Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и распределение затрат по объектам калькулирования на примере ООО Хлебокомбинат Белогорск

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………..……………………….3

1. Сущность и назначение калькулирования…………………………………....5

2.Организационно-экономическая характеристика ООО «Хлебокомбинат Белогорский»……………………………………………………………………...7

2.1. Организационная характеристика предприятия……………………………7

2.2.Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Хлебокомбинат Белогорский»……………………………………………………………………...9

3. Учет и распределение затрат…………………………………………………12

3.1. Условия и объекты калькулирования……………………………………...14

3.2. Методы калькулирования…………………………………………………..16

3.3. Виды калькуляции и их характеристика…………………………………..25

4. Калькулирование себистоимости ООО «Хлебокомбинат Белогорский»…34

5. Совершенствование управленческого учета…………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………...…39

Список используемой литературы………………………………………………..41


Введение

В условиях перехода к рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших. В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета. Если раньше учету издержек особое внимание уделяли лишь на крупных предприятиях, то сейчас в условиях рыночной экономики, вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов это направление учета становится все более актуальным для малых и средних предприятий и организаций. Все большее значение для предприятия приобретает решение таких задач как: информационное обеспечение процесса принятия решений; обеспечение базы для ценообразования; контроль экономической эффективности деятельности предприятия; получение данных о результатах деятельности; расчет стоимостной оценки для статей баланса и другие.

С этих позиций выбранная тема курсовой работы актуальна.

Цель работы: рассмотреть на примере конкретной организации порядок формирования себестоимости и метод, позволяющий определить себестоимость продукции, а также разработать новый для возможного внедрения метод калькулирования.

Объектом исследования выбран ООО «Хлебокомбинат Белогорский», а именно кондитерский цех, где и применяется исследуемый метод калькулирования себестоимости.

Методологической основой написания курсовой работы являются нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и отчетности, учебная литература и данные ООО «Хлебокомбинат Белогорский».

1. Сущность и назначение калькулирования

Учет и распределение расходов по видам продукции, работ, услуг (носителям затрат) – заключительный этап их группировки, при которой учтенные по видам и местам формирования издержки соотносятся с объемом деятельности, ради которой они осуществлялись.

Калькуляция – это система расчетов, главная цель которых состоит в определении себестоимости единицы калькуляционной совокупности. В качестве последней могут рассматриваться отдельные виды готовой продукции, ее составные части, разновидности приобретаемых материальных ценностей и т.д.

В общем виде следует различать калькуляцию себестоимости продукции (изделий, полезных ископаемых), калькуляцию мероприятий (процессов, работ) и калькуляцию цены. Калькуляция себестоимости и цены исчисляется на единицу продукции, калькуляция мероприятий – в расчете на совокупность соответствующих работ и издержек на единицу их измерения. В калькуляцию цены входит расчет величины прибыли на объект калькулирования.

В качестве объектов калькулирования – носителей затрат обычно выступают конечные продукты, работы, услуги, производство и реализация которых является целью деятельности данного предприятия. Но ими могут быть и отдельные составные части продукции, узлы и полуфабрикаты, услуги вспомогательных производств, особенно если они реализуются на сторону.

Продукция подразделяется на материальную и нематериальную (электро- и теплоэнергия, транспортные услуги, ремонт), единичную, массовую, серийную, сортовую. Соответственно этому различают индивидуальные и групповые объекты калькулирования. В одну калькуляционную группу следует объединять однородные изделия и виды услуг, для производства которых требуются одни и те же или однородные материалы и виды оборудования. Кроме выпуска готовой продукции и полуфабрикатов калькулироваться могут единицы измерения затраченного времени, трудоемкости, машиноемкости и т.д.

Расчет себестоимости единицы отдельных видов продукции позволяет оценить рентабельность их производства и сбыта, степень выгодности для данного предприятия, дает возможность правильной ориентации в ценообразовании при любом его варианте. Калькуляции себестоимости используют для обоснования решений об объеме и структуре выпуска, о выборе между собственным изготовлением и приобретением на стороне, об определении нижней границы цен и др. В соответствии с действующим законодательством запасы сырья и материалов, готовой продукции и полуфабрикатов, незавершенного производства должны быть оценены в балансе и при составлении финансовой отчетности по себестоимости их приобретения или производства. Исчислить эти данные можно только на основе калькуляции себестоимости единицы продукции и товарного выпуска в целом.

Расчет калькуляции себестоимости единицы продукции для предприятия с негосударственной формой собственности – дело сугубо добровольное, а ее данные – предмет коммерческой тайны. Предприятие само выбирает объекты методику и периодичность калькуляции. При изготовлении продукции по индивидуальным заказам покупателей, по изделиям специального назначения (например, по оборонной продукции) калькуляции, как правило, составляются, поскольку цену на них устанавливают по принципу: полная себестоимость изделия плюс согласованная величина прибыли. Правила составления калькуляции на такую продукцию регламентируются нормативными документами либо согласовываются с заказчиком.

2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Хлебокомбинат Белогорский»

2.1. Организационная характеристика предприятия

ООО «Хлебокомбинат Белогорский» был построен и введен в эксплуатацию в 1980 году. Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Данное предприятие по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Также предприятие является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.

Производственная деятельность ООО «Хлебокомбинат Белогорский» основывается на выпуске хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Производственная мощность предприятия составляет 12 тонн продукции в сутки.

На предприятии имеется кондитерский цех, который вырабатывает более 40 наименований кондитерских изделий, а также имеется цех «Соломка», который вырабатывает сладкую и соленую соломку. В настоящее время предприятие производит хлеб из ржаной и из смеси ржаной и пшеничной муки, пшеничной муки всех сортов, булочные и бараночные изделия. Освоены и пользуются спросом такие виды продукции, как: хлеб «Сергеевский», «Мраморный», хлеб «Йодированный», ржаной хлеб «Московский».

