Введение
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Данная тема является на сегодняшний момент актуальной так как:
- составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;
- бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;
- бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа и служит исходной базой для последующего планирования.
Объект исследования – годовая отчетность организации .
Цель данной курсовой работы – составить годовую бухгалтерскую отчетность на примере организации по данным указанным в практическом задании. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи: рассмотреть понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности; пользователей финансовой отчетности и их потребности; общие требования к бухгалтерской отчетности и формированию ее показателей; проанализировать порядок формирования бухгалтерской отчетности по данным бухгалтерского баланса; установить взаимосвязь показателей форм бухгалтерской отчетности.
В качестве информационной базы при написании курсовой работы были использованы законодательные акты и нормативные документы, периодические издания, а также работы российских авторов.
1.
Бухгалтерская отчетность
1.1.Понятие и состав бухгалтерской отчетности
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она является завершающим этапом учетной работы.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.
Бухгалтерская отчетность— свод взаимосвязанных показателей, представляемых соответствующим образом в утвержденных формах, итогов работы предприятия за истекший отчетный период.
Бухгалтерская отчетностьсостоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает: форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит:
а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами:
· Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»
· Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»
· Форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»
· Форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки. Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Пользователь бухгалтерской отчетности согласно п.4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Множество лиц, которым для осуществления управленческой деятельности необходима бухгалтерская информация, могут быть условно разделены на две основные группы – внутренние и внешние. Внешние пользователи, в свою очередь, могут классифицироваться как заинтересованные либо незаинтересованные .
К внутренним пользователям относятся физические лица, сотрудники предприятия, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного экономического субъекта и принимают решения на основе информации о деятельности данного предприятия. К ним, в частности относятся администрация, менеджеры (по различным направлениям деятельности и различным проектам), сотрудники и т. д..
Внешние пользователи - это физические и юридические лица, обособленные по отношению к данному предприятию, но в своей деятельности применяющие информацию о данном предприятии. Внешние пользователи, принимаемые решения которых зависят от показателей деятельности предприятия, называются заинтересованными лицами. К таким пользователям могут быть отнесены учредители, собственники, кредиторы и т.д. Внешние пользователи, принимаемые решения которых не зависят от показателей деятельности предприятия, называются незаинтересованными.
1.2.Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98). Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Для достижения достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях (например, при национализации имущества) допускается отступление от правил, установленных ПБУ/4. Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы. Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому. В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам. Требование соблюдения отчетного периода означает, что в качестве отчетного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности, например, для отчетности за январь-февраль в високосные годы — 29 февраля). Требование правильного оформления связано с соблюдением формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.). В ПБУ/4 определены подходы к раскрытию существенной информации, ориентированные на ее важность для заинтересованных пользователей.
Все утвержденные формы носят рекомендательный характер. Это означает, что предприятия вправе разработать собственные формы, но при этом должны быть сохранены принципы построения отчетности, т.е. сохранены коды строк итогов, разделов, групп статей, последовательность расположения показателей в формах и т.д.
Отчетным годом в России является календарный год, т.е. период с 01.01. по 31.12. отчетного года. Для вновь созданной организации отчетным годом считается период со дня ее регистрации по 31.12., а для организаций созданных после 01.10. – отчетным годом является период с 01.10. по 31.12. следующего года.
Промежуточная отчетность представляется в течение 30 дней по окончании отчетного периода, годовая – в течение 90 дней со дня окончания отчетного периода. Конкретная дата представления отчетности устанавливается учредителями или общим собранием. При этом годовая отчетность предоставляется не ранее 60 дней по окончании отчетного года.
Датой представления бухгалтерской отчетности считается день ее фактического представления по принадлежности или дата ее почтового отправления. Если дата представления приходиться на нерабочий день, то сроком предоставления считается первый, следующий за ним рабочий день.
1.3.Порядок составления бухгалтерских отчетов
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса. Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей. Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов, которые начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства».
В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», субсчет «Выбытие основных средств», если таковой был предусмотрен, распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки». При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги.
Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
2.Сущность и содержание пассива баланса
2.1.Техника составления раздела
III
«Капитал и резервы»
Пассивы организации - это источники формирования ее активов. К ним относятся капиталы, резервы, а также кредиторские обязательства, возникшие у организации в процессе ведения хозяйственной деятельности.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
разд. III "Капитал и резервы";
разд. IV "Долгосрочные обязательства";
разд. V "Краткосрочные обязательства".
Рассмотрим подробно, какие показатели отражаются в каждом из этих разделов.
Раздел III "Капитал и резервы"
В этом разделе баланса отражается величина собственного капитала организации. Это уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие капитализируемые резервы.
Строка 410 "Уставный капитал"
По этой строке отражается сальдо счета 80 "Уставный капитал". Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью это величина уставного капитала, для унитарных предприятий - величина уставного фонда, для полных товариществ и товариществ на вере - величина складочного капитала, для производственных кооперативов - паевой фонд.
Сумма в строке 410 баланса должна соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах.
Размер уставного капитала акционерного общества может измениться в следующих случаях:
- при дополнительном выпуске акций;
- при увеличении номинальной стоимости акций;
- при уменьшении количества акций;
- при уменьшении номинала акций;
- если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества меньше уставного капитала.
Размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью может измениться, если:
- участники общества приняли решение об увеличении или уменьшении уставного капитала;
- появился новый участник и внес дополнительный вклад;
- один из участников принял решение о выходе из общества. Но в случае, если его долю выкупают оставшиеся участники или третье лицо, размер уставного капитала не меняется;
- если в течение двух и более лет стоимость чистых активов общества по итогам финансового года меньше уставного капитала.
Увеличение или уменьшение уставного капитала отражается в бухгалтерском учете только после регистрации соответствующих изменений в учредительных документах.
Строка 411 "Собственные акции, выкупленные у акционеров"
В этой строке отражается дебетовое сальдо счета 81 "Собственные акции (доли)" - остаток акций (долей) организации, которые она выкупила у акционеров (участников) для последующей перепродажи или аннулирования.
Счет 81 - активный, но форма баланса, рекомендованная Минфином России, предписывает отражать остаток по нему в пассиве баланса. Поэтому величина, отраженная по строке 411, носит отрицательное значение и указывается в круглых скобках. Таким образом, этот показатель приводит к уменьшению величины собственного капитала организации.
Строка 420 "Добавочный капитал"
В этой строке отражается кредитовое сальдо счета 83 "Добавочный капитал".
На счете 83 учитываются:
- курсовые разницы, которые возникают в случае, если взносы в уставный капитал оплачены в иностранной валюте;
- эмиссионный доход, возникающий, если продажная стоимость размещенных акций превысила их номинальную стоимость (за минусом издержек, связанных с продажей);
- суммы дооценки основных средств и других внеоборотных активов.
Суммы добавочного капитала, учтенные на счете 83, обычно не списываются, за исключением установленных случаев:
- при погашении сумм уценки основных средств за счет сумм их дооценки, ранее учтенных на счете 83;
- при направлении сумм добавочного капитала на увеличение уставного капитала;
- при направлении сумм добавочного капитала на покрытие убытков организации;
- при распределении добавочного капитала между учредителями.
Строки 430, 431 и 432 "Резервный капитал"
В этой строке отражается кредитовый остаток по счету 82 "Резервный капитал". На этом счете формируются резервный фонд и иные аналогичные фонды, которые создаются путем распределения части полученной прибыли. Они предназначены для покрытия убытков, погашения облигаций организации, выкупа собственных акций (долей) и т.п. Для расшифровки показателя строки 430 предусмотрены строки 431 "Резервы, образованные в соответствии с законодательством" и 432 "Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами".
Формировать резервный фонд обязаны только акционерные общества (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Поэтому они должны заполнять строку 431.
Другие организации имеют право создавать резервный фонд, если это предусмотрено учредительными документами, но не обязаны это делать. Такое право предоставлено, например, обществам с ограниченной ответственностью (ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Если ООО создает резервный капитал, его сумма отражается по строке 432 и по обобщающей строке 430.
Обратите внимание: остатки по счетам 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" и 63 "Резервы по сомнительным долгам" в пассиве баланса не отражаются. Суммы этих резервов принимаются в уменьшение показателей актива баланса:
- сальдо счета 14 уменьшает показатели по строкам 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" и 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи";
- сальдо счета 59 уменьшает показатели по строкам 140 "Долгосрочные финансовые вложения" и 250 "Краткосрочные финансовые вложения";
- сальдо счета 63 уменьшает дебиторскую задолженность, отраженную по строкам 230 и 240 баланса.
Не отражаются по строке 430 также суммы резервов, учтенные на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". Для них предназначена строка 650 разд. V баланса.
Строка 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
В этой строке отражается сальдо счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":
- кредитовое - если у организации есть нераспределенная прибыль;
- дебетовое - если у фирмы не покрыты убытки. В этом случае показатель строки 470 приводится в скобках. При расчете значения строки 490 "Итого по разделу III" сумма убытка вычитается.
По строке 470 отражаются суммы нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и отчетного периода, и прошлых лет. Однако, если организация считает нужным выделить финансовые результаты за отчетный год и прошлые периоды, она может ввести дополнительные расшифровочные строки: "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет".
Строка 490 "Итого по разделу III"
Строка 490 - итоговая для разд. III "Капитал и резервы". В ней отражается сумма всех собственных источников средств организации - уставный капитал, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль.
Показатель по строке 490 формируется как сумма строк:
410 "Уставный капитал";
420 "Добавочный капитал";
430 "Резервный капитал";
470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
При этом показатель, приведенный по строке 411 "Собственные акции, выкупленные у акционеров", вычитается. Если сумма в строке 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" заключена в круглые скобки (то есть сформирован убыток), она тоже вычитается, а не прибавляется.
2.2.Техника составления раздела IV "Долгосрочные обязательства"
В этом разделе отражаются суммы займов, кредитов и т.п., полученных организацией на срок более года и не погашенных на отчетную дату. В разд. IV отражается также величина отложенных налоговых обязательств организации. Все остальные суммы долгосрочной кредиторской задолженности отражаются в отдельной строке. Организация может добавить в разд. IV расшифровочные строки, если считает необходимым выделить еще какие-либо показатели. Например, в дополнительной строке можно показать сумму долгосрочной кредиторской задолженности перед дочерними организациями или перед учредителями.
Строка 510 "Займы и кредиты"
В этой строке отражается сальдо счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Это остатки заемных средств, полученных от банков и других организаций, срок погашения которых согласно условиям договора превышает 12 месяцев.
Обратите внимание: в строке 510 сумма полученного кредита (займа) отражается вместе с начисленными на конец отчетного периода процентами.
Пунктом 19 ПБУ 4/99 предусмотрено, что в бухгалтерском балансе займы и кредиты должны отражаться с подразделением на краткосрочные и долгосрочные. Поэтому при необходимости организации должны перевести кредиторскую задолженность из одной категории в другую. В ПБУ 4/99 сказано, что краткосрочными признаются займы и кредиты, срок погашения по которым составляет не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальная задолженность считается долгосрочной. Таким образом, если до срока погашения займа или кредита осталось менее 12 месяцев, сумма кредиторской задолженности со счета 67 переносится на счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и отражается в балансе по строке 610 "Займы и кредиты" разд. V "Краткосрочные обязательства".
Строка 515 "Отложенные налоговые обязательства"
В этой строке отражается кредитовое сальдо счета 77 "Отложенные налоговые обязательства". Этот счет используют организации, применяющие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".
Отложенные налоговые обязательства формируются, если возникают налогооблагаемые временные разницы (НВР) и сумма налоговой прибыли по операции меньше, чем прибыль по данным бухучета. Эти разницы образуются, если в бухгалтерском учете какой-либо расход признан в меньшей сумме, чем в налоговом учете, но в следующих отчетных периодах этот расход будет отражен и в бухгалтерском учете.
Налогооблагаемые временные разницы могут образоваться также в ситуации, когда в целях исчисления налога на прибыль организация применяет кассовый метод. В бухгалтерском учете выручка признается при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) по дате оформления первичных документов, а в налоговом учете эта сумма будет включена в состав доходов только после того, как покупатель произведет оплату.
Сумма отложенного налогового обязательства рассчитывается как произведение НВР и ставки по налогу на прибыль. Сумма отложенных налоговых обязательств отражается проводкой:
Кредит 77 Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", - отражена сумма отложенных налоговых обязательств.
При погашении отложенных налоговых обязательств делается обратная проводка:
Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", - списана сумма отложенных налоговых обязательств.
Организации могут не исчислять отложенные налоговые обязательства и, соответственно, не делать указанные проводки по каждой возникшей временной разнице. Они вправе определять их величину по итоговым данным о размере налогооблагаемых временных разниц, сформированных (погашенных) за отчетный период.
Сумма отложенных налоговых обязательств в балансе обязательно отражается отдельной строкой, даже если она кажется несущественной. Это показатель будущих обязательств организации перед бюджетом по налогу на прибыль.
ПБУ 18/02 предоставляет организациям право отразить в балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (п. 19 ПБУ 18/02). Это возможно при одновременном выполнении следующих условий:
- у организации есть и отложенные налоговые активы, и отложенные налоговые обязательства;
- отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.
Организация при сальдировании сумм отложенных налоговых активов и обязательств заполняет баланс следующим образом. Если кредитовый остаток по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" больше дебетового остатка по счету 09 "Отложенные налоговые активы", то по строке 515 отражается сальдо счета 77 за минусом остатка по счету 09. Строка 145 "Отложенные налоговые активы" в этом случае в баланс не включается. И наоборот: если остаток по счету 09 больше, чем сальдо счета 77, заполняется только строка 145 (дебетовое сальдо счета 09 за минусом кредитового сальдо счета 77). В этом случае не нужно включать в баланс строку 515.
Строка 520 "Прочие долгосрочные обязательства"
По этой строке отражаются суммы привлеченных средств, не указанные в строке 510 "Займы и кредиты". Это могут быть кредитовые остатки по счетам:
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (сумма долгосрочной кредиторской задолженности, в том числе по выданным векселям);
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Авансы полученные" (если эти суммы не отражены отдельной строкой).
Строка 590 "Итого по разделу IV"
Строка 590 - итоговая для разд. IV "Долгосрочные обязательства" баланса. В ней приводится вся сумма кредиторской задолженности организации, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев.
Показатель строки 590 формируется как сумма строк баланса:
510 "Займы и кредиты";
515 "Отложенные налоговые обязательства";
520 "Прочие долгосрочные обязательства".
2.3.Техника составления раздела V "Краткосрочные обязательства
"
В этом разделе баланса отражаются суммы кредиторской задолженности, срок погашения которой по условиям договора не превышает 12 месяцев.
В разд. V отражаются суммы краткосрочной кредиторской задолженности организации перед поставщиками (за поставленные товары, выполненные работы и оказанные для организации услуги), покупателями (по полученным от них авансам), учредителями и работниками, перед бюджетом и внебюджетными фондами, заимодавцами и прочими кредиторами. Кроме того, в составе краткосрочных обязательств организации отражаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.
Строка 610 "Займы и кредиты"
В этой строке отражается кредитовое сальдо по счету 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" - остаток задолженности организации по банковским кредитам и займам, полученным от других организаций.
Обратите внимание: по строке 610 отражается остаток полученных кредитов (займов) вместе с начисленными по условиям договора процентами.
Займы и кредиты, которые при их получении классифицировались как долгосрочные, на дату составления отчетности могут быть переведены в разряд краткосрочных, если до момента их погашения осталось менее 12 месяцев.
Строка 620 "Кредиторская задолженность"
В этой строке отражается сумма краткосрочной кредиторской задолженности организации (кроме задолженности по кредитам и займам).
В форме баланса, рекомендованной Минфином России в Приказе N 67н, к строке 620 предусмотрены расшифровочные строки. В этих строках отдельно выделяются суммы задолженности:
- перед поставщиками и подрядчиками за полученные от них материальные ценности, оказанные ими услуги, выполненные работы;
- перед работниками организации по начисленной, но невыплаченной заработной плате;
- перед бюджетом по налогам и сборам;
- перед государственными внебюджетными фондами по суммам страховых взносов;
- перед прочими кредиторами.
Рассмотрим каждую из этих строк.
Строка 621 "Поставщики и подрядчики"
В этой строке отражается сумма кредитового сальдо по соответствующим субсчетам таких счетов:
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", включая сальдо по субсчету "Векселя выданные" (в части краткосрочной задолженности);
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Показатель этой строки отражает сумму краткосрочной кредиторской задолженности организации, которая образовалась по приобретенным, но неоплаченным товарам (работам, услугам). Кроме того, в строке 621 указывается сумма задолженности перед поставщиками и подрядчиками, которая образовалась по претензиям, выставленным в адрес организации.
Строка 622 "Задолженность перед персоналом организации"
В этой строке отражается кредитовое сальдо счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (за минусом остатка по субсчету "Доходы от участия в капитале"). Это задолженность организации по сумме невыплаченной заработной платы (как текущая, так и просроченная).
Обратите внимание: кредитовое сальдо по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (задолженность перед подотчетными лицами) по строке 622 не отражается. Эта сумма указывается отдельно - в строке 625 "Прочие кредиторы" или в дополнительной строке.
Строка 623 "Задолженность перед государственными
внебюджетными фондами"
В этой строке отражается кредитовое сальдо по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Это суммы взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые не перечислены во внебюджетные фонды на отчетную дату.
Обратите внимание: сумма единого социального налога по строке 623 не указывается, так как это задолженность перед бюджетом, а не перед внебюджетными фондами.
Суммы начисленных штрафов и пеней (если таковые имеются) по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также следует отразить в строке 623.
Если у организации есть переплата по взносам во внебюджетные фонды, дебетовое сальдо по соответствующим субсчетам отражается в активе баланса - по строке 240 "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" и (или) в дополнительной строке разд. II "Оборотные активы".
Строка 624 "Задолженность по налогам и сборам"
В этой строке отражается кредитовое сальдо счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Это величина налогов и сборов, начисленных, но не оплаченных на дату составления бухгалтерской отчетности (кроме сумм, перечисляемых во внебюджетные фонды).
Штрафы и пени по налогам (сборам) отражаются также на счете 68. Соответственно, если у организации есть неоплаченные суммы штрафов и пеней по налогам и сборам (кроме сумм, перечисляемых во внебюджетные фонды), они отражаются по строке 624 баланса.
Обратите внимание: суммы единого социального налога отражаются в балансе по строке 624, а не по строке 623 (независимо от того, на каком счете - 68 или 69 - учитываются расчеты по ЕСН согласно учетной политике). Это объясняется тем, что единый социальный налог относится к федеральным налогам и сборам (ст. 13 НК РФ). При начислении ЕСН возникает задолженность организации перед бюджетом, а не перед внебюджетными фондами.
По строке 624 баланса отражается сумма ЕСН без учета сумм взносов на обязательное пенсионное страхование, то есть за минусом налогового вычета.
Строка 625 "Прочие кредиторы"
В этой строке показываются суммы краткосрочной кредиторской задолженности, не отраженные в других расшифровочных строках к строке 620 "Кредиторская задолженность".
Это может быть кредитовое сальдо по счетам:
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Авансы полученные";
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (за исключением сумм, отраженных в других строках баланса);
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
Как уже говорилось, существенные показатели в балансе следует выделять отдельной строкой. Например, сумма полученных авансов - это существенный показатель. Поэтому сумму полученных от покупателей и заказчиков авансов целесообразно отразить в дополнительной расшифровочной строке.
Письмом Минфина России от 12.11.1996 N 96 установлен порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами. Согласно этому Письму НДС с полученных авансов надо отражать проводкой по дебету счета 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным", и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по НДС". При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под этот аванс делается обратная проводка:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 62, субсчет "Расчеты по авансам полученным", - принят к вычету НДС, начисленный с полученных авансов.
Обратите внимание: по строке 625 отражается сумма полученных авансов без учета НДС, то есть кредитовое сальдо по субсчету "Расчеты по авансам полученным" счета 62, образовавшееся после начисления НДС к уплате в бюджет.
Строка 630 "Задолженность перед участниками (учредителями)
по выплате доходов"
В этой строке отражается сальдо счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75-2 "Расчеты по выплате доходов". Это сумма непогашенной задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам.
При составлении баланса за 2009 г. по этой строке показывается сумма начисленных к выплате дивидендов в случае, если в указанном периоде состоялось общее собрание акционеров (участников) общества по распределению дивидендов и было принято соответствующее решение.
Распределение чистой прибыли на выплату дивидендов отражается бухгалтерской проводкой:
Дебет 84, субсчет "Чистая прибыль отчетного года", Кредит 75, субсчет "Расчеты по дивидендам", - отражена сумма чистой прибыли, направленная на выплату дивидендов.
Если учредитель (участник) общества одновременно является его работником, причитающиеся ему дивиденды и прочие аналогичные выплаты начисляются на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет "Доходы от участия в капитале". Кредитовое сальдо этого субсчета должно быть отражено по строке 630.
Обратите внимание: заем, полученный организацией от учредителя, в бухгалтерском учете отражается так же, как и любой другой заем, - на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". В балансе невозвращенная сумма такого займа показывается в составе кредиторской задолженности: по строке 510 (если заем долгосрочный) или по строке 610 (если заем краткосрочный) вместе с начисленными по договору процентами. Строка 630 предназначена только для отражения задолженности перед учредителями по доходам от участия в уставном капитале.
Строка 640 "Доходы будущих периодов"
По строке 640 отражается кредитовое сальдо счета 98 "Доходы будущих периодов". К таким доходам относятся доходы организации, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Это могут быть, например, доходы от продажи проездных билетов или абонементов на следующие периоды. На этом же счете учитываются стоимость безвозмездно полученного имущества, предстоящие поступления по недостачам, выявленным за прошлые годы (если они признаны виновными лицами или присуждены к взысканию судебными органами), причитающиеся суммы страхового возмещения и т.д.
Коммерческие организации, которые получают средства из бюджета или внебюджетных фондов на финансирование каких-либо мероприятий, проектов и т.д., отражают на счете 98 использование сумм целевого финансирования.
Строка 650 "Резервы предстоящих расходов"
В этой строке баланса отражается кредитовое сальдо счета 96 "Резервы предстоящих расходов". Это созданные организацией резервы на предстоящую оплату отпусков, на выплату вознаграждений по итогам года, на гарантийный ремонт и обслуживание, на ремонт основных средств и т.п. На этом же счете учитываются резервы по условным фактам хозяйственной деятельности, по прекращаемой деятельности (резерв под погашение обязательств, под выплату выходного пособия и т.п.).
