баланс, как метод обобщения данных
об объектах наблюдения
сущность балансового обобщения
и его роль в бухгалтерском учете
Термин «баланс» широко используется в учете, анализе, планировании, логистике и употребляется в значении равновесия (от французского «balance» – весы).
В экономике применяются различные виды балансов:
- бухгалтерский баланс;
- баланс доходов и расходов;
- баланс основных фондов;
- баланс денежных потоков;
- баланс платежеспособности и др.
Общим для всех этих видов балансов является то, что информация в них группируется одновременно по двум признакам связанным или не связанным между собой. В результате данные представляют в виде двусторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Такой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.
Применяемый для построения балансов принцип двойственности
(двусторонности) относится к основополагающим концепциям БУ. Он формируется уравнением, связывающим между собой три базовых понятия:
- экономические ресурсы (активы);
- капитал;
- обязательства (пассивы).
Научное обоснование уравнения принадлежит основоположнику балансовой теории И. Ф. Шеру.
В общем виде уравнение двойственности
имеет следующий вид:
АКТИВЫ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного отражения информации, называется балансовым обобщением
.
В современной теории и практике БУ понятие «балансовое обобщение» отождествляется с понятием «баланс», который также является и основной формой БО организации. Таким образом, понятие «баланс» в БУ имеет двоякое значение: с одной стороны оно означает применение балансового обобщения к обработке информации, с другой – под ним понимают обобщение и группировку информации по установленным принципам, представленной в унифицированном виде.
При построении балансов необходимо исходить из следующих требований
:
- правдивости – все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами;
- реальности – оценка его статей должна соответствовать действительности;
- единства – построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;
- преемственности – каждый последующий баланс должен вытекать из данных предыдущего;
- ясности – баланс должен быть представлен в форме, доступной для понимания внутренними и внешними пользователями информации.
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья
, которая соответствует показателю, характеризующему отдельные виды экономических ресурсов и источников их образования. Конкретное числовое значение каждой балансовой статьи соответствует остатку определенного бухгалтерского счета или нескольких счетов. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы, разделы – в итоговую статью актива или пассива баланса, которые принято называть валютой баланса.
В основе такого объединения лежит экономическое содержание статей баланса, а порядок их расположения на конкретной стороне баланса определен вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами. Равенство итогов баланса обусловлено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет которых они образованы.
Вертикальные взаимосвязи
статей актива баланса предполагают их расположение в порядке уровня ликвидности, а статей пассива – по срочности погашения. В российской форме бухгалтерского баланса активы располагаются в порядке возрастания ликвидности (от наименее ликвидных к наиболее ликвидным), а пассивы по степени возрастающей срочности погашения обязательств (от наименее срочных, к наиболее срочным обязательствам).
Горизонтальные взаимосвязи
статей актива баланса предполагают их расположение напротив пассивов, являющихся источником их образования. Например, наименее ликвидные активы, в т.ч. ОС, НМА располагаются напротив наименее срочных по времени погашения пассивов – капитала и долгосрочных обязательств, а оборотные средства, в т.ч. ДС – напротив более срочных по времени погашения краткосрочных обязательств. Горизонтальные взаимосвязи балансовых статей позволяют проводить анализ финансового состояния организации, оборачиваемости и ликвидности ее активов, степени платежеспособности и другие виды анализа.
В мировой практике применяют две формы бухгалтерского баланса
:
- горизонтальную, когда активы располагаются в левой стороне баланса, а пассивы – в правой;
- вертикальную, при которой балансовые статьи располагаются в столбик, сначала статьи, характеризующие активы, а затем статьи, относящиеся к пассивам. При вертикальном построении баланса уравнение двойственности имеет следующий вид: АКТИВЫ – обязательства = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ.
В российской практике бухгалтерский баланс построен по горизонтальной форме, тогда как в большинство зарубежных стран используют вертикальную форму построения бухгалтерского баланса.
В настоящее время бухгалтерский баланс в РФ имеет следующую форму (Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н)
форма бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс | ||||||||||||||
на | 20 | г. | Коды | |||||||||||
Форма № 1 по ОКУД | 0710001 | |||||||||||||
Дата (год, месяц, число) | ||||||||||||||
Организация | по ОКПО | |||||||||||||
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН | ||||||||||||||
Вид деятельности | по ОКВЭД | |||||||||||||
Организационно-правовая форма/форма собственности | по ОКОПФ/ОКФС | |||||||||||||
Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ | 384/385 | |||||||||||||
Местонахождение (адрес) | ||||||||||||||
Дата утверждения | ||||||||||||||
Дата отправки (принятия) |
Актив | Код показателя | На начало отчетного года | На конец отчетного периода |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы | 110 | ||
Основные средства | 120 | ||
Незавершенное строительство | 130 | ||
Доходные вложения в материальные ценности | 135 | ||
Долгосрочные фин. вложения | 140 | ||
Отложенные налоговые активы | 145 | ||
Прочие внеоборотные активы | 150 | ||
Итого по разделу I | 190 | ||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы, в т.ч.: | 210 | ||
сырье, материалы и др. аналогичные ценности | 211 | ||
животные на выращивании и откорме | 212 | ||
затраты в незавершенном производстве | 213 | ||
готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | ||
товары отгруженные | 215 | ||
расходы будущих периодов | 216 | ||
прочие запасы и затраты | 217 | ||
НДС по приобретенным ценностям | 220 | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отчетной даты) | 230 | ||
в т.ч. покупатели и заказчики | 231 | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты) | 240 | ||
в т.ч. покупатели и заказчики | 241 | ||
Краткосрочные фин. вложения | 250 | ||
Денежные средства | 260 | ||
Прочие оборотные активы | 270 | ||
Итого по разделу II | 290 | ||
БАЛАНС | 300 |
Пассив | Код показателя | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал | 410 | ||
Собственные акции, выкупленные у акционеров | 411 | ( ) | ( ) |
Добавочный капитал | 420 | ||
Резервный капитал, в т.ч. | 430 | ||
резервы, образованные в соответствии с законодательством | 431 | ||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | 432 | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 470 | ||
Итого по разделу III | 490 | ||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 510 | ||
Отложенные налоговые обязательства | 515 | ||
Пр. долгосрочные обязательства | 520 | ||
Итого по разделу IV | 590 | ||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты | 610 | ||
Кредиторская задолженность, в том числе: | 620 | ||
поставщики и подрядчики | 621 | ||
задолженность перед персоналом организации | 622 | ||
задолженность перед гос. внебюджетными фондами | 623 | ||
задолженность по налогам и сборам | 624 | ||
прочие кредиторы | 625 | ||
Задолженность перед учредителями по выплате доходов | 630 | ||
Доходы будущих периодов | 640 | ||
Резервы предстоящих расходов | 650 | ||
Пр.краткосрочные обязательства | 660 | ||
Итого по разделу V | 690 | ||
БАЛАНС | 700 |
СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах | |
Арендованные основные средства | 910 |
в том числе по лизингу | 911 |
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | 920 |
Товары, принятые на комиссию | 930 |
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособность дебиторов | 940 |
Обеспечения обязательств и платежей полученные | 950 |
Обеспечения обязательств и платежей выданные | 960 |
Износ жилищного фонда | 970 |
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов | 980 |
Нематериальные активы, полученные в пользование | 990 |
Классификация бухгалтерских балансов
Бух. балансы можно объединить по след. классификационным признакам:
Бухгалтерский баланс, его назначение
и содержание основных показателей
Бухгалтерский баланс (ББ)
– это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации, сгруппированных по их составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определённую дату.
Одно из основных назначений ББ – дать оценку финансовой устойчивости организации. Если соотношение итоговой суммы ББ на начало и конец отчётного периода изменилось в строну снижения, то можно сделать вывод о сокращении хозяйственного оборота организации, следовательно, её финансовое положение имеет тенденцию к ухудшению при прочих равных условиях.
