Разные лица Владимира Высоцкого
Известно,
что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто
он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни
другим, ни третьим, как не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим
парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так
убедительно, что слушатели — верили.
Как
ему это удавалось? Сказать, что он знал жизнь, не значит ответить на вопрос. В
мире немало людей с куда большим жизненным опытом, чем у него, родившегося и
выросшего в Москве, работавшего в столичном театре. Но он обладал редким даром
сочувствия. Когда говорил от чьего-то лица (и как актер, и как поэт-певец),
перевоплощался полностью, не оставляя зазора между собой и своим героем. Он
находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о
ком пел:
Отставить
разговоры!
Вперед
и вверх, а там...
Ведь
это наши горы,
Они
помогут нам...
(“Мерцал
закат, как блеск клинка...”)
Он
любил своих друзей и остро переживал потери — совсем как герой его песни “Он не
вернулся из боя”.
Он
любил жизнь и верил в ее победу над любой бедой, как и те солдаты, которые,
видя выжженную Землю, бились за ее возрождение:
Кто
сказал, что Земля не поет,
Что
она замолчала навеки?!
Нет!
Звенит она, стоны глуша,
Изо
всех своих ран, из отдушин,
Ведь
Земля — это наша душа,
Сапогами
не вытоптать душу.
(“Песня
о Земле”)
Он
знал состояние высшего духовного взлета, пережил минуты счастья в творчестве и
в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:
Весь
мир на ладони — ты счастлив и нем
И
только немного завидуешь тем —
Другим,
у которых вершины еще впереди.
(“
Вершина”)
Но
не только реальные люди были ему созвучны, но и литературные и фольклорные
персонажи: отказавшийся от дележа и невзлюбивший свой век Гамлет, очарованная
сказкой Алиса и даже бесшабашный Соловей-Разбойник.
Были
у него, конечно, и песни, на героев которых он не был похож. Он писал свой
портрет “от противного”, в красках изображая тех, кто был ему глубоко
неприятен.
У
них денег — куры не клюют,
А
у нас на водку не хватает, —
пел
он голосом завистника. Этот голос был ему хорошо знаком, ведь и вокруг него,
талантливого и знаменитого” шептались завистники. Высоцкий не боялся, что его
“перепутают” с отрицательным персонажем. Просто знал себе цену.
В
некоторых песнях он представал без маски и тогда был пугающе, беззащитно
искренен:
Я
не люблю уверенности сытой,
Уж
лучше пусть откажут тормоза,
Досадно
мне, коль слово “честь” забыто
И
коль в чести наветы за глаза.
(“Я
не люблю”)
А
в общем-то он каждой строчкой стихов, каждой нотой песен рассказывал о себе —
то весело, то очень серьезно, не боясь ни иронии, ни патетики, страшась и не
допуская только одного — фальши.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/