Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Остранение

Остранение

Вадим Руднев

Подобно
тому как М. М. Бахтин показал Достоевского глазами культуры ХХ века (см.
полифонический роман, диалогическое слово), В. Б. Шкловский, один из наиболее
активных деятелей русской формальной школы, показал Л. Н. Толстого как
писателя, не только созвучного ХХ веку, но и в определенном смысле ему
современного. Последнее стало возможным благодаря взгляду на художественное
произведение как на совокупность чисто технических принципов - знаменитая формула
Шкловского "искусство как прием".

Остранение
- один из таких универсальных приемов построения художественного текста,
открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе. Вот что писал по этому
поводу Школовский: "Прием остранения у Л. Толстого состоит в том, что он
не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную, а случай
- как в первый раз происшедший, причем он употребляет в описании вещи не те
названия ее частей, которые приняты, а называет их так, как называются соответственные
части в других вещах".

Знаменитый
пример остранения у Толстого - опера глазами Наташи Ростовой в конце второго
тома "Войны и мира": "На сцене были ровные доски посередине, с
боков стояли крашеные картоны, изображюшие деревья, позади было протянуто полотно
на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках.
Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо, на низкой
скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что-то.
Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней
подошел мужчина в шелковых в обтяжку панталонах на толстых ногах, с пером и
кинжалом и стал петь и разводить руками.

Мужчина
в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла
музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно
выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем,
и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене,
кланяться".

Этот
литературный руссоизм сказался и на идеологической направленности приема
остранения у Толстого. Так, в повести "Холстомер" главный герой,
мерин, пытается описать понятие собственности: "Многие из тех людей,
которые меня, например, называли своей лошадью, не ездили на мне, но ездили на
мне совершенно другие. Кормили меня тоже не они, а совершенно другие. Делали
мне добро опять-таки не те, которые называли меня своей лошадью, а кучера,
коновалы и вообще сторонние люди. Впоследствии, расширив круг своих наблюдений,
я убедился, что не только относительно нас, лошадей, понятие м о е не имеет
никакого другого основания, кроме низкого и животного людского инстинкта,
называемого ими чувством или правом собственности".

Остранение,
мотивированное сознанием животного, непосредственно перешло от Толстого к
Чехову в рассказе "Каштанка", где мир описывается глазами собаки,
которая, в частности, видит слона как нечто длинное с двумя палками впереди.

Уже
в ХХ в. в романе "Воскресение" Толстой, используя остранение,
настолько художественно выразительно (см. теория речевых актов) описал
церковную службу, что его чуть ли не именно за этот эпизод отлучили от церкви.

С
точки зрения культуры ХХ в., вся литература ХIХ в - Пушкин, Стендаль, Гоголь,
Достоевский, Толстой - это подготовка к литературе ХХ в. И такая позиция
является единственно честной и плодотворной. В противном случае литературный
ряд мертвеет, превращаясь в школьный набор надоевших персонажей и расхожих
фраз.

Открытое
Шкловским остранение независимо от него откликнулось в понятии отчуждения в
театре Бертольта Брехта. Брехт посмотрел на театр так, как смотрела на оперу
Наташа Ростова. В противоположность Станиславскому, считющему, что актер должен
вживаться в роль, а зритель, сидящий в зале, забывать обо всем на свете, кроме
спектакля, Брехт считал, что актер, напротив, должен рефлексировать над ролью,
а зритель - ни на минуту не забывать, что он находится в театре.

Собственно
же понятие остранение вошло в литературу ХХ в., видоизмененное чертами его
поэтики - неомифологизмом, потоком сознания (одним из первооткрывателей
которого был тот же Л. Толстой). Остранение ХХ в. во многом деидеологизировано
и психологизировано. Если Толстой склонен показывать людей идиотами, то ХХ в.
стремился, наоборот (подобно Достоевскому), видеть в идиоте человека. Такова
"красота редуцированной психики" (термин Ю. К. Лекомцева),
психологизировавшая прием странения. и давшая ему новый ракурс в романе
Фолкнера "Шум н ярость", где мир изображается устами идиота Бенджи
Компсона. Таким образом, ХХ в. парадоксально соединяет остранение с отчуждением
и эстетизирует не сознание простодушного, но психику неполноценного.
Список литературы

Шкловский
В. О теории прозы. - Л., 1925.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш»
Реферат Судьба человека
Реферат Сметное планирование (бюджетирование)
Реферат Развитие музыкально сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально
Реферат Научное знание как система, его особенности и структура
Реферат Первые эмансипированные женщины
Реферат Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объект педагогического процесса
Реферат Great Expectations By Charles Dickens Essay Research
Реферат Использование компьютера на уроках русского языка и во внеклассной работе
Реферат Улыбающийся Бетховен
Реферат Изучение Microsoft Excel (v.7.0)
Реферат Проектирование кислородно-конвертерного цеха №2 ОАО "ММК"
Реферат «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»
Реферат Учение Уильяма Стэнли Джевонса (1835 - 1882) и развитие его идей Френсисом Исидро Эджуортом (1845 - 1926)
Реферат Система учета затрат торгового предприятия