Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет основных средств 36

Учет основных средств


1. Определение основных средств


2.Основные задачи учета основных средств


3.Право собственности на средства


1. Основные средства - различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение дли­тельного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Кроме того, предполагается, что эти средства должны приносить экономические выгоды (доход) и что они куплены не для перепродажи в будущем. Отнесение средств труда к основным определено далее (см. Вопрос 54). При этом их срок полезного использования должен быть более 12 меся­цев (или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев). В составе основных средств отражаются также вложения в улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие рабо­ты) и в арендованные относящиеся к основным средствам объекты, а также находящиеся в собственности земельные участки, объекты при­родопользования (вода3
недра и другие природные ресурсы). К основным средствам согласно новому Плану счетов также отнесены средства в обороте, ранее относящиеся к малоценным быстроизнаши­вающимся предметам (специальные инструменты и приспособления, сменное оборудование, постельные принадлежности, а также имеющие срок службы более 12 месяцев орудия лова, спецодежда и спецобувь, временные сооружения, форменная


одежда). При этом отнесение средств к основным производится в зависимости от вида предметов, характера и условий деятельности и закрепляется в учетной политике предприя­тия по каждому виду (группе) предметов (при этом необходимо руко­водствоваться в первую очередь требованиями приоритета содержания перед формой и допущением последовательности учетной политики, а также решить каким образом предполагается погашать стоимость таких предметов).


к Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:


/ контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования;


✓правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;


г контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств и их отражением в учете;


✓правильное исчисление амортизации для включения в затраты пред­приятия;


✓контроль за эффективностью использования основных средств;


✓контроль за своевременным проведением и отражением в учете рекон­струкции и модернизации средств труда;


✓точное определение результатов от списания, ликвидации, выбытия объектов основных средств.


3. Основные средства могут находиться у предприятия как на праве соб­ственности, так и на праве пользования (в аренде). У государственных и муниципальных унитарных предприятий имущество находится на пра­ве хозяйственного ведения и оперативного управления.


Предприятия могут иметь право как владения, пользования, так и рас­поряжения основными средствами.


Владение
- фактическое обладание вещью. Владелец основных средств может непосредственно воздействовать на них.


Распоряжение
- это возможность продавать, отдавать в аренду средства. При этом предприятия могут безвозмездно передавать или продавать их другим предприятиям, предоставлять бесплатно во временное пользо­вание, списывать основные средства с баланса, если они устарели или изношены.


Пользование
предполагает только право использования вещи для произ­водства и др.


Классификация основных средств


1.Классификация основных средств


2.Классификация по степени использования


3.Классификация по принадлежности


1. Основные средства предприятия различны и по составу, и по назначе-
нию. Для ведения учета необходима классификация. Возможна следую-
щая классификация основных средств:


✓ по видам;


б/ по назначению;


по отраслям экономики;


✓ по степени использования в хозяйственной деятельности; */ по принадлежности.


В соответствии с классификацией основные средств подразделяются на:


1.Здания.


2.Сооружения.


3.Передаточные устройства.


4.Машины и оборудование:


- силовые машины и оборудование;


- рабочие машины и оборудование;


- измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;


- вычислительная техника;


- прочие машины и оборудование.


5.Транспортные средства.


6.Инструмент.


7.Производственный инвентарь и принадлежности.


8.Хозяйственный инвентарь.


9.Рабочий, продуктивный и племенной скот.


10.Многолетние насаждения.


11.Внутрихозяйственные дороги.


12.Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений):


13.Прочие основные фонды.


2. По степени использования в хозяйственной деятельности предприятия
основные средства делятся на:


✓ действующие основные средства - средства, находящиеся в эксплуатации;


(/" бездействующие основные средства - временно неиспользуемые, могут находиться в запасе или на консервации.


По основным фондам, находящимся в запасе, амортизация
начисляет­ся в части полного восстановления; по основным средствам в эксплуа­тации не только начисляется амортизация на полное восстановление, но и при необходимости создается ремонтный фонд; по основным фон­дам, находящимся на консервации (сроком более трех месяцев), так же как и при проведении реконструкции, модернизации по решению ру­ководителя, а также в период восстановления средств продолжительно­стью более 12 месяцев, амортизация не начисляется.


3. По принадлежности основные средства подразделяются на:


*/ собственные, которые числятся на балансе;


арендованные, принадлежащие другому предприятию. Они эксплуатиру­ются временно за определенную плату, учитываются за балансом (в случае текущей аренды) без начисления на данном предприятии амор­тизации.


Кроме того, основные средства могут находиться у организации в опе­ративном управлении или хозяйственном ведении.


вопрос 55. Оценка основных средств


/. Первоначальная оценка основных средств


2.Восстановительная оценка основных средств


3.Остаточная оценка основных средств


Необходимое условие правильного учета основных средств - единый принцип их оценки. Принципы оценки средств одинаковы для всех пред­приятий независимо от форм собственности. У основных средств разли­чают стоимость:


✓ первоначальную;


✓ восстановительную;


✓ остаточную.


1. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент переда­чи объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение всего периода нахождения на предприятии. Однако первоначальная стоимость основных средств мо­жет быть изменена в случае достройки, дооборудования, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов либо при проводи­мой в соответствии с постановлением Правительства переоценке ос­новных средств (но это не относится к определению стоимости аморти­зируемого имущества в целях начисления налога на прибыль).


В зависимости от источника поступления основных средств их первона­чальная стоимость определяется для объектов:


/ изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведе­нию сооружению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке, приведение в пригодное для исполь­зования состояние (за исключением НДС и других возмещаемых нало­гов). При этом к фактическим затратам относятся суммы: уплачиваемые по договору поставщику (продавцу); по договорам строительного под­ряда; за информационные и консультационные услуги; вознаграждения посредническим организациям; сборы, пошлины и иные платежи, не­посредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовле­нием объекта основных средств, а также невозмещаемые налоги;


✓ внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал - по договоренности сторон (если иное не определено законодательством);


^ полученных по договору дарения и иных случаях безвозмездного поступле­ния средств - по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгал­терскому учету;


\/ переданных или подлежащих передаче по договорам, предусматриваю­щим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, -исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно орга­низация определяет стоимость аналогичных ценностей: при невозмож­ности этого - исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоя­тельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств;.


2.Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях, то есть приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент ее определе­ния. Переоценки, в результате которых определяется восстановительная сто­имость, производятся только по распоряжению Правительства. С момента переоценки в учете используется восстановительная стоимость объекта.


Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуа­тацию в разное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств, поэтов му и возникает необходимость в определении восстановительной сто­имости основных средств.


3.Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом основных средств. Стоимость погашается путем на-| числения амортизации.


Первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации определяет остаточную стоимость объекта основных средств. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.


98


ОПРОС 56. Документальное оформление


1.Понятие инвентарного объекта


2.Классификация групп основных средств


3.Инвентарный номер


4.Акт приемки-передачи основных средств


1. Учет основных средств независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия организуется в бухгалтерии по классифи­кационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается некое законченное устройство, некий предмет или их комплекс с принадлежностями и приспособлениями к нему для выполнения функций, приписанных данному объекту.


2» Отдельная классификация групп основных средств инвентарных объектов:


И по зданиям - каждое отдельно стоящее здание с его внутренними уст­ройствами и надворные постройки;


%/ по сооружениям - каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним органическое целое;


</ по передаточным устройствам - каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;


ьу
по силовым машинам и оборудованию - каждая силовая машина с фунда­ментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, прибо­рами и индивидуальным ограждением;


✓ по рабочим машинам и производственному оборудованию - каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принад­лежности и приборы, ограждения, а также фундамент, на котором смон­тирован инвентарный объект;


✓ по транспортным средствам - каждый объект транспортных средств с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей;


■У по инструментам и инвентарю - каждый предмет, который имеет само­стоятельное значение и не является составной частью какого-либо ин­вентарного объекта.


3« Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентар­ный номер, что обеспечивает контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер проставляется на объекте и в первичных докумен­тах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприя­тии. При выбытии из организации объекта основных средств присвоен­ный ранее ему инвентарный номер не передается вновь поступившим объектам.


4, Основные средства поступают в организацию при участии комиссии, которая назначается руководителем. Комиссия с участием передающей


стороны составляет Акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), которым оформляется приемка. При этом Акт должен быть со­ставлен на каждый объект в отдельности; к нему прилагается техничес­кая документация на данный объект, которая после открытия бухгалте­рией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации.


Акт приемки-передачи основных средств составляется двумя сторонами -принимающей объект и передающей - с указанием времени поступле­ния в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия оформляет на основании Акта поступление объекта бухгалтерской записью, то есть составляются проводки на первоначальную стоимость и на сумму амор­тизации.


ВОПРОС 51, Аналитический учет основных средств


1.Инвентарные карточки


2.Выбытие основных средств и его причины


1, Инвентарные карточки учета основных средств являются основным ре­гистром аналитического учета основных средств (форма ОС-6). При офор­млении инвентарной карточки следует помнить, что:


✓ оборотная сторона предназначена для краткой индивидуальной харак­теристики объекта;


✓ на лицевой стороне указываются: наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дата и номер акта о приемке, местонахождение, полная стоимость, норма износа, шифр затрат, сумма износа на дату приемки или переоценки объекта.


Впоследствии, в карточке отмечают дату и стоимость каждого капиталь­ного ремонта, внутреннего перемещения объекта и причину выбытия. Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов - актов приемки-передачи, технической и про­чей документации.


В инвентарных карточках, содержащих, кроме денежной оценки, норм амортизации и техническую характеристику объекта, ведут и аналити­ческий учет. Следует отметить, что все объекты основных средств, за исключением сооружений, зданий и некоторых других, должны нахо­диться в подотчете материально-ответственного лица во избежание порчи и недостач. В карточке учета, кроме поступления, также отражаются факты продажи, ликвидации объекта.


Зарегистрированные карточки помещают в картотеку
основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным груп­пам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации и по видам.


В местах использования основных средств ответственные лица ведут ин­вентарные списки
основных средств (форма ОС-13), в которых приводят­ся краткие сведения об объектах основных средств и учет их изменений.


На арендованные
основные средства в бухгалтерии арендатора инвентар­ные карточки не открывают. Для аналитического учета поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодате­ля или же выписки из инвентарной книги.


Выбытие основных средств оформляют актом (при этом может быть так­же использован акт на списание основных средств формы ОС-4) и от­ражают в инвентарной карточке, которую затем изымают из картотеки. Причинами выбытия могут быть:


недостача основных средств (например, по результатам инвентаризации);


ликвидация части инвентарного объекта в связи с переоборудованием, модернизацией;


ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонта­же после стихийных бедствий, а также вследствие его ветхости и износа;


передача основных средств другим предприятиям в случае реализации или при безвозмездной передаче.


ОПРОС 58. Синтетический учет основных средств


1.Счета синтетического учета. Учет выбытия основных средств


2.Пути поступления основных средств


Синтетический учет основных средств (учет их наличия и движения) ведется на следующих счетах:


1 "Основные средства" (активный счет);


2 "Амортизация основных средств" (пассивный счет);


91 "Прочие доходы и расходы" (активно-пассивный счет). Счет 01 "Основные средства"
предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном уп­равлении.


Амортизацию основных средств (как собственных, так и сданных в ли­зинг) учитывают на счете 02 "Амортизация основных средств"
, которая исчисляется ежемесячно установленным в учетной политике способом.


Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на опера­ционном активно-пассивном счете 91 "Прочие доходы и расходы"
через субсчет счета 01 "Выбытие основных средств"
:


У по дебету субсчета 01 "Выбытие основных средств" отражают первона­чальную стоимость основных средств;


%/ по кредиту субсчета "Выбытие основных средств" фиксируют сумму амортизации по выбывшим основным средствам. Таким образом, на суб­счете "Выбытие основных средств" формируется остаточная стоимость, которая списывается в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы";


✓ в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы" списываются также расхо­ды, связанные с выбытием основных средств, налог на добавленную стоимость;


%/ по кредиту счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы" отражается выручка от продажи и ликвидации, а также стоимость материалов по ценам воз­можного использования, поступивших в результате ликвидации основ­ных средств.


Сопоставлением дебетового оборота субсчета 91-2 и кредитового обо­рота субсчета 91-1 выявляется результат от выбытия (прибыль или убы­ток), который в составе прочих доходов в конце месяца списывается с субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки".


2. Основные средства могут поступать на предприятие следующими путями.


✓ При безвозмездном
получении основных средств первоначальная стоимость определяется по рыночным ценам. Поступление основных средств уве­личивает общую стоимость всех основных средств предприятия дебето­ванием счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления".


Следует отметить, что операция получения основных средств безвоз­мездно облагается налогом на прибыль (при начислении амортизации в ее сумме счет 98 дебетуется в корреспонденции со счетом 91, субсчет 1 "Прочие доходы").


|/ Покупка
и сооружение подрядным способом
основных средств оформля­ются в учете следующим образом.


