Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Балансовые отчеты, их виды и принципы составления

Приложение 1

Данные о внутригрупповых расчетах между головной и дочерней организациями (тыс. руб.)

Показатель

Сумма


Номер формы

отчетности

Номер строки
Головная организация АО «Микротек»
Финансовые вложения в капитал дочернего общества (60% акций) 1 800 141
Дебиторская задолженность дочернего общества 1

200


241
Кредиторская задолженность дочернего общества 1

120


621
Краткосрочный кредит, выданный дочернему обществу 1

500


251
Дивиденды, полученные от дочернего общества

1

2

50


471

081

Выручка от продажи продукции дочернему обществу 2

5000


011

Прибыль от продажи продукции дочернему обществу, в том числе:

прибыль от продажи основных средств прибыль от продажи материалов

прибыль от продажи прочих товаров и услуг

1

2

400


50

70

280

472

051

Дочернее общество АО «Маяк»
Номинальная стоимость уставного капитала 1 1000 410
Дебиторская задолженность головной организации 1 120 241
Кредиторская задолженность головной организации 1 200 621
Краткосрочный кредит, полученный от головной организации 1 500 610
Дивиденды, выплаченные головной организации 1 (50) 471

Стоимость основных средств, приобретенных у головной организации,

в том числе их остаточная стоимость на конец отчетного периода


1

800


700



121

Стоимость материалов, приобретенных у головной организации,

в том числе не списанных на конец отчетного периода


1

1200

200


211

Себестоимость прочих товаров и услуг, приобретенных у головной организации 2 3000 021

Приложение 2

Баланс головной организации АО «Микротек» на 1 января 2009 г. (тыс. руб.)

АКТИВ

Код

строки

На конец отчетного периода
1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы 110 350
Основные средства 120 3200
Незавершенное строительство 130 120

Долгосрочные финансовые вложения,

в том числе инвестиции в дочерние общества

140

141

1500

800

ИТОГО по разделу 1 190 5170
II. Оборотные активы

Запасы 210 480
НДС по приобретенным ценностям 220 100
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 50
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе дебиторская задолженность дочернего общества

240

241

900 200
Краткосрочные финансовые вложения, в том числе 250 700
краткосрочный заем, выданный дочернему обществу 251 500
Денежные средства 260 1200
ИТОГО по разделу II 290 3430
БАЛАНС 300 8600
ПАССИВ

Код

строки

На конец отчетного периода
III. Капитал и резервы

Уставный капитал 410 4500
Добавочный капитал 420 400
Резервный капитал 430 1000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), в том числе: 470 500
дивиденды, полученные от дочернего общества 471 50
прибыль от продажи продукции дочернему обществу 472 400
ИТОГО по разделу III 490 6400
V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты 610 1000
Кредиторская задолженность, в том числе: 620 1200
Кредиторская задолженность дочернего общества 621 120
ИТОГО по разделу V 690 2200
БАЛАНС 700 8600

Приложение 3

Баланс дочерней организации АО «Маяк» на 1 января 2009 г.

АКТИВ Код строки На конец отчетного периода
1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы 110 100
Основные средства, в том числе основные средства, приобретенные у головной организации

120

121

800

700

Долгосрочные финансовые вложения, в том числе: 140 200
ИТОГО по разделу 1 190 1100
II. Оборотные активы

Запасы, в том числе материалы, приобретенные у головной организации

210

211

280

200

НДС по приобретенным ценностям 220 50
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 50
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе дебиторская задолженность головной организации

240

241

220

120

Краткосрочные финансовые вложения 250 100
Денежные средства 260 500
ИТОГО по разделу II 290 1 200
БАЛАНС 300 2300
ПАССИВ Код строки На конец отчетного периода
III. Капитал и резервы

Уставный капитал,

в том числе вложения в уставный капитал головной организации

410

411

1000

600

Резервный капитал 430 300

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток),

в том числе дивиденды, выплаченные головной организации

470

471

200

(50)

ИТОГО по разделу III 490 1 500
V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты, в том числе 610 500
кредит от головной организации 611 500
Кредиторская задолженность, в том числе 620 250
кредиторская задолженность головной организации 621 200
Прочие краткосрочные обязательства 660 50
ИТОГО по разделу V 690 800
БАЛАНС 700 2300

Приложение 4

Промежуточный сводный баланс (тыс. руб.)

АКТИВ Код строки На конец отчетного периода
1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы 110 450
Основные средства, в том числе: 120 4000
основные средства, приобретенные у головной организации 121 700
Незавершенное строительство 130 120
Долгосрочные финансовые вложения, в том числе 140 1700
инвестиции в дочерние общества 141 800
ИТОГО по разделу 1 190 6270
II. Оборотные активы

Запасы, в том числе материалы, приобретенные 210 760
у головной организации 211 200
НДС по приобретенным ценностям 220 150
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 100
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе: 240 1120
дебиторская задолженность головной организации 241 120
дебиторская задолженность дочернего общества
200
Краткосрочные финансовые вложения, в том числе: 250 800
краткосрочный кредит, выданный дочернему обществу 251 500
Денежные средства 260 1700
ИТОГО по разделу II 290 4630
БАЛАНС 300 10900

Продолжение приложения 4

ПАССИВ Код строки На конец отчетного периода
III. Капитал и резервы

Уставный капитал, в том числе 410 5500
вложения головной организации в акции дочернего общества 411 500
Добавочный капитал 420 400
Резервный капитал 430 1300
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), 470 700
в том числе: дивиденды, полученные головной организацией 471 50
от дочернего общества дивиденды, выплаченные головной организации
(50)
дочерним обществом прибыль от продажи продукции дочернему обществу 472 400
ИТОГО по разделу III 490 7900
V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты, в том числе 610 1500
кредит дочернему обществу от головной организации 611 500
Кредиторская задолженность, в том числе: 620 1450
кредиторская задолженность дочернего общества 621 120
кредиторская задолженность головной организации
200
Прочие краткосрочные обязательства 660 50
ИТОГО по разделу V 690 3000
БАЛАНС 700 10900

Приложение 5

Корректировка промежуточного сводного бухгалтерского баланса

Статья Номер строки Добавлено (+), исключено (-) Сумма (тыс. руб.)
Доля меньшинства в уставном капитале дочернего общества

491

410

+

-

400

400

Сумма финансовых вложений головной организации в дочернее общество 140 (141) 410 (411)

-

800

600

Превышение суммы финансовых вложений головной организации над стоимостью акций, отраженных у дочернего общества 110 (111) + 200
Дебиторская задолженность дочернего общества головному Дебиторская задолженность головного общества дочернему 240 (241) 240 (241)

-

-

200

120

Кредиторская задолженность дочернего общества головному

Кредиторская задолженность головного общества дочернему

620 (621) 620 (621)

-

-

200

120

Краткосрочный кредит, выданный головной организацией дочернему обществу 250 (251) 610 (611)

-

-

500

500

Дивиденды, полученные головной организацией от дочернего общества Дивиденды, выплаченные дочерним обществом головной организации 470 (471) 470 (471)

-

+

50

50

Прибыль от продажи основных средств, приходящаяся на остаточную стоимость Прибыль от продажи основных средств головного общества дочернему 470 (472) 120

-

-

44

44

Прибыль от продажи материалов Прибыль от продажи материалов головной организацией дочернему обществу 470(472) 210

-

-

12

12


Приложение 6

Сводный баланс группы «Микротек» на 1 января 2009 г. (тыс. руб.)

АКТИВ Код строки На конец отчетного периода
1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы, в том числе: 110 650
деловая репутация организации 111 200
Основные средства 120 3956
Незавершенное строительство 130 120
Долгосрочные финансовые вложения 140 900
ИТОГО по разделу 1 190 5626
II. Оборотные активы

Запасы 210 748
НДС по приобретенным ценностям 220 150
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 100
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 800
Краткосрочные финансовые вложения 250 300
Денежные средства 260 1700
ИТОГО по разделу II 290 3798
БАЛАНС 300 9424
ПАССИВ Код строки На конец отчетного периода
III. Капитал и резервы

Уставный капитал 410 4500
Добавочный капитал 420 400
Резервный капитал 430 1300
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 644
ИТОГО по разделу III 490 6844
Доля меньшинства в уставном капитале 491 400
V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты 610 1000
Кредиторская задолженность 620 1130
Прочие краткосрочные обязательства 660 50
ИТОГО по разделу V 690 2180
БАЛАНС 700 9424


Содержание


Введение 3

1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов 5

1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды 5

1.2. Виды балансовых отчетов 10

1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования 14

2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления 17

2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях 17

2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты 21

2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО 29

Заключение 35

Библиографический список 36


Введение

Информация о хозяйственной операциях производящих экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в балансовые отчеты предприятий.

В системе нормативного регулирования балансовые отчеты рассматриваются как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе информации учета, подготовленной по установленным формам за период. В свою очередь отчетный период – это период, за который организация должна составлять отчетность.

Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Поэтому балансовые отчеты должны выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователям информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Самостоятельный балансовый отчет согласно ст. Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из признаков юридического лица, т. е. выполняет экономико-правовую функцию.

Балансовый отчет служит основным источником информации для обширного круга пользователей, как внутри экономического субъекта, так и за его пределами.

Актуальность курсовой работы связана со стремительным развитием в России крупного, среднего, малого бизнеса. В связи с этим грамотное становление отчетности в организации становится наиважнейшей задачей для каждого руководителя.

Целью курсовой работы является изучение видов и принципов составления балансового отчета, на примере бухгалтерского баланса организа­ции ОАО «Микротек».

Для достижения цели предполагается решить ряд задач:

изучить теоретические работы разных авторов, посвященные теме исследования;

рассмотреть экономическую сущность балансовых отчетов;

рассмотреть структурное построение балансовых отчетов;

рассмотреть балансовые отчеты учетного оформления;

изучить вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО.


1. Понятие и основные концепции балансовых отчетов
1.1. Определение балансового отчета, его назначение и виды

Термин «баланс» происходит от латинского «bilanx», буквально — двучашие, и означает равновесие, равенство. Этот термин применяется в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определен­ный период времени. Например, баланс производства и распределе­ния валового внутреннего продукта, материальные балансы, баланс денежных доходов и расходов государства и др. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В учете слово «баланс» имеет двоякое значение:

равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пас­сива баланса и т.д.;

наиболее важная форма отчетности, показываю­щая состояние средств организации в денежной оценке на определен­ную дату.

Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются, как пра­вило, на одном уровне. В отличие от балансов, используемых при пла­нировании и анализе, баланс представляет собой сис­тему моментных показателей, характеризующих состояние средств организации на определенную дату. По определению Я.В. Соколова, баланс есть модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое поло­жение организации. В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчет­ную единицу, дополнением к которой является совокупность других форм отчетности.

В других формах отчетности расшифровываются данные, которые содержатся в балансе. Если в балансе отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности орга­низации, то в других формах представлено состояние всех средств органи­зации. В основу построения баланса положена классификация хозяй­ственных средств. В экономике любого государства баланс выполняет следующие основные функции:

информирует собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, об имущественном состоянии организации, т.е. о том, в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие может распоря­жаться;

позволяет определить, способно ли предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые за­труднения;

отражает финансовый результат деятельности организации за от­четный период, по которому судят о способности руководителей сохра­нять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы;

служит основой для оперативного финансового планирования и контроля за движением денежных средств организации;

является источником информации для налоговых служб, кредит­ных учреждений и органов государственного управления.

Некоторые специалисты, например, Н.В. Бородина, В.В. Жаринов, Н.П. Любушин, говоря о функциях баланса, главное его назначение видят в том, что он:

является основной формой отчетности;

выполняет контрольную функцию;

служит базой для экономического анализа финансово-хозяй­ственной деятельности организации.

Многие крупные предприятия имеют сложную структуру; каждое подразделение ведет учет и составляет баланс. Балансы и отчетность дочерних и зависимых организаций помогают руководи­телям крупного предприятия координировать деятельность всего иму­щественного комплекса.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды активов, предназначенные для предпринимательской деятель­ности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудова­ние, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, долги, другие исключительные права и т.д. Любой баланс отражает состояние имущества как группировку разнородных имущественных средств и прав на это имущество и одновременно как капитал опреде­ленных хозяйственных субъектов, а также третьих лиц.

Каждый пользователь отчетности стремится решать свои задачи исходя из модели баланса.

Кредиторов беспокоит платежеспособность фирмы, и поэтому они склонны рассматривать баланс как категорию учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денеж­ном измерении имущественное положение организации.

Покупателей и продавцов волнует вопрос, что выгоднее: продать предприятие в целом или же, ликвидировав его, реализовать его иму­щество (в этом случае составляется актуарный баланс, который пред­ставляет собой одну из разновидностей статического баланса).

Администрацию и собственников интересует движение капитала, который должен приносить прибыль, поэтому баланс для них — до­кумент, в котором представлен финансовый результат организации за отчетный период. Такой баланс получил название динамического.

Налоговые органы в зависимости от действующего в стране нало­гового законодательства могут быть заинтересованы как в статическом, так и в динамическом балансе. Для налоговых органов составляются декларации по налогам, которые могут быть увязаны с формами отчет­ности. В других случаях информация для налоговых расчетов форми­руется по данным первичных документов, и таким образом создается параллельный налоговый учет или данные выбираются из счетов Глав­ной книги и модифицируются в соответствии с требованиями налоговых органов. В России составляют балансы, которые показывают состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определен­ную дату. Эти средства классифицируют по составу, источникам форми­рования, размещению, юридической принадлежности и т.д. Следова­тельно, в основу построения баланса положена клас­сификация хозяйственных средств организации, которая подробно будет рассмотрена ниже.

Виды и классификация отчетности. Отчетность является ос­новным источником информации о деятельности любой организации. В зависимости от пользователей отчетность юридических лиц подраз­деляют, как правило, на три вида:

бухгалтерская отчетность основана на данных бухгалтерского учета, правила формирования показателей установлены Положения­ми по бухгалтерскому учету, которые утверждает Министерство фи­нансов Российской Федерации, является публичной (открытой для всех заинтересованных лиц);

налоговая отчетность основана на данных налогового учета, составляется и представляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, ее данные могут являться коммерческой тай­ной для всех пользователей, кроме налоговых инспекций;

статистическая отчетность основана на данных бухгалтерского и оперативного учета, формируется по правилам, установленным Гос­комстатом Российской Федерации (Росстатом), предназначена для сбора и обработки информации о массовых социально-экономических явлениях и не является публичной (данные могут представлять ком­мерческую тайну).

Кроме того, организации могут представлять специализированную отчетность в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (эмитенты ценных бумаг, например акционерные общества), в комитеты по управле­нию федеральным и муниципальным имуществом (унитарные предприя­тия) и т.д. Однако бухгалтерская отчетность представляется всем пользо­вателям — и в налоговые органы, и в комитет государственной статистики, и в ФКЦБ, и в комитеты по управлению государственным имуществом. Бухгалтерскую отчетность классифицируют по различным при­знакам.

1. В зависимости от назначения отчетность может быть:

внутренняя (управленческая) — для руководителей различных уровней управления, составляется по правилам и в сроки, установлен­ные руководством хозяйствующего субъекта;

внешняя (финансовая) — для внешних пользователей (инвес­торов, кредиторов, налоговых служб и т.д.), формируется по правилам, установленным государством.

2. В зависимости от периода составления отчетность может быть:

промежуточная — составляется нарастающим итогом с начала года (квартал, полугодие, 9 месяцев);

годовая — содержит итоговые показатели деятельности орга­низации за календарный год.

3. По степени детализации различают отчетность:

общую — характеризует хозяйственную деятельность всей орга­низации;

специальную — раскрывает информацию об отдельных направ­лениях деятельности организации (материально-техническое снабже­ние, состояние расчетов с дебиторами или кредиторами, продажи по регионам или видам продукции, работ, услуг и т.п.).

4. По степени обобщения отчетность подразделяется следующим образом:

единичная — охватывает показатели отдельной организации, подразделения, выделенного на отдельный баланс;

сводная — раскрывает объединенные показатели юридическо­го лица, включая филиалы и подразделения, выделенные на отдель­ный баланс;

консолидированная — раскрывает информацию о группе взаимо­связанных организаций, каждая из которых может быть самостоятель­ным юридическим лицом (холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.).

Следует отметить, что в российском законодательстве о бухгал­терском учете понятия сводная и консолидированная отчетность упот­ребляются как синонимы, в то время как в международной практике принято их разграничивать.


1.2. Виды балансовых отчетов

Существует множество видов балансовых отчетов в зависимости от цели его составления. Для получения более четкого представления о них можно выделить восемь группировок бухгалтерского баланса:

1) по источникам составления;

2) по срокам составления;

3) по объему информации;

4) по характеру деятельности;

5) по форме собственности;

6) по реформированию;

7) по формату;

8) по времени составления;

9) по полноте.

1) По источникам составления бухгалтерские балансы могут быть инвентарными, книжными и актуарными.

Инвентарный баланс составляют только на основании инвентари­зации. Ее результаты показывают размер актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных собственником.

Книжный баланс формируют по данным счетов Главной книги без предварительной их проверки путем инвентаризации.

Актуарный баланс составляют по данным, собранным по стати­стике страховых, торговых и подобных предприятий.

На практике чаще всего составляется книжный (счетный) баланс, но его данные корректируются данными инвентаризационных описей.

2) По срокам составления бухгалтерские балансы бывают вступи­тельными, текущими, санируемыми, ликвидационными, разделитель­ными, объединительными.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которой организация начинает свою деятельность, и формируется после регистрации устава организации и внесения в уставный фонд активов.

Текущий баланс составляют периодически в течение всего времени существования организации. Он может быть начальным (входящим), промежуточным и заключительным (исходящим). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец отчетного года. Промежуточный баланс отличается от заключительного и начального, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во-вторых, проме­жуточный баланс составляют исключительно на основании данных текущего учета, не подтвержденных инвентаризацией.

Санируемый баланс составляют в тех случаях, когда организация стоит на пороге банкротства и ей необходимо сделать выбор: ликвиди­роваться путем объявления о банкротстве или договориться с креди­торами об отсрочке платежей. Кредиторам надо знать размеры поне­сенного убытка, поэтому санируемый баланс формируют с помощью аудитора до окончания отчетного периода с целью выявления реаль­ного положения дел.

Ликвидационный баланс формируют в случае ликвидации органи­зации. Различают вступительные ликвидационные балансы (на начало ликвидации), промежуточные ликвидационные балансы (в течение всего периода ликвидации) и заключительные ликвидационные балансы (на конец ликвидации).

Разделительный баланс составляют при разделении крупной организации на несколько более мелких структурных единиц, а также при передаче одной либо нескольких структурных единиц от одной организации другой. В последнем случае баланс называют передаточным.

Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

3) По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные балансы.

Единичный баланс отражает деятельность только одной органи­зации.

Сводный баланс агрегирует данные включаемых в него единичных балансов. В таком балансе отражается общее состояние средств груп­пы организаций в целом. Разновидностью сводных балансов является консолидированный баланс, который представляет собой объединение балансов юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в эконо­мическом и финансовом отношении организаций.

4) По характеру деятельности различают балансы основной и не­основной деятельности.

Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности организации считаются неосновными, например подсобное сельское хозяйство.

Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятель­ностью, могут составлять отдельные балансы.

5) По форме собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций.

6) По реформированию различают реформированные и нереформированные балансы.

Баланс считается реформированным, когда прибыль, полученная за данный отчетный период, уже распределена и в балансе отдельной строкой не показывается.

Нереформированным считается баланс, когда прибыль, получен­ная в отчетном периоде, еще не распределена и показывается в балансе отдельной строкой.

7) По формату баланс может быть:

двусторонний — актив слева, пассив справа, иногда наоборот;

односторонний — актив сверху, пассив под активом (возможен обратный порядок);

разделенный — по центру приводятся названия статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива;

шахматный — матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по графам — статьи пассива (возможен обратный порядок).

8) По времени составления различают следующие виды баланса.

Провизорный баланс составляют в конце месяца до наступления отчетной даты. Такой баланс служит для целей управления.

Перспективный баланс составляют на будущие периоды статисти­ческими методами. Если такой баланс не соответствует потенциаль­ным возможностям организации, то на основе его анализа формируют директивный баланс.

Директивный баланс составляют исходя из оптимальной струк­туры использования ресурсов фирмы.

9) По полноте различают баланс-брутто, и баланс-нетто.

Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи.

Баланс-нетто — это баланс, из которого исключены регулирую­щие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его очисткой.

В ОАО «Микротек» составляется текущий, книжный (счетный), двусторонний баланс основной деятельности, его данные корректируются данными инвентаризационных описей.


1.3. Краткая экономическая характеристика объекта исследования

На современном этапе работы ОАО «Микротек» приоритетной задачей является производство и реализация мебели.

Согласно Уставу открытое акционерное общество «Микротек» учреждено в соответствии с законом Российской Федерации «Открытое акционерное общество».

ОАО «Микротек» является коммерческой организацией и действует на основании Устава и действующего законодательства. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета.

Предприятие самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и других ресурсов.

Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно.

Основной целью деятельности ОАО «Микротек» является получение прибыли, а также удовлетворение потребностей юридических лиц и населения в работах, производимых обществом.

Основными видами деятельности являются следующие:

производство;

торговля.

В организации ведется централизованный бухгалтерский учет, не имеет филиалов и структурных подразделений. Согласно закона о бухгалтерском учете в Российской Федерации, ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства России при выполнении хозяйственных операций возлагается в ОАО «Микротек» на руководителя. Руководитель ОАО «Микротек» учредил бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером.

Организация бухгалтерской службы в ОАО «Микротек» в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой включает в себя права и обязанности главного бухгалтера, место бухгалтерии в системе управления предприятием.

Бухгалтерия ОАО «Микротек» занимается обработкой документов, ведением учетных регистров и на их основе - составлением отчетности.

Руководит работой бухгалтерии главный бухгалтер, он дает указания по ведению учета и составления отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, представление оперативной информации, составлением в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление совместно с другими подразделениями и службами экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности по данным бухучета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутренних хозяйственных ресурсов.

Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных и денежных обязательств.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете в ОАО «Микротек» регламентируется графиком. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График устанавливает рациональный документооборот, т.е предусматривает оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, минимальный срок по нахождению в подразделении или у исполнителя.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

На ОАО «Микротек», с помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете: контролируют сохранность тех или хозяйственных средств, числящихся у материально ответственных лиц.

В ОАО «Микротек» установлены случаи обязательного проведения инвентаризации имущества и финансовых операций:

-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передаче дел);

-при установленных фактов хищений или злоупотреблений, а также порче ценностей;

Аналитический учет отгрузки и реализации организуется по отдельным видам товаров.

Кроме журналов-ордеров и ведомостей бухгалтерией ведется Главная книга-регистр синтетического учета. Кредитовые обороты по журналам-ордерам переносятся на счета Главной книги одной итоговой суммой за месяц, т.е. в развернутом виде они содержатся в журналах ордерах. На основании Главной книги и других регистров заполняется баланс и другие формы отчетности.

На изучаемом предприятии разрабатывается учетная политика и оформляется приказом. Данный приказ подписывается руководителем предприятия. Приказ об учетной политике соответствует требованиям ведения бухгалтерского учета и отчетности, плану счетов бухгалтерского учета, нормативным и законодательным актам регулирующих ведение бухгалтерского учета организации.

2. Балансовые отчеты учетно-статистического и контрольного построения и представления 2.1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях

Построить баланс правильно значит:

полностью охватить хозяйственные процессы организации во всем их многообразии;

дать надлежащую группировку хозяйственных средств;

изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финан­сово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств организации.

Модель баланса предусматривает два разреза: вертикальный и го­ризонтальный.

Вертикальный разрез предполагает две части: актив и пассив. В зависимости от интересов пользователей актив можно истолковы­вать как средства, пассив — как источники (статический баланс), а весь баланс — как различные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).

Горизонтальный разрез зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в балансе. Во всех случаях каждой статье баланса соответствует определенное сальдо счета или группы счетов. Дебетовое сальдо, как правило, отражают в активе, кредитовое — в пас­сиве. Если сальдо отрицательное, то оно может быть показано в круг­лых скобках как в активе, так и в пассиве в зависимости от принятого порядка заполнения формы баланса и вычитается при формировании итогов разделов.

В нашей стране принята преимущественно юридическая трактовка статического баланса. Согласно данному подходу объектом баланса выступает имущество организации, т.е. то, что находится в собствен­ности или под контролем (владением) организации. Структура пасси­ва при этом является производной от структуры актива, поскольку отражает только задолженность организации. Существует и иная трак­товка статического баланса, согласно которой в активе фиксируются права организации на причитающееся ей имущество, а в пассиве — ее обязательства передать имущество собственникам и кредиторам. В экономическом смысле главная задача статического баланса сводится к оптимизации структуры актива и пассива. Изменение структуры актива, как правило, влияет на эффективность хозяйственной деятель­ности. Так, рост запасов может указывать на замедление оборачива­емости и, следовательно, снижение рентабельности. Когда актив рассматривается как основное содержание статического баланса, предпо­лагается, что его статьи должны располагаться в порядке их ликвид­ности (от основных средств до кассы или наоборот). Статьи пассива должны быть сгруппированы по мере их возможного изъятия. При этом в активе и пассиве отражают одни и те же средства, но в разной груп­пировке: в одном случае по составу, а в другом — по их источникам.

Иную схему построения имеет динамический баланс, объектом которого является кругооборот капитала во всех своих основных фазах. Актив баланса трактуется не как набор средств, а как расходы органи­зации, переходящие в затраты, пассив же — как доходы, которые должны стать ценностями в конце кругооборота капитала.

Динамический баланс не оказал существенного влияния на дей­ствующую практику составления балансов, но в XXI веке эта форма баланса станет доминирующей. В современных условиях в едином ба­лансе осуществлен синтез элементов статического и динамического балансов. Если требуется повысить точность в оценке имущественного комплекса, то большее внимание уделяется элементам статического баланса, если же необходимо более точно определить финансовый ре­зультат, то на первое место выступают элементы динамического баланса.

Построение баланса начинается с создания балансовой таблицы. В отечественной учетной литературе последних лет прослеживалось несколько упрощенное толкование основных частей этой таблицы. Под активом понимали средства и их размещение, а пассив рассмат­ривали как источники и назначение средств.

В международных стандартах финансовой отчетности активы опре­делены как ресурсы, контролируемые организацией, использование которых может в будущем привести к притоку экономических выгод. Будущие экономические выгоды — это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Статьи актива баланса в соответствии с законодательством и традициями ряда стран располагаются по определенной системе по степени ликвидности. В отечественной практике актив в соответствии с ПБУ 4/99 отража­ется в порядке возрастающей ликвидности с подразделением активов в зависимости от срока обращения на краткосрочные и долгосрочные. В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включа­ются статьи, в которых показываются определенные группы элемен­тов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отража­ются нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и др. В разделе II «Оборотные активы» фиксируются запасы, налог на добав­ленную стоимость, дебиторская задолженность, краткосрочные финан­совые вложения и денежные средства.

В отдельных странах (США, Англия и др.) актив баланса строится в порядке убывание ликвидности. На первом месте в балансе стоят статьи денежных средств, товаров, запасов и др. Такое построение ак­тива баланса было характерно и для России до конца 20-х годов ми­нувшего столетия.

Пассив баланса показывает, во-первых, сколько средств (капита­ла) вложено в хозяйственную деятельность организации, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании совокупности имущества организации. В рыночной экономике пассив определяется в основном как обязательства за полученные ценности или требования на полу­ченные организацией ресурсы. Согласно международным стандартам финансовой отчетности обязательства — это существующая на отчет­ную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны.

Обязательства группируются прежде всего по субъектам: одни явля­ются обязательствами перед собственниками организации, другие -перед третьими лицами. Такое деление обязательств в балансе имеет значение при определении срочности их погашения. Обязательства перед собственниками составляют практически постоянную часть ба­ланса, не подлежащую погашению в течение деятельности организации, обязательства перед третьими лицами имеют ту или иную срочность. В свою очередь обязательства перед собственниками подразделяются на два вида. Одни возникают в результате первоначального взноса соб­ственника при открытии организации и вследствие дальнейших взносов извне. Такие источники называются уставным капиталом организации. Другие обязательства перед собственниками превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств в результате реинвестирования в деятельность организации части полученной при­были. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях балан­са, как «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль». Оба вида обязательств объединены общим понятием «собственный капитал». Последний, как отмечалось выше, состоит из двух основных частей: капитал, который организация получает от акционеров, и капитал, который она генерирует в процессе своей деятельности. В междуна­родных стандартах финансовой отчетности первую часть капитала называют также финансовыми ресурсами организации. Другой состав­ляющей пассива являются внешние обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Этот вид обяза­тельств принято называть заемным капиталом. В международной прак­тике особо выделяется понятие «собственный капитал», которое трак­туется как чистое имущество, представляющее собой остаток всего имущества организации за вычетом внешних обязательств. Собственный капитал — это остаток всего капитала (итог пассива) минус заемный капитал (внешние обязательства). Поскольку актив равен пассиву, чистое имущество и собственный капитал — понятия тождественные. Для российских организаций показатель «чистые активы» является новым. Его появление связано с введением в Гражданском кодексе Российской Федерации требования сравнения показателя чистых акти­вов с зарегистрированной величиной уставного капитала организации. В этой связи показатель «чистые активы» является по существу ин­дикаторным для оценки финансового состояния, его расчет вытекает из МСФО 13 «Представление текущих активов и текущих пассивов». Статьи пассива баланса группируются по степени срочности воз­врата обязательств. В российской практике статьи пассива располага­ются в порядке возрастания степени срочности возврата. Первое место занимает уставный капитал, за ним следуют остальные статьи.

2.2. Структурное построение балансовых отчетов: консолидированные балансовые отчеты

Состав консолидированной отчетности в разных странах неодина­ков. Так, в США компании публикуют консолидированный баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и консолидирован­ный отчет о движении денежных средств, но не публикуют отчетность материнской компании.

В соответствии с 4-й и 7-й директивами ЕС в западноевропейских странах консолидированная финансовая отчетность включает консоли­дированные баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств, а также примечания и заключение аудитора. Однако при этом национальные особенности, связанные с объемом и структурой консолидированной отчетности, могут быть сохранены.

Состав сводной (консолидированной) отчетности в России регла­ментируется ПБУ 4/99. Общие правила составления такой отчетности определены Методическими рекомендациями по составлению и пред­ставлению сводной бухгалтерской отчетности.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разра­батываемым головной организацией на основе образцов утвержденных форм бухгалтерской отчетности. При этом типовые формы бухгалтер­ской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходи­мыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчет­ности. Числовые показатели отдельных активов, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без них невозможно оце­нить финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы взаимосвязанных организаций. Несущественные показатели в сводной отчетности не приводятся.

Головная организация, составляющая сводную бухгалтерскую от­четность с учетом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливает объем, сроки и порядок представления информации и формы отчетности, представляемой ей дочерними и зависимыми об­ществами, а также требования к этой отчетности. При этом учитываются требования, выдвигаемые учредителями для целей формирования сводной информации по группе. Дочерние и зависимые общества обя­заны учитывать эти требования при разработке своих форм бухгал­терской отчетности.

Сводная бухгалтерская отчетность включает следующие формы:

сводный бухгалтерский баланс;

сводный отчет о прибылях и убытках;

пояснения к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

Сводная бухгалтерская отчетность должна включать также данные, необходимые для формирования полного и достоверного представле­ния о финансовом положении организации. При этом головная орга­низация должна придерживаться принятой формы сводного бухгал­терского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.

Изменение избранных форм сводной бухгалтерской отчетности раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и свод­ному отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение.

Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних об­ществ объединяется путем построчного суммирования аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. При этом для формирования финансовой информации о группе как о едином целом необходимо:

исключить балансовую стоимость инвестиций головной органи­зации в каждое дочернее общество и соответствующие части капитала каждого дочернего общества, принадлежащие головной организации;

скорректировать прибыль группы исходя из суммы чистой при­были сведенных дочерних обществ, причитающейся головной органи­зации, т.е. за минусом суммы чистой прибыли которой головная организация не владеет прямо или косвенно;

отразить в сводном балансе группы отдельно от обязательств и ка­питала головной организации долю в чистых активах сведенных до­черних обществ, не принадлежащую прямо или косвенно головной организации;

исключить любую задолженность по расчетам внутри группы, операции, совершенные внутри группы, нереализованную прибыль и нереализованные убытки от таких операций, за исключением случаев, когда затраты не могут быть возмещены.

Из сводного баланса исключаются статьи, отражающие финансо­вые вложения головной организации в уставный капитал дочерних обществ и соответственно в уставный капитал дочерних обществ в ча­сти, принадлежащей головной организации. В случае, когда сумма финансовых вложений головного общества не совпадает со стоимостью акций (пая), отраженной в балансе дочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, которая отражается в свод­ном балансе отдельной статьей «Деловая репутация». Если номиналь­ная стоимость акций дочернего общества ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается в группе статей «Немате­риальные активы» сводного бухгалтерского баланса. Если номиналь­ная стоимость акций дочернего общества превышает балансовую оценку финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается между разделами капи­тала и резервов и долгосрочных обязательств сводного бухгалтерского баланса.

Если головная организация владеет менее 100% голосующих ак­ций дочернего общества, то в сводном бухгалтерском балансе приво­дится показатель доли меньшинства. Он характеризует источник средств группы и отражает величину капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не при­надлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела капитала и резервов бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».

Из сводной отчетности исключаются показатели, отражающие де­биторскую и кредиторскую задолженность между головной организа­цией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.

Помимо этого исключаются дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не вхо­дящим в группу.

Рассмотрим порядок составления такой отчетности группами вза­имосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) на примере головной организа­ции ОАО «Микротек» и дочернего общества ОАО «Маяк».

Перед началом составления сводной отчетности головная органи­зация должна получить от всех организаций группы следующие дан­ные:

о финансовых вложениях организаций группы в уставные ка­питалы других организаций;

о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;

о полученном организациями группы эмиссионном доходе;

об остатках кредиторской и дебиторской задолженности орга­низаций группы друг другу;

о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;

о начисленных и выплаченных дивидендах организациями груп­пы;

о внутригрупповых доходах и прибыли;

о приобретенных у организации группы основных средств;

о приобретенных у организации группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.

Для составления сводного бухгалтерского отчета используем данные приложений 1 - 3. Применим формы от­четности, составленные головной организацией ОАО «Микротек» на основе типовых форм с расшифровкой некоторых показателей, отражающих движение средств между головной организацией и дочерним обществом.

Первый этап составления баланса состоит в построчном суммировании данных бухгалтерских балансов головной организации и ее дочернего общества для получения так называемого «промежуточного водного баланса» (Приложение 4).

Так как головная организация не обладает 100% капитала дочер­него общества, на втором этапе составления сводного бухгалтерского баланса следует исчислить долю меньшинства в уставном капитале до­чернего общества. В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражает величину уставного капитала дочернего обще­ства, не принадлежащего головной организации.

Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определя­ется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату (1000 тыс. руб.) и доли участия головной организа­ции к его общей величине (60%). Таким образом, доля меньшинства составит 400 тыс. руб. [1000 - (1000 х 60%)].

В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражается отдельной статьей «Доля меньшинства» после стр. 490 «Итого по разделу III», т.е. за итогом раздела III «Капитал и резервы».

На третьем этапе из соответствующих строк промежуточного баланса исключаются следующие величины.

1. Сумма финансовых вложений головной организации в дочер­нее общество, отраженная у головной организации по счету 58 «Фи­нансовые вложения», субсчет «Долгосрочные финансовые вложения» (строка 141 баланса — 800 тыс. руб.), и стоимость соответствующей доли (60%) в уставном капитале, отраженная у дочернего общества по счету 80 «Уставный капитал» (строка 411 баланса — 600 тыс. руб.).

Если были финансовые вложения дочернего общества в капитал головной организации или другого дочернего общества, принадлежащего той же головной организации, то данные о них также исключаются из свод­ной отчетности. После проведения указанной операции в строке 140 свод­ного баланса останется сумма 900 тыс. руб. (1700 - 800), а в строке 410 сумма 4500 руб. (5500 - 600 - 400), т.е. доля меньшинства.

2. Сумма финансовых вло­жений головного общества (800 тыс. руб. — строка 141 баланса у голов­ной организации) не совпадает со стоимостью акций, отраженной у до­чернего общества (600 тыс. руб. включены в строку 410 баланса у дочернего общества). Таким образом, возникает положительная раз­ница 200 тыс. руб., которая отражается в сводном бухгалтерском ба­лансе по статье «Деловая репутация».

Если сумма финансовых вложений головной организации оказа­лась меньше стоимости акций, отраженной у дочернего общества, от­рицательная разница отражается в пассиве сводного бухгалтерского баланса за итогом раздела «Капитал и резервы».

При исчислении деловой репутации необходимо иметь в виду сле­дующее. Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение 20 лет путем начисления амортизации. Амортизация по положительной деловой репутации организации от­ражается в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации равномер­но списывается на финансовые результаты как операционные доходы.

Если дочернее общество реализовало свои акции по цене, превы­шающей их номинал, и у него образовался эмиссионный доход, то пе­ред тем как отразить деловую репутацию, необходимо уменьшить ее величину на сумму эмиссионного дохода, относящегося к данным ак­циям (так как взаимные прибыли должны исключаться). Когда в со­ставе группы есть «внучатые» компании, стоимость приобретения го­ловной организацией акций внучатого общества равна не доле ее контроля, а доле участия, в связи с чем исчисленная деловая репута­ция внучатого общества корректируется на долю участия в нем голов­ной организации. «Внучатыми» называют дочерние общества, находя­щиеся под косвенным контролем головной организации.

Как определяется деловая репутация в группе взаимосвязанных организаций со сложной структурой. Головная организация «Микротек» владеет 70% акций дочернего общества «Маяк» на сумму 500 тыс. руб. Дочернее общество «Маяк» владеет 60% акций организации «Траст» на сумму 450 тыс. руб., стоимость приобретения которых 400 тыс. руб. по номи­налу. Деловая репутация, отражаемая в балансе «Маяк», должна равняться 50 тыс. руб. (450 - 400), однако доля участия «Микротек» в «Траст» равна 42% (60% х 70%), поэтому деловая репутация «Траст» в балансе «Микротек» будет рав­на 35 тыс. руб. (42% : 60% х 50 тыс. руб.).

3. Из сводного баланса исключаются показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной органи­зацией и дочерними обществами. Из строк 240 (241) сводного баланса исключаются дебиторская задолженность дочернего общества головному — 200 тыс. руб. и дебиторская задолженность го­ловного общества дочернему — 120 тыс. руб. Из строк 620 (621) пасси­ва сводного баланса исключаются кредиторская задолженность голов­ного общества дочернему — 120 тыс. руб. и кредиторская задолженность дочернего общества головному — 200 тыс. руб.

Если в составе группы имеется несколько дочерних обществ, из сводного баланса исключаются также показатели, отражающие де­биторскую и кредиторскую задолженность между дочерними общест­вами.

4. Из сводного баланса исключаются показатели, отражающие вы­данный головной организацией дочернему обществу краткосрочный кредит. Сумма выданного кредита (500 тыс. руб.) исключается из строк 250 (251) актива и соответственно из строк 610 (611) пассива сводного баланса.

5. Из строк 470 (471) сводного бухгалтерского баланса исключа­ются дивиденды, полученные головной организацией от дочернего об­щества, вместе с тем сюда же включаются дивиденды, выплаченные дочерним обществом головной организации.

6. Из строк 470 (472) сводного бухгалтерского баланса исключа­ется прибыль от реализации основных средств и материалов головной организацией дочернему обществу, приходящаяся на остаточную сто­имость, соответственно, этих основных средств и материалов, отражен­ную в балансе дочернего общества. Прибыль от продажи основных средств равна 50 тыс. руб. (Приложение 1), прибыль от реализации основных средств, приходящаяся на остаточную стоимость этих основ­ных средств, 44 тыс. руб. (50 : 800 = 0,063; 700 х 0,063 = 44 тыс. руб.)

Прибыль от продажи материалов составляет 70 тыс. руб. (Приложение 1), прибыль от продажи материалов, приходящаяся на их остаточную стоимость, отраженную в балансе дочернего общества 12 тыс. руб. (70 : 1200 = 0,058; 200 х 0,058 = 12 тыс. руб.).

В итоге из строки 470 сводного баланса исключается 56 тыс. руб. (44 + 12).

7. Из строки 120 сводного бухгалтерского баланса исключается прибыль от реализации основных средств головной организацией до­чернему обществу, приходящаяся на остаточную стоимость данных ос­новных средств, отраженную в балансе дочернего общества,— 44 тыс. руб. (см. п. 6).

8. Из строки 210 сводного бухгалтерского баланса исключается прибыль от продажи материалов головной организацией дочернему обществу, приходящаяся на остаточную стоимость данных материалов, отраженную в балансе дочернего общества,— 12 тыс. руб. (см. п. 6).

Теперь проведем корректировку промежуточного сводного баланса (Приложение 5), затем составим сводный бухгалтерский баланс группы «Микротек» (Приложение 6).


2.3. Вопросы трансформации российской отчетности в соответствии с МСФО

В настоящее время в странах ЕС (Европейское сообщество) и в Рос­сии действуют национальные правила составления финансовой отчет­ности. Существующие несоответствия и даже противоречия (многие из которых достаточно существенны) делают финансовую отчетность европейских компаний несопоставимой, что препятствует формиро­ванию единого фондового рынка. Применение различных систем отчет­ности затрудняет анализ и сравнение информации и приводит к чрезмер­ным расходам, снижая конкурентоспособность европейских рынков ценных бумаг.

Взвесив преимущества и недостатки двух систем финансовой от­четности — ОПБУ (Общепринятые принципы бухгалтерского учета)

США и МСФО, которые могли бы стать общепризнанными стандар­тами в странах ЕС, Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) высказалась в пользу последней. Предполагается, что переходный период продлится до 2009г. Это время отведено для внесения соответствующих изменений в национальное законодатель­ство каждой страны и внедрения необходимых систем на уровне каждой коммерческой организации.

МСФО были выбраны в качестве основы для единой европейской системы финансовой отчетности по ряду причин. Эти стандарты пред­ставляют собой полную и концептуально устойчивую совокупность правил финансовой отчетности, которая удовлетворяет требованиям международных деловых кругов. Комитет по Международным стан­дартам финансовой отчетности развивает систему стандартов последо­вательно. Вместе с Международной организацией комиссий по ценным бумагам проводится работа по созданию единых стандартов финансовой отчетности, которые могли бы использоваться для прохождения про­цедуры листинга во всем мире. IOSCO 17 мая 2000 г. объявила о том, что оценка МСФО завершена и рекомендовала странам — членам ЕС разрешить транснациональным компаниям-эмитентам использовать МСФО при составлении финансовой отчетности.

Эффективность рынка ценных бумаг будет зависеть от правиль­ного и неукоснительного применения МСФО и внедрения системы надзора (enforcement infrastructure), которая включает ряд элементов. К этим элементам относятся: стандарты бухгалтерского учета, свое­временные разъяснения и рекомендации по применению стандартов, аудит, контроль со стороны надзорных органов и применение санкций.

Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России сдерживается по ряду причин, а именно:

1) вследствие высокого уровня затрат на составление отчетности по российским стандартам и по МСФО;

2) из-за нехватки квалифицированных кадров, отсутствия рынка специалистов по МСФО, программы аттестации специалистов по МСФО на русском языке и вопросов по МСФО в программе аттестации про­фессиональных бухгалтеров ИПБ России;

3) нехватки консультантов по применению МСФО и аудиторов отчетности, составленной по МСФО, ввиду низкой обеспеченности рынка услуг по МСФО квалифицированными кадрами;

4) нехватки практических рекомендаций по применению МСФО, отсутствия профессионального органа, способного предоставить гра­мотную консультацию по вопросам применения МСФО.

Для преодоления указанных негативных тенденций на заседании секции «Международные стандарты финансовой отчетности: практика и перспективы применения в России» Совета по корпоративному управлению в России в апреле 2002 г. были выработаны предложения по разработке механизма поддержки внедрения МСФО в России, а также определены основные элементы поддержки применения МСФО российскими предприятиями. Рассмотрим их.

Охват организаций. Согласно намеченному плану действий вне­дрение МСФО охватывает:

1) организации, ценные бумаги которых обращаются у организа­торов торговли на рынке ценных бумаг либо на международных рынках капитала;

2) финансовые институты, к которым относятся банки, профессио­нальные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды;

3) средние по размерам компании, применяющие либо желающие начать применение МСФО в целях, не связанных с выходом на орга­низованный рынок ценных бумаг;

4) целевые благотворительные фонды.

Юридическая поддержка. На первом этапе внедрения МСФО в России — при представлении компаниями сводной (консолидиро­ванной) отчетности по МСФО — в качестве мер юридической поддержки внедрения МСФО намечены:

внесение изменений и дополнений в российское законодательство об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг в части раскрытия и аудита сводной финансовой отчетности по международным стандар­там, а также в части требований к листингу ценных бумаг на организо­ванном рынке;

создание механизма по приданию МСФО правового статуса в Российской Федерации, возможно, аналогичного действующему в ЕС механизму поддержки МСФО. Для этого необходима организация, в которой будут работать независимые специалисты при поддержке государства. Таким путем идет ЕС: в июле 2001 г. создана Европейская консультационная группа по финансовой отчетности (EFRAG);

внесение изменений в Федеральный закон «Об аудиторской дея­тельности» в части придания соответствующего статуса аудиту отчет­ности, подготовленной в соответствии с МСФО;

разработка и утверждение федерального закона о свободной (кон­солидированной) отчетности, которым бы в том числе устанавлива­лось составление отчетности согласно МСФО;

Для последующих этапов внедрения МСФО в России — при пред­ставлении компаниями индивидуальной отчетности по МСФО - необходимо:

обеспечить возможность применения МСФО как единой основы составления финансовой отчетности для целей раскрытия информа­ции о финансовом состоянии компании и корпоративных событиях, раскрытия информации о существенных фактах хозяйственной дея­тельности, использования показателей отчетности, сформированной МСФО, а также для целей корпоративного права (расчет чистых ак­тивов, расчет дивидендов);

легализовать применение МСФО по вопросам, которые не пропи­саны в российских положениях по бухгалтерскому учету;

внести изменения и дополнения в законодательство о бухгалтер­ском учете в части отмены обязательного аудита отчетности, состав­ленной по российским правилам, в случае проведения аудита отчет­ности юридического лица, составленной по МСФО;

урегулировать вопросы представления статистических данных по МСФО в органы статистики;

разработать нормативные документы, регулирующие налоговую базу на основе МСФО.

Практическая поддержка предполагает разработку рекомендаций по применению МСФО российскими организациями. Такие рекоменда­ции должны базироваться на отечественных кейс-курсах, подготовлен­ных в рамках проектов по продвижению МСФО в России. Необходимо издание официального перевода МСФО на русский язык и придание ему правового статуса. При внесении изменений и дополнений в МСФО перевод и рекомендации по применению МСФО должны своевременно обновляться.

Кадровая поддержка внедрения МСФО предполагает:

1) разработку системы квалификационных требований к спе­циалистам по МСФО, в том числе создание механизма сертификации (аттестации) специалистов;

2) принятие концепции обучения специалистов по МСФО (напри­мер, по программам СРА (сертификации независимых бухгалтеров) и аналогичным программам) и разработку соответствующих курсов обучения, адаптированных к российским условиям;

3) организацию системы подготовки специалистов инвестицион­ных компаний и других специалистов по работе с отчетностью, сфор­мированной по МСФО;

4) введение вопросов по МСФО в программу аттестации профес­сиональных бухгалтеров ИПБ России;

5) разработку механизма признания иностранных сертификатов специалистов по МСФО (например, АССА) в России.

Контроль за применением МСФО. В данном случае речь идет о создании механизма контроля за применением МСФО со стороны профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний. Что касается контроля за соблюдением требований к раскрытию информации и ее достоверности в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, то здесь немало­важная роль отводится государству.

В связи с этим требуется повысить роль ФКЦБ России в части контроля за деятельностью аудиторов на рынке ценных бумаг. В целях обеспечения высокого профессионального уровня регулирования во­просов применения МСФО на рынке ценных бумаг необходимо создать при ФКЦБ России профессиональный орган по вопросам практиче­ского внедрения МСФО.

Заключение

Отчетность - это система показателей, отражающих имущественное и финансовое состояние предприятия на определенную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Она является логическим продолжением процедур учета и представляет собой систему показателей, характеризующих состояние организации на отчетную дату.

Отчетность является наиболее полной, достаточной объективной и достоверной информационной базой, основываясь на которой можно сформировать мнение об имущественном и финансовом положении организации, так как содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели.

Достоверность и полнота сведений, содержащихся в отчетности, должна подтверждаться независимым лицом – аудитором и или аудиторской фирмой.

По результатам проведенных исследований в данной работе на основании балансовых отчетов ОАО «Микротек», можно сделать следующие выводы, что организация при составлении балансового отчета не совершила существенных ошибок и руководствовалась всеми нормативными документами, регулирующими порядок составления отчетности.

Следует отметить, что порядок составления отчетности претерпел ряд существенных изменений, которые связанны, во-первых, с введением в действие новых документов в области нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Библиографический список

Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31декабря 2002 г.)

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н

Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (в ред. письма Госстроя РФ от 14.08.97 N ВБ-12-185/7)

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 2 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июня 1997 г., регистрационный N 1324)

Абрютина М. С. Экспресс анализ бухгалтерской отчетности М.: Дело и сервис 2009 г.

Браславцева Н. А. Балансоведение: Учебное пособие. – М.: 2008 г.

Бухгалтерская отчетность. Экономика и учет в торговле № 1 2008 г.

Бухгалтерский учет. Под ред. Безруких П.С.- М.: Бухгалтерский учет, 2003.- 528.

Васильева И. П. Промежуточная бухгалтерская отчетность в 2009 году. Практические рекомендации. – М.: «Налоговый вестник», 2009 г.

Вещунова Н. Л., Фомина Л. С. Бухгалтерский учет и налогообложение. – СПб.: 2002.- 117.

Волков Н. Г. Оценка показателей бухгалтерской отчетности – Бухгалтерский учет № 6, 2008 г.

Глушков И. Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Новосибирск.: «Экор» 2009 г.

Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность, М.: Дело и сервис 2003 г.

Скобара В.В.Применение международных стандартов финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2003.- 170.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.