Реализм
Вадим Руднев
В
ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях.
Первое
- историко-философское. Реализм - это направление в средневековой философии,
признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их (то есть
не конкретного стола, а стола-идеи). В этом значении понятию реализма было
противопоставлено понятие номинализма, считавшего, что существуют только
единичные предметы.
Второе
значение - психологическое. Реализм, реалистический - это такая установка
сознания, которая за исходную точку принимает внешнюю реальность, а свой
внутренний мир считает производным от нее. Противоположность реалистическому
мышлению представляет аутистическое мышление или идеализм в широком смысле.
Третье
значение - историко-культурное. Реализм - это направление в искусстве, которое
наиболее близко изображает реальность.
Нас
интересует прежде всего это последнее значение. Необходимо сразу отметить, что
многозначность - это крайне отрицательная черта термина, ведущая к путанице
(см. логический позитивизм, аналитическая философии).
В
каком-то смысле Р. - это антитермин, или термин тоталитарного мышления. Этим он
и интересен для исследования культуры ХХ в., ибо реализм, как ни крути, для ХХ
в. сам по себе не характерен. Вся культура ХХ в. сделана аутистами и мозаиками
(характерология).
Вообще,
реализм в третьем значении настолько нелепый термин, что данная статья написана
лишь для того, чтобы убедить читателя никогда им не пользоваться; даже в ХIХ
веке не было такого художественного направления, как реализм Конечно, следует
осознавать, что это взгляд человека ХХ в., переписывающего историю, что весьма
характерно для культуры в целом.
Как
можно утверждать, что какое-то художественное направление более близко, чем
другие, отображает реальность (см.), если мы, по сути, не знаем, что такое
реальность? Ю. М. Лотман писал, что для того чтобы утверждать о чем-либо, что
ты это знаешь, надо знать три вещи: как это устроено, как им пользоваться и что
с ним будет дальше. Ни одному из этих критериев наше "знание" о
реальности не удовлетворяет.
Каждое
направление в искусстве стремится изобразить реальность такой, какой оно его
видит. "Я так вижу" - говорит абстракционист, и возразить ему нечего.
При этом то, что называют реализм в третьем значении, очень часто не является
реализм во втором значении. Например: "Он подумал, что лучше всего будет
уйти". Это самая обычная "реалистическая" фраза. Но она исходит
из условной и нереалистической установки, что один человек может знать, что
подумал другой.
Но
почему же в таком случае вся вторая половина ХIХ в. сама называла себя
реализмом? Потому что, говоря "Реализм и реалисты", употребляли
второе значение термина реализм как синоним словам "материализм" и
"позитивизм" (в ХIХ в. эти слова еще были синонимами).
Когда
Писарев называет людей типа Базарова реалистами (так озаглавлена его статья,
посвященная "Отцам и детям", - "Реалисты"), то, во-первых,
это не значит, что Тургенев - это писатель-реалист, это означает, что люди
склада Базарова исповедовали материализм и занимались естественными,
позитивными науками (реальными - отсюда понятие ХIХ в. "реальное
образование", то есть естественнонаучное, в противоположность
"классическому", то есть гуманитарному).
Когда
Достоевский писал: "Меня называют психологом - неправда, я - реалист в
высшем смысле, то есть изображаю глубины души человеческой", то он
подразумевал, что не хочет ничего общего иметь с эмпирической,
"бездушной", позитивистской психологией ХIХ в. То есть здесь
опять-таки термин Р. употребляется в психологическом значении, а не в
художественном. (Можно сказать, что Достоевский был реалистом в первом
значении, средневековом; для того чтобы написать: "Красота спасет
мир", надо как минимум допускать, что такая универсалия реально существует.)
Реализм
в художественном значении противопоставлен, с одной стороны, романтизму, а с
другой - модернизму. Чешский культуролог Дмитрий Чижевский показал, что начиная
с Возрождения великие художественные стили чередуются в Европе через один. То
есть барокко отрицает Ренессанс и отрицается классицизмом. Классицизм
отрицается романтизмом, романтизм - реализмом. Таким образом, Ренессанс,
классицизм, реализм, с одной стороны, барокко, романтизм и модернизм - с другой
сближаются между собой. Но здесь, в этой стройной "парадигме"
Чижевского есть одна серьезная неувязка. Почему первые три стиля живут примерно
по 150 лет каждый, а последние три только по пятьдесят? Тут очевидная, как
любил писать Л. Н. Гумилев, "аберрация близости". Если бы Чижевский
не был заворожен понятием реализма, он увидел бы, что с начала ХIХ века и до
середины ХХ века существует в каком-то смысле одно направление, назовем его
Романтизмом с большой буквы, - направление, по своему 150-летнему периоду
сопоставимое с Ренессансом, барокко и классицизмом. Можно называть реализм в
третьем значении, например, поздним романтизмом, а модернизм - постромантизмом.
Это будет гораздо менее противоречивым, чем реализм. Так переписывается история
культуры.
Однако
если термин реализм все же употребляется, значит, он все же что-то означает.
Если принять, что литература отображает не реальность, а прежде всего обыденный
язык (см. философия вымысла), то реализм - это та литература, которая
пользуется языком средней нормы. Так, когда спрашивают про роман или фильм,
является ли он реалистическим, то подразумевают, сделан ли он просто и понятно,
доступно для восприятия среднего носителя языка или он полон непонятных и, с
точки зрения читателя-обывателя, ненужных "изысков" литературного
модернизма: "приемов выразительности", кадров с двойной экспозицией,
сложных синтаксических построений - в общем, активного стилистического
художественного наполнения (см. принципы прозы ХХ в., модернизм,
неомифологизм).
В
этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистами Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Толстого, Достоевского и Чехова, которые не подчинялись средней языковой норме,
а, скорее, формировали новую. Даже роман Н. Г. Чернышевского нельзя назвать
реалистическим, скорее это авангардное искусство. Но в каком-то смысле можно
назвать реалистом именно И. С. Тургенева, искусство которого состояло в том,
что он владел средней языковой нормой в совершенстве. Но это исключение, а не
правило, что такой писатель, тем не менее, не забыт. Хотя, строго говоря, по
своим художественно-идеологическим установкам Тургенев был типичным романтиком.
Его Базаров - это романтический герой, так же как Печорин и Онегин (налицо
чисто и с романтическая коллизия: эгоцентрический герой и толпа, все
остальные).
Список литературы
Якобсон
Р.О. О художественном реализме // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. - М., 1987.
Лотман
Ю.И., Цивъян Ю.Г. Диалог с экраном. - Таллинн, 1994.
Руднев
В. Культура и реализм // Даугава,,1992. - No 6.
Руднев
В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста". - М.,
1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/