Ритм
Вадим Руднев
Ритм
- универсальный закон развития мироздания. ХХ век очень многое внес в изучение
биологических и космологических ритмов, ритмов в искусстве и в стихотворной
строке.
Элементарной
единицей наиболее простого ритмаявляется развернутая во времени бинарная
оппозиция: Бог - дьявол, инь - ян, черное - белое, день - ночь, жизнь - смерть.
У каждого народа эти универсальные ритмические категории могут различаться (см.
картина мира) и ритм может быть гораздо более сложным и изощренным, чем
чередование плюса и минуса. Ритмы накладываются друг на друга: солярные ритмы,
лунные ритмы, годовые ритмы, ритмы эпох, эр (сейчас как будто заканчивается эра
рыбы - христианская - и начинается эра водолея; каждая астрологическая эра
занимает примерно две тысячи лет), юг (сейчас мы, по представлениям веданты,
находимся в одной из самых неблагоприятных юг - калиюге; каждая юга занимает
более 30 000 лет).
Чтобы
показать, с одной стороны, специфику и, с другой - универсальность понятия ритма,
обратимся к научной дисциплине, которая так и называется - ритмика. Это раздел
стиховедения (см. система стиха), сформировавшийся в ХХ веке. Его основатель
русский поэт Андрей Белый, изучавший ритмические варианты стихотворных
размеров.
Так,
например, 4-стопный ямб имеет теоретически восемь ритмических вариантов по
соблюдению/несоблюдению ударности четных слогов. Вот они:
1.
1 - 1 - 1 - 1 - (1). Все удареныя соблюдены ("Мой дядя самых честных
правил...").
2.
1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается первое ударение ("Не отходя ни шагу
прочь...").
3.
1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается второе ударение ("Печально подносить
лекарства...").
4.
1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускается третье ударение ("Легко мазурку
танцевал...").
5.
1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускаются первое и третье ударения ("И выезжает на
дорогу...").
6.
1 - 1 - 1 - 1 - (1). Пропускаются второе и третье ударения ("И кланялся
непринужденно...").
Остальные
две формы практически не употребляются. И вот эти ритмические варианты создают
неповторимый ритмический рисунок стихотворения, поэта, поэтической эпохи.
Русский филологэмигрант, издавший свой замечательный труд о ритмике русских
двусложных размеров на сербском языке, К.Ф. Тарановский, сформулировал
следующую закономерность. Пропуски ударений имеют тенденцию расподобляться по
интенсивности, начиная от конца строки, и эта волна спадает к началу строки. То
есть самой частой, по этому закону, оказывается форма 4) "Легко мазурку
танцевал". Последнее ударение в русском стихе всегда соблюдается, оно
самое сильное (100 процентов). Предпоследнее ударение в русском стихе самое
слабое (от 40 до 50 - 55 процентов), третье от конца сильнее предыдущего, но
слабее последнего (примерно 75 - 85 процентов), первое ударение имеет такую же
интенсивность. Волна затихает к началу строки.
Вероятно,
Тарановский никогда не задумывался над тем, что сформулированная им
закономерность имеет универсальный характер для любого ритма - угасание
ритмической волны от конца к началу. Так, например, устроена классическая
барочная сюита, которая имеет четыре обязательных номера-танца. Последний танец
самый быстрый - жига, предпоследний - самый медленный - сарабанда, третий от
конца и первый примерно одинаковы по живости - волна ослабевает к началу
(аллеманда и куранта).
По
тому же ритму живет фундаментальная культура. Таков так называемый маятник
Дмитрия Чижевского, в соответствии с которым начиная с эпохи Возрождения
ритмически чередуются два противоположных типа культуры - говоря кратко -
ориентированная на содержание и ориентированная на форму (см. также реализм): *
ренессанс
классицизм реализм
барокко
романтизм модернизм
При
этом ясно, что различие между реализмом и модериизмом является бесконечно
большим, тогда как различие между барокко и Ренессансом иногда не вполне
понятно. Например, трудно определить, к какому из этих направлений отнести
Уильяма Шекспира.
Почему
же все начинается с конца? Очевидно, по тому же, почему семиотическое
время течет в противоположную сторону по
сравнению со временем естественнонаучным. Потому что культура противопоставлена
природе, она имеет наблюдателя, который ставит во главе угла себя - Я, здесь,
сейчас (см. также прагматика).
Наиболее
утонченно ритм проявляется в искусстве. Как писал Ю.М. Лотман, ритм - это
возможность найти сходное в различном и определить различия в сходном.
Список литературы
Лотман
Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. - Л., 1972.
Тарановски
К. Руски дводелни ритмови. - Београд, 1953.
Руднев
П.А Введение в науку о русском стихе. - Тарту, 1989.
Руднев
В. Опыт игры в бисер // Сегодня, 31 августа 1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/