Реферат по предмету "Литература и русский язык"


«Жалости и милости"

«Жалости и милости"
Комментарий к одному стихотворению

Макс Ремпель

Есть
такой жанр - комментарии к стихам, их расшифровка, выкапывание пластов и
ссылок. Особенно в нем преуспел T.S. Eliot - он сам писал стихи и их
комментировал. Затем их комментировали литературоведы. В результате тоненький
сборник стихов превращается в толстенный том комментариев. Хорошо это или
плохо? Кому как. Иные любят поэзию за звук и неуловимость. Мне же в поэзии
нравится ребусность и разгадываемость. Когда после каждой отгадки стих
приобретает новый смысл, резонирует на новой волне.

Вот
мои комментарии к одному из самых сложных - емких стихов Мандельштама.

Если
вы дополните или поправите - буду рад.

 Стих прежде всего удивителен ритмом. Каждое
двустишие имеет свой ритм. Оно похоже на спектр - каждое двустишие говорит о
своём и перекликается с идеями из разных тем и разных времен.

Я
молю, как жалости и милости,

Франция,
твоей земли и жимолости,

Весь
стих скреплен игрой слов, несовершенными рифмами, на грани фола. Он начинается
с каламбура, несовершенной рифмы - милости-жимолости, почти ботинки-полуботинки
и кончается ещё более спорной рифмой - козы-раздразни.

Это
не небрежность, а стиль, приближающий стихи по емкости к прозе, позволяющий собрать
воедино вещи не совместимые, и, что необыкновенно трудно в стихах - высказать
сложную философскую мысль, не снизойдя до прозы, оставшись на территории
поэзии.

Во
Франции Мандельштам был в 1907 году, в 16 лет, а стихотворение написано в 1937
году, в 46 лет, за год до гибели в лагерях, когда Европа была за железным
занавесом, и для большинства была чем-то абстрактным и недоступным.

Правды
горлинок твоих и кривды карликовых

Виноградарей
в их разгородках марлевых.

Речь
идет об импрессионистах, правда не знаю, о которой конкретно картине. Я бы
думал, что это должен быть Моне, Клод, из Эрмитажа.

Заметьте
противопоставление - кривды - правды - горлинок (парижских горожанок? или
голубей с парижских мостовых?) и виноградарей – сельских жителей, карликовых и
приземленных.

В
легком декабре твой воздух стриженный

Индевеет
- денежный, обиженный...

Интересно,
который здесь декабрь - 1907 года или 1937ого?

Если
легкий, то наверно - Парижский? Почему стриженный - потому что во Франции
стригли кусты? Вспомним Бенуа, прогулку короля...

Почему
воздух денежный? - это по поводу продажи коллекции импрессионистов из Эрмитажа
американцам? Примерно то самое время - интересно бы проверить... За валюту -
помните, у Булгакова: граждане! Сдавайте валюту...

Но
фиалка и в тюрьме: с ума сойти в безбрежности!

Свищет
песенка насмешница, небрежница, -

Фиалка
в тюрьме - картина в музее в 37 году, в эпоху террора, как напоминание о
свободной жизни.

Где
бурлила, королей смывая,

Улица
июльская кривая...

О
французской революции - интересно, что за улица и что за июль?

А
теперь в Париже, в Шартре, в Арле

Государит
добрый Чаплин Чарли -

Об
индустриализации и американизации Франции и Европы. О наступлении ширпотреба, о
том, что импрессионизм 1900 года, которому Мандельштам - современник, сменяется
бездушным и разрушительным конструктивизмом, модернизмом, фашизмом и прочими
измами.

Этот
перелом наступил в 20-30-х годах, в 1937-м было ясно, даже из Воронежской
ссылки, что старый европейский мир ушел и изменился, на смену ему идет
индустриальная эстетика, и Чаплин - лучшее, что она может представить взамен
воздушному, поэтическому и расплывчатому импрессионизму.

В
океанском котелке с растерянною точностью

На
шарнирах он куражится с цветочницей...

В
океанском - заокеанском, вселенском, универсальном - так шокирующем в период
эпохи Москвошвея.

