АДИТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мы живем в эпоху перехода от индустриальной (товаропроизводящей) к постиндустриальной (обслуживающей) экономике. Экономистами и философами разработан ряд моделей постиндустриального общества. Одна из наиболее известных - модель информационного общества.
В индустриальном обществе основная борьба ведется за доступ к благу. Попросту говоря, власть принадлежит тому, кто добрался до нефтяной скважины. Чем меньше тех, кто может качать из нее нефть, тем лучше каждому из них. А если кому-то удается устранить конкурентов и остаться у "крана" в одиночестве, возникает идеальная для него ситуация: он становится монополистом, именно ему принадлежит власть в обществе.
В информационную эпоху ситуация заметно усложняется. По справедливому наблюдению В.Л. Иноземцева, "информация не только наиболее демократичный источник власти", но и наименее демократичный фактор производства, "так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею, …ей присуща избирательность, что… и наделяет ее владельца властью. …Впервые в истории условием принадлежности к господствующему классу становится не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться"1.
В информационном обществе теоретическое знание превращается в один из ключевых источников развития. Основным фактором социальной стратификации становится образование и профессионализм, а главным конфликтом в системе производственных отношений - конфликт между знанием и некомпетентностью.
Эти обстоятельства определяют качественно новое положение образовательных технологий в современном мире.
В сфере обучения принципиальное различие между индустриальным и постиндустриальным обществом выразилось в разделении подготовки кадров и образования. Подготовка кадров характерна для индустриальной фазы общественного развития, когда есть производство (не важно - завод или музей), для которого готовят кадры, встраивая людей в существующую систему. Постиндустриальное общество нуждается в специалистах иной квалификации: ему нужны не "винтики" для готовых структур, а менеджеры - люди способные самостоятельно проектировать такие структуры и управлять ими. Подготовка кадров постепенно теснится образованием, но на сегодняшней день продолжает оставаться самой распространенной технологией обучения. Возможно, в этой двойственности выразилась переходность нашей эпохи.
Уделяя особое внимание организации образовательным программам, АДИТ проявляет инициативы в трех основных направлениях:
подготовке кадров, включающей обучение студентов-музеологов в вузах и обучение музейных специалистов в рамках программ повышения квалификации и переподготовки;
образованию в строгом смысле этого слова в рамках специализированных проектно-аналитических семинаров;
смешанным формам обучения (лекции и мастер-классы в ходе ежегодных конференций, работа информационной и консультационной служб АДИТ и др.).
Программы переподготовки кадров и повышения квалификации
Впервые обучение музейных специалистов основам компьютерных технологий проводилось в 1985 года в Институте переподготовки работников культуры и искусства Минкультуры СССР (в настоящее время – Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма АПРИКТ) по инициативе известного советского музеолога А.М. Разгона. С этого времени тема "Применение информационных технологий в музеях" заняла прочное место в программах переподготовки музейных специалистов.
Ассоциация по документации и новым информационным технологиям с момента своего возникновения в 1996 году активно подключилась к проведению образовательных программ по информатике для музейных специалистов.
К 1997 году на кафедре музейного дела АПРИКТ сформировалось ядро педагогического коллектива из членов АДИТ, силами которых была подготовлена учебная программа "Компьютерные технологии в музее"2. С 1998 года по настоящее время обучение в АПРИКТ проводится по этой программе.
Теоретический курс позволяет слушателям освоить основные понятия информатики применительно к музейной деятельности, правильно оценить роль и место компьютерных технологий в деятельности музея, свободно ориентироваться в проблемах, которые возникают в музее с применением этих технологий. Основной акцент в программе перенесен на активные формы обучения и изучение передового опыта использования информационных технологий как в ведущих музеев страны (Музеи Московского Кремля, ГИМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Дарвиновский музей, Геологический музей, Центр ПИК и др.), так и в небольших региональных музеях. Слушатели знакомятся с типовыми проектными решениями ("АС-Музей" Главного информационно-вычислительного центра МК РФ, КАМИС фирмы "Альт-Софт), приобретают навыки использования специализированного программного обеспечения в практике музейной работы.
Объем и содержание материала в конкретных учебно-тематических планах зависит от формы обучения и специфики группы. Для групп с формой обучения "Профессиональная подготовка" объем курса по информационным технологиям составляет 24 а.ч., для общих групп повышения квалификации – от 6 до 18 часов, для специализированных групп, проходящих повышение квалификации по теме "Применение в музеях новых информационных технологий" программа включает 72 а.ч. лекционных и практических занятий. Такие группы формируются в составе не более 7 человек, с учетом уровня подготовки и специализации слушателей. Обычно программа адаптируется под конкретный состав слушателей в группе.
В среднем в Академии в год переподготовку проходят до 60 и более музейных специалистов, повышение квалификации – до 200 и более, из них 15-20 по специальности "Применение в музеях новых информационных технологий".
Накопленный позволил приступить к реализации целевых программ повышения квалификации. В период с 1997 по 1999 год АДИТ выступил в качестве партнера при организации "заказных" одно – двухдневных семинаров в рамках ярмарки "Интермузей" и программы Государственной академии повышения квалификации специалистов инвестиционной сферы Министерства образования РФ. В 1997 году по программе АПРИКТ был проведен трехдневный семинар "Музей и новые информационные технологии" в Тюмени. В 1999 – 2000 годах на базе партнерских отношений с АПРИКТ проводились корпоративные образовательные программы по заявкам крупных музеев (в частности программа повышения квалификации группы из 70 специалистов Музеев Московского Кремля, группы из 30 специалистов Государственного Исторического музея).
Обучение студентов-музеологов
С 1997 года на Факультете музеологии Российского государственного гуманитарного университета специалистами АДИТ читается курс "Современные информационные технологии в музеях", рассчитанный на 36 академических часов. В 2000 году была утверждена новая учебная программа3 и курс введен в блок базовых дисциплин учебного плана РГГУ. Тематически и содержательно программа, подготовленная для студентов университета, весьма близка программе повышения квалификации музейных работников. Различие можно наблюдать в объемах, методических подходах к построению учебного процесса, в организации обучения, что определяется разницей в практическом опыте работы в музее и подготовленности в области информатики этих двух категорий обучающихся.
В Санкт-Петербургском государственном университете
культуры и искусств при поддержке АДИТ читается курс по применению информационных технологий в музеях для студентов, обучающихся по специальностям "Музееведение и охрана памятников истории и культуры" и "Менеджер антикварной и коллекционной деятельности". В основу курса также положена упомянутая выше учебная программа.
В Нижнем Новгороде при участии АДИТ создан Музейный центр, который совместно с Нижегородским государственным университетом реализует учебные программы для студентов, обучающихся по специальности "музеология, организация туристической деятельности", проводит практические семинары и учебы по внедрению компьютерных и Интернет технологий в деятельность специалистов сферы культуры. Со второй половины 2001 года обучение и внедрение компьютерных технологий становится главным видом деятельности Нижегородского музейного центра. Программа обучения включает установочную конференцию и проведение ежемесячных практических учеб в течение 8 месяцев (каждый месяц посвящен освоению одной из технологий или методик).
Экспресс-обучение в рамках научно-практических конференций
Одна из образовательных инициатив АДИТ – это проведение "экспресс-обучения" в рамках ежегодных конференций. Например, на конференции АДИТ-2000 (Владимир) были проведены четыре мастер-класса:
"Программа HYPERMETHOD для создания электронных публикаций по музейной тематике" (Дмитрий Кречман, один из авторов программы, специалист из компании "ГиперМетод", Санкт Петербург);
Мастер-класс, знакомящий участников конференции с уже существующими и новыми разработками ГИВЦ МК РФ "Типовая интегрированная информационная система АС "Музей-2", "Графическая информационно-справочная система АС "Музей-3" (под руководством создателя этих систем Ольги Новиковой);
Мастер-класс, знакомящий с новейшей разработкой фирмы АльтСофт "Музейная информационная система КАМИС-2000" (создатель системы Юрий Лошак);
Мастер-класс "Технология проектирования и управления музейным Интернет-сайтом" (Татьяна Богомазова, Кунсткамера, Санкт- Петербург).
Аналогичные занятия по актуальным для музейных специалистов темам проходили и в рамках конференции АДИТ-2001 (Тула)
На конференции EVA-2001 (Москва) запланирована лекция "Информационный менеджмент в сфере культуры" (Алексей Лебедев, руководитель специализации "Информационный менеджмент" в Московской высшей школе социальных и экономических наук).
Проектно-аналитические семинары в регионах России
Наиболее активной образовательной формой являются проектно-аналитические семинары, которые НП "АДИТ" организует и проводит совместно со своим партнером - АНО культуры "Музей будущего"4. Основные темы этих семинаров: "Информационный менеджмент в сфере культуры", "Информационные технологии и культурное наследие". Семинары ориентированы на руководителей органов управления и учреждений культуры, музейных и библиотечных работников.
В отличие от обучения в системе подготовки кадров на проектно-аналитических семинарах нет традиционного деления "преподаватель - слушатель". На семинаре реализуются четыре профессиональные позиции:
участник - носитель практических знаний и навыков в широкой предметной области;
эксперт - носитель теоретических и практических знаний в узкой предметной области;
координатор, организующий коммуникацию в ходе групповой работы;
руководитель семинара, организующий коммуникацию в ходе пленарного заседания.
В зависимости от тематики семинара специалисты АДИТ могут выступать в каждой из четырех названных позиций. Семинар предполагает коллективную работу, направленную на анализ существующих проблем, выработку новых идей и проектов.
Семинар работает в нескольких режимах:
групповая работа по выработке новых проектных идей;
мастер-классы по использованию информационных технологий, которые проводят ведущие специалисты;
лекции и доклады экспертов о современных тенденциях и существующем в мире опыте решения подобных проблем;
консультации экспертов;
общие пленумы, где происходит обсуждение докладов групп и "защита" коллективных и индивидуальных проектов, подготовленных участниками.
Главная задача проектно-аналитического семинара - выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов. В дальнейшем авторы проектов могут самостоятельно находить финансирование и воплощать свои замыслы в реальность. За год с небольшим (с марта 2000 по июнь 2001 года) через систему проектно-аналитических семинаров прошло более 300 специалистов - руководителей учреждений культуры, музейных и библиотечных работников из различных регионов России. Около половины подготовленных ими проектов уже получили финансовую поддержку со стороны разных государственных структур и фондов и сегодня успешно реализуются.
Своеобразным web-продолжением семинаров и одновременно учебным пособием для непрерывного образования по теме "Информационные технологии и культурное наследие" стал открытый в конце 2000 года сайт "Музей будущего" (http://www.future.museum.ru). В ближайшие планы партнерства входит радикальная переработка сайта АДИТ (http://www.adit.ru) и интеграция образовательных разделов двух названных Интернет-ресурсов.
1 Иноземцев В.Л. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Социс, 2000, № 6. С. 74
2 Ноль Л.Я. Учсебная программа курса "Компьютерные технологии в музее". М.: Институт переподготовки работников культуры, искусства и туризма Министерства культуры Российской федерации, 1998, 11 с.
3 Ноль Л.Я. Программа курса "Информационные технологии в музейной деятельности", программа курса для специальности 021000 – Музеология. М.: Российский государственный гуманитерный университет, 2000, 16 с.
4 С марта 2000 по июнь 2001 года было проведено восемь таких семинаров (подробности см. на http://www.future.museum.ru/part06/060102.htm). В шести из них главным организатором был "Музей будущего", а АДИТ предоставлял экспертов для участия в семинаре. В двух случаях (Горки Ленинские, 16 - 18 февраля 2001 г.; Ясная Поляна, 26 - 28 мая 2001 г.) имела место обратная ситуация.
5
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |