Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Семиотика

Семиотика

Вадим Руднев

Семиотика
- наука о знаковых системах, одна из специфических междисциплинарных наук ХХ
века наряду с кибернетикой, структурной поэтикой, культурологией,
виртуалистикой. В основе семиотики лежит понятие знака  - минимальной единицы знаковой системы, или
языка, несущей информацию.

Основные
принципы С. сформулировал еще в ХIХ в. американский философ Чарльз Сандерс
Пирс. В ХХ в. семиотика приняла лингвистический уклон под влиянием идей
основателя структурной лингвистики Ф. де Соссюра и основателя датского
лингвистического структурализма Луи Ельмслева (см. структурная лингвистика) и
философский уклон под влиянием идей американского философа Чарльза Морриса.

В
1960 - 1970-е гг. образовалось две школы С. - французская (Клод Леви-Строс,
Альгирдас Греймас, Цветан Тодоров, Ролан Барт, Юлия Кристева) и так называемая
тартуско-московская (Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, И. А. Чернов - Тарту; В. Н.
Топоров, Вяч. Вс. Иванов, Б. А. Успенский, И. И. Ревзин - Москва).

В
качестве простейшей знаковой системы обычно приводят систему дорожной
сигнализации - светофор. Этот язык имеет всего три знака: красный, означающий
"Остановиться!", зеленый - "Можно ехать!" и желтый -
"Приготовиться к движению (или к остановке)!".

Ч.
Моррис выделил три раздела С. - синтактику (или синтаксис), изучающую
соотношения знаков друг с другом; семантику, изучающую отношение между знаком и
его смыслом ; и прагматику, изучающую отношения знаков с их отправителями,
получателями и контекстом знаковой деятельности.

Объясним
три раздела С. на примере того же светофора. Синтаксис и семантика здесь очень
простые, всего четыре комбинации:

синтаксис
семантика

1.
красный + желтый стоять + приготовиться к движению

2.
желтый + зеленый приготовиться к движению + ехать

3.
зеленый + желтый ехать + приготовиться к остановке

4.
желтый + красный приготовиться к остановке + остановиться

Прагматика
светофора тоже проста. Светофор адресуется двум категориям лиц - автомобилистам
и пешеходам. Для каждой из этих групп каждая конфигурация из четырех
перечисленных имеет противоположное значение, то есть когда водитель видит
последовательность "желтый + зеленый", пешеход, находясь
перпевдикулярно к светофору, одновременно видит последовательность
"желтый+ красный" и т. п. Прагматика тесно связана с теорией речевых
актов  Каждый знак светофора представляет
собой не слово, а команду-предписание, то есть речевой акт. Если пешеход
остановился перед красным светом, значит, речевой акт со стороны светофора
успешен, если пешеход идет на красный свет - речевой акт не успешен.

Наиболее
фундаментальной и универсальной знаковой системой является естественный язык,
поэтому структурная лингвистика и С. естественного языка - это синонимы.

Однако
в ХХ в. С. стала супердисциплиной (во всяком случае, в 1960-е гг. претендовала
на зто). Поскольку огромное количество слоев культуры можно рассматривать как
язык, знаковую систему, то появилась С. литературы, карточной игры, шахмат,
рекламы; биосемиотика кино, живописи, музыки, моды, человеческого поведения,
культуры, стиха.

С.
стиха, например, занималась проблемой соотношения метра (см. система стиха) и
смысла. Так, американский русист Кирил Тарановский показал, что у стихотворного
размера есть свои семантические традиции. 5-стопный хорей Лермонтова "Выхожу
один я на дорогу" стал образцом для дальнейших стихотворных опытов с этим
размером, реализующих " динамический мотив пути, противопоставленный
статическому мотиву жизни" ( от "Вот бреду я вдоль большой
дороги..." Тютчева" до "Гул затих. Я вышел на подмостки..."
Пастернака). Потом другими исследователями были показаны семантические ореолы
других размеров. У Пушкина, например, 4-стопный хорей связан с темой смерти и
тревоги ("Мне не спится, нет огня...", "Ворон к ворону летит...",
"Полно мне скакать в телеге...", "Буря мглою небо кроет..."
и другие ), у Давида Самойлова, который был не только замечательным поэтом, но
и талантливым исследователем стиха, 3-стопный ямб связан с темой прошлого,
переходящего в будущее ("Давай поедем в город...", "Не
оставляйте писем...", "То осень птицы легче...", поэма
"Последние каникулы"; а 4-стопный ямб - с темой тщеты и утраты
("Утраченное мне дороже...",-- "Не торопи пережитого...",
"Химера самосохраненья...", "Сороковые-роковые..." и другие
тексты).

Большую
роль в развитии отечественной С. сыграли исследования Ю. М. Лотмана,
посвященные С. русского быта ХVIII и ХIХ вв. и С. русской литературы ХIХ в. Вот
как он, например, интерпретирует "школьный конфликт" в романе Пушкина
"Евгений Онегин" между Татьяной, Онегиным и Ленским. По мнению Ю. М.
Лотмана, эти персонажи не понимали друг друга потому, что они использовали
разные культурные знаковые системы: Онегин был ориентирован на английский
байронический романтизм с его культом разочарованности в жизни и трагизмом,
Ленский - на немецкий романтизм с его восторженностью и ученостью, а Татьяна, с
одной стороны, на английский сентиментализм с его чувствительностью,
порядочностью и "хорошими концами", а с другой - на русскую народную
культуру (поэтому она из всех трех оказалась наиболее гибкой).

Ю.
М. Лотман показал тогда еще очень темной русско-эстонской студенческой
аудитории (дело было в разгар застоя) С. балов и дуэлей, орденов и женских
туалетов, жизни в столице и жизни в провинции. Сейчас все его исследования
получили широкое признание, выходящее далеко за рамки истории культуры.

С.
тесно связана с логикой, в частности с логической семантикой Г. Фреге, Л.
Витгенштейна, Б. Рассела, Р. Карнапа, с аналитической философией в целом,
поскольку последняя занималась прежде всего интерпретацией языка, с философией
вымысла, семантикой возможиых миров, структурной и генеративвой поэтикой, с
исследованием виртуальных реальностей, с поэтикой постмодериизма .
Список литературы

Труды
по знаковым системам, (Учен. зап. Тартуского ун-та).Тарту, 1965-1983.- Вып.
2-20.

Семиотика
/ Под ред. Ю. С. Степанова. - М., 1983.

Иванов
Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. - М., 1976.

Степанов
Ю.С. Семиотика. - М., 1972.

Лотман
Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.

Лотман
Ю.М. Избр. статьи. В 3 т.- Т. 1. - Таллинн, 1992.- Т.1.

Лотман
Ю.М. Роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Пособие для
слушателей спецкурса - Тарту, 1976.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.