СОДЕРЖАНИЕ
1. Каковы основные действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности? | 3 |
2. Укажите обязательные реквизиты рабочего документа аудитора. | 7 |
3. Тест 1. | 10 |
4. Тест 2. | 11 |
5. Список используемой литературы. | 12 |
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ АУДИТОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИСКАЖЕНИЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ?
При оценке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору нужно определить, являются ли искажения, выявленные в ходе аудита, существенными.
Искажением бухгалтерской отчетности признается неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета из-за нарушения установленных правил его организации и ведения. Искажения могут быть: преднамеренные и непреднамеренные.[1]
Преднамеренное искажение отчетности это результат преднамеренных действий (или бездействий) проверяемой организации. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.
Непреднамеренное искажение отчетности является результатом непреднамеренных действий (или бездействий) организации. Оно может быть следствием счетных или логических ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества.
К факторам, способствующим появлению искажений, относятся:
1. наличие значительных финансовых вложений в кризисные отрасли экономики;
2. несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли;
3. зависимость экономического субъекта в определенный период от одного или небольшого числа заказчиков или поставщиков;
4. состояние отрасли экономики и экономики страны в целом – кризис, депрессия, подъем;
5. отраслевые особенности несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным состоянием отрасли;
6. и другое.
Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности может быть у организации существенным или несущественным.
Существенность – это величина влияния искажения на достоверность бухгалтерской отчетности организации в такой степени, что квалифицированный пользователь бухгалтерской отчетности этой организации может сделать на ее основе ошибочные выводы или принять ошибочные решения.
При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных искажений. Тем не менее как значение, так и характер искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:
• недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;
• отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.
Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.
Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.
Аудитору следует принимать во внимание существенность при:
• определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур;
• оценке последствий искажений.
Если аудитор приходит к выводу, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудиторский риск посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Руководство вправе внести поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.[2]
В том случае, если руководство отказывается вносить поправки в отчетность, а результаты дополнительных аудиторских процедур не позволяют аудитору заключить, что совокупность неисправленных искажений не является существенной, аудитору следует рассмотреть вопрос о надлежащей модификации аудиторского заключения в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Если совокупность неисправленных искажений, выявленных аудитором, приближается к уровню существенности, аудитору необходимо определить, существует ли вероятность того, что необнаруженные искажения, рассматриваемые вместе с совокупными обнаруженными, но неисправленными искажениями, могут превысить уровень существенности, определенный аудитором. По мере того, как совокупные неисправленные искажения приближаются к уровню существенности, аудитор рассматривает вопрос о снижении риска посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или требует от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.
Выявленные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации.
УКАЖИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ РАБОЧЕГО ДОКУМЕНТА АУДИТОРА
Рабочая документация - это совокупность аудиторских доказательств собранных и составленных аудитором в процессе проверки. Рабочая документация создается самим аудитором, может быть получена от экономического субъекта и 3-х лиц. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Рабочие документы используются:
- при планировании и проведении аудита;
- при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
- для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:[3]
- характер аудиторского задания;
- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
- характер и сложность деятельности аудируемого лица;
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
- необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
В зависимости от порядка регламентирования рабочие документы могут быть подразделены на обязательные (план, программа, заключение аудитора) и формируемые по усмотрению аудитора (тест-опросник).
По характеру использования выделяют постоянную документацию (договор, письмо обязательство, организационная структура управления, история развития) и текущую (план, программа, дополнительное соглашение).
Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией. Они должны быть оформлены аккуратно и иметь следующие обязательные реквизиты:
1. Наименование документа.
2. Наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.
3. Период, за который проводится аудит.
4. Дата составления документации.
5. Содержание документа.
6. Подпись лица, составившего документ.
7. Дата проверки.
8. Подпись проверяющего.
9. Отметка о включении документа в заключение.
Также аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора и законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.[4]
ТЕСТ 1
Вопрос:
Кто несет ответственность за достоверность бухгалтерской отчетности?
А. Руководство аудиторской организации
Б. Проверяющие аттестованные аудиторы
В. Руководство аудируемого лица
Г. Руководство лица и руководство аудиторской организации совместно
Ответ:
В.
Пояснение:
ответ дан на основании Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". А именно в стандарте № 1 «Цель и основные принципы аудита» в пункте 10. написано следующее:
«В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.»[5]
ТЕСТ 2
Вопрос: Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется:
А. Советом по аудиторской деятельности
Б. Правительством РФ
В. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Ответ: В.
Пояснение: ответ дан на основании Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008). А именно в статье 15 пункт 1 написано следующее:
«Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.»[6]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности";
2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008);
3. Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. Проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. – 583 с.
4. http://audit-5.ru/auditorskii-risk/finansovoi-ili-buhgalterskoi-otchetnosti.php
[1]
Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. Проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003. – с. 228.
[2]
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
[3]
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
[4]
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"
[5]
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 27.01.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
[6]
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |