Новое учение о языке
Вадим Руднев
Новое
учение о языке - вульгарно-материалистическое, авангардистского толка (см.
авангардиое искусство) направление в советской лингвистике, господствующее,
начиная с 1920-х гг., более 30 лет. После того как оно приняло особо уродливые
формы, его разгромил И. В. Сталин в статье "Марксизм и вопросы
языкознания", опубликованной в "Правде" в 1950 г.
Основатель
нового учения о языке - академик Николай Яковлевич Марр, человек, которого при
жизни и после смерти, как пишет о нем автор критической монографии В. М.
Алпатов, "называли гением, сравнивали с Коперником, Дарвином, Менделеевым;
позднее о нем говорили как о вульгаризаторе, космополите и шарлатане; одни
считали, что он создал науку о языке, другие, - что его вклад в эту науку равен
нулю".
Марр
применил к языкознанию учение исторического материализма. По его мнению, язык -
такая же надстроечная общественная ценность, как искусство; язык является
приводным ремнем в области надстроечной категории общества. Язык возник у всех
народов независимо друг от друга, но поскольку культура едина и в своем
развитии проходит одни и те же этапы, то все процессы в ней проходят
аналогично.
Язык,
по Марру, образовался из первичных "фонетических выкриков". Первичная
речь, как реконструировал ее Мар, состояла всего из четырех лексических
элементов - САЛ, БЕР, ЙОН, РОШ. И вот все слова всех языков мира Марр был
склонен сводить к этим четырем элементам.
"Слова
всех языков, - писал Марр, - поскольку они являются продуктом одного
творческого процесса, состоят всего-навсего из четырех элементов, каждое слово
из одного или из двух, реже трех элементов; в лексическом составе какого бы то
ни было языка нет слова, содержащего что-либо сверх все тех же четырех элементов;
мы теперь орудуем возведением всей человеческой речи к четырем звуковым
элементам".
"Любое
слово, - пишет Алпатов, - возводилось к элементам или их комбинациям. Например,
в слове красный отсекались части к- и н-, а остюшееся рас- признюалось модификацией
элемента РОШ, сопоставлялось с рыжий, русый (...), названиями народов
"русские, этруски".
Развитие
языков, по Марру, шло от исконного множества к единству. Нормальная наука -
сравнительное-историческое языкознание - считала, что все происходило наоборот:
сначала существовали праязыки, из которых потом возникли современные языки, то
есть движение шло от единства к множеству. Но Марр открыто высказывал ненависть
к сравнительно-историческому языкознанию, считая его буржуазной псевдонаукой.
Он отвергал генетическое родство языков и даже такие очевидные вещи, как
заимствования слов, он объяснял единством глоттогонического (языкотворческого)
процесса.
Языковые
категории Марр прямолинейно связывал с социальными явлениями. Так, ученик
Марра, академик И. И. Мещанинов, писал:
"Личные
местоимения и понятие единственного числа связаны с индивидуальным восприятием
лица, то есть с явлением позднейшего строя общественной жизни. Личным
местоимениям предшествовали притяжательные, указывающие на принадлежность не
отдельным лицам, а всему коллективу, причем и эти первые по времени
возникновения вовсе не изначальны, но тесно связаны с осознанием представления
о праве собственности".
Так
же вульгарно-социологически объяснялись степени сравнения, которые, по Марру,
появились вместе с сословиями: превосходной степени соответствовал высший
социальный слой, сравнительной - средний, положительной - низший.
Марр
отрицал существование национальных языков: "Не существует национального и
общенационального языка, а есть классовый язык, и языки одного и того же класса
различных стран при идентичности социальной структуры выявляют больше
типологического родства, чем языки различных классов одной и той же страны,
одной и той же нации".
Ясно,
что терпеть такую безумную теорию могло только такое безумное государство, как
СССР. После смерти Марра в 1934 г. Новое учение о языке стало официальной языковедческой религией.
Любые проявления сравнительно-исторического языкознания, не говоря уже о
структурной лингвистике, безжалостно душились.
В
своей статье в "Правде" Сталин писал: "Н. Я. Марр внес в
языкознание несвойственный марксизму нескромный, кичливый и высокомерный тон,
ведущий к голому и легкомысленному отрицанию всего того, что было сделано в
языкознании до Н. Я. Марра".
Пожалуй,
эта публикация была единственным добрым делом(сделанным по каким-то
таинственным соображениям) Сталина на ниве родной культуры. Языкознание после
этого заметно оживилось и, к счастью, разоблаченных марристов при этом не
сажали и не расстреливали.
Но
было бы односторонним считать Николая Яковлевича Марра безумцем и параноиком.
Вернее, он был в той же мере безумцем, что и Хлебников, Маяковский, Бунюэль. Но
ему не посчастливилось стать именно ученым, а не художником, хотя многие,
особенно литературоведы и культурологи, на которых он оказал влияние, считали и
продолжают считать его таланливейшей и во многом до конца не понятой личностью.
Автор статьи присоединяется к этому мнению.
Вот
что писала о своем учителе Ольга Михайловна Фрейденберг, выдающийся мифолог и
культуролог:
"Где
бы Марр ни находился - на улице, на заседании, на общественном собрании, за
столом - он всюду работал мыслью над своим учением. Его голова была полна
языковыми материалами, и он ошарашивал встречного знакомого, вываливая ему
прямо без подготовки пригоршню слов и только за секунду перед этим вскрытых
значений. (...) Что видел во сне Марр? Неужели на несколько часов в сутки он
переставал работать мыслью? Ему снились, наверное, слова, и едва ли и во сне он
не работал над своим учением".
А
вот что пишет известнейший лингвист, академик Т. В. Гамкрелидзе о Марре и его
прозрениях - в 1996 г. (по неуловимой логике судьбы самое скандальное и
примитивное в теории Марра - сведение всех слов к четырем элементам - в
какой-то степени предварило открытие четырех элементов генетического кода):
"(...)
теория Марра не имеет под собой никаких рациональных оснований, она
противоречит и логике современной теоретической лингвистики, и языковой
эмпирии. (...) Но теория эта, представляющая своеобразную модель языка, весьма
близкую к генетическому коду, (...) может послужить иллюстрацией проявления в
ученом интуитивных и неосознанных представлений (...)". Иначе говоря,
Марр, возможно, в своей безумной теории предсказал типологические основы тогда
еще не существовавшей генетики.
В
конце ХХ в. труды Марра постепенно стали реабилитировать, особенно его штудии
по семантике и культурологии. Появилось даже понятие "неомарризм".
Это произошло при смене научных парадигм, при переходе от жесткой системы
структурализма к мягким системам постструктурализма и постмодернизма, где
каждой безумной теории находится свое место.
Список литературы
Алпатов
В.М. История одного мифа: Марр и марризм. - М., 1991.
Фрейденберг
0.М. Воспоминания о Н. Я. Марре // Восток - Запад. - М., 1988.
Гамкрелидзе
Т.В. Р. О. Якобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и
семиотическими системами // Материалы международного конгресса "100 лет Р.
О. Якобсону" - М., 1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/