Шарниры
- комические движения Чаплина - характеристика человека-робота, человека нового
индустриального общества, предвестника брейк-данса. Цветочница - это из какого
фильма.

Там,
где с розой на груди в двухбашенной испарине

Паутины
каменеет шаль,

Эту
загадку не я отгадал - это Нотр-Дам - гениальное изобретение французов средних
веков, способ построения соборов особенно воздушных и устремленных вверх -
однажды построенный, кажется в XII веке, Нотр-Дам был скопирован во множестве
экземпляров и присутствует в каждом большом городе Франции. Так мысль
перелетает от Чаплина и слепой цветочницы по воздушному готическому мосту к
Нотр-Даму с двумя башнями и вертикальной каменной розой (я видел озеро,
стоявшее отвесно...)

Жаль,
что карусель воздушно-благородная

Оборачивается,
городом дыша, -

Карусель
- роза - цивилизация - Европа принимают Чаплина, американскую бездушную
индустриализацию - огни большого города, и кажется, необратимо.

Наклони
свою шею, безбожница

С
золотыми глазами козы,

Наклони
шею - смирись, возврата нет.

Почему
безбожница? Потому что Франция была первой страной, где революция отвергла
Бога?

Почему
у Франции "золотые глаза козы"? Не знаю. Может речь идет о жертвенном
агнце?

И
кривыми картавыми ножницами

Купы
скаредных роз раздразни.

Почему
ножницы картавые? Кривые  - понятно, но
картавые? Почему купы? Почему скаредных? Не желающих сдаваться? Здесь ржавые
кривые картавые непоэтичные садовые ножницы – символ индустриализации,
футуризма, модернизма, а оконная роза готического собора - символ поэзии,
культуры, западной цивилизации отступающей под напором города, индустрии и
капитала.

А
теперь целиком:
* * *

     Я молю, как жалости и милости,

     Франция, твоей земли и жимолости,

 

     Правды горлинок твоих и кривды карликовых

     Виноградарей в их разгородках марлевых.

 

     В легком декабре твой воздух стриженый

     Индевеет — денежный, обиженный...

 

     Но фиалка и в тюрьме: с ума сойти в
безбрежности!

     Свищет песенка — насмешница, небрежница,—

 

     Где бурлила, королей смывая,

     Улица июльская кривая...

 

     А теперь в Париже, в Шартре, в Арле

     Государит добрый Чаплин Чарли —

 

     В океанском котелке с растерянною
точностью

     На шарнирах он куражится с цветочницей...

 

     Там, где с розой на груди в двухбашенной
испарине

     Паутины каменеет шаль,

     Жаль, что карусель воздушно-благодарная

     Оборачивается, городом дыша,—

 

     Наклони свою шею, безбожница

     С золотыми глазами козы,

     И кривыми картавыми ножницами

     Купы скаредных роз раздразни.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://berkovich-zametki.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cyber Terrorism Essay Research Paper It
Реферат Абсцессы Аппендикулярные абсцессы Абсцессы брюшной полости Абсцессы мягких тканей Абсцесс печени
Реферат Андрейченко Еленой Владимировной, старшим преподавателем кафедры библиотечно-информационной деятельности, канд пед наук программа
Реферат Історія розвитку педіатрії в Україні
Реферат Абсцесс печени Эхинококкоз печени Первичный рак печени
Реферат Государственный долг проблемы управления им
Реферат Історичні та медико соціальні аспекти становлення і розвитку вчення про сибірку
Реферат Акушерство САХАРНЫЙ ДИАБЕТ И БЕРЕМЕННОСТЬ
Реферат Історія застосування фізичних вправ та масажу як передумов виникнення механотерапії
Реферат Аир обыкновенный аир болотный
Реферат Абсцессы брюшной полости Поддиафрагмальный абсцессы
Реферат Академическая история болезни Гипертоническая болезнь
Реферат Люблинская уния
Реферат Індивідуалізація комплексної терапії хворих на хронічне обструктивне захворювання легень І ІІ стадії
Реферат Сельская местность: основные проблемы и перспективы развития