Фабльо
Фабльо
или фаблио (старофранцузское fableaux, fabliaux — множественное число от fablel
— «побасенка»; форма fabliaux является диалектизмом) — короткая стихотворная
повесть, обычно комического или сатирического содержания, возникающая и
культивируемая в среде «третьего сословия» средневековой Франции с конца XII в.
и вытесняемая в XIV в. другими повествовательными (dit, см.) и драматическими
(фарс, см.) жанрами; общее число сохранившихся Ф. XII—XV вв. свыше полутораста,
значительная часть их анонимна, часть же упоминает в качестве своих авторов —
жонглеров и поэтов городского сословия (так несколько Ф. принадлежит
знаменитому Рютбефу, см.).
Социальная
среда возникновения и бытования Ф. — этих fabellae ignobilium («побасенки
незнатного люда»), как их называют латинские писания современников — определяет
как общую их направленность, так и характер их художественного метода. Под
обликом чисто развлекательного жанра — conte pour rire, как его называет Бедье,
— Ф. направляет свое сатирическое жало против представителей господствующих
сословий. Особенной ненавистью проникнуто в них изображение духовенства — этого
величайшего паразита средневековья: в десятках Ф. с наслаждением рисуются
смешные, глупые, постыдные положения, в которые попадает тупой, жадный и
распутный поп («О Буренке, поповской корове», «О попе, читавшем страстную
седмицу», «О попе, попавшем в ларь», «О распятом попе», «О раскрашенном попе» и
т. д. и т. д.); даже бродячие сюжеты часто получают в Ф. антиклерикальную
окраску («О попе, которого носят»). Иногда сатира Ф. захватывает глубже,
превращаясь из антиклерикальной в антирелигиозную, рисуя в комических чертах не
только попов и монахов, но и святых и самого господа-бога («О бедном торговце»,
«О виллане, который тяжбой добился рая», «О св. Петре и жонглере»). Более
сдержанно и осторожно осмеивает Ф. представителей второго сословия — рыцаря и
помещика («О старушке, подмазавшей рыцаря», «О виллановой оплеухе», «О рыцаре с
алым платьем» и т. д.); к этой группе Ф. примыкает ряд пародий на куртуазный
роман, повесть (лэ), подвергающий беспощадному
осмеянию самые устои рыцарства — его мораль, его куртуазию, его идеальных
героев («О плохо сшитом плаще», «О цапле», «Об избитой тропе» и др., сюда же
примыкают и пародии на лэ, как «Лэ о распутстве», «Лэ об Иньауресе» и др.).
Но,
разумеется, Ф. отражает и внутренние противоречия в среде «третьего сословия».
Есть значительная часть Ф., возникших, очевидно, в среде горожан, которые
непрочь — наряду с попом и рыцарем — посмеяться и над мужиком — над его
тупостью, нерасторопностью, простоватой хитростью («О старосте в меховой
шапке», «Виллан-лекарь» и др.); бесспорно, в городской же среде сложились и
многочисленные Ф., в ярких образах излагающие весь кодекс мещанской морали и осмеивающие
того буржуа, который вздумает — неравным ли браком, излишней ли доверчивостью —
нарушить этот неписанный, но твердый закон (ср., с одной стороны, дидактические
Ф. типа «Разрезанная попона», с другой — сатирические Ф. типа «Горожанка из
Орлеана»). Но есть и несколько Ф., отражающих настроения крестьянской массы с
ее глухой, но лютой ненавистью против сосущих ее кровь попов, помещиков,
чиновников, купцов и кулацкой верхушки; таков, напр., Ф. «О
Констане-деревенском», в котором старый бродячий сюжет о хитрости женщин
превращается в страстный протест против угнетателей, — Ф., в котором, по
справедливому замечанию Бедье, слышатся отдаленные отзвуки жакерии.
Остро
воспринимавшейся действенной тематике Ф. соответствует действенность их стиля.
Стиль Ф. почти не знает описания, как он не знает и долгих анализов переживаний
героя, столь характерных для куртуазной литературы; изложение сжато, часто
драматизируется благодаря преобладанию диалога и сведе́нию повествования к
коротким, почти сценическим ремаркам, определяющим ситуацию и жесты участников
диалога. Комизм Ф. сравнительно редко строится на игре словом, обычно он
глубоко пронизывает все построение Ф., их образы и ситуации; ощущение
комического вызывается у авторов и слушателей Ф. не только гротескным искажением
образов (ср. введение в качестве комических фигур горбунов, слепцов и т. п.), но — и это чаще всего —
бурлескным нагромождением описаний драк, обжорства и низших физиологических
актов; в известной части Ф. комизм спускается до уровня порнографии. Однако Ф.
не чужды и более утонченные формы комического — иронические переломы действия и
концовки, сатирическая трактовка характеров; основные образы героев Ф. —
жадный, трусливый, развратный поп, чванный, грубый рыцарь, пронырливый купчина,
простоватый или себе на уме виллан, блудливая, лукавая, изворотливая жена —
надолго сохраняют свою действенность, переходя в прозаическую новеллу и драматизируясь в фарсе . Простоте стиля Ф.
соответствует простой разговорный язык, бедный метафорами, но зато богатый фигурами,
повышающими его эмоциональную насыщенность — восклицаниями, обращениями,
пропусками, переходом от косвенной речи к прямой. Эмоциональность,
действенность изложения усиливаются еще живым участием рассказчика,
перебивающего изложение своими соображениями по поводу описываемого им и часто
начинающего и заканчивающего повесть поучительными выводами.
Правда,
есть несколько Ф. («О пегом коне», «Гильом с соколом», «Лэ об Аристотеле» и
некоторые др.), приближающихся по стилю к куртуазной повести — к лэ ; но эти
немногочисленные Ф. не типичны для жанра, да и по своей тематике выпадают из
общего круга Ф., предназначаясь очевидно для рыцарской (или подражающей рыцарям
патрицианской) среды.
О
смене Ф. другими жанрами в истории развития французской литературы — см.
«Французская литература». Об аналогичных явлениях в литературах других стран —
см. «Шванк».
Список литературы
I. Издания: A. de Montaiglon et G. Raynaud. Recueil
général et complet des fabliaux des XIII et XIV siècles, 6
vv., P., 1872—1890; более ранние издания (Barbazan (1756), Méon (1808, 1823),
Jubinal 1839) включают наряду с
собственно Ф. большое количество легенд и dits, а также и др. повествовательных жанров.
II. Bedier J., Les fabliaux, P.,
1893, 4 éd., rev. et corr., P., 1925.
Поскольку
Ф. включают значительное число бродячих сюжетов, упоминания о Ф. можно
встретить почти во всех исследованиях по сказке и по новелле, написанных
представителями сравнительного метода в фольклористике.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru