Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Время в мире Белого

Время в мире Белого

Время
в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.

Михаил
Чехов.

Мне
Вечность - родственна.

Андрей
Белый.

Андрей
Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде
московской интеллигенции,  семье
знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича
Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с
детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино
слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди
этой природы людьми.

Уже
учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги
Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол -
заседание Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом
Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир
Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич
Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский,
Гиппиус... Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые
литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву
сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный
цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет
Владимира Соловьева ).

В
1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая
из четырех его "симфоний" - "Северная" или "Героическая".


Писатель
впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты
"симфониями", он и сам толком не знал, что это такое.
"Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония"
было для Белого своего рода символом.

Тема
"вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих
тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике
ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных
тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки
времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного
возврата" борется тема жизнеутверждения.

Во
второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца -
зловещий "глаз", уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки "металлической
раскаленности". Первый поэтический сборник Белого "Золото в
лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого
поклонения :

Солнцем
сердце зажжено.

Солнце
- к вечному стремительность.

Солнце
- вечное окно

в
золотую ослепительность.

"Солнце"


Стихотворение
"Солнце" посвящено К.Бальмонту - автору книги "Будем как
Солнце". Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом
Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует
древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего
поколения - поколения рубежа столетия .

Нацеленность
в будущее пронизывает все стихотворения раздела "Золото в лазури". В
будущее , которое - согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому
оно может выступать в масках :

-
"прежнего счастья"

-
"старины" :

Старина,
в пламенеющий час

обуявшая
нас мировым ,

старина,
окружившая нас , водопадом летит голубым.

"Вечный
зов" - образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) :

Блестящие
ходят персоны ,

повсюду
фаянс и фарфор ,

расписаны
нежно плафоны ,

музыка
приветствует с хор.

"Опала"

1905
год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого
периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это
чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К
весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли
крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы
все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают
мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно
отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательства.Из Петербурга он сразу
уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара,
растянувшийся на 1907-1908 годы.

В
эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти
Некрасова посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908)
Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном
порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник
"Урна"(1909)

Идея
"Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :

"Пепел"-книга
самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего,
чтоб найти их в ближнем".Сборник выстроен по линии все большего и большего
просветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сборника
называется "Просветы").

Пространство
"Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по
мере приближения к "центру" . Первый "круг" самый большой,
- почти что безграничные,"пустые","страшные", голодные
пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями,
голодом и пьянством народ :

Туда
- где смертей и болезней

Лихая
прошла колея...

"Отчаяние"


Пожирают
их болезни

Иссушает
глаз...

"Деревня"
Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи
избенок, Там - убогие стаи людей...

"Из
окна вагона"

Тема
хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом
разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство
священного ужаса.Это чувство выражено в образах :

-
"неизвестности"

-
"оторопи" :

Где
по полю оторопь рыщет,

Восстав
сухоруким кустом...

"Отчаянье"


-
смерти :

Над
страной своей родной

Встала
Смерть.

"Веселье
на Руси" От голода, холода тут

И
мерли, и мрут миллионы...

Там
Смерть протрубила вдали

В
леса, города и деревни...

"Русь"


Пространство
следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие
контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто обыденными. В
контексте общего замысла сборника и высунутый "красный язык"
висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной
"из-под красной рукоятки" символы безысходной,тупиковой,совершающейся
в одномерном пространстве смерти :

Красною
струею прыснул

Красной
крови ток.

Ножик
хряснул, ножик свистнул,-

В
грудь, в живот и в бок.

"Убийство"


Пространство
следующего раздела "Город" еще конкретнее : Москва "пира во
время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перенесена в "Городе" с
открытых пространств России в замкнутый мирок квартир :

...Здесь
хозяин гостье рад.

Звякнет
в пол железной злостью

Там
косы сухая трость,-

Входит
гостья,щелкнет костью,

Взвеет
саван : гостья смерть.

"Маскарад"

В
этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ничего вокруг
себя.Среди участников "пиров" только один поэт-арлекин знает о том
что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но
и в облике страстотерпца :

Вы
мечи

На
меня обнажали.

Палачи,


Вы
меня затерзали.

"Прохождение"


Особое
значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе
"Безумие" :  - венок из
"колючей крапивы" :

Над
простором плету, неподвижен,

Из
колючей крапивы венок ...


полях"

-
приложенный к "челу пучок колючего чертополоха" - бегущая с чела
кровавая струя :

С
чела, с кровавого плеча

 Кровавая струя струится ...

"Успокоение"

Это
мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем
стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в
следующем разделе "Просветы" :

Кто
зовет благоуханной клятвою,

Вздохом
сладко вдаль зовет идти,

Чтобы
в день безветренный над жатвою

Жертвенною
кровью изойти ?

"Жизнь"

"Пепел"
является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

Следующий
его сборник -"Урна"(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство
стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в "Урне" содержатся
и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :

 Год минул встрече роковой,

Как
мы, любовь лелея, млели...

И
ежели тебя со мной

Любовь
не связывает боле, Уйду,сокрытый мглой ночной,

 В ночное ,в ледяное поле...

Сложу
в могиле снеговой

 Любви неразделенной муки...

"Ссора"


"Урна"
- последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908
гг. )

В
1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в
путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году
в Россию Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение
из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет
до 1916 года,изредка наезжая в Россию.

В
сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его.С Россией Белый
переживает ее самое трагическое время:

Рыдай,
буревая стихия,

В
столбах громового огня !

Россия,
Россия, Россия, -

Безумствуй,сжигая
меня !.. Россия, Россия, Россия, Мессия грядущего дня !

"Родине"

Это
написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее
всего передает отношение поэта к свержению царизма.

В
Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое
свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей
молодости, по гибнущей русской культуре.

"Первое
свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается
"путь нисхождения".

В
сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи
"Москва".

"Мне
всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы
пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из
тусклого слова к яркому",признавался Белый, и действительно, поиск, непокой,
движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.

Последние
годы жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все
новые формы, жанры,стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с
путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами
по стиховедению,философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается
к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

Смерть
писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но
им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в
творчестве многих, способствовала появлению так называемой "орнаментальной
прозы".
Список литературы

Андрей
Белый.Сочинения.

Андрей
Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.

В.
Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.