Резервирование сумм отражается по кредиту счета 96 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу - для торговых организаций). Расходование сумм созданного резерва отражается по дебету счета 96.
Решение о формировании резервов и (или) об отказе от формирования резервов должно быть зафиксировано в учетной политике.
Обратите внимание: суммы оценочных резервов по строке 650 баланса не отражаются. Сальдо счетов учета оценочных резервов (14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений", 63 "Резервы по сомнительным долгам") отдельной суммой в балансе не отражаются. Остатки по ним принимаются в уменьшение соответствующих показателей актива баланса:
- сальдо счета 14 уменьшает показатели по строкам 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" и 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи";
- сальдо счета 59 уменьшает показатели по строкам 140 "Долгосрочные финансовые вложения" и 250 "Краткосрочные финансовые вложения";
- сальдо счета 63 уменьшает показатели по строкам 230 и 240 "Дебиторская задолженность".
Не отражается по строке 650 также остаток счета 82 "Резервный капитал". Для него предназначена строка 430 разд. III баланса.
Строка 660 "Прочие краткосрочные обязательства"
В этой строке отражается сумма краткосрочных обязательств, которые не вошли в другие строки разд. V баланса.
Обратите внимание: существенные показатели нельзя отражать по строке "Прочие". Если в разд. V бухгалтерского баланса не предусмотрено отдельной строки для того вида краткосрочных обязательств, который есть в организации и признан ею существенным, то для отражения этого показателя нужно ввести в разд. V баланса дополнительную строку. Те краткосрочные обязательства, которые не являются существенными для пользователей, можно отразить в строке 660 "Прочие краткосрочные обязательства".
Строка 690 "Итого по разделу V"
Это итоговая строка для разд. V. В ней отражается сумма всех краткосрочных кредиторских обязательств организации.
Показатель строки 690 формируется как сумма строк разд. V:
- 610 "Займы и кредиты";
- 620 "Кредиторская задолженность";
- 630 "Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов";
- 640 "Доходы будущих периодов";
- 650 "Резервы предстоящих расходов";
- 660 "Прочие краткосрочные обязательства".
Итоговая сумма пассивов организации
Строка 700 "Баланс"
Показатель строки 700 равен сумме всех пассивов - капиталов и резервов, долгосрочных и краткосрочных обязательств организации.
По строке 700 отражается сумма строк:
- 490 "Итого по разделу III";
- 590 "Итого по разделу IV";
- 690 "Итого по разделу V".
Обратите внимание: показатель строки 700 пассива баланса должен быть равен значению строки 300 актива баланса.
3.Практическая часть
Журнал регистрации хозяйственных операций ООО «Сокол»
№ опер | Хозяйственная операция | Сумма руб. | Корреспонден ция счетов | № ж/о, ведомое ти | |||||||
Д-т | К-т | ||||||||||
1. | Начислена амортизация основных средств: а) производственного оборудования цеха | 21200 | 20 | 02 | 10,12 | ||||||
б) здания цеха | 7400 | 25 | 02 | 10,12 | |||||||
в) здания здравоуправления | 8100 | 26 | 02 | 10,15 | |||||||
Итого | 36700 | 10,15 | |||||||||
2. | Акцентованы счета поставщиков за поступившие материалы Счет-фактура имеется | ||||||||||
а) по ценам поставщиков (без НДС) | 70000 | 10 | 60 | 6 | |||||||
б) налог на добавленную стоимость | 12600 | 19 | 60 | ||||||||
3 | Выписка из расчетного счета - оплачены счета поставщиков за поступившие материалы | 120000 | 60 | 51 | 2 | ||||||
4 | Согласно требованиям, отпущены со склада материалы: | ||||||||||
- цеху на изготовление изделия | 166600 | 20 | 10 | 10,12 | |||||||
- на нужды цеха | 19520 | 25 | 10 | ||||||||
- здравоуправлению на хозяйственные нужды | 3200 | 26 | 10 | ||||||||
Итого: | 189320 | 10 | |||||||||
5 | Отражена сумма НДС по приобретенным материалам (получен налоговый вычет) | 12600 | 68 | 19 | 6 | ||||||
6 | Начислен штраф за несвоевременную отгрузку готовой продукции покупателю | 12000 | 91 | 76 | 8 | ||||||
7 | Наряды, расчетные ведомости. Начислена заработная плата за декабрь: | ||||||||||
а) рабочим цеха по производству изделия | 108000 | 20 | 70 | 10,12 | |||||||
б) рабочим, обслуживающим оборудование цеха | 8000 | 25 | 70 | 10,12 | |||||||
в) служащим цеха | 12000 | 25 | 70 | 10,12 | |||||||
г) персоналу здравоуправления | 28000 | 26 | 70 | 10,15 | |||||||
Итого: | 156000 | ||||||||||
8 | Начислены пособия по временной нетрудоспособности | ||||||||||
- за счет средств предприятия работникам управления | 2000 | 26 | 70 | 10/1,12 | |||||||
- за счет средств ФСС | 6000 | 69 | 70 | 10 | |||||||
9 | Расчеты бухгалтерии Начислен единый социальный налог | ||||||||||
а) рабочих цеха по производству изделия А | 28080 | 20 | 69 | 10,12 | |||||||
б) рабочих, обслуживающих оборудование цеха | 2080 | 25 | 69 | 10,12 | |||||||
в) служащих цеха | 3120 | 25 | 69 | 10,12 | |||||||
г) персонала здравоуправления | 7280 | 26 | 69 | 10,12 | |||||||
Итого: | 40560 | ||||||||||
10 | Произведены удержания из заработной платы персонала предприятия | ||||||||||
а) НДФЛ | 17400 | 70 | 68 | 8 | |||||||
б) по исполнительным листам | 2200 | 70 | 76 | 8 | |||||||
Итого: | 19600 | ||||||||||
11. | Выписка с расчетного счета: Получено в кассу по чекам с расчетного счета на выплату заработной платы и текущие расходы. | 183000 | 50 | 51 | 2 | ||||||
12 | Платежная ведомость, расходные кассовые ордера, выдано из кассы: | ||||||||||
а) заработная плата за ноябрь | 149000 | 70 | 50 | 1 | |||||||
б) подотчетным лицам на командировочные расходы | 11000 | 71 | 50 | 1 | |||||||
в) пособия на детей до 1,5 лет | 9200 | 69 | 50 | 1 | |||||||
Итого: | 169200 | 1 | |||||||||
13* | Списаны общепроизводственные расходы цеха. | 52120 | 20 | 25 | |||||||
14* | Ведомость выпуска готовой продукции. Списана фактическая производственная себестоимость готовых изделий. Незавершенное производство на конец месяца составило 23000 Себестоимость фактическая составила | 488000 | 43 | 20 | 10/1 | ||||||
15* | Списаны общехозяйственные расходы на себестоимость проданной продукции | 45580 | 90 | 26 | 10/1,15 | ||||||
16* | Ведомость движения готовой продукции: отгружена потребителям | ||||||||||
готовая продукция: | |||||||||||
а) по фактической себестоимости | 514000 | 90 | 43 | 11 | |||||||
б) по договорным ценам, включая НДС | 864000 | 62 | 90 | 11 | |||||||
17 | Начислен налог на добавленную стоимость | 131800 | 90 | 68 | 8 | ||||||
18 | Товарно-транспортная накладная Отражены в учете транспортные расходы по отгрузке готовой продукции до станции отправления | 29000 | 44 | 76 | 11 | ||||||
19 | Выписка из расчетного счета Оплачена покупателями реализованная продукция | 864000 | 51 | 62 | 11 | ||||||
20 | Расчет себестоимости реализованной продукции . Списываются коммерческие расходы на себестоимость продаж | 29000 | 90 | 44 | 11 | ||||||
21* | Списаны финансовые результаты: | ||||||||||
а) от продаж продукции | 140620 | 90 | 99 | ||||||||
б) сальдо прочих доходов и расходов | 12000 | 99 | 91 | ||||||||
22 | Начислен налог на прибыль за декабрь | 25724 | 99 | 68 | |||||||
23 | Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности по налогам в бюджет | 180000 | 68 | 51 | 2 | ||||||
24* | В порядке реформации баланса списана нераспределенная прибыль отчетного года. | 467896 | 84 | 99 | 15 |
*Операция 13
.Списаны общепроизводственные расходы цеха
Сч.25 собирательно –распределительный, в конце отчетного периода( месяца) распределяется в сч.20.Для нахождения этой суммы необходимо все расходы, которые были учтены по Дт 25 - 52120 рублей, списываются проводкой Дт 20 Кт 25 в сумме 52120 рублей.
*Операция 14
. Ведомость выпуска готовой продукции. Списана фактическая производственная себестоимость готовых изделий. Незавершенное производство на конец месяца составило 23000 рублей. Себестоимость фактическая составила 488000 рублей.
Для нахождения этой суммы в конце отчетного периода(месяца) после отражения всех прямых затрат, распределения косвенных и инвентаризации остатков незавершенного производства определяется фактическая себестоимость продукции
(С-до сч.20 на начало месяца + Дт оборот 20) – с-до сч.20 на конец месяца - Дт10 Кт20(если имеются)=( 135000+376000)-23000=488000(руб.)
*Операция 15
. Списаны общехозяйственные расходы на себестоимость проданной продукции
Одним из вариантов закрепленных в учетной политике организации может быть списание общехозяйственных расходов на себестоимость проданной продукции, т.е.расходы по Дт 26 списываются проводкой Дт 90 Кт 26 в сумме 48580 рублей.
*Операция 22
.Начислен налог на прибыль за декабрь
Для определения налога на прибыль сопоставляем кредитовый и дебетовый обороты по сч.99 и умножаем на ставку налога на прибыль. Налог на прибыль (140620- 12000)* 20%= 25724 рубля.
*Операция 21
. Списаны финансовые результаты:
*Операция 24
. В порядке реформации баланса списана нераспределенная прибыль отчетного года.
Реформация баланса – это списание прибыли( убытка),полученной организацией за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозяйственная операция.
Операция по реформации состоит из двух этапов :
- закрывают счета ,на которых в течении года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации. Это счета 90»Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы »;
-включают финансовый результат ,полученный за прошедший год ,в состав нераспределенной прибыли и непокрытого убытка.
31 декабря необходимо закрыть все субсчета открытые к счету 90«Продажи».
В результате сделанных проводок дебетовый и кредитовый обороты по сч.90 будут равны и в нашем случае получена прибыль, которая отражена проводкой Дт 90 Кт 99 в сумме 140620 рублей. Таким образом ,по состоянию на 1 января следующего года сальдо как по счету 90 в целом ,так и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю. проведенной реализации по данному заданию
Каждый месяц определяется финансовый результат, сопоставляя обороты по сч.90 и 91.Этот результат списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Оборот по Дт сч.91нашей организации составляет 12000 рублей. И эта сумма списывается в сч. 99 проводкой Дт.99 Кт 91.Сальдо на конец года по сч.91 равно нулю.
В результате на сч.99 образуется кредитовое ( прибыль) сальдо в сумме 467896 рублей . Это сальдо списывается последней записью отчетного года. Для этого делаем проводку Дт 99 Кт 84 на ту же сумму.
Выполнение разноски по счетам
Выполнение разноски по счетам
Выполнение разноски по счетам
Оборотно-сальдовая ведомость ООО «Сокол»за декабрь 2009г. | |||||||
счет | сальдо на начало периода | обороты за период | сальдо на начало периода | ||||
Код | Наименование | Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт |
01 | Основные средства | 329 | 329 | ||||
02 | Амортизация ОС | 208 | 37 | 245 | |||
04 | Нематериальные активы | 140 | 140 | ||||
05 | Амортизация НМА | 20 | 20 | ||||
08 | Влож. во внеоборот.активы | 420 | 420 | ||||
10 | Материалы | 588 | 70 | 189 | 469 | ||
19 | НДС по приобр.ценностям | 80 | 13 | 13 | 80 | ||
20 | Основное производство | 135 | 376 | 488 | 23 | ||
25 | Общепроизводст.расходы | 52 | 52 | ||||
26 | Общехозяйств.расходы | 49 | 49 | ||||
43 | Готовая продукция | 239 | 488 | 514 | 213 | ||
44 | Расходы на продажу | 29 | 29 | ||||
50 | Касса | 2 | 183 | 169 | 16 | ||
51 | Расчетный счет | 209 | 864 | 483 | 590 | ||
58 | Финансов.вложения | 80 | 80 | ||||
60 | Расчеты с поставщиками | 648 | 120 | 83 | 611 | ||
62 | Расч.с покупател.и зак. | 438 | 864 | 864 | 438 | ||
66 | Расч.по краткоср.кредитам | 220 | 220 | ||||
68 | Расч. по налогам и сборам | 289 | 193 | 175 | 271 | ||
69 | Расч.по соц.страхованию | 36 | 15 | 41 | 62 | ||
70 | Расч.по оплате труда | 229 | 169 | 164 | 224 | ||
71 | Расч.с подотчет. лицами | 14 | 11 | 25 | |||
76 | Расч. с разн. дебиторами | 35 | 35 | ||||
76 | Расч. с разн. кредиторами | 45 | 43 | 88 | |||
80 | Уставной капитал | 591 | 591 | ||||
84 | Нераспределенная прибыль | 38 | 468 | 506 | |||
90 | Продажи | 864 | 864 | ||||
91 | Прочие доходы и расходы | 12 | 12 | ||||
96 | Резервы предст.расходов | 68 | 68 | ||||
97 | Расходы будущих периодов | 48 | 48 | ||||
99 | Прибыль | 365 | 506 | 141 | |||
2 757 | 2 757 | 4 878 | 4 878 | 2 906 | 2 906 |
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |