Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет и реализация готоврй продукции

Содержание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 3


1 ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ…………………………………………………………….... 4


1.1 Учет готовой продукции………………………………………………………... 4


1.2 Формирования себестоимости готовой продукции………………. 7


1.3 Учет готовой продукции на складе…………………………………………. 10


1.4 Инвентаризация готовой продукции……………………………………... 11


2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………..…. 12


2.1 Документация по движению готовой продукции…………………... 12


2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………... 17


2.3 Учет возврата товаров…………………………………………………………….. 22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 27


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………


Введение


В рыночной экономике центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция.


Свою продукцию предприятие должно продать потребителю. В процессе реализации выявляются полезность и качество продукции предприятия. Реализацией завершается кругооборот средств. Задача учета представить аппарату управления достоверную и своевременную информацию о фактических издержках производства и реализации конкретных наименований выпущенной продукции. В условиях рынка выручка от реализации продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы предприятия. Все это требует систематического контроля за выпуском, отгрузкой и реализацией продукции, связанными с ними издержками и полученными с ними результатами.


С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.


Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.


Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, который она может реально реализовать.


Правильный учет выпуска и продажи продукции способствует достоверному определению прибыли (убытка) от реализации.


Цель курсовой работы – исследование учета выпуска и реализации готовой продукции.


1.ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ


1.1 Учет готовой продукции


Готовая продукция - продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Готовая продукция должна быть закончена производством, укомплектована, соответствовать стандартам или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостоверяющим ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику — оформлена актами приемки или другими документами.


К готовой продукции относят работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону, а также стоимость полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации. Выполнение плана по производству и реализации продукции (работ, услуг) является основным показателем, характеризующим деятельность субъекта.


Субъект реализует свою продукцию, работы и услуги в порядке выполнения хозяйственных договоров, заключенных с потребителями. Часть продукции он может реализовать через свою торговую сеть по продаже продукции. Важнейшая обязанность субъекта — выполнение договорных обязательств по количеству, номенклатуре, срокам поставки, качеству продукции и другим условиям. Своевременная оплата поставленной покупателям продукции (каждое предприятие-производитель является также покупателем) является неотъемлемым условием стабильной работы каждого субъекта и экономики в целом.


Основные задачи учета материально-производственных запасов вообще и готовой продукции в частности, определены пунктом 6 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания).


В соответствии с этим нормативным документом задачами учета готовой продукции являются:


- формирование фактической себестоимости готовой продукции. Данная задача решается посредством организации бухгалтерского учета затрат по созданию готовой продукции. При этом должно быть обеспечено достижение таких целей как полное и своевременное отражение в учете всех расходов, которые могут быть включены в фактическую себестоимость готовой продукции, а также распределение осуществленных расходов между объемами готовой продукции и объемами незавершенного производства. Исчерпывающий перечень таких затрат и условия их включения в фактическую себестоимость материалов приведены в ПБУ 5/01 и подробно расшифрованы в Методических указаниях;


- правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по поступлению и выбытию готовой продукции. Эта задача должна решаться при организации бухгалтерского учета в организации вообще - то есть учета всех видов имущества и обязательств, так как выполнение данной задачи предполагает, прежде всего, оформление первичных документов бухгалтерского учета, рационализацию их оборота между отдельными структурными подразделениями организации, а также обеспечение условий для оперативной обработки таких документов;


- контроль за сохранностью готовой продукции в местах ее хранения и на всех этапах ее движения. Контроль за этой стороной деятельности организации осуществляется, как правило, соответствующими комиссиями - создаваемыми на отдельный период или действующими постоянно. Помимо административных методов контроля (проведение плановых и внезапных проверок, осуществление предварительного и последующего контроля за целесообразностью и правомерностью использования материальных ресурсов), могут использоваться и экономические методы контроля (материальное стимулирование снижения норм расхода и, напротив, меры материального воздействия за перерасход материалов). Во втором случае контроль осуществляется опосредованно;


- контроль за соблюдением установленных организацией норм материальных запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции. Выполнением этой задачи достигается оптимизация размера оборотных средств. Так как данная задача решается экономистами и менеджерами организации, то бухгалтерская служба призвана обеспечить соответствующие структурные подразделения организации необходимой информацией;


- проведение анализа эффективности использования запасов готовой продукции. Последняя задача сформулирована в общем виде, который предполагает наличие методики анализа, применительно к специфике конкретной организации, наличия специалистов соответствующей квалификации и, главное, возможности использования результатов анализа при принятии управленческих решений.


Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью готовой продукции являются:


- наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);


- размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;


- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой. Данное условие не является обязательным для организаций всех отраслей материального производства, а только для тех, где готовая продукция в натуральном выражении оценивается в весовых или метрических единицах (а не штуках или комплектах);


- сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;


- определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;


- определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;


- определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов и иных мест хранения;


- наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).


По трем последним условиям, по нашему мнению, необходимо издание на год отдельного распорядительного документа (приказа руководителя) с указанием не только должностей, но и персональных данных соответствующих работников. При увольнении или переводе работников в распорядительные документы вносятся изменения. Для сравнения, в учетную политику организации изменения можно внести только со следующего календарного года. Поэтому в учетной политике достаточно указать только перечень должностей и рабочих мест, работа на которых сопряжена с материальной ответственностью.


Корреспонденция к счету 40
































Содержание операций
Корреспондирующий счет
По дебету счета 40 (с кредита счетов) оприходована готовая продукция в зависимости от учетной политики предприятия: по фактической производственной себестоимости (без использования счета 37)

20


по нормативной себестоимости (с использованием счета 37) 37
Произведено внутреннее перемещение продукции 40
Выявлены излишки при инвентаризации 80/3
По кредиту счета 40 (с дебета счетов) Отпущена готовая продукция собственным торговым точкам

41


Списана отпущенная продукция покупателям, заказчикам: если учетной политикой предприятия принято реализацию определять по оплаченным счетам

45


если учетной политикой предприятия принято реализацию считать по предъявленным счетам 46
Списана продукция в результате стихийных бедствий (полностью утраченная или частично испорченная) 65,80/3,86
Списаны при инвентаризации недостачи готовой продукции 84

1.2
Формирования себестоимости готовой продукции


Одна из задач проверки обоснованности формирования издержек производства по элементам затрат и калькуляционным статьям в бухгалтерском учете и отчетности – изучение правильности распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством. Согласно п.11 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (постановление Правительства РФ от 5.08.92 № 552) затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) должны группироваться по статьям затрат. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.


Установленная для соответствующей отрасли (подотрасли, вида деятельности) группировка затрат по статьям должна обеспечить выделение затрат, связанных с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо включены в их себестоимость (так называемые прямые затраты). Прямые затраты списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов 10, 60, 68, 70 и т.д. На счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» собираются косвенные затраты.


В отличие от прямых косвенные затраты невозможно в момент их возникновения увязать с конкретным видом продукции, например амортизация зданий, арендная плата за пользование основными средствами, расходы на оплату управленческого персонала и т.д. Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Расходы со счета 26 могут списываться непосредственно на счет 90 «Продажи» в зависимости от принятой учетной политики. При выборе учетной политики в данном вопросе предприятие определяет необходимость формирования полной либо неполной (ограниченной) себестоимости продукции. При проверке следует изучить метод учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости.


В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа и характера организации производства в промышленности наиболее часто используют:


1. попередельный метод – на предприятиях с однородной по исходному материалу и характеру обработки массовой продукцией, с непрерывным технологическим процессом;


2. позаказный метод – в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также при выполнении опытных, экспериментальных и других работ;


3. нормативный метод – на предприятиях пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями. По своему составу они должны быть идентичны и соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости. Контроль за применением установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью бухгалтерского учета согласно установленной документации по оформлению затрат по нормам, по отклонениям от них и по изменениям норм.


Проанализировав выбранный метод учета затрат, следует оценить обоснованность выбранного метода и его влияние на правильность определения себестоимости продукции.


При использовании для учета затрат на производство счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» готовая продукция отражается на счете 43 «Готовая продукция» по нормативной (плановой) себестоимости. По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция». Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на 1-е число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью. Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.


Проверка правомерности распределения по видам продукции расходов – последний этап проверки себестоимости.


Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы:


- на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;


- по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;


- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;


- по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;


- на рекламу;


- на представительские расходы;


- другие аналогичные по назначению расходы.


В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.


По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливается сумма произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:


- в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);


- в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);


- в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 «Животные на выращивании и откорме» (расходы по заготовке скота и птицы).


Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).


1.3 Учет готовой продукции на складе


Учет готовой продукции на складе ведет материально ответственное лицо, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. На каждый вид готовых изделий бухгалтерской службой открывается карточка количественного учета, которая передается на склад для дальнейшего учета. Записи в карточках (поступление, выбытие) делаются на основании первичных документов (накладных, лимитно-заборных карт, требований-накладных и т.д.) После каждой записи в карточках выводится остаток готовых изделий, имеющихся на складе. Бухгалтерская служба обязана контролировать учет на складе путем периодических проверок правильности и полноты записей в карточках и выведения остатков. Одновременно необходимо проводить выборочную проверку соответствия фактического наличия готовых изделий данным оперативного складского учета, а также карточек складского учета, производственных и материальных отчетов на предмет соответствия данных аналитического и синтетического учета.


1.4 Инвентаризация готовой продукции


Инвентаризацию готовой продукции проводят ежегодно перед составлением годового баланса по состоянию на 1.10 года с целью объективного отражения инвентаризации в годовом отчете. Кроме этого инвентаризацию проводят при смене материально-ответственных лиц, а также в случае стихийных бедствий и краж, на складе осуществляют сплошную инвентаризацию готовой продукции. Инвентаризацию проводит рабочая инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия, в полном составе и в присутствии материально-ответственного лица. При неполном составе инвентаризационной комиссии инвентаризацию проводить запрещено.


До начала инвентаризации у заведующего складом готовой продукции отбирается расписка в том, что им сданы в бухгалтерию все документы на приход и расход готовой продукции и эта продукция полностью оприходована.


При хранении готовых изделий в различных изолированных помещениях у одного материально-ответстввенного лица эти изделия инвентаризуются последовательно по местам хранения. После проверки готовой продукции вход в помещение опломбировывают, и комиссия переходит для работы в другое помещение. Фактическое наличие готовой продукции на складе проверяют путем обязательного ее пересчета, перевешивания или перемеривания. Результаты инвентаризации готовой продукции заносят в инвентаризационную опись формы N инв.-3 отдельно по каждому наименованию. Опись составляется в одном экземпляре. При выявленной готовой продукции, не отраженной в учете, комиссия должна включить ее в опись. После завершения инвентаризации опись передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.


Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии, которая выносит решение. Излишки готовой продукции приходуют Дт 40 Кт 80, недостачу Дт 84 Кт 40, списывают на виновных Дт 73/3 Кт 84, либо, если виновники не установлены - на издержки производства Дт 26 Кт 84. Сумму недостач готовой продукции виновные вносят в кассу Дт 50 Кт 73/3 или недостачи удерживают из заработанной платы виновных Дт 70 Кт 73/3. И на инвентаризационном заседании комиссия составляет баланс по недостачам готовой продукции на складе.



2.
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ


2.1 Документация по движению готовой продукции


Выпущенная готовая продукция переходит из сферы производства в сферу обращения (из цеха на склад готовой продукции). Этот процесс оформляется приемо-сдаточными накладными, приходными актами, ведомости выпуска готовой продукции, планкартами и др. (в натуральном измерении), выписываемыми ответственными работниками цеха в двух экземплярах. Эти документы скрепляются подписью сдатчика и приемщика, и второй экземпляр возвращается сдатчику, а первый остается у приемщика (кладовщика). У сдатчика все накладные на передачу готовой продукции на склад регистрируются в "Журнале выпуска готовой продукции" по мере выпуска (в хронологическом порядке). Работы и услуги на сторону оформляются актами выполненных работ.


Оптовая цена – цена, по которой предприятие-изготовитель реализует свою продукцию оптовым покупателям и равна: себестоимость + прибыль - торговая скидка;


Розничная цена - цена, по которой продаётся товар населению поштучно или мелкими партиями в розницу и включает: оптовая цена + накидка (скидка) + торговая наценка (прибыль торговой организации);


Договорная цена – цена, устанавливаемая по договорённости между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) товаров (услуг, работ);


Рыночная (свободная) цена - цена, которая определяется продавцом товара с учётом конъюнктуры рынка, спроса и предложения;


Покупная цена – цена, по которой приобретается товар, а продажная цена - цена, по которой реализуется товар оптом, мелким оптом, в розницу.


Торговая наценка - это плановый размер прибыли, предназначенных для покрытия всех торговых расходов и получения собственной прибыли. Торговая скидка предусматривает для производителя снижение оптовой цены в пользу оптового покупателя для возмещения последним всех непредвиденных расходов.


Отпуск готовой продукции оформляется приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая служба на основании условий договора с покупателями с указанием наименования покупателя, его кода, количества и ассортимента продукции, срока отгрузки.


Документ подписывается начальником службы, кладовщиком и экспедитором.


Приказ-накладная (отгрузочная фактура) оформляется в двух экземплярах: первый передается экспедитору (или получателю) как подтверждение получения ими продукции со склада для отправки с указанием количества скомплектованных мест, массы груза; второй экземпляр остается у кладовщика как основание для отпуска. Отгрузка готовой продукции без присутствия представителя покупателя выполняется самим товаропроизводителем (продавцом) в соответствии с условиями договора, заключенного между предприятием и покупателем. Предприятие в лице своего экспедитора, имеющего при себе доверенность, заказывает автомобильный, железнодорожный или иной транспорт. Экспедитор своими силами доставляет груз к месту отгрузки, загружает, оформляет отгрузочные накладные, оплачивает все транспортные издержки, включая таможенное оформление (при необходимости). Все отгрузочные документы уполномоченный сдает в свою бухгалтерию для выписки счета покупателю и отправки в его адрес отгрузочных документов почтой. Если договор на поставку продукции заключен на условиях франко-станция отправителя, тогда отправитель выступает посредником между покупателем и перевозчиком (транспортной организацией). Отправитель сам оплачивает транспортные расходы (Дт 76/5 = Кт 50, 51) и предъявляет их покупателю, выделяя в счете отдельной строкой. При оплате такого счета покупателем выполняется деление поступившей суммы на выручку за реализованную продукцию (Дт 51 = Кт 62) и на сумму возмещаемых покупателем транспортных расходов (Дт 51 = Кт 76/5).


Если договор на поставку продукции заключен на условиях франко-станция получателя, тогда отправитель сам нанимает перевозчика, включая транспортные расходы в состав коммерческих (Дт 44=Кт 50, 51), дооценивает продукцию (Дт 90 = Кт 44) и выписывает счет на полную стоимость отправки. В этом случае сумма транспортных расходов входит в стоимость реализуемой продукции (выручка, товарооборот). При наличии договора на реализацию продукции (товаров), услуг или письма на отпуск товаров с разрешительной визой руководителя поставщика (продавца) может возникнуть две ситуации:


Если заранее согласован порядок оплаты и заказчик сам получает груз, он предъявляет доверенность в бухгалтерию предприятия-продавца, ему выписывается накладная на отпуск готовой продукции со склада с проставлением запрашиваемого количества и отпускной цены. Покупатель выбирает на складе поставщика нужные ему товары (материалы) по ассортименту и количеству. На основании отбора кладовщик вписывает в накладную для расчетов фактически отпущенное количество. В бухгалтерии накладная таксируется (умножается цена на количество), подсчитывается общая сумма реализации, выписывается счет покупателю. Покупатель может заранее согласовать сумму оплаты и приехать за грузом после предварительной оплаты либо рассчитаться немедленно наличными в кассу предприятия, После чего ему вручаются все отгрузочные документы, включая пропуск (при необходимости).


При втором варианте покупатель выбирает нужные ему товары на складе поставщика, и кладовщик выписывает ему фактуру. Если количество отпускаемых изделий условно велико или по установившемуся правилу на предприятии фактуры выписывают в отделе сбыта, а расчеты ведет центральная бухгалтерия, то возникает сначала накладная или фактура, а на их основе выписывается счет. Если на предприятии штат небольшой и отпуск совершается небольшими партиями, то два документа можно объединить в один "Счет - фактуру". На основании фактуры в бухгалтерии поставщика выписывают счет в двух экземплярах, и первый отдают покупателю для предоплаты. При небольших оборотах и совмещении обязанностей кладовщика и учетного работника последний сразу выписывает счет-фактуру для оплаты.


