Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Организация документационного обеспечения предприятий сферы туризма

Содержание


Введение


1. Основы делопроизводства


1.1 Понятие делопроизводства


1.2 Компоненты делопроизводства


1.3 Документ


2. Нормативно-методическая основа делопроизводства


2.1 Понятие нормативно-методической основы делопроизводства


2.2 Регулирование вопросов делопроизводства


3. Классификация документов


3.1 Понятие классификации документов


3.2 Виды классификации


3.3 Направления совершенствования документационного обеспечения в туризме


Заключение


Списокиспользованной литературы


Введение


Первоначально термин "делопроизводство" появился в устной речи (предположительно в XVII в) и означал процесс решения (производства) дела: "дело производить" - т.е. решать вопрос. В ходе решения возникала необходимость закрепления результата, например, достигнутой договоренности. Для этого издревле и создавали документы, так как устное слово кратковременно, может быть забыто, искажено при передаче или не так понято. Уже в XVI в. употребляется слово дело
как собрание документов, относящихся к какому-либо делу, вопросу. Впервые в этом понятии слово "дело" зафиксировано в документах в 1584 г. Термин "документ" появился в России в XVIII в. и означал "способ доказательства".


В сфере туризма важное значение имеет организационно-правовая, распорядительная и нормативно-методическая документация по организации документационного обеспечения предприятий сферы туризма (уставы, положения, инструкции, правила и т.п.), регламентирующая организационно-функциональную структуру и организацию деятельности, задачи и функции, компетенцию, права и ответственность руководителей и специалистов. К ней примыкает специальная документация оперативного назначения, относящаяся к организации и правовому регулированию взаимоотношений туристов и предприятий сферы туризма; документация по совершенствованию системы документационного обеспечения и информатизации процессов управления и всей деятельности предприятий сферы туризма, которую необходимо учитывать при выработке стратегии дальнейшего развития документационного обеспечения.


Таким образом, тема реферата является достаточно актуальной.


Цель работы: изучение организации современного делопроизводства в туризме на основе научно-обоснованных принципов и методов его совершенствования.


Задачи: характеристика понятия "делопроизводство"; знакомство с нормативно-методической основы делопроизводства; изучение классификации документов.


Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ___ страниц.


1. Основы делопроизводства


1.1 Понятие делопроизводства


Делопроизводство -
отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.


В основе управленческой деятельности любой организации лежат процессы получения информации, ее обработки, принятия решения, доведения его до сведения исполнителей, исполнения и подведения итогов. Большая часть управленческой информации поступает в документированном виде, поэтому делопроизводство называют также документационным обеспечением управления (ДОУ).


Термины "делопроизводство" и "документационное обеспечение управления" синонимичны, в и настоящее время значения обоих терминов закреплены ГОСТом Р 51141-98.


Термин "документационное обеспечение управления" вошел в научный оборот примерно с середины 1970-х гг. в связи с изменением организационно-технической основы делопроизводства и методологических подходов к его совершенствованию благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительной техники и появлению новых информационных технологий. Однако, новый термин менее удобен в употреблении, так как он является словосочетанием из трех слов. Скорее всего, из-за сложности его употребления не произошла замена терминов ("делопроизводства" на "документационное обеспечение управления"), которые употребляются сегодня как синонимы.


Тем не менее, между данными терминами все-таки существуют некоторые различия. Термин "документационное обеспечение управления" подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных технологиях работы с документами. Термин "делопроизводство" преимущественно используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы с документами.


Делопроизводство рассматривается как одна из важнейших сторон деятельности организации, обеспечивающая выполнение ее функциональных задач, т.к работники сферы управления затрачивают на работу с документами в среднем 60% рабочего времени.


От организации делопроизводства зависят: эффективность управления; экономичность; оперативность; культура труда работников управления.


Разработка новых информационных технологий в управлении, новых офисных программ осуществляется на основе традиционных правил делопроизводства (регистрация документов, визирование, контроль их исполнения, архивное хранение и т.п.)


1.2 Компоненты делопроизводства


Делопроизводство состоит из двух неразрывно связанных компонентов:


документирования;


организации работы с документами.


В соответствии с ГОСТом Р 51141-98 делопроизводство (или ДОУ) предполагает прежде всего создание документов или документирование
, т.е. запись информации на различных носителях по установленным правилам, которые закрепляются в правовых актах и нормативно-методических документах. Результатом документирования является документ
- зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Носителем при этом может выступать любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. При документировании необходимо помнить, что данный процесс записи информации на бумаге или ином носителе является строго регламентированным, что, в свою очередь, обеспечивает юридическую силу документа.


В современном делопроизводстве сочетается работа с бумажными документами и с документами, представленными в электронной форме. Электронные документы после вывода на печать становятся бумажными. Любой документ на бумажном носителе с помощью сканера перевоплощается в электронный, сохраняя все свои реквизиты. Документ, набранный на компьютере, с помощью факс-модема может быть принят на любом факсе в бумажном виде.


В обществе документы являются основными носителями информации, при этом любой документ, создаваемый в обществе, является элементом системы более высокого уровня и входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Под системой документации
понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.


Организация работы с документами -
организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, предприятия.


Эффективная организация работы с документами обеспечивает оптимальные условия для всех видов работ с документами с момента их создания или получения до уничтожения или передачи на архивное хранение.


На предприятии должен быть установлен единый порядок составления документов и работы с ними.


Правила работы с документами в конкретной организации составляют систему делопроизводства, которая представляет собой совокупность:


общеизвестных принципов обработки документов;


приемов в работе с документами конкретного предприятия.


Система делопроизводства предприятий формируется под влиянием следующих факторов:


используемой нормативно-методической базы делопроизводства;


сложившихся национальных традиций работы с документами;


установленных руководством предприятия (отрасли) правил работы с документами;


квалификации делопроизводственной службы предприятия.


Организация работы с документами и правила документирования должны быть закреплены в инструкции по делопроизводству. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение правил работы с документами на предприятии. В структурных подразделениях назначаются сотрудники, ответственные за ведение делопроизводства.


1.3 Документ


Документ -
зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.


Документ представляет собой результат отображения информации о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.


Документ обеспечивает:


закрепление информации;


сбор информации;


обработку информации;


передачу информации;


использование информации;


хранение информации.


Документы имеют большое значение в управленческом процессе, т.к они:


отражают деятельность организации;


на их основе принимаются управленческие решения;


являются главным аргументом в спорных ситуациях;


являются гарантом прав на недвижимость, собственность.


Формы управления тесно связаны с видами документов, например:


учет - с написанием различных отчетов;


планирование - с составлением планов;


инструктирование - с разработкой методик, инструкций;


руководство - с изданием приказов, распоряжений.


Документ может быть:


носителем информации (в сфере информационных технологий);


средством фиксации и передачи управленческих решений (в управлении);


способом доказательства чего-либо (в юридической сфере); источником фактов (в науке).


К основным функциям документовможно отнести:


информационную (документирование, хранение, предоставление информации);


управленческую (с помощью документов решаются управленческие вопросы);


коммуникативную (документы являются средством обмена информацией);


правовую (документ может являться письменным доказательством в суде и быть источником права, например закон);


организационную (документ устанавливает или упорядочивает действия участников правовых отношений, например должностная инструкция);


научно-историческую (с помощью архивных документов сохраняется историческое, научное и культурное наследие).


2. Нормативно-методическая основа делопроизводства


2.1 Понятие нормативно-методической основы делопроизводства


Нормативно-методическая основа делопроизводства - совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими пособиями. Нормативно-методическая база делопроизводства регулирует:


правила оформления документов;


правила работы с документами;


обеспечение сохранности документов;


порядок передачи документов на архивное хранение;


работу службы делопроизводства (функции, структура, штаты);


внедрение новых информационных технологий в работе с документами;


работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа;


юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.


2.2 Регулирование вопросов делопроизводства


Вопросы документационного обеспечения управления регулируются: законами РФ; государственными и отраслевыми стандартами; общероссийскими классификаторами; государственными и отраслевыми инструкциями по делопроизводству; инструкциями по делопроизводству конкретного предприятия.


1) Законы РФ.


Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" -
содержит базовые понятия информации, документа и устанавливает правовой режим создания, хранения, использования информации, порядок ее документирования и доступа к ней;


Федеральный закон от 10.01.02 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" - устанавливает основы придания юридического значения электронным документам;


Закон РФ от 21.07.93 № 5485 "О государственной тайне" -
определяет полномочия госорганов и должностных лиц по защите гостайны и работе с документами, содержащими ее;


Гражданский кодекс РФ (Федеральный закон от 30.11.94 № 52-ФЗ) - содержит нормы права и положения по документам сферы гражданских правоотношений;


Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 31.12.01 № 197-ФЗ) - содержит нормы права и положения по документам сферы трудовых правоотношений;


Уголовный кодекс РФ (Федеральный закон от 13.06.96 № 63-ФЗ) (в ред. от 20.03.2002) - устанавливает уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией;


Основы законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 07.06.93 - определяют порядок формирования, хранения, учета и использования архивных документов.


2) Государственные стандарты.


Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) - это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях и в учреждениях. Основными целями ГСДОУ являются:


упорядочение документооборота;


сокращение количества документов;


повышение качества документов;


нормативное закрепление изменений, произошедших в организации делопроизводства в связи с появлением негосударственных форм собственности;


совершенствование работы аппарата управления;


ГОСТ 6.38-90 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов". Стандарт устанавливает: состав реквизитов, расположение реквизитов на листе бумаги, требования к тексту и бланкам документов;


ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" от 27.02.98 № 28. Стандарт устанавливает современное толкование терминов: по делопроизводству, по архивному делу. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по делопроизводству и архивному делу.


В развитие государственных стандартов отраслями и ведомствами РФ разрабатываются отраслевые стандарты но делопроизводству с учетом ведомственной специфики.


3) Общероссийские классификаторы.


Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) - содержит коды унифицированных форм документов, используемых в деятельности органов власти и управления, которые должны проставляться на документах.


4) Государственные инструкции по делопроизводству.


Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти от 27.11.00 № 68 - содержит общие требования к документированию управленческой деятельности и технологии работы с документами, требования по подготовке законодательных актов и правила оформления отдельных документов;


Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения от 06.10.00 - устанавливает сроки хранения документов.


На основе типовых разрабатываются отраслевые инструкции по делопроизводству и инструкции предприятия.


5) Инструкция по делопроизводству конкретного предприятия
, содержит:


общие положения;


порядок составления и оформления служебных документов;


порядок приема, регистрации и рассмотрения входящих документов;


контроль исполнения документов;


порядок работы с исходящими документами;


порядок работы с внутренними документами;


составление номенклатуры дел;


правила формирования дел;


порядок обеспечения сохранности документов;


порядок подготовки и передачи документов на архивное хранение.


3. Классификация документов


3.1 Понятие классификации документов


Классификация документов- распределение документов по группам (видам) на основе признаков содержания, формы составления и др. с целью организации и повышения эффективности работы с ними.


Классификация позволяет выработать определенные методы работы с каждой группой документов, закрепить их в инструкциях, организовать документы в делопроизводстве.


3.2 Виды классификации


В делопроизводстве часто используется понятие "система документации", и элементом подобной системы может являться любой созданный документ. Объединение документов в систему документации происходит по их отдельным видам или разновидностям.


Все документы по отражаемым в них видам деятельности
делятся на две большие группы.


Первая - это документы по общим и административным вопросам, т.е. по вопросам общего руководства предприятием и его деятельностью.


Среди управленческих документов выделяют организационные (устав, структура и штатная численность аппарата управления, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка или положения о персонале, положение о структурном подразделении предприятия, должностная инструкция) и распорядительные (приказ, распоряжение, указание, инструкция).


Отдельно выделяют информационно-справочные документы (протокол, акт, докладная и объяснительная записки, справка и др.) и документы по персоналу предприятия (типовой трудовой договор, заявление, анкета, характеристика и т.д.).


Вторая группа - документы по функциям управления. Такие документы составляют работники планово-финансовых отделов, бухгалтерии, снабжения и сбыта, коммерческих, юридических отделов и других функциональных подразделений


То есть, важнейшим признаком для классификации документов всегда является его содержание, и служебные документы могут подразделяться на:


документацию по административным вопросам;


документацию по материально-техническому снабжению;


документацию по планированию;


документацию по оперативной деятельности;


документацию по бухгалтерскому учету;


документацию по подготовке и расстановке кадров;


документацию по финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.


Кроме того, все документы, обращающиеся на предприятии, могут условно классифицироваться по ряду признаков:


по месту составления
:


входящие - поступившие в организацию;


исходящие - отправляемые из организации;


внутренние - составленные и используемые в самой организации.


Здесь, в зависимости от содержания, объёма, деловые письма разделяют:


на простые - письмо-просьба, письмо-сообщение, письмо-приглашение, письмо-благодарность, сопроводительное письмо, письмо-подтверждение;


контрактные - запрос, ответ на запрос, предложение, ответ на предложение, договор (контракт), рекламация (претензия), ответ на рекламацию.


по степени унификации
(по форме) различают документы: индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные, унифицированные в виде анкеты и таблицы.


Индивидуальные документы - разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования.


Типовыми -
являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер.


Трафаретные документы - имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, поскольку они позволяют экономить время на подготовку.


Примерные документы -
носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.


Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.


Таблица - представляет собой документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк. У данного вида документа есть преимущество: текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные.


по происхождению
:


официальные (служебные) - затрагивающие интересы организации, составленные юридическим или физическим лицом, оформленные в установленном порядке;


личные - касающиеся интересов конкретного лица и являющиеся именными.


по юридической значимости
:


подлинники (оригиналы) - первые или единичные экземпляры официальных документов, собственноручно подписанные автором;


копии - документы, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющие юридической силы;


заверенные копии - копии документов, на которых в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие им юридическую силу;


дубликаты - повторные экземпляры подлинника документа, имеющие юридическую силу.


Реже используются другие виды классификации документов:


по наименованию (
приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, доверенности и т.д.)


по способу документирования
: рукописные; электронные; графические; кино-, фото-, фонодокументы.


по сфере использования
: организационно-распорядительные; финансово-бухгалтерские; научно-технические; по труду; отчетно-статистические.


по степени сложности
документы классифицируют на простые, это документы, в которых рассматривается один вопрос, и сложные, где освещается несколько вопросов.


по грифу ограничения доступа
: открытые (несекретные); с грифом ограничения доступа. Документы могут иметь следующие грифы:


"для служебного пользования" (служебная информация, предназначенная только для работников конкретной организации или отрасли);


"секретно", "совершенно секретно", "особой важности" (информация, содержащая государственную тайну);


"конфиденциально" (информация, доступ к которой ограничен законодательством РФ);


"коммерческая тайна" (информация, используемая для достижения коммерческих целей, разглашение которой может нанести ущерб обладателю информации).


по форме изложения
:


индивидуальные - содержание которых излагается в свободной форме;


трафаретные - когда структура, часть документа, стандартные фразы заранее подготовлены, а другая часть заполняется при составлении, например, справка с места работы;


типовые - созданные для документирования стандартных ситуаций, например командирования, и используемые во всех организациях.


по срокам хранения
: постоянного хранения; долговременного хранения (свыше 10 лет); временного хранения (до 10 лет).


Еще один критерий классификации документов степень обязательности.
По нему вводится деление документов на:


информационные - содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций;


директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.


В целом вся система классификации в делопроизводстве служит основой организации так называемых первичных комплексов документа и закладывает основы фондов для дальнейшего хранения и использования материалов в учреждении и государственном архиве.


3.3 Направления совершенствования документационного обеспечения в туризме


При изучении состава документации, организации документооборота и процессов документирования ряда типичных предприятий сферы туризма России видно, что их нормативно-методическая основа находится в развитии, однако имеет серьезные недостатки и нуждается в существенном пополнении по целому ряду ключевых направлений.


Требуется, в частности:


совершенствование классификации видов туризма и туристской деятельности;


разработка соответствующих стандартов производства турпродуктов и комплекса документации;


установление более рациональных процедур документирования и работы с документами при организации туристской деятельности предприятий и оценке ее качества;


необходимость оптимизации состава видов и разновидностей, унификации и стандартизации документации, обеспечивающей управление туристской деятельностью.


Заключение


Подытожив вышесказанное, делаем краткие выводы.


Делопроизводство- это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами, и можно выделить две составные его части: документирование деятельности и организация работы с официальными документами, которые взаимосвязаны и для создания эффективной системы делопроизводства в организации необходимы они обе, причем функционирующие в тандеме.


Далее хотелось бы подчеркнуть следующие моменты:


в работу с документами в организации в той или иной степени втянуты все работники, независимо от того, к какой категории они относятся - к руководителям, специалистам, техническим исполнителям. Различие заключается в характере работы с документами;


от технологии организации работы с документами и от качества создаваемых документов зависит не только оперативность и эффективность управленческих решений, но и общие показатели результатов деятельности организации;


без налаженного делопроизводства трудно построить эффективное управление;


классификация позволяет выработать определенные методы работы с каждой группой документов, закрепить их в инструкциях, организовать документы в делопроизводстве.


Таким образом, классификация документов- это распределение документов по группам или видам на основе признаков содержания, формы составления и др. с целью организации и повышения эффективности работы с ними.


Списокиспользованной литературы


1. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.


2. Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства / Ю.М. Аксенов. - М.: ИНФРА, 2001. - 272 с.


3. Андреева В.И. Делопроизводство / В.И. Андреева. - М.: Интел-Синтез, 2001. - 192 с.


4. Волошин Н.И. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления / Н.И. Волошин, Н.В. Исаева, Е.Н. Ильина, Л.В. Курило. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 304 с.


5. Петелин В.Г. Делопроизводство на предприятии / В.Г. Петелин. - М.: Ось-89, 2001. - 112 с.


6. Стенюков М.В. Конспект лекций по делопроизводству / М.В. Стенюков. - М.: Изд-во ПРИОР, 2002. - 128 с.


7. Терентьева Е.В. Развитие документационного обеспечения в сфере туризма России: Автореферат / Е.В. Терентьева. - М.: ВНИИДАД, 2006. - 27 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.