Время в мире Белого
Время
в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.
Михаил
Чехов.
Мне
Вечность - родственна.
Андрей
Белый.
Андрей
Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде
московской интеллигенции, семье
знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича
Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с
детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино
слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди
этой природы людьми.
Уже
учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги
Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол -
заседание Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом
Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир
Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич
Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский,
Гиппиус... Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые
литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву
сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный
цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет
Владимира Соловьева ).
В
1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая
из четырех его "симфоний" - "Северная" или "Героическая".
Писатель
впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты
"симфониями", он и сам толком не знал, что это такое.
"Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония"
было для Белого своего рода символом.
Тема
"вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих
тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике
ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных
тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки
времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного
возврата" борется тема жизнеутверждения.
Во
второй "симфонии" на первой же странице возникает образ солнца -
зловещий "глаз", уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки "металлической
раскаленности". Первый поэтический сборник Белого "Золото в
лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого
поклонения :
Солнцем
сердце зажжено.
Солнце
- к вечному стремительность.
Солнце
- вечное окно
в
золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение
"Солнце" посвящено К.Бальмонту - автору книги "Будем как
Солнце". Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом
Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует
древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего
поколения - поколения рубежа столетия .
Нацеленность
в будущее пронизывает все стихотворения раздела "Золото в лазури". В
будущее , которое - согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому
оно может выступать в масках :
-
"прежнего счастья"
-
"старины" :
Старина,
в пламенеющий час
обуявшая
нас мировым ,
старина,
окружившая нас , водопадом летит голубым.
"Вечный
зов" - образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) :
Блестящие
ходят персоны ,
повсюду
фаянс и фарфор ,
расписаны
нежно плафоны ,
музыка
приветствует с хор.
"Опала"
1905
год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого
периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это
чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К
весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли
крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы
все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают
мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно
отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательства.Из Петербурга он сразу
уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара,
растянувшийся на 1907-1908 годы.
В
эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти
Некрасова посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908)
Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном
порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник
"Урна"(1909)
Идея
"Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :
"Пепел"-книга
самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего,
чтоб найти их в ближнем".Сборник выстроен по линии все большего и большего
просветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сборника
называется "Просветы").
Пространство
"Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по
мере приближения к "центру" . Первый "круг" самый большой,
- почти что безграничные,"пустые","страшные", голодные
пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями,
голодом и пьянством народ :
Туда
- где смертей и болезней
Лихая
прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают
их болезни
Иссушает
глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи
избенок, Там - убогие стаи людей...
"Из
окна вагона"
Тема
хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом
разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство
священного ужаса.Это чувство выражено в образах :
-
"неизвестности"
-
"оторопи" :
Где
по полю оторопь рыщет,
Восстав
сухоруким кустом...
"Отчаянье"
-
смерти :
Над
страной своей родной
Встала
Смерть.
"Веселье
на Руси" От голода, холода тут
И
мерли, и мрут миллионы...
Там
Смерть протрубила вдали
В
леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство
следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие
контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто обыденными. В
контексте общего замысла сборника и высунутый "красный язык"
висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной
"из-под красной рукоятки" символы безысходной,тупиковой,совершающейся
в одномерном пространстве смерти :
Красною
струею прыснул
Красной
крови ток.
Ножик
хряснул, ножик свистнул,-
В
грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство
следующего раздела "Город" еще конкретнее : Москва "пира во
время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перенесена в "Городе" с
открытых пространств России в замкнутый мирок квартир :
...Здесь
хозяин гостье рад.
Звякнет
в пол железной злостью
Там
косы сухая трость,-
Входит
гостья,щелкнет костью,
Взвеет
саван : гостья смерть.
"Маскарад"
В
этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ничего вокруг
себя.Среди участников "пиров" только один поэт-арлекин знает о том
что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но
и в облике страстотерпца :
Вы
мечи
На
меня обнажали.
Палачи,
Вы
меня затерзали.
"Прохождение"
Особое
значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе
"Безумие" : - венок из
"колючей крапивы" :
Над
простором плету, неподвижен,
Из
колючей крапивы венок ...
"В
полях"
-
приложенный к "челу пучок колючего чертополоха" - бегущая с чела
кровавая струя :
С
чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится ...
"Успокоение"
Это
мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем
стихотворении раздела - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в
следующем разделе "Просветы" :
Кто
зовет благоуханной клятвою,
Вздохом
сладко вдаль зовет идти,
Чтобы
в день безветренный над жатвою
Жертвенною
кровью изойти ?
"Жизнь"
"Пепел"
является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.
Следующий
его сборник -"Урна"(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство
стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в "Урне" содержатся
и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :
Год минул встрече роковой,
Как
мы, любовь лелея, млели...
И
ежели тебя со мной
Любовь
не связывает боле, Уйду,сокрытый мглой ночной,
В ночное ,в ледяное поле...
Сложу
в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора"
"Урна"
- последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908
гг. )
В
1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в
путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году
в Россию Белый пишет "Путевые заметки" - самое светлое произведение
из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет
до 1916 года,изредка наезжая в Россию.
В
сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его.С Россией Белый
переживает ее самое трагическое время:
Рыдай,
буревая стихия,
В
столбах громового огня !
Россия,
Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая
меня !.. Россия, Россия, Россия, Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это
написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее
всего передает отношение поэта к свержению царизма.
В
Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое
свидание" - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей
молодости, по гибнущей русской культуре.
"Первое
свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается
"путь нисхождения".
В
сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи
"Москва".
"Мне
всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы
пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из
тусклого слова к яркому",признавался Белый, и действительно, поиск, непокой,
движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.
Последние
годы жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все
новые формы, жанры,стили, писатель сочетает работу над "Москвой" с
путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами
по стиховедению,философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается
к театральным инсценировкам и даже киносценарию.
Смерть
писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но
им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в
творчестве многих, способствовала появлению так называемой "орнаментальной
прозы".
Список литературы
Андрей
Белый.Сочинения.
Андрей
Белый.Стихотворения и поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.
В.
Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/