Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Тексты для перевода и их классификация

Тексты для перевода и их классификация

В. С. Виноградов

Из
предложенной ранее дефиниции перевода следует, что в переводоведении существует
два взаимосвязанных уровня исследований: процессуальный и текстовый.
Процессуальный опирается главным образом на дедуктивные методы, так как процесс
перевода не дан нам в непосредственное наблюдение. Он происходит в святая
святых человека, в его сознании. Материальным объектом, доступным для
конкретного переводоведческого анализа, являются тексты оригинала и перевода,
письменные или звучащие. Функциональная, содержательная и эмоциональная
специфика этих текстов в значительной степени влияют на методологию и методику
исследования. Поэтому классификация текстов (в самом общем плане), которые в
существующей практике могут подлежать переводу, необходима. Тексты для
переводов чрезвычайно разнообразны по жанрам, стилям и функциям. Поэтому
переводчику важно знать, какой вид текста ему надлежит переводить. Типы текстов
определяют подход и требования к переводу, влияют на выбор приемов перевода и
определение степени эквивалентности перевода оригиналу. Цели и задачи
переводчика оказываются различными в зависимости оттого, что он переводит,
поэму или роман, научную статью или газетную информацию, документ или
техническую инструкцию. И закономерности перевода каждого из жанров имеют свои
отличия.

Филологи
давно пытаются произвести классификацию текстов. Однако сделать это нелегко:
слишком велико их многообразие и слишком заметно взаимопроникновение языковых
средств и разновидностей речи в некоторых типах текстов. Наиболее убедительными
представляются классификации, в основу которых положены функциональные
признаки. В свое время академик В. В. Виноградов предложил подразделять стили
языка и речи, исходя из трех основных функций языка: общения, сообщения и
воздействия (предупредим, что у языка выделяются и другие функции). Эта идея
используется и для классификации текстов, так как они относятся к какому-либо
стилю речи, а этот последний является системной реализацией
функционально-обусловленных языковых средств, т. е. стилей языка.

Функция
общения основная в сфере повседневного общения людей. Текстам, информирующим о
чем-либо носителей языка, свойственна преимущественно функция сообщения.
Функция воздействия чрезвычайно важна для художественных и публицистических
текстов, которые не только обращены к разуму, но и к чувствам человека. Они
рассчитаны на то, чтобы определенным образом воздействовать на реципиента, на
того, кто их воспринимает.

Хотя
стиль материально воплощается в тексте, но отождествлять эти два понятия нельзя.
Стиль - это лексико-грамматическое единство в многообразии текстов, которое
оказывается характерным для определенной категории текстов. А раз это так, то
при классификации текстов должна учитываться их принадлежность к тому или иному
функциональному стилю. Конечно, жесткая текстовая классификация вряд ли
возможна. Речетворчество многослойно. Речевые стили взаимовлияют друг на друга
и взаимопроникают. Есть переходные и периферийные стилевые реализации. Однако в
каждом тексте есть нечто определяющее, составляющее его специфику. Это и
позволяет подразделять тексты на классы. В детальной классификации- неизбежно
появятся подклассы, виды, подвиды и т. д.

Итак,
принимая во внимание функции языка и стили языка и речи, целесообразно выделить
шесть основных функционально-стилевых типов текстов:

Разговорные
тексты. Они могут подразделяться на разговорно-бытовые, разговорно-деловые и
др. Разговорные тексты выполняют, функцию общения, реализуются в устной
диалогической форме и ориентируются на взаимную коммуникацию ради каких-нибудь
целей.

Официально-деловые
тексты, к которым относятся великое множество государственных, политических,
дипломатических, коммерческих, юридических и тому подобных документов. У них
основная функция сообщения. Как правило, они существуют в письменной форме,
которая в некоторых видах документов бывает сравнительно жестко
регламентированной.

Общественно-информативные
тексты. Они содержат самую различную информацию, проходящую по каналам массовой
коммуникации, газетам, журналам, радио и телевидению. Их главная функция -
сообщение. Эти тексты могут быть тенденциозными и рассчитанными на определенное
воздействие, на обработку общественногомнения. Однако функция сообщения
остается у них основной, формирующей типологию текста. Форма этих текстов чаще
всего письменная. На радио и телевидении письменные тексты ретранслируются в
устной форме. Нечто подобное происходит и с ораторской речью, когда она
воспроизводит письменный оригинал.

Научные
тексты, имеющие много подтипов, видов и подвидов, в зависимости от областей
знаний и назначения. Среди них выделяются, прежде всего, тексты специальные,
рассчитанные на профессионалов, и научно-популярные, предназначенные для
массовогочитателя. Всем им присуща функция сообщения и ориентация на логически
последовательное, объективное и доказательное изложение содержания. Научные
тексты реализуются главным образом в письменной форме. На конференциях,
съездах, симпозиумах и т. п. их форма может быть устной.

Художественные
тексты, охватывающие все жанровое разнообразие художественной литературы,
литературной критики и публицистики. У них две основные взаимосвязанные
текетообразующие функции: воздействия и эстетическая. В таких текстах особое
значение приобретает форма изложения. В литературе воплощается не только и не столько
рациональное, сколько художественное и эстетическое познание действительности.
От того, как и в какой форме материализуется содержание, зависит эстетическая
ценность произведения и уровень эмоционально-экспрессивного воздействия на
читателя. В художественных текстах используются единицы и средства всех стилей,
но все эти стилевые элементы включаются в особую литературную систему и
приобретают новую, эстетическую функцию. Конечно, художественные тексты следует
подразделить на виды, например, соответствующие литературным жанрам. У каждого
из видов» окажется своя художественная, языковая и функциональная специфика.

Религиозные
сочинения. Их содержание, характеристики отличаются особым своеобразием.
Основное место среди них занимают канонические книги Священного писания,
апокрифы, Жития святых, проповеди, теологические сочинения. Переводы библейских
книг имеют многовековую историю. Библейские переводы связаны с экзегетикой -
разделом богословия, трактующем многозначность некоторых текстов Библии и библейской
лексику уточнением текстов.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://linguistic.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.