Счет-фактура (счет) содержит реквизиты поставщика и покупателя (наименование, адрес, обслуживающий банк, расчетный/счет и др.), наименования товаров, ед. измерения, количество и цену (по каждой позиции), итоговую сумму счета, сумму НДС, всего к оплате. Все выписанные на предоплату счета регистрируются только в Журнале регистрации счетов по реализации. Оплата должна поступить в пределах 3-5 дней. В течение этого (согласованного) срока поставщик обязуется задержать на складе отобранные покупателем товары (материалы). При задержке оплаты со стороны покупателя, поставщик по условиям выгодности рынка имеет право реализовать отобранные товары другому покупателю без экономических санкций со стороны первого покупателя, либо предложить ему доплатить к ранее оговоренной сумме.


После оплаты по счету (счет фактуре) покупатель предъявляет в бухгалтерию поставщика доверенность, копию поручения со штампом банка об оплате. При наличии визы бухгалтера на доверенности на отпуск кладовщик, либо бухгалтер материальной группы, выписывает отгрузочную фактуру (накладную) на отпуск в двух экземплярах с указанием единицы измерения и количества по каждому наименованию. По ряду причин перечень и количество отпускаемых товаров (материалов) может не совпадать с перечнем и количеством выписанных в счете на предоплату. При наличии юридических основ (производится немедленная доплата, либо есть гарантия о последующей доплате) о проведении расчетов в случае отклонений суммы перечисленной от суммы фактически полученных товаров покупатель оставляет на складе (в бухгалтерии) поставщика доверенность, получает груз вместе с первым экземпляром накладной (фактурой) по отпускным ценам, расписывается во втором экземпляре, оформляет пропуск (при необходимости) и увозит ТМЦ на свое предприятие.


После отпуска товаров кладовщик подкладывает к соответствующей карточке складского учета фактуру с доверенностью, либо собирает их вместе, проставив (при наличии) учетную цену. В установленные сроки бухгалтер "снимает остатки на складе" - принимает от кладовщика "Материальный складской отчет" - реестр всех изъятых у кладовщика документов с разделением по приходу и отпуску. При этом по каждой позиции фактуры (накладной) проверяется остаток в карточке складского учета, где проверяющий расписывается. При отсутствии на складе карточек и ведении учета в книгах материальный отчет составляется в двух экземплярах, и второй - за подписью бухгалтера остается у кладовщика в виде оправдательного документа.


Обработка накладных в бухгалтерии в зависимости от конкретных условий предприятия может выполняться одним из трех вариантов.


Если предприятие реализует одновременно товары отечественного производства (промышленные товары, продукты, товары детского ассортимента, материалы и др. - имеющие разные ставки налогов) и импортные, и выписываются смешанные фактуры, их следует обрабатывать по трудоемкому, но точному первому варианту. В такой фактуре (накладной) по каждой позиции проставляется цена приобретения, определяется наценка, налог на добавленную стоимость и спец/налог. Затем в целом по накладной подсчитывается общая сумма по ценам приобретения, сумма реализации, торгового оборота (наценки) и НДС.


2.2 Учет реализации готовой продукции(продаж)


«Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 г. №552 с последующими изменениями, в том числе внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. №661 определяет, что для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявлению покупателю расчетных документов.


Следует отметить, что метод реализации продукции по отгрузке пока не получил широкого распространения в нашей стране (кроме строительной промышленности), хотя он повсеместно используется в международной практике. Основными причинами этого факта являются неплатежеспособность многих предприятий, недостаточность распространения вексельного обращения и страховых гарантий оплаты, несовершенство форм расчетов и банковского обслуживания, невозможность создания текущих резервов сомнительных долгов (разрешается указанный резерв создавать после окончания отчетного года) и др. В перспективе эти недостатки будут устранены и этот метод учета реализации продукции найдет широкое применение. Но на данный момент, использование этого метода многим организациям не кажется целесообразным. В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции.


Для учета реализации продукции (работ, услуг) используется счет 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:


- готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;


- работам и услугам промышленного характера;


- работам и услугам непромышленного характера;


- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);


- строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;


- товарам;


- услугам по перевозке грузов и пассажиров;


- транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;


- предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);


- предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);


- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.


- При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «расходы на продажу», 20 «основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».


Виды реализации продукции
:


I
. Реализация продукции по договору купли-продажи


Договоры купли-продажи регулируются главой 30 ГК РФ. Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Отгруженная или сданная на месте покупателям (заказчикам) готовая продукция, расчетные документы за которую предъявлены этим покупателям (заказчикам), списывается в порядке реализации со счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Продажи».


