Учет основных средств
1. Определение основных средств
2.Основные задачи учета основных средств
3.Право собственности на средства
1. Основные средства - различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Кроме того, предполагается, что эти средства должны приносить экономические выгоды (доход) и что они куплены не для перепродажи в будущем. Отнесение средств труда к основным определено далее (см. Вопрос 54). При этом их срок полезного использования должен быть более 12 месяцев (или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев). В составе основных средств отражаются также вложения в улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные относящиеся к основным средствам объекты, а также находящиеся в собственности земельные участки, объекты природопользования (вода3
недра и другие природные ресурсы). К основным средствам согласно новому Плану счетов также отнесены средства в обороте, ранее относящиеся к малоценным быстроизнашивающимся предметам (специальные инструменты и приспособления, сменное оборудование, постельные принадлежности, а также имеющие срок службы более 12 месяцев орудия лова, спецодежда и спецобувь, временные сооружения, форменная
одежда). При этом отнесение средств к основным производится в зависимости от вида предметов, характера и условий деятельности и закрепляется в учетной политике предприятия по каждому виду (группе) предметов (при этом необходимо руководствоваться в первую очередь требованиями приоритета содержания перед формой и допущением последовательности учетной политики, а также решить каким образом предполагается погашать стоимость таких предметов).
к Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
/ контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования;
✓правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
г контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств и их отражением в учете;
✓правильное исчисление амортизации для включения в затраты предприятия;
✓контроль за эффективностью использования основных средств;
✓контроль за своевременным проведением и отражением в учете реконструкции и модернизации средств труда;
✓точное определение результатов от списания, ликвидации, выбытия объектов основных средств.
3. Основные средства могут находиться у предприятия как на праве собственности, так и на праве пользования (в аренде). У государственных и муниципальных унитарных предприятий имущество находится на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Предприятия могут иметь право как владения, пользования, так и распоряжения основными средствами.
Владение
- фактическое обладание вещью. Владелец основных средств может непосредственно воздействовать на них.
Распоряжение
- это возможность продавать, отдавать в аренду средства. При этом предприятия могут безвозмездно передавать или продавать их другим предприятиям, предоставлять бесплатно во временное пользование, списывать основные средства с баланса, если они устарели или изношены.
Пользование
предполагает только право использования вещи для производства и др.
Классификация основных средств
1.Классификация основных средств
2.Классификация по степени использования
3.Классификация по принадлежности
1. Основные средства предприятия различны и по составу, и по назначе-
нию. Для ведения учета необходима классификация. Возможна следую-
щая классификация основных средств:
✓ по видам;
б/ по назначению;
по отраслям экономики;
✓ по степени использования в хозяйственной деятельности; */ по принадлежности.
В соответствии с классификацией основные средств подразделяются на:
1.Здания.
2.Сооружения.
3.Передаточные устройства.
4.Машины и оборудование:
- силовые машины и оборудование;
- рабочие машины и оборудование;
- измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;
- вычислительная техника;
- прочие машины и оборудование.
5.Транспортные средства.
6.Инструмент.
7.Производственный инвентарь и принадлежности.
8.Хозяйственный инвентарь.
9.Рабочий, продуктивный и племенной скот.
10.Многолетние насаждения.
11.Внутрихозяйственные дороги.
12.Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений):
13.Прочие основные фонды.
2. По степени использования в хозяйственной деятельности предприятия
основные средства делятся на:
✓ действующие основные средства - средства, находящиеся в эксплуатации;
(/" бездействующие основные средства - временно неиспользуемые, могут находиться в запасе или на консервации.
По основным фондам, находящимся в запасе, амортизация
начисляется в части полного восстановления; по основным средствам в эксплуатации не только начисляется амортизация на полное восстановление, но и при необходимости создается ремонтный фонд; по основным фондам, находящимся на консервации (сроком более трех месяцев), так же как и при проведении реконструкции, модернизации по решению руководителя, а также в период восстановления средств продолжительностью более 12 месяцев, амортизация не начисляется.
3. По принадлежности основные средства подразделяются на:
*/ собственные, которые числятся на балансе;
арендованные, принадлежащие другому предприятию. Они эксплуатируются временно за определенную плату, учитываются за балансом (в случае текущей аренды) без начисления на данном предприятии амортизации.
Кроме того, основные средства могут находиться у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении.
вопрос 55. Оценка основных средств
/. Первоначальная оценка основных средств
2.Восстановительная оценка основных средств
3.Остаточная оценка основных средств
Необходимое условие правильного учета основных средств - единый принцип их оценки. Принципы оценки средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. У основных средств различают стоимость:
✓ первоначальную;
✓ восстановительную;
✓ остаточную.
1. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент передачи объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение всего периода нахождения на предприятии. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена в случае достройки, дооборудования, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов либо при проводимой в соответствии с постановлением Правительства переоценке основных средств (но это не относится к определению стоимости амортизируемого имущества в целях начисления налога на прибыль).
В зависимости от источника поступления основных средств их первоначальная стоимость определяется для объектов:
/ изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению сооружению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке, приведение в пригодное для использования состояние (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). При этом к фактическим затратам относятся суммы: уплачиваемые по договору поставщику (продавцу); по договорам строительного подряда; за информационные и консультационные услуги; вознаграждения посредническим организациям; сборы, пошлины и иные платежи, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, а также невозмещаемые налоги;
✓ внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал - по договоренности сторон (если иное не определено законодательством);
^ полученных по договору дарения и иных случаях безвозмездного поступления средств - по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
\/ переданных или подлежащих передаче по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, -исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей: при невозможности этого - исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств;.
2.Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях, то есть приобретения или строительства инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент ее определения. Переоценки, в результате которых определяется восстановительная стоимость, производятся только по распоряжению Правительства. С момента переоценки в учете используется восстановительная стоимость объекта.
Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в разное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств, поэтов му и возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств.
3.Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом основных средств. Стоимость погашается путем на-| числения амортизации.
Первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации определяет остаточную стоимость объекта основных средств. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости.
98
ОПРОС 56. Документальное оформление
1.Понятие инвентарного объекта
2.Классификация групп основных средств
3.Инвентарный номер
4.Акт приемки-передачи основных средств
1. Учет основных средств независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается некое законченное устройство, некий предмет или их комплекс с принадлежностями и приспособлениями к нему для выполнения функций, приписанных данному объекту.
2» Отдельная классификация групп основных средств инвентарных объектов:
И по зданиям - каждое отдельно стоящее здание с его внутренними устройствами и надворные постройки;
%/ по сооружениям - каждое обособленное сооружение с устройствами, составляющими с ним органическое целое;
</ по передаточным устройствам - каждое самостоятельное устройство, не являющееся составной частью здания или сооружения;
ьу
по силовым машинам и оборудованию - каждая силовая машина с фундаментом и всеми приспособлениями к ней и принадлежностями, приборами и индивидуальным ограждением;
✓ по рабочим машинам и производственному оборудованию - каждый станок или аппарат, включая входящие в его состав приспособления, принадлежности и приборы, ограждения, а также фундамент, на котором смонтирован инвентарный объект;
✓ по транспортным средствам - каждый объект транспортных средств с включением относящихся к нему приспособлений и принадлежностей;
■У по инструментам и инвентарю - каждый предмет, который имеет самостоятельное значение и не является составной частью какого-либо инвентарного объекта.
3« Каждому инвентарному объекту присваивается определенный инвентарный номер, что обеспечивает контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер проставляется на объекте и в первичных документах и сохраняется на весь период его нахождения на данном предприятии. При выбытии из организации объекта основных средств присвоенный ранее ему инвентарный номер не передается вновь поступившим объектам.
4, Основные средства поступают в организацию при участии комиссии, которая назначается руководителем. Комиссия с участием передающей
стороны составляет Акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), которым оформляется приемка. При этом Акт должен быть составлен на каждый объект в отдельности; к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации.
Акт приемки-передачи основных средств составляется двумя сторонами -принимающей объект и передающей - с указанием времени поступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия оформляет на основании Акта поступление объекта бухгалтерской записью, то есть составляются проводки на первоначальную стоимость и на сумму амортизации.
ВОПРОС 51, Аналитический учет основных средств
1.Инвентарные карточки
2.Выбытие основных средств и его причины
1, Инвентарные карточки учета основных средств являются основным регистром аналитического учета основных средств (форма ОС-6). При оформлении инвентарной карточки следует помнить, что:
✓ оборотная сторона предназначена для краткой индивидуальной характеристики объекта;
✓ на лицевой стороне указываются: наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дата и номер акта о приемке, местонахождение, полная стоимость, норма износа, шифр затрат, сумма износа на дату приемки или переоценки объекта.
Впоследствии, в карточке отмечают дату и стоимость каждого капитального ремонта, внутреннего перемещения объекта и причину выбытия. Заполняются инвентарные карточки и инвентарные книги на основе первичных документов - актов приемки-передачи, технической и прочей документации.
В инвентарных карточках, содержащих, кроме денежной оценки, норм амортизации и техническую характеристику объекта, ведут и аналитический учет. Следует отметить, что все объекты основных средств, за исключением сооружений, зданий и некоторых других, должны находиться в подотчете материально-ответственного лица во избежание порчи и недостач. В карточке учета, кроме поступления, также отражаются факты продажи, ликвидации объекта.
Зарегистрированные карточки помещают в картотеку
основных средств. В картотеке их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации и по видам.
В местах использования основных средств ответственные лица ведут инвентарные списки
основных средств (форма ОС-13), в которых приводятся краткие сведения об объектах основных средств и учет их изменений.
На арендованные
основные средства в бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открывают. Для аналитического учета поступивших основных средств используют копии инвентарных карточек арендодателя или же выписки из инвентарной книги.
Выбытие основных средств оформляют актом (при этом может быть также использован акт на списание основных средств формы ОС-4) и отражают в инвентарной карточке, которую затем изымают из картотеки. Причинами выбытия могут быть:
недостача основных средств (например, по результатам инвентаризации);
ликвидация части инвентарного объекта в связи с переоборудованием, модернизацией;
ликвидация инвентарного объекта полностью при разборке или демонтаже после стихийных бедствий, а также вследствие его ветхости и износа;
передача основных средств другим предприятиям в случае реализации или при безвозмездной передаче.
ОПРОС 58. Синтетический учет основных средств
1.Счета синтетического учета. Учет выбытия основных средств
2.Пути поступления основных средств
Синтетический учет основных средств (учет их наличия и движения) ведется на следующих счетах:
1 "Основные средства" (активный счет);
2 "Амортизация основных средств" (пассивный счет);
91 "Прочие доходы и расходы" (активно-пассивный счет). Счет 01 "Основные средства"
предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Амортизацию основных средств (как собственных, так и сданных в лизинг) учитывают на счете 02 "Амортизация основных средств"
, которая исчисляется ежемесячно установленным в учетной политике способом.
Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на операционном активно-пассивном счете 91 "Прочие доходы и расходы"
через субсчет счета 01 "Выбытие основных средств"
:
У по дебету субсчета 01 "Выбытие основных средств" отражают первоначальную стоимость основных средств;
%/ по кредиту субсчета "Выбытие основных средств" фиксируют сумму амортизации по выбывшим основным средствам. Таким образом, на субсчете "Выбытие основных средств" формируется остаточная стоимость, которая списывается в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы";
✓ в дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы" списываются также расходы, связанные с выбытием основных средств, налог на добавленную стоимость;
%/ по кредиту счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы" отражается выручка от продажи и ликвидации, а также стоимость материалов по ценам возможного использования, поступивших в результате ликвидации основных средств.
Сопоставлением дебетового оборота субсчета 91-2 и кредитового оборота субсчета 91-1 выявляется результат от выбытия (прибыль или убыток), который в составе прочих доходов в конце месяца списывается с субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки".
2. Основные средства могут поступать на предприятие следующими путями.
✓ При безвозмездном
получении основных средств первоначальная стоимость определяется по рыночным ценам. Поступление основных средств увеличивает общую стоимость всех основных средств предприятия дебетованием счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления".
Следует отметить, что операция получения основных средств безвозмездно облагается налогом на прибыль (при начислении амортизации в ее сумме счет 98 дебетуется в корреспонденции со счетом 91, субсчет 1 "Прочие доходы").
|/ Покупка
и сооружение подрядным способом
основных средств оформляются в учете следующим образом.
1. Акцептован счет поставщиков за основные средства (акцепт счета означает обязательство произвести по нему уплату денежных средств) или счет подрядчиков за выполненные работы: Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"; К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость основных средств (при этом сумма НДС фиксируется проводкой: Д-т сч. 19; К-т сч. 60).
Также учитываются различные затраты. При этом НДС засчитываегся при расчетах с бюджетом после оплаты записью: Д-т сч. 68; К-т сч. 19.
2. Основные средства введены в эксплуатацию: Д-т сч. 01 "Основные средства"; К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" - по стоимости, включающей все затраты па приобретение основных средств (см. ранее). У Сооружение собственными силами
- силами вспомогательных цехов, а также строительных организаций, являющихся структурными подразделениями фирмы.
1.Отражаются расходы на строительство и сооружение основных средств: Д-т сч. 23 "Вспомогательные производства"; К-тсч. 10, 25, 70, 69 и т. д.
2.Монтаж оборудования на строящемся объекте влечет проводку на его стоимость: Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"; К-т сч. 07 "Оборудование к установке".
3.Определяются затраты вспомогательного производства по строительству (сооружению) объекта: Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы"; К-т сч. 23 "Вспомогательные производства".
4.Основные средства приняты к учету по первоначальной стоимости: Д-т сч. 01 "Основные средства"; К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы".
'/ Взнос учредителей в качестве вклада
в уставный капитал. При поступлении основных средств как вклада в уставный капитал предприятия стоимость объекта определяется по соглашению сторон; сумма амортизации либо сообщается передающей стороной, либо определяется экспертным путем. Поступление средств отражается на согласованную между учредителями стоимость записью по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (откуда переносится на счет 01 "Основные средства" при принятии на учет) и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями". Амортизация фиксируется проводкой на ее сумму: Д-т сч. 01 "Основные средства"; К-т сч. 02 "Амортизация основных средств".
ЮПРОС 59. Учет амортизации основных средств
/. Понятие и определение износа, амортизационных отчислений
2.Срок полезного использования объекта основных средств
3.Способы амортизации
4.Случаи, когда амортизационные отчисления не производятся
5. Отражение амортизации в учете
1. Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются. Износ - стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а вследствие этого - стоимости.
Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства (расходов на продажу) в течение всего срока их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке. Каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств. Накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называются амортизационными.
Отмстим, что в целях исчисления налога на прибыль (в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ) амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками полезного использования, определяемыми налогоплательщиками самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию на основании классификации включаемых в амортизационные группы основных средств.
2.Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии его к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя из:
✓ ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
✓ ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово-предупредительных видов ремонта;
✓ нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).
3.Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
✓ при линейном
способе - исходя из первоначальной стоимости или (теку щей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
✓ при способе уменьшаемого остатка
- исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы аморти и ции, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объек та и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с зако нодательством Российской Федерации;
%/ при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезног
о и. пользования
- исходя из первоначальной стоимости или (текущей (во< становительной) стоимости (в случае проведения переоценки) обыч i |
основных средств и соотношения, где в числителе - число лет, остаю
щихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта; ✓ при способе списания пропорционально объему продукты (работ)
- исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа начисления, в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (для исчисления прибыли - за месяцем введения в эксплуатацию). Их начисление прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо до момента выбытия объекта из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. Отметим, что в целях исчисления налога на прибыль способы начисления амортизации отличаются от предусмотренных ПБУ 6/01 (надо вести налоговый учет). При этом применяются следующие методы: линейный
- сумма амортизации за месяц определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При этом норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:
К = [1/п] х 100%, где:
К - норма амортизации в процентах к стоимости объекта; n - срок полезного использования, выраженный в месяцах. нелинейный
- сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При этом норма амортизации определяется по формуле: К= [2/п] х 100%, где:
К - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости;
n - срок полезного использования амортизируемого объекта, выраженный в месяцах.
4.Амортизационные отчисления не начисляются по объектам, числящимся в составе основных средств:
✓ объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т. п.);
✓ по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям;
✓ по многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
По указанным объектам и объектам некоммерческих организаций износ начисляется в конце года по нормам. При этом движение сумм износа учитывается на отдельном забалансовом счете.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Также амортизация не начисляется по полностью амортизированным основным средствам, так же как и при консервации по решению руководителя сроком более трех месяцев, а также в период восстановления средств продолжительностью более 12 месяцев.
Отметим, что в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ состав неамортизируемого имущества сильно отличается (следует вести отдельно налоговый учет).
Так для целей исчисления налогооблагаемой прибыли не подлежат амортизации следующее амортизируемое имущество: бюджетных организаций (за исключением приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности); некоммерческих организаций; приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования; объекты внешнего благоустройства; продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота); приобретенные издания (относятся в состав прочих расходов в полной сумме в момент приобретения этих объектов), произведения искусства; приобретенные права н иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору оплата
должна производиться периодическими платежами в течение срока его действия.
Кроме того, из состава амортизируемого имущества в целях налогообложения исключаются основные средства, полученные (преданные) по договорам в безвозмездное пользование.
5.Амортизацию основных средств учитывают на счете 02 "Амортизация основных средств".
Амортизация основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в зависимости от назначения средств в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу), счетом вложений во внеоборотные активы, а также за счет расходов будущих периодов. При начислении амортизации по сданным в аренду основным средствам дебетуется счет 91 субсчет "Прочие расходы", при переоценке - счет 83 "Добавочный капитал". Списывается амортизация по дебету счета 02 в корреспонденции: со счетом 01 субсчет "Выбытие основных средств" - при их выбытии и по недостающим, испорченным средствам; со счетом 83 - при переоценке амортизации.
ВОПРОС т. Учет затрат на ремонт основных средств
1.Три вида ремонтов
2.Текущий и капитальный ремонт. Отчисления в ремонтный фонд
3.Два способа ремонта на предприятии
4.Акт приемки-сдачи отремонтированных объектов
1.Ремонт основных средств необходим для поддержания их в рабочем состоянии. По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Их отличие состоит в сложности, объеме и сроке выполнения. Различают три вида ремонтов:
•У малые ремонты - характеризуются заменой отдельных деталей без разборки всего агрегата;
✓ средние ремонты - это частичная разборка агрегата и замена отдельных частей;
✓ капитальные ремонты - это полная разборка и реставрация большого числа деталей.
2.В бухгалтерском учете ремонты делятся на:
✓ текущие, к которым относятся малые и средние ремонты, выполняемые чаще одного раза в год;
✓ капитальные, включающие средние ремонты, производимые реже одного раза в год.
Отчисления в ремонтный фонд производятся для равномерного отнесения затрат на себестоимость и оформляются записью: Д-т сч. 25 "Общепроизводственные расходы", 26 и др. счета учета затрат; К-т сч. 96 "Резервы предстоящих расходов".
Отнесение произведенных затрат по ремонту основных средств за счет начисленного резерва фиксируется по дебету счета 96 в корреспонден-
ции со счетами затрат, расчетов (например счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").
3.Ремонты могут осуществляться на предприятии двумя способами:
✓ хозяйственным - силами собственного ремонтного цеха;
✓ подрядным - силами сторонних ремонтных организаций.
Затраты на ремонт хозяйственным способом собираются по дебету сче тов учета издержек производства, например счета 23 "Вспомогательные производства", на субсчете "Ремонтный цех". Затраты на ремонт - это стоимость использованных для его осуществления материалов, запчастей, инструментов, а также заработная плата рабочим, осуществивши" этот ремонт, с отчислениями на социальное страхование и обеспече ние (кредитуются счета 10, 70, 69 и др.).
При подрядном способе выполнения ремонта учет затрат производится rf ремонтной организации. У производящего ремонт предприятия затраты отражаются по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты, в корреспонденции со счетами учета расчетов, например: Д-т сч. 97 "Расходы будущих периодов"), 20, 25, 44 и др.; К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму полученного за ремонт счета (при этом НДС фиксируется отдельно по дебету счета 19).
Вместе с тем в соответствии с главой 25, Налогового кодекса РФ расходы на ремонт рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
4, Прием законченного ремонта оформляется Актом приемки-сдачи отре-
монтированных, реконструированных и модернизированных объектов (фор-
ма ОС-3). В акте отражаются:
%/ наименование объекта c указанием балансовой стоимости и суммы начисленной амортизации;
✓ инвентарный номер объекта;
✓ код заказа, которым является данный ремонт для ремонтного цеха;
✓ корреспонденция счетов;
✓ объем выполненных работ;
✓ сроки начала и окончания ремонта;
✓ сметная стоимость ремонта;
✓ фактическая стоимость ремонта.
Акт подписывается представителями ремонтного цеха и цеха или службы, где эксплуатируется данный объект.
. ', Аренда основных средств
1. Определение аренды. Виды аренды
2. Договор аренды и арендная плата
3. Лизинг - особый вид аренды
Аренда - предоставление имущества в соответствии с договором во временное пользование за определенную плату (арендную плату). Сторона, предоставляющая имущество во временное пользование, называется арендодателем
, а сторона, получающая его, - арендатором
.
Выделяются следующие виды аренды основных средств:
в зависимости от продолжительности
(времени):
краткосрочная аренда - сроком не более одного года;
среднесрочная аренда - сроком от одного года до трех лет;
долгосрочная аренда - сроком более трех лет;
в зависимости от условий передачи собственности
аренда может быть:
финансируемой (лизинг) - аренда, договор которой предусматривает переход арендуемых основных средств в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при внесении арендатором всей оговоренной договором выкупной цепы;
текущей, которая сводится к удовлетворению временной потребности арендатора в отдельных предметах основных средств или в жилых и производственных помещениях. Право собственности на имущество остается за арендодателем.
При этом риск потери и порчи основного средства определяется условиями договора; капитальный ремонт имущества арендодатель производит за свой счет, а текущий ремонт осуществляет арендатор, который также несет расходы по содержанию имущества (если иное не оговорено договором).
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом.
Арендодатель сданное в аренду имущество учитывает на своем балансе' в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств.
Установленная арендная плата включает сумму амортизационных отчислений и арендный процент. Арендная плата не может быть меньше суммы амортизационных отчислений, иначе арендодатель окажется в убытке. Получаемый арендодателем арендный процент - это его доход от заключенной сделки.
Арендатор при текущей аренде включает арендную плату в затраты производства (отражая по дебету счетов 20, 25, 26, 44 и др. или 97 - при оплате за следующие отчетные периоды), а арендодатель - в состав операционных доходов (кредитуют счет 91 или 98 - за следующие периоды); при этом начисляемая арендодателем амортизация основных средств относится к операционным расходам.
Арендодатель отражает переданные в текущую аренду основные средства на отдельном субсчете счета 01, а арендатор - на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
В учете для отражения взаимоотношений арендатора с арендодателем используется активно-пассивный счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Расчеты предприятия как арендодателя со своими арендаторами являются расчетами с дебиторами (счет 76 используется как активный), а расчеты предприятия как арендатора со своими арендодателями - это расчеты с кредиторами (счет 76 используется как пас-г сивный).
3. Лизинг - особый вид финансовой аренды. Ее особенностью является то, что арендодатель приобретает основные средства для арендатора и предоставляет их во временное владение и пользование для предпринимательских целей на длительное время; при этом срок аренды близок к сроку службы арендованных объектов. Сумма платежа включает стоимость объекта основных средств, проценты за кредит, комиссионные платежи. Лизинг можно представить как кредит, выдаваемый арендатору. При этом объект основных средств является собственностью арендодателя, после окончания срока аренды и выкупа в соответствии с договором аренды переходит в собственность арендатора; вместе с тем риск, связанный с порчей и гибелью объекта, принимает на себя арендатор. Предоставляемые в аренду объекты должны быть приобретены арендодателем специально для сдачи в аренду данному арендатору с обязательным уведомлением продавца. Сделка будет трехсторонней, объединяющей арендатора, арендодателя и поставщика арендуемого оборудования. При этом арендодателем чаще всего выступает банк или специальная лизинговая компания, а поставщиком является, как правило, производитель объектов основных средств. Между всеми участниками сделки при этом заключается договор о лизинге.
вопрос 62. Инвентаризация основных средств
1. Цель и начало инвентаризации
2. Количество инвентаризаций
3.Инвентаризационная опись
4.Списание выявленных излишков, недостач
1.Инвентаризация основных средств позволяет получить полные и достоверные данные о наличии и структуре средств предприятия, его подразделения, определить их восстановительную стоимость и степень износа. Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию (паспорт, характеристику, проекты и т. п.), сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета и уточнить их.
Перед началом
инвентаризации следует проверить:
✓ наличие и правильное оформление документов по учету основных средств (инвентарных карточек и других регистров аналитического учета), кроме того, и технической документации;
V документы на арендованные основные средства, полученные и переданные в аренду, а также на ответственное хранение (в случае их отсутствия следует их оформить либо получить).
2.Число инвентаризаций в году, даты их проведения устанавливаются предприятием. Инвентаризации проводятся инвентаризационной комиссией (в которую руководитель включает представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии, специалистов) в обязательном порядке:
✓ перед составлением годового бухгалтерского отчета (в срок не ранее 1 ноября);
</ при смене материально ответственного, в подотчете у которого находятся средства;
V при установлении фактов злоупотреблений или хищений, порчи ценностей, после стихийных бедствий.
3.В результате проведения инвентаризации составляется инвентаризационная опись. Инвентаризационная опись основных средств (форма ИНВ-1)составляется в одном экземпляре комиссией по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность основных средств. Опись подписывается комиссией, материально ответственными лицами и передастся в бухгалтерию. Инвентаризационная опись предназначена для отражения данных инвентаризации по состоянию на три даты с целью сокращения объема работы бухгалтерии при ежегодном проведении инвентаризации основных средств.
После оформления инвентаризационных описей определяется результат инвентаризации (излишки или недостача) путем сопоставления фактических и учетных данных.
Выявленные излишки основных средств считаются доходом предприятия, их приходуют по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы".
Когда имеется недостача или порча объектов основных средств, то следует списать их первоначальную стоимость с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет субсчета 01 "Выбытие основных средств", а сумму начисленной амортизации - с кредита субсчета "Выбытие основны средств" в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Выявленная таким образом остаточная стоимость основных средет списывается с кредита субсчета "Выбытие основных средств" в дсбе счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", после чего недостачи должны быть отнесены на виновника по рыночной стоимости чере счет 73 (Д-т сч. 73; К-т сч. 94). Сумму превышения рыночной цены н~ остаточной стоимостью фиксируют по дебету счета 94 в коррсспондем ции с кредитом счета 98 "Доходы будущих периодов". При погашении задолженности виновником недостачи соответствуюшуг частьпоступившей суммы (например, в денежном выражении) спись-
вают со счета 98 в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы". При отсутствии виновников или при отказе во взыскании судом соот встствующие суммы относятся на дебет счета 91 в корреспонденции счетом 94.
Следует отметить, что в результате инвентаризации основных среде могут быть обнаружены испорченные средства труда. В этом случае д полнительно полученные, например, материалы учитываются по дсбе ту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие дох-
ды и расходы".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |