Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты системы «директ-кост»………………………...4
2. Организация учета затрат по системе «директ-кост»…………………..10
3. «Директ-кост» и принятие управленческих решений…………..……...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22
Введение
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. При экономической самостоятельности промышленного предприятия уровень издержек на производство продукции является одним из основных оценочных показателей результативности его функционирования, характеризует степень использования производственных ресурсов, эффективность производственного процесса и системы управления в целом.
Себестоимость продукции, как денежное выражение суммы затрат, является ведущим критерием для определения ее цены, для оценки эффективности и разработки стратегии деятельности предприятия. Если себестоимость аналогичного товара конкурентов ниже, это значит, что работа на предприятии была организована нерационально. Но то, какие именно расходы и в какой мере учитываются в себестоимости, зависит от выбора метода ее учета и калькулирования руководством организации.
На современном этапе развития управленческого учета наиболее распространенными являются методы учета полных затрат и прямых издержек «директ-костинг».
Несмотря на то, что бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему «директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснования для принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.
Целью работы является рассмотрение, изучение и порядок отражения затрат и результатов деятельности “директ-коста”, и освещение с теоретической точки зрения вопросов, относящихся к проблеме.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели при выполнении курсовой работы заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие “директ-костинга” и его особенности.
- раскрыть порядок отражения затрат и результатов деятельности в системах простого и развитого “директ-коста”
- изложить применение “директ-кост” в управленческом учете
- выявить преимущества и недостатки “директ-костинга”.
Курсовая работа основывается на обзоре отечественной литературы, периодические издания, нормативные акты, законы.
1. Теоретические аспекты системы «директ-костинг».
Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета «директ-костинг», в основе которой лежит деление затрат на переменные (косвенные) и постоянные (прямые), исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
В 1936 году, развивая идеи своих предшественников (Дж. Кларка, Г.Гесса, О. Шмаленбаха), американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение — «директ-костинг», согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы.
Следует иметь в виду, что появление «директ-костинга» имело и чисто бухгалтерскую причину. Счетные работники в то время пришли к выводу, что все затраты следует разделить на относящиеся к данному отчетному периоду (реализуемые в нем) и связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода — завышенными.
Фактическое внедрение системы «директ-костинг» в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 году ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему.
Итак, система учета затрат «директ-костинг» представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции.
Основным понятием данной системы учета затрат является понятие маржинального дохода, который представляет собой доход, полученный предприятием после возмещения всех переменных затрат. Классификация затрат на переменные и постоянные - главный принцип операционного анализа, который представляет собой основной инструмент оперативного планирования на предприятии и служит поиску оптимальных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Анализ позволяет найти точку равновесия (точку безубыточности), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Продажи ниже точки безубыточности влекут для предприятия потери.
В системе учета «директ-костинг» определяющее значение имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на переменные и постоянные.
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от деловой активности организации.Сюда можно отнести такие затраты, как затраты на приобретение сырья и материалов, топлива, электроэнергии, тары, сдельной заработной платы и т.п. Если значение этого показателя увеличивается на 10%, то общие переменные затраты также увеличиваются на 10%. Однако переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными при изменении объема производства.
Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
К постоянным относят затраты, величина которых в абсолютной сумме в течение отчетного периода практически не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. Если даже продукция не выпускается, то экономический субъект несет определенные затраты, например арендная плата за землю, арендная плата за производственные помещения и оборудование, повременная заработная плата и т.п. Практика показывает, если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20%, то общие постоянные затраты остаются неизменными. Постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства.
В реальной жизни некоторые затраты носят двойственный характер, т.е. имеют одновременно переменные и постоянные компоненты.
Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами, или условно-переменными (условно-постоянными).
Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации.
Еще одна особенность системы «директ-костинг» состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатый принцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие показатели, как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный доход (МД = ВР - ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД - ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальный доход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистая прибыль предприятия без постоянных расходов. Данный подход усиливает контроль за формированием издержек обращения по местам возникновения затрат и по центрам ответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать более оперативные и эффективные управленческие решения.
«Директ-костинг» позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.
Критический объем производства (кол-во продукции) можно определить по формуле:
О = ПоЗ / (Ц - ПеЗ), где
О - критический объем выпуска,
ПоЗ - постоянные затраты в целом по предприятию,
Ц - продажная цена единицы продукции,
ПеЗ - переменные затраты на единицу продукции.
Например, цена изделия 3200 руб., переменные затраты 1200 руб., постоянные издержки за отчетный период 2 000 000 руб. Критический объем: [ 2 000 000 / (3200 - 1200) ] = 1 000 штук, т.е. при производстве и продаже 1000 штук изделий по цене 3200 руб. за 1цу, выручка покроет все производственные затраты, но прибыль будет равна нулю.
При использовании «директ-костинга» размер прибыли определяется уровнем переменных производственных затрат, ценами продажи, структурой выпускаемой продукции и величиной постоянных издержек производства. В результате такая учетная информация позволяет в оперативном порядке находить наиболее выгодные комбинации продажных цен и объема производства, быстро переориентировать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка. «Директ-костинг» дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затрат на изготовление).
Одним из важных преимуществ использования в учете системы «директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом, делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент.
Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений предприятия, товарных групп и сегментов рынка. Кроме того, использование системы «директ-костинг» при составлении внутренней управленческой отчетности дает возможность избежать излишней капитализации постоянных накладных расходов в периоды, когда спрос на производимую продукцию уменьшается и происходит накопление производственных запасов.
Существуют две модификации системы «директ-костинга»:
- простой «директ-костинг»;
- развитой «директ-костинг».
При простом «директ-костинге» к переменным затратам относят прямые
материальные затраты. Все остальные затраты считаются постоянными и
относятся суммарно на комплексные счета, а затем по итогам периода
исключаются из совокупного дохода (так называемого маржинального
дохода).
При развитом «директ-костинге» к условно-переменным затратам,
помимо прямых материальных, относятся также в некоторых случаях
переменные косвенные расходы и часть постоянных затрат, зависящих от
коэффициента использования производственных мощностей.
Итак, основные принципы использования системы
«директ-костинга» следующие:
- приоритет в планировании, учете, калькулировании, анализе и
контроле затрат параметров краткосрочной и среднесрочной перспективы
перед учетом и анализом результатов прошедших периодов;
- комплексность применения «директ-костинга» по отношению ко всем
затратам предприятия;
- непрерывность процессов планирования, учета и калькулирования
затрат, их анализа и контроля;
- системный характер использования «директ-костинга»,
предусматривающий создание вертикальной структуры управления затратами и системы мер по выживаемости предприятия;
- выделение во всех административно самостоятельных производствах
и структуре управления центров формирования затрат и центров
управления затратами.
Идеальных систем или идеальных методов в системе не бывает, у каждого метода свои достоинства и свои недостатки. Менеджеру необходимо понять особенности систем и методов, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные и тем самым реализовывать заложенные в них преимущества.
2. Организация учета затрат по системе «директ-кост».
Традиционно-калькуляционный вариант учета (полная себестоимость) предусматривает подразделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости продукции, работ, услуг. При этом варианте все прямые и косвенные расходы в конечном итоге отражаются на счете 20 «Основное производство». Прямые расходы списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. Расходы вспомогательных производств относятся на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», потери от брака — со счета 28 «Брак в производстве».
Суммы фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг переносятся с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 «Продажи».
Следует обратить внимание на то, что сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Как уже отмечалось выше, система учета затрат «директ-кост» предусматривает разделение затрат на переменные и постоянные (или на условно-переменные и условно-постоянные), подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем: переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 «Общепроизводственные расходы».
В отличие от переменных, постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Прямые переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». Косвенные переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы», а затем ежемесячно переносятся на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». Постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», а в части сбытовых расходов — на счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 «Расходы на продажу» и организация учета этих затрат на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 «Продажи».
Постоянные расходы, собранные на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу», в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счетов 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».
Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета затрат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». При этом записи в части учета условно-переменных расходов делаются аналогично описанными выше.
Организация учета по методу «директ-кост» должна основываться на следующих принципах.
1. Выделение и учет переменных затрат по объектам учета на отдельных счетах, субсчетах, аналитических счетах. Например, для учета неполной стоимости проданной продукции - субсчет 90-21 «Себестоимость (неполная) продаж продукции А»; для учета неполной стоимости произведенной продукции - субсчет 43-11 «Готовая продукция (неполная стоимость) типа А».
2. Учет и оценка незавершенного производства, готовой продукции по неполной стоимости.
3. Учет выручки (признание дохода) по объектам учета на отдельных субсчетах и аналитических счетах. Например, субсчет 90-11 «Выручка от продаж продукции А».
4. Выделение периодических затрат и отражение на отдельных счетах. Например, для учета периодических затрат - счет 26 «Общехозяйственные расходы»; периодических расходов, списанных на реализацию, - субсчет 90-5 «Расходы периода».
5. Выделение отдельного счета, субсчета, аналитического счета по счету 90 «Продажи» для учета маржи по объектам учета. Например, субсчет 90-81 «Сальдо доходов и неполной стоимости продукции А».
6. Выявление маржи по переменным расходам объектов учета как разницы между кредитовым оборотом по всем аналитическим счетам субсчета 90-1 «Выручка от продаж» и дебетовым оборотом всех аналитических счетов субсчета 90-2 «Себестоимость продаж».
7. Учет маржи по переменным расходам объектов учета на отдельном аналитическом счете субсчета 90-8 «Сальдо доходов и неполной стоимости» в корреспонденции с субсчетом 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
8. Выявление общего финансового результата по объектам учета как разницы между кредитовым оборотом субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» и дебетовым оборотом субсчета 90-5 «Расходы периода».
9. Учет общего финансового результата корреспонденцией субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» и счета 99 «Прибыли и убытки».
Ведение раздельного учета переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по каждому виду продукции дает возможность детально и качественно изучить зависимость между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом и прибылью. Такое ведение учета обеспечивает получение своевременной, существенной, полезной информации для принятия управленческих решений, связанных с планированием, контролем и регулированием производственной деятельности в зависимости от изменений условий рынка и других внешних факторов.
Затраты должны учитываться по полной себестоимости в условиях принятия долгосрочных управленческих решений, а учет затрат по ограниченной себестоимости наиболее эффективен при принятии оперативных управленческих решений по регулированию и контролю затрат, выпуска продукции и ее реализации, установлению нижних границ цен с учетом спроса и предложения на рынке, регулированию инфляционных процессов.
Учет затрат ограниченной себестоимости применим как в целом по организации, так и по структурным подразделениям. Он также эффективен во внутрихозяйственных расчетах при использовании внутрихозяйственных планово-учетных цен.
При внутрихозяйственном расчете с коллективными формами организации и оплаты труда (внутрихозяйственная аренда, подряд и др.) в случае использования метода «директ-костинг» затраты можно группировать по местам возникновения и центрам ответственности, бригадам, звеньям и т.д. в зависимости от детализации учета. При этом учет переменных затрат ведется по местам возникновения и центрам ответственности, а отклонения от этих затрат - еще и по виновникам отклонений. Учет постоянных затрат также осуществляется по центрам ответственности.
Методы калькулирования себестоимости влияют на форму финансовой отчетности.
В приведенной ниже таблице 1 представлен финансовый отчет при использовании только переменных затрат. В этом случае на первом этапе рассчитывается маржинальная прибыль как разница между выручкой от реализации и всеми переменными затратами, а на втором этапе вычитаются постоянные затраты и определяется операционная прибыль.
Таблица 1
Финансовый отчет по реализации семечковых плодов
ЗАО "Семечка" при использовании метода включения
переменных затрат ("директ-костинг"), 2007 г.
Показатель | Сумма, тыс. руб. |
Выручка от реализации продукции | 44 843 |
Производственная себестоимость реализованной продукции: условно-переменные затраты | 14 957 |
Маржинальный доход | 29 886 |
Постоянные затраты | 9 754 |
Коммерческие расходы | 6 421 |
Прибыль (убыток) от продаж | 13 711 |
Как было сказано ранее, переменные затраты по нормам и отклонениям от норм учитываются по причинам, виновникам и местам возникновения, а постоянные затраты - по центрам ответственности согласно нормам (сметам) и отклонениям от смет в разрезе мест возникновения, причин и виновников.
Для постоянных затрат организации, относящихся на долю структурного подразделения, но не зависящих от деятельности данного подразделения, отпадает необходимость составления трудоемких расчетов по исчислению себестоимости, связанных с распределением общехозяйственных расходов организации между объектами учета затрат и калькулирования. Эти затраты в бухгалтерском учете по организации в целом должны быть отнесены (списаны) за счет ее финансовых результатов.
3. «Директ-кост» и принятие управленческих решений
Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий. Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.
Рассмотрим на примере, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:
изделие «А» — 1 000 шт. по цене 35,00 руб.;
изделие «Б» — 1 200 шт. по цене 40,00 руб.;
изделие «В» — 1 500 шт. по цене 25,00 руб.
Переменные издержки на производство и сбыт изделия «А» составляют 21 000 руб., изделия «Б» — 36 000 руб., изделия «В» — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица 2).
Таблица 2
Затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия (руб.)
Изделие | Переменные затраты | Постоянные затраты | Полная себестоимость | Цена | Прибыль |
А | 21,0 | 7,9 | 28,9 | 35,0 | +6,1 |
Б | 30,0 | 11,3 | 41,3 | 40,0 | -1,3 |
В | 15,3 | 5,7 | 21,0 | 25,0 | +4,0 |
Как видно из данной таблицы, прибыль на единицу изделия «Б» является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.
В рассмотренном примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).
Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие «Б», убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.
В случае отказа от производства изделия «Б» выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия «Б» не повлияет на их величину.
Затраты предприятия без производства изделий «Б» составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.
Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от «убыточных» изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл. 3).
Таблица 3
Расчет маржинального дохода на единицу изделия (руб.)
Изделие | Средние переменные Затраты | Цена | Средняя величина маржинального дохода |
А | 21,0 | 35,0 | +14,0 |
Б | 30,0 | 40,0 | +10,0 |
В | 15,3 | 25,0 | +9,7 |
Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия «Б», предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 1 200 шт. изделия «Б» приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие «Б» необходимо сохранить в ассортименте.
Нельзя не отметить, что при анализе поведения прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль.
Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:
-определение нижней границы цены продукции или заказа;
-сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
-определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
-выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;
-определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.
Данный метод применяется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить. Широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии метод получил наименование "учет частичных затрат" или "учет суммы покрытия", в Великобритании его называют "учетом маржинальных затрат", во Франции - "маржинальная бухгалтерия" или "маржинальный учет".
Российские бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему "Директ-костинг" для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.
Преимущества системы «директ-костинг» заключаются в следующем:
- простота и объективность калькулирования частичной себестоимости;
-возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам;
-возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти на их выпуск;
- информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен;
- возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;
- принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.
Заключение
Основным условием применения системы «директ-костинг» является становление и развитие рыночных отношений. Повышение самостоятельности и ответственности предприятий, появление в окружающей предприятие деловой среде конкуренции и риска приводят к тому, что менеджерам предприятия необходимо самостоятельно принимать многие решения, учитывая спрос, конкуренцию и другие факторы. При этом меняются требования к учету и прежде всего в направлении повышения его оперативности и аналитичности.
Система учета затрат «директ-костинг» предоставляет широкие возможности для проведения анализа и принятия на его основе различных управленческих решений. В качестве наиболее важных ее аналитических возможностей можно выделить:
- планирование объемов деятельности с оптимизацией ассортимента выпускаемой продукции, в том числе при наличии ограничивающего фактора;
- ценообразование;
- анализ эффективности закупки комплектующих и альтернативного использования ресурсов, оценки последствий ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);
- выбор варианта капитальных вложений (инвестиций);
- оценка эффективности деятельности подразделений предприятия (центров ответственности);
- оценка эффективности организации собственного производства или приобретения полуфабрикатов.
Система «директ-костинг» имеет как недостатки, так и преимущества по сравнению с системой полного учета и распределения затрат. Выбор одной из них зависит прежде всего от практической пользы применения той или иной системы.
Преимущества системы «директ-костинг» заключаются в следующем:
- простота и объективность калькулирования частичной себестоимости;
-возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам;
-возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти на их выпуск;
- информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен;
- возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;
- принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.
Но также система «директ-костинг» имеет следующие недостатки:
- трудности в разделении затрат на постоянные и переменные;
- большинству компаний требуется информация о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане нужно обеспечивать покрытие всех издержек предприятия;
-наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности.
Таким образом, возможности, преимущества и незначительное количество недостатков системы учета затрат «директ-костинг» говорят о перспективном укреплении её позиций в практике отечественного управленческого учета.
Список использованной литературы
1. Адамов Н., Особенности системы управленческого учета «директ-костинг». Финансовая газета. Региональный выпуск, №26, 2007
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебн. Пособие для вузов по экон. спец. – М.: Финстатинформ: МЦУПЛ, 2000.
3. Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод. Аудиторские ведомости, №12, 2007
4. Горелова М.Ю. Управленческий учет. Методы калькулирования себестоимости. Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2006
5. Ерижев М.К. Сравнительный анализ основных подходов к управлению затратами современной компании. Финансовые и бухгалтерские консультации, №10, 2007
6. Ермакова Н.А., Организация учета в системе «директ-костинг». Современный бухучет, №6, 2004
7. Ермакова Н.А., Учет затрат и результатов при методе развитого «директ-костинга», Современный бухучет, № 1, 2004
8. Земсков В.В., Статистический анализ прибыли. Аудиторские ведомости, №1, 2006
9. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Экономист, 2003
10. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А., Организация управленческого учета по системе «директ-костинг».
11. Колесников С.И., Из истории становления и развития управленческого учета в торговле. Все для бухгалтера, №4, 2008
12. Кравчук О.А., Влияние методов учета затрат на составление финансовой отчетности. Все для бухгалтера, №16, 2007
13. МакароваЛ.М.««Многословная» себестоимость: как выбрать метод беседы»
14. Мельникова Л.А., Веселкина Н.А., Теоретические аспекты учета расходов и калькулирования себестоимости продукции. Современный бухучет, №4, 2008
15. Николаева С.А. Управленческий учет.Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002
16. Палий В.Ф. Счета управленческого учета. Бухгалтерский учет, №7, 2001
17. Платонова Н. Формирование себестоимости в системах учета затрат. Финансовая газета, №41, №42, 2005
18. Улина Г. Становление и развитие управленческого учета . Финансовый бизнес, №5, 2000
19. Юдина Л.Н. Управленческая отчетность организации. Экономический анализ: теория и практика, №15, 2007
20. Юдина Л.Н. Управленческий учет и контроллинг. Финансовый менеджмент, №1, 2005
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Жанр виртуальной конференции |
Реферат | Летние олимпийские игры |
Реферат | Анатолий Михайлович и Михаил Иванович |
Реферат | Языки СССР |
Реферат | Риски в коммерции |
Реферат | Ринок як регулятор економічного розвитку держави |
Реферат | Гражданская война в Испании |
Реферат | Риск в предпринимательстве |
Реферат | Фальцевальное оборудование |
Реферат | Классификация и филогения |
Реферат | Ринок цінних паперів і фондова біржа |
Реферат | Методология Й Хейзинги |
Реферат | Ленд-лиз 2 |
Реферат | Аналіз методів автоматизації обробки облікової інформації |
Реферат | Обязанности и права родителей по воспитанию детей, в том числе приемных |