Если договором поставки обусловлен момент перехода владения, использования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от предприятия к покупателю (заказчику), отличный от указанного в главе 30 ГК РФ, то до оговоренного договором момента перехода права собственности эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке ее производится запись по кредиту счета 43 «Готовая продукция» и дебету счета 45 «Товары отгруженные». В дальнейшем в момент перехода права собственности на отгруженную покупателю продукцию в бухгалтерском учете отражается проводка Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 45 «Товары отгруженные»


II. Реализация продукции по договору комиссии


Договоры комиссии регулируются главой 51 ГК РФ. Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.


Готовая продукция, переданная комитентом комиссионеру для реализации по договору комиссии, списывается со счета 43 «Готовая продукция в дебет счета 90 «Продажи». Моментом реализации продукции в бухгалтерском учете комитента является дата получения извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю (заказчику). При этом фактическая себестоимость отгруженной продукции и расходы по оплате услуг комиссионера, предварительно учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», списываются в дебет счета 90 «Продажи».


III. Реализация продукции по договору мены


Договоры мены регулируются главой 31 ГК РФ. Согласно ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой товар. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.


Статьей 568 ГК РФ предусмотрено, что если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанностей передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.


Следует отметить, что в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) отражен порядок определения выручки по договорам мены. В соответствии в п. 6.3 ПБУ 9/99 величина выручки определяется на основании стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость товаров, полученных организацией, выручка определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции.


Одним из существенных моментов договора мены является переход права собственности на обмениваемые товары. Гражданский кодекс РФ содержит диспозитивную норму, согласно которой стороны могут оговорить в договоре момент перехода права собственности на обмениваемые товары. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеим сторонам. Моментом отражения выручки от реализации продукции является дата исполнения обязательств сторонами договора. Если в договоре определен иной момент перехода права собственности, выручка от реализации отражается в момент перехода права собственности на передаваемый товар.


Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ (часть первая) налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по товарообменным (бартерным) операциям.


2.3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками


Учет расчетов с покупателями ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Здесь учитываются расчеты по предъявленным покупателям и принятым к оплате расчетным документам за отгруженные товары, расчеты покупателями при наличии длительных хозяйственных связей, задолжность по расчетам с покупателями, обеспеченную полученными векселями, а также по полученным авансам и предоплатам.


Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.


Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуют в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, причитающиеся с покупателей, на которые покупателям предъявлены расчетные документы (при применении метода определения выручки по отгрузке и предъявлению расчетных документов).


Кредитуют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов).


Расчеты с покупателями могут быть осуществлены путем зачета, взаимных задолженностей, что отражается проводкой:


Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»


Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».


При этом при наличии незачтенной суммы она оплачивается покупателями в обычном порядке.


Не взысканная суммы задолжности покупателя по истечении сроков исковой давности списывается на убыток через счет 91 (при этом числится за балансом) проводкой:


Дт 91 «Прочие доходы и расходы»


Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».


Следует помнить, что плательщик имеет право полностью отказаться от оплаты в случаях, если товары или услуги не заказаны (не предусмотрены договором); товары поставлены досрочно без согласия покупателя; документально установлена недоброкачественность или некомплектность товаров; не согласована цена товаров; предъявленное требование оплачено раньше или поступило бестоварное требование, по которому фактически не произошла отгрузка или не оказаны услуги. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки наряду с заказанными не заказанных товаров или отгрузки их в большем количестве, чем указанно в счете, или более низкой сортности, или отсутствия согласованных цен на часть товаров, или превышения установленных цен, арифметических ошибок в требовании, или недостачи товаров.


При отказе от оплаты покупатель принимает поступающий товар на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика отгружает его в указанный адрес.


Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные им товары (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере № 11 (обороты по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого дебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолжности покупателей, сроки оплаты за отгруженный товар.


В зависимости от объема учетной работы и необходимости получения данных по различным группировкам можно вести несколько журналов-ордеров (по отдельным контрагентам, по транзитным операциям).


2.4 Учет возврата товаров


Порядок учета возврата товаров волнует многих бухгалтеров. Возврат товаров может происходить от одного юридического лица другому юридическому лицу, а также от физического лица юридическому лицу. Наиболее сложной является операция по возврату товаров между юридическими лицами. Здесь определяющим моментом является причина возврата.


Несколько статей ГК РФ (475, 480 и 482) говорят о последствиях передачи продавцом покупателю товаров ненадлежащего качества некомплектного (Без тары или упаковки). В частности, в п. 2 ст. 475 записано, что в случае существенного нарушения требований качества товара покупатель в праве по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата оплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара надлежащего качества товаром, соответствующим договору.


Если товар полученный покупателем по договору купли-продажи, возвращается поставщику вследствии существенного нарушения последним условий договора, определяющих качество товара, право собственности на товар не считается реализованным. В данном случае покупатель, возвращая товар продавцу, на должен при отражении в учете данной операции использовать счет 90. Продавец же на стоимость забракованных товаров должен скорректировать свой оборот по реализации.


На практике покупатели часто возвращают поставщику товары из-за отсутствия на них покупательского спроса. В данном случае продавец надлежащим образом исполнил свой обязательства по договору купли-продажи и право собственности на товары перешло к покупателю. Возврат товаров поставщику будет означать новый переход права собственности, но уже от бывшего покупателя к бывшему продавцу. Здесь происходит смена мест по договору: бывший покупатель становится продавцом, а бывший продавец становится покупателем. Согласно п.1 ст.39 НК РФ передача на возмездной основе права собственности на товары признается реализацией товаров, т.е. при отражении в учете возврата товаров должен использоваться счет 90.


Понятие договора.


В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. На основании заключенного договора одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст.30 ГК). Как правило, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Однако в случаях предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, оно может создавать для них права в отношении одной или обеих сторон обязательства (ст. 308 ГК).


Заключенный договор до его частичного или полного использования остается, лишь намерением, желанием совершить те или иные хозяйственные операции, не подтверждая факта их совершения, отражаемого в бухгалтерском учете и налоговых расчетах. В практике встречаются так называемые «реальные договоры, которые признаются заключенными только с момента передачи имущества, следовательно, до передачи имущества они могут быть лишь предварительными договорами, не отражаемыми в бухгалтерском учете или отчетности.


К примеру, по заключенному договору на оказание возмездных услуг одна из сторон (первая) обязана предварительно в полной сумме оплатить требуемые услуги, а вторая обязана начинать оказание услуг в трехдневный срок после поступления денежных средств на свой расчетный счет. Первая сторона, не перечислившая предварительную оплату (аванс), не может требовать от второй стороны оказания услуг. Она не может отразить в счете и отчетности не перечисленный аванс.


В случае перечисления исполнителю сумма аванса, указанная в договоре, станет своего рода обеспечением оплата предмета договора. Исполнитель, получивший денежный аванс, может приобрести на эти деньги реальный товар, имеющий стоимость и потребительскую стоимость. Поэтому первая и вторая стороны обязаны отразить в бухгалтерском учете и финансовой отчетности хозяйственные операции соответственно по перечислению аванса и по получению аванса. Вторая сторона обязана также отразить получение аванса в своей налоговой декларации, то есть в налоговом учете.


Перед отражением в бухгалтерском учете и финансовой отчетности прав и обязанностей, вытекающих из договора, необходимо быть уверенным, что эти договорные обязательства будут выполнены. В противном случае финансовая отчетность не отразит реальное состояние имущества и может привести к неправильному принятию решений инвесторами и кредиторами.


Поставка товаров ненадлежащего качества.


В договоре поставки, как содержащим обязательство по передаче движимого имущества в собственность приобретателя, важнейшее место принадлежит условиям, касающимся качества поставляемых товаров.


Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Передаче подлежат товары, качество которых соответствует договору, а при отсутствии в нем условий о качестве – товары, пригодные для целей, для которых товары такого рода обычно используются (ст.469, гл. 30 ГК РФ).


Как правило, при определении соответствующих условий применяются отсылки к специальному законодательству, в том числе к нормативным актам по стандартизации.


Закон РФ от 10 июня 1993 года «О стандартизации» указывает на следующие документы по стандартизации, действующие в РФ: государственные стандарты (ГОСТ); международные стандарты, правила, рекомендации, нормы по стандартизации; отраслевые стандарты; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.


Когда договорное условие не согласовано сторонами ни путем прямого описания в тексте сделки, ни отсылкой к обязательным для участников контракта правилам, качество товаров считается надлежащим при соответствии их целевому назначению передаваемого имущества, то есть является определимым.


Правовые последствия поставки товаров ненадлежащего качества.


Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие основные последствия поставки товаров ненадлежащего качества.


Покупатель (получатель) товаров вправе по своему выбору предъявить продавцу (поставщику) требования:


- о соразмерном уменьшении цены;


- безвозмездном устранении недостатков товаров в разумный срок;


- возмещения своих расходов при самостоятельном устранении покупателем обнаруженных недостатков.


Обобщая практика применения Основ гражданского законодательства Союза СССР и республик по затронутому вопросу, Высший Арбитражный Суд РФ отмечал, в частности, что «если покупатель потребовал устранения недостатков поставщиком, то способ устранения, в том числе путем замены поставленного товара, выбирает последний.


С принятием Гражданского кодекса РФ законодатель предоставил поставщику возможность по собственной инициативе устранять допущенные им нарушения. Так, он, получив уведомление покупателя о недостатках товаров, имеет полное право без промедления заменить поставленные товары товарами надлежащего качества (ст.518 ГК РФ).


Таким образом, замена товаров поставщиком рассматривается действующим законодательством не как один из способов исправления недостатков, а как общая предпосылка, устраняющая возможность покупателя предъявлять к поставщику требования в порядке статьи 475 ГК РФ о последствиях передачи товара ненадлежащего качества.


При отгрузке без договора изготовитель не может нести ответственность перед получателем, установившим ненадлежащее качество товаров.


Если поставщик не выполнил требование покупателя о замене недоброкачественных товаров в установленный срок, покупатель вправе приобрести товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.


Очевидно, что к расходам на приобретение товаров относится не только их стоимость, но и необходимые затраты по доставке, хранению и т.д.


Поставка товаров ненадлежащего качества может в отдельных случаях являться достаточным основанием для одностороннего отказа покупателя от исполнения договора, т.е. квалифицироваться как существенное нарушение договора поставщиком.


Убытки, причиненные поставкой товаров ненадлежащего качества, возмещаются покупателю на общих основаниях.


Разграничение ответственности поставщика и перевозчика перед приобретателем товаров.


Транспортная составляющая обязательств по поставке товаров играет важнейшую роль во взаимоотношениях сторон договора.


Согласно ст. 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.


При отгрузке товаров поставщик вступает во взаимоотношения с различными транспортными организациями, которые осуществляют доставку товаров получателю. В случае обнаружения повреждения поступивших товаров получателю следует ряд нашедших отражение в судебной практике положений, позволяющих оптимально решить вопрос об ответственности поставщика и перевозчика.


Если при разрешении спора выясняются обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товаров явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки может быть возложена на поставщика.


При наличии же бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товаров были противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего, независимого от предъявления покупателем требований к перевозчику.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Каждое предприятие в условиях рынка стремиться производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от того, насколько правильно предприятие определяет адекватно спросу перечень (ассортимент), количество и качество товаров, которые оно собирается производить, и методы их реализации, а так же от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Это требует от каждого предприятия определенной организации хозяйствования, т.е. проведение определенной экономической и производственной политики, поиска своего пути развития, своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учета.


В условиях рыночной системы каждый производитель выходит на рынок со своей продукцией самостоятельно, и то предприятие, которое создает для себя лучшие условия продажи своих товаров на рынке, будет находиться в лучшем положении по сравнению с другими, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому, чтобы процветать, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.


Как известно, хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства.


Главными задачами бухгалтерского учета являются:


- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;


- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;


- выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.


Итак, большую роль в достижении главной цели деятельности любого предприятия – получения максимальной прибыли при минимальных затратах – играет четкая организация учета и анализа готовой продукции на предприятии.


Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала на вашем предприятии объективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и внешних пользователей, можно лишь при творческом подходе и знании основных нормативных документов.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Глушков И.Е., Бухгалтерский учет на современном предприятии. М, Конус, 2001 г.


2. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» 3-е издание 2001 г


3. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учебное пособие. – М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.


4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000.


5. Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в оптовой торговле. М.: Приор-издат, 2005.


6. Бухгалтерский учет //6`2001 Патров В.В. Учет готовой продукции и товаров.


7. Жила В.Г. ревизия и аудит: учебное пособие – К.: МАУП, 1998.


8. .Калькулирование себестоимости продукции растеневодства (Т.М. Панченко, «Главбух», Отраслевое приложение «Учет в сельском хозяйстве», № 4, IV квартал 2001 г.)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.