Новаторство драматического конфликта комедии Н. В.
Гоголя «Ревизор»
И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.
Гоголь
относится к художникам, пересматривающим литературные традиции, намечающим новые,
оригинальные тенденции в развитии русской культуры. Новаторство драматургии
Гоголя заключается во внесении новых решений в практически неизменный на
протяжении многих поколений комедийный жанр. Античная поэтика и
драматургическая практика вплоть до XIX века трактовали конфликт как
столкновение положительного и отрицательного начал. Противоборство добра и зла
позволяло максимально конкретизировать сюжетных антагонистов, а разрешение
драматических перипетий свидетельствовало о неизменном торжестве гармонии над
хаосом. Добро, а в широком смысле закон, преобладало над порочной
действительностью. Эта схема оставалась практически неизменной, выдавая
стремление авторов хотя бы в пределах художественного произведения воплотить
требования справедливости.
Оригинальность
драматургических решений Гоголя заключается в том. что место идеала в конфликте
«Ревизора» остается вакантным. На первый взгляд, исключение из сюжета
персонифицированного образа добродетели должно снять драматическую
напряженность действия, но этого не происходит, основной идейно-тематический
акцент переносится с противопоставления антагонистических сил на вскрытие
несоответствия между декларируемым социумом идеалом поведения, разумно
организованным, значимым, и вульгарностью, пошлостью жизни персонажей,
содержание которой сведено исключительно к эгоистическим потребностям.
Классическая
тенденция противопоставления негативного позитивному пересматривается автором.
Гоголь не просто меняет составные антитезы. Предметом художественного освоения
становятся чиновники, рассматриваемые не только в качестве самоценных
характеров, но и как фигуры, обобщающие социальные типы самим фактом своего
существования, разоблачающие бюрократическую систему и настолько далекие от
идеала, что смех оказывается наиболее эффективной формой их восприятия.
Жизнь
города погружена в состояние произвола и беззакония. Городничий заглядывает в
лавки купцов как к себе домой. Судья берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер
из любопытства читает чужие письма. Попечителя богоугодных заведений мало
беспокоят вверенные его заботам страждущие. Лекарь Гибнер ни слова не понимает
по-русски. Противопоставить этому миру конкретную действительную позицию
положительного персонажа означало бы создать очередную классическую драму, в
развязке которой кровь чья-либо пролилась бы обязательно – так глубоко
укоренился порок в сознание и бытие персонажей. Автор понимает, что возможный
этический антагонист-обличитель будет мало чем отличаться от уже известных
культуре персонификаций идеала и громкая полемика, им инициируемая, может
разрешиться исключительно в трагическом ключе.
Гоголь
предпринимает тематически смелое решение, противопоставляя эмблемам преступной
обыденности образ фиктивного возмездия. Результат – впечатляющее
саморазоблачение гротескных персонажей. Страх побуждает чиновников искать
спасения, раскрывая и тайны окружающих, и свои собственные, тем самым обнажая
порочность социальной практики. Зритель и читатель становятся свидетелями
фарсовых картин самооправдания, взяточничества, ханжества. Психологически
камерно и энциклопедически масштабно предстают мелочи обыденности, частности
социальной жизни, так напоминающие российскую империю в целом.
Одно
из центральных мест в конфликте занимает образ Хлестакова, «значительного лица»
поневоле, возможно, не до конца понимающего, за кого его принимают. Известны
театральные и литературоведческие версии, в соответствии с которыми Хлестаков
догадывается о своем «ревизорском» статусе. Но они противоречат гоголевской
заданности характеров; в этом и заключается комизм – пустейший человек,
олицетворение глупости торжествует над социальной мудростью. Многоопытный
городничий Сквозник-Дмухановский наказан не Хлестаковым, а рецедивами
общественных отношений, царивших в России. Тема, которая будет выражена в
названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты»,
характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная
неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная
преступность – громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом,
и достаточно появиться намеку на возможное наказание – тотчас вскрываются
спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность
нравов.
Немая
сцена может быть интерпретирована как развязка представленного конфликта и как
завязка нового, общая тональность которого будет мало чем отличаться от уже
произошедшего. Персонажи фиксируются в позах, наиболее точно передающих их
характеры, длительность переводится в сферу пластического образа, придавая
повседневности черты гротескной монументальности. Это художественное решение
автора статуарно запечатлевает порок, делает его предметом всеобщего обозрения,
типизирует явление, открывает его для последующих интерпретаций в произведениях
русских сатириков.
Практикум
Образ дороги в русской литературе XIX века
У
истоков традиции. Географические представления русских писателей: исторические
факты и художественный вымысел.
Открытие
мира. Европа – Восток (В. О. Ключевский, B. C. Иконников, С. М. Соловьев).
Художественное
своеобразие и особенности развития жанра путевых записок (путевые заметки
петровского времени, Радищев, «Письма русского путешественника» Карамзина).
Тема
дороги у писателей-путешественников (Гончаров, Короленко, Чехов).
Пространственно-временной
хронотоп дороги как жанровая доминанта произведений Радищева, Пушкина, Гоголя.
Поэтика
художественного пространства и времени в творчестве писателей XIX века:
а)
динамические характеристики – движение героя в пространстве и времени;
б)
фиксация географического положения героя; констатация времени относительно
заданной топографической или эмоциональной точки отсчета (Лермонтов, Гоголь).
Жанр
хождений, хронотопы русской «Божественной комедии» («Евгений Онегин» Пушкина и
«Мертвые души» Гоголя).
Художественно-поэтический
образ дороги:
а)
пространство – объект поэтизации;
б)горизонтальная
и вертикальная направленности пространства – соотнесенность с системой
религиозно-этических представлений о вечной жизни;
в)
дуализм восприятия мира;
г)
паломничество героя как способ постижения идеала.
Метафорический
образ дороги – путь приобщения к праведной жизни.
Список литературы
Травников
С. Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды (Путевые
заметки). – М., 1989.
Лихачев
Д. С. Путешествия на запад // История русской литературы в 10 т., Т. 2.-М.-Л., 1948.
Манн
Ю. В поисках живой души. – М., 1987.
Столярова
И. В поисках идеала. – М., 1987.
Бахтин
М. И. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramota.ru