1. Акцептован счет поставщиков за основные средства (акцепт счета оз­начает обязательство произвести по нему уплату денежных средств) или счет подрядчиков за выполненные работы: Д-т сч. 08 "Вложения во вне­оборотные активы"; К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми" - на стоимость основных средств (при этом сумма НДС фиксируется проводкой: Д-т сч. 19; К-т сч. 60).


Также учитываются различные затраты. При этом НДС засчитываегся при расчетах с бюджетом после оплаты записью: Д-т сч. 68; К-т сч. 19.


2. Основные средства введены в эксплуатацию: Д-т сч. 01 "Основные сред­ства"; К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" - по стоимости, включающей все затраты па приобретение основных средств (см. ранее). У Сооружение собственными силами
- силами вспомогательных цехов, а также строительных организаций, являющихся структурными подраз­делениями фирмы.


1.Отражаются расходы на строительство и сооружение основных средств: Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства"; К-тсч. 10, 25, 70, 69 и т. д.


2.Монтаж оборудования на строящемся объекте влечет проводку на его стоимость: Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"; К-т сч. 07 "Оборудование к установке".


3.Определяются затраты вспомогательного производства по строитель­ству (сооружению) объекта: Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные ак­тивы"; К-т сч. 23 "Вспомогательные производства".


4.Основные средства приняты к учету по первоначальной стоимости: Д-т сч. 01 "Основные средства"; К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы".


'/ Взнос учредителей в качестве вклада
в уставный капитал. При поступле­нии основных средств как вклада в уставный капитал предприятия сто­имость объекта определяется по соглашению сторон; сумма амортиза­ции либо сообщается передающей стороной, либо определяется экспертным путем. Поступление средств отражается на согласованную между учредителями стоимость записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (откуда переносится на счет 01 "Основные средства" при принятии на учет) и кредиту счета 75 "Расчеты с учреди­телями". Амортизация фиксируется проводкой на ее сумму: Д-т сч. 01 "Основные средства"; К-т сч. 02 "Амортизация основных средств".


ЮПРОС 59. Учет амортизации основных средств


/. Понятие и определение износа, амортизационных отчислений


2.Срок полезного использования объекта основных средств


3.Способы амортизации


4.Случаи, когда амортизационные отчисления не производятся


5. Отражение амортизации в учете


1. Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются. Износ - стоимостной показатель потери объектами ос­новных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а вследствие этого - стоимости.


Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки произ­водства (расходов на продажу) в течение всего срока их полезного ис­пользования по нормам, утвержденным в установленном порядке. Каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (ис­точников), необходимых для приобретения и восстановления оконча­тельно износившихся основных средств. Накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называются амортизационными.


Отмстим, что в целях исчисления налога на прибыль (в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ) амортизируемое имущество распре­деляется по десяти амортизационным группам в соответствии со срока­ми полезного использования, определяемыми налогоплательщиками са­мостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию на основании классификации включаемых в амортизационные группы основных средств.


2.Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии его к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в цент­рализованном порядке производится исходя из:


✓ ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожи­даемой производительностью или мощностью применения;


✓ ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной сре­ды, системы всех планово-предупредительных видов ремонта;


✓ нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).


3.Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:


✓ при линейном
способе - исходя из первоначальной стоимости или (теку щей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоцен­ки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной ис­ходя из срока полезного использования этого объекта;


✓ при способе уменьшаемого остатка
- исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы аморти и ции, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объек та и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с зако нодательством Российской Федерации;


%/ при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезног
о и. пользования
- исходя из первоначальной стоимости или (текущей (во< становительной) стоимости (в случае проведения переоценки) обыч i |


основных средств и соотношения, где в числителе - число лет, остаю


щихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменате­ле - сумма чисел лет срока полезного использования объекта; ✓ при способе списания пропорционально объему продукты (работ)
- исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном пе­риоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предпола­гаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использова­ния объекта основных средств.


Применение одного из способов по группе однородных объектов ос­новных средств производится в течение всего его срока полезного ис­пользования.


В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяе­мого способа начисления, в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисля­ются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.


Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисля­ются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (для исчисления прибыли - за месяцем введения в эксплуатацию). Их начисление прекращаются с первого чис­ла месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо до момента выбытия объекта из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. Отметим, что в целях исчисления налога на прибыль способы начисле­ния амортизации отличаются от предусмотренных ПБУ 6/01 (надо вес­ти налоговый учет). При этом применяются следующие методы: линейный
- сумма амортизации за месяц определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы аморти­зации, определенной для данного объекта. При этом норма амортиза­ции по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:


К = [1/п] х 100%, где:


К - норма амортизации в процентах к стоимости объекта; n - срок полезного использования, выраженный в месяцах. нелинейный
- сумма амортизации определяется как произведение оста­точной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При этом норма амортизации определяется по формуле: К= [2/п] х 100%, где:


К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости;


n - срок полезного использования амортизируемого объекта, выражен­ный в месяцах.


4.Амортизационные отчисления не начисляются по объектам, числящимся в составе основных средств:


✓ объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным соору­жениям судоходной обстановки и т. п.);


✓ по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям;


✓ по многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.


По указанным объектам и объектам некоммерческих организаций из­нос начисляется в конце года по нормам. При этом движение сумм износа учитывается на отдельном забалансовом счете.


Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные учас­тки и объекты природопользования).


Также амортизация не начисляется по полностью амортизированным основным средствам, так же как и при консервации по решению руко­водителя сроком более трех месяцев, а также в период восстановления средств продолжительностью более 12 месяцев.


Отметим, что в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ состав неамортизируемого имущества сильно отличается (следует вести отдельно налоговый учет).


Так для целей исчисления налогооблагаемой прибыли не подлежат амор­тизации следующее амортизируемое имущество: бюджетных организа­ций (за исключением приобретенного в связи с осуществлением пред­принимательской деятельности); некоммерческих организаций; приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств це­левого финансирования; объекты внешнего благоустройства; продук­тивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота); приобретенные издания (относятся в состав прочих расходов в полной сумме в момент приобре­тения этих объектов), произведения искусства; приобретенные права н иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору оп­лата


должна производиться периодическими платежами в течение сро­ка его действия.


Кроме того, из состава амортизируемого имущества в целях налогооб­ложения исключаются основные средства, полученные (преданные) по договорам в безвозмездное пользование.


5.Амортизацию основных средств учитывают на счете 02 "Амортизация основных средств".


Амортизация основных средств отражается в бухгалтерском учете по кре­диту счета 02 "Амортизация основных средств" в зависимости от назначе­ния средств в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу), счетом вложений во внеоборотные активы, а так­же за счет расходов будущих периодов. При начислении амортизации по сданным в аренду основным средствам дебетуется счет 91 субсчет "Про­чие расходы", при переоценке - счет 83 "Добавочный капитал". Списывается амортизация по дебету счета 02 в корреспонденции: со счетом 01 субсчет "Выбытие основных средств" - при их выбытии и по недостающим, испорченным средствам; со счетом 83 - при переоценке амортизации.


ВОПРОС т. Учет затрат на ремонт основных средств


1.Три вида ремонтов


2.Текущий и капитальный ремонт. Отчисления в ремонтный фонд


3.Два способа ремонта на предприятии


4.Акт приемки-сдачи отремонтированных объектов


1.Ремонт основных средств необходим для поддержания их в рабочем со­стоянии. По объему и характеру производимых ремонтных работ разли­чают капитальный и текущий ремонты основных средств. Их отличие состоит в сложности, объеме и сроке выполнения. Различают три вида ремонтов:


•У малые ремонты - характеризуются заменой отдельных деталей без раз­борки всего агрегата;


✓ средние ремонты - это частичная разборка агрегата и замена отдельных частей;


✓ капитальные ремонты - это полная разборка и реставрация большого числа деталей.


2.В бухгалтерском учете ремонты делятся на:


✓ текущие, к которым относятся малые и средние ремонты, выполняе­мые чаще одного раза в год;


✓ капитальные, включающие средние ремонты, производимые реже од­ного раза в год.


Отчисления в ремонтный фонд производятся для равномерного отнесе­ния затрат на себестоимость и оформляются записью: Д-т сч. 25 "Обще­производственные расходы", 26 и др. счета учета затрат; К-т сч. 96 "Ре­зервы предстоящих расходов".


Отнесение произведенных затрат по ремонту основных средств за счет начисленного резерва фиксируется по дебету счета 96 в корреспонден-


ции со счетами затрат, расчетов (например счета 76 "Расчеты с разны­ми дебиторами и кредиторами").


3.Ремонты могут осуществляться на предприятии двумя способами:


✓ хозяйственным - силами собственного ремонтного цеха;


✓ подрядным - силами сторонних ремонтных организаций.


Затраты на ремонт хозяйственным способом собираются по дебету сче тов учета издержек производства, например счета 23 "Вспомогательные производства", на субсчете "Ремонтный цех". Затраты на ремонт - это стоимость использованных для его осуществления материалов, запчас­тей, инструментов, а также заработная плата рабочим, осуществивши" этот ремонт, с отчислениями на социальное страхование и обеспече ние (кредитуются счета 10, 70, 69 и др.).


При подрядном способе выполнения ремонта учет затрат производится rf ремонтной организации. У производящего ремонт предприятия затраты отражаются по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты, в корреспонденции со счетами учета расчетов, например: Д-т сч. 97 "Расходы будущих периодов"), 20, 25, 44 и др.; К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму полученного за ремонт счета (при этом НДС фиксируется отдельно по дебету счета 19).


Вместе с тем в соответствии с главой 25, Налогового кодекса РФ расхо­ды на ремонт рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в кото­ром они были осуществлены, в размере фактических затрат.


4, Прием законченного ремонта оформляется Актом приемки-сдачи отре-
монтированных, реконструированных и модернизированных объектов (фор-
ма ОС-3). В акте отражаются:


%/ наименование объекта c указанием балансовой стоимости и суммы на­численной амортизации;


✓ инвентарный номер объекта;


✓ код заказа, которым является данный ремонт для ремонтного цеха;


✓ корреспонденция счетов;


✓ объем выполненных работ;


✓ сроки начала и окончания ремонта;


✓ сметная стоимость ремонта;


✓ фактическая стоимость ремонта.


Акт подписывается представителями ремонтного цеха и цеха или служ­бы, где эксплуатируется данный объект.


. ', Аренда основных средств


1. Определение аренды. Виды аренды


2. Договор аренды и арендная плата


3. Лизинг - особый вид аренды


Аренда - предоставление имущества в соответствии с договором во вре­менное пользование за определенную плату (арендную плату). Сторона, предоставляющая имущество во временное пользование, называется арендодателем
, а сторона, получающая его, - арендатором
.


Выделяются следующие виды аренды основных средств:


в зависимости от продолжительности
(времени):


краткосрочная аренда - сроком не более одного года;


среднесрочная аренда - сроком от одного года до трех лет;


долгосрочная аренда - сроком более трех лет;


в зависимости от условий передачи собственности
аренда может быть:


финансируемой (лизинг) - аренда, договор которой предусматривает пе­реход арендуемых основных средств в собственность арендатора по ис­течении срока аренды или до его истечения при внесении арендатором всей оговоренной договором выкупной цепы;


текущей, которая сводится к удовлетворению временной потребности арендатора в отдельных предметах основных средств или в жилых и про­изводственных помещениях. Право собственности на имущество остает­ся за арендодателем.


При этом риск потери и порчи основного средства определяется усло­виями договора; капитальный ремонт имущества арендодатель произ­водит за свой счет, а текущий ремонт осуществляет арендатор, который также несет расходы по содержанию имущества (если иное не оговоре­но договором).


По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору иму­щество за плату во временное владение и пользование или во времен­ное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом.


Арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе' в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств.


Установленная арендная плата включает сумму амортизационных от­числений и арендный процент. Арендная плата не может быть меньше суммы амортизационных отчислений, иначе арендодатель окажется в убытке. Получаемый арендодателем арендный процент - это его доход от заключенной сделки.


Арендатор при текущей аренде включает арендную плату в затраты про­изводства (отражая по дебету счетов 20, 25, 26, 44 и др. или 97 - при оплате за следующие отчетные периоды), а арендодатель - в состав опе­рационных доходов (кредитуют счет 91 или 98 - за следующие перио­ды); при этом начисляемая арендодателем амортизация основных средств относится к операционным расходам.


Арендодатель отражает переданные в текущую аренду основные сред­ства на отдельном субсчете счета 01, а арендатор - на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".


В учете для отражения взаимоотношений арендатора с арендодателем используется активно-пассивный счет 76 "Расчеты с разными дебито­рами и кредиторами". Расчеты предприятия как арендодателя со своими арендаторами являются расчетами с дебиторами (счет 76 используется как активный), а расчеты предприятия как арендатора со своими арен­додателями - это расчеты с кредиторами (счет 76 используется как пас-г сивный).


3. Лизинг - особый вид финансовой аренды. Ее особенностью является то, что арендодатель приобретает основные средства для арендатора и пре­доставляет их во временное владение и пользование для предпринима­тельских целей на длительное время; при этом срок аренды близок к сроку службы арендованных объектов. Сумма платежа включает стоимость объекта основных средств, проценты за кредит, комиссионные плате­жи. Лизинг можно представить как кредит, выдаваемый арендатору. При этом объект основных средств является собственностью арендодателя, после окончания срока аренды и выкупа в соответствии с договором аренды переходит в собственность арендатора; вместе с тем риск, свя­занный с порчей и гибелью объекта, принимает на себя арендатор. Предоставляемые в аренду объекты должны быть приобретены арендо­дателем специально для сдачи в аренду данному арендатору с обяза­тельным уведомлением продавца. Сделка будет трехсторонней, объединя­ющей арендатора, арендодателя и поставщика арендуемого оборудования. При этом арендодателем чаще всего выступает банк или специальная лизинговая компания, а поставщиком является, как правило, произво­дитель объектов основных средств. Между всеми участниками сделки при этом заключается договор о лизинге.


вопрос 62. Инвентаризация основных средств


1. Цель и начало инвентаризации


2. Количество инвентаризаций


3.Инвентаризационная опись


4.Списание выявленных излишков, недостач


1.Инвентаризация основных средств позволяет получить полные и досто­верные данные о наличии и структуре средств предприятия, его под­разделения, определить их восстановительную стоимость и степень из­носа. Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую до­кументацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета и уточ­нить их.


Перед началом
инвентаризации следует проверить:


✓ наличие и правильное оформление документов по учету основных средств (инвентарных карточек и других регистров аналитического учета), кро­ме того, и технической документации;


V документы на арендованные основные средства, полученные и пере­данные в аренду, а также на ответственное хранение (в случае их отсут­ствия следует их оформить либо получить).


2.Число инвентаризаций в году, даты их проведения устанавливаются пред­приятием. Инвентаризации проводятся инвентаризационной комиссией (в которую руководитель включает представителей администрации предпри­ятия, работников бухгалтерии, специалистов) в обязательном порядке:


✓ перед составлением годового бухгалтерского отчета (в срок не ранее 1 ноября);


</ при смене материально ответственного, в подотчете у которого нахо­дятся средства;


V при установлении фактов злоупотреблений или хищений, порчи цен­ностей, после стихийных бедствий.


3.В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризаци­онная опись. Инвентаризационная опись основных средств (форма ИНВ-1)составляется в одном экземпляре комиссией по каждому мес­тонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за со­хранность основных средств. Опись подписывается комиссией, матери­ально ответственными лицами и передастся в бухгалтерию. Инвентаризационная опись предназначена для отражения данных ин­вентаризации по состоянию на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основ­ных средств.


После оформления инвентаризационных описей определяется резуль­тат инвентаризации (излишки или недостача) путем сопоставления фактических и учетных данных.


Выявленные излишки основных средств считаются доходом предприя­тия, их приходуют по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы".


Когда имеется недостача или порча объектов основных средств, то сле­дует списать их первоначальную стоимость с кредита счета 01 "Основ­ные средства" в дебет субсчета 01 "Выбытие основных средств", а сумму начисленной амортизации - с кредита субсчета "Выбытие основны средств" в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Выявленная таким образом остаточная стоимость основных средет списывается с кредита субсчета "Выбытие основных средств" в дсбе счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", после чего недоста­чи должны быть отнесены на виновника по рыночной стоимости чере счет 73 (Д-т сч. 73; К-т сч. 94). Сумму превышения рыночной цены н~ остаточной стоимостью фиксируют по дебету счета 94 в коррсспондем ции с кредитом счета 98 "Доходы будущих периодов". При погашении задолженности виновником недостачи соответствуюшуг частьпоступившей суммы (например, в денежном выражении) спись-
вают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы". При отсутствии виновников или при отказе во взыскании судом соот встствующие суммы относятся на дебет счета 91 в корреспонденции счетом 94.


Следует отметить, что в результате инвентаризации основных среде могут быть обнаружены испорченные средства труда. В этом случае д полнительно полученные, например, материалы учитываются по дсбе ту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие дох-
ды и расходы".



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.