Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана»

Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского «Светлана»

«Его
стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», - так сказал о
Жуковском А.С. Пушкин, который, считая себя его учеником, высоко ценил мастерство
поэта и любил его как человека. Творчество Жуковского отличается особым
вниманием к человеку, к его душевным переживаниям, признанием его высоких
чувств. Неоспоримым достоинством поэзии Жуковского является умение в чудесных,
пленительных стихах воспеть красоту человека, его неразрывную связь с природой.


Большую
известность принесли поэту его баллады, в которых звучат мотивы «тайны» и
«вечности».

«Светлана»
- одна из лучших баллад Жуковского. Основа сюжета данного произведения –
гадание девушек:

Раз
в крещенский вечерок

Девушки
гадали…

Удивительно
точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда
молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:

За
ворота башмачок,

Сняв
с ноги бросали;

Снег
пололи; под окном

Слушали;
кормили

Снежным
курицу зерном;

Ярый
воск топили;

В
чашу с чистою водой

Клали
перстень золотой,

Серьги
изумрудны;

Расстилали
белый плат

И
над чашей пели в лад

Песенки
подблюдны.

Как
видим, в балладе отразились народные предания, обычаи, здесь нашли свое
отражение и обрядовая песня: гадания, приметы, подблюдные и свадебные песни; и
народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.

Фантастические
события, происходящие в поэме, - явление мертвого жениха, путь в его «обитель»,
оживление мертвеца – отражают борьбу добра и зла. Доброе начало в балладах
Жуковского - это высшие силы. В «Светлане» они персонифицированы в образе
голубка:

Белоснежный
голубок

С
светлыми глазами,

Тихо
вея, прилетел,

К
ней на перси тихо сел,

Обнял
их крылами.

«Поэзия
ужасного», характерная для многих баллад, связана со злым началом: наводящие
ужас пришельцы с того света, мертвецы.

Действие
в произведении разворачивается в полночь. Нагнетанию ужаса способствуют
традиционные балладные образы: луна, черный ворон, черный гроб, саван.

Любовь
в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с
темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и
ужас. Но Светлана демонстрирует неизменность веры:

Утоли
печаль мою,

Ангел-утешитель!


И
вмешательство добрых сил представляется наградой за верность творцу:

Глядь,
Светлана,… О, творец!

Милый
друг ее – мертвец!

Ах!
… и пробудилась.

Дума,
на которую наводит нас баллада – проповедь фатализма:

Лучший
друг наш в жизни сей –

Вера
в провиденье.

Однако
мажорный лад, несвойственный обычно балладе и делающий «Светлану» исключением
из правил, утверждает возможность радости и счастья:

Здесь
несчастье – лживый сон,

Счастье
– пробужденье.

Итак,
основой сюжета является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в
этом заключена особенность композиции баллады. В произведении нам представлена
антитеза – противопоставление добрых сил злым, сна – действительности. Причем
грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о
том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые
просят Светлану загадать «в чистом зеркала стекле». Дале мы видим следующую
картину:

Кто-то
стукнул, слышит:

Робко
в зеркало глядит:

За
ее плечами

Кто-то,
чудилось, блестит

Яркими
глазами…

Грань
между явью и сном стерта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое
восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только
героиню.

Однако
это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве
Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; ее фантастика
снимается тем, что вмешательство потусторонних сил – явление мертвого жениха –
оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не
только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья:

О!
не знай сих страшных снов

Ты,
моя Светлана…




Будь
вся жизнь ее светла,

Будь
веселость, как была,

Дней
ее подруга.

Как
уже говорилось выше, в балладе «Светлана» отразились народные предания. Поэтому
кольцевая рифма произведения, его ритм, легкий и энергичный размер – хорей,
музыкальность стиха – все это напоминает песенные мотивы. Еще надо добавить,
что баллада «Светлана» появилась во время Отечественной войны 1812 года, и
воспринималась она как подлинно народное, русское произведение. Оно вызвало
огромный восторг читателей, искавших в поэзии изображение русской национальной
жизни.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.