Основными целями деятельности предприятия являются:

производство и реализация хлебобулочных изделий через торгующие организации сел и города;

обеспечение и повышение социальных гарантий членов трудового коллектива;

получение прибыли и рост доходов.

В настоящее время на предприятии осваивается выпуск нового ассортимента, в частности: печенья калорийного, тортов вафельных под названием «Сюрприз» и «Полярный», соломки соленой и киселя сухого. Вся выпускаемая продукция пользуется большим спросом у покупателей. Большие трудности Хлебокомбинат испытывает из-за несвоевременной оплаты за продукцию. В результате чего нет возможности закупить сырье, новое оборудование. ООО «Хлебокомбинат Белогорский» отпускает свою продукцию под реализацию и по договору мены.

Управление делами на предприятии распределены между директором, главным бухгалтером и начальником производства. Перед каждым работником ставятся конкретные задачи, за выполнение которых они несут ответственность. Политика оплаты труда работников строится на зависимости размера заработка от объемов производства.

Организация имеет иерархическую структуру управления, которая представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Организационная структура управления предприятия

2.2.Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Хлебокомбинат Белогорский»

Основной производственной деятельностью предприятия ООО «Хлебокомбинат Белогорский» является производство хлебобулочных изделий с последующей их продажей населению. Показатели развития предприятия представлены в таблице 1.1.


Таблица 1.1. – Основные показатели развития предприятия

Показатели Годы

2009г. в % к 2007 г.


2007 2008 2009
Произведено продукции в текущих ценах, руб.

3390707

4741266

5065154

149

Среднегодовая (среднесписочная) численность работающих, чел.

45

48

49

109

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов промышленного назначения, руб.

2910595

2334357

1692972

58

Произведено продукции в расчете:

- на одного работника, руб.

75349

98776

103371

137

- на 100 руб. стоимости фондов, руб.

117

203

299

256


Как видно из таблицы 1.1. за период с 2007 по 2009 гг. ООО «Хлебокомбинат Белогорский» увеличило выпуск продукции на 49%. Также за тот же период увеличилась численность работающих на 4 человека и уменьшилась стоимость основных производственных фондов на 1217623 руб. Влияние данных факторов сказалось на увеличении произведенной продукции в расчете на одного работника и на 100 руб. стоимости фондов. Это связано с тем, что предприятие провело ликвидацию морально устаревшего оборудования и заменило его новыми образцами с более высокими показателями выхода продукции.

Состав продукции производимой предприятием ООО «Хлебокомбинат Белогорский» за 2007 – 2009 гг. показан в таблице 1.2.


Таблица 1.2. – Производство основных видов продукции в натуральном виде

Виды продукции Годы 2009 г. в % к 2007 г.
2007 2008 2009
Хлеб ржаной, т.

0,5

0,5

0,9

180

Хлеб пшеничный из муки 2-го сорта, т.

0,04

9,6

0,07

175

Хлеб пшеничный из муки 1-го сорта, т.

310,8

358,2

368,6

119

Хлеб пшеничный из муки высшего сорта, т.

0,2

5,3

0,2

100

Булочные изделия, т.

30,9

29

40,8

132

Бараночные изделия, т.

7,5

27,8

8,6

115

ИТОГО хлеб и хлебобулочные изделия, т.

349,9

430,4

419,2

120

Кондитерские изделия, т.

17

20

18,4

108


Согласно данным, представленным в таблице 1.2. ООО «Хлебокомбинат Белогорский» специализируется на производстве хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. В связи с тем, что предприятие производило замену и ликвидацию основных фондов, объемы производства продукции уменьшились. В целом, за период с 2007 по 2009 гг. показатели объемов производства продукции находятся на достаточно высоком уровне и имеют тенденцию к повышению.

Оценка экономической эффективности товарной продукции ООО «Хлебокомбинат Белогорский» представлена в таблице 1.3.


Таблица 1.3. – Экономическая эффективность товарной продукции

Показатели Годы 2009 г. в % к 2007 г.
2007 2008 2009
Товарная продукция, руб.

3390707

4741266

5065154

149

Себестоимость товарной продукции, руб.

3316961

4713493

5043546

152

Прибыль (+), убыток (-), руб.

+73746

+27473

+21608

29

Уровень рентабельности (+), убыточности (-), %

+2,22

+0,58

+0,43

Х

Затраты на рубль товарной продукции, руб.

0,98

0,99

0,99

101


Анализ данных в таблице 1.3. показывает, что за период с 2007 по 2009гг. ООО «Хлебокомбинат Белогорский» увеличил объем товарной продукции на 49%. Вместе с тем на 52% увеличилась себестоимость товарной продукции, которая связана с увеличением затрат. За анализируемый период отмечается работа предприятия с прибылью показатели которой имеют тенденцию к снижению. Уменьшение прибыли повлияло на уменьшение показателя уровня рентабельности.

Состав и структура затрат предприятия представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4. – Состав и структура себестоимости товарной продукции

Статьи затрат 2008 год 2009 год Отклонения
Сумма, руб. % Сумма, руб. % Сумма, руб. %
1. Основные и вспомогательные материалы 2452221 52,02 2447394 48,53 -4827 -3,49
2. Топливо и электроэнергия на технологические нужды 85915 1,82 150180 2,98 +64265 +1,16
3. Прочие прямые расходы 46618 0,99 60332 1,19 +13714 +0,2
4. Внепроизводственные расходы 293909 6,24 349725 6,93 +55816 +0,69
5. Цеховые и общехозяйственные расходы 757781 16,08 793721 15,74 +35940 -0,34
6. Отчисления в фонд потребкооперации 27334 0,58 69717 1,38 +42383 +0,8
7. Расходы по оплате труда с отчислениями 1050015 22,27 1172477 23,25 +122462 +0,98

ИТОГО полная производственная себестоимость

4713793 100 5043546 100 +329753 Х

Согласно данным, представленным в таблице 1.4. в структуре затрат предприятия преобладают затраты на основные и вспомогательные материалы. Однако за анализируемый период наблюдается их снижение. По прочим статьям затрат наблюдается увеличение. За период с 2007 по 2009 гг. рост затрат на предприятии ООО «Хлебокомбинат Белогорский» составил 329753 руб., что повлияло на увеличение производственной себестоимости.

3. Учет и распределение затрат

Организация производственного учета предполагает группировку издержек предприятия – в зависимости от того, что считается объектом учета затрат. При этом возможен:

- учет издержек по видам;

- по местам их возникновения;

- по центрам ответственности;

- по носителям затрат.

В зависимости от технологии и характера продукции носителями затрат могут быть изделия или полуфабрикаты, группы однородных изделий, серии одноименных изделий и т.д. Другими словами, это виды продукции предприятия, предназначенные для реализации.

Система учета производственных затрат и калькулирования организуется на каждом предприятии по-разному. В любых условиях и при любых особенностях она зависит от выбора объектов учета затрат и объектов калькулирования. В свою очередь, объекты учета и калькулирования определены целями управления.

Основанием для распределения косвенных расходов может слу­жить такая ценностная или количественная единица, увеличение или уменьшение которой пропорционально изменению соответствующих издержек.

Ими могут быть: количество израсходованного сырья, материалов, топлива; стоимость переработанного сырья и материалов; затраты на обработку без стоимости сырья и материалов; количество готовой про­дукции и полуфабрикатов; заработная плата производственных рабо­чих; рабочее время на изготовление продукции; машинное время на изготовление продукции; число работающих; величина потребленной энергии всех видов; площадь помещения и его объем; величина производственной мощности отдельных установок; комбинированные и условные величины, например тонно-километры, кило-номера пряжи и т.п.

При выборе и обосновании расчетной базы необходимо исходить из того, что в любом случае нельзя найти точного способа распределе­ния общей суммы косвенных комплексных расходов по видам продук­ции. Это вызывается главным образом двумя причинами. Во-первых, в состав себестоимости входят затраты прошлых и будущих отчетных периодов, которые непосредственно не связаны с реальными издерж­ками времени калькулирования и функционально от них не зависят. Во-вторых, слагаемые комплексных расходов определяются различны­ми переменными величинами, процесс их формирования является стохастическим.

Известно, что в математической интерпретации стохастический процесс рассматривают как семейство величин х(t), зависящих от одного параметра. В большинстве случаев, в том числе и для издержек предприятия, t— время. Для возможных моментов времени t1, t2…….tn, где n>0, стохастический процесс может быть охарактеризован совокуп­ностью совместных законов распределения для х(t1), х(t2)... Следова­тельно, распределение косвенных комплексных расходов пропорцио­нально одной базе никогда не дает безупречных результатов. Для по­вышения точности калькулирования нужно стремиться к тому, чтобы ' степень комплексности издержек была минимальной и каждое слагае­мое этих расходов распределялось пропорционально индивидуальной базе распределения.

Калькуляционные расчеты на базе анализа стохастических зависи­мостей реальны на практике лишь в условиях применения электрон­ных вычислительных машин. Такой анализ необходим при определе­нии степени комплексности отдельных статей расхода и обосновании базиса их распределения.

Содержание, полнота и точность калькулирования во многом оп­ределяются назначением и характером использования калькуляцион­ных расчетов. Проектно-сметные, технические, плановые, норматив­ные, отчетные и трансфертные калькуляции различаются не только по назначению, но и по степени приближения к реальным затратам. Все виды калькуляций, кроме отчетной и трансфертной, основываются на предполагаемых издержках и объеме выпуска продукции. Амплитуда их отклонений от фактической себестоимости может быть различной. Для проектно-сметных и технических калькуляций она, как правило, выше, чем для плановых и нормативных, что объясняется большей приближенностью проектно-сметных и технических расчетов. Основ­ное их назначение состоит в том, чтобы исчислить экономическую эффективность изготовления планируемых к выпуску изделий или предстоящего обновления эксплуатируемой техники. Из-за недоста­точной определенности конкретных условий производства большин­ство расчетных параметров для калькулирования себестоимости в этих случаях ориентировочны.

Плановые и нормативные калькуляции служат для контроля эко­номичности производства тех или иных видов продукции, являются своего рода эталоном затрат на их изготовление и реализацию. Они более детально и полно учитывают реальные условия производства и сбыта, основываются на конкретных технологических процессах, за­ранее установленных нормативах и сметах прямых и косвенных рас­ходов.

Калькулирование фактической себестоимости занимает особое место в системе экономических расчетов на предприятии. Оно при­звано отразить действительные издержки изготовления и сбыта опре­деленных видов продукции. Отчетная калькуляция служит базой для оценки фактической эффективности принимаемых решений по управ­лению и организации производства, средством контроля за выполне­нием плана по себестоимости, изыскания резервов ее снижения.


3.1. Условия и объекты калькулирования

При группировке затрат по видам продукции, работ, услуг необходимо выполнить два основных условия:

Расходы должны быть ограничены во времени, т.е. относится к опереженному отчетному периоду (месяц, квартал, год);

Затраты должны быть отнесены прямо или путем косвенного распределения на конкретные виды носителей издержек или их группы.

Чем короче период, за который подсчитываются затраты и составляется калькуляция себестоимости, тем больше проблем и возможны погрешностей при распределении между готовой продукцией и незавершенным производством затрат, резервируемых расходов и платежей, издержек освоения производства и т.д. Без такого разграничения невозможно не только определить себестоимость единицы, но и результаты производственно-финансовой деятельности хозяйственной организации в пределах года.

Для обеспечения точности и оперативности калькуляционных расчетов необходимы:

детально разработанное нормативное хозяйство на предприятии, включающее нормы затрат в количественном измерении по всем деталям, полуфабрикатам, изделиям и работам, включенным в программу выпуска;

хорошо налаженная система технологического и расходного документирования, своевременный учет изменений условий производства и сбыта и соответствующих норм затрат;

современная система автоматизированного ввода и обработки экономической информации.

Калькуляция фактической себестоимости изделий требует, кроме того, организации детального учета объема выпуска по видам и составным частям продукции.

Использование данных калькуляционных расчетов для управления во многом зависит от вида калькуляций.

Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц – один из принципов, в соответствии с которым организуется калькулирование себестоимости на любом предприятии. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают.

Объекты учета затрат - места их возникновения, виды и группы однородных продуктов. На их выбор существенное влияние оказывают особенности технологических процессов, технические параметры вырабатываемой продукции, тип производства и др.

Под местами возникновения затрат понимаются структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, цеха и т.д.).

Объект калькулирования – виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке, то есть носители затрат. В ряде отраслей происходит укрупнение объектов калькулирования относительно одного вида продукта или, напротив, их разукрупнение.

Эти объекты имеют экономическую связь с калькуляционными единицами, которые представляют собой единицу измерения калькуляционного объекта. Такие единицы служат средством измерения потребительной стоимости продукта, связанным с их физическими и другими свойствами.


3.2. Методы калькулирования

В последние годы вследствие усиления конкуренции, усложнения производственных процессов, необходимости приспосабливаться к постоянно меняющимся реалиям рынка все более актуальным для предприятий становится получение информации для эффективного управления ими. Так как финансовый учет практически не затрагивает внутрипроизводственные процессы, возрастает потребность в управленческой информации, основу которой составляют данные, получаемые в процессе учета, оценки и контроля затрат и выручки, связанных с процессом производства и реализации продукции.

В этой связи большое значение приобретает выбор того или иного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

ПОПРОЦЕССНЫЙ МЕТОД

Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной и др.) и энергетике. В настоящее время наиболее полно попроцессный метод можно охарактеризовать так: он применяется на предприятиях с массовым характером производства одного или нескольких видов продукции, кратким периодом технологического процесса и отсутствием в большинстве случаев незавершенного производства. Это определение требует незначительных уточнений. Понятие краткого периода технологического процесса, во-первых, слишком не определенно, а во-вторых, не соответствует всем случаям применения попроцессного метода калькулирования. Этот метод используется для калькулирования транспортной продукции: перевозок грузов и пассажиров, переработки грузов. Не все виды транспорта отличаются кратковременностью перевозочного процесса. Возможен длительный процесс и в некоторых отраслях промышленности. Важный признак, который наиболее четко указывает на различие попроцессного и попередельного методов – отсутствие в попроцессном методе полуфабрикатов завершенного производства.

Сущность попроцессного метода состоит в том, что прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции (работ, услуг) определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц (в целом по итогу и каждой статье) на количество готовой продукции за этот же период. На первом этапе осуществляется документирование и учет затрат по элементам, затем затраты распределяются по процессам. Дальше, определяют общую величину затрат на месяц, далее распределяют затраты в зависимости от характера производства видов продукции. На завершающем этапе определяют себестоимость месячного выпуска по изделиям. Однако при применении попроцессного метода для контроля за себестоимостью продукции непременным условием является наличие норм расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов, нормативов использования средств производства, организации учета отклонений фактических расходов от этих норм и нормативов.

ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ МЕТОД

Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий (отрасли химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, целлюлозно-бумажной, хлопчатобумажной промышленности). В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. Передел – часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт. Например, текстильное производство состоит из ряда переделов, основными из которых являются прядение, ткачество, отделка. Исходным же материалом является для ткацкого производства хлопок-волокно, грязная и мытая шерсть, шелк-сырец и другие материалы.

Особенностями попередельного метода учета, отличающими его от позаказного метода, являются:

а) обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость продукции каждого передела;

б) списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;

в) организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство»для каждого передела;

г) простота и дешевизна: нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.

ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД

Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, создающие блюминги, прокатные станы, экскаваторы больших мощностей, а также военно-промышленного комплекса, где преобладают процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция. Сферой применения позаказного метода также являются и мелкосерийные промышленные предприятия, предприятия с физико-химическими процессами. Область применения позаказного метода не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве, научно-исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения (например, калькулируется себестоимость операции каждого больного), сфере услуг.

Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитывается в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов с соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных изделий.

Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами – фактическим и методом учета нормативных затрат. Оба метода направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый – путем непосредственного учета затрат, а второй – через отклонения от норм.

МЕТОД УЧЕТА ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ Учет фактических затрат – метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Этот метод, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях. Учет фактических затрат на производство строится на таких принципах, как полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета; учетная регистрация их в момент возникновения в процессе производства; локализация затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат; отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования; сравнение фактических показателей с плановыми. Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую (или «историческую») себестоимость.

Недостатки метода: исключение возможности оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Все это предопределяет ограниченность использования данного варианта учета для принятия управленческих решений, осуществления оперативного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля.


НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Норма – заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Основные принципы нормативного метода учета:

Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет.

Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм (для корректировки нормативной себестоимости).

Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.

Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.

Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Соблюдение такого алгоритма учета и расчетов, хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом, позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля. Возможны модификации нормативного метода: полный и неполный (под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним) учет нормативных затрат.


СИСТЕМА «СТАНДАРТ-КОСТ» КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ НОРМАТИНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ

Название «стандарт-кост» (Standard Costs) в широком смысле подразумевает себестоимость установленную заранее (в противоположность себестоимости, данные о которой собираются). Смысл этой системы заключается в том, что в учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

В основе системы «Стандарт-кост» лежит предварительное нормирование затрат по элементам и статьям, составление нормативных калькуляций на основе действующих норм на отдельные виды изделий и их составные части, уточнение этих калькуляций по мере изменения действующих норм, раздельный учет фактических затрат по действующим нормам, по изменениям норм и по отклонениям по норм, возможность исчисления фактической себестоимости продукции путем алгебраического суммирования нормативной себестоимости и учтенных изменений за месяц норм.

Основной постулат «Стандарт-кост» - фактические показатели затрат всегда превышают нормативные, поскольку норма – это ставить задачи на будущее, помогать осуществлять эти задачи, минимальные затраты для данных условий, т.е. в действительности учет состоит в фиксации множества отклонений. Если же отклонений не возникало или фактические затраты меньше нормативных, то это значит, что была определена не предельно низкая норма затрат и ее нужно скорректировать. В системе «Стандарт-кост» невозможно перевыполнить план. Любые затраты в сравнении с нормами приводят к перерасходу средств, анализ которых является источником информации о неиспользованных ресурсах предприятия, его потенциале и неоправданных затратах.

«Стандарт-кост» - система управленческого учета, направленная на регулирование прямых затрат производства путем составления до начала производства стандартных калькуляций и учета фактических затрат с выделением отклонений от стандартов. «Стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции (работ, услуг) материальных и трудовых затрат (могут заранее исчислены); «кост» - денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.

Характерные особенности:

основой выявления отклонений от стандартов в процессе расходования средств являются бухгалтерские записи на специальных счетах, но не их документирование. Перед управляющим ставится задача не допускать отклонения;

не все предприятия отражают в бухгалтерском учете выявленные отклонения, а лишь те их них, которые используют текущие стандарты;

для отражения отклонений от стандартов выделяются специальные синтетические счета.


«ДИРЕКТ-КОСТИНГ» В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Главное в «директ-костинг» - организация раздельного учета постоянных и переменных затрат. Поэтому эту систему учета затрат называют variable costing – учет переменных затрат. Сейчас эта система предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и части переменных косвенных расходов.

Переменные затраты – такие расходы, величина которых находится в более или менее прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производства, например расход сырья и материалов на изготовление продукции, заработная плата производственных рабочих и другие (все основные затраты). Постоянные – расходы, общая сумма которых не меняется при изменении объема производства. Таковыми являются все накладные расходы. Некоторые издержки представляют собой смесь переменных и постоянных затрат и поэтому их называют – частично переменными (например это плата за телефон).

Метод «директ-костинг» имеет два варианта:

простой «директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о переменных затратах;

развитой «директ-костинг», при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции.

Особенностью современной системы директ-костинг является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный директ-костинг – есть средство достижения конечной цели предприятия – получение чистой прибыли.



3.3. Виды калькуляции и их характеристика

Разновидности калькуляций себестоимости продукции отраслей материального производства можно представить в виде следующей классификации (рис. 2):

В зависимости от времени составления:

до начала производства, изготовления, выпуска продукции:

сметные (проектно-сметные) калькуляции;

плановые калькуляции;

нормативные калькуляции;

после завершения производства и продаж изделий, работ, услуг:

отчетные, фактические калькуляции;

трансфертные (внутренние) калькуляции.

В зависимости от полноты включения затрат в калькуляционные расчеты:

калькуляции переменных (прямых) затрат;

калькуляции цеховой себестоимости;

калькуляции полной себестоимости предприятия-изготовителя;

калькуляции консолидированной себестоимости продукции фирмы, компании, корпорации предприятия.

В зависимости от степени детализации калькуляционных расчетов:

кумулятивные (без детального раскрытия статей затрат) калькуляции;

элективные (детально развернутые) калькуляции.

В зависимости от объекта калькулирования:

калькуляции себестоимости изделий и полуфабрикатов;

калькуляции себестоимости работ и услуг;

параметрические калькуляции.

В зависимости от длительности периода охвата издержек:

годовые калькуляции;

квартальные калькуляции;

ежемесячные;

оперативные (ежедневные, еженедельные) калькуляции.


Рисунок 2. Классификация калькуляционных систем

Могут быть и другие принципы классификации и виды калькуляций, например в зависимости от степени завершенности расчетов – текущие (до окончания работ по заказу) и окончательные калькуляции; в зависимости от сферы и процессов деятельности – калькуляции себестоимости приобретения сырья, материалов и т.д.

Для управленческого учета особое значение имеет классификация калькуляций в зависимости от времени их составления.

Предварительные калькуляции составляют на продукцию, предполагаемую к выпуску, для оценки ее экономичности для данного предприятия или низшего предела цены на рынке.

Проектные, сметные калькуляции рассчитывают на проектируемые или вновь осваиваемые изделия. Их стоимость определяется по данным проектных и конструкторских организаций на основе рабочих чертежей и спецификаций с использованием нормативов и ценников из соответствующих справочников, каталогов или на основе предыдущего опыта.

Плановые калькуляции предусматривают тот уровень затрат на производство и сбыт продукции, который должен быть достигнут в течение планируемого периода времени, как правило месяца, квартала, года. Состав объектов калькулирования и их количественные параметры при этом уже определены и установлены.

Нормативные калькуляции характеризуют заданный уровень затрат на основе детально разработанных, дифференцированных по составным частям и операциям изготовления продукции нормам. Нормы могут пересматриваться в течении отчетного периода. Они определяют жесткий стандарт допустимых на начало периода издержек на деталь, узел, полуфабрикат, изделие в целом. По заданному к исполнению объему производства рассчитывают нормативные затраты на выпуск в местах формирования издержек и по предприятию в целом.

Трансфертные (хозрасчетные) калькуляции включают только те затраты, уровень которых непосредственно зависит от производственно-хозяйственной деятельности цеха или другого места затрат. При этом расход материальных ресурсов оценивают по плановым ценам и тарифам, учитывают взаимные претензии одного цеха другому. Трансфертные калькуляции отличаются от калькуляций цеховой себестоимости тем, что последние включают все плановые или фактические затраты цеха.

Содержание остальных разновидностей калькуляций определяется из названием. Сравнительно новыми для российских предприятий являются понятия кумулятивных и элективных калькуляций.

Кумулятивные калькуляции обычно состоят из двух-трех статей, характеризующих основной расход и связанные с ним дополнительные затраты. Примером может служить калькуляция себестоимости заготовления материалов и приобретение основных средств, где указывают цены покупки, транспортно-заготовительные расходы, затраты по монтажу тех или иных объектов.

Элективные калькуляции содержат развернутый перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции и услуг. Число статей может достигать 20-30 наименований.

Особое место в управленческом учете занимают параметрические калькуляции. Они представляют собой расчет себестоимости не объекта калькулирования (станка, машины), а единицы параметра его производительности и других полезных свойств. В целом параметрические калькуляции характеризуют издержки применения той или иной продукции. В основном параметрические калькуляции используют в машиностроении, но их принципы можно применять в химической, деревообрабатывающей и некоторых других отраслях промышленности.

С помощью итоговой (фактической) калькуляции исчисляют действительно имевшие место расходы на создание той или иной продукции в течении отчетного периода, определяют фактическую рентабельность отдельных изделий и услуг.

Фактическая себестоимость продукции определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

Зф=Зн+О+И,

Где: Зф - затраты фактические;

Зн — затраты нормативные;

О — величина отклонений от норм;

И — величина изменений норм.

При этом фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной формуле.

Отклонения фактических затрат от установленных норм по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.

Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырье и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца.

Для расчета фактической себестоимости единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм.

Индекс экономии(%)=(Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм)/ (Нормативная себестоимость выпуска)* 100%.

Если калькуляция составляется по данным учета всех затрат предприятия за определенный период, она считается конечной, если по данным о затратах только части мест издержек – промежуточной.

Необходимость в промежуточных калькуляциях может возникнуть при производстве с длительным циклом изготовления. В этих случаях калькулируют себестоимость узлов, сборочных соединений и других полуфабрикатов.

Организация имеет возможность выбрать учетную политику в части построения учета затрат на производство. План счетов предлагает не одну, а несколько схем учета затрат на производство. В разных организациях могут применяться различные схемы. Выбор того или иного варианта зависит от целого ряда факторов, главными из которых считаются специфика деятельности, организацион­ное построение, технологическая структура, организация управления. Немаловажное значение при этом имеет также целевая установка системы управления, способность и возможность функциональных служб организации обработать и эффективно использовать (сделать необходимые и полезные выводы, принять оперативные и стратеги­ческие решения) информацию, систематизируемую и накапливаемую бухгалтерским учетом.

С точки зрения формирования себестоимости продукции (работ, услуг) план счетов предусматривает два варианта учета затрат на производство: по полной или по сокращенной себестоимости.

Полная себестоимость

Традиционный вариант учета предусматривает подразделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости продукции, работ, услуг. В общем виде при этом варианте прямые расходы, связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака отражаются на счете 20 “Основное производство”. Прямые расходы списываются на счет 20 “Основное производство” с кредита счетов 10 “Материалы”, 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и др. Расходы вспомогательных производств относятся на счет 20 “Основное производство” с кредита счета 23 “Вспомо­гательные производства”. Косвенные расходы переносятся на счет 20 “Основное производство” со счетов 25 “Общепроизводственные расходы” и 26 “Общехозяйственные расходы”, потери от брака — со счета 28 “Брак в производстве”.

Суммы фактической производственной себестои­мости продукции, работ, услуг переносятся с кредита счета 20 “Основное производство” в дебет счета 43 “Готовая продукция” или 90 “Продажи”.

Следует обратить внимание на то, что сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 “Общехозяйственные расходы” в дебет счетов 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производ­ства”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”.

Традиционный вариант учета получил в новом плане счетов дальнейшее развитие. В системный учет введена специальная синтетическая позиция, позволяющая контролировать выпуск из произ­водства готовой продукции и формирование издержек производства. Речь идет о счете 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” (ранее счет 37). Согласно инструкции по применению плана счетов, этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себесто­имости.

Следует сразу же оговориться, что применение счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” не является обязательным. Он используется “по желанию” или по мере необходимости. Основное условие включения его в схему синтетического учета — наличие и использование в практике нормативной себестоимости продукции (стандарт-кост, нормативный учет).

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по обычной схеме, рассмотренной выше. Однако в течение месяца фактически выпущенная и сданная на склад готовая продукция, оцененная по нормативной (плановой) себестои­мости, отражается по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” в корреспонденции со счетом 43 “Готовая продукция”. Сданные заказчикам работы и оказанные услуги регистри­руются по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и дебету счета 90 “Продажи”.

По окончании месяца выявившаяся на счетах 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции, сданных работ и оказанных услуг перечисляется с этих счетов в дебет счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”. В результате на счете 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” формируется информа­ция о выпущенной из производства продукции, сданных работах и оказанных услугах в двух оценках: по дебету — фактическая производствен­ная себестоимость, по кредиту — нор­мативная (плановая) себестоимость (рис. 9). На рис. 9: 1 и 3 — фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции; 2 — нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции.

На 1-е число месяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). Результатом такого сопоставления может быть экономия, т. е. превышение нормативной (плановой) себестоимос­ти над фактической, или перерасход, т. е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой). Сумма отклонения переносится со счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” на счет 90 “Продажи”: экономия сторнирует­ся по кредиту счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и дебету счета 90 “Продажи”, а перерасход списывается с кредита счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” в дебет счета 90 “Продажи” дополнительной записью.

Таким образом, ежемесячно счет 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет по счету 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” организуется, как правило, по видам выпускаемой продукции или по структурным подразделениям организации. В целях управления в конкретной организации могут потребоваться иные аспекты группировки информации на данном счете.

Сокращенная себестоимость

Следующий вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себе­стои­мости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли. Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем.

Условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, ма­териалы, топливо и энергию на технологические це­ли, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с обще­производственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 “Общепроизводст­вен­ные расходы”.

В отличие от условно-переменных, условно-посто­янные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйствен­ное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы”.

Прямые условно-переменные расходы собирают­ся в бухгалтерском учете на счетах 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производст­ва”. Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 “Общепроизводственные расходы”, а затем ежемесячно переносятся на счета 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производст­ва”. Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 “Общехозяйственные расходы”, а в части сбытовых расходов — на счете 44 “Расходы на продажу”. В организациях, имеющих незначитель­ный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 “Расходы на продажу” и организация учета этих затрат на счете 26 “Общехозяйственные расходы”.

Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 “Основное производство” в дебет счета 43 “Готовая продукция” или 90 “Прода­жи”.

Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 “Общехозяйственные расходы” и 44 “Расходы на продажу”, в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 “Продажи” и кредиту счетов 26 “Общехозяйственные расходы” и 44 “Расходы на продажу”.

Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета затрат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”. При этом записи в части учета условно-переменных расходов делаются по аналогии с описанными выше.

4. Калькулирование себистоимости ООО «Хлебокомбинат Белогорский»

В ООО «Хлебокомбинат Белогорский» работают три производственных цеха: кондитерский, хлебопечение и полуфабрикатов, где применяется метод учета фактических затрат и калькулирование фактической себестоимости с учетом норм.

На кондитерском цехе в соответствии со Сборником рецептур составляется калькуляция себестоимости одного вида изделия. Для примера взята булка нижегородская. Планируются издержки в соответствии с ее закладкой (10 кг муки), полная себестоимость изделия с учетом НДС, формируется оптово-отпускная цена, розничная цена, делается торговая надбавка (22%).

Далее бухгалтером составляется накопительная на расход сырья в кондитерском цехе за отчетный период, как основного сырья – муки, так и вспомогательных (дрожжи, соль, сахар, молоко и другие). В ней учитывается количество произведенной продукции и определяется сумма списанного сырья и материалов за месяц, в данном случае январь 2009 года.

Далее дается проводка на списания сырья на производство по нормам:

Дебет сч. 20 – 42149-57

Кредит сч. 10 – 42149-57

Аналитический учет по счету 20 ведется в книге формы К-39. В книге разносятся проводки по начислению сырья, заработной платы производственных рабочих, АУР, соответствующие отчисления, расходы на содержание помещений (электроэнергия, теплоэнергия, вода рассчитываются в соответствии с нормами). В форме К-39 собираются все расходы для выпуска булочных изделий, в том числе и булка нижегородская. Фактические затраты списываются на счет «Готовая продукция»:

Дебет сч. 43 – 65200-90

Кредит сч. 20 – 65200-90

На основании аналитического учета по счету 20 в потребительской кооперации составляется форма № 7 «Отчет о себестоимости товарной продукции в предприятиях промышленности и ее финансовых результатах».

Где показано формирование полной фактической себестоимости (65 тыс. рублей) и из чего она складывается (в данном случае: сырья, основных и вспомогательных материалов; топлива, энергии на техлогические цели; прочих прямых расходов; расходов по оплате труда), результат от реализации произведенной продукции по оптово-отпускным ценам, а также финансовый результат от реализации и отпуска (прибыль – 15 тыс. рублей).

5. Совершенствование управленческого учета

Выше изложенный метод учета затрат применяется в кондитерском цехе с 1997 года.

Однако для учета затрат и калькулирования себестоимости могут применяться и другие методы.

Например, калькулирование по последней операции (или «ENDPOINT-COSTING»), при которой учет затрат на производство не следует за движением продукта по стадиям его изготовления, а осуществляется на счете «Готовая продукция» или на счете «Продажи». Перспективы ее применения связаны с возможностями продвижения организации производства и управления в соответствии с подходом «точно в срок». Данная система появилась в Японии и на Западе и успешно применяется сейчас, она является продолжением системы «точно в срок». В калькуляции себестоимости продукции выделяются только 2 статьи: одна из них – «Прямые производственные затраты» (основные материалы), вторая – «Косвенные расходы» (записи отражаются на счете «Общепроизводственные расходы»). В ее состав включаются и расходы на оплату труда основных производственных рабочих.

Учетные записи осуществляются в 7 шагов. Рассмотрим их.

Шаг 1. Осуществляются записи покупок основных материалов за отчетный период. Допустим в апреле ООО «Хлебокомбинат Белогорский» приобрел основных материалов на сумму 55000 руб.:

Дебет сч. 22 «Материалы и производство» - 55000

Кредит сч. 60 «Поставщики» - 55000

В связи с тем, что в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия отсутствует счет «Материалы и производство», в условный рабочий план счетов вводим номер 22 для его обозначения.

Шаг 2. Ведутся записи по осуществлению общепроизводственных расходов. Допустим, они составили в январе 23000 руб.

Дебет сч. 25 «Общепроизводственные расходы» - 23000

Кредит счетов «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Разные дебиторы и кредиторы» и др. – 23000

Шаг 3. Определяется количество произведенной продукции. Допустим, в январе произведено 35000 булочек.

Шаг 4. Подсчитывается плановая или нормативная себестоимость единицы продукции. В нашем примере себестоимость одной булочки составила 1,85 руб. (основные материалы – 1,2 руб.; общепроизводственные расходы – 0,65 руб.).

Шаг 5. Отражается на счетах выпуск готовой продукции за отчетный период. В данном примере на сумму 64750 руб. (35000 ед. * 1,85 руб.).

Дебет сч. 43 «Готовая продукция» - 64750

Кредит счетов 22 «Материалы и производство» - 42000

25 «Общепроизводственные расходы» - 22750

Шаг 6. Отражается на счетах продажа готовой продукции за отчетный период. Допустим, что в январе продано 35000 булочек. На счет продаж будет списана их нормативная себестоимость (35000 * 1,85).

Дебет сч. 90 «Продажи» - 64750

Кредит сч. 43 «Готовая продукция» - 64750

Шаг 7. Отражается на счетах списание отклонений фактических общепроизводственных расходов от нормативных на счет «Продажи», в январе они составили 250 руб.

Дебет сч. 90 «Продажи» - 250

Кредит сч. 25 «Общепроизводственные расходы» - 250


Выбор варианта организации учета затрат и результатов должен определяться целями и задачами организации на данный момент. Решающее влияние на выбор варианта и обоснование учетной политики оказывают такие факторы как:

внешние условия функционирования организации;

форма собственности и организационно правовая форма;

размеры предприятия, объемы и виды деятельности;

стратегические цели и задачи фирмы;

степень компьютеризации финансово-хозяйственной работы;

уровень компетентности и образованности кадров.

Идеальных систем или методов, приемлемых на все случаи, не существует. У каждого метода (системы) – свои достоинства и недостатки. Главная задача – понять особенности систем и методов с тем, чтобы, сглаживая негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные, реализовать заложенные в них преимущества.

Заключение

На примере ООО «Хлебокомбинат Белогорский» рассмотрена организация калькулирования себестоимости продукции. Также рассмотрен альтернативный метод исчисления себестоимости (калькулирование по последней операции), при нем все протекающие на предприятии процессы снабжения, производства, продаж организованы таким образом, чтобы максимально снизить непроизводительные затраты, ликвидировать операции и процессы, не дающие дополнительных улучшений продукции или услуг. Тем не менее данный метод вряд ли будет применен на практике. В силу того, что производство в ООО «Хлебокомбинат Белогорский» мелкое, количество поставщиков, затраты на внутреннее перемещение материалов и готовой продукции и так оптимальны, уровень запасов и затраты на хранение уменьшены, цикл заказа сокращен, есть входной контроль качества и прочее. Таким образом достоинства данной системы уже применяются на практике.

Форма бухгалтерского учета в ООО «Хлебокомбинат Белогорский» – книжно-журнальная. Эта форма обладает рядом недостатков: многократные рабочие записи, увеличение объема учетной информации, увеличение трудоемкости процесса учетной работы.

Если современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельность организации, то для совершенствования управленческого учета можно порекомендовать переход к автоматизированной форме ведения учета (что в последнее время и делается), к тому же это позволит решить недостатки ручной формы ведения учета. Также машинно-ориентированная форма, при соответствующем программном обеспечении, позволит эффективно работать в информационной системе, то есть позволит ускорить процессы сбора, обработки, передачи и хранения информации, а это поможет при выработки и принятии управленческих решений, в производственном учете, выполнении таких функций управленческого учета как контроль и регулирование, планирование и координация будущего развития организации.

Список используемой литературы


Приказ Минфина РФ от 28.12.01 г. № 119н «Об утверждении Методический указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»

Бухгалтерский (управленческий) учет: учебное пособие / А.Н. Кизилов, М.Н. Карасева. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.

Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.А. Вахрушина. – 6-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007 .-570 с.

Волкова О.Н. Управленческий учет: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-ао Проспект, 2007 . – 472 с.

Воронова Е.Ю., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 248с.

Врублевский Н.Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 400 с.; ил.

Головизина А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб.пособие. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 184 с.

Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2006. – 618с.

Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 350 с.

Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – 5-е изд., изм. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 460с.

Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 368 с.

Кукукина И.Г. Управленческий учет: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006 . – 400 с.: ил.

Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.:ил.

Себестоимость: от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов / Ефремова Анна Алексеевна. – М.: Вершина, 2006. – 208с.

Управленческий учет: задачи и решения: Учебно-практическое пособие /Просветов. 2-е изд., доп. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. – 344 с.

Управленческий учет: системы, методы, процедуры / О.Д. Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 350 с.: ил.

Управленческий учет: учебник / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. – изд. 6-е. – М.: КомКнига, 2006. – 320 с.: ил.

Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 512 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.