Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Составление консолидированной отчетности на примере холдинга УралНеруд

ОГЛАВЛЕНИЕ


Реферат 3

Введение 4

1. понятие и Сущность консолидированной бухгалтерской отчетности 6

1.1. Понятие консолидированной отчетности 6

1.2. Сущность консолидирования и содержание отчетности концерна 10

2. Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности 13

2.1. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности 13

2.2. Методика составления консолидированной отчетности 15

3. Составление консолидированной отчетности на примере холдинга «УралНеруд» 22

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Приложение 1 34

Приложение 2 38

Приложение 3 41



Реферат

Объем работы – 41 страница в т.ч. 2 таблицы и 3 приложения.

Ключевые понятия: консолидированная финансовая отчетность, концерна, холдинг, дочерние, совместно контролируемые и зависимые общества, материнская компания консолидированный баланс, консолидированный отчет о финансовых результатах, консолидированный отчет о движении денежных средств, пояснения (расшифровки) к консолидированному финансовому отчету, метод покупки (Purchasing, Erwerbs methode), метод слияния (Рooling of interest).

Цель данной курсовой работы: рассмотреть существующий порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности.

В работе рассмотрено понятие консолидированной отчетности, сущность консолидирования и содержание отчетности концерна, подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности, методика составления консолидированной отчетности, составление консолидированной отчетности на примере холдинга «УралНеруд»

Основные источники:

Суйц В. П. Консолидированная отчетность: Сравнительный анализ российских и зарубежных правил по составлению консолидированной отчетности / Главбух, 2009. № 4.- С. 27-36.

Натепрова Т. Я., Трубицына О. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие // М.: Дашков и Ко,- 2010 г. – 292 с.

Соловьева О. В. Международные стандарты финансовой отчетности. Концептуальные основы подготовки и предоставления финансовой отчетности // М.: Эксмо, - 2010 г. – 288 с.



Введение

Одним из перспективных направлений развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концернов или холдинговых фирм, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других.

Благодаря созданию концернов и холдингов предприятия, в них входящие, получают возможность доступа к новым технологиям, расширения сферы своей деятельности, развития деловых связей, привлечения новых квалифицированных работников, приобретения кредитов. Положительный момент заключается также в том, что образование групп предприятий позволяет существенно укрепить инвестиционный потенциал такого хозяйственного объединения, повысить рентабельность и технологический уровень производства. Создание групп предприятий открывает широкие возможности для проведения ряда групповых операций по экономии финансовых ресурсов, уменьшению налоговых потерь, координации финансовых и материальных потоков внутри группы.

Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую и маркетинговую политику, что дает основание рассматривать группу как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный источник такой информации — консолидированная финансовая отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что, в свою очередь, неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных.

Актуальность данной темы заключается в том, что внутрифирменные операции могут создавать нереалистичную картину активности группы компаний, ее продаж, расчетов, запасов, финансовых результатов. Консолидированная отчетность представляет более объективную картину операций и финансового положения единой экономической единицы, не заменяя отдельных финансовых отчетов компаний группы, поскольку отражает ее экономические взаимосвязи. Такая отчетность может выполнять функцию контроля для материнской компании и влиять на ее политику.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть существующий порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

рассмотреть понятие и сущность консолидированной бухгалтерской отчетности;

изучить порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности;

произвести составление консолидированной отчетности на примере холдинга «УралНеруд».

В работе использованы работы ведущих авторов по данной теме, таких как В. П. Суйц, анализирующий подходы к составлению консолидированной отчетности и методы ее составления. Автор подробно рассматривает процесс и порядок заполнения всех необходимых отчетных форм, а также правила присоединения отчетов дочерних и зависимых обществ к отчетности группы. С. И. Пучкова, рассматривающая особенности составления отчетности, консолидированной с отчетностью зарубежных организаций, порядок составления форм консолидированной отчетности.


1. понятие и Сущность консолидированной бухгалтерской отчетности 1.1. Понятие консолидированной отчетности

Балансы отдельных предприятий не могут дать адекватной информации для анализа функционирования группы предприятий - они могут быть использованы лишь при анализе отдельно взятого предприятия. Для выявления результатов анализа состояния и деятельности таких объединений, как концерны и холдинги, необходима особая бухгалтерская отчетность - так называемая консолидированная отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность — это отчетность группы юридических лиц, призванная характеризовать финансовое положение на отчетную дату и финансовый результат за отчетный период. Правила ее составления и представления определяются МСФО 27 «Консолидированная финансовая отчетность» и методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. №112. В настоящее время составление консолидированной отчетности не является обязательным. [18, с. 216.]

Цель составления консолидированной бухгалтерской от­четности — предоставить акционерам, инвесторам, кредиторам, государственным органам управления объективную информа­цию об имущественном и финансовом положении, а также фи­нансовых результатах группы хозяйственных обществ.

При образованием концерна возникает новая самостоятельная экономическая единица, в которой дочерние, зависимые и совместные (совместно контролируемые) предприятия занимают положение экономически не самостоятельных подразделений, поэтому простого сложения статей баланса и отчета о финансовых результатах недостаточно для получения реальной картины функционирования группы предприятий. Для этого требуется консолидированная отчетность, составленная с использованием специальных методов, устраняющих общие статьи и двойной счет.

В России этот вид отчетности еще мало известен и правила ее составления пока не вполне отрегулированы, несмотря на то, что требование составления сводной бухгалтерской отчетности включено в «Положение о бухгалтерском учете и отчетности» начиная с 1992 года. В последнее время были предприняты определенные попытки урегулирования бухгалтерского учета в этой области. Так, были изданы «Указания о бухгалтерском учете отдельных операций», утвержденные приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81, связанные с введением в действие первой части ГК РФ. В разделе 1 Указаний в общих чертах раскрыты порядок и правила консолидации отчетности зависимых и дочерних предприятий в отчетности материнской компании. Но, во-первых, эти правила описаны в общем виде, а, во-вторых, они содержат серьезные недоработки и некоторые различия с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). Очевидно, что в ближайшее время будут предприняты попытки нивелирования этих различий, и наши бухгалтеры будут составлять консолидированную отчетность в соответствии с действующими международными стандартами. Можно попытаться сделать это уже сейчас, если учесть недоработки российских стандартов. К тому же компании, используя международные стандарты, смогут «убить двух зайцев»: составить не противоречащую российским стандартам сводную бухгалтерскую отчетность и сэкономить на привлечении дорогих иностранных консультантов для составления консолидированной отчетности в соответствии с МСФО. [10, с. 377.]

В пункте 1.3 Указаний к приказу Минфина России от 28 июля 1995г. № 81 предусмотрено, что каждая организация, имеющая дочерние и зависимые предприятия, должна составлять сводную годовую бухгалтерскую отчетность. Это требование соответствует МСФО. Различие заключается лишь в том, что согласно МСФО консолидированная отчетность включает показатели деятельности не только дочерних и зависимых, но и совместных предприятий.

Международные стандарты (а также стандарты отдельных стран) проводят разделение между дочерними, совместно контролируемыми и зависимыми обществами. Это деление обусловлено различной степенью контроля, или влияния материнской компании на то или иное предприятие. Контроль для целей составления консолидированной отчетности может быть решающим, совместным и значительным. Прежде всего следует выделить дочерние предприятия, на которые согласно МСФО материнская компания оказывает решающее влияние, т.е. имеет возможность непосредственно или опосредованно обеспечивать принятие тех или иных решений. Обычно такая степень контроля достигается, если головное предприятие имеет более 50% голосующих акций или уставного капитала дочернего предприятия. Это условие предусмотрено как международными, так и российскими правилами. Однако следует указать на важную недоработку российских нормативных документов: они не предусматривают того, что при определении доли материнской компании в том или ином предприятии принадлежащая непосредственно ей доля акций или уставного капитала должна складываться с акциями и долями, принадлежащими другим дочерним компаниям этой материнской компании.

Может возникнуть ситуация, когда материнская компания имеет менее половины голосов, но полностью контролирует дочернее предприятие в соответствии с положением его устава на основе заключенного с ним договора о руководящей роли материнской компании, на основе договора с другими пайщиками и акционерами и т.п. С точки зрения консолидирования, полностью контролируемое, т.е. дочернее, предприятие можно рассматривать как принадлежащее концерну, как его составную часть. Поэтому данные отчетности дочерних предприятий при составлении консолидированной отчетности используются в их полной сумме. [22, с. 27.]

Совместные или совместно контролируемые предприятия (не следует их путать с предприятиями, называемыми у нас совместными, т.е. предприятиями с обязательным участием иностранного капитала) -это предприятия или проекты, контролируемые совместно несколькими участниками. К этой категории предприятий по своему содержанию относится и имущество экономической единицы, созданной в ходе совместной деятельности.

Совместные предприятия контролируются, как минимум, двумя участниками, один из которых входит, а остальные не входят в концерн. В большинстве случаев участники равноправны, и их доли равны. Степень влияния материнской компании в совместном предприятии меньше, чем в дочернем, и определяется долей ее участия. Концерну в этом случае принадлежит определенная часть совместного предприятия. Поэтому и в консолидированную отчетность совместная деятельность и совместные предприятия включаются пропорционально доле участия материнской компании в проекте или предприятии. Это достигается при помощи так называемого метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот (долей). По сути, он похож на полное консолидирование дочерних предприятий с одной лишь особенностью: имущество и обязательства, расходы и доходы по совместной деятельности включаются в консолидированный отчет, а операции между совместным предприятием и концерном исключаются из консолидированной отчетности пропорционально доле участия в совместном проекте или предприятии.

Зависимые предприятия не входят в концерн непосредственно. Они характеризуются тем, что одно из предприятий группы оказывает значительное влияние на их экономическую политику. Обычно это происходит, если предприятие концерна непосредственно или опосредованно владеет от 20 до 50% голосов или уставного капитала. Это означает, что данное предприятие не принадлежит концерну, и участие концерна в зависимом предприятии имеет характер финансовых вложений. Поэтому для консолидирования таких предприятий предусмотрен метод, называемый за рубежом Equity (доли в капитале), согласно которому в отчетность концерна из отчетов зависимых предприятий не переносятся ни имущество, ни обязательства, ни доходы, ни расходы. В консолидированной отчетности отражаются лишь стоимость участия в зависимых предприятиях и ее изменение. [23, с. 30.]

Важное различие требований МСФО и российских нормативных документов состоит в том, что МСФО предусматривают освобождение материнской компании от составления консолидированной отчетности, если она сама является дочерней компанией другой компании, и эта другая надстоящая материнская компания имеет в ней 100% голосов. Если у надстоящей материнской компании не 100, но и не менее 90% голосов, то для того, чтобы не составлять консолидированной отчетности материнская компания, имеющая надстоящую компанию, должна получить разрешение остальных 10% своих участников. Если же разрешение не получено, или надстоящей материнской компании принадлежит менее 90% голосов, то «дочерняя» материнская компания обязана составлять консолидированную отчетность.

Следующие различия МСФО и российских стандартов заключаются в принципах и методике составления консолидированной отчетности.


1.2. Сущность консолидирования и содержание отчетности концерна

Общая идея консолидирования несложна. Имеется группа предприятий, взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении, но являющихся самостоятельными юридическими лицами. Необходимо составить консолидированную отчетность, позволяющую получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности этой группы как единого экономического образования, самостоятельного предприятия. При этом каждое юридически самостоятельное предприятие, входящее в состав корпоративной семьи, обязано вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде финансовой отчетности.

Консолидированная бухгалтерская отчетность составляется на основе отчетности предприятий группы при помощи определенных учетных процедур, которые представляют собой, в сущности, суммирование активов, обязательств, доходов и расходов предприятий группы и исключения общих статей. [7, с. 317.]

По своему содержанию консолидированная бухгалтерская отчетность аналогична отчетности любого другого самостоятельного предприятия и включает:

консолидированный баланс (форма №1);

консолидированный отчет о финансовых результатах (форма №2);

консолидированный отчет о движении денежных средств,

пояснения (расшифровки) к консолидированному финансовому отчету;

доклад руководства правления предприятий группы.

Не всегда отчет группы предприятий может включать все перечисленные позиции; состав консолидированной отчетности в разных странах может быть различным. Так, например, а Германии, в отличие от США в консолидированном отчете не требуется отчета о движении денежных средств. Различной может быть и структура консолидированного баланса или счета прибылей и убытков.

Согласно 7-й Директиве ЕС, которая определяет общие правила составления консолидированных отчетов, они должны включать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и пояснения (расшифровки), а также дополняться специальным отчетом о состоянии дел концерна.

По международным и российским правилам материнская компания обязана консолидировать все зарубежные и национальные предприятия концерна независимо от рода их деятельности. Однако, если деятельность какого-либо предприятия значительно отличается от деятельности группы, то, согласно МСФО в пояснительной записке необходимо указать на этот факт. К тому же рекомендуется приводить данные отчетности такого предприятия отдельной позицией при расшифровке тех или иных статей консолидированной отчетности. Международными стандартами предусмотрено также (в российских не указано), что предприятие не должно включаться в консолидированную отчетность, если его доля в уставном капитале приобретена исключительно с целью продажи, а также если предприятие перестает отвечать определению дочернего, с этого момента оно не включается в консолидированную отчетность группы. [11, с. 215.]

Следует, однако, отметить, что МСФО не во всех странах приняты полностью. Так, например, в Германии не включаются в консолидированный отчет дочерние предприятия, сфера деятельности которых значительно отличается от деятельности других предприятий концерна. Можно долго спорить по поводу того, что же более правильно, но к единому мнению прийти очень трудно, так как невключение в консолидированную отчетность тех или иных предприятий противоречит принципу полноты, а включение всех без исключения может нарушить принцип достоверности и привести к дезинформации пользователей отчетности. Поэтому можно сказать, что обе точки зрения в равной степени могут быть применимы в российской практике; необходимо лишь обоснование того или иного метода и ссылка на него в пояснительной записке.

Таким образом, основные проблемы, возникающие при составлении консолидированной бухгалтерской отчетности, возникают при не соответствии учетной политики материнской и дочерней компании, а также из-за различий в методики ведения бухгалтерского учета в разных странах.


2. Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности 2.1. Подготовка отчетности дочерних компаний к составлению консолидированной отчетности

Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое.

Проблема заключается в том, что балансы материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей. В методических рекомендациях по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. №112 приведено правило отражения в консолидированной отчетности показателей отчетности дочерних компаний - «при условии единства принятых учетных политик» Что делать, если это условие не соблюдено, остается из приказа неясным. Международными стандартами предусмотрено, что в таком случае в несколько этапов при помощи составления промежуточных балансов необходимо подготовить отчетность компаний группы к составлению консолидированной отчетности, перейдя на единые требования к отчетности, применяемые материнской компанией.

В ходе подготовки отчетности у дочерней компании может возникнуть необходимость внести изменения:

в структуру баланса;

в состав и содержание статей баланса;

в оценку статей баланса;

в пересчет статей баланса из одной валюты в другую. [8, с. 175.]

Первым этапом подготовки к консолидированному отчету является перегруппировка статей баланса. Необходимости в ней обычно не возникает, если дочерние компании находятся в одной стране с материнской, так как тогда они, как правило, применяют единые методы составления отчетности. Однако зарубежные дочерние компании, составляющие отчетность в соответствии с национальными требованиями, вынуждены перегруппировывать свои балансы в соответствии с требованиями материнской компании.

Затем необходимо пересмотреть содержание статей баланса на их соответствие принятым в материнской компании методам бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на стоимостную оценку составляющих баланс статей и при необходимости произвести корректировки. Изменения тут могут быть необходимыми как для зарубежных дочерних компаний, так и для отечественных, если применяемая ими учетная политика отличается от политики материнской компании.

Заключительный момент - пересчет статей балансов консолидируемых зарубежных предприятий в валюту материнской компании. В литературе выделяются два принципиальных подхода к пересчету. Представители одного направления считают, что пересчет валюты в данном случае является чисто формальной процедурой, проводимой с целью обеспечения сравнимости показателей, для чего показатели просто пересчитываются по курсу на отчетную дату. Положительная сторона данного метода, применяемого в Германии, США, Нидерландах, Великобритании, заключается не только в его простоте, но еще и в том, что при этом не меняется структура балансов дочерних предприятий.

Представители другого направления пытаются, применяя различные курсы пересчета, добиться единства при оценке статей отчетности. В прошлом был разработан ряд методов, использующих различные курсы пересчета. Например, основные средства, долгосрочная дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), долгосрочные пассивы и собственный капитал оцениваются по историческому курсу (т.е. на дату приобретения или возникновения); запасы, денежные средства и краткосрочные дебиторская и кредиторская задолженности - по курсу на отчетную дату, а доходы и расходы - по среднемесячному курсу, рассчитанному для месяца их возникновения. Недостаток этого метода заключается в том, что при пересчете возникают разницы, которые необходимо учитывать отдельно.

Таким образом, сравнение учетных политик головного и других предприятий группы и при необходимости, в случае их отклонения, составление переходного баланса предприятиями, входящими в состав группы, является исходным пунктом в процессе составления консолидированной отчетности.


2.2. Методика составления консолидированной отчетности

Как отмечено ранее, при консолидировании важно провести деление между дочерними, совместно контролируемыми (совместной деятельностью) и зависимыми компаниями. Первые подлежат полному консолидированию, вторые включаются в отчетность концерна при помощи метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот (долей), третьи - при помощи консолидирования по методу Equity.

При полном консолидировании данные материнской и дочерней компаний объединяются так, чтобы их деятельность была представлена как деятельность единой хозяйственной организации. С этой целью балансы и отчеты о финансовых результатах объединяются сначала постатейно и построчно суммированием показателей, после чего проводятся процедуры собственно консолидирования. [22, с. 33.]

Основные составляющие процесса консолидирования дочерних и совместных компаний - составление консолидированного баланса и консолидированного отчета о финансовых результатах. При составлении консолидированного баланса происходит консолидирование капиталов и обязательств (т.е. дебиторской, кредиторской задолженности и резервов) и исключение «промежуточных» результатов. Составление консолидированного счета прибылей и убытков достигается консолидированием доходов и расходов.

Включение зависимых компаний в консолидированную бухгалтерскую отчетность концерна происходит несколько иначе. При простом соединении отчетностей в баланс попадает доля участия материнской компании в капитале дочерней компании, и этот же капитал - в роли собственного капитала дочерней компании, и возникает ситуация так называемого двойного счета. Чтобы этого не происходило, необходимо проводить консолидирование капиталов. Оно может реализовываться одним из двух методов: методом покупки (Purchasing, Erwerbs methode) или методом слияния (Рooling of interest). [21, с. 300.]

Чаще используется первый метод. При этом доля участия материнской компании в дочерней достигается традиционным (покупка акций) способом, и бывший владелец доли участия в дочерней компании получает взамен проданных акций определенную сумму денежных средств.

В случае, если происходит равноправное слияние компаний, которые взаимно обмениваются долями участия, отсутствует покупная цена и покупателя определить невозможно, так как материнская и дочерняя компании являются как бы совместными собственниками нового предприятия, то для консолидирования капиталов используется второй метод. Его применение, однако, очень ограничено. В ряде стран Европы, например, он по действующим законам просто недопустим. В США и Англии он также является большим исключением. Дело в том, что его применение связано со строгим выполнением ряда условий и ограничений, и одним из них, например, является необходимость для материнской компании владения 90% уставного капитала дочерней.

Согласно МСФО отчетной датой для первого консолидированного отчета считается дата вступления в силу контролирующего влияния материнской компании. Именно с этого момента дочернее предприятие включается в отчет концерна. В консолидированный отчет включается первоначальная (а не балансовая) стоимость приобретенной доли в капитале дочернего предприятия, которая включает в себя затраты материнской компании, связанные с его приобретением.

Балансовая стоимость приобретаемого имущества часто не совпадает со стоимостью приобретения. Возникающая в результате положительная разница отражается в активе консолидированного баланса по статье «Цена фирмы» Эта разница должна быть списана методом линейного списания в течение срока ее полезного использования. За рубежом принято таким сроком считать пять лет (в особом случае возможно использование более длительного срока, не превышающего, однако, 20 лет). Отрицательная разница возникает, когда стоимость приобретенной доли участия в дочернем предприятии ниже, чем приходящаяся на нее доля собственного капитала (определенная на основе рыночной цены). Эта разница согласно МСФО должна быть списана с отражением ее на счете прибылей и убытков также пропорционально в течение пяти лет, если не возникает возможность использования более длительного срока, не превышающего, однако, те же 20 лет. [16, с. 415.]

Как известно, предприятие не может показать в балансе дебиторскую или кредиторскую задолженность по отношению к самому себе. Поэтому и в консолидированный баланс концерна могут войти данные только по отношению к «третьим», не входящим в концерн предприятиям. Поэтому при составлении баланса концерна необходимо провести консолидирование обязательств. Из него должны быть исключены все данные, имеющие характер задолженности предприятий группы по отношению друг к другу, и их последствия. Так, дебиторская задолженность одного предприятия концерна, отраженная у другого как задолженность, например, поставщику в той же сумме, взаимозачитывается и опускается; не должно в балансе концерна остаться и резервов, которые были образованы в связи с операциями внутри группы.

Консолидирование обязательств касается также предоставленных друг другу предприятиями группы займов и кредитов, авансовых платежей; вложений в ценные бумаги; резервов, образованных по результатам отношений внутри группы, и т.д.

Следует обратить внимание на то, что суммы взаимозачитываемых позиций не всегда совпадают. Причиной этого могут быть простые ошибки, а также различные временные периоды отражения операций. Например, одно предприятие группы отразило дебиторскую задолженность по поставке продукции, а другое не получило ее до отчетной даты, и, следовательно, задолженность по расчетам с поставщиком не может показать. Разница в отчетных данных может быть связана с использованием различных курсов валют, с продолжительностью банковского перевода, когда одно предприятие уже погасило кредиторскую задолженность, а другое еще не получило ее. Подобные различия отражаются в странах Запада по статье «timing differences» («Отклонения, связанные с временным лагом»), но используются только для внутренних расчетов и не оказывают влияния на финансовый результат, представляемый в консолидированном отчете. В России пока официальных указаний по этому поводу нет. [20, с. 257.]

Исключение из консолидированного отчета «промежуточных результатов»

Если одно предприятие группы реализует свою продукцию другому, то оно получает выручку от реализации, а другое несет расходы по приобретению. Однако, с точки зрения консолидирования, когда отдельные предприятия группы рассматриваются как несамостоятельные подразделения, факта реализации в этом случае нет, так она может считаться состоявшейся только если продукция реализована «третьей стороне», - предприятию, не входящему в группу. Поэтому при переносе данных в консолидированный баланс необходимо в полной сумме исключить так называемые «промежуточные» результаты от внутригрупповых хозяйственных операций - и нереализованные прибыли и возможные убытки. При этом необходимо скорректировать стоимостную оценку активов, приобретенных одним предприятием группы у другого, так как, с точки зрения концерна, она может быть завышенной или заниженной на сумму этого промежуточного результата. Стоимость активов должна быть соответственно уменьшена на сумму промежуточного результата (в случае получения промежуточной прибыли) или увеличена (в случае убытка) в корреспонденции со счетом прибылей и убытков концерна.

Приведем пример. Предприятие А концерна поставляет предприятию Б продукцию стоимостью 500 денежных единиц. Себестоимость его изготовления - 300 единиц. Предприятие Б отражает в своей отчетности эту продукцию по 500 единиц, а предприятие А получает прибыль в сумме 200 единиц. С точки зрения концерна, реализации не произошло, поэтому в балансе концерна эта продукция должна отражаться по себестоимости изготовления - 300 единиц. Следовательно, стоимость, отраженную в балансе предприятия Б, необходимо уменьшить на величину промежуточной прибыли (200 единиц) до себестоимости изготовления (300 единиц). Одновременно прибыль отчетного года концерна необходимо уменьшить на величину этой реализованной прибыли предприятия А (200 единиц). Если предприятие-поставщик в результате операции внутри концерна несет убыток (например, в приведенном примере себестоимость изготовления продукции составляла бы 600 единиц, а не 300), то отраженная в отчетности предприятия Б сумма оценки продукции с позиции концерна занижена. Следовательно, стоимость продукции должна быть увеличена на сумму промежуточного убытка.

Консолидированный отчет о прибылях и убытках составляется аналогично консолидированному балансу, т.е. суммированием счетов прибылей и убытков из отчетностей предприятий, входящих в группу, и исключения доходов и расходов, возникших в результате операций внутри группы, так как концерн не может реализовывать прибыли и убытки от операций внутри себя самого. В его консолидированный отчет о прибылях и убытках включаются лишь финансовые результаты, полученные от операций с третьими лицами, не входящими в состав концерна. Это достигается пересчетом корреспондирующих затрат и результатов и (или) перегруппировки их в составе счета прибылей и убытков. Следует отметить, что исключаются не только выручка от реализации продукции, но и прочие доходы от продаж и оказания услуг.

Процесс консолидирования счета прибылей и убытков включает:

консолидирование внутренних оборотов по реализации между предприятиями группы,

консолидирование прочих доходов и расходов,

консолидирование переводов прибылей или убытков внутри концерна. [17, с. 300.]

При составлении консолидированного отчета о прибылях и убытках может возникнуть ситуация, когда предприятия группы используют разные методы учета затрат. Поэтому в ходе подготовки консолидированной отчетности необходимо составлять все отчеты о прибылях и убытках отдельных предприятий группы по одному из этих двух методов. Так как это всегда связано со значительными затратами, всем предприятиям концерна рекомендуется с самого начала придерживаться одного метода учета затрат для составления консолидированного отчета о прибылях и убытках.

Выше была рассмотрена методика так называемого полного консолидирования, применяемого для дочерних компаний. Как уже упоминалось, включение результатов совместно контролируемого предприятия и совместной деятельности в консолидированный отчет концерна происходит аналогично полному консолидированию при ис-пользовании метода пропорционального консолидирования или консолидирования квот, основанного на пропорциональном включении в отчет концерна приходящихся на долю материнской компании имущества и обязательств, а также затрат и результатов деятельности совместного предприятия или совместной деятельности.

Следует отметить, что в исключительных случаях консолидирование совместной деятельности может осуществляться при помощи метода Equity.

Включение в консолидированную отчетность результатов деятельности зависимых компаний отличается от консолидирования дочерних и совместных компаний. Как уже отмечалось, МСФО рекомендуют включать их результаты в консолидированную отчетность с помощью метода Equity (доли в капитале), согласно которому участие в зависимых компаниях отражается особой статьей в разделе внеоборотных активов консолидированного отчета. В качестве даты первого включения в консолидированную отчетность концерна следует считать начало его функционирования в качестве зависимого. В первый год участие материнской компании в зависимой компании отражается по первоначальной стоимости, складывающейся из затрат на ее приобретение. В последующие периоды стоимостная оценка участия будет основываться на его балансовой стоимости и уменьшаться или увеличиваться на сумму получаемых прибылей или убытков соответственно и уменьшаться на сумму выплаченных дивидендов.

Таким образом, во второй главе был рассмотрен порядок составления консолидированной отчетности.


3. Составление консолидированной отчетности на примере холдинга «УралНеруд»

Методику составления вступительного консолидированного баланса проиллюстрируем на примере образования консолидированной группы по способу приобретения исключительного контроля ОАО «УралНеруд» (далее — ОАО «УН») над ЗАО «УралВзрывПром» (далее — ЗАО «УВП»).

Компания «УралНеруд» - крупный холдинг, занимающийся добычей различных видов руд на территории Свердловской и Челябинской областей. Материнская организация расположена в г. Екатеринбуге.

Первый этап консолидации предприятий — инвестирование средств с целью приобретения контроля над дочерним предприятием.

ОАО «УН» осуществило долгосрочные финансовые вложения в ЗАО «УВП» в сумме 735 тыс. руб., из них: основных средств — 135 тыс. руб., материалов — 30 тыс. руб., готовой продукции — 45 тыс. руб., дебиторская задолженность (счет 62) — 25 тыс. руб. и 500 тыс. руб. денежные средства. Таким образом, ОАО «УН» приобрело 100%-ную долю участия в уставном капитале ЗАО «УВП».

Второй этап консолидации — это приведение в соответствие инвестиций, сделанных ОАО «УН», чистым активам ЗАО «УВП» на на­чало года:

- чистые активы ЗАО «УВП» — 1498 тыс. руб.;

- инвестиции ОАО «УН» — 735 тыс. руб.;

- результат инвестирования, отрицательный гудвилл — 763 тыс. руб.
Поправка 1 касается элиминирования из предварительного баланса (сводного баланса) долгосрочных финансовых вложений ОАО «УН» — 1498 тыс. руб. и на ту же сумму долю участия в собственном капитале ЗАО «УВП».

Третий этап составления вступительного консолидированного баланса при приобретении исключительного контроля над дочерним пред­приятием (ЗАО «УВП») заключается в постатейном сложении сумм статей балансов материнской фирмы и дочернего предприятия, т.е. составления сводного баланса.

Четвертый этап, основной,— это расчет и отражение в учете по­правок к сводному балансу исходя из требований МСФО.

Поправка 1. Чистые активы на момент включения ЗАО «УВП» в консолидированную группу ОАО «УН» составили 18 223 тыс. руб. Однако учитывая то, что инвестиции консолидированной группы с целью приобретения исключительного контроля были сделаны в ЗАО «УВП» в конце 2007 г., нераспределенная прибыль дочернего предприятия — 16 725 тыс. руб. осталась в собственности ее прежних акционеров. Сле­довательно, для консолидированного баланса необходимо сделать поправ­ку:

Д сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» -16 725 тыс. руб.

К сч. 75 «Расчеты с учредителями».

Поправка 2. С целью избежания двойного счета из баланса ОАО «УН» элиминируются суммы долгосрочных финансовых вложений, сделанных в ЗАО «УВП» с соответствующей долей собственного капитала последней:

Д сч. 80 «Уставный капитал» — 480 тыс. руб.

Д сч. 83 «Добавочный капитал» — 948 тыс. руб.

Д сч. 82 «Резервный капитал» — 77 тыс. руб.

К сч. 58 «Финансовые вложения» — 1498 тыс. руб.

Поправка 3. Третья поправка касается элиминирования из консо­лидированного баланса взаимной задолженности между ОАО «УН» и ЗАО «УВП».

По бухгалтерскому балансу ЗАО «УВП» на начало года отражены задолженности перед ОАО «УН» в сумме 23 638 тыс. руб. Та же задол­женность, но уже в составе дебиторской задолженности имеет место и по балансу ОАО «УН». Внутригрупповая задолженность должна быть исключена из консолидированного баланса.

Используя вышеприведенные поправки, с некоторой долей услов­ности можно составить вступительный консолидированный баланс ОАО «УН» (приложение 1).

Как видно из приложения 1 имеются, хотя и незначительные, но рас­хождения в данных сводного баланса ОАО «УН» и консолидирован­ного, рассчитанного в соответствии с требованием МСФО:

Баланс

по данным руководства ОАО «УН» — 20 863 212 тыс. руб.

Баланс,

уточненный в соответствии

с требованиями МСФО — 20 838 841 тыс. руб.

Разница — 24 371 тыс. руб.

И это когда активы дочернего предприятия ЗАО «УВП» составляют менее 7% от имущества материнской фирмы ОАО «УН».

Холдинговым компаниям разрешается составлять консолидирован­ную отчетность, если она полностью соответствует МСФО.

Прежде чем перейти к составлению консолидированного баланса на конец финансового года, необходимо составить консолидированный отчет о прибылях и убытках.

Назначение консолидированной отчетности состоит в показе суммы прибыли всех предприятий группы и доли консолидированной группы в этой прибыли. Он составляется путем расчета количественных данных по каждому отдельному предприятию, вычитания операций между ком­паниями группы и аннулирования нереализованной прибыли в запасах и т.д. Все эти исключения делаются в системном внутригрупповом уче­те. В данном разделе рассматриваются только основные принципы фор­мирования консолидированного отчета о прибылях и убытках.

Доля меньшинства. При наличии доли меньшинства в консолидированной прибыли данные отчета о финансовых результатах рассчитываются в соответствии с требованиями ПБУ до статьи «Прибыль после налогообложения», точно так же, как и для отдельно взятых предприя­тий. Именно на этом этапе рассчитывается и вычитается часть доли меньшинства в прибыли и убытках дочерних предприятий.

Если в капитале дочернего предприятия имеется доля меньшин­ства только в форме обычных акций, то вопрос состоит в вычислении соответствующей части их прибыли после налогообложения, принадле­жащей доле меньшинства. Когда же меньшинству принадлежит часть капитала в форме привилегированных акций, то расчет необходимо про­водить в два этапа. Доля меньшинства (М,) в этом предприятии состоит из двух частей:

а) процент М, в капитале в форме привилегированных акций умно­жает дивиденд по привилегированным акциям за год;

б) процент М, в капитале в форме обычных акций умножает сальдо
прибыли за год. Поскольку доля меньшинства была удержана из прибы­ли после налогообложения, то учитывается только доля группы в последу­ющих статьях.

Дивиденды и нераспределенная прибыль. Удержанный дивиденд является дивидендом только материнской фирмы. Нераспределенная при­быль прошлых лет и отчетного года отражает долю группы, включая прибыль дочерних предприятий только после приобретения. Таким обра­зом запись по этой статье показывает, какая часть от объема прибыли за год учтена по счету 99 «Прибыли и убытки» материнской фирмой.

Как образец, показывающий структуру построения и последователь­ность расчетов на основании данных приложения 2, приводим отчет о финансовых результатах (табл. 1).

Таблица 1

Отчет о прибылях и убытках на 01.01.2008 г.

(тыс. руб.)

Показатель Код строки Материнская фирма ОАО «УН» Дочернее предприя­тие ЗАО «УВП» Поправки Консоли­дированный отчет
1 2 3 4 5 6
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, и аналогичных обязательных платежей) 010 31891640 1088 286 (511494) 32 468432
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, в том числе: 020 (22 195 349) (950 610) 427 775 (22 718 184)
Валовая прибыль 029 96 966 291 137 676 (83 719) 9 750 248
Коммерческие расходы 030 (759 077) (2 441)
(7 615 181)
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010-020-030-040) 050 8 937 214 135 235 (83 719) 8 988 730

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

060 51602

51602
Проценты к уплате 070 (19 725)

(19 725)
Доходы от участия в других организациях 080 197 928 9 000
206 928
Прочие операционные доходы 090 19 612 003 220 977 (512 000) 19 320 980
Прочие расходы 100 (21576 872) (232 842) 634 854 (21 174 860)
Прочие доходы 120 546 924 15 127
652 051
Капитализированный доход (отрицательный гудвилл)

130

(981608)


153

(10 310) 5 160

986 758


153

Прибыль (убыток) до налогообложения

(стр. 050 + 060 - 070 + 080 + + 090-100+120-130)

140 6 767 619 137 187 (44 295) 6 949 101
Отложенные налоговые активы
Отложенные налоговые обязательства
Текущий налог на прибыль 150 1 748 152 36 523 (5 705) 1 778 970
Чистая прибыль 190 5 019 467 93 441 500 000 5 162 908

Сама процедура подготовки консолидированного отчета о прибылях и убытках очень сложна и требует пояснений.

Выручка от продажи товаров и услуг (за минусом НДС) ОАО «УН» и ЗАО «УВП» — 32 979 926 тыс. руб. (31 891 640 + 1 088 286), при этом внутригрупповая реализация — 511 494 тыс. руб. и именно она должна быть элиминирована из отчетности. Таким образом, объем реализации холдинга составит 32 468 432 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции этими предприятиями составила 23 145 595 тыс. руб. (22 195 349 + 950 610), себестоимость продукции, используемой внутри группы, исключается — 427 775 тыс. руб. Таким образом, себестоимость реализованной продукции составит 22 718 184 тыс. руб. (32 145 959-427 776).

Валовая прибыль — 9 750 248 тыс. руб. (32 468 432 - 22 718 184).

Были аннулированы прочие операционные доходы — 512 тыс. руб.

Были аннулированы расходы — 634 854 тыс. руб., вызванные внутригрупповой реализацией основных средств и прочих материальных активов.

Уменьшены и внереализационные расходы на 5160 тыс. руб., связанные с налогами и сборами, относящимися на финансовый результат, так как в целом по консолидированной группе уменьшен объем реализации.

Соответственно был уменьшен и налог на прибыль на 44 259 тыс. руб.

Таким образом, сумма нераспределенной прибыли к переносу в консолидированный баланс составила 5 162 908 тыс. руб.

Уменьшение объема продаж и затрат, связанных с внутригрупповой реализацией, имеет как общеэкономическое значение (исключение двой­ного счета), так и конкретную выгоду для холдинга (снижение налоговых платежей).

Произведенные расчеты и уточненная сумма нераспределенной при­были позволяют сформировать консолидированный баланс на конец финансового года (приложение 2).

Первый и второй этапы консолидации балансов остаются почти без изменения, за исключением сумм амортизации отрицательного гудвилла (капитализированный доход) на 153 тыс. руб.: Д сч. 82 «Резервный капитал» и К сч. 99 «Прибыли и убытки» и переноса остатка суммы по невы­плаченным дивидендам из раздела IV пассива баланса стр. 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — 6347 тыс. руб. в раздел V стр. 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» — 6347 тыс. руб. (Д сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и К сч. 75 «Расчеты с учредителями» — 6347 тыс. руб.

Привлекает внимание эффект, возникающий на последующих этапах консолидированного учета.

Третий этап — увеличение консолидированной нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль в результате консолидации отчетов о прибылях и убытках двух предприятий увеличилась на 50 000 тыс руб. Такое увеличение является результатом следующих поправок к консолидированному балансу:

а) уменьшение задолженности по налогам в бюджет всех уровней
Д сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — 10 865 тыс. руб.;

б) амортизация капитализированного дохода
Д сч. 82 «Резервный капитал»

К сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — 153 тыс. руб.;

в) учитывая то, что материнская фирма ОАО «УН» владеет 100% акций дочернего предприятия, то остаток 38 982 тыс. руб. (50 000 - 10 865 - 153) является не чем иным, как дебиторской задолженностью
в балансе материнской фирмы:

Д сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» — 38 982 тыс. руб.

К сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Четвертый этап — исключение из сводного баланса взаимной задолженности этих двух предприятий на 182 236 тыс. руб. (можно без проводок). Используя вышеприведенные поправки, составим по ним баланс (табл. 2).

Таблица 2

Поправочный баланс


Статья


Код стр.


Поправки
Дебет Кредит
1 2 3 4

I. Внеоборотные активы

Из них:


Инвестиции в дочерние общества

141


1498

II. Оборотные активы




Из них:


Задолженность дочерних и зависимых обществ 243
143 254
Баланс поправок

144 752
Баланс 290 23 613 508

III. Капитал и резервы

Из них:


Уставный капитал 410 480
Добавочный капитал 420 943
Резервы (капитализированный доход) 430 153
Нераспределенная прибыль прошлых лет 460 6 347
Нераспределенная прибыль отчетного года 470
50 000

IV. Краткосрочные обязательства




Из них:


Задолженность перед дочерними обществами 623 182 236
Задолженность перед бюджетом 626 10 865
Задолженность учредителям 630
6 347
Баланс поправок
144 752
Баланс

2 361 508

Таким образом, в третьей главе был рассмотрен порядок составления консолидированной отчетности на примере ОАО «УралНеруд»


Заключение

В первой главе было рассмотрено понятие и сущность консолидированной отчетности, которая представляет собой отчетность группы юридических лиц, призванная характеризовать финансовое положение на отчетную дату и финансовый результат за отчетный период. В настоящее время составление консолидированной отчетности не является обязательным.

Цель составления консолидированной бухгалтерской от­четности — предоставить акционерам, инвесторам, кредиторам, государственным органам управления объективную информа­цию об имущественном и финансовом положении, а также фи­нансовых результатах группы хозяйственных обществ.

Консолидированная бухгалтерская отчетность составляется на основе отчетности предприятий группы при помощи определенных учетных процедур, которые представляют собой, в сущности, суммирование активов, обязательств, доходов и расходов предприятий группы и исключения общих статей.

По своему содержанию консолидированная бухгалтерская отчетность аналогична отчетности любого другого самостоятельного предприятия и включает: консолидированный баланс (форма №1), консолидированный отчет о финансовых результатах (форма №2), консолидированный отчет о движении денежных средств, пояснения (расшифровки) к консолидированному финансовому отчету, доклад руководства правления предприятий группы.

Также были изучены различия МСФО и российскими нормативными документами в вопросах консолидированной отчетности.

Во второй главе был рассмотрен порядок составления консолидированной отчетности. Общим требованием, предъявляемым к годовому консолидированному бухгалтерскому отчету, является условие, что имущественное и финансовое положение, а также уровень доходов должны быть представлены таким образом, чтобы группа предприятий выглядела как единое целое. Проблема заключается в том, что балансы материнской и дочерней компаний могут быть составлены на различные даты и в различной валюте, отличаться по структуре, составу, содержанию и оценке статей.

При полном консолидировании данные материнской и дочерней компаний объединяются так, чтобы их деятельность была представлена как деятельность единой хозяйственной организации. С этой целью балансы и отчеты о финансовых результатах объединяются сначала постатейно и построчно суммированием показателей, после чего проводятся процедуры собственно консолидирования.

Основные составляющие процесса консолидирования дочерних и совместных компаний - составление консолидированного баланса и консолидированного отчета о финансовых результатах. При составлении консолидированного баланса происходит консолидирование капиталов и обязательств и исключение «промежуточных» результатов. Составление консолидированного счета прибылей и убытков достигается консолидированием доходов и расходов.

Включение зависимых компаний в консолидированную бухгалтерскую отчетность концерна происходит несколько иначе. При простом соединении отчетностей в баланс попадает доля участия материнской компании в капитале дочерней компании, и этот же капитал - в роли собственного капитала дочерней компании, и возникает ситуация так называемого двойного счета. Чтобы этого не происходило, необходимо проводить консолидирование капиталов. Оно может реализовываться одним из двух методов: методом покупки (Purchasing, Erwerbsmethode) или методом слияния (Рooling of interest, interessenzusammenfuerungsmethode).

В третьей главе было рассмотрено составление консолидированной отчетности на примере компании «УралНеруд».


Список использованной литературы

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах». ПБУ 11 /2008. Утв. приказом Минфина РФ от 29 апреля 2008 г. № 48н.

Сводная консолидированная отчетность. Утв. приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112.

Волков Д. JI. Финансовый учет: теория, практика, отчет­ность организации: Учеб. пособие. // СПб.: ИД С.-Петерб. гос. ун­та, 2008.

Бычкова С. М., Янданова Ц. Н. Бухгалтерская отчетность. Возможности моделирования для принятия правильных управленческих решений // М.: Эксмо, 2008 г., - 452 с.

Бухгалтерский учет. Бухгалтерская финансовая отчетность // М.: Финансы и статистика, 2008 г., - 240 с.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность // М.: Омега-Л, 2009 г. – 608 с.

Герасименко А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов // М.: Альпина публишерз, 2010г. – 436 с.

Домбровская Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебник // М.: Инфра-М, 2008 г.,- 288 с.

Заббарова О. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: учебное пособие // М.: Эксмо, - 2009 г. – 320 с.

Куттер М. И, Уланова И. Н. Бухгалтерская (финансо­вая) отчетность: Учеб. пособие. // М.: Финансы и статистика, 2009 г. – 422 с.

Лупикова Е. М., Пашук Н. К. Бухгалтерская (финансо­вая) отчетность: Учеб. пособие. // М.: КноРУС, 2010г. – 302 с.

МСФО-27 «Консолидированная финансовая отчетность».

МСФО. Точка зрения КПМГ. Практическое руководство по Международным стандартам финансовой отчетности. 2009/2010 // Альпина публишерз,- 2010 г. – 600 с.

Малькова Т. Н. Теория и практика международного бух­галтерского учета. — СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2009.

Натепрова Т. Я., Трубицына О. В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие // М.: Дашков и Ко,- 2010 г. – 292 с.

Соловьева О. В. Международная практика учета и от­четности: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008 г. — 328 с.

Соловьева О. В. Международные стандарты финансовой отчетности. Концептуальные основы подготовки и предоставления финансовой отчетности // М.: Эксмо, - 2010 г. – 288 с.

Хенни ван Грюнинг Международные стандарты финансовой отчетности. Практическое руководство // М.: Весь мир,- 2008 г. – 344 с.

Суйц В. П. Консолидированная отчетность: Сравнительный анализ российских и зарубежных правил по составлению консолидированной отчетности / Главбух, 2009. № 4.- С. 27-36.

Пучкова С. И. Международные стандарты консолидированной отчетности / Бухгалтерский учет и налоги, 2009. № 4 – С. 29-36.


Приложение 1

Вступительный консолидированный баланс


(тыс. руб.)

АКТИВ Код стр. Балансы предприятий на 01.01.02 Предварительный (сводный) баланс Поправки Консолидированный баланс ОАО «ММК»


ОАО «ММК» ЗАО «РМК» на 01.01.08
на 01.01.08

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы (04, 05)

ПО 380 336 144 80 480
80 480
в том числе: организационные расходы 111
144 80 480 80 480
патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания) 112 80 336 80 336
80 336
Основные средства (01, 02) 120 9 303 914 7 326 9 311240 9 311240
в том числе: земельные участки и объекты природопользования 121


здания, сооружения, машины и оборудования 122 9 303 914 9 303 914 9 303 914
незавершенное строительство (07, 08, 61) 130 1 849 152 70 1 849 222 1 849 222
Долгосрочные финансовые вложения (06, 82) 140 1 160 618 10 1160 628 1
1 160 628
в том числе: инвестиции в дочерние общества, из них в ЗАО «РМК» 141 577 494 10 577 504 735 576 769
инвестиции в зависимые общества 142 2 796 2 796 2 796
инвестиции в другие организации 143 13 804 13 804 13 804
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев 144 217 009 217 009 217 009
прочие долгосрочные финансовые вложения 145 349 515 349 515 349 515

ИТОГО по разделу I

190 12 394 020 7 550 12 401570 735 12 400 835

II. Оборотные активы

Запасы

210 1 821 186 28 080 1 849 266 1 849 266
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16)

211

996 086 18 527 1014613 1014 613
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12, 13, 16) 213 276 860 1 134 277 994 277 994
затраты в незавершенном производстве (20,21,23,29,30,36,44) 214 464 787 464 787 464 787
готовая продукция и товары для перепродажи (40,41) 215 40 821 8 297 49 118 49 118
товары отгруженные (45) 216
расходы будущих периодов (31) 217 42 632 122 42 754 42 754
прочие запасы и затраты 218
Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям (19) 220 539 119 5 869 544 988 544 988
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230




Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 5 587 197 96 094 5 683 291
5 683 291
в том числе: покупатели и заказчики (62, 76, 82) 241 2 978 357 63 332 3 041 689 3 041 689
векселя к получению (62) 242 465 617 465 617 465 617
задолженность дочерних и зависимых обществ (78) 243 382 990 23 636 406 626 23 636 382 990
задолженность участников (учредителей) по взносам





в уставный капитал (75) 244
авансы выданные (61) 245 238 569 238 569 238 569
прочие дебиторы 246 1 521 664 9 126 1 530 790 1 530 790
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) 250 39 787 3 370 43 157 43 157
в том числе: инвестиции в зависимые общества 251
собственные акции, выкупленные у акционеров 252
прочие краткосрочные финансовые вложения 253 39 787 3 370 43 157 43 157
Денежные средства 260 340 939 1 340 940
340 940
в том числе: касса (50) 261 734 1 735 735
расчетные счета (51) 262 1089 1089
1089
валютные счета (52) 263 293 932 293 932
293 932
прочие денежные средства (55, 56, 57) 264 45 184 45 184
45 184
Прочие оборотные активы 270
ИТОГО по разделу II 290 8 328 228 133 414 8 461 642 23 636 8 438 006
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) 300 20 722 248 140 964 20 863 212 24 371 20 838 841

ПАССИВ Код стр. Балансы предприятий на 01.01.02 Предварительный (сводный) баланс на 01.01.08 Поправки

Консолидированный баланс ОАО «ММК» на 01.01.08




ОАО «ММК» ЗАО «РМК»

III. Капитал и резервы

Уставный капитал (85)

410 8 858 480 9 338 480 8 858
Добавочный капитал (87) 420 11216 027 941 11 216 968 941 11 216027
Резервный капитал (86) 430 2215 77 2 292 (77) 2215
в том числе: резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством (гудвилл) 431 763 763
резервы, образованные в соответствии с учреди­тельными документами (гудвилл) 432 2215 77 2 292 2 292
Фонд социальной сферы (88) 440 1 077 610 1 077 610 1 077 610
Целевые финансирование и поступления (96) 450 138 347 138 347 138 347
Нераспределенная прибыль прошлых лет (88) 460 16 725 16 725 16 725
Непокрытый убыток прошлых лет (88) 465 -633 689 -633 689 -633 689
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) 470
Непокрытый убыток отчетного года (88) 475

ИТОГО по разделу III

490 11809 368 18 223 11 827 591 17 460 11810131

IV. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты (92, 95)*

510 359 294 359 294 359 294
в том числе: кредиты банков, подлежащие погаше­нию более чем через 12 месяцев после отчетной даты 511 359 294
359 294 359 294
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты 512 ----
Прочие долгосрочные обязательства 520 1227 813 1227 813
1227 813
ИТОГО по разделу IV 590 1 587 107
1 587 107
1 587 107

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты (90, 94)

610 1445 281 1445 281 1445 281
в том числе: кредиты банков, подлежащие погаше­нию в течение 12 месяцев после отчетной даты 611 1238 781 1238 781 1238 781
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты 612 206 500 206 500 206 500
Кредиторская задолженность 620 5 856 645 122 741 5 979 386 5 979 386
в том числе: поставщики и подрядчики (60, 76) 621 3 162 333 67 299 3 229 632 3 229 632
векселя к уплате (60) 622 347 418 347 418 347 418
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78) 623 197 216 197 216 23 636 173 580
по оплате труда (70) 624 22 525 22 525 22 525
по социальному страхованию и обеспечению (69) 625 99 122 21376 120 498 120 498
задолженность перед бюджетом (68) 626 75 860 12 061 87 921 87 921
авансы полученные (64) 627 586 723 18 278 60 499 60 499
прочие кредиторы 628 1 365 448 3 729 1 369 177 1 369 177
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) 630 13 432 13 432 16 725 30 157
Доходы будущих периодов (83) 640 10415 10415 10415
Резервы предстоящих расходов (89) 650
Прочие краткосрочные обязательства 660
ИТОГО по разделу V 690 7 325 773 122 741 7 448 514 6911 7 441 603
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) 700 2 072 248 140 964 20 863 212 24 371 20 838 841

Приложение 2

Консолидированный баланс







(тыс. руб.)
АКТИВ Код стр. Балансы предприятий Предваритель -ный (сводный) баланс Поправки Консолидированный баланс


ОАО «ММК» ЗАО «РМК»


I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ





Нематериальные активы (04, 05) в том числе 110 191 973 42 192 015
192 015
Основные средства (01, 02, 03) в том числе 120 10 877 234 20 722 10 897 956
10 897 956
Незавершенное строительство (07, 08, 61) 130 1 280 987 974 1 281 961
1 281 961
Доходные вложения в материальные ценности 135




Долгосрочные финансовые вложения, в том числе 140 1 386 372 25 1 386 397
1386 397
инвестиции в дочерние общества
769 838 25 769 863 (1 498) 768 365
инвестиции в зависимые общества
1669
1669
1669
инвестиции в другие организации
13 848
13 848
13 848
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
59 408
59 408
59 408
прочие долгосрочные финансовые вложения
541 609
541 609
541 609
Отложенные налоговые активы 145




Прочие внеоборотные активы 150




ИТОГО по разделу I 190 13 736 566 21763 13 758 329 (1 498) 13 756 831
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ





Запасы в том числе: 210 3 952 305 104 228 4 056 533
4 056 533
сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16)
2 594 110 43 085 2 637 195
2 637 195
животные на выращивании и откорме





малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12, 13, 16)
425 137 3 530 428 667
428 667
затраты в незавершенном производстве (20,21,23,29,30,36,44)
779 090
779 090
779 090
готовая продукция и товары для перепродажи (40, 41)
108 668 57 040 165 708
165 708
товары отгруженные (45)





Расходы будущих периодов (31)
45 300 573 45 873
45 873
Прочие запасы и затраты





Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям (19) 220 184 791 15 570 200 361
200 361
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 44 629
44 692
44 692
Покупатели и заказчики (62, 76, 82)
7 692
7 692
7 692
Задолженность дочерних и зависимых обществ (78)
36 937
36 937
36 937
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в том числе 240 3 903 618 196 760 4 100 378
4 100 378
Покупатели и заказчики (62, 76, 82)
1331351 134 117 1 465 468
1 465 468
Векселя к получению (62)
215 091
215 091
215 091
Задолженность дочерних и зависимых обществ (78)
382 096
382 096 (143 254) 238 842
Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

55 256 55 256
55 256
Авансы выданные (61)
872 738 85 872 823
872 823
Прочие дебиторы
1 102 342 7 302 1 109 644
1 109 644
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) в том числе: 250 1 389 942 17 053 1 406 995
1 406 995
Денежные средства в том числе: 260 189 914 1 121 191 035
191 035
касса (50)
310
310
310
расчетные счета (51)
61 191 1 121 62 312
62312
валютные счета (52)
109 475
109 475
109 475
прочие денежные средства (55, 56, 57)
18 938
18 938
18 938
Прочие оборотные активы 270




ИТОГО по разделу 11 290 9 665 199 334 732 9 999 931 (143 254) 9 856 677
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) 300 23 401765 356 495 23 758 260 (144 752) 23 613 508

ПАССИВ Код стр. Балансы предприятий Предваритель- ный (сводный) баланс Поправки Консолидированный баланс


ОАО «ММК» ЗАО «РМК»


III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ





Уставный капитал (85) 410 8 858 480 9 338 (480) 8 858
Собственные акции, выкупленные у акционеров





Добавочный капитал (87) 420 14 296 268 943 14 297 211 (843) 14 296 268
Резервный капитал (86) 430 2215 77 2 292 (77) 2215

В том числе:

резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учреди­тельными документами



2215


77


2 292



(153)


2 139

Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

6 347 6 347 (6 347)
Нераспределенная прибыль отчетного года (88) 470 1570 313 93 441 1 663 754 50 000 1713 754
ИТОГО по разделу III 490 15 877 654 101 288 15 978 942 42 000 16 020 942
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА





Займы и кредиты 510




Отложенные налоговые обязательства 515




Прочие долгосрочные обязательства 520 887 553
887 553
887 553
ИТОГО по разделу IV 590 887 553
887 553
887 553
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА





Займы и кредиты 610 1 709 570
1 709 570
1 709 570
Кредиторская задолженность 620 4 912 270 255 207 5 167 477 (186 754) 4969217
В том числе: поставщики и подрядчики (60, 76)
1 705 625 144 830 1 850 456
1850 456
векселя к уплате (60)
40 204
40 204
40 204
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)
114 098 68 138 182 236 (182 236)
по оплате труда (70)
5 655 12 5 667
5 667
по социальному страхованию и обеспечению (69)
60 567 6 174 66 741
66 741
Задолженность перед бюджетом (68)
280 992 26 483 307 475 (10 865) 296 610
авансы полученные (64)
1 189 444 2 506 1 191 950
1 191 950
прочие кредиторы
1515 685 7 064 1 522 749
1 522 749
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75) 630 4 303
4 303 6 347 10 650
Доходы будущих периодов 640 10415
10415
10415
Резервы предстоящих расходов 650




Прочие краткосрочные обязательства 660




ИТОГО по разделу V 690 6 636 558 255 207 6 891 765 (186 754) 6 705 011
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590) 700 23 401 765 356 495 23 758 260 (144 752) 23 613 508

Приложение 3

Консолидированный отчет о прибылях и убытках


(тыс. руб)

Показатели Код стр Материнское общество Дочернее общество Поправки Консолидированный отчет
1 2 3 4 5 6

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от родажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов, и аналогичных обязательных платежей)

010 31 891 640 1 088 286 (511 494) 32 468 432
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (22 195 349) (950 610) 427 775 (22 718 184)
Валовая прибыль 029 96 966 291 137 676 (83 719) 9 750 248
Коммерческие расходы 030 (759 077) (2 441)
(7 615 181)
Управленческие расходы 040



Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010 - 020 - 030 - 040) 050 8 937 214 135 235 (83 719) 8 988 730
Прочие доходы и расходы




Проценты к получению 060 51 602

51 602
Проценты к уплате 070 (19 725)

(19 725)
Доходы от участия в других организациях 080 197 928 9 000
206 928
Прочие операционные доходы 090 19 612 003 220 977 (512 000) 19 320 980
Прочие операционные расходы 100 (21 576 872) (232 842) 634 854 (21 174 860)
Прочие внереализационные доходы 120 546 924 15 127
652 051
Прочие внереализациионные расходы
(981 608) (10 310) 5 160 986 758
Капитализированный доход (отрицательный гудвилл) 130 153

153
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр 050 + 060 – 070 + 080 + 090 – 100 + 120 - 130) 140 6 767 619 137 187 (44 295) 6 949 101
Отложенные налоговоые активы




Отложенные налоговые обязательства




Текущий налог на прибыль
1 748 152 36 523 (5 705) 1 778 970

Чистая прибыль (убыток) отчетного года


5 019 467 93 441 500 000 5 162 908
Справочно




Постоянные налоговые обязательства




Базовая прибыль (убыток) на акцию




Разводненная прибыль (убыток) на акцию





41




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория спроса на деньги и подтверждение их украинской действительностью
Реферат Маленький человек в классической русской литературе XIX века.
Реферат Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года
Реферат Add Essay Research Paper Chris Brown English
Реферат Развитие мотивационной составляющей учебной математической деятельности школьников
Реферат Тактика следственных действий. Осмотр места происшествия
Реферат Проектирование станочного приспособления для токарной операции технологического процесса изготовления
Реферат Будова та принципи компютерних мереж
Реферат Микроклимат в коллективе – это очень важно
Реферат 1 и до настоящего времени, во всем мире значение нанотехнологии неуклонно растет
Реферат Анализ государственных финансов Удмуртской республики 2006-2009 гг.
Реферат Abortion Vs Adoption Essay Research Paper Abortion
Реферат Внешний государственный долг Российской Федерации
Реферат Діагностика кризового стану підприємства та розробка антикризових програм
Реферат Мониторинг кредитов, его цель и задачи