Содержание
Введение стр.3
Глава 1:
§ 1.1 Понятие продукции, товаров, работ, услуг и их оценка стр.5
§ 1.2 Методы учета реализации продукции, товаров, работ и услуг стр.9
§ 1.3 Документальное оформление реализации продукции, товаров,
работ и услуг стр.12
§ 1.4 Синтетический учет реализации продукции, товаров,
работ и услуг стр. 15
§ 1.5 Учет расходов на реализацию продукции, товаров, работ и услуг стр. 18
Заключение стр.23
Список литературы стр.25
Глава 2
Практическая часть стр.26
Введение
Продажа изготовленной продукции представляет собой важнейший показатель деятельности производственной организации. Ведь именно продажей продукции завершается оборот средств, затраченных на ее изготовление. В результате продажи продукции организация - изготовитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.
Тема курсовой работы является актуальной в современном мире, так как производство и продажа товаров и услуг в целом необходима для удовлетворения тех или иных потребностей населения, для обеспечения спроса населения высококачественной продукцией. А, следовательно, необходим и качественный учет продажи продукции в каждой организации, подразделениях и т.д.
Учет продаж продукции, работ, услуг достаточно сложен и имеет много нюансов, поэтому необходимо определить цели и задачи, которые следует рассмотреть в курсовой работе:
Целью данной работы является углубление, закрепление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции, а также применение этих знаний для практического использования.
Основные задачи работы:
1.Ознакомиться с основными нормативными документами, первичными документами и формами по продукции (работам, услугам), ее оценки, приведение типовых проводок;
2. Провести учет готовой продукции, товаров, работ и услуг;
3. Проанализировать методы учета продаж продукции;
4. Привести синтетический и аналитический учет продаж продукции (работ, услуг);
5. Рассмотреть, как влияет договорная политика на процесс продаж;
6. Привести учет расходов на продажу;
7. Предложить пути совершенствования учета и документирования продаж продукции.
Глава 1
1.1
Понятие продукции, товаров, работ, услуг и их оценка
В продукцию входят несколько составляющих: готовая продукция, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также товары, которые отгружены покупателям и заказчикам.
Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция
, она составляет основную часть продукции предприятия.
В Методических указаниях по учету МПЗ, готовая продукция
определена как часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.
Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Изделия, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки. Продукция, подлежащая сдаче заказчику на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается.
Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных единицах (условно-натуральные используют для получения обобщенных данных об однородной продукции).
Для учета готовой продукции используют счета 40 и 43
- эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении продукции.
Оценка готовой продукции осуществляется по:
1. Фактической производственной себестоимости – представляет собой сумму всех затрат на ее изготовление.
2. Плановой (нормативной) себестоимости – учитывают отклонения фактической себестоимости продукции за отчетный период от плановой.
3. Неполной себестоимости - исчисляют по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов.
4. Рыночным ценам и тарифам (без налога на добавленную стоимость и налога с продажи).
5. Договорным ценам и другим видам цен.
Реализация готовой продукции отражается на счете 90
- он предназначен для выявления конечного финансового результат деятельности организации за отчетный период. Реализация организуется с помощью бухучета, который охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности организации как внутри, так и во взаимоотношениях с другими юридическими и физическими лицами.
Отгруженной продукцией
являются отгруженные в адрес покупателя, но еще не оплаченные готовые изделия. Для ее учета используется счет 45 «Товары отгруженные». Стоимость отгруженной продукции по фактической или нормативной (плановой) себестоимости отражается по счету 43 «Готовая продукция». Отгрузка готовой продукции отражается по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 43 «Готовая продукция».
Если договором предусмотрен порядок перехода права собственности, после оплаты на счетах бухгалтерского учета операции отражаются следующим образом:
- отгрузка продукции покупателю отражается по дебету счета
45 «Товары отгруженные» и по кредиту счета
43 «Готовая продукция»;
- факт оплаты отгруженной продукции отражается по дебету счета
51 «Расчетный счет» и по кредиту счета
90/1 «Выручка»;
- списание стоимости отгруженной продукции отражается по дебету счета
90/2 «Себестоимость продаж» и по кредиту счета
45 «Товары отгруженные».
