Содержание
Введение. 3
1. Нормативное регулирование учета. 4
2. Понятие синтетического и аналитического учета. 9
2. Взаимосвязь синтетического и аналитического учета и их реализация в программах бухгалтерского учёта. 12
Заключение. 20
Литература. 22
Практическая часть
Вариант 10
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
– звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
– специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.
Синтетический и аналитический учет являются важными составляющими бухгалтерского учета, поскольку используются всему хозяйствующими субъектами в своей деятельности для отражения фактов хозяйственной деятельности.
Объектом исследования данной работы является синтетический и аналитический учет. Предметом выступает сущность и взаимосвязь данных видов учета.
Целью данной работы является рассмотрение синтетического и аналитического учета с точки зрения сущности и их взаимосвязи между собой.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
– рассмотреть нормативное регулирование учета в России;
– раскрыть понятие синтетического и аналитического учета;
– изучить взаимосвязь синтетического и аналитического учета.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности [4].
Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:
1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета имеет четыре уровня.
Первый уровень — законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Правовая основа бухгалтерского учета на этом уровне представлена Гражданским кодексом, Налоговым кодексом, Трудовым кодексом, Бюджетным кодексом, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другими законодательными документами федерального уровня.
Так, в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [1] определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность за состояние бух учета и отчетности.
В регулировании бухгалтерского учета также используется понятие "законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете". Содержание данного понятия раскрыто в ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которой законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона "О бухгалтерском учете", других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Различать приведенные выше понятия (нормативные правовые акты, акты методического (нормативно-технического) характера, нормативные акты, акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете) необходимо для правильного определения объема регулирующих актов при решении вопросов, относящихся к организации и ведению бухгалтерского учета, а также для разрешения отдельных видов противоречий [12]. Например, согласно п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [2] "организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности".
В приведенной норме установлены две группы актов, которые следует использовать при формировании учетной политики: 1) акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете и 2) нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации. Как рассмотрено выше, к первой группе актов относятся Федеральный закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Вторую группу актов составляют нормативные правовые акты Минфина России и его методические (нормативно-технические) акты, т.е. вторая группа состоит из совокупности приказов Минфина России по вопросам бухгалтерского учета, независимо от факта регистрации в Минюсте России.
Второй уровень – нормативный. Правовая основа бухгалтерского учета на этом уровне представлена положениями Минфина России, то есть стандартами по бухгалтерскому учету. Указанные положения разработаны с целью раскрытия правовых и методологических норм, закрепленных в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [6].
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах учета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.
По виду регулирования Положения по бухгалтерскому учету подразделяются на нормативные правовые акты и на акты нормативно-технического характера.
По предмету (вопросу, сфере) регулирования ПБУ подразделяются на:
1) регулирование общих вопросов организации бухгалтерского учета ("Учетная политика организации" ПБУ 1/2008 [3]);
2) регулирование бухгалтерского учета отдельных объектов (активов, обязательств, операций). Например, "Учет основных средств" ПБУ 6/01, "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 и др.
3) регулирование общих вопросов формирования бухгалтерской отчетности ("Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99);
4) регулирование порядка раскрытия и представления информации об отдельных обстоятельствах деятельности организации в бухгалтерской отчетности ("Информация об аффилированных лицах" ПБУ 12/2000 и др.).
Нормативное регулирование бухгалтерского учета на третьем уровне осуществляется с помощью различных приказов, инструкций и рекомендаций органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т.п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета [8].
Инструкция по применению плана счетов устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Правовое регулирование бухгалтерского учета на четвертом уровне представлено организационно-распорядительными документами и приказами индивидуального предпринимателя по вопросам ведения бухгалтерского учета с учетом особенностей его предпринимательской деятельности. К таким документам, прежде всего, относятся приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.
Важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).
Такое нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.
В настоящее время, отдельные акты, относящиеся к актам методического обеспечения (методические указания, инструкции и др.), назначение которых заключается в установлении методов (способов, приемов) практической реализации норм ПБУ, получают после регистрации в Минюсте России значение нормативного правового акта и "поднимаются" на один уровень с ПБУ, обуславливая возникновение неясностей и противоречий.
Таким образом, налицо "зарегулированность" отдельных вопросов нормативными правовыми актами одного уровня.
В результате в фактически сложившейся системе нормативного регулирования бухучета разные виды актов (нормативные правовые, нормативные и методического обеспечения) практически "перемешались" между собой, что создает соответствующие проблемы (противоречия, неясности) в регулировании бухгалтерского учета.
Для качественного преодоления возникшей ситуации необходимо внести изменения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Прежде всего, дополнить его так называемыми коллизионными нормами, т.е. нормами определяющими порядок разрешения противоречий между разными видами актов, регулирующих бухгалтерский учет. Следующие разделы настоящей статьи посвящены возможным способам преодоления проблем нормативного регулирования бухгалтерского учета в условиях действующего законодательства.
Основные участники хозяйственной деятельности - юридические лица, обладающие имуществом, обособленным от имущества учредителей. Основными признаками юридических лиц являются [7]:
- организационное единство;
- имущественная обособленность;
- самостоятельная имущественная ответственность;
- совершение хозяйственных операций от своего имени.
Организационное единство организации среди прочего определяет наличие органа управления, который создается и действует в соответствии с законами, иными правовыми актами и учредительными документами. Органы управления юридических лиц различных организационно-правовых форм неодинаковы, но, как правило, они бывают либо единоличными - директор, управляющий, президент, либо коллегиальными - совет директоров, правление. Каждое юридическое лицо имеет руководителя, который без доверенности в соответствии с уставом наделен полномочиями от имени юридического лица действовать в его интересах.
Синтетический учет, т. е. обобщенный, - сгруппированные по определенным экономическим признакам совокупности однотипных хозяйственных операций по определенным видам средств, их источникам и процессам [9]. Главная особенность синтетического учета состоит в его обобщенности без разделения на конкретные определенные и единичные характеристики средств. Синтетический учет ведется только в денежном выражении. Примерами синтетических счетов служат счета Плана счетов, например "Материалы", "Основные средства", "Нематериальные активы" и др.
Аналитический учет - это учет, при котором детально отражаются все характеристики проводимой хозяйственной операции [8]. Для осуществления аналитического учета используют аналитические счета, которые открывают к сложным синтетическим счетам и отражают на них каждую хозяйственную операцию, записанную по дебету и кредиту синтетического счета. К каждому сложному синтетическому счету может быть открыто неограниченное количество аналитических счетов, потребность в которых может быть вызвана особенностями хозяйственных операций. Например, к счету "Расчеты по оплате труда" открываются аналитические счета на каждого работника предприятия. По некоторым счетам между аналитическими и синтетическим счетами могут быть промежуточные счета - субсчета или счета второго порядка.
Весь учет и синтетический, и аналитический ведется в регистрах - документах, в которых систематизируется и накапливается информация. Основанием служат первичные документы (спец. книги, журналы, отдельные листы, карточки, машиннограмма).
Hа основании документов производятся записи хозяйственных операций на счета бухгалтерского учета. Hа практике в качестве счетов бухгалтерского учета используются учетные регистры.
Регистры бухгалтерского учета - это таблицы специальной формы, которые предназначены для записей хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерских документах.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» [1] регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В синтетических регистрах ведется синтетический учет (Главная книга, большинство журналов-ордеров), в аналитических - аналитический (карточки, книги, ведомости).
По внешнему виду регистры подразделяются на книги (журналы), карточки, свободные листы.
Книги (журналы) - это сброшюрованные листы определенного формата со специальными графами. Страницы в книгах нумеруются, а в кассовой книге прошнуровываются. В конце указывается количество страниц, подписи руководителя, главного бухгалтера и печать. В этом состоит преимущество книги, т.к. нельзя изъять листы с целью сокрытия злоупотребления. Hедостатком книг в том, что работу по их ведению нельзя распределить между счетными работниками.
Карточки - это специальные таблицы из плотной бумаги или тонкого картона. Каждой карточке присваивается порядковый номер. Хранятся они в картотеках. В основном карточки прменяются для учета товарно-материальных ценностей в натурально-стоимостном выражении. С карточками могут работать несколько человек, их также можно заполнять на пишущих машинках. Hо их можно изъять или подменить с целью сокрытия злоупотребления. В этом их недостаток.
Свободные (отдельные) листы - это специальные таблицы большого формата. Они хранятся в специальных папках. Отдельные (свободные) листы используются для составления группировочных ведомостей, ведения журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей. Они предназначены для синтетического и аналитического учета.
По видам записи учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные [7].
В хронологических регистрах операции отражаются по времени их всесовершенствования и постуление документов в бухгалтерии. К ним относятся регистрационный журнал, книга учета хозяйственных операций. В систематических регистрах ведется учет однородных хозяйственных операций по синтетическим счетам. Примером является Главная книга. В комбинированных регистрах хронологические и систематические записи совмещаются. К ним относятся многие журналы-ордера, журналы и книги аналитического.
Возможны три варианта построения бухгалтерского учёта как учётной системы [9]:
– единый, целый и неделимый (простая форма учёта);
– общий, трёхуровневый (счета, субсчета, аналитические счета);
– раздельный, двухуровневый (синтетический, аналитический учёт).
Фактически все эти формы существовали в бухгалтерском учёте, но в разное время. Простая форма – в средневековье, где учёт был един и не требовалось разделения учёта на синтетический и аналитический.
Усложнение потребовало многоуровневости учёта и введения понятий «субсчетов” первого порядка, второго и т. д., так как при ручной форме учёта это был единственный способ справиться с возрастающим объёмом работы.
Появление автоматизированной формы учёта разделило учёт на отдельные блоки – синтетический и аналитический учёт – и фактически сделало излишним понятие субсчёта [11].
Обратимся к труду Палия и Соколова: «Первичной единицей наблюдения в бухгалтерском учёте выступает хозяйственная операция (факт). Данные, характеризующие хозяйственную операцию, являются предметом отражения в синтетических и аналитических счетах”. Иными словами, каждая хозяйственная операция должна отражаться на двух видах счетов – синтетическом и аналитическом.
Рассмотрим их взаимодействие между собой в единой информационной системе бухгалтерского учёта и ее последовательность.
«Теоретически каждая хозяйственная операция вызывает корреспонденцию определённых аналитических счетов, а совокупность всех таких связей и счетов может составить информационную систему, отражающую динамику движения всех объектов бухгалтерского учёта. Но такая аналитическая информационная система оказывается чрезвычайно громоздкой, недостаточно обозримой. Необходимость в обобщающих показателях об объектах бухгалтерского учёта заставляет агрегировать информацию аналитических счетов в соответствующие синтетические счета. Эти последние можно определить и как способ агрегирования данных аналитического учёта”.
Получается, что сначала идёт аналитический учёт, а только затем синтетический.
Представим это графически (рис. 1).
Рис. 1. Последовательность ведения бухгалтерского учета
Недостаток такого подхода состоит в том, что система аналитического учёта становится громоздкой, так как должна включать в себя фактически две системы синтетического и аналитического учёта, иерархически между собой связанные (для обеспечения процесса агрегирования), а также полный справочник «Типовой корреспонденции” по всей номенклатуре аналитических счетов.
Для того чтобы построить такую рабочую систему агрегирования показателей «снизу вверх”, надо сначала создать её модель («сверху вниз”) в виде многоуровневого иерархического справочника взаимосвязи счетов синтетического и аналитического учёта, т. е. рабочего «Плана счетов” учётной системы, плюс ещё справочник «Типовая корреспонденция” (рис. 2).
Рис. 2. Построение системы учета
Такой метод построения учётной системы получил название «от частного к общему” – отражение данных в аналитических счетах с последующим обобщением на соответствующем синтетическом счёте. Такой подход характерен для некоторых систем, например, используется в «Инфо-Бухгалтере”.
Но существует и другой способ построения – «от общего к частному”, когда производится обобщение данных в синтетическом счёте и их последующая детализация в аналитических счетах (рис. 3).
Рис. 3. Способ построения системы учета – «от общего к частному”
В теоретическом плане оба способа имеют право на существование, но структура организации информации бухгалтерского учёта заставляет предпочесть второй вариант (построение «сверху вниз”), хотя в условиях применения ЭВМ оба процесса могут идти параллельно и практически одновременно.
В случае построения «сверху вниз” каждый синтетический счёт вместе с принадлежащими ему аналитическими счетами образует самостоятельную информационную систему, в которой синтетический счёт выполняет роль «экрана”, принимающего на себя всю корреспонденцию «своих” аналитических счетов. Это позволяет упорядочить и до минимума сократить корреспонденцию счетов в горизонтальном разрезе, потому что синтетические счета связаны между собой этой конкретной корреспонденцией. В ней отражается и корреспонденция соответствующих аналитических счетов. Надобность в самостоятельном отражении корреспонденции между аналитическими счетами отпадает. Синтетических счетов сравнительно немного (или много меньше аналитических), что существенно упрощает модели, делает их легко обозримыми (рис. 4).
Рис. 4. Способ построения системы учета – «сверху вниз
Рассмотрим алгоритм работы данной модели. По хозяйственной операции определяется проводка через справочник «Типовой корреспонденции” по уровням синтетических счетов, а затем через первичные документы или другие возможности вводятся объекты аналитического учёта в привязке к этим счетам.
Если синтетический учёт отделён от аналитического, то каким образом происходит процесс детализации на счетах аналитического учёта? Как строится взаимосвязь синтетического и аналитического учёта в автоматизированных системах обработки?
Рассмотрим отличия моделей построения «аналитического” учёта от «синтетического”, а также выявим разницу между ними и как они взаимодействуют.
Снова обратимся к теории.
«Более общий показатель «синтетический счёт» подразделяется на конкретные частные показатели – аналитические счета, в которых группируются данные о хозяйственных операциях, отражённые на синтетическом счёте. Если синтетические счета образуются в результате предварительной классификации общей совокупности объектов, подлежащих учёту, то аналитические счета чаще возникают как следствие конкретных хозяйственных операций и не могут быть предусмотрены предварительно, до начала конкретных операций. Например, синтетический счёт «Расчёты с поставщиками» задаётся предварительно, а аналитические счета конкретных поставщиков возникают в результате группировки данных о проведённых хозяйственных операциях по материально-техническому снабжению. Однако на счёте «Общецеховые расходы» аналитические счета выделяются заранее: отдельные цехи и статьи сметы денежных расходов”.
Главная разница между синтетическим и аналитическим учётом заключается в способе их образования. Другие отличия также представлены в табл. 1.
Таблица 1
Разница между синтетическим и аналитическим учётом
Показатели | Синтетический учет | Аналитический учет |
Способ образования | Систематизация и классификация | Группировка |
Разделение | Объединение | |
По времени создания | Предварительно | В процессе учета |
Тип объекта | Абстрактный | Конкретный |
Наименование объекта учета | Балансовый счет | Объект аналитики |
Продолжение табл. 1
Показатели | Синтетический учет | Аналитический учет |
Количество объектов | Определено при классификации | Заранее известно |
Тип списания объектов | План счетов | Справочники |
Корреспонденция счетов | Образует | Нет |
Назначение учета | Анализ хозяйственной деятельности | Контроль за состоянием объектов хозяйственной деятельности |
Показатели | Внешние | Внутренние |
Выходные формы | Балансы, отчеты | Оборотные ведомости |
Учетные регистры | Нет | Карточки |
Сальдо счетов | Свернутое | Развернутое |
Наиболее важным следствием данных различий является заранее не известное будущее количество объектов аналитического учёта, которые окажутся привязанными к определённому синтетическому счёту (т. е. полная неопределённость). Поэтому для каждого синтетического счёта требуется предусмотреть такую неопределённость в схеме соответствия ему аналитических счётов (рис. 5).
Рис. 5. Взаимосвязь синтетического и аналитического учета
Синтетический счёт – это единичный объект учёта, аналитический счёт – многомерный. Поэтому аналитический учёт по сути есть своего рода колодец, продолжение и развитие в глубину вертикальных связей синтетических счетов. Прямых горизонтальных связей у объектов аналитического учёта нет, так как колодцы не водопровод и между собой не связаны.
Наличие в системе бухгалтерского учёта двух видов счетов – синтетических и аналитических – с разными способами фиксации фактов хозяйственной деятельности (двойственностью учёта) есть как бы следствие более общего закона философии о единстве и борьбе противоположностей, существующего для всех процессов и явлений материального мира.
Поэтому графически связи синтетического учёта (вертикальные) и аналитического учёта (горизонтальные) можно представить так, как на рис. 6.
Рис. 6. Связи синтетического учёта (вертикальные) и аналитического учёта (горизонтальные)
Множественность реальных объектов аналитического учёта мира хозяйственных процессов сводится (преобразуется) в бухгалтерском учёте к единственному, абстрактному объекту – счёту синтетического учёта (балансовому счёту). Это составляет вертикальную составляющую учёта. Таким же образом всё многообразие хозяйственных операций (горизонтальная составляющая бухгалтерского учёта) преобразуется или, точнее, группируется в бухгалтерском учёте в сжатом виде как типовой набор хозяйственных операций – «типовой корреспонденции” счетов синтетического учёта.
Если внимательно посмотреть на любую систему бухгалтерского учёта, то она очень напоминает своеобразный айсберг, где на поверхности нам видна только его верхняя часть – синтетический учёт (то, что заранее было задано нами через систему классификации, т. е. то, что мы планировали и хотели видеть), а вся подводная часть – аналитический учёт – скрыта от глаз.
Итоги проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитический учет.
Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга ив конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах аналитического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией.
Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная взаимосвязь. Она выражается в следующих равенствах.
1. Начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета.
2. Обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета.
3. Конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета.
Таким образом, основными различиями между двумя видами счетов является следующее.
Синтетический учет подразумевает получение обобщенных данных в разрезе счетов и субсчетов плана счетов.
Аналитический учет подразумевает получение данных по каждому объекту аналитического учета - организации, сотруднику, основным средствам, товару и т.д.
Синтетический учет опирается на синтетический план счетов, далее просто план счетов.
Аналитический учет опирается на план счетов и аналитические справочники - организаций, сотрудников и т.д.
План счетов является достаточно стабильным, расширяется только при изменении требований к учету.
Аналитические справочники пополняются в процессе работы постоянно.
Один аналитический справочник можно использовать для расшифровки данных к нескольким синтетическим счетам.
Синтетический план счетов может быть многоуровневым.
В принципе, синтетический учет обеспечивает "аналитический" учет, но понятие "аналитический" включает расшифровку именно в разрезе объектов аналитического учета.
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. N 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 48. Ст. 5369.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства Финансов Российской Федерации 29 июля 1998г. №34н (в ред. Приказа Министерства Финансов РФ 26 марта 2007 г. № 26н) http://www. consultant.ru/online.
3. Учетная политика организации: Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Министерства Финансов Российской Федерации 06 октября 2008 г. №106н. - М.: Эксмо, - 2009. -240 с.
4. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 98с.
5. Бехтерева Е. В. Документы бухгалтерского учета / Е.В. Бехтерева. – М.: Горячая линия бухгалтера, 2007. – 472 с.
6. Галяпина Л. В. Новый справочник бухгалтера / Л. В. Галяпина. – М.: Библиотека бухгалтера и аудитора, 2007. – 320 с.
7. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 470 с.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. Пособие / Н.П. Кондраков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2008. – 716 с.
9. Муравицкая Н. К., Лукьяненко Г. И. Бухгалтерский учет. – КноРус, 2007. – 544 с.
10.Суглобов А. Е., Жарылгасова Б. Т. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: КноРус, 2007. – 158 с.
11.Капралов В. Различие понятий «счёт”, «субсчёт” и «объект аналитического учёта” и их реализация в программах бухгалтерского учёта // Бухгалтер и компьютер. – 2006. – №2. – С. 24-29.
12.Романов А.Н. Система регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации // ФКЦБ. – 2003. – №4. – С. 12-18.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |