М. А. Булгаков и театр
Гул
затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь
к дверному косяку,
Я
ловлю в далеком отголоске,
Что
случится на моем веку.
Б.
Пастернак
Жизнь
Михаила Булгакова была нелегкой. Много раз оказывался писатель в отчаянном
положении, переживал крах своих творческих и бытовых надежд. Человек, принесший
русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил
скромным либреттистом-консультантом Большого театра. В тот момент, в марте 1940
года, из тринадцати булгаковских пьес и инсценировок в Художественном театре
шло всего две: “Дни Турбиных” и “Мертвые души”, а главному произведению
писателя — роману “Мастер и Маргарита” — еще более четверти века предстояло
ждать своего читателя и зрителя. Известный при жизни лишь как автор нашумевших
“Дней Турбиных”, Булгаков становился все более легендарным и таинственным по
мере того, как с театральных афиш исчезало его имя.
Несмотря
на то что Булгаков любил театр самой искренней любовью, его отношения с
Художественным театром складывались сложно. Он обладал прекрасным чувством
сцены, немалыми режиссерскими и даже актерскими способностями. Однако, как
известно, у руководителей Художественного театра Станиславского и
Немировича-Данченко, создавших новую эпоху в русском и мировом театральном
искусстве, был свой взгляд на постановку пьес Булгакова. Это выражалось в том,
что их сценический взгляд на такие, например, произведения Булгакова, как
“Мольер” и инсценирована “Мертвых душ”, сильно отличался от взгляда автора. Надо
представить себе положение Булгакова, который не просто писал пьесы, а имел
вполне профессиональные представления о том, как они должны быть поставлены.
Мне кажется, будь обстоятельства чуть благосклоннее к Булгакову, он вполне мог
бы стать одним из театральных лидеров, режиссером-постановщиком, и мы сегодня
говорили бы о театре Михаила Булгакова, а не о теме “Булгаков и театр”.
Итак,
взгляды основателей Художественного театра на постановку пьес Булгакова не
совпадали с мнением автора. Такое положение неминуемо приводило к различным
конфликтам, уступать приходилось Михаилу Афанасьевичу. Далее события
развивались еще более печально: в конце 1936 года, убедившись, что
Художественный театр не может и не хочет защищать его авторские интересы, он
после снятия “Мольера” переходит в Большой театр в качестве
либреттиста-консультанта. Мы знаем, что своим непростым отношениям с
Художественным театром Булгаков посвятил так и незавершенный “Театральный
роман”, где рядом с резкой сатирой на театральные нравы есть много доброго
юмора и глубокого лиризма. По-моему, это говорит о свойствах его характера:
Булгаков не был желчным и злопамятным человеком. Собственно говоря, это признак
большого таланта.
Сложные
отношения у писателя были и с властью. По счастливой случайности Булгаков не
разделил участи сталинских жертв, сгинувших в ГУЛАГе, как Осип Мандельштам и
другие. Такой случайностью, как известно, явился просмотр “Дней Турбиных” самим
Сталиным, после чего вождь совершенно неожиданно для своего окружения
положительно отозвался о пьесе. Ему понравилось, что Булгаков показал ситуацию
краха самодержавия, а не то, что он создал тонкую психологическую драму о
революции, уничтожающей цвет общества.
Палачи,
уже потирающие руки в ожидании новой жертвы от культуры, были разочарованы, но
тут же создали очередную легенду, что у отца народов абсолютный вкус и, стало
быть, в Булгакове что-то есть. Благодаря этому “абсолютному вкусу” Сталина,
великий драматург смог прожить некоторое время более или менее сносно. По
звонку “сверху” были вновь разрешены к постановке снятые ранее цензурой “Дни
Турбиных”.
Я
думаю, что и главный роман Булгакова “Мастер и Маргарита” создавался писателем
также с учетом будущей его постановки на сцене театра. Читая роман, я все время
видел в своем воображении его героев на сцене в исторических костюмах и среди
соответствующих декораций. Театральность героев романа, на мой взгляд,
подчеркивает их яркая символичность. Например, Маргарита — это символ вечной
любви. Понтий Пилат — символ вечного сомнения в божественной природе человека.
Мне кажется, что некоторые главы романа, такие, как, например, “Бал сатаны”,
“Маргарита”, “Понтий Пилат”, “Прощение и вечный приют”, имеют самостоятельную
сценическую ценность. Это и неудивительно, ведь в романе Булгакова “Мастер и
Маргарита” нашли завершение все его художественные и философские искания. Я
уверен, что произведения Булгакова еще не раз удивят современного зрителя,
высветившись неожиданными гранями. Это и есть высшая оценка творчества великого
русского драматурга М. А. Булгакова.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/