Работы и услуги –
это стоимость различных работ (проектных, по ремонту техники и т.п.) и услуг (консультационных, транспортных и т.д.), выполненных и оказанных сторонним организациям и лицам, а также работникам организации на условиях оплаты.
Сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической или плановой себестоимости, включающей затраты, связанные с реализацией, возмещаемые договорной ценой.
Товары
- часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.
Порядок оценки товаров определен ПБУ (Положение по бухгалтерскому отчету) 5/01 «Учет материально- производственных запасов». В соответствие с данным ПБУ, товары принимаются на учет по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарения или безвозмездно – их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами – стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в состав расходов на продажу.
Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
В соответствие с пунктом 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», отпускаемые в продажу или выбывающие товары, оцениваются следующими способами:
1. По себестоимости каждой единицы;
2. По средней себестоимости;
3. По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) .
1.Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы и т.п.) , или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
2.Оценка материально- производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.
3.Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
1.2
Методы реализации продукции, товаров, работ и услуг
Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или в порядке свободной продажи непосредственно населению по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в регионе в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичной продукции, а при отсутствии ее – в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Реализация осуществляется на основе составления разных договоров, таких как договор мены, договор комиссии и др.
Рассмотрим реализацию продукции, товаров, работ и услуг на основе договора мены.
В соответствии с действующим законодательством при договоре мены, каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. При этом полностью соблюдаются правила договора купли-продажи, когда одна из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, а другая - покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Права собственности на обмениваемые товары переходят к организациям, участвующим в обмене, одновременно после исполнения обязательств. Соответственно и выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражается в бухгалтерском одновременно.
Рассмотрим реализацию товаров и продукции на основе договоров комиссии.
Особенностью договора комиссии является то, что при отпуске продукции посреднику (комиссионеру) право собственности к нему не переходит, поэтому продукция и другие товары, переданных на комиссию, учитываются организацией в составе собственных активов. Поскольку товар реализуется не собственником (комитентом), а комиссионером, основанием для отражения в бухгалтерском учете его реализации является отчет комиссионера об отгрузке товаров покупателю. Договор комиссии может предусматривать или не предусматривать участие комиссионера в расчетах.; если он не участвует в расчетах, то комитент производит расчеты с конечными покупателями самостоятельно, а на счет комиссионера поступает только его комиссионное вознаграждение; если же комиссионер участвует в расчетах, то комитент производит расчеты только с ним, комиссионер самостоятельно рассчитывается с конечными покупателями.
В соответствии с этими взаимоотношениями, осуществляется бухгалтерский учет реализации продукции на комиссионных началах. Принятые для продажи товары отражаются у комиссионера на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию». При реализации сумма, подлежащая оплате покупателями, с учетом НДС отражается комиссионером на дату отпуска (отгрузки) продукции покупателям по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Причитающаяся комиссионеру сумма вознаграждений учитывается им по кредиту счета №90 «Продажи» в корреспонденции со счетом 98 «Расчеты с бюджетом». НДС в части задолженности комитенту за продукцию, оплаченную покупателем, отражается по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 68. После погашения задолженности перед основным поставщиком, начисленный НДС списывается обратной проводкой.
Комитент учитывает продукцию, переданную на комиссию, на счете 45 «Товары, отгруженные» в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция» и 41 «Товары». Выручка от реализации продукции, включающая НДС , отражается в учете по мере поступления извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю, при этом стоимость реализованной продукции списывается в дебет счета 90 с кредита счета 45, а выручка от реализации отражается по дебету счета 62 и кредиту счета 90.
Выручкой от реализации у комитента является вся сумма, поступившая от покупателя комиссионеру по договору комиссии, независимо от того, в каком виде установлено комиссионное вознаграждение: твердой суммы, процентов от сделки или торговой наценки. Оплата услуг комиссионера учитывается в составе расходов на продажу комитента.
Таким образом, учет реализации продукции зависит от вида договора, но кроме этого, организации необходимо определить рыночную цену, по которой будет реализовываться продукция.
Для определения рыночной цены организация может воспользоваться одним из следующих методов:
1.Затратный метод
. Рыночная цена на соответствующий вид продукции формируется как сумма произведенных затрат и наценки. Суммы произведенных затрат определяются исходя из сложившейся практики учета отдельных видов затрат на производство конкретных наименований продукции. Наценка устанавливается для получения прибыли в пределе, обеспечивающем разумную и обычную для соответствующего сегмента рынка цену.
2.Метод цены последующей продажи
. Он предполагает исчисление рыночной цены продукции путем исключения разумных затрат при ее приобретении из цены последующей продажи (перепродажи) с учетом наценки. Тем самым признается, что рыночная цена на данном сегменте рынка формируется под влиянием спроса и предложения.
Исходя из финансового положения, на соответствующем рынке товаров, организация, для исчисления налогооблагаемой базы, может применять по операциям продажи один из следующих вариантов формирования выручки:
- по мере оплаты продукции, товаров, работ и услуг;
- по дате отгрузки;
-учет по отгрузке, а для целей налогообложения - по мере оплаты.
1.3
Документальное оформление реализации готовой продукции и товаров,
Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.
Отпуск продукции, товаров покупателям оформляется накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».
В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.
Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).
Методическими рекомендациями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции:
Накладные формы М-15 выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным. Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр передается кладовщику (или другому материально-ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счет-фактуры
, третий и четвертый - передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.
При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает накладные по описи в бухгалтерию, где на их основе делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.
Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.
В последнее время многие организации применяют безкарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируются.
Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатывают справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости.
Данные платежных документов по отгруженной продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг),
форма №16 или №16а. В ведомости указывают дату и номер платежного документа, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость формы №16 используют при определении выручки по отгрузке, а №16а - при определении выручки по оплате.
Отгрузка продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продаж через розничную торговлю.
Если сроки поставки не установлены договором или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать поставки в любое время. Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю - день сдачи этих документов транспортным организациям. В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя.
Франко-станция назначения означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции.
Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только по отгрузке готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель.
При отгрузке товаров обычно заполняется товарная накладная формы № ТОРГ-12
в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика и является основанием для списания товаров, а второй - передается покупателю.
1.4
Синтетический учет реализации продукции, товаров, работ и услуг
Организации получают основную часть прибыли от реализации продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Прибыль от реализации определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством РФ, и затратами на ее производство и продажу.
Финансовый результат от реализации продукции определяют по счету №90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации доходах и расходах, связанных с видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
К счету №90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:
· 1 «Выручка»;
· 2 «Себестоимость продаж»;
· 3 «Налог на добавленную стоимость»;
· 4 «Акцизы»;
· 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг отражается по кредиту субсчета 1 «Выручка» счета №90 «Продажи» и дебету счета №62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ и услуг списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» в дебет субсчета 2 «Себестоимость продаж» счета 90 «Продажи».
Начисленные по проданной продукции ( товарам, работам, услугам) суммы НДС и акцизов отражают по дебету субсчетов 3 «Налог на добавленную стоимость» и 4 «Акцизы» счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Организации- плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 5 «экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный период.
Записи по субсчетам1-5 счета 90 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 2-5 и кредитового оборота субсчета 1 счета 90 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно списывают заключительными проводками со счета 90 на счет 99 «Прибыль и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года, все субсчета, открытые к счету 90, кроме 9, закрываются внутренними записями на счет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
Порядок синтетического учета реализации продукции зависит от выбранного метода учета продажи продукции. Организациям разрешается определять выручку от продажи продукции для целей налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, либо по моменту отгрузки продукции и предъявлении платежных документов заказчику или транспортной организации.
В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию покупателю). Именно поэтому при использовании обоих методов продажи для целей налогообложения отгруженная продукция, выполненная работа, оказанная услуга по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 43 «Готовая продукция».
С суммы выручки организации исчисляют НДС и акцизный налог (По установленному перечню товаров).
При методе продажи «по отгрузке» сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этой проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая потом погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счета 68 и кредит счетов денежных средств).
При методе продажи « по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции по дебету счета 90 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступившие платежи за проданную продукцию отражают по дебету счета 51 «Расчетный счет» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После поступления платежей организации, применяющие метод продажи «по оплате», отражают задолженности по НДС перед бюджетом:
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Таким образом, разница в методах продажи продукции для целей налогообложения заключается в следующем: при методе продажи «по отгрузке» задолженность перед бюджетом по НДС оформляется сразу одной проводкой : дебет счета 90, кредит счета 68; при продаже «по оплате» по НДС составляют 2 проводки :
1) дебет счета 90, кредит счета 76 (отражена сумма НДС по проданной продукции);
2) дебет счета 76, кредит счета 68 (отражена задолженность по НДС перед бюджетом).
1.5 Учет расходов на продажу
Продажа продукции связана с затратами организации - поставщика по отгрузке и реализации продукции. К расходам на продажу относятся расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.
Расходы на продажу продукции в бухгалтерском учете группируются по статьям аналитического учета.
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, расходы на продажу могут включать следующие затраты:
- на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
- по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобиль и другие транспортные средства;
- комиссионные сборы и отчисления, уплаченные сбытовым и другим посредническим организациям, в соответствие с договорами;
- по содержанию помещений для хранения продукции и местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
- на рекламу, включающие расходы на объявление в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты; прочие расходы по сбыту (по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
- на представительские расходы;
Рассмотрим состав и учет этих расходов по каждой статье.
Расходы на тару и упаковку
изделий на складах, готовой продукции состоит из расходов на собственно тару или тарные материалы, заработную плату рабочих, занятых упаковкой на складах, с отчислениями на социальное страхование и соответствующей части расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховых расходов; оплаты услуг сторонним организациям по затариванию и упаковке изделий; стоимости услуг своих вспомогательных цехов, связанных с изготовлением тары и упаковкой. В тех случаях, когда затаривание продукции в соответствии с технологией ее изготовления осуществляется в основных цехах, до сдачи ее на склад, стоимость тары и расходы на операции упаковки включаются в производственную себестоимость продукции по соответствующим статьям калькуляции. Такой порядок принят, например, в обувной промышленности, где стоимость картонных коробок и укладка обуви в них относятся к затратам, включаемым в производственную себестоимость.
Расходы на транспортировку
продукции включают: стоимость доставки продукции на станцию или пристань отправления, погрузки в вагоны и на суда, расходы на крапление изделий на железнодорожных платформах и в вагонах, оплату услуг транспортно-экспедиционных контор. Стоимость перевозок продукции отражается на счетах 23 «Вспомогательные производства», если транспортировка выполнена транспортом своей организации, и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», если услуги оказаны сторонней организацией, на эти расходы составляют бухгалтерские записи:
Д-т 44 «Расходы на продажу»
К-т23 «Вспомогательные производства»
, К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Комиссионные сборы
связаны с тем, что отдельные организации продают свою продукцию не самостоятельно, а через другие посреднические, снабженческо-сбытовые организация. В составе комиссионных сборов учитываются также отчисления тем организациям, которые продают продукцию на комиссионных началах в соответствии с установленными нормами и договорами. По статье «Комиссионные сборы» показывается оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор, банков по осуществлению торгово-комиссионных и других аналогичных операций.
Расходы на рекламу.
Согласно п.4 ст.264, к расходам организации на рекламу в целях
гл.25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой
информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая
изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на
оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных
залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные выше расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии
соответственно подтверждающих данные расходы документов. Расходы
налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых
победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых
рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им
в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения
признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой
в соответствии со ст.249 НК РФ.
Все перечисленные выше расходы по продаже продукции учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», по дебету которогоотражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете, а по кредиту - их списание на проданную продукцию. По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:
Счета 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары;
Счета 23 «Вспомогательное производство» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;
Счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
Счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.
По истечении каждого месяца расходы на продажу списываются на себестоимость проданной продукции. Списание расходов на продажу оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 90 «Продажи» / субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 44 «Расходы на продажу».
После списания расходов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» формируется полная себестоимость проданной продукции.
Если продажа продукции учитывается по мере оплаты расчетных документов, то расходы на продажу списываются следующим образом:
Д-т счета 45 «Товары отгруженные» К-т счета 44 «расходы на продажу»
.
Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией.
Заключение
Таким образом, важнейшим экономическим показателем работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия является объем реализации, в который включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.
Процесс продажи продукции, работ, услуг представляет собой завершающую стадию кругооборота средств любого предприятия (организации), обеспечивающий возмещение израсходованных средств производства, получение прибыли и создание фондов накопления. Объем продаж характеризует степень участия организаций в процессе воспроизводства в масштабах народного хозяйства и удовлетворении определенных общественных потребностей. Своевременное отражение операций по продаже на счетах необходимо для правильного выявления финансового результата от продажи продукции. Вот почему учет операций по продаже продукции, работ, услуг - важнейший участок работы бухгалтерии.
В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации. По результатам реализации продукции предприятие определяет насколько рентабельно оно работало, определяет прибыль от реализации. В ходе процесса продаж у предприятия возникают неизбежные дополнительные к издержкам производства расходы, которое предприятие несет за свой счет. Эти расходы связаны с сортировкой продукции, ее упаковкой, транспортировкой до места назначения, обусловленного договором. Такие расходы называются коммерческими или расходами на продажу. При этом большое значение при реализации продукции (работ, услуг) придается договорам. В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции по договорам-поставкам, договорам мены и договорам комиссии - важнейшим экономическим показателям работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. Сделки по продаже продукции (работ, услуг) осуществляются организациями в соответствие с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ.
Говоря о совершенствовании учета продажи продукции, материально-производственных запасов (товаров), а также учета в целом необходимо провести ряд мероприятий и создать центры финансовой ответственности, которые бы осуществляли контроль за сохранностью и движением материально-производственных запасов (товаров), пересмотреть документирование учета, а также провести пересмотр некоторых нормативных документов. Для увеличения продаж продукции предприятиям и организациям следует расширить рекламную деятельность, а чтобы повысить доход от реализации продукции (работ, услуг) предприятию необходимо повысить производительность труда, улучшить состояние материально-технической базы, сократить расходы, связанные с реализацией продукции.
Список литературы
1. Л.А. Чайковская. Бухгалтерский учет и налогообложение: учебное пособие, изд-во «Экзамен», - М: 2004.
2. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет и финансовый анализ для менеджеров, изд-во «Дело», - М: 2004.
3. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие, изд-во - ИКЦ «Март», - М: 2001.
4. Н.Н. Карзаева, Т.А. Бельтова // Товары и расходы на продажу.// Бухгалтерский учет, - №24, 2003.
5. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ с изменениями от 24.12. 2010г.№86н)
7. Положение ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (Утверждение Министерства РФ от25.10.2010 №132н).
8. «О нормировании рекламных расходов» (Письмо Минфина РФ от 15.01.02. №4-02-06/2/3).
9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Утвержденное приказом Министерства России от 6.05.1999 г. №33н, с изменениями от 08.11.10 №144н).
10. Гончаров К.И. Бухгалтерские проводки, - М.: «Феникс», 2001.
Глава 2. Практическая часть
Корреспонденция счетов.
№ | Содержание хоз.операций | Дебет | Кредит | Сумма |
1 | Поступили в кассу деньги от покупателя ООО "Заря". | 50 | 62 | 75469 |
2 | Принят к оплате счет за электроэнергию - на нужды цеха | 26 | 60 | 3752 6968 1929 |
3 | Выданы под отчет водителю деньги на покупку запчастей | 71 | 50 | 5360 |
4 | Выданы под отчет бухгалтеру деньги на оплату счетов за электроэнергию | 71 | 50 | 12649 |
5 | Приобретены водителем запчасти в магазине автозапчастей (без НДС) - НДС | 26 19 | 71 71 | 4355 738 |
6 | Сдан в кассу остаток подотчетной суммы водителем | 50 | 71 | 221 |
7 | Отгружена готовая продукция ООО "Заря" -в т.ч. НДС | 62 90 | 90 68 | 219737 33519 |
8 | Списывается себестоимость отгруженной продукции по фактической себестоимости | 90 | 43 | 122422 |
9 | Начислена материальная помощь сотруднице Никоновой Н.Н. предприятия (льготы не предусмотрены) Удержан НДФЛ Выдана из кассы материальная помощь | 91 70 70 | 70 68 50 | 6700 871 5829 |
10 | Оплачены бухгалтером счета за электроэнергию | 60 | 71 | 12649 |
11 | Начислена амортизация ОС: -здание предприятия -грузовой автомобиль Итого по общехозяйственным ОС: -тестомесильная машина -шкаф выпечной -разделочный шкаф - разделочная машина Итого по общепроизводственным ОС: | 26 26 26 25 25 25 25 25 | 02 02 02 02 02 02 02 02 | 6700 7816 14516 3363 2530 2279 1825 9997 |
12 | Поступили на склад материалы от поставщика ООО "Март" ( без НДС) - НДС | 10 19 | 60 60 | 18760 3376 |
13 | Принят к оплате счет от ОАО "Стиль" за ремонт офиса предприятия (без НДС) -НДС | 26 19 | 60 60 | 12958 2332 |
14 | Акцептован счет-фактура №17 ООО"Реал" за поставку станка М-155: -Стоимость станка (без НДС) -НДС | 08 19 | 60 60 | 85169 15330 |
15 | Перечислено с р/с поставщику ООО"Реал" по счет-фактуре №17 | 60 | 51 | 100499 |
16 | Начислено ООО"Профи" за настройку станка М-115(без НДС) -НДС | 08 19 | 60 60 | 2680 482 |
17 | Оборудование введено в эксплуатацию | 01 | 08 | 87849 |
18 | Поступили на склад материалы от ООО "Фронда" ( без НДС): -НДС | 10 19 | 60 60 | 62457 11242 |
19 | Отпущены со склада в основное производство материалы | 20 | 10 | 192180 |
20 | Перечислено с р/с : ООО"Март" ( в т.ч. НДС) -сумма -НДС ООО"Фронда" (в т.ч. НДС) -сумма -НДС ООО"Профи" (в т.ч. НДС) -сумма -НДС ООО"Стиль" ( в т.ч. НДС) -сумма -НДС | |||
21 | Начислена заработная плата работникам: 1) в службе правления 2) основного производства | 26 20 | 70 70 | 110952 40602 |
22 | Из заработной платы удержан НДФЛ 13% | 70 | 68 | 19702 |
23 | Отражены отчисления на заработную плату : а) управленческого персонала -в ПФ (20%) - в ФСС ( 2,9%) - в ФМС (3,1%) б) основных рабочих - в ПФ (20%) -в ФСС (2,9%) -в ФМС (3,1%) | |||
24 | Перечислено: -НДФЛ - в ПФ -в ФСС - в ФМС | 19702 30310 4395 4698 | ||
25 | Произведены удержания алиментов | 70 | 76 | 9487 |
26 | Переведены денежные средства по оплате труда на спец.счета | 57 | 51 | 122364 |
27 | Переведены денежные средства по оплате труда на лицевые счета сотрудников | 70 | 57 | 122364 |
28 | Закрывается счет общецеховых расходов | 20 | 25 | 16965 |
29 | Закрывается счет общехозяйственных расходов | 20 | 26 | 175379 |
30 | Из кассы перечислены деньги на р/с | 51 | 50 | 67000 |
31 | Зачтен уплаченный НДС при расчетах с бюджетом | 68 | 19 | 35474 |
32 | На склад поступила готовая продукция по фактической себестоимости | 43 | 20 | 245890 |
33 | Отгружена готовая продукция ООО"Мираж" ( без НДС) -НДС | 62 90 | 90 68 | 654767 99879 |
34 | Списывается себестоимость отгруженной продукции по фактическо йцене | 90 | 43 | 361800 |
35 | Выявлен финансовый результат (прибыль) от реализации продукции | 90 | 99 | 256884 |
36 | Закрывается счет прочих доходов и расходов | 99 | 91 | 6700 |
37 | Списывается прибыль (убыток) | 99 | 84 | 250184 |
50 | |
Д | К |
Сн. = 24000 | |
1) 75 469 | 3)5360 |
6) 221 | 4) 12 649 |
9) 5 829 | |
30) 67 000 | |
75 690 | 90 838 |
Ск. = 8852 |
62 | |
Д | К |
Сн. =120 730 | |
7) 219 737 | 1) 75 469 |
33) 654 767 | |
874 504 | 75 469 |
Ск. = 919 765 |
26 | |
Д | К |
2) 3 752 | 29) 175 379 |
5) 4 355 | |
11) 14 516 | |
13) 12 958 | |
21) 110 952 | |
23) 22 190 | |
3 217 | |
3439 | |
175 379 | 175 379 |
19 | |
Д | К |
Сн. = 7 600 | |
2) 1 929 | 31) 35 474 |
5) 783 | |
12) 3 376 | |
13) 2 332 | |
14) 15 330 | |
16) 482 | |
18) 11 242 | |
35 474 | 35 474 |
Ск. = 7 600 |
08 | |
Д | К |
14) 85 169 | 17) 87 849 |
16) 2 680 | |
87 849 | 87 849 |
51 | |
Д | К |
Сн. = 390 000 | |
30) 67 000 | 15) 100 4999 |
20) 22 136 | |
73 699 | |
3 162 | |
15 290 | |
24) 19 702 | |
30 310 | |
4 395 | |
4 698 | |
26) 122 364 | |
67 000 | 396 255 |
Ск. = 60 745 |
25 | |
Д | К |
2) 6 968 | 28)16 965 |
11) 9 997 | |
16 965 | 16 965 |
57 | |
Д | К |
26) 122 364 | 27) 122 364 |
122 364 | 122 364 |
60 | |
Д | К |
Сн. = 111 130 | |
10) 12 649 | 2) 3 752 |
15) 100 499 | 6 968 |
20) 22 136 | 1 929 |
73 699 | 12) 18 760 |
3 162 | 3 376 |
15 290 | 13) 12 958 |
2 332 | |
14) 85 169 | |
15 330 | |
16) 2 680 | |
482 | |
18) 62 457 | |
11 242 | |
227 435 | 227 435 |
Ск. = 111 130 |
71 | |
Д | К |
Сн. = 17 600 | |
3) 5 360 | 5)4 355 |
4) 12 649 | 783 |
6) 221 | |
10) 12 649 | |
18 009 | 18 008 |
Ск. = 17 601 |
90 | |
Д | К |
7) 33 519 | 7) 219 737 |
8) 122 422 | 33) 654 767 |
33) 99 879 | |
34) 361 800 | |
35) 256 | |
884 | |
874 504 | 874 504 |
10 | |
Д | К |
Сн. = 243 560 | |
12) 18 760 | 19) 192 180 |
18) 62 457 | |
81 217 | 192 180 |
Ск. = 132 597 |
68 | |
Д | К |
Сн. = 32 438 | |
24) 19 702 | 7) 33 519 |
31) 35 474 | 9) 871 |
22) 19 702 | |
33) 99 879 | |
55 176 | 153 971 |
Ск. = 131 233 |
43 | |
Д | К |
Сн. =181 360 | |
32) 245 890 | 8) 122 422 |
34) 361 800 | |
245 890 | 484 222 |
Ск. = -56 972 |
01 | |
Д | К |
Сн. = 931 339 | |
17) 87 849 | |
87 849 | 0 |
Ск. = 1 019 188 |
70 | |
Д | К |
9) 871 | 9) 6 700 |
5 829 | 21) 110 952 |
22) 19 702 | 40 602 |
25) 9 487 | |
27) 122 364 | |
158 253 | 158 254 |
Ск. = 1 |
91 | |
Д | К |
9) 6 700 | 36) 6 700 |
6 700 | 6 700 |
20 | |
Д | К |
Сн. = 87 000 | |
19) 192 180 | 32) 245 890 |
21) 40 602 | |
23) 8 120 | |
1 177 | |
1 258 | |
28) 16 965 | |
29) 175 379 | |
435 681 | 245 890 |
Ск. = 276 791 |
02 | |
Д | К |
Сн. = 508 303 | |
11) 14 516 | |
9 997 | |
0 | 24 513 |
Ск. = 532 816 |
69 | |
Д | К |
Сн. = 17 564 | |
24) 30 310 | 23) 22 190 |
4 395 | 3 217 |
4 698 | 3 439 |
8 120 | |
1 177 | |
1 258 | |
39 403 | 39 401 |
Ск. = 17 562 |
76 | |
Д | К |
Сн. = 80 307 | |
25) 9 487 | |
0 | 9 487 |
Ск. = 89 794 |
99 | |
Д | К |
36 ) 6 700 | 35) 256 884 |
37) 250 184 | |
256 884 | 256 884 |
84 | |
Д | К |
Сн. = 248 509 | |
37) 250 184 | |
0 | 250 184 |
Ск. =488 693 |
Оборотно - сальдовая ведомос ть
№ | Сальдо начальное | Обороты | Сальдо конечное | |||
Д | К | Д | К | Д | К | |
01 | 931 339 | 87 849 | 0 | 1 019 188 | ||
02 | 508 303 | 0 | 24 513 | 532 816 | ||
08 | 87 849 | 87 849 | ||||
10 | 243 560 | 81 217 | 192 180 | 132 597 | ||
19 | 7 600 | 35 474 | 35 474 | 7 600 | ||
20 | 87 000 | 435 681 | 245 890 | 276 791 | ||
25 | 16 965 | 16 965 | ||||
26 | 175 379 | 175 379 | ||||
43 | 181 360 | 245 890 | 484 222 | -56 972 | ||
50 | 24 000 | 75 690 | 90 838 | 8 852 | ||
51 | 390 000 | 67 000 | 396 255 | 60 745 | ||
57 | 122 364 | 122 364 | ||||
58 | 150 371 | 0 | 0 | 150 371 | ||
60 | 111 130 | 227 435 | 227 435 | 111 130 | ||
62 | 120 370 | 874 504 | 75 469 | 919 765 | ||
68 | 32 438 | 55 176 | 153 971 | 131 233 | ||
69 | 17 564 | 39 403 | 39 401 | 17 562 | ||
70 | 158 253 | 158 254 | 1 | |||
71 | 17 600 | 18 009 | 18 008 | 17 601 | ||
76 | 80 307 | 0 | 9 487 | 89 794 | ||
80 | 967 309 | 0 | 0 | 967 309 | ||
82 | 188 000 | 0 | 0 | 188 000 | ||
84 | 248 509 | 0 | 250 184 | 498 693 | ||
90 | 874 504 | 874 504 | ||||
91 | 6 700 | 6 700 | ||||
99 | 256 884 | 256 884 | ||||
Итого: | 2 153 560 | 2 153 560 | 3 942 226 | 3 942 226 | 2 536 538 | 2 536 538 |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |