15170 млрд. руб. а за 2004 г. составил


19534 млрд р. Товарооборот организаций торговли в 2003 г. достиг 9406 млрд.


руб., что составило соответственно 62% к общему объему розничного


товарооборота.


Устойчивая тенденция к снижению удельного веса розничного товарооборота


торговых организаций и общественного питания в общем объеме товарооборота:


по сравнению с 2001 годом уменьшение составило 1,9% и 3,7% соответственно -


связана с ростом доли неорганизованной торговли с 34,3% в 2001 году до 38% в


2003 и 36,6% за 2004 г. Наблюдается сокращение удельного веса потребительской


кооперации, обслуживающей сельское население, в розничном товарообороте


торговых организаций и товарообороте общественного питания. Однако, эти


результаты не следует оценивать однозначно отрицательно, так как в первую


очередь они свидетельствуют о незавершенности отраслевых структурных


преобразований [30].


Рисунок 1.1. Динамика розничного товарооборота Республики Беларусь за


2001-2004 гг.


Примечание. Источник: собственная разработка


Таким образом, на основании анализа динамики розничного товарооборота за


последние четыре года можно сделать вывод о постоянном его росте, который


представлен на рисунке 1.1.


Анализ розничного товарооборота по формам собственности имеет важное


значение, так как позволяет дать научное обоснование процессу становления


многоуровневой и многоукладной экономики торговой системы и обеспечить


паритетные соотношения их разновидностей. Так, частный сектор доминирует по


показателю распределения общего объема розничного товарооборота по формам


собственности: в 2003 году его доля составила 79,8%. Более низкие значения


наблюдаются при аналогичном распределении розничного товарооборота торговых


организаций в 2004 году был зафиксирован уровень 67,4%.


Процесс преобразования форм собственности на основе разгосударствления и


приватизации имеет устойчивую положительную составляющую. Удельный вес


негосударственного сектора в общем объеме розничного товарооборота вырос с


34,2% в 1990 до 79,8% в 2003 году при почти трехкратном уменьшении доли


государственного за этот период. Неуклонно увеличивается доля иностранной


собственности: с нулевой отметки в 1994 г. она достигла уровня 1,8% в 2003 г.


Тенденция роста прослеживается и по смешанной собственности, причем по


собственности без иностранного участия наблюдается рекордный рост: за 7 лет с


1995 ее доля увеличилась в 18,25 раза и составила в 2003 году 7,7%, Ощутимо


изменились место и роль собственности потребительской кооперации - она


сократилась за анализируемый период на 20,6% и составила в 2003 году 12,5%.


Сильно модифицировалась доля республиканской собственности: из доминирующей


в 1990 году (65,8%) она уменьшилась до 10,6%, став соизмеримой с


коммунальной. Незавершенность процессов разгосударствления и приватизации


(на 01.01.05 г. было реформировано 69% от числа подлежащих приватизации


объектов розничной торговли и 52% общественного питания) свидетельствует о


возможностях дальнейшей трансформации отношений собственности и требует


серьезного внимания, так как динамика развития рыночных отношений в сфере


обращения, наиболее часто характеризующаяся расширением конкурентной среды в


результате отмеченных процессов, имеет и другую сторону: создание одинаковых


условий деятельности для всех субъектов хозяйствования. Это важно также и с


точки зрения обеспечения повышения эффективности использования имеющегося


экономического потенциала всех видов собственности. При этом, очевидно, что


сбалансированность секторов по этому показателю не является строго


обязательной, так как внутренняя торговля в целом, и каждый из ее секторов в


частности, не является детерминированной системой.


К примеру, в России негосударственный сектор торговли занимает свыше 95%.


Нынешней рыночной экономике Беларуси присущи в основном групповые,


корпоративные формы собственности: в достаточно типичной ка­питалистической


экономике рыночного типа 10 - 15% средств производства находятся в


индивидуально-частной собственности, 60-70% - в коллективно-корпоративной,


акционерной, 15 - 25% - в государственной.


Негативное воздействие на процессы формирования современных рыночных


тенденций в развитии розничного товарооборота в Республики Беларусь оказали


спад производства, инфляция, снижение жизненного уровня населения, имевшие


особо острый характер в начале-середине 90-х годов XX века.


Общий уровень роста цен на протяжении последних лет снижается, однако на


различных сегментах потребительского рынка ценовая динамика имеет


существенные отличия. Непропорциональное изменение цен групп потребительских


товаров и услуг влечет ряд последствий для экономики, в частности, изменяется


стоимостная структура потребительского рынка и объемы реализации платных


услуг.


В результате опережающего роста цен на услуги темпы роста стоимостного


объема реализации платных услуг значительно превысили темпы изменения объема


розничного товарооборота, объемы реализации продовольственных и


непродовольственных товаров. Диспропорции такого характера в среднесрочной


перспективе обусловливают перераспределение финансовых ресурсов между


отраслями народного хозяйства и промышленности, работающими на различных


сегментах потребительского рынка, что сказывается на показателях


функционирования этих отраслей - прибыли, рентабельности, расходах на оплату


труда в отрасли, дотациях и др.


В последнее десятилетие стабильно высокой остается доля продовольственных


товаров в общем объеме товарооборота: в 2003 году она составила 63% против


44,9% в 1990 г.


В структуре товарооборота непродовольственной торговли сохраняется


неблагоприятная тенденция снижения удельного веса товаров культурно-бытового


и хозяйственного назначения, в результате чего обеспеченность населения ими


не достигает рекомендуемых норм. Вместе с тем, базисные (в 1998 - 2003 г.), и


цепные (в 1996 - 2003 г.) темпы роста физического объема товарооборота по


непродовольственным товарам опережают темпы роста по продовольственным


товарам, что является положительным моментом в прогнозируемом улучшении


структуры розничного товарооборота: в Программе развития внутренней торговли


удельный вес продовольственных товаров в товарообороте в 2005 г.


предусмотрен на уровне 56,4 - 55,0%, а непродовольственных товаров - 43,6-


45,0% [30].


В перспективе розничная торговля и общественное питание претерпят изменения


под влиянием ряда факторов производственного, финансового, управленческого,


кадрового и социально-психологического содержания, в первую очередь, темпов


и эффективности преобразований, осуществляемых как в экономике страны в


целом, так и в самой в торговой отрасли. Одним из важнейших здесь может


стать вопрос упорядочения торговли на вещевых, продо­вольственных и смешанных


рынках, что даст возможность ограничить спекулятивные тенденции и


предусмотреть обновление функций торгового капитала в кругообороте капитала,


взаимосвязи торгового и промышленного капитала.


В системе потребительской кооперации особое внимание будет уделено созданию


надлежащих условий для обслуживания сельских жителей, с тем чтобы довести


объем продажи товаров на душу сельского населения до республиканского


уровня.


За последние 30-40 лет в постиндустриальном обществе Запада традиционная


потребительская кооперация в относительных величинах сокращает объемы своей


хозяйственной деятельности, но кооперативный сектор остается конструктивной


составной частью экономики абсолютного большинства стран мира, а в странах


Северной Европы, Швейцарии, Италии и Японии потребительские кооперативы


сохранили свое место среди лидеров розничной торговли. Поэтому важной задачей


является дальнейшее развитие и совершенствование кооперативной торговли на


основе реализации намеченных общеотраслевых мероприятий Программы социально-


экономического развития потребительской кооперации на 2001-2005 г.


При этом основными задачами развития розничной торговли в прогнозируемом


периоде являются стабильное обеспечение населения социально значимыми


товарами, дальнейшее совершенствование методов организации торговли,


улучшение финансово-экономического положения организаций торговли,


способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широком


ассортименте.


Решение поставленных задач предусматривается осуществлять за счет поиска


новых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение


долгосрочных соглашений, маркетинговое обслуживание предприятий


промышленности организациями торговли, развитие фирменной торговли, создание


торгово-промышленных и торгово-финансово-промышленных групп, торговых домов,


развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямые хозяйственные связи


организаций торговли с колхозами, совхозами и фермерскими хозяйствами по


поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому


населению на взаимовыгодных условиях.


Особое внимание будет уделено активизации коммерческой деятельности


организаций торговли, перестройке системы торговли с целью переориентации


покупок товаров с неорганизованных рынков в цивилизованные условия


обслуживания населения, что позволит направлять основной поток ресурсов


внутреннего рынка для продажи населению через организованную торговлю. С


учетом этого, а также проводимых мер по упорядочению деятельности


посреднических структур неорганизованный рынок станет дополнительным


источником пополнения товарных ресурсов.


Удельный вес неорганизованной торговли в общем объеме розничного


товарооборота сократится с 28 - 30% в настоящее время до 20% к концу


прогнозного периода. Большое внимание будет уделено проведению работы по


упорядочению деятельности вещевых, смешанных и продовольственных рынков,


улучшению их санитарного состояния, соблюдению правил торговли, контролю за


ценами и качеством товаров, в первую очередь продовольственных, обеспечению


их безопасности для здоровья населения. Усиление контроля за деятельностью


неорганизованного рынка позволит расширить налоговую базу и доходы бюджета.


Основными поставщиками товаров на внутренний рынок по-прежнему будут


отечественные производители. Поэтому стабильность потребительского рынка


будет предопределяться устойчивым функционированием реального сектора


экономики, производством потребительских товаров, в первую очередь продукции


агропромышленного комплекса.


Развитию в республике рынка продовольствия будет способствовать разработка и


реализация государствами участниками Таможенного союза программ развития


сельского хозяйства стран Таможенного союза, создания аг­рарного рынка этих


государств и обеспечения продовольственной безопасности, предусматривающих


организацию совместных производств, эффективное использование природного и


производственного потенциалов, увеличение объемов взаимных поставок


продовольствия. Предполагается сохранить государственную поддержку создания


запасов продуктов питания для бесперебойной торговли ими в межсезонный


период.


Насыщению потребительского рынка товарами будет способствовать реализация


программ «Развитие производства товаров детского ассортимента и торговли ими


до 2005 года» и «Освоение производства и поставки, начиная с 2000 г., на


внутренний рынок товаров народного потребления, пользующихся повышенным


спросом у населения и не производимых в республике», а также дальнейшее


развитие торговых связей с регионами ближнего и дальнего зарубежья, включая


расширение межрегионального сотрудничества с Российской Федерацией.


Улучшение обеспечения населения товарами намечено также за счет реализации


одобренной Исполкомом Союза Беларуси и России Программы экономического


сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией на 1999 -


2008 гг., предусматривающей развитие совместных про­изводств, реализацию


конкурентоспособной продукции.


Проводимая работа по активизации наполнения потребительского рынка товарами


создаст условия для наращивания объемов розничного товарооборота. Согласно


программе развития внутренней торговли розничный товарооборот в 2005 г. может


увеличиться в 1,4 раза по сравнению с 2000 г. и в 2010 г. - в 1,3 раза по


сравнению с 2005 г. При этом улучшится качественная структура товарооборота.


Доля продажи непродовольственных товаров повысится с 39% в 1999 г. до 45% в


2010 г. за счет ускоренных темпов роста продажи технически сложных товаров


культурно-бытового и хозяйственного назначения, мебели и изделий легкой


промышленности [30].


Все это позволит существенно приблизиться к рациональным нормам по


обеспеченности населения телевизорами, холодильниками и морозильниками,


стиральными машинами, электропылесосами и достигнуть рациональных норм


потребления на душу населения тканей и обуви кожаной.


В структуре спроса продовольственных товаров ожидается повышение доли


продуктов питания и сокращение удельного веса алкогольных напитков. По


продуктам питания более высокими темпами будет возрастать спрос на более


ценные в питательном отношении продукты животноводства, овощи и фрукты.


Благодаря этому в республике будут достигнуты рациональные нормы потребления


на душу населения молока и молокопродуктов, яиц, масла растительного и


значительно приблизится к рациональному уровню потребление мяса и


мясопродуктов, овощей и фруктов.


Возрастет роль оптовой торговли. Намечается восстановить оптовую сеть, а


также развивать оптовые рынки. Предусмотрено создание ярмарочных центров с


сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областных городах


и г. Минске, специализированных оптовых рынков, а также расширение


сотрудничества со странами СНГ по развитию оптовых продоволь­ственных рынков.


Предусматривается обеспечить доступность основных видов товаров и услуг для


потребителей с низкими и средними доходами.


Для удешевления продукции будут сокращаться посреднические звенья при


поставках продукции в розничную сеть. Анализ тенденций развития сферы


обращения на западе позволяет сделать прогноз о перспективах развития


отечественной торговой отрасли. С уверенностью следует ожидать увеличения


конкуренции и специализации, укрупнения торговых компаний и уменьшения их


количества, снижения нормы прибыли, уменьшения уровня розничных цен и


торговой наценки.


1.3. Особенности коммерческой деятельности на предприятиях


розничной торговли


Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг предполагает выполнение


целого ряда операций, таких как: обоснование потребности в товарах,


разработка заказов и заявок на них, выбор поставщиков для установления


хозяйственных связей с ними, контроль выполнения договорных обязательств,


управление товарными ресурсами, продажа товаров и её стимулирование и т. д.


Коммерческая деятельность - широкое и сложное понятие. Это комплекс предметов


и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для


каждого из партнёров при учёте интересов конечного потребителя.


Коммерческая деятельность на потребительском рынке предполагает выполнение


таких операций, как обоснование потребности в товарах, выбор поставщиков,


установление хозяйственных связей с ними, контроль исполнения договорных


обязательств управление товарными ресурсами, процессом продаж и


стимулирование сбыта. Покупать и продавать товары надо так, чтобы любая


коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень


рентабельности; чтобы торговый риск сведен к минимуму; чтобы постоянно


укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему


со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность


обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его


конкурентоспособность. Достижение высокой эффективности коммерческой


деятельности возможно только на основе её оценки.


За январь-июнь 2005г. объем розничного товарооборота, учитывая все каналы


реализации, составил 8748,2 млрд. руб. и увеличился по сравнению с первым


полугодием прошлого года на 113,0% при прогнозе на первое полугодие 107%.


Прогнозные показатели обеспечены всеми регионами.


Продажа продуктов питания выросла на 108,5%, а непродовольственных товаров на


119,4%. В структуре товарооборота доля продтоваров составила 58,1% (1-е


полугодие 2004г.- 62%). Характеризуя динамику товарооборота, необходимо


отметить, что в январе- июне 2005г. индекс потребительских цен на товары


составил 119,9%, индекс фактического роста розничного товарооборота - 118,5%.


Реальные доходы населения за этот период возросли на 12,9%.


Из общего объема розничного товарооборота 37% приходится на индивидуальных


предпринимателей и физических лиц, торгующих на рынках, и других объектов


рыночного образования, что на 0,6 процентных пункта ниже уровня прошлого


года.


На потребительском рынке республики сохранялось стабильное положение с


обеспечением населения практически по всем группам товаров. Производство


товаров народного потребления выросло на 114,2%, в т.ч. продовольственных -


на 115,4%, непродовольственных - на 114,4%.


За первое полугодие в республике продано больше прошлогоднего мяса и


мясопродуктов (на 106%), цельномолочной продукции (102), кондитерских изделий


(116), одежды и белья (112,5), трикотажных изделий (118), телевизоров


(194,2), стиральных машин (125,5), холодильников и морозильников (112%) и


других товаров. Несколько уменьшилась реализация масла животного, макаронных


изделий, сахара, майонезной продукции, некоторых непродовольственных товаров.


Значительно сократилась продажа водки (92,1% к уровню прошлого года) и винных


плодовых напитков (67%).


В объемах продаж товары отечественного производства по продовольственной


группе занимают 85,7% и непродовольственной -68,75. В текущем году


промышленностью республики освоено производство 78 наименований принципиально


новых товаров. Для увеличения реализации белорусских товаров торговыми


организациями совместно с промышленностью в текущем году было организовано


более 3-х тысяч выставок - продаж, расширенных распродаж, покупательских


конференций. Активизирована работа по увеличению продажи товаров в кредит.


Росту реализации товаров отечественного производства и недопущению увеличения


цен на них способствует постановление Совета Министров Республики Беларусь от


05.02.2004 № 132, которым утвержден перечень отечественных социально значимых


товаров и которым облисполкомам и Мингорисполкому рекомендовано при


несоблюдении торговыми объектами указанного ассортиментного перечня относить


такие случаи к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, как это


предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от


17.10.2003 № 1350.


По-прежнему сохраняется явное несоответствие между темпами развития


розничного товарооборота и эффективностью работы торговых организаций. По


данным органов статистики за январь-май 2005г., в торговле республики


практически отсутствовала прибыль от реализации товаров, в то время как


объемы продаж увеличились на 13%. Коэффициент обеспеченности собственными


оборотными средствами составил минус 4,7% при норме 10%, а доля организаций,


не имеющих собственных оборотных средств, составила на 1 апреля 2005 года


47,6% против 47,1% на начало года. Кроме того, у 15,2% организаций имеющиеся


собственные оборотные средства сложились ниже норматива, т.е. менее 10%.


Сложное финансовое положение торговых организаций обусловлено рядом


объективных причин. Одной из них является регулирование показателей роста


цен, в первую очередь, за счет уменьшения торговых надбавок. При индексе


потребительских цен за январь-май 2005г. к декабрю 2004г. 106,8% цены


производителей товаров увеличились на 9%. Существенное влияние оказало


снижение торговых надбавок на мясомолочную продукцию, а также на целый ряд


продовольственных товаров в конце 2004 года. В результате убытки от


реализации этих товаров составляли ежемесячно более 7 млрд. руб. До


настоящего времени не восстановлен прежний уровень предельных надбавок на


кисломолочные продукты, муку, мясо птицы, полуфабрикаты из нее, субпродукты.


Только с 29 июня 2004 года увеличена торговая надбавка до прежнего уровня на


молоко. Установленный уровень торговых надбавок не обеспечивает безубыточную


реализацию мясомолочной продукции, а увеличение объема продаж этих товаров


приводит к дополнительным убыткам.


В 2005 году налогооблагаемая прибыль не уменьшается, как это было ранее, на


сумму отчислений от валовых доходов в размере 6 процентов на пополнение


собственных оборотных средств, что также увеличило платежи в бюджет за счет


прибыли. В результате, по данным Министерства статистики и анализа, за 4


месяца т.г. налоги и сборы из прибыли составили 52,4 процента против 19,8


процента в прошлом году. Если до налогообложения прибыль составляла 51,9


млрд. руб. (с ростом к прошлому году в 16 раз), то чистая прибыль - только


9,6 млрд. руб. (18,5%), что соответствует уровню 2004 года. В текущем году


увеличились ставки налога с продаж по подакцизным товарам импортного


производства с 10 до 15% и в значительной мере - местные налоги и сборы,


которые возросли почти вдвое (в среднем с 3 до 6 % от прибыли) [30].


Таким образом, в перспективе розничная торговля и общественное питание


Республики Беларусь претерпят изменения под влиянием ряда факторов


производственного, финансового, управленческого, кадрового и социально-


психологического содержания, в первую очередь, темпов и эффективности


преобразований, осуществляемых как в экономике страны в целом, так и в самой


в торговой отрасли.


2.ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАО «УНИВЕРСАМ ВОЛГОГРАД»


2.1. Краткая характеристика торговой организации


ЗАО «Универсам Волгоград» является универсальным магазином по продаже


продовольственных и непродовольственных товаров. В предприятии функционирует


наряду с залом самообслуживания цех обвалки мяса, цех общественного питания,


бар II наценочной категории, кафетерий.


Предприятие оснащено современным торгово-технологическим оборудованием.


В 2004 году было закуплено технологическое оборудование для цеха


общественного питания (овощерезка, мясорубка, картофелечистка, фритюрница,


машина для нарезки гастрономических товаров, печь пароконвекционная), машины


вакуумно-упаковочная и упаковочная термоусадочная, 13 комплектов


металлических стеллажей, две линии среднетемпературных витрин, 4 единицы


мощных холодильных агрегатов и т. д.


Для закупки оборудования предприятие использовало заемные банковские средства


в иностранной валюте. Первый кредит в размере 60000 долларов США был погашен


в течение 2004 года. Второй кредит на 120000 долларов США будет погашаться по


условиям кредитного договора в течение двух лет. Общество основано на частной


форме собственности. Акционерами Общества признаются физические и (или)


юридические лица, являющиеся держателями акций Общества. Список акционеров


прилагается к Уставу.


Общество является юридическим лицом, состоит на хозяйственном расчете, имеет


самостоятельный баланс, печати со своим наименованием, угловой штамп,


товарный знак и иные реквизиты, вправе от своего имени заключать договоры,


приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть


истцом и ответчиком в судах.


Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной


регистрации в регистрирующем органе.


Общество несет ответственность по своим обязательствам


любым принадлежащим ему имуществом.


Общество не несет ответственность по обязательствам Акционеров.


Акционеры не несут ответственности по обязательствам


Общества, кроме случаев, предусмотренных действующим


законодательством и настоящим Уставом.


Если экономическая несостоятельность (банкротство) Общества вызвана


Акционерами или другими лицами, которые имеют право давать обязательные


для Общества указания либо иным образом определять его действия, на таких


лиц в случае недостаточности имущества Общества может возлагаться


субсидиарная ответственность по его обязательствам.


Общество имеет право создавать унитарные предприятия с правами юридического


лица, открывать филиалы и представительства в Республике Беларусь и за ее


пределами, участвовать в хозяйственных обществах и товариществах, а также в


иных юридических лицах.


Общество на момент государственной регистрации филиалов и представительств не


имеет.


Местонахождение Общества: г.Минск, пр-т им. Газеты «Правда», д.40, корп.2


(универсам).


Общество создается с целью извлечения прибыли, удовлетворения материальных


и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива Общества.


Общество осуществляет следующие виды деятельности :


Производство изделий из мяса, включая мясные консервы (15130);


Переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов (15200);


Переработка картофеля (15310);


Переработка и консервирование фруктов и овощей, кроме картофеля (15330);


Производство хлеба и хлебобулочных изделий (15810);


Розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и


табачными изделиями в специализированных магазинах (522);


Розничная торговля косметическими товарами и туалетными принадлежностями


(52330);


Розничная торговля текстильными изделиями (52410);


Розничная торговля одеждой (5242);


Розничная торговля обувью и кожаными изделиями (5243);


Розничная торговля осветительными приборами и бытовыми изделиями, не


включенными в другие группировки (52449);


Розничная торговля электробытовыми товарами и радиотелевизионными изделиями


(5245);


Розничная торговля книгами, газетами и канцелярскими принадлежностями (52470);


Прочая розничная торговля в специализированных магазинах (5248);


Розничная торговля через палатки, ларьки и киоски (52621);


Прочая розничная торговля не в магазинах (52630);


Рестораны и кафе (55300);


Бары (55400);


Транспортная обработка грузов и хранение (631);


Эксплуатация и сдача внаем собственного имущества (70200).


Общество осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с


законодательством Республики Беларусь.


Общество осуществляет виды деятельности, подлежащие лицензированию, только на


основании специального разрешения (лицензии).


Уставный фонд Общества составляет 3 338 000 (три миллиона триста тридцать


восемь тысяч) рублей.


Уставный фонд Общества составлен из номинальной стоимости акций и разделен


на 33 380 (тридцать три тысячи триста восемьдесят) простых именных акций.


Рассмотрим финансово-хозяйственную деятельность, которая осуществляется на


предприятии:


1. ЗАО «Универсам Волгоград» совершает со всеми субъектами хозяйственной


деятельности сделки и другие юридические акты, в том числе купли – продажи,


подряда, аренды, перевозки, совместной деятельности и т.д.


2.Самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы


развития, исходя из спроса населения на товары народного потребления, работы,


услуги и необходимости получения прибыли, обеспечения производственного и


социального развития предприятия, повышение личных доходов его работников.


3.Заключает договора, контракты, бартерные сделки со всеми субъектами


хозяйствования на производство, поставку, оптовую и розничную продажу


товаров, оказание услуг и другие хозяйственные договора.


4.Укрепляет материально-техническую базу предприятия. Эффективно использует


производственные мощности, основные фонды и оборотные средства.


5.Обеспечивает рентабельную работу предприятия, устанавливает порядок


распределение прибыли, самостоятельно устанавливает виды, размеры и


направления использования фондов и резервов предприятия, системы и размеры


оплаты труда, а также другие виды доходов работников.


6.Решает вопросы научно-технического прогресса. Разработки и применения новой


техники и технологии, внедрения научной организации труда.


7. Совершенствует организацию торговли, проводит работу по развитию торговой


рекламы.


8.Обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей. Осуществляет


оперативный бухгалтерский учет результатов своей деятельности. Представляет


статистическую отчетность.


9.В пределах, установленных законодательством, имеет право продавать и


передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать,


сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование


принадлежащие ему здания, сооружения, торговые и производственные площади,


оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные


ценности.


10.Обеспечивает для всех работников безопасные условия труда, использование


ими прав и социальных льгот, предусмотренных законодательством, а также


дополнительные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на


потребление.


11.Участвуют в торгах, конкурсах, аукционах, в организации выставок,


представляет гарантии.


Высшим органом управления является собрание акционеров.


Директор осуществляет руководство текущей деятельностью, подотчетен


собственнику имущества.


Данные взаимоотношения можно проследить в организационной структуре


управления ЗАО «Универсам Волгоград» представлена ниже на рис. 2.1.


Организационно-управленческая структура ЗАО «Универсам Волгоград» является


линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти


берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при


разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений,


программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных


подразделений. Преимуществом данной структуры является более глубокая


подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;


освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем;


возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является


отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне


между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так


как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно


развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по


иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.


Собрание акционеров


Директор


Главный бухгалтер Зам. Директора


Бухгалтерия


Зав. Отделами


Зам. зав. Отделами


Администратор


Продавцы, кассиры-контролеры


Обслуживающий персонал


Рисунок 2.1. Структура управления ЗАО «Универсам Волгоград»


Примечание. Источник: собственная разработка


Следует отметить, что для данного предприятия, в силу определённых его


особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой.


ЗАО «Универсам Волгоград» обладает достаточным опытом в управлении торговым


процессом. Сложившаяся структура управления обеспечивает стабильную


деятельность предприятия. Подбор подготовленных специалистов позволяет быстро


и организованно решать производственные вопросы.


В магазине действует непрерывный процесс повышения квалификации работников.


В учебных группах, непосредственно на рабочих местах и в учебном классе


специалисты магазина, преподаватели Белорусского Государственного


Экономического Университета, Института повышения квалификации, Торгового


колледжа и училища проводят с продавцами и другими категориями работников


занятия по правилам торговли, защите прав потребителей, свойствам товаров,


культуре обслуживания, психологии общения и многим другим темам.


В ЗАО «Универсам Волгоград» используется повременно-премиальная и


контрактная формы оплаты труда. Повременно-премиальная форма предусматривает


выплату оклада и тарифные ставки, а также премии при соблюдении условий


предусмотренных в положении о премировании.


В ЗАО «Универсам Волгоград» действует система премирования по которой


предусматриваются следующие виды премий:


- премия за основные результаты хозяйственной деятельности (за выполнение


плана товарооборота – 50% идет на издержки обращения);


- премия по итогам смотров, конкурсов, соревнований.


В ЗАО «Универсам Волгоград» работникам секций, выполнившим план товарооборота


выплачивают премию в размере 30% от оклада, не справившимся с планом


товарооборота – 15% от оклада.


Контрактная форма оплаты труда – в которой предусматриваются права и


обязанности работников, условия материального обеспечения, а также


обязанности, права, ответственность органов, заключивших контракт с


работником, порядок изменения, прекращения и перезаключения контракта.


Контракт, как правило, заключается сроком на 1 год.


Рассматривая формы регулирования трудовых отношений следует отметить, что с


работающими в должности заведующего секцией и выше заключены контракты,


продавцы же получает повремённую оплату, исходя из количества отработанных


часов плюс доплачивается премия.


Кроме того, на контрактной форме работают работники достигшие пенсионного


возраста, директор и главные специалисты.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,


маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,


страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь


при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро,


50% скидки на готовые (обмен).


Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54


http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать


работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно


выгодно обменять свои работы на наши)


http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех


готовых работ)


3.КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ


3.1.Взаимоотношение торговой организации с поставщиками товаров


Заботясь о сбалансированности товарооборота и товарных ресурсов, недопущения


образования сверхнормативных товарных запасов, в магазине ежемесячно


разрабатываются планы товарного обеспечения по каждой из товарных секций.


Решая эту задачу, работники органов снабжения (товароведы) изучают и


учитывают спрос и предложение на все товары, уровень и изме­нение цен на них


и на услуги посреднических организаций, выбирают наиболее экономичную форму


товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и


складские расходы. Они также заключает все договора с поставщиками на


поставку товаров, формирует ассортиментный перечень товаров, занимается


сертификацией товаров, занимается возвратом по браку с поставщиками и


покупателями, участвует в различных ярмарках, занимается заключением


договоров на сотрудничество с частными предпринимателями. Также в обязанности


товароведа данного предприятия входит формирование ассортимента, для чего


требуется исследование спроса населения на различные виды товаров. Для


формирования ассортимента исходят из данных по предыдущим периодам, например


данные о размерах товарных запасов, о видах товаров, медленно реализуемых.


Одним из важнейших требований к товародвижению является его планомерная


организация по заранее разработанным графикам, в которых предусматривается


наиболее рациональная частота и количество завозимых в магазин товаров.


Товароведы осуществляют постоянный контроль за состоянием реализации товаров


по товарным группам и отдельным наименованием. При выявлении перебоев в


торговле, связанных с отсутствием в продаже достаточных товаров, принимаются


оперативные меры для их завоза в соответствии с установленным ассортиментным


перечнем и в дальнейшем устранятся причины этих недостатков.


Основными поставщиками являются белорусские предприятия, изделия которых


пользуются устойчивым спросом у покупателей.


В качестве основных поставщиков продуктов питания для универсама выбраны


крупные предприятия Республики Беларусь. Так, основными поставщиками


являются:


молока и молочных продуктов – Гормолзаводы №1, №3, Маргариновый завод,


Молочные заводы городов Клецк, Столбцы, Берёза, Барановичи, Слуцк;


хлеба и хлебобулочных изделий – Хлебпром, ООО "Вкус хлеба";


мяса и колбас – МЗП городов Минск, Волковыск, Слоним, Берёза, Борисов,


Хладокомбинаты №1, №2;


кондитерских изделий – к/ф. "Коммунарка", бисквитная фабрика "Слодыч",


Белбакалея, Бакалеяторг;


алкогольных напитков – завод "Крышталь", ООО "Насад", ООО "Рованичи", колхоз


"Клецкий";


пива – Пивзавод №1, №2 "Крыница", ООО "Лидское пиво";


безалкогольных напитков – Пивзавод №2 "Крыница", завод Безалкогольных напитков.


С этими поставщиками связи налажены уже давно, и предприятие сотрудничает


постоянно. Это соответственно приносит свои выгоды: магазин со многими из них


работает на льготных условиях. Однако, товарных фондов, выделяемых


промышленными предприятиями, не всегда хватает для бесперебойной торговли,


что приводит к узости ассортимента и, соответственно, к понижению качества


торгового обслуживания покупателей.


Ежедневная, кропотливая работа с промышленностью позволила довести


реализацию отечественных товаров ЗАО «Универсам Волгоград» до 75% в общем


объеме товарооборота. В настоящее время магазином заключено более 150


договоров с предприятиями РБ, в том числе по прямым связям с 23


предприятиями.


Вместе с тем для более полного удовлетворения покупательского спроса


проводится работа по вовлечению в товарооборот товаров, ко­торые не


производятся в Беларуси. Налаживаются связи по поставкам товаров из стран


ближнего зарубежья, в т.ч. России, Молдавии, Украины, Прибалтики.


В настоящее время значительную роль в потребительском выборе играет ценовая


конкуренция. Поскольку себестоимость производства товаров на всех


предприятиях промышленности разная, то, имея в наличии товар одной товарной


группы, но широкого диапазона цен, можно привлечь дополнительный контингент


покупателей.


При закупе товаров предпочтение будет отдано отечественному производителю.


Товары, не производимые в республике, ЗАО «Универсам Волгоград» как и прежде


будет закупать у фирм, завозящих их извне и являющихся первыми импортерами.


Это дает возможность получения преимущества при ценовой конкуренции и


большего эффекта. Снижение риска при работе с коммерческими структурами


достигается путем заключения договоров на условиях оплаты по мере реализации


или по факту поставки в течение 10-30 банковских дней с разработанной


системой штрафных санкций за поставку некачественных товаров и нарушения


условий поставки.


Основными конкурентными преимуществами ЗАО «Универсам Волгоград», которые


помогут ему, выделится среди других предприятий торговли, и завоевать доверие


покупателей будут являться:


предложение покупателю товаров соответствующих всем качественным


требованиям ;


предложение товаров с нестандартным набором свойств, реально интересующих


покупателя (с различными наполнителями и добавками, соответствующим


определенному вкусу круга покупателей);


проведение гибкой ценовой политики;


применение различных видов внутри- и вне магазинной рекламы;


расширение объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов,


доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров на дом


покупателю).


реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы


населения с различными доходами.


реализация товаров населению в кредит, периодическое предоставление кредита


на льготных условиях.


Основной целью стратегии маркетинга в ЗАО «Универсам Волгоград» в отношении


потребителя выступает привлечение покупателей за счет расширения ассортимента


товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширение видов


деятельности.


Предприятие повышает заинтересованность во взаимном сотрудничестве с


постоянными поставщиками и прилагает усилия для привлечения новых


поставщиков. Это возможно, поскольку у предприятия есть три собственных


грузовых автомобиля и один грузопассажирский автомобиль для организации


междугородных рейсов и доставки товара.


Основой проводимой ассортиментной политики будет являться увеличение


ассортимента реализуемых товаров как в ширину (разнообразие товарных


позиций), так и в глубину (рост товарных разновидностей в пределах одной


товарной группы).


Расширение ассортимента реализуемых товаров предполагается вести по следующим


направлениям:


расширение связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий;


установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в республику, и


работы с ними по заказам;


расширение ассортимента продукции собственного кондитерского цеха;


оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров покупателю на дом, по


формированию заказов , изготовлению и оформлению подарков.


Рассматривая практику ценообразования, следует отметить следующее, что


закупочные цены с поставщиками согласовываются на основании протокола


согласования цен и соответствующей счёт-фактуры, установление же розничной


цены определяет само предприятие, исходя из закупочной цены и соответствующей


наценки. В некоторых случаях договором предусматривается изменение закупочной


цены, если товар предоставляется на условиях реализации на длительный период,


соответственно меняются и розничные цены.


Большое значение для улучшения финансового состояния исследуемой организации


имеет совершенствование коммерческой деятельности, которое включает


следующее:


• заключение договоров поставки и реализации на наиболее выгодных условиях,


реализация принципа «дешевой покупки и дорогой продажи товаров»;


• получение отсрочек платежа у поставщиков товара;


• планирование и контроль уровня запасов и т.д.


3.2. Коммерческая деятельность розничной торговой организации


и пути повышения её эффективности


Проведенный во второй главе анализ показателей эффективности дает возможность


полно и широко оценить эффективность коммерческой деятельности торговой


организации по важнейшим направлениям. Действительно, предприятие работает в


нужном направлении, избранная им ниша рынка соответствует запросам


покупателей. Однако организация не должно останавливаться на достигнутом, а


постоянно совершенствовать свою деятельность и повышать её эффективность.


Необходимо прослеживать, насколько установленная цена соответствует реальной


ситуации на рынке в ходе реализации товара. Кроме того, важным элементом


коммерческой работы по сбыту является формирование оптимального ассортимента


товаров. Товарный ассортимент розничного предприятия должен отвечать


покупательским ожиданиям целевого рынка. Именно товарный ассортимент


становится ключевым фактором в конкурентной борьбе между аналогичными


розничными организациями.


Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для


покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить


операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов,


расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный


доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность


самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Оплата за


отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-


кассирами [14, с.215].


Поэтому торговые организации должны применять как можно шире этот метод


продажи товаров. Однако при самообслуживании изменяются технологическая


планировка торгового зала и других помещений магазина.


Вообще, в условиях рынка образ предприятия розничной торговли является важной


составляющей его конкурентоспособности. Каждое предприятие стремится выделить


его определенным образом с тем, чтобы привлечь на свою сторону как можно


больше потенциальных покупателей и закрепить их за своим предприятием в


качестве постоянных клиентов.


Первое впечатление о магазине покупатель получает еще до входа в магазин. И


здесь решающее воздействие на восприятие потребителя оказывает экстерьер.


Фасад здания должен находиться в хорошем состоянии, чтобы уже при первом


взгляде на него возникало доверие к магазину и желание его посетить.


Экстерьер включает также решение прилегающих к магазину участков (планировка


дорожек, стоянок, озеленение и т.д.) [28, с. 300].


Привлекают покупателей и хорошо оформленные витрины, показывающие срез


ассортимента. Витрины постоянно следует обновлять.


При входе в магазин дизайн и дружелюбная атмосфера должны вызвать у


покупателя желание задуматься и изучить весь ассортимент. Решая интерьер


торгового зала, следует иметь в виду главную задачу - создание наиболее


благоприятных условий для показа товаров.


Главную оценку торговле выставляет покупатель. Высокой оценки заслуживает


только та торговая организация, которая современно оформлена, светлая,


просторная, в которой покупателю предложат высококачественный товар в


соответствии с его спросом, где его культурно обслужат, нет очередей, в


которой продавцы опрятны, приветливы и доброжелательны. Именно в такой


магазин покупатель придет еще и еще раз.


Поэтому задача каждой розничной организации - это повышение уровня культуры


обслуживания. Руководители должны осуществлять тщательный отбор и


соответствующую подготовку своего персонала. Определенное влияние на имидж


организации оказывает торговый персонал, его вид, компетентность, стиль


работы. Искусство продавца заключается в том, чтобы содействовать


приобретению покупателем вещи, действительно ему необходимой. Знание товара,


его свойств, умение продемонстрировать их, желание строить взаимоотношения с


покупателем, учитывая его психологию, указывают на высокий уровень общей и


профессиональной подготовленности работника. Также не стоит забывать о


внешнем виде продавца (его аккуратность, наличие фирменной одежды - удобной и


в то же время стильной).


В современных рыночных условиях ни одна коммерческая организация не может


успешно вести дела без рекламы. Реклама - двигатель торговли. С помощью ее


поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет


контролировать продвижение товаров на рынке, создавать и закреплять у


покупателя устойчивую систему предпочтений к рекламируемым объектам, вносит


коррективы в сбытовую деятельность. Используя возможности направленного


воздействия на потребителя, реклама способствует не только формированию


спроса, но и управлению им.


Основными направлениями стратегии ЗАО «Универсам Волгоград» являются следующие:


- наращивать темпы роста объема товарооборота для обеспечения выполнения


основных показателей прогноза социально-экономического развития предприятия


на 2006 год;


- привлечение новых покупателей;


- проведение целенаправленной работы с предприятиями-изготовителями по


увеличению и обновлению ассортимента товаров;


- активное проведение работ по изысканию недостающих и невырабатываемых


отечественной промышленностью товаров;


- поиск оказания новых видов услуг и расширение деятельности имеющихся;


- техническая модернизация ЗАО «Универсам Волгоград» с целью увеличения


товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости;


- сокращение издержек обращения;


- получение максимальной прибыли.


Таким образом, осуществив выше разработанные и предложенные мероприятия ЗАО


«Универсам Волгоград» не только повысит эффективность коммерческой


деятельности, но и значительно опередит своих конкурентов в качестве


обслуживания населения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и


предложения:


1.Коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка,


сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары


и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и


продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых


рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли.


Эффективность коммерческой деятельности характеризует какая прибыль (эффект)


от достижения ее конечных и промежуточных целей получена в течение периода в


среднем на каждую единицу различных ресурсов или затрат в их совокупности или


раздельности и насколько эта прибыль превышает затраты.


2.На основании анализа основных экономических показателей можно сделать


следующие выводы:


- наблюдается постоянный рост выручки от реализации в 2005 году она выросла


на 31,94% или 4473 млн.руб.


- выручка без учета налогов выросла на 33,46%, что свидетельствует о снижении


налогового бремени, общий прирост составил 4019 млн.руб.


- в более значительной степени вырос валовой доход, что свидетельствует о


том, что рост выручки опережает рост себестоимости, что связано с ростом


средних торговых надбавок, относительный прирост валового дохода составил


37,82%, абсолютный 764 млн.руб.


- издержки обращения также выросли, но гораздо в меньшей степени, основная


доля прироста приходится на фонд заработной платы, относительный прирост


издержек обращения составил 34,41%, абсолютный 532 млн.руб.


- вследствие действия вышеуказанных факторов прибыль от реализации


увеличилась на 211 млн.руб. или 53,99%, что подтверждает тот факт, что


незначительное превышение валового дохода над издержками обращения,


многократно увеличивает размер прибыли, при условии, что уровень


рентабельности незначителен.


- рост сальдо операционных доходов и расходов положительно сказался на


величине прибыли отчетного года, в то время как сальдо по внереализационным


операциям оказало негативное влияние, в целом прибыль отчетного года выросла


на 249 млн.руб. (211 рост прибыли от реализации, 38 млн.руб. влияние сальдо


операционных доходов и расходов и сальдо по внереализационным операциям).


- чистая прибыль выросла на 186 млн.руб. или 45,93%.


- в следствии опережения роста прибыли от реализации над ростом выручки,


произошло увеличение рентабельности на 0,46%.


На основании помесячного анализа выручки представленного в приложении можно


сделать вывод, что кроме постоянного роста выручки от реализации в розницу,


растет величина расчетов с помощью пластиковых карточек, мелкого опта, при


одновременном снижении товарообменных операций. Такая же тенденция


характерна и для прибыли от реализации, наибольший рост которой наблюдается в


предновогодние дни.


3. Основными направлениями стратегии ЗАО «Универсам Волгоград» являются


следующие:


наращивать темпы роста объема товарооборота для обеспечения выполнения


основных показателей прогноза социально-экономического развития предприятия


на 2006 год за счет привлечения новых покупателей;


проводить целенаправленную работу с предприятиями-изготовителями по


увеличению и обновлению ассортимента товаров;


проводить активную работу по изысканию недостающих и невырабатываемых


отечественной промышленностью товаров;


осуществлять поиск возможностей оказания новых видов услуг и расширение


деятельности имеющихся;


проводить техническую модернизацию ЗАО «Универсам Волгоград» с целью


увеличения товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости;


обеспечить сокращение издержек обращения в целях получения максимальной


прибыли, что даст возможность укрепить финансовое положение ЗАО «Универсам


Волгоград».


Таким образом, осуществив выше разработанные и предложенные мероприятия, ЗАО


«Универсам Волгоград» сможет не только повысить эффективность коммерческой


деятельности, но и значительно опередит своих конкурентов в качестве


обслуживания населения.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,


маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,


страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь


при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро,


50% скидки на готовые (обмен).


Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54


http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать


работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно


выгодно обменять свои работы на наши)


http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех


готовых работ)


НАВЕРХ



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.