Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:
обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;
правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
правильности оценки основных средств в учете;
правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;
правильности и эффективности использования основных средств;
правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
Учитывая эти задачи, необходимо проверить:
приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (назначены ли приказом руководителя материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств; заключены ли с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности);
соответствуют ли должности материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работ, с которыми предприятие может заключать письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности,
созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые и охраняемые помещения для хранения, шкафы, сейфы и т.п.;
оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;
организован ли порядок оформления документов в случае вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия по операциям с основными средствами;
проводились ли инвентаризация и выборочные проверки, нанесены ли инвентарные номера на объекты основных средств
Аудит основных средств, также как и любой другой аудит, подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение достоверности финансовой отчетности.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности предприятия. Он включает совокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства предприятия.
Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение предприятия и подчиняется руководителю предприятия. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.
Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.
В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.
Задачей внутреннего аудита является помощь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Аудиторская проверка основных средств является частью общего аудита организации.
Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:
нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;
приказ об учетной политике организации (Приложение А);
регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации (например, инвентарная карточка основного средства — форма ОС–6);
первичные документы по отражению операций по основным средствам:
акт приема–передачи ОС;
акт приема–передачи отремонтированных и модифицированных ОС;
акт внутреннего перемещения ОС;
акт выполненных работ (по монтажу ОС);
акт списания ОС;
товарно–транспортная накладная;
бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).
При проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств (Приложение В), накладные на внутренне перемещение (Приложение Г) и др.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом .
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.
Учет движения основных средств оформляется унифицированными документами.. При проверке необходимо обратить внимание на следующее:
при приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
при приобретения объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарной карточке должна быть вписана расшифровка – перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капвложения;
объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001;
при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость (при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи основных средств, зачисленных ранее в основные средства с НДС (для непроизводственной сферы);
для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия (состав комиссии и порядок списания отражен в Типовой инструкции о порядке списания пришедших в негодность основных средств)
если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
детали и узлы, содержащие драгметаллы, должны быть учтены отдельно с целью сдачи их в переработку для извлечения драгметаллов.
При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.
Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 “Основные средства”, 08 “Капитальные вложения”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и др.
Источниками таких данных являются акты приемки-передачи основных средств (форма № 52 или ОС-1); акты приемки многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (форма № 54); накладные на внутрихозяйственные перемещения (форма ОС-2), акты приемки-сдачи отремонтированных объектов (форма ОС-3), инвентаризационные описи (форма инв-1, № 162, № 163); инвентарные карточки, ведомости , журналы-ордера и др.
При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двусторонних актов приемки-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.
Законность поступления основных средств определяется путем сопоставления оприходованных объектов с перечнем, предусмотренным в титульном списке на строительство или в заявке на приобретение техники и оборудования. При этом аудитор составляет вспомогательную ведомость следующей формы (табл. 1)
Таблица 1
Наименование объектов основных средств | Оприходовано основных средство по учету | Предусмотрено титульным списком или заявкой на приобретение | Отклонение, +(-) | ||
Кол-во | сумма | Кол-во | сумма | - 1 | |
Мини-АТС Panasonic KX-TES824RU | 1 | 728 916 | 2 | 1 457832 |
Практика аудиторских проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что в отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут служит основанием для оприходования и введения в эксплуатацию этих средств.
Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны быть оформлены актом приемки-передачи основных средств (форма № 52 или ОС-1) (Приложение В). Только с этого момента начинается отсчет начисления износа (амортизации) (Приложение Д) и возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также увеличение платежей в бюджет по НДС в данном периоде.
Отдельно следует проверить операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.
При проверке строительства и приобретения основных средств необходимо установить: ведется ли аналитический учет по счету 08 “Капитальные вложения”; ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они плану счетов; куда относятся затраты по капитальному строительству; как оформляется ввод в эксплуатацию основных средств; облагаются ли налогом на добавленную стоимость затраты по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом (дебет счета 08 и кредит счета 68).
1.4. Аудит амортизации (износа) основных средствВажной задачей контроля по учету основных средств является проверка правильности начисления износа. Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Износ по основным средствам начисляется:
при сдаче основных средств в текущую аренду амортизация включается в состав внереализационных потерь (Д сч. 91), а полученная арендная плата относится к внереализационным доходам (К. сч. 91);
износ основных средств начисляется либо в течение всего срока эксплуатации объекта (здания, сооружения и др.), либо в течение срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью успевает войти в издержки производства (активная часть основных средств ), после чего начисления прекращаются;
при применения ускоренного метода исчисления износа активной части основных средств (не более чем в 2 раза), следует помнить, что на машины, оборудование и транспортные средства сроком службы до трех лет метод ускоренной амортизации не распространяется;
при прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года сумма дополнительно начисленного износа подлежит восстановлению за счет прибыли (Д 02 = К 91);
амортизация, начисленная ускоренным методом, используется строго по целевому назначению. Поэтому в учете следует их выделять на отдельном субсчете. В случае их нецелевого использования дополнительная сумма амортизации включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению;
во время реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной остановкой и переводом на консервацию в установленном порядке – износ не начисляется, но срок службы удлиняется на время консервации;
износ по неоконченным строительством объектам начисляется согласно справки о стоимости таких объектов с уточнением после ввода объекта.
В ходе проверки необходимо установить правильность отнесения основных средств к амортизационным категориям.
Следует отметить, что амортизируемое имущество объединяется в четыре категории:
здания, сооружения и их структурные компоненты;
легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;
техническое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию;
нематериальные активы.
Годовые нормы амортизации составляют (для всех налогоплательщиков, за исключением субъектов малого предпринимательства и предпринимателей):
для первой категории – 5 %;
для второй категории – 25 %;
для третьей категории – 15 %.
Для субъектов малого предпринимательства и предпринимателей годовые нормы амортизации увеличиваются и составляют:
для первой категории – 6 %;
для второй категории – 30 %;
для третьей категории – 18 %.
Для четвертой категории годовые нормы амортизации определяются равными долями в течение срока их использования.
Необходимо учитывать также другие условия данного варианта начисления амортизации по основным средствам. Источниками информации для проверки являются ведомости расчета амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд (формы № 48, № 49, № 50), журнал-ордер № 13, расчеты бухгалтерии и др.
Исходя из вышеизложенного необходимо проверить правильность применения норм износа (амортизации).
Проверка расчетов сумм амортизационных отчислений производится по следующему алгоритму:
где
При обнаружении ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.
Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения.
При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов. Малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет, а также на общих основаниях производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. При этом необходимо иметь в виду, что при прекращении деятельности малого предприятия до истечения первого года сумма дополнительно исчисленной амортизации подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли предприятия.
Механизм ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов разрешено применять предприятиям высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных видов машин и оборудования. Решения о применении механизма ускоренной амортизации должны быть отражены в учетной политике предприятия и доведены до соответствующих налоговых органов.
Бухгалтерский учет амортизации основных средств, формирования и использования амортизационных фондов воспроизводства основных средств, индексации амортизационных отчислений осуществляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. N 187/110/96/18 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 118, 8/7522).
Начисление амортизации основных средств производится независимо от результатов деятельности организации и отражается в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому она относится.
Полностью самортизированные основные средства продолжают числиться в бухгалтерском учете по первоначальной (восстановительной) стоимости.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 02 "Амортизация основных средств".
Для определения целесообразности и эффективности дальнейшего использования объектов основных средств, оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя создана постоянно действующая комиссия.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4, Акт о списании основных средств утверждается руководителем организации.
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются в бухгалтерском учете по ценам возможного использования. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.
Счет 02 "Износ основных средств" предназначен для обобщения информации об износе основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и долгосрочно арендуемых им.
Износ основных средств, подлежащий отражению в учете, определяется ежемесячно исходя из установленных согласно действующему законодательству норм амортизационных отчислений на полное их восстановление. Информация по сч. 02 "Износ основных средств" позволяет установить степень изношенности основных средств предприятия.
Начисленная сумма износа основных средств относится в кредит сч. 02 "Износ основных средств" в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство (издержек обращения).
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.
Сумма износа по полностью самортизированным основным средствам не начисляется.
К долгосрочно арендуемым основным средствам относятся объекты, договор аренды (или дополнительное соглашение арендодателя и арендатора) по которым предусматривает переход их в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды (лизинга) или до его истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены.
Основные средства, поступившие на предприятие на условиях долгосрочной аренды или в лизинг, приходуются по дебету сч. 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства в корреспонденции с кредитом сч. 97 "Арендные обязательства".
Уплата причитающихся арендодателю платежей за использование долгосрочно арендуемых основных средств (лизинговые платежи) отражается записью по дебету сч. 97 "Арендные обязательства" в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. Сумма начисленных процентов по договору долгосрочной аренды проводится по кредиту сч. 97 "Арендные обязательства" в корреспонденции с дебетом сч. 81 "Использование прибыли".
По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения – по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02.
При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» с кредита счета 01 «Основные средства».
Пример: Приобретен объект основных средств стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации рассчитывается следующим образом: 100% / 5 лет = 20%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит 24000 руб. (120 000*20% = 24000).
При способе уменьшаемого остатка годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РБ.
Расчет амортизации представлен в приложениях Д,Е.
1.5. Рабочая документация аудитораРезультаты планирования, выполнения аналитических процедур, а также анализа необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете финансовых операций и фактов хозяйственной деятельности фиксируются в рабочей документации аудитора и служат основой для составления аудиторского заключения (Приложение Ж) о достоверности бухгалтерской отчетности. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, необходимые для аудиторских процедур (накопительные ведомости, схемы, тесты). Рабочая документация является собственностью аудитора, если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Если же аудитор является сотрудником аудиторской организации, то по окончании проверки он обязан сдать рабочую документацию на хранение в архив организации. Информация, содержащаяся в рабочей документации аудитора, является конфиденциальной и не подлежит использованию и разглашению без согласия клиента.
Вся документация аудитора, подготовленная им на стадии планирования и в ходе проверки, помогает ему в разработке приемлемого плана и эффективного проведения аудита, а также служит для контроля и оценки результатов проверки.
В состав рабочей документации могут быть включены различные документы в зависимости от вида аудиторской проверки. В то же время в ней должна быть в обязательном порядке представлена информация, необходимая для:
составления аудиторского заключения по результатам проведенного аудита;
подтверждение того, что аудиторская проверка проведена в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими аудиторскую деятельность в РБ;
планирование аудита;
контроля объема выполненных работ и анализа их эффективности.
После проведения аудиторской проверки рабочая документация аудитора, скомплектованная в отдельные папки, должна храниться в аудиторской организации в течение пяти лет.
Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то контролирующими органами в случае и порядке, прямо определенных законодательством.
Закрытое акционерное общество «Автозапчасти» является узкоспециализированным предприятием, выпускающим телескопические стойки, амортизаторы передней и задней подвески легковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ, Газель, Москвич, а также газовые пружины различных наименований.
ЗАО «Автозапчасти» входит в состав объединения "АвтоВАЗ".
Тип производства на предприятии: серийное, массовое, попередельное.
Завод «Автозапчасти» состоит из нескольких цехов:
Цех № 1 – Корпуса, резервуары.
Цех № 2 – Сборочный цех, покраска, упаковка.
Цех № 3 – Цилиндры, резервуары.
Цех № 4 – Шток (механическая обработка)
Цех № 4 А – Шток (гальваника, доводка)
Цех № 5 – Прессовое производство (диски, шайбы)
Цех №16 – Сборочный цех (2108, 2110)
ЗАО «Автозапчасти» — стабильно развивающееся предприятие. Оно ежегодно наращивает объёмы производства. Так, рост производственной мощности в 2007 году планируется на 4,6%. Завод работает в две смены, на "узких местах" организована третья смена.
На заводе предприятия имеется своя станко-инструментальная служба, производящая режущий и мерительный инструмент, оснастку, штампы, пресс формы, специальное технологическое оборудование. Однако, часть инструмента изготавливается по отдельным договорам на стороне.
Работоспособность технологического оборудования обеспечивается службой главного механика, где организована система ремонта и обслуживания оборудования.
Работоспособность энергетических объектов обеспечивает служба главного энергетика, где организована система ремонта и обслуживания, аналогичная службе главного механика.
На предприятии также имеется своя котельная, компрессорная, водозабор с тремя артезианскими скважинами.
На ЗАО «Автозапчасти» функционирует система качества (СК) в соответствии с требованиями Международных Стандартов ИСО–9000. По итогам проведения сертификационного аудита сертифицирующим органом TUV CERT TUV Thuringen в 2000 г. ЗАО «Автозапчасти» был выдан сертификат.
На данный момент реализация продукции ЗАО «Автозапчасти» осуществляется как на вторичном рынке (производство запасных частей для автомобилей находящихся в эксплуатации), так и на первичном рынке (производство запасных частей для комплектации автомобилей на конвейерной сборке). Учитывая статус предприятия, его основной ориентир всегда был направлен на производство амортизаторов на конвейер АО "АвтоВАЗ". В настоящее время более 50% продукции завода производится для сборки новых автомобилей "ВАЗ".
Основным потребителем на вторичном рынке является ООО "Минск–Авто". Конечными потребителями на вторичном рынке являются как физические, так и юридические лица, приобретающие запасные части для ремонта. Однако, схема реализации продукции на предприятии не предполагает установление прямой связи с конечными потребителями. Совместно с иными юридическими лицами предприятием создаются региональные представительства для реализации своей продукции как конечным потребителям, так и посредникам.
Численность персонала ЗАО «Автозапчасти» на 01.01.06 г составляла 3380 человек, из них:
дирекция по экономике и финансам – 100 человек;
дирекция по кадрам и социальным вопросам – 203 человек;
дирекция по производству – 1475 человек;
техническая дирекция – 1092 человек;
дирекция по качеству – 220 человек;
администрация – 15 человек;
коммерческая дирекция – 130 человек;
Применительно к ЗАО «Автозапчасти» данная структура управления несет в себе основополагающие решения по тесному взаимодействию всех подразделений и служб, максимальному исключению дублирования в их работе, регламентирующего разработанными нормативными и организационными документами. В этих документах определены функции, права, обязанности каждого подразделения, с учетом специфических особенностей их деятельности.
Таким образом, ЗАО «Автозапчасти» имеет все необходимые производственные площади, кадровые ресурсы, отработанные технологии, рынки сбыта и постоянных поставщиков материалов, сырья и комплектующих. Предприятие полностью обеспечено энергоносителями: электроэнергией, газом, водой. При стабильном финансировании и проведении планово–предупредительных, капитальных и текущих ремонтов ЗАО «Автозапчасти» способно работать автономно без крупных финансовых вложений.
Глава 2. РЕВИЗИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 2.1. Источники и объекты ревизииОдним из путей повышения эффективности производства предприятий, фирм, объединений и др. является свободное использование и сохранение на всех участках основных средств. Поэтому в программы аудиторских проверок и ревизий включают задания по проверке операций с основными средствами.
Задача контроля основных средств - проверкаих сохранности и технического состояния; законности и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства; правильности начисления и списания износа основных средств; правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнения плана ремонтов,их своевременности и качества, а также установление явных фактов нарушений действующего законодательства относительно управленческих решений ответственных работников ревизуемого предприятия при покупке, использовании, реализации и ликвидации отдельных объектов основных фондов и нематериальных активов; выработка мероприятий по реализации результатов контроля: привлечь к ответственности виновных служащих с возмещением убытков, начисление и наложение штрафных финансовых санкций в пользу государственного бюджета за допущенные нарушения действующего законодательства по объектам контроля, которые взаимосвязаны с налогообложением доходов предприятия (оценка имущества, амортизация, реализация и т.п.).
Объектами ревизии операций с основными средствами являются:
Первичные документы о поступлении, передаче, реализацию, инвентаризацию, начисление амортизации (износа), ликвидацию объектов основных фондов: накладные, акты приемо-передачи основных фондов, акты ликвидации основных фондов, ведомости начисления амортизации (износа), авизо, акты переоценки, дефектные акты, акты выполненных работ по ремонту основных средств, сметы и договора на капитальный ремонт, техническое обслуживание основных средств подрядными организациями.
Регистры аналитического и синтетического учета: инвентарные карточки учета по отдельным объектам основных средств и нематериальных активов; описи инвентарных карточек по учету основных средств; карточки группового учета основных фондов (для начисления износа и амортизации по 4 группам основных фондов); инвентарные списки основных фондов и нематериальных активов, которые ведутся материально-ответственными лицами структурных подразделений предприятия, где они используются или находятся; оборотные ведомости в бухгалтерии в разрезе групп, объектов основных средств по материально-ответственным лицам и предприятию; журналы-ордера № 13, 16, Главная книга, баланс, отчетность о движении имущества предприятия.
Ревизию основных средств рекомендуется проводить в такой последовательности: сначала проверяют фактическое наличие и сохранение собственных средств и таких, которые арендуются, а потом своевременность и полноту их оприходования, законность проведения операций по их перемещению, правильность проведения амортизации, а также организацию и состояние бухгалтерского учета основных средств.
Ревизор не может приступать к ревизии, если по вопросам, которые подлежат проверке, запущен бухгалтерский учет.
О невозможности проведения ревизии составляется соответствующий акт, в котором следует четко и конкретно обосновать недочеты. После этого ревизор подает руководителю предприятия соответствующие предложения относительно обновления и наведения порядка в учете и устанавливает срок выполнения этих указаний. О запущенном ведении бухгалтерского учета ревизор докладывает должностному лицу, которое назначило ревизию, чтобы решить вопросы относительно привлечения виновных лиц к административной ответственности и повторного назначения проведения ревизии.
2.2. Проверка операций поступления, аренды и выбытия основных средствОсновные средства поступают и приобретаются за счет капитальных вложений, амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт оборудования, безвозмездного получения от других предприятий и других источников.
Основными направлениями ревизии операций по поступлению и выбытию основных средств (фондов) являются:
проверка обоснованности приобретения отдельных объектов основных средств (исходя из производственной необходимости, специализации предприятия, эффективности дальнейшего использования);
проверка полноты и своевременности оприходования, учитывая особенности документального оформления операций по источникам поступлений (новое строительство, приобретение оборудования, бесплатное поступление);
контроль правильности оценки основных средств:
а) при вводе в эксплуатацию от нового капитального строительства;
б) при аренде по выкупу государственного имущества;
в) при приватизации государственного имущества;
г) при бесплатном получении;
д) при переоценке основных средств;
проверка правомерности операций по выбытию основных средств:
а) при ликвидации объектов основных средств из-за невозможности дальнейшего использования, износа;
б) при реализации другим организациям (обоснованность цены реализации, правильность расчета НДС, акцизного сбора, если этот товар налогооблагается);
в) незавершенное строительство государственных предприятий (обоснованность оценки, исходя из анализа действующих цен, наличие разрешения органов госимущества);
контроль операций при оперативной аренде основных средств (сдача в аренду помещений и оборудования другим предприятиям, физическим лицам: уровень тарифов платы за аренду, оформление договоров на аренду, достоверность объемов аренды, состояние расчетов);
контроль отображения хозяйственных операций в учете методом проверки корреспонденции бухгалтерских счетов, исходя из содержания хозяйственной операции (рис. 1).
поступлению и выбытию основных средств (фондов)
По оприходованному оборудованию, приобретенному за счет амортизационных отчислений, следует проверить, действительно ли экономически выгоднее было приобрести новое оборудование вместо проведения капитального ремонта.
Особое внимание следует уделить проверке операций по оприходованию безвозмездно полученных основных средств. В каждом отдельном случае ревизор проверяет, давало ли ревизуемое предприятие согласие на получение оприходованных объектов, экономическую целесообразность перемещения основных средств (имея при этом в виду, что перемещение вызывает дополнительные расходы по демонтажу и пробному пуску, а также расходы по транспортировке), длительность процесса передачи и ввода их в эксплуатацию на новом месте, т. е. время исключения из эксплуатации, за счет каких источников произведены затраты по установке (должны производиться за счет капитальных вложений), как отражены расходы по доставке безвозмездно принятых основных средств (получатель относит их на общехозяйственные расходы) и др. Внимательно следует рассмотреть каждый факт выявления неучтенных основных средств, которые нередко являются результатом незаконных действий и нарушений, например незаконного строительства, произведенного за счет средств эксплуатационной деятельности или средств капитального ремонта, списания ранее недостававших объектов (а теперь разысканных) основных средств, обменных операций и др.
При анализе правильности и своевременности оприходования поступивших основных средств ревизор проверяет, соблюдаются ли правила оформления актов ввода в эксплуатацию капитальных вложений или актов приема-передачи основных средств, а также правильно ли отражаются эти операции на счетах бухгалтерского учета.
Несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к неправильное исчислению себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и искажению финансовых результатов.
Своевременность оприходования в бухгалтерском учете основных средств можно определить путем сопоставления даты оприходования их по счету 01 «Основные средства» с датами, указанным в первичных документах.
По всем незаконным поступлениям основных средств, экономически нецелесообразным перемещениям, перемещениям по неправильно оформленным документам, а также по фактам несвоевременно оприходованных основных средств ревизор обязан выяснить причины нарушений и виновных в этом лиц, и предложить мерь по дальнейшему недопущению подобных нарушений.
Необходимо проверить правильность оценки основных средств. Поступившие на предприятие основные средства учитываются по первоначальной стоимости, включающей затраты поих возведению (сооружению) или приобретению, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке, монтажу и установке. При этом приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в документах на оплату.
Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением случаев достройки и дооборудования объектов, произведенных в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств в соответствии с действующими положениями по ведению бухгалтерского учета.
Ревизию операций по передаче основных средств в аренду следует начинать с изучения содержания договоров аренды, в которых указывается, какие основные средства переданы в аренду, на какой срок, ставки арендной платы, порядок ремонта и возврата основных средств арендодателю и др. Затем ревизор определяет, не сданы ли в аренду основные средства, необходимые ревизуемому предприятию для выполнения собственной производственной программы; по каким ставкам установлена арендная плата за сданные в аренду основные средства и возмещает ли она суммы начисленной амортизации; своевременно ли проводится текущий и капитальный ремонт переданных в аренду основных средств; своевременно и полно ли вносится арендная плата; своевременно и в удовлетворительном ли техническом состоянии возвращены арендованные основные средства и др.
Имущество, которое сдается в аренду, остается на балансе арендодателя и учитывается на счете 01 с соответствующей отметкой в инвентаризационной карточке. Учет имущества, которое взято в аренду, ведется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Ревизор должен проверить наличие договоров аренды, правильность и обоснованность ставок арендной платы. Порядок ремонта и возвращения основных средств арендодателю.
При этом выясняется, не отданы ли в аренду основные средства, которые необходимы предприятию, которое ревизуется, не превышает ли сумма амортизационных отчислений по отданным в аренду основным средствам арендную плату, своевременно ли в полной мере вносится арендная плата.
По записям в инвентарных списках, накладных и других документах ревизор проверяет целесообразность внутреннего перемещения основных средств, величину затрат предприятия по перемещению этих средств (на демонтаж, монтаж и отладку на новом месте эксплуатации), потери производственных мощностей за время перемещения и т. д. В результате проверки ревизор определяет производственную необходимость перемещений основных средств, почему при получении эти основные средства не были сразу переданы в данное производственное подразделение, кто виновен в неправильном размещении основных средств и непроизводительных расходах по их дополнительному перемещению.
Документальной проверке подлежат также операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбывшие основные средства, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств. Правильность и своевременность оформления документами выбытия основных средств устанавливаются проверкой данных первичных документов, аналитического и синтетического учета, законностьих ликвидации - по действующим нормативным актам на списание.
В процессе контроля выясняют, не было ли случаев списания новых объектов основных средств и подменыих старыми или негодными. Для этого сверяются данные актов ликвидации основных средств с данными инвентарных карточек и проверяются записи в бухгалтерском учете от поступления до выбытия ликвидированного объекта.
При списании основных средств вследствие стихийных бедствий и аварий определяют, имелись ли основания для такого списания (акты, заключения специализированных государственных инспекций и других компетентных органов). В случае выбытия основных средств из-за аварий необходимо проверить, возмещались ли понесенные предприятием убытки виновными лицами.
В ходе ревизии проверяется правильность использования и ликвидации предметов бытового назначения и хозяйственного инвентаря. Встречаются случаи их продажи по пониженным ценам или передачи в личное пользование работникам предприятия бесплатно. При обнаружениитаких фактов нужно потребовать от руководства предприятия изъятия из личного пользования переданных объектов основных средств, взыскания с работников платы за пользование и разницы в стоимости в случае приобретения по пониженной цене.
Ревизор тщательно проверяет правильность и своевременность отображения операций по ликвидации объектов основных средств на счетах бухгалтерского учета, а именно определение износа по объектам, которые выбывают, оприходование материальных ценностей, которые были получены во время разборки и демонтажа объектов (лом, запасные части, материалы) по цене их возможного использования).
2.3. Ревизия операций по учету амортизации основных средствНа данном этапе осуществляется:
проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств;
проверка правильности отнесения объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств;
проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;
проверка своевременности и правильности их отражения в учете.
Определение правильности начисления и отражения в учете амортизационных отчислений проводится на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. Для этого привлекаются положения приказа по учетной политике организации; показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств.
Необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности:
с истекшими нормативными сроками эксплуатации;
о которым амортизация не начисляется;
находящихся на консервации;
по которым начисление амортизации приостановлено;
по которым применяется ускоренная амортизация;
непроизводственного назначения
используемых организацией по договору аренды;
переданных организацией в аренду.
Применение того или иного способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств должно производиться в течение всего срока полезного использования. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений следует производить от первоначальной стоимости по единым нормам. Выборочным способом ревизор проверяет правильность установления срока полезного использования основного средства, поскольку от этого зависит сумма амортизационных отчислений неправильно установленных норм. Ревизор определяет, насколько завышена (занижена) себестоимость продукции (работ, услуг).
Необходимо проверить правильность сроков начала и окончания начисления амортизации, регулярность начисления амортизации, правомерность использования понижающих и повышающих коэффициентов начисления амортизации.
Выборочно проверяют арифметические расчеты амортизационных отчислений.
Таблица 1 Ошибки при начислении амортизации
Вид выявленного нарушения по амортизационным отчислениям | Последствия нарушения | |
Неправильное определение первоначальной стоимости объектов (ее завышение или занижение) | Завышение (занижение) суммы амортизационных отчислений, что приводит к искажению налогооблагаемой прибыли | |
Неначисление амортизации в случае получения организацией убытка | Искажение финансового результата хозяйственной деятельности и продление срока полезного использования амортизируемого объекта | |
Начисление амортизации один раз в квартал (при составлении квартальной отчетности) | Нарушение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Искажение финансового результата по отдельным периодам | |
Начисление амортизации по объектам, по которым стоимость полностью (амортизирована | Искажение показателей бухгалтерской отчетности. Завышение себестоимости продукции (работ, услуг), уменьшение налогооблагаемой прибыли, а также стоимости имущества при начислении налога на имущество юридических лиц | |
Ошибки в определении сроков начала и окончание начисления амортизации | Преждевременное начало начисления амортизации означает занижение налогооблагаемой прибыли, так же как и несвоевременное окончание начисления амортизации | |
Неначисление амортизации по капитальный затратам в арендованные основные средства | Занижение себестоимости выпускаемой продукции. Искажение показателей бухгалтерской отчетности |
Одним из важных вопросов ревизии амортизационных отчислений является проверка правомерности отнесения амортизационных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг). Ревизор должен определить, к какой группе основных средств относятся объекты (производственные или непроизводственные), используются основные средства при производстве продукции (работ, услуг) или сданы в текущую аренду. Амортизационные отчисления по основным средствам непроизводственной сферы относятся за счет собственных источников средств, а по объектам, сданным в аренду, — на счет прибылей и убытков.
Обобщая практику проверки основных средств, отметим наиболее частые нарушения в части амортизационных отчислений (см. табл. 1).
При проведении проверки амортизационных отчислений могут быть использованы аналитические процедуры:
сопоставление остатков по счетам учета основных средств (счет 01) и накопленной амортизации текущего года с данными за предшествующие периоды и оценка их изменений;
сопоставление остатка накопленной амортизации за текущий год с остатками за предшествующие периоды.
Проверка затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств начинается с изучения наличия и выполнения заданий проведения текущего и капитального ремонта основных средств. Необходимо установить правильность размежевания работ и отнесениеих к текущему и капитальному ремонту. Это важно потому, что текущий ремонт должен проводиться за счет средств, предусмотренных затрат, а капитальный ремонт — за счет средств амортизационного фонда и других источников. Изучают возможные случаи, когда отсутствие средств амортизационного фонда, стоимость отдельных работ относят к категории текущего ремонта и списывают на затраты, а иногда, чтобы искусственно уменьшить затраты, увеличивают сумму прибыли; стоимость отдельных работ, связанных с текущим ремонтом, списывают за счет амортизационного фонда. Как в первом, так и во втором случае это влияет на правильность определения результатов хозяйственной деятельности. При изучении затрат на текущий и капитальный ремонт необходимо выяснить, имеется ли смета — финансовые расчеты и техническая документация, кем она утверждена, каким способом производился ремонт, когда ремонт производился хозяйственным способом. Аудитор должен изучить по документам (нарядам, актам приемки работ), правильно ли применялись расценки, как проводилось списание материалов в пределах норм. При ремонте подрядным методом следует проверить состояние расчетов с подрядчиками и установить, верно ли выписаны ими расчеты на выполненные работы, имеются ли акты приемки работ и указываются ли в акте недоделки, дефекты и установленные сроки их устранения, каким образом ведется учет ремонта. Обращают внимание на случаи, когда расходы на текущий ремонт неправильно включают в себестоимость продукции вместо их отнесения в уменьшение ремонтного фонда и т.д.
Исследования операций по правильности отображения расходов на капитальный ремонт оборудования и транспортных средств имеют большое значение для предупреждения приписок объема продукции.
Изучение операций по капитальным вложениям проводится на основании утвержденных титульных списков, смет, технической документации и составленных договоров с предприятиями. Аудиторы устанавливают законность и обоснованность расходов по капитальным вложениям, отвечают ли они действующей утвержденной технической документации и источникам финансирования. Во время изучения операций по капитальным вложениям важно разделитьих на капитальные вложения, выполняемые подрядным методом, и капитальные вложения, выполняемые хозяйственным методом. Необходимо проверить правильность составления договоров с подрядчиками, правильно ли определяется объем выполненных работ по промежуточным актам и качество этих работ. Устанавливают случаи снижения себестоимости за счет разных недоделок и снижения качества работ, изучают состояние бухгалтерского учета капитальных вложений и правильность поданной отчетности по ним.
Правильность учета затрат на ремонты контролируется по данным журнала-ордера № 10, карточек аналитического учета, которые ведутся по каждому объекту ремонта, и первичных документов (актов выполненных работ по ремонту основных фондов, накладных, ведомостей на затраты и т.п.).
При проверке капитального ремонта основных средств, выполняемого подрядным способом, следует установить, имеются ил договоры подряда и не была ли превышена стоимость ремонта, обусловленная договорам.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «АВТОЗАПЧАСТИ» 3.1. Состояние бухгалтерского учета в ЗАО «Автозапчасти»Предприятие осуществляет самостоятельный учет результатов работы, ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет.
Бухгалтерский учет хозяйственных операций на предприятии ведется сотрудниками бухгалтерии в соответствии с Законом РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" и другими нормативными документами РБ. Ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии несет главный бухгалтер в соответствии с должностной инструкцией, утверждается и объявляется специально издаваемым на предприятии приказом.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Документ - это материальный объект с информацией, данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке, под которой понимают их расценку, группировку и разметку (контировку).
После разметки данные документов о хозяйственных операциях записывают в синтетических и аналитических счетах, а использованные документы сдают в архив.
В соответствии с учетной политикой в ЗАО «Автозапчасти» применяют журнально-ордерную форму бухгалтерского учета, которая основана на применении накопительных регистров и линейно-позиционного способа записи. Широкое применение журналов-ордеров позволяет производить в них записи по мере поступления документов или итогами за месяц из а месяц. В каждом из них отражается кредитовый оборот конкретного счета. Дебетовый оборот этого счета находит отражение в других журналах-ордерах.
В конце месяца итоги журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной сверки записей по отдельным счетам и составления отчетного баланса. В Главной счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в сумме по каждому соответствующему журналу-ордеру в целом, безотносительно к корреспонденции счетов.
Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и по группам - один раз в квартал.
Организация относит основные средства к соответствующей амортизационной группе в соответствии с отдельным приказом генерального директора.
На данном предприятии используется линейный метод начисления амортизации. При линейном способе годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования.
Пример: Приобретен объект основных средств стоимостью 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации рассчитывается следующим образом: 100% / 5 лет = 20%. Годовая сумма амортизационных отчислений составит 24000 руб. (120 000*20% = 24000).
Организация не производит переоценку находящихся на ее балансе основных» основные средства приходуются и учитываются в течение всего времени нахождения на предприятии по первоначальной стоимости. Так, машины, оборудование, инвентарь, приобретаемые, а также изготовляемые в мастерских предприятия и учитываемый в составе основных средств, отражается в оценке, равной фактической сумме затрат на приобретение или изготовления, включая все расходы по доставке, монтажу и установке.
Для проведения инвентаризации основных средств на ЗАО «Автозапчасти» издается приказ руководителя организации о проведении инвентаризации. В приказе утверждается состав инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризируемого имущества, даты начала и окончания инвентаризации. Документ регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии включаются:
директор - председатель комиссии;
главный бухгалтер;
главный инженер;
секретарь
Для учета результатов инвентаризации объектов основных средств используется инвентаризационная опись.
Основные средства вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. В инвентаризационные описи заносится полное наименование объекта основных средств, год поступления объекта, назначение, инвентарный номер и основные технические или эксплуатационные характеристики. По фактам образования излишков или недостач объектов основных средств комиссия получает подробные объяснения от ответственных лиц.
Предложения инвентаризационной комиссии обобщаются в унифицированной форме первичной учетной документации - ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. На заключительном этапе инвентаризации ведомость подписывают руководитель. В проведения инвентаризации объектов основных средств (подготовительном, натуральном, таксировочном, заключительном) могут быть отнесены:
участие в разработке внутренних нормативных документов по проведению инвентаризации, определение остатков по учетным данным;
участие в проверках, осуществляемых инвентаризационной комиссией; предоставление комиссии данных о существующих оценках объектов основных средств;
проверка данных, содержащихся в описях; выяснение причин отклонений от учетных данных;
подготовка предложений по отражению в бухгалтерском учете результатов инвентаризации;
Основанием для занесения в журнал данных служат первичные документы.
В конце месяца по данным первичных документов составляется разработочная таблица к мемориальному ордеру.
Движение основных средств отражается в журнале-ордере № 13.
Для отражения операций по выбытию и списанию основных средств предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". При выбытии основных средств в разработочкой таблице делается следующая запись: списан станок токарный - 90178,6 руб., дебет счета 91, кредит счета 01. На сумму износа - 90178,6 руб., дебет счета 02 кредит счета 91.
После составления такой таблицы в журнал-ордер заносят данные только в стоимостном выражении.
Итоговые данные по журналам-ордерам переносятся в Главную книгу. Затем начисленную сумму амортизационных отчислений относят на себестоимость продукции, работ и услуг. Так износ трактора Т-40 определяется таким образом:
222278 х 12,5% = 2778,5 руб. - сумма амортизации за год;
2778,5 / 4 = 694,6 руб. - износ за квартал;
694,6 / 3 = 231,5 руб. - износ за месяц.
В конце года предприятием составляется отчет "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов".
При проверки состояния бухгалтерского учета основных средств на ЗАО «Автозапчасти» были выявлены следующие недостатки:
отсутствие инвентарного учета;
использование для учета основных средств первичных документов произвольной формы;
ведение аналитического учета основных средств в одной книге, что затрудняет контроль за сохранностью, перемещением и правильным использованием основных средств.
Проверка достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности осуществлялась с помощью аудиторских процедур. При обнаружении нарушений аудитором определялся их характер и суть, а также уровень существенности.
В ходе проверки должен быть составлен рабочий документ аудитора. В ходе контроля устанавливалось:
все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации;
учитывается ли при этом их движение;
При проверке полноты принятия в расчет при начислении амортизации аудитор сравнивал общую стоимость основных средств с остатком по счету 01 в Главной книге и данными баланса по состоянию на соответствующую дату с учетом их движения.
Расчет амортизации основных средств проверялся с учетом их движения в течение года, то есть с учетом их поступления и выбытия.
В ходе проверки устанавливалось, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявлялись причины нарушений и виновные в этом лиц, предлагались меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
По результатам проверки состояния учета основных средств на ЗАО «Автозапчасти» должно быть составлено условно-положительное аудиторское заключение. Все примерные формы документации, которая отражает весь процесс аудиторской проверки представлены в приложении К.
3.3. Совершенствование системы внутреннего аудита в ЗАО «Автозапчасти»Система внутреннего аудита — это процесс определения качества и корректирования основных средств, их хранение, отпуск, учет и инвентаризацию, оформление первичных документов, отклонение от заданий и корректирующие действия, должна быть полная ясность относительно распределения ответственности в рамках всей организации. Для решения этих вопросов на предприятии наряду с различными структурными подразделениями должны функционировать контрольные подразделения или отдельные должностные лица, ревизионные комиссии или аудитор.
Для улучшения системы внутреннего аудита необходимо усилить контроль за своевременным и правильным оформлением документации с заполнением всех обязательных реквизитов в них. Исправления должны быть оговорены в обязательном порядке лицом, сделавшим исправления в документе. Для устранения арифметических ошибок целесообразно автоматизировать бухгалтерский учет.
Пообъектный учет основных средств следует вести бухгалтерской службой организации на инвентарных карточках учета основных средств (форма № ОС-6). Акт приемки-передачи основных средств составляют, как правило, при принятии к бухгалтерскому учету любых видов основных средств; при этом на каждый объект составляется отдельный акт. Если основные средства однотипны, одинаковы по стоимости и приняты одновременно, то может быть составлен общий акт. Если совершается ввод в действие отдельных объектов, который требует составления других документов, в этом случае акт (накладная) приемки-передачи может не составляться.
В целях обеспечения сохранности должен быть организован соответствующий учет объектов основных средств в местах их эксплуатации.
Инвентарные карточки не принятые к бухгалтерскому учету, а также списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца объекты основных средств находятся до конца месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств.
Внутренние аудиторские проверки вскрывают нарушения и ошибки, ведущих к материальным потерям. Свои предложения аудитор излагает письменно, а свои выводы обосновывает с приложением соответствующих документов.
40
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |