Акцентный стих
Вадим Руднев
Акцентный
стих (или чисто тонический, или ударный стих) - стихотворный размер, самый
свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В акцентном стихе
строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит
между ударениями, неважно. Таким образом, акцентный стих - это предел
эмансипированности стиха по линии метра. Недаром акцентный стих называют еще
стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного акцентного стиха из поэмы
"Владимир Ильич Ленин".
1.
Армия пролетариев, встань стройна!
2.
Да здравствует революция, радостная и скорая!
3.
Это - единственная великая война
4.
Из всех, какие знала история.
А
вот метрическая схема этого четверостишия:
1.
-4-2-1-
2.
1 -4-2-4-2
3.
-2-5-3-
4.
1 -1-2-2-
(знаком
"-" обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество
безударных слогов).
Как
будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями
сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного
до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может
быть строкой 4ударного дольника , где слогов между ударениями должно быть один
или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какойнибудь известный текст,
написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку.
Например:
Девушка
пела в церковном хоре
О
всех усталых в чужом краю,
О
всех кораблях, ушедших в море,
Из
всех, какие знала история.
Что
же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это:
-2-2-1-1
1-1-2-1-1
1-2-1-2-1
1-1-1-2-2
Это
первая проблема идентичности акцентного стиха.
Для того чтобы он воспринимался как акцентный стих, необходимо
достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а
тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев,
революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском
языке - три слога. Получается, что акцентный стих - это не свобода, а
искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные
интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное
искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем
языком, которому не повезло с ним встретиться.
Вторая
проблема идентичности акцентного стиха. состоит в том, что он имеет тенденцию
расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном акцентном
стихе все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно
много, то сам принцип, на котором держится акцентный стих, разрушается. М. Л.
Гаспаров говорит в этом случае о вольном акцентном стихе, но, по моему мнению,
это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре.
Таким
образом, акцентный стих - это некая фикция, некий "симулякр" русской
поэзии ХХ в.
Список литературы
Гаспаров
И.Л. Акцентный стих раннего Маяковского // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1969. -
Вып. 236.
Гаспаров
М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. - М., 1974.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/