Модель ББ
предусматривает два разреза:
- вертикальный, который предполагает наличие двух частей ББ – актива и пассива;
- горизонтальный, который зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в ББ.
Итог актива ББ всегда равняется итогу его пассива
, что является следствием применения в БУ метода двойной записи.
По своему внешнему виду ББ представляет собой двухстороннюю таблицу
, форма которой рекомендована Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н.
Каждый вид имущества и обязательств организации, показанный в ББ отдельной строкой и выраженный отдельной суммой принято называть статьей ББ
. Каждой статье ББ присваивается кодовый номер, что значительно упрощает проведение анализа на основе данных ББ, а также ведение государственного статистического учета.
Балансовые статьи объединяются в экономически однородные группы, а группы в соответствующие разделы. Современная форма ББ содержит пять разделов
: I «Внеоборотные активы, II «Оборотные активы», III «Капитал и резервы», IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства».
Первые два раздела ББ составляют его актив, остальные разделы включаются в пассив ББ. Итоговую сумму актива и пассива ББ принято называть валютой ББ
.
Содержание показателей статей ББ
определяется требованиями нормативных документов по БУ и учетной политикой организации.
Согласно ПБУ 4/99 ББ должен содержать следующие числовые показатели:
Раздел | Статьи | Показатели, отражающиеся в статье |
АКТИВ | ||
Внеоборотные активы | Нематериальные активы | Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности, патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы, организационные расходы, деловая репутация организации |
Основные средства | Земельные участки и объекты природопользования, здания, машины, оборудование и другие основные средства | |
Незавершенное строительство | ||
Доходные вложения в МЦ | Имущество для передачи в лизинг, имущество, предоставляемое по договору проката | |
Долгосрочные финансовые вложения | Инвестиции в дочерние, зависимые общества и в другие организации, займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев, прочие финансовые вложения | |
Отложенные налоговые активы |
Оборотные активы | Запасы | Сырье, материалы, др. аналогичные ценности, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары для пе-репродажи и товары отгруженные, расходы будущих периодов |
НДС по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность | Покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы | |
Краткосрочные финансовые вложения | Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев, вклады в уставные капиталы других организаций, прочие финансовые вложения | |
Денежные средства | Расчетные, валютные, специальные счета, касса, денежные документы, прочие денежные средства | |
ПАССИВ | ||
Капитал и резервы | Уставный капитал | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | ||
Добавочный капитал | ||
Резервный капитал | Резервы, образованные в соответствии с законодательством и в соответствии с учредительными документами | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | ||
Долгосрочные обязательства | Займы и кредиты | |
Отложенные налоговые обязательства | ||
Краткосрочные обязательства | Займы и кредиты | |
Кредиторская задолженность | Поставщики и подрядчики, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации, бюджетом и государственными внебюджетными фондами, авансы полученные, прочие кредиторы | |
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов | ||
Доходы будущих периодов | ||
Резервы предстоящих расходов |
Самостоятельным разделом ББ является Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
. Она заполняется при наличии у организации соответствующих показателей.
В условиях рыночной экономики ББ
является центральным документом и выполняет ряд функций
:
- экономико-правовую, которая заключается в том, что ББ является обязательной формой БО для всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;
- информационную, которая подчеркивает основную цель ведения БУ и представления БО и связана с необходимостью обеспечения информацией всех заинтересованных лиц, о наличии и движении имущества и обязательств организации;
- результативную, которая проявляется в том, что в ББ представлена информацию о финансовых показателях деятельности организации.
При формировании показателей ББ необходимо выполнять следующие требования
, предъявляемые к его составлению:
- данные ББ на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с его данными за период, предшествующий отчетному;
- в ББ не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими ПБУ;
- ББ должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к ББ и отчету о прибылях и убытках;
- статьи ББ, составляемого за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств;
- активы и обязательства должны представляться в ББ с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
Формирование показателей ББ осуществляются на основе данных Главной книги
. Дебетовые остатки по счетам Главной книги отражаются в активе ББ, а кредитовые остатки – в пассиве ББ.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЧАСТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Бухгалтерская отчётность (БО)
– это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных БУ по установленным формам.
БО, как элемент метода БУ является завершающим этапом учётного процесса. Она позволяет определить общую стоимость имущества организации, стоимость иммобилизованных (основных и прочих внеоборотных) и мобильных (оборотных) средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заёмных средств организации. БО является источником информации, необходимой руководству организации для координации своей деятельности и принятия управленческих решений.
Пользователями БО
являются физические и юридические лица, заинтересованные в информации об организации.
По отношению к хозяйствующему субъекту пользователи БО могут быть внутренними и внешними, по критерию страновой принадлежности – отечественные и зарубежные, а в зависимости от финансового интереса – пользователи с прямым и косвенным финансовым интересом.
При составлении БО бухгалтеру необходимо руководствоваться нормами
:
- главы III ФЗ «О БУ»;
- раздела III Положения по ведению БУ и БО в РФ № 34н;
- ПБУ 4/99 «БО организации»;
- Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах БО организаций».
В соответствии с положениями указанных нормативных актов одной из составляющих частей БО является
:
- бухгалтерский баланс (форма № 1)
К БО предъявляются следующие требования:
- БО должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается БО, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по БУ;
- при формировании БО должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей БО перед другими;
- БО должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы);
- по каждому числовому показателю БО, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному;
- статьи БО по которым отсутствуют числовые значения должны быть прочеркнуты. Если показатель БО должен вычитаться из соответствующих показателей или имеет отрицательное значение, то этот показатель показывается в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, прочие расходы, уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.);
- в БО не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами;
- для составления БО отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. При составлении БО за отчетный год отчетным годом является календарный год с 01 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 01 октября, - по 31 декабря следующего года;
- на формах БО, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:
- наименование составляющей части БО;
- указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена БО, или отчетного периода, за который составлена БО;
- указание полного наименования юридического лица;
- ИНН, вид деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности;
- единица измерения;
- местонахождение организации;
- дата утверждения БО и дата ее отправки / принятия;
- БО должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации;
- данные в БО приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков;
- БО составляется, хранится и представляется на бумажных носителях. Возможно также представление БО в электронном виде по каналам связи.
публичность бухгалтерской отчетности.
Порядок представления бухгалтерской отчетности
БО является открытой для пользователей – учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с БО.
Согласно ст.16 ФЗ «О БУ» годовую БО обязаны опубликовывать ОАО, банки и другие кредитные организации, страховые организации, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), биржи, государственные внебюджетные фонды.
Принцип публичности БО реализуется путем ее опубликования в газетах и журналах, доступных пользователям БО, либо распространения среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих БО, а также передачи отчетности территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Публикация БО производится не позднее 01 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством РФ.
В рамках публикации БО организации обязаны:
1) обеспечить представление годовой БО каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством РФ;
2) представить БО по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики, органам исполнительной власти (например, налоговая инспекция), банкам, государственным внебюджетным фондам и в другие адреса, предусмотренные законодательством РФ, в сроки, установленные законодательством РФ;
3) опубликовать итоговую часть аудиторского заключения вместе с БО, если организация подлежит обязательному аудиту.
Организации обязаны представлять годовую БО в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную – в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в течение 30 дней по окончании квартала.
В пределах указанных сроков конкретная дата представления БО устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая БО должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года. Представляемая годовая БО должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
Датой представления БО для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления БО приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления БО считается первый, следующий за ним рабочий день.
БО может представлять на бумажных и электронных носителях.
На бумажных носителях БО представляется налогоплательщиком лично или через уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления.
Передача БО в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется с соблюдением требований электронного документооборота. Подготовленная в электронном виде БО подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица и направляется адресату в зашифрованном виде.
Понятие промежуточной и сводной бухгалтерской отчетности. Классификация бухгалтерской отчетности
Согласно ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную БО за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.
Одной из составляющих частей промежуточной БО является бухгалтерский баланс. Организация должна сформировать промежуточную БО не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
Согласно п.91 Положения по ведению БУ и БО в РФ № 34н при наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственной БО она составляет сводную БО, включающую показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами.
Сводная БО – это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.
Сводная БО объединяет БО головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество, по отношению к зависимым обществам – как преобладающее общество.
БО дочернего общества объединяется в сводную БО, если:
1) головная организация обладает более 50 % голосующих акций АО или более 50 % уставного капитала ООО;
2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.
Данные о зависимых обществах включаются в сводную БО, если головная организация имеет более 20 % голосующих акций АО или более 20 % уставного капитала ООО.
Сводная БО составляется в объеме и порядке, установленном ПБУ 4/99 по формам, разработанным головной организацией, исходя из их типового варианта.
Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной БО обеспечивает руководитель головной организации. Объем и порядок, включая сроки, представления БО дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности) устанавливает головная организация.
До составления сводной БО необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.
Показатели БО дочернего общества включаются в сводную БО с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества, либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.
Данные о зависимом обществе включаются в сводную БО с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале зависимого общества.
Сводная БО представляется учредителям (участникам) головной организации, иным заинтересованным пользователям сводная БО представляется в случаях, установленных законодательством РФ, или по решению головной организации. По решению участников группы взаимосвязанных организаций сводная БО может публиковаться в составе публикуемой БО головной организации.
В сводную БО объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ. БО головной организации и дочерних обществ объединяется в сводную БО путем построчного суммирования соответствующих данных.
При составлении сводной БО используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов БО головной организации и дочерних обществ.
В сводную БО объединяется БО головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
Основные типы хозяйственных операций
и их взаимосвязь с бухгалтерским балансом
Хозяйственные операции
(ФХД) – это отдельные действия организации, осуществляемые в процессе ее деятельности и вызывающие изменения в объеме и составе средств организации и в источниках их образования.
Исследование многообразия хозяйственных операций позволяет выделить их основные четыре типа
:
- операции, затрагивающие только статьи актива бухгалтерского баланса без изменения его общего итога (валюты баланса) (I тип – активный
);
- операции, затрагивающие изменение только пассива бухгалтерского баланса без изменения его общего итога (валюты баланса) (II
тип – пассивный
);
- операции, затрагивающие статьи актива и пассива бухгалтерского баланса, и вызывающие увеличение его общего итога (валюты баланса) (III
тип – активно-пассивный в сторону увеличения
);
- операции, затрагивающие изменение актива и пассива бухгалтерского баланса, и вызывающие уменьшение его общего итога (валюты баланса) (IV
тип – активно-пассивный в сторону уменьшения
).
Рассмотрим эти операции на примере.
Пример.
Имеется следующее балансовое обобщение имущества организации и источников его образования.
Актив | Сумма, руб. | Пассив | Сумма, руб. |
Основные средства | 13 000 | Уставный капитал | 30 460 |
Материалы | 37 900 | Прибыль | 7 600 |
Расчеты с покупателями | 3 200 | Кредиты банка | 18 500 |
Касса | 60 | Расчеты с поставщиками | 12 300 |
Расчетные счета | 18 000 | Расчеты по оплате труда | 3 300 |
Валюта баланса | 72 160 | Валюта баланса | 72 160 |
I
тип операций
– затрагивает только статьи актива бухгалтерского баланса, при этом сумма по одной статье актива ↓, а по другой ↑ на одну и ту же величину. Валюта баланса в результате такой операции не изменяется.
Например, на расчетный счет организации поступили денежные средства от покупателей на сумму 1 200 руб. В результате этой операции изменится сумма по статьям актива «Расчетный счет» в сторону ↑ на сумму 1 200 руб. и «Расчеты с покупателями» в сторону ↓ также на сумму 1 200 руб.
Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:
Актив | Сумма, руб. | Пассив | Сумма, руб. |
Основные средства | 13 000 | Уставный капитал | 30 460 |
Материалы | 37 900 | Прибыль | 7 600 |
Расчеты с покупателями | 2 000 | Кредиты банка | 18 500 |
Касса | 60 | Расчеты с поставщиками | 12 300 |
Расчетные счета | 19 200 | Расчеты по оплате труда | 3 300 |
Валюта баланса | 72 160 | Валюта баланса | 72 160 |
II
тип операций
– затрагивает только статьи пассива бухгалтерского баланса, при этом сумма по одной статье пассива ↓, а по другой ↑ на одну и ту же величину. Валюта баланса в результате такой операции не изменяется.
Например, за счет прибыли увеличен уставный капитал организации на сумму 1 000 руб. В результате этой операции изменится сумма по статьям пассива «Уставный капитал» в сторону ↑ на сумму 1 000 руб. и «Прибыль» в сторону ↓ также на сумму 1 000 руб.
Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:
Актив | Сумма, руб. | Пассив | Сумма, руб. |
Основные средства | 13 000 | Уставный капитал | 31 460 |
Материалы | 37 900 | Прибыль | 6 600 |
Расчеты с покупателями | 2 000 | Кредиты банка | 18 500 |
Касса | 60 | Расчеты с поставщиками | 12 300 |
Расчетные счета | 19 200 | Расчеты по оплате труда | 3 300 |
Валюта баланса | 72 160 | Валюта баланса | 72 160 |
III
тип операций
– затрагивает одновременно статьи актива и пассива бухгалтерского баланса, при этом происходит их ↑ на одну и ту же сумму. Валюта баланса в результате такой операции увеличивается.
Например, в организацию поступили материалы от поставщика на сумму 2 000 руб. В результате этой операции изменится в сторону ↑ на сумму 2 000 руб. статья актива «Материалы» и статья пассива «Расчеты с поставщиками».
Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:
Актив | Сумма, руб. | Пассив | Сумма, руб. |
Основные средства | 13 000 | Уставный капитал | 31 460 |
Материалы | 39 900 | Прибыль | 6 600 |
Расчеты с покупателями | 2 000 | Кредиты банка | 18 500 |
Касса | 60 | Расчеты с поставщиками | 14 300 |
Расчетные счета | 19 200 | Расчеты по оплате труда | 3 300 |
Валюта баланса | 74 160 | Валюта баланса | 74 160 |
IV
тип операций
– затрагивает одновременно статьи актива и пассива бухгалтерского баланса, при этом происходит их ↓ на одну и ту же сумму. Валюта баланса в результате такой операции уменьшается.
Например, с расчетного счета организации перечислено 4 000 руб. в счет погашения задолженности перед поставщиком. В результате этой операции изменится в сторону ↓ на сумму 4 000 руб. статья актива «Расчетный счет» и статья пассива «Расчеты с поставщиками».
Балансовое обобщение в результате этой операции примет следующий вид:
Актив | Сумма, руб. | Пассив | Сумма, руб. |
Основные средства | 13 000 | Уставный капитал | 31 460 |
Материалы | 39 900 | Прибыль | 6 600 |
Расчеты с покупателями | 2 000 | Кредиты банка | 18 500 |
Касса | 60 | Расчеты с поставщиками | 10 300 |
Расчетные счета | 15 200 | Расчеты по оплате труда | 3 300 |
Валюта баланса | 70 160 | Валюта | 70 160 |
Характеристики четырех типов изменений
, вызываемых хозяйственными операциями, можно обобщить в виде следующей таблицы
Схема основных типов изменений бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций
Типы изменений | Изменения в составе | |||
имущества (активов) | источников образования имущества (пассивов) | |||
счета активов | счета капитала и обязательств | |||
дебет | кредит | дебет | кредит | |
I | – | |||
II | + | |||
III | + | |||